Реферат по предмету "Другое"


Восприятие психических явлений как психологическая проблема

А.Е. Деменева


Пермский государственный университет


Рассматривается проблема восприятия внутреннего мира и психических явлений в соотнесении с традиционной трактовкой восприятия как отражения предметов и явлений объективного мира, основанного на работе органов чувств. Описываются сходство и различие двух видов восприятия: внешнего и внутреннего. Рассматривается эмпатия как фактор, способствующий восприятию Другого и его внутреннего мира.


Исследование познания психики и психического - едва ли не самая сложная из исследовательских задач. В рамках теории межличностного восприятия изучено восприятие и познание Другого, его индивидуальности [4]. Однако восприятие внутреннего мира другого человека и его составляющих психических явлений не объясняется закономерностями межличностного восприятия, так как воспринимается не сам объект (другой человек и его внешне воспринимаемые характеристики), а нечто более сложное, не видимое «невооруженным взглядом» - внутренняя психическая реальность, жизнь другого субъекта. Собственный же внутренний мир доступен субъекту благодаря интроспекции, самонаблюдению. Сила человеческого восприятия такова, что человек может воспринимать как внешнее, внешний мир, так и внутреннее, внутренний мир. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия.


Восприятие психических явлений возможно в случае не только самонаблюдения, но и внешнего наблюдения - восприятие психических явлений, носителем которых является Другой [6]. Образ внутреннего мира Другого изначально формируется путем непосредственного восприятия, наблюдения за проявлениями внутренней жизни Другого. Как этот образ формируется? Имеет ли здесь место восприятие как познавательный процесс в «чистом виде» или как нечто другое? То ли же самое имеется в виду под восприятием, когда исследователь занимается изучением отражения в сознании не объектов внешнего мира, а психических, субъективных явлений? Вот ряд вопросов, которые возникают при рассмотрении данной проблемы. В этой статье мы пытаемся проанализировать и сопоставить понимание восприятия как «рабочего» термина в оппозиции «внешнее» - «внутреннее» (объективное - субъективное; внешний мир - внутренний мир; образ объектов действительности - образ психических явлений).


Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека


При обращении к понятию «восприятие» обнаруживаем, что оно является проблемным и неоднозначно определяется в психологии.


С одной стороны, восприятие рассматривается как психический познавательный процесс (Л.М.Веккер, Б.Ф.Ломов, А.А.Гостев,


С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.), который имеет свою процессуальную сторону, и как продукт - первичный образ предметов и явлений внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.


С другой стороны, следует иметь в виду, что в реальном психическом акте частные формы (процессы) слиты и неотделимы: «Когда изучается, например, восприятие, то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы его отпрепарировать от памяти, мышления, эмоций и т.д.» [8, С.234].


Наиболее детальной концепцией восприятия обладает когнитивная психология, психология познавательных процессов. Восприятие психических явлений - несомненно более сложная проблема. Однако следует заметить, что и оно в определенной степени подчиняется основным законам восприятия.


Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии последних на органы чувств [12]. Функциональное назначение восприятия состоит в познании действительности; при этом предметы и явления действительности воспринимаются целостно и структурно.


Восприятие - процесс чувственного познания. Оно является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета [12]. Осознание чувственное данного предмета составляет наиболее существенную черту восприятия.


Восприятие связано с действием, с деятельностью вследствие его избирательного характера, и само оно есть специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии эти качества как бы извлекаются из предмета для того, чтобы быть снова отнесенными к нему. Восприятие - это форма познания действительности.


Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т. е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства предмета, определенные общественной практикой и общественным опытом. Таким образом, существенным звеном восприятия как познавательной деятельности является сопоставление, сличение, сверка образа с предметом, признаки и свойства которого выявлены в ходе общественного опыта и закреплены в слове.


В восприятии целое определяет части (М.Вертгеймер, К.Келер, К.Коффка). Целое несводимо к отдельным частям так же, как восприятие несводимо к сумме отдельных ощущений. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент. Но восприятие, вместе с тем, не сводится к сумме отдельных ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым. В каждое восприятие входит и прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. Для восприятия характерно единство целого и его частей, единство анализа и синтеза. Отражая действительность, восприятие не делает этого пассивно, потому что в нем преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего - ее установки, интересы, общая направленность, опыт - и притом не одних представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути [10].


