Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Болью любви"

Болью любви

Эта повесть называется как послание, которым в день всех влюблённых подаётсязнак признания в любви — сердечко на открытке. Нов названии повести это знаклюбви и печали: «Вlue Vаlentine». Это история одной любви, ставшаяпечальным посланием ко всем, кто его когда-нибудьпрочтёт. Именно так:«когда-нибудь», а не тотчас. Она стала литературой уже сегодня, нобыла написана, по-моему, с таким очень честным иточным ощущением времени. Оно,наше время, больше не принимает сигналов о бедствии. То ли это болевой шок,который однажды пройдёт. То ли высшая стадиягуманизма: тотальное освобождениеот всех страданий рода человеческого с помощью обезболивающих средств. Эдакийцивилизованный способ, по сути, духовного самоубийства. Больное обществопотребителей ничего не хочет знать о своих же болезнях, не желает чувствоватьни чужой, ни собственной боли — простолечится от неприятных ощущений болееприятными.
Но боль — это полученное только такой ценой, самое проницательное знание ожизни. Знание всегда открывается кому-то одному, а не исчезнет оно никогдабесследно потому, что уже открывает что-то очень многим. Это, по-моему,инстинкт к спасению; незнание так или иначе губит, азнание так или иначеспасает, при этом вроде бы эфемерное «знание о жизни» добываетсяпоначалу слепцами, уберегая-то потом всех зрячих. Длясвоего выживания человекможет уничтожать себе подобных, повинуясь чувству ненависти как инстинкту. Нотакже, чтобы выжить, спасает себе подобного, уже повинуяськак инстинкту любви.Даже сострадание — это чувство не воспитанное, а инстинктивное. Каждое чувство,будь то ненависть или любовь, рождается в душепомимо воли. Поэтому жизньчеловека изначально трагична, расколотая как будто надвое. И если она непроходит в борьбе с другими, даже кровно близкими, тостановится борьбой с самимсобой.
«Вlue Vаlentine» — это первое серьёзное литературное произведениео любви в сегодняшнем времени, родственное всему, чтобыло написано в русскойлитературе на тему о трагедии непонимания любящих людей, но без пафосадуховного задания: история о двоих, написанная тоже толькодля двоих — тем, ктознал и писал, для того, кто прочтёт и узнает.
На язык современности переложено всё то, что, казалось бы, старо как мир. Новсё, что можно услышать — «Крейцеровусонату» Толстого или«Осень» Бергмана — превращается в доводы, извлекаемые из такого,чужого опыта мужчиной и женщиной, застигнутыми в моментрасплаты как будто ужеза все грехи перед друг другом. Застигнутые бытом, жизнью, временем, в которыхони как мушки, застывшие в прозрачной смоле.
Он одарённый человек, но лишний в своём времени, почти чужой и среди себеподобных — тех, кого мог бы назвать «собратьямипо перу», если бы ещёбыло это братство. Всё, что есть главного в жизни, — свобода и любовь. Ноличное, что строил он на этом фундаменте, оказалось вдругзыбко. Свобода? Онаесть, но безжизненная, что даётся давно всем и каждому без личной за неёборьбы. Жить иначе он уже не хочет или не может: его свобода -это свободатворчества, а благополучная жизнь — худой невзрачный быт, дающий такую свободу.Зарабатывает на жизнь по грошам, то есть трудно, журналистскойподёнщиной, но скаким-то презрением — то ли к деньгам, то ли к пошловатому фарисейскомуремеслу. Копится уныние, если и не равнодушие к собственнойучасти. Свобода каккислородный коктейль из пены — гордости, снобизма, идей, идеалов — лишьвспенившись, тут же выдыхается. А легче давно не дышится и жаждыне утоляешь.Всё это пьёшь как воду из-под крана: хочешь пей, а хочешь прими душ или ванну — разве что в ванной комнате почему-то всегда отвратительно пить, а на кухнеуже-то не по себе умываться. Свобода стала безвкусной, то есть общественной,наподобие водопроводной воды. Личная духовная потребность в нейкак потребностьосвобождения утоляется куда ощутимей дозой наркотика. Но бесчувствие вдруг итогда настигает ещё стремительней: оно оказываетсядейственней наркотика то одинраз, то другой — а рождает иную мучительную болезненную зависимость, как будтоот самого себя. Он источник своей жеболезни. Но понять это, испытать сполнапочти до безумия принужден лишь тогда, когда теряет любовь — не абстрактную, ареальную любовь женщины, да и своё кней чувство.
