""
А.Н.Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческогобыта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названногоДобролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темойтворчества Островского.
Драма“Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главнаягероиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбиладругого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, онапризнается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование еестановится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
Таковасобытийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед намицелую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), ипочтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки,рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа(Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однакопри всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаютсяна два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и“жертвы темного царства”.
“Темноецарство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто можетоказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь,это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцомдобродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций,постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства,проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всегонового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежьза то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствуетпросвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабановасчитает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхеперед мужем.
ДомКабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”,а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, гдеживут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах,выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конецсвета. “Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заеласовсем...” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличаетсяот ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенноподавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться,пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолькогнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могутзадержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудьотлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготысемейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердымхарактером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
Главойдругого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. Вотличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемернымирассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведетсебя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников,членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надозаплатить, а все одно не могу...”), причем нисколько не стыдится этого,напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников покопейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой являетсяопекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещаниюродителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с нимпочтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, чтонаследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить,будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, чтоне собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные детиесть”.
Самодуры“правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителейсамого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один изтех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, чтоникакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей ипродолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует:“Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют вСибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философияжизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” —делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у материключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. Вконце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравыцарят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянноестремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
ДажеКулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним несвязываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установитьгромоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., чтобы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этотмиллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
Представителиже “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошомогут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как таего мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходитна дружелюбный тон.
Такимобразом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные истрастные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах еезащитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин).Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома ипри первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако дляКатерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит своюдушу, постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Еенабожность не имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе”Катерина винит только себя, ни словом не упрекая Бориса, который непредпринимает никаких усилий, чтобы ей помочь.
СмертьКатерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не можетприсоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать однимиз его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из душивсе чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шитода крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не передконкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душойза то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однакопонимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ейне нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этомговорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, адуша теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
Такимобразом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной моралиобщества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катериныне мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружениябыл не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протестоказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбораличности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, сханжеской моралью и серостью повседневного быта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/