Восприятие как психическое явление изучается в нескольких планах. В плане анализа физического (и химического) взаимодействия предметов и явлений внешней среды с органами чувств (биофизический аспект); в плане отношения между субъектными величинами и отражаемыми в них физическими величинами (психофизический аспект); в плане функционирования органов чувств (психофизиологический аспект); в плане динамики становления перцептивного образа (микрогенетический аспект); в плане анализа операции приема информации, поступающей от технических устройств (инженерно-психологический аспект); в плане влияния социальных установок личности на перцептивные процессы (социальнопсихологический аспект); в плане развития сенсорики (психолого-генетический аспект) и др. К сожалению, различные направления изучения восприятия развиваются пока изолированно друг от друга, эта проблема может в дальнейшем быть решена с помощью реализации системного подхода [8].


Образ восприятия является субъективным, т. е. в не меньшей степени, чем от действительности, зависит от воспринимаемого объекта. Восприятие всегда в той или иной мере опосредуется и дополняется имеющимися у субъекта знаниями и опытом. С точки зрения


В.Д.Шадрикова, поскольку все люди обладают разными знаниями и опытом, то и восприятие одних и тех же предметов у них не совпадает и у одного и того же человека отличается в зависимости от возраста [12]. Не только предмет воздействует на субъекта, но и происходит обратный процесс - активное принятие или непринятие образа субъектом. При определенных условиях происходит внутреннее отталкивание образа, стремление его ослабить, отделаться от него [11]. Образ, мысль не допускаются человеком во внутренний мир.


Знание человека всегда субъективно, у каждого складывается своя чувственная картина мира, в центре которой стоит сам человек. Из всего потока чувственных впечатлений предметный смысл приобретает и отбирает то, на что обращено наше внимание, что для нас важно. Так формируется внутренний мир человека, который, в свою очередь, оказывает влияние на отражение внешнего мира [12]. Душевная жизнь пополняется предметным содержанием и одновременно выступает в качестве формирующей силы в строении предметного сознания. В этом процессе формируется предметнодуховная жизнь (термин В.Д.Шадрикова), а предметное сознание выступает в тесном единстве с переживанием. Внутренняя жизнь человека: страсти, порывы, любовь - открывает для него глубины бытия, недоступные рассудку. В указанных процессах формируются способности личности.


Обусловленность восприятия внутренним миром человека в последние годы получила подтверждение в современных нейропсихоло- гических исследованиях. Как экспериментально показал К.Прибрам, «входные системы представляют собой некий фильтр для входных сигналов, экран, непрерывно настраиваются на входные воздействия. Одной из характерных особенностей этого фильтра является то, что он создает самоадаптирующиеся системы, параметры адаптации которых находятся под контролем его собственной истории» [цит. по: 12.


С.109]. С учетом этого рассматривают ряд основных свойств восприятия:


Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора отдельных ощущений, цветовых и световых пятен и т.д., а в форме предметов и явлений окружающего мира (что касается восприятия явлений психики, предметность выражается в том, что они воспринимаются как целое, а не в виде отдельных проявлений: например, эмоция радости воспринимается именно как радость, а не как приподнимание уголков губ, образование морщинок вокруг глаз или только изменения интонации речи - здесь и далее в скобках - прим. автора).


Целостность - образ воспринимаемых объектов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе набора элементов. Это свойство восприятия наиболее тщательно изучала гештальпсихология (М.Вертгеймер и др.) (что касается восприятия психических явлений, это свойство может выражаться в достижении видения целостного психического явления в другом человеке, достраивании образа этого явления по частным его проявлениям).


Константность - человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные и неизменные по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия (в отношении восприятия психических явлений данное свойство может быть применимо в том смысле, что такие явления хотя и изменчивы, непостоянны в каждый момент восприятия, тем не менее опознаются человеком и категоризуются как то или иное явление, т. е. обладают определенной константностью).