До этой черты они шли вместе, но каждый своим путём, то есть поодиночке.Непонимание становится одиночеством, одиночество -отчуждением, отчуждение — изменой с мыслью уже о собственной свободе как о свободе от того, ставшегонелюбимым, чужим. Пройти через те же самые быт, жизнь, время к тому, чтобыспастись в своей катастрофе — это путь уже для двоих. «ВlueVаlentine» рассказывает об этом пути, а точнее сказать, ведёт этим же путёмсвоего читателя. Герой и проводник — одно лицо. Оно как загадка, единственнаясознательная в повести, но открывающая себя легко ипросто для тех, кто всёпрочтёт до конца, а главное — до конца всё поймёт. Не детективный ход, немаскировка, но поданный знак от автора, что обращается кчитателю от самого себялишь в первых строках: «Эту историю мне рассказал один приятель.Обычная история. Про ломки. Он рассказывал, чтобычуть-чуть развеяться. И ещёпотому, что мысли были странны и вряд ли пришли бы в голову в другихобстоятельствах. Было сильно больно, он говорил, и он что-торазглядел, чтообычно не видно».
Автора «Вlue Vаlentine» — Александра Вяльцева — знают разве что всвоём, узком мирке, где одни и те же люди ходят поодному и тому же кругуредакций одних и тех же журналов, газет. Знают в литературной среде, что всёменьше хоть чем-то похожа на среду обитания -скорее уж забвения и прозябаниядля большинства. Это камера обскура современного общества и своего родаидеальный вакуум для такого послания — изниоткуда в никуда. В повестилитературная богема становится то персонажем, то декорацией. Автор непародирует её, относится даже завышено всерьёз, не видяпод масками самоуверенныхснобов маленьких донельзя людей, пишущих не «спермой и кровью»,а с мечтою гоголевского Акакия Акакиевича выслужить однаждыхоть что-то своё,тем и тёпленькое — какую-нибудь «шинель». Однако этой наивной внешнейлитературностью повесть как-то естественно уберегается отлитературщины, то естьот пафоса причастности каждого слова в ней к искусству. Так определяетсяавтором лишь время действия — узнаваемо, но не более того.Повесть перестаётбыть вымышленной, пусть как литературный, но факт. Это и художественное, инравственное решение, поскольку всё содержание её читательвправе восприниматькак документ. Но экзистенциальная тема превращает «Вlue Vаlentine» висповедь о событиях лично выстраданных, гдедействительным оказывается самоебеспредметное и вневременное — чувства двух людей — а, стало быть, далёкое оттакой, документальной достоверности, хоть ужеизобразить всё это как подлинноебыло бы невозможно без предельного реализма.
Снаружи это почти бессюжетный дневник. Но если есть событийность внешняя, синтригами и сюжетными трюками, то событийность этойпрозы во внутреннейнапряжённости. Притом это не напряжение психологической схватки автора со своимсобственным отражением — двойником его окажется не этоотражение, а читатель.Действие возникает как в прямом эфире — не позволяя отстраниться. Этомусближению всё противится как вживлению чего-то чужеродногов такие же твоиорганы, ну или в мысли о том же.
Это исповедь, которая требует от читателя признания в том же: простит ипоймёт тот, кто в том же сознается. Доверие кпроисходящему в повести превышаеттот предел, когда восприятие т е к с т а остаётся всё ещё отстранённым, какбудто изолированным собственной жизнью, да ихудожественной условностью. И этосамый сильный её эффект во всех смыслах, но всё же не художественныйизначально, а нравственный: совершенно интимныйдневник мужчины — гдесокровенное в отношениях с женщиной доверяется читателю, однако, оставляятайной всё то, что и в жизни не делали он или она для чужихглаз — неожиданнотребует душевного преодоления, будто это чужое, даже чуждое, но что не можешьпростить как себе самому. Это неприятное чтение, потому чточужое в нём при всейсвоей интимности духовно чувствует себя свободно. В этой повести читательоказывается один на один со своим страхом, стыдом, болью -всем, что прячет, вчём не свободен — не получая, однако, никакого морального превосходства, еслитолько не мнимого. Принять мысль, что любовь — это боль; потом сознаться в этом,как в собственном уродстве, и ощутить её, боль, взамен обретая свободу отдвойной жизни — и оказывается равносильным покаянию. Так