«ДЕМОН» И «МЦЫРИ»М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
(cравнительная характеристика)
Внастоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем иобразов, получивших отражение в поэмах М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и«Демон».
Известно,что основной конфликт лермонтовского творчества, как правило, строится наантитезе образов «неба» и земли". Любовь к «земле»и отречение от нее во имя «небесного» идеала, жажда веры иневозможность уверовать, постоянная душевная раздвоенность — все это являетсятипичным для героев Лермонтова" [1].
Контрастныеотношения к миру проступают и в поэмах «Демон» и «Мцыри».Особенно они бросаются в глаза при сопоставительном анализе пейзажа и егоидейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих этипоэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантоводного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением.Сравнительный анализ позволяет углубить наше представление о лермонтовскойтрактовке свободы, романтического идеала.
Начнемс сравнительного анализа пейзажа. В обеих поэмах ведущее место отведенокартинам кавказской природы. Прежде всего бросается в глаза ихлексико-семантическая и стилистическая близость. Приведем несколько примеров.
«Демон»:"… Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял";
«Мцыри»:«В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ...»;
Демон":"… глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистыйДарьял, И Терек, прыгая, как львица… Ревел";
«Мцыри»:«Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел… Выл, крутясь,сердитый вал»;
«Демон»:«И золотые облака Из южных стран, издалека Его на север провожали»;
«Мцыри»:«И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направлялобег — как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!»;
«Демон»:«И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялисьголовой»;
«Мцыри»:«Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял...»
Числотаких примеров можно увеличить, однако и указанные ярко демонстрируют схожестькартин, предстающих перед героями.
Исследователямиуже отмечена характерная черта поэтики Лермонтова — «самоповторение».Установлено, что оно часто встречается в его юношеской поэзии. Тем более значимприем «самоповторения» в зрелом творчестве поэта. Есть основаниедумать, что сходство идей, образов «Мцыри» и «Демона»неслучайно и, видимо, оправдано художественной целью автора.
Картиныприроды в названных произведениях хотя и соотнесены, однако смысл их длячитателя неодинаков относительно внутреннего мира героев, по-разномуотносящихся к природе. Демон остается равнодушным к «дикому» и«чудному» «Божьему миру»: он окинул«презрительным» оком «творенье Бога своего, И на челе его высокомНе отразилось ничего». Красота земного мира чужда «гордомудуху».
По-иномуее воспринимает Мцыри. Он, в отличие от Демона, всей душой откликается навеликолепие природы. Это объясняется тем, что Мцыри, как отмечал С.Ломинадзе,«видит в „образах природы“ отражение собственной судьбы: прямое,или, чаще, контрастное. Деревья „шумят свежею толпой“, как»братья", о которых томится его одинокая душа, «скалы жаждутвстречи каждый миг», «но им не сойтися никогда» — то же самое,что происходит с Мцыри и от чего он так страдает. Герой мечтает обрести дом,родных, которых «видел у других, а у себя не находил», его тревожитто, что никому не мог сказать «священных слов отец и мать». Этимраздумьям о реальных родителях, «друге иль брате», «молодыхсестрах» вторит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий:вот и «две сакли, казалось, приросли к скале» «дружноючетой» [3].
Вэтих зарисовках — проекция беспокойного внутреннего мира героя. Рассказ ожизни природы является важной частью его исповеди, вместе с тем в''метафорах-миниатюрах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает тот жестрой души, что и в обширном фрагменте, где душа эта впрямую занятасамораскрытием" [З]. Картины природы созданы с позиции романтическогопсихологизма: они отражают внутренний мир героя, имеют сугубо субъективнуюокраску.
В«Демоне» также большое место занимает пейзаж. Однако он дан вобъективном плане, от лица повествователя. Здесь между героем и природойустанавливается непреодолимое расстояние. «Божий мир» не даетокончательную разгадку души героя, а, напротив, усиливает у читателя ощущениеее непостижимости. Возникает необходимость понять причину враждебности,отчужденности героя к «чудному „творенью. В “Демоне» связьгероя с природой показана по принципу контраста.