Осмысленность (или категориальность) - восприятие связано с мышлением и носит обобщенный характер, так как каждый воспринимаемый объект мы относим к группе или классу предметов и обозначаем словом- понятием. Одновременно в восприятие предмета привносятся свойства, связанные в памяти с данной категорией: «по мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее» [10. С.233] (то же происходит и с явлениями психики - мы даем им названия, узнаем их по их проявлениям, находим им аналоги в памяти).


Структурность - все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем в виде некоторой структуры (психические явления мы также можем воспринимать как структуру: например, психические состояния мы можем воспринимать как структуру, состоящую из нескольких элементов: физиологические проявления, эмоциональная составляющая и т.д.).


Апперцепция - характеризует зависимость восприятия от индивидуальных особенностей человека, его личности; апперцепция заключается во влиянии на формирование образа прошлого опыта человека, его целей, мотивов, установок, эмоций, убеждений, интересов (при восприятии психических явлений мы также привлекаем свой прошлый опыт, эмоции, установки и пр.).


Историчность - восприятие является относительно непосредственным актом познания мира историческим человеком, оно строится на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, оно, таким образом, есть продукт общественно-исторического развития (включая и историчность восприятия внутренних процессов, явлений) [Там же].


Таким образом, восприятие есть сложный психический акт, опирающийся на множество факторов, начиная от строения органов чувств, заканчивая личностными характеристиками воспринимающего субъекта. Выделить «чистое» восприятие, отмежевав его от остальных психических процессов и структур, представляется сложной и практически нерешимой задачей. Можно сказать, что «орган восприятия» - это сам человек и его психика.


Восприятие психической реальности


Восприятие психического должно рассматриваться в особом ключе. Воспринимает не орган чувств или восприятие, а человек. Восприятие внутреннего мира рассматривается в широком смысле, как включающее в себя не только свойства восприятия, но и свойства ощущения, и свойства мышления, т. е. как целостная отражательная система. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия, а почти все целостные объекты психологического исследования (как компоненты психики, так и психика в целом) непосредственно не наблюдаемы [5]. Непосредственное взаимодействие с объектом восприятия часто носит локальный характер, не захватывая объекта в целом (когда он велик, сложен или ненаблюда- ем), в этом случае целостный образ возникает уже в памяти субъекта и носит промежуточный характер между образом восприятия и представления. В связи с этим мы говорим о восприятии внутреннего мира, учитывая, что в зависимости от функции восприятия находится и его время - от долей секунд до часов, дней и лет [5].


Нужно отметить, что в восприятии внешнего мира и внутреннего мира существуют как сходства, так и различия. Сходство заключается в следующем: 1) продуктом и того и другого видов восприятия является образ; 2) оба вида восприятия зависят от самого воспринимающего субъекта (его личности, установок, опыта, внутреннего мира и т.д.). Различным можно назвать то, что образ восприятия внешнего мира - результат воздействия физических раздражителей на органы чувств, тогда как образ восприятия внутреннего мира - результат воздействия «латентных» раздражителей, не воспринимаемых традиционными органами чувств, таких как, например, психические явления (собственные или Другого) и т.п. В качестве «органа чувств» здесь выступает сам субъект как целое; в большей степени это результат работы самого внутреннего мира воспринимающего субъекта: его знаний о человеческой природе, о психике и ее явлениях, система внутреннего опыта субъекта (опыт переживания эмоциональных состояний, протекания психических процессов, поведенческих актов и их причин и т.д.).


Итак, восприятие - это один из немногих феноменов в психологии, который разрабатывается во многих психологических школах и течениях. Чаще всего восприятие рассматривается как познавательный процесс, помогающий строить в сознании образ объективной реальности. Восприятие как бы «вырывается» из целостной ситуации и подвергается анализу как отдельно существующий процесс. При таком подходе психические явления лишаются собственной онтологии, а психологии восприятия отводится скромная роль регистратора перцептивных эффектов [1].


