""
(по поэмеНекрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Поэма «Кому наРуси жить хорошо» — вершинатворчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости,яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поискахсчаcтья и правды. Нодвинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся сместа, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные исостоятельные;бунтарии «рабы». О последних хочется поговорить отдельно. Наряду скрестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклисьсо своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — холоп примерный. Обиженныйжестоким помещиком,Яковв отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасовсоздаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии.Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки идопивая из рюмок иностранное вино.
Укнязя Переметьева
Ябыл любимый раб,
Жена-рабалюбимая… Он молится:
«Оставьмне,господи,
Болезньмою почётную,
Поней я дворянин!»
Близкик холопам Клим и Ипат-люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому далоценку сам Некрасов:
БылКлим мужик:ипьяница,
Ина руку нечист.
Работатьне работает,
Сцыганами вожжается,
Бродяга,коновал!
Средикрестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своихтоварищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали вовсех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас,один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Айслужба-должность подлая!..
Гнусьчеловек!-Не бить его,
Такуже кого и бить?
Жадныйстароста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ окрестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двухвеликих грешниках».Рассказдаётся в подтверждение мысли:
Великдворянский грех!
Велик,а всё не бытьему
Противгреха крестьянского.
Грехпредательский- самый тяжёлыйгрех:
Всёпрощает бог,
АИудии грех не прощается.
Оймужик!Мужик!Ты грешнее всех,
Аза что тебе вечно маяться!
Длячего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право«калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц,разбойников, а хуже всего- предателей.Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят оней:
Добраты, царска грамота,
Дане про нас ты писана...
Явление «холопство»,если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство такихлюдей- «холопы»по психологии. «Холопство» пока не искоренено и существует повсюду.