Мцыри,напротив, устремлен к многозначному говорящему миру. Он хочет«раствориться» в природе и получает наслаждение от близости с ней:«И было сердцу моему Легко, не знаю почему...» Именно картиныприроды вызывают у Мцыри воспоминания о родине: «И вспомнил я отцовскийдом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул...»
Природапробуждает в герое не до конца осознаваемые им переживания и вместе с темсимволически выраженную в поэме жажду идеала, гармонически сочетающего«земное» и «небесное». У Демона же при взгляде на природувозникает ощущение бесприютности, бездомности. В нем, кроме «завистихолодной», «природы блеск» ничего не возбуждает. Мы видимантитетическое построение образов: Мцыри доступна «небесно-земнаяродина», дом под небесным сводом, Демон же обречен на вселенскуюбездомность, космическое одиночество.
Обратимвнимание на художественный прием Лермонтова в передаче пейзажных зарисовок. Впоэме «Демон» процесс реального приближения к земле дан параллельноизображению все углубляющегося внутреннего отчуждения героя от Божьего мира. В«Мцыри» природа описывается «изнутри», чем подчеркивается,что герой — часть ее и состоит как бы в родстве с ней. Это становится очевиднымна следующем примере. Мцыри вспоминает: «Кругом меня цвел божий сад,Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лозВились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозды полные наних...»
Этоописание можно назвать одной строчкой из «Демона»: " Счастливый,пышный край земли!" Находим и другие образно-стилистические параллели.«Мцыри»: «Божий сад», «Демон»: "столпообразные раины", «чинар развесистые сени»;«Мцыри»: «запели птички», «дохнули сонные цветы»;«Демон»: «и кущи роз, где соловьи поют...»;«Мцыри»: «Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, какдитя...»; «Демон»: «Пещеры, где палящим днем томятся робкиеолени»; «Мцыри»: «И снова вслушиваться стал К волшебным,странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели о тайнахнеба и земли, И все природы голоса сливалиеь тут...»; «Демон»:«И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячирастений...»
Соотнесякартины природы в «Мцыри» и «Демоне», Лермонтов тем самымподсказывает читателю, что перед ним общая для обоих героев картина мира. ОднакоДемона природа оставляет равнодушным и холодными: «Но кроме завистихолодной Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новыхчувств, ни новых сил, И все, что пред собой он видел, Он презирал ильненавидел». Тогда как Мцыри бесстрашно идет ей навстречу: «Но страхне сжал души моей: Я сам, как зверь,… И полз и прятался, как змей».
УМцыри природа рождает первобытную звериную силу — черта, которая была отмеченаеще современниками Лермонтова. Критик журнала «Маяк» Бурачок писал,что поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную вчеловеке [4]. Сходную мысль выразил и Ап.Григорьев, который указывал на«необузданную страстность» Мцыри, рвущегося на широкий простор,охваченного «безумной силой», вопиющей «против всякихобщественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения». Силаэта, «отчасти зверская», по мнению критика., «в лице Мцырирадуется братству с барсами и волками» [5].
Максимальной приближенности Мцыри к «дикой природе» противопоставленапредельная враждебность Демона к «земному». Мцыри понимает голосаприроды: «Хотя без слов мне внятен был тот разговор...» Демона же«стозвучный говор голосов» оставляет без участия.
Мцыриценой невиданного внутреннего усилия попадает в ритм природной жизни.«Озолотился восток» — и пробуждается все живое: «запелиптички», «ветерок шевельнул листы», «дохнули сонныецветы», и вместе с ними герой стремится «навстречу дню»:«и, как они, я поднял голову мою». Герой говорит, что именно в этимгновенья он жил по-настоя-щему: «Все, что я чувствовал тогда, Те думы — им уж нет следа; но я 6 желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно,опять».
Извсего этого выявляется символический сюжет поэмы. На лоне природы Мцыристановится доступным мир неземной, у него появляется возможность обретения«неземной родины»: «В то утро был небесный свод так чист»,что можно было увидеть «прилежным взором» полет ангела; в небе онглазами и душой тонул. Подобные ощущения невольно напоминают стихотворение Лермонтова«Ангел», в котором лирический герой также видит, «как по небуполуночи» пролетает ангел. Образ здесь создан на грани детскогомировосприятия, чистого взгляда на Божий мир.