В. А. Барабанщиков в работе «Восприятие и событие» [2] предлагает новую концепцию восприятия, которая базируется на системном подходе. Наиболее перспективный подход к изучению перцептивного процесса, по мнению В. А. Барабанщикова, предполагает его анализ в качестве события. В наиболее общем ключе понятие «событие» характеризует локальное структурирование бытия в сжатые промежутки времени - в данный момент, здесь и сейчас. Событие означает раздельное существование, встречу или столкновение различных начал, в которых рождаются новые структуры, отношения или порядок вещей. Событие, следовательно, всегда взаимоотношение, взаимораспреде- ление, взаимосвязь, в процессе которых исходные образующие не остаются неизменными. Источник становления и развития события заложен в нем самом. Событие допускает познающего субъекта (наблюдателя, исследователя, свидетеля, участника). В этом случае оно включает не только содержание происходящего, но и отношение к нему и / или усилие со стороны воспринимающего. Наблюдая череду повторяющихся явлений, исследователь обнаруживает в нем все новые и новые оттенки. Вместе с тем структурное сходство событий сохраняется и становится основным предметом исследования.


Описанная логика сохраняется и тогда, когда наблюдатель и участник события сливаются в одном лице. Восприятие совершается не само по себе, а тем, кому оно принадлежит. Поскольку субъект восприятия вовлечен в событие, оно становится единицей его жизни, обретая значение и смысл.


Восприятие, включаясь в разные отношения бытия, обнаруживает разные грани и описывается с помощью различных понятий. Восприятие многомерно. Психика проявляется в восприятии в преобразованной форме, в этом смысле оно голографично [2].


Человек может воспринимать не только внешний мир, но и собственный внутренний мир и даже внутренний мир другого субъекта (как бы парадоксально и сложно это ни казалось). Субъект восприятия в данном ключе не может быть отождествлен ни с ЦНС, ни с органами чувств. Воспринимает не глаз или мозг, но человек. Идея «внутреннего наблюдателя» [3] выражает акт самопознания человека, носящий по отношению к чувственному восприятию вторичный характер. Рефлексирующему сознанию само восприятие открывается как часть внешнего мира, вынесенная вовне - в мир людей, предметов, событий. В этот мир включен и сам человек, наблюдатель: нельзя воспринимать окружающее, не воспринимая себя [1].


Восприятие внутреннего мира, являясь много более сложным феноменом, чем восприятие предметов или явлений внешнего мира, подчиняется, с одной стороны, общим законам восприятия, с другой - логике общения. Воспринимая внутренний мир Другого, мы «читаем» о его эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях, некоторых индивидуальных характеристиках и т.д. Поэтому, воспринимая Другого, мы относимся к данному предмету восприятия как к себе подобному. Соответственно и перцептивный процесс строится в том числе и по логике общения [1]. Из всего этого следует, что восприятие и определение наблюдателем внутреннего мира другого человека - это не просто процесс принятия решения, не просто прием и переработка информации, это эмоциональное сопереживание (эмпатия), т. е. целостный акт общения (а общение осуществляется по иным законам, чем когнитивные процессы).


Благодаря взаимному восприятию люди как бы «приникают» друг в друга, «вычерпывают» индивидуально-психологические, эмоциональные, этнические и другие характеристики партнеров [4]. Восприятие Другого совершается как прием - передача сообщения, которое непрерывно уточняется и корректируется. Воспринимая Другого, мы считываем о нем информацию и выражаем отношение к нему. Акты восприятия двух людей сливаются в таком процессе в единое целое [Там же].


Проблема восприятия человека человеком активно разрабатывается в психологии социального познания (Г.М.Андреева,


А.А.Бодалев), однако в данной группе теорий восприятие раскрывается как познавательный процесс, в его традиционном понимании, а объектом восприятия является человек с точки зрения, в основном, его внешних характеристик: внешности, мимики, поведения и т.д. Еще Г.Олпорт указывал, что восприятие и познание человека человеком подчиняется тем же законам, что и восприятие любого другого объекта действительности, но появляется и новое. Другой подобен нам. Он обладает сознанием, он к нам как-то относится, он воспринимается и понимается нами как личность [9].


Особенности формирования образа другого человека в какой-то степени определяются опытом общения, степенью знакомства с воспринимаемым человеком, что необходимо учитывать при исследовании восприятия внутреннего мира.


