«Герой нашего времени» М. Ю.Лермонтова — социально-психологический роман
Примерный текст сочинения
Созданиемромана «Герой нашего времени» Лермонтов внес огромный вклад вразвитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Каки его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичныечерты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годовXIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческойличности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных,образованных молодых дворян.
Основнаяидея лермонтовского романа связана с центральным его образом — Печориным; всеподчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя.Белинский очень точно подметил своеобразие описания автором Печорина.Лермонтов, но выражению критика, изобразил «внутреннею человека»,выступив глубоким психологом и художником-реалистом. Значит, Лермонтов впервыев русской литературе использовал психологический анализ как средство дляраскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение впсихологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем,поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова«решителем важных современных вопросов».
Обращаетвнимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, вкоторых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одногорассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя —Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушаетсяхронология жизни героя. В данном случае автору важно было показать Печорина вразличной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описаниянаиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести авторпомещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иногообщественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами,офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печориноткрывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.
Вспомним,что в первой повести «Бэла» нас знакомит с Печориным человек, которыйслужил с Григорием Александровичем в крепости и был невольным свидетелемистории похищения Бэлы. Пожилой офицер искренне привязан к Печорину, близко ксердцу принимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странностихарактера «тоненького прапорщика» и не может понять, как человек,легко переносящий и дождь, и холод, ходивший один на один на кабана, можетвздрагивать и бледнеть от случайного стука ставни. В истории с Бэлой характерПечорина представляется необычным и загадочным. Старый офицер не можетосмыслить мотивов его поведения, так как не в состоянии постичь глубины егопереживаний.
Следующаявстреча с героем происходит в рассказе «Максим Максимыч», где мывидим его глазами автора-повествователя. Он уже не выступает героем какой-тоистории, произносит несколько ничего не значащих фраз, но мы имеем возможностьпристально вглядеться в яркую, оригинальную внешность Печорина. Зоркий,проницательный взгляд автора отмечает противоречия его облика: сочетаниесветлых волос и черных усов и бровей, широких плеч и бледных худых пальцев.Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляетсяв том, что глаза его не смеялись, когда он смеялся. «Это признак или злогонрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает автор, приоткрываясложность и противоречивость характера героя.
Понятьэту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет трипоследние повести романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясьвыставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к «ЖурналуПечорина» автор замечает, что история души человеческой едва ли неполезнее и не любопытнее истории целого народа. В первой повести«Тамань», рассказывающей о случайном столкновении героя с«мирными контрабандистами», сложности и противоречия печоринскойнатуры как бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого,решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждетдействия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает егосудьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженнуюжизнь «честных контрабандистов», обрекая слепого мальчика и старухуна нищенское существование. Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике:«Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил ихспокойствие». В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, чтовсе действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуютбогатым возможностям его натуры.
Незаурядность,самобытность личности Печорина, на мой взгляд, ярче всего проявляется в повести«Княжна Мери». Достаточно прочитать его меткие, точныехарактеристики, данные представителям дворянского «водяного общества»Пятигорска, его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, чтобыпонять, что он выделяется из окружающих его людей силой и независимостью характера,глубоким аналитическим умом, высокой культурой, эрудицией, развитымэстетическим чувством. Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, онпишет: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь».
Нона что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин?На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами.Да, он всегда выходит победителем, как в истории с Грушницким и Мери. Но это неприносит ему ни радости, ни удовлетворения. Печорин чувствует и понимаетнесоответствие своих поступков высоким, благородным стремлениям. Это приводитгероя к раздвоению личности. Он замыкается на собственных поступках ипереживаниях. Нигде в его дневнике мы не встретим даже упоминания о своейродине, народе, политических проблемах современной действительности. Печоринуинтересен только свой собственный внутренний мир. Постоянные попыткиразобраться в мотивах своих поступков, вечный беспощадный самоанализ,постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить,ощущать радость, полноту и силу чувства. Из самого себя он сделал объект длянаблюдений. Он уже не способен испытывать волнения, так как, едва почувствовавего, он тут же начинает думать о том, что еще способен волноваться. Значит,беспощадный анализ собственных мыслей и поступков убивает в Печориненепосредственность восприятия жизни, ввергает его в мучительное противоречие ссамим собой.
Печоринв романе совершенно одинок, так как сам отталкивает тех, кто способен любить ипонимать его. Но все-таки некоторые записи его дневника говорят о том, что емунужен близкий человек, что он устал от одиночества. Роман Лермонтова приводит квыводу о том, что трагический разлад в душе героя вызван тем, что богатые силыего души не нашли достойного применения, что жизнь этой самобытной,неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.
Такимобразом, история души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодогопоколения 30-х годов XIX века, заставляет задуматься о причинах этой«болезни века» и попытаться найти выход из нравственного тупика, вкоторый завела Россию реакция.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/