«Мильон терзаний» СофьиФамусовой
(По комедии Грибоедова «Горе отума»)
Единственныйперсонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума», какблизкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней:«Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку.»
Вэтом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса.Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго«не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора:«Софья начертана неясно». И только Гончаров в «Мильонетерзаний» в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонажи его роль в пьесе.
Софья- лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она- так же как и Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством.И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной,напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьииграют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мирдля нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — всемысли только о скорой встречи.
ВСофьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна инесвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда небудет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готовак борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своейлюбви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затеми вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена иодновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попростуизменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать:«Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»
Софьес самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы,сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного:мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках).Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нетв нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ искоро опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ейкажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становитсяневольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она пораженав самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.
Какже случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух обезумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другуюлитературную героиню — Марью Болконскую из «Войны и мира». Вспомним,как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и несмогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет,разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развиваетлогическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал путинового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получалидевушки-дворянки его эпохи. В «Горе от ума» есть исчерпывающееопределение такого образования:
Беремже побродяг и в дом, и по билетам,
Чтобнаших дочерей всему учить, всему —
Итанцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Какбудто в жены их готовим скоморохам.
Какотчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросывоспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и еесовременницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело вдругом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушкенеобходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучногозамужества. Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать закаждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясьнайти свой путь.
Содной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историямилюбви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью.Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юнаядевушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видитразличия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинноечувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь «отбываетповинность». С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь всоответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образовпредставлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: отдевичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки.Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремитсялюбая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных,почтение окружающих — и так до того момента, когда «с бала да вмогилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — простоидеал!
Икак это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от«молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным.Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И всеже у нее вырывается:: ъ
будьтерады,
Чтопри свиданиях со мной в ночной тиши
Держалисьболее вы робости во нраве,
Чемдаже днем, и при людях, и въяве;
Ввас меньше дерзости, чем кривизны души.
Дажеэто «кривизна души», доставившая Софье такой страдание, пугает ееменьше, чем дерзость — определяющее качество Молчалина. Вся жизнь светапостроена на криводушии — поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустивслух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись вМолчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, чтоследующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья,безусловно, — натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но вселучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистинедраматичен образ главной героини «Горя от ума».
Лучшийанализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи «Мильонтерзаний» он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. Иглавное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Двехарактеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуальноне безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жиливсе:» «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствиемвсякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственнаяслепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общиечерты ее круга».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/