«Мысль народная» в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»
Примерный текст сочинения
ЭпопеяЛ. Н. Толстого «Война и мир» повествует о славных событиях прошлого,воссоздавая типичные черты эпохи начала XIX века. В центре изображениянаходится Отечественная война 1812 года, которая объединила население России ведином патриотическом порыве, заставила людей очиститься от всего наносного ислучайного и со всей отчетливостью и остротой осознать вечные человеческиеценности. Отечественная война 1812 года помогла Андрею Болконскому и ПьеруБезухову обрести утраченный смысл жизни, забыть о своих личных проблемах ипереживаниях. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительнымпродвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшиекачества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, которыйпрежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьейусадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Теперь, когда надРоссией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатскиешинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами»мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком,Андрей Болконский впервые увидел в крепостных рабах героев-патриотов, готовыхна смерть ради спасения отечества. В этих главных человеческих ценностях, вдухе «простоты, добра и правды» видит Толстой «мысльнародную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно онаобъединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью — борьбой засвободу отечества. Поэтому я думаю, что под словом «народ» Толстойпонимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя икрестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.
Романнасыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявлениепатриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к отечеству, готовностьпожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, впрямом столкновении с врагом. Описывая ночь перед Бородинским сражением,Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которыечистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовыосознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине недопускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из нихможет оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти,но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты нестараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искреннейлюбви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения«одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», широкий краснорожийсолдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует.Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться», — сказал он смеясь".Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этогокороткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил. Однакопатриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе сзахватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована вармию.
«Карпыи Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его,подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлениемфранцузов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если«решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы иСмоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая изМосквы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим своеразорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка,который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убитьНаполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.
Огромнуюроль в окончательном уничтожении врага сыграло крестьянство, котороеорганизовывало партизанские отряды, бесстрашно истребляющие наполеоновскуюармию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого,который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью иотчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с«миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова,вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Сосредоточив в этом героетипичные черты русского народного характера. Толстой показывает в романе и инойтип мужика в образе Платона Каратаева, с которым встретился Пьер Безухов вофранцузском плену. Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок,сумевший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, справедливость? Наверное,своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувствомколлективизма. Эти качества резко контрастировали с высокомерием, эгоизмом икарьеризмом высшего петербургского света. Платон Каратаев так и остался дляПьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброгои круглого».
Мывидим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и ПлатонаКаратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа,который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков,городской бедноты. Там есть эпизод, когда человек двадцать худых, истомленныхсапожников, которых обманул мастер, не спешат покинуть Москву. Откликнувшись напризывы графа Растопчина, они хотят записаться в московское ополчение, чтобызащищать древнюю столицу.
Истинномучувству любви к родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина,который вместо выполнения возложенной на него обязанности — вывезти из Москвывсе ценное — волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась«красивая роль руководителя народного чувства». В то время, когдарешалась судьба России, этот лжепатриот мечтал лишь о «героическомэффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью радиспасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод иудовольствий. Все эти люди «ловили рубли, кресты, чины", используя для своихкорыстных целей даже такое бедствие, как война. Яркий тип карьериста дан вобразе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннююдоброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться послужебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленнаяписателем, позволяет широко и всесторонне нарисовать картину военных будней,выразить свое отношение к войне.
Агрессивная,захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точкизрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателяраскрываются и в реалистических картинах, рисующих кровь, смерть, страдания, ив контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих другдруга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственныемысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ееосновная цель — убийство, которое сопровождается изменой, воровством,грабежами, пьянством, то есть война обнажает в людях их самые низменныеинстинкты. Пьер во время Бородинского сражения с ужасом осознает, что многие изтех людей, которые с удивлением смотрят на его шляпу, обречены на раны исмерть.
Такимобразом, роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когдагибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одногочеловека. Значит, мы видим здесь соединение гуманистических взглядов писателя смыслью о национальном достоинстве русского народа, его мощи, силе, нравственнойкрасоте.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/