«ДУША ОБЯЗАНАТРУДИТЬСЯ»
(ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИРИКЕ)
Преждечем говорить о философском направлении в современной поэзии, зададим себевопросы: «А разве поэт — непременно философ? Разве не сказал Пушкин, что поэзия«должна быть немного глуповата»? Не лучше ли, если будет просто поэзия — безвсякой философии?»
Новсе дело в том, что просто поэзии не существует. У настоящего поэта чувство имысль предстают в единстве. Более того, «чем глубже чувство, тем глубже мысль,и наоборот» — такова формула В. Г. Белинского.
Конечно,есть поэзия, в которой философская идея прячется в эмоцию, выражается скрыто, иесть такая, где она выступает на первый план, подчиняя себе художественныйобраз. Тогда и говорят о поэте-философе, поэте-мыслителе по преимуществу.
Кфилософскому направлению в современной поэзии можно отнести творчество ЛеонидаМартынова, Евгения Винокурова, Владимира Корнилова, Арсения Тарковского,Александра Кушнера, Юрия Кузнецова и, конечно, Николая Заболоцкого, оказавшегоогромное воздействие на всю русскую лирику второй половины XX века.
Большоеместо в художественном мире Н. Заболоцкого занимают тема и образы природы,начиная от автобиографического стихотворения «Я воспитан природой суровой...» икончая такими шедеврами, как «Вечер на Оке», «На закате», «Чертополох»,«Одинокий дуб», «Ласточка». Это не просто образцы традиционной пейзажнойлирики, как может показаться на первый взгляд. Под пером Заболоцкого описаниеявлений природы переходит в лирические рассуждения о месте человека воВселенной, о сущности человеческой жизни. Роль «живой воды» играют уЗаболоцкого сравнения. Сравнивая один предмет с другими, поэт тем самымвыражает философскую мысль о всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений в мире.
Вот,например, букет чертополоха, растения, казалось бы, совсем не поэтического,способного оттолкнуть одним своим названием. Однако поэт сумел увидеть вмалопривлекательных колючих ветках «огней багровых хоровод», «битвынеоконченной пыланье, полыханье поднятых мечей». Более того — чертополохстановится «образом мирозданья, организмом, сплетенным из лучей». Для того,чтобы обычный предмет наполнился таким огромным внутренним смыслом, необходимане только упорная работа мысли, но и напряжение всех душевных сил.
ИЗаболоцкий действительно много пишет о душе. Выражением жизненной установки ипоэтическим завещание поэта звучат его знаменитые строки:
Непозволяй душе лениться!
Чтобв ступе воду не толочь,
Душаобязана трудиться
Идень и ночь, и день и ночь!
Первенстводуховной красоты над телесной — также одна из главных мыслей Заболоцкого. Встихотворении «Некрасивая девочка» она вытекает из описания обычного«житейского случая» «дворовой» сценки.
Двуммальчикам отцы купили по велосипеду, и те, забывши обо всем, гоняют их подвору. Девочка же, их сверстница, похожая на лягушонка, бегает за ними «последу», радуясь «чужой радостью»; она «ликует и смеется, охваченная счастьембытия». Рисуя некрасивые черты своей маленькой героини, поэт задает вопрос:
…что есть красота
Ипочему ее обожествляют люди?
Сосудона, в котором пустота,
Илиогонь, мерцающий в сосуде?
«Чистыйпламень» бескорыстного сердца, способного разделить счастье других, может, помнению Заболоцкого, перетопить «самый тяжкий камень». «Грация души» превращаетфизическую некрасивость в красоту, и эта красота подлинна.
Заболоцкийвообще много рассуждал о красоте — и о красоте природы, и о «красотечеловеческих лиц» (так названо одно из стихотворений). Красота и добро для негонерасторжимы. Но поэт задумывался и о силе зла, которое таится как вневежестве, так и в разрушительном уме.
Встихотворении «Противостояние Марса» создается образ особого, античеловеческогоразума, лишенного «сердца и души». Его олицетворением является звезда, «кровавыйМарс». «Как будто дух звероподобный», он смотрит на землю с высоты, чертя внебесах «знаки страданья, крови и войны».
Норечь в стихотворении идет не только о далекой и мрачной звезде. Носителямизвероподобного духа, полного разума и воли, но лишенного сердца и души, могутстать люди, а тому, «кто о чужой не страждет боли», «все средства хороши». Какне вспомнить здесь зловещие страницы истории XX века, наполненные глухой злобойи человеконенавистничеством!
Любовнаяигра Заболотского также включается в общее философское русло его поэзии. Любовьв изображении поэта — не просто всепоглощающее чувство, но прежде всего труддуши, мучительный и вместе с тем радостный, несущий «животворный свет». Цикл«Последняя любовь», куда входят такие лирические шедевры, как «Чертополох»,«Морская прогулка», «Признание», «Можжевеловый куст», «Старость» и другие,погружает читателя в «целый мир ликованья и горя», в котором есть все: инеожиданность встреч, и страстность признаний, и боль размолвки. Заключительнымаккордом звучат строки о судьбе двух немолодых людей, переживших эти катаклизмыи познавших высшую гармонию бытия:
Теперьвсе страшное ушло,
Итолько души их, как свечи,
Струятпоследнее тепло.
Такоеже тепло исходит и от поэзии Заболоцкого, поэзии мысли, согретой сердечностью идобротой.
Однакоцентральное место в лирике Заболоцкого занимают, конечно, вопросы жизни исмерти, идея вечного круговорота в природе, переходящие в тему бессмертия.
Яне умру, мой друг. Дыханием цветов
Себяя в этом мире обнаружу...—
пишетон в стихотворении «Завещание». Мысль о неуничтожимое™ живого, о переходах отодних форм бытия к другим — одна из основных и любимых мыслей поэта,позволившая сказать о себе точно
ивесомо:
О,я недаром в этом мире жил!
Исладко мне стремиться из потемок,
Чтоб,взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделалто, что я не довершил.