Идея восприятия непосредственно психической реальности Другого, его внутреннего мира идет глубже: воспринимается не просто другой человек, а его глубинные, скрытые процессы и явления. Одним из механизмов такого восприятия может служить эмпатия как способность со-переживать, со-чувствовать, проводить аналогии с собственными психическими состояниями и явлениями. Так, А.А.Бодалев, цитируя Т. Липпса, говорил, что наш внутренний мир можно увидеть в телесных проявлениях, что важно более всего для стороннего наблюдателя, так как он, воспринимая и понимая обладающее определенными чувственными признаками тело, схватывает его эмоции и психические состояния [цит. по: 4. С.46]. Таким образом, знание о существовании у Другого того или иного состояния сознания основывается на вчувство- вании, которое заключает в себе тенденцию к сопереживанию.


Исследование собственной психической реальности и психической реальности Другого проводится в рамках подхода «Психология познания в области психологии» [6]. В рамках данного подхода выделяются четыре направления исследований:


Психология самопознания и самонаблюдения (психология познания психических явлений с позиции внутреннего наблюдателя).


Психология познания психических явлений, носителем которых является другой человек (психология познания психических явлений с позиции внешнего наблюдателя).


Психология творчества психолога (открытие и восприятие знания, полученного им самим).


Психология восприятия и понимания психологического знания, полученного другими, в готовом виде.


Первые два направления отражают взгляды школы на проблему восприятия психической реальности.


Психология самопознания и самонаблюдения. Б.Г.Ананьев указывал, что метод самонаблюдения может дать наиболее интересные результаты при изучении самых сложных, интегральных психических образований - сознания и личности. При этом сознание должно рассматриваться не только как отражение объективной действительности, но и как внутренний мир человека. Постижение внутреннего мира человека осуществимо с помощью метода интроспекции. В истории интроспективной психологии можно найти данные, касающиеся процесса самонаблюдения, варианты методик его изучения.


2) Психология восприятия психических явлений, носителем которых является другой человек. Правомерность такой постановки может вызвать недоумение. Ведь психическое невос- принимаемо, «трагически невидимо» (К.Прибрам); «чужие же мысли, чувства, хотения, вообще чужие душевные явления, воспринимать мы не можем» (А.И.Введенский). Восприятию дано лишь поведение. Однако как могут работать, например, психологи-


консультанты, не отслеживая постоянные изменения в актуальном психическом клиента, а оценивая только его (клиента) внешние проявления? Другими словами, как консультант может работать, не воспринимая психику клиента? [6. С.42-49; 7. С.16-21].


Подходы ученых Е.В.Левченко, В.А.Барабанщикова и других можно назвать еще субъектным подходом к изучению восприятия. В данных концепциях рассмотрение процесса восприятия отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных его теориях (теориях познавательных процессов). Здесь акцент смещен в сторону субъекта и субъективной реальности.


Как мы видим, восприятие психических явлений, внутреннего мира является неоднозначной и весьма непростой задачей психологии субъекта. Существует и «оборотная сторона» данной проблемы - это проблема передачи данных о собственном внутреннем мире наблюдателю, воспринимающему субъекту. Когда мы говорим о восприятии внутреннего мира, следует помнить о том, что в данном случае активностью обладает не только субъект восприятия, но и сам его объект - носитель внутреннего мира.


В присутствии Другого объект восприятия как бы открывается в двух смысловых полюсах: «содержание для себя» и «содержание для других» (можно провести аналогию с кантовскими «вещь в себе» и «вещь для нас»). Наблюдатель, воспринимающий субъект, «требует» некоей понятности, формы изложения содержания внутреннего мира человека - носителя его. Человек может сообщать о своем внутреннем мире посредством различных техник, способов и приемов; задачей воспринимающего становится «уловить» содержание такого сообщения. Познание субъектом психических феноменов в себе и Другом опосредуется, таким образом, системой индивидуальных значений (слово, образ, действие и т.д.), которые одновременно выступают и средствами отображения явлений психики.


Список литературы


Барабанщиков В.А. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.


Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002.


Бергфельд А.Ю. Восприятие эмоций: автореф. ... канд. психол. наук. Пермь, 2002.


Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.


Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.


Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14. / под ред. А.А.Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.


Левченко Е.В. Психология познания в области психологии и практика // Психология и практика: ежегодник Росс. Психол. Об-ва. Т. 4. Вып. 5. Ярославль, 1998.


Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.


Олпорт Г. Личность в психологии. М.; СПб., 1998.


Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2004.


Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.


Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psu.ru/


Дата добавления: 24.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.