Еслисравнить эту сторону души Мцыри с мироощущением Демона, то выявляетсяхарактерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир,осложненным рефлексией и непосредственным восприятием окружающего.
Примечательно,что Тамара после встречи с Демоном, «зараженная думою преступной»,тоже перестает видеть красоту природы. Испытав воздействие демоническогоначала, Тамара постепенно утрачивает непосредственность мироощущения,становится равнодушной к «живой жизни». «Тамары сердценедоступно Восторгам чистым. Перед ней Весь мир одет угрюмой тенью; И все ей внем предлог мученью». У Мцыри образ «грузинки молодой» в егосоединении со стихией вольной природы рождает безнадежную тоску по родине. УДемона после встречи с Тамарой возникает надежда на примирение с небом. Вместес тем, для Демона красота девушки является случайной в порочном, по его мнению,мире.
Можносказать, здесь возможность противопоставления двух лермонтовских героевисчерпывается. Обнаруживается общий для Демона и Мцыри парадокс: Демон подостоинству ценит красоту Тамары, однако противопоставляет ее «Божьемумиру». Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает егоот мира людей. Дает о себе знать отмеченный исследователями в связи с героямиЛермонтова «внутренний барьер», придающий их поискам идеала особыйхарактер [6]. Ломинадзе писал, что на фоне" «объятий» природыглубже постигается мера одиночества Мцыри. «Возможно, оно стольбезысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо» [3, 155].Герой рад обняться, «как брат, „хоть с грозой, готов слиться сприродой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри сбарсом “сплетаются », «обнимаются» «крепче двухдрузей». Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, акакой ценой — не важно. Борются как бы неразноприродные существа: Мцыри«визжал, как барс», а раненый барс «застонал, как человек.»И среди образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление«дружбы — вражды» [3, 156]. Герой видит в небе такую картину:«Уж луна вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычеюсвоей». Таким образом, для Мцыри, насильственно отторгнутого от роднойпочвы, контакт с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Образ Демона также создан на идее разрыва с родом иустремленности к идиллии.
Рассмотримв сравнении встречи Демона и Мцыри с грузинкой. Демон видит владения Гудала,здесь по ступеням в скале, ведущим к реке, «покрыта белою чадрой,Княжна Тамара молодая К Арагве ходит за водой»; Мцыри видит, как«держа кувшин над головой», грузинка сходила к берегу". Эпизодэтот, вопреки ожиданию, не противопоставляет, а, напротив, сближает героев.Характерно, что у них образ «грузинки молодой» рождает воспоминания онебесном рае, неудовлетворенность «земным» рождает ощущение "предсуществования". Тамара напоминает Демону ''те дни давние", когдаон еще не был падшим ангелом". Появляется возможность постигнуть«святыню любви, добра и красоты» через сочувствие земной женщины.Мцыри видит грузинку во «сне», следовательно, переносит ее образ виную реальность, которая ему дороже «земного рая».
Сонв поэтике Лермонтова — не просто характерная метафора, он в смысловом отношениинасыщен. Ученые неоднократно обращали внимание на особое значение мотива сна втворчестве поэта. Д.Мережковский отмечал, что сон у Лермонтова — форма переходак «вечной» жизни. С.Ломинадзе, развивая эту мысль, дает глубокую трактовку поэтики сна в художественной системе Лермонтова. «Сон — этовозможность незаметно для себя синхронно охватить предмет с несовместимыхпространственных или хронологических „пунктов“, он представляетпарадоксальное взаимопроникновение движения и неподвижности» [3].
Потомутрудно отказаться от мысли, что коллизия образа Мцыри соотнесена Лермонтовым стемой вечности, а не только с противоречиями социальной действительности.Попытка прорвать границы данности, выйти за пределы «неба» и«земли», достичь свою «родину», преодолевая логику Божьегомироздания, сближает Мцыри с Демоном.
Справедливоотмечается в поэме «Мцыри» развитие и углубление идеи«естественного человека» (В. И. Коровин). Вместе с тем указывается,что тема эта осложнена трагическим мироощущением и мыслью о недостижимости гармонии с природой. Здесь уместно напомнить замечание Я.И.Марковича о том чторомантический идеал Лермонтова, несмотря на его «вариации», всегдапредполагает " невозможное", «совмещение бури и покоя» [7].
ВМцыри мы и сталкиваемся с таким парадоксальным соединением разнородных,несовместимых в обычном понимании начал жизни. Сон, включенность хотя бы вфантазии, в необыденное измерение дает возможность вырваться из границ«земли» и «неба», освободиться от телесной оболочки. В иноммире, куда стремится Мцыри, устраняются все преграды, границы прошлого инастоящего, реальности и ирреальности становятся зыбкими, устраняетсятрагическая дисгармония между «землей» и «небом»,уничтожается пространственно-временная заданность бытия. Вспомним стихотворение«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»). Природа влермонтовской поэтической концепции не выступает последней инстанцией идеала,она является «преддверием к идеалу» [8].
Идеясвободы связывается в поэме с темой поисков пути. Герой признается, что его«трудный путь» ночью не озаряла ни одна звезда, что он«пустился дорогою прямой», но «с пути сбиваться стал», чтодаже конь может его превзойти, найдет «прямой и краткий путь» народину, и что Бог (об этом сказано в первой редакции) не показал ему,«блуждающему» во «тьме ночной», «желанногопути». Здесь и вступает в свои права метафора «сна», задающаятему перехода в сверхреальность, в которой снимаются все противоречия.
Монастырьв поэме «Мцыри» обычно объясняется как синоним общества, похожегона тюрьму, сковывающего свободу человека. Нельзя отрицать того факта, чтомонастырь в поэме выступает в своем прямом значении — это место уединенногообщения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой;место, откуда проложен путь к высшим началам.
ГеройЛермонтова отрицает такую возможность достижения гармонии именно потому, чтоона требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности.Вместе с тем «монастырь» подтверждает и оправдывает необходимостьподчинения личности внешним силам. С этим Мцыри мириться не может. Здесь ипоявляется внутренняя установка к сверхреальности.
Первобытное,инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить «миг» инымсодержанием, придать ему статус «вечности». Так оказываютсясовмещенными «буря» и «покой». С одной стороны,«неустанное стремление продлить, растянуть, остановить насыщенный»миг", а с другой — со столь же неизбежным желанием изжить, избытьпостылую вечность, сжать ее в ценностный «миг», в ту самую«точку, о которой грезит сердце» (С.Ломинадзе).
Итак,очевидными этапами в движении Мцыри к идеалу свободы являются его заметноеотчуждение от собственно человеческой природы и попытка перехода к «надмирному» состоянию. Отход от привычной человечности на этом незаканчивается.
Мцыристремится найти покой в «покое» и «буре». Однако результатоказывается неожиданным: «Я сам, как зверь, был чужд людей», — вотего чувства после дружбы с «бурей» в ночь побега. Предельноепроявление идеи «грозы» заставляет его забыть «слова людей»и родиться словно заново — из мира смутных воспоминаний. Исчерпываютсявозможности контакта с окружающим. Музыка мира, голос свободы до Мцыридоносятся из сверхреальности, и они значат для него больше, чем только«земля» и «небо», «земная родина». Герою нужен небесный рай, его «предсуществование». Свобода, таким образом,оказывается достижимой, однако ценой преодоления своей «естественной»человеческой природы, преодоления отношений «земли» и«неба» в их обычном восприятии. Вспомним еще раз слова Ап.Григорьева.Мцыри возвращается к обыденной реальности, где свобода поставлена взависимость от условий Божьего мироздания. Смерть подводит итог его блужданиям,она становится желанным выходом из «внутренних» и «внешних»противоречий.
В.И.Коровинполагает, что трагедия Мцыри обусловлена противоречием между мужественностьюего духа и слабостью тела [9]. В символическом сюжете поэмы действительнозаметны поиски способов преодоления героем своей «телесности».
Смертьгероя можно расценивать как неприятие им реальной логики мироздания. В рамкахмира Божьего достижение свободы стало невозможно. Невозможно постояннонаходиться в состоянии " вражды-дружбы" с природой, одновременно совмещатьвременное и вечное.
Обнаруживаетсяхарактерная для героев Лермонтова попытка любым способом преодолеть строгуюпредопределенность «Божьего мира», победить рок, судьбу,«конструировать» «модель» бытия, которая снимаетпротиворечие тела и души, мысли и чувства, неба и земли. Создается своего родасверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Герои соприкасаются вточке, которая неизменна почти для всех произведений Лермонтова.
ОбразМцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма, а, напротив, являетсяодним из глубоко сложных толкований демонической темы. Демона с Мцыри сближаетмечта о свободе, «небесном» рае, где он не знал дисгармонии. В рамках«Божьего мира» его свобода, как и Мцыри, «ущемлена», здесьвступает в свои права необходимость. Демон в поисках неограниченной свободысоздает иную реальность, «моделирует» мир, в котором Бог не властен.Именно туда, в «надзвездные края», он хочет увезти Тамару. Только тамон является царем «познанья и свободы».
Отвержениеот мира Божьего предполагает разрыв со всеми его ценностями, но этого-то и непроисходит. В исповеди Демона сказано, что он откроет Тамаре «пучинугордого познанья» и «даст ей все земное». Тень«земного» повсюду преследует Демона, что и делает его свободуиллюзорной, неполной. Демон внушает Тамаре мысль, что для свободы необходимопобороть собственную человеческую природу, однако он сам несвободен от нее.
Мцырипостиг свободу, но для этого потребовалось уйти из мира людей, преобразить своючеловеческую натуру, сделать шаг, так сказать, в сторону «озверения»,с одной стороны, и преодоления своей «телесности» — с другой.Поэтому-то его свобода сомнительна. Она просто не нужна, ибо в таком виде ее нес кем делить, нечему противопоставить. В ней нет именно человеческо-земной ценности.В поэме «Мцыри» тема свободы развита и как желанный идеал, и какнечто надмирное, сверхчеловеческое. Она осмыслена как состояние, переживаемоесловно во «сне».
В«надзвездном» мире Демона свобода также не нужна. Хотя бы потому,что она там остается свободой холодного, бесприютного одиночества. Свобода неимеет смысла, если она вынесена за рамки мира людей, «Божьегомироздания». В своей «небесной» родине герой утрачиваетдемоничность, так же, как и Мцыри в своем «раю» — естественнуючеловечность. Не может быть демонизма там, где нет Бога. Не может быть«рая» там, где требуется «озверение» человека, где сам райявляется метафорическим воплощением сна, результатом погружения в воспоминание.Судьбы Демона и Мцыри наводят на мрачное, безотрадное раздумье. Герои этиявляются роковыми потому, что они выступают жертвами некой непоправимой ошибки,совершенной, по мысли Лермонтова, в самом основании «Божьего мира».
Вырисовываетсягрустная картина мира, в котором человеку отведена роль того«неполноценного» существа, которого изобразил Е.Баратынский встихотворении «Недоносок». Человек обречен на вечное скитание междунебом и землей, не принадлежа полностью ни небу, ни земле. Тревожное ощущениебесприютности, бездомности в космическом масштабе, и как следствие стремлениек идеалу даже ценой отказа от своей человеческой природы это, думается, то,что связывает символический сюжет «Мцыри» с концепцией«Демона».
ЛИТЕРАТУРА.
1.Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С.635.
2.Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовскойпоэтики // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С.28,31,38.
3.С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1984, №10, с.153,154.
4.Цит. по: Творчество М.Ю.Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
5.Ап.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. — Т.2. — М.: Худож. лит., 1990. — С.88.
6.С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1985. — С.222-225.
7.В.М.Маркович. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» // Анализ одногостихотворения: Межвузовский сборник. — Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1985. — С.122-131.
8.Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — С.190.
9.В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. — С.79.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cooldoclad.narod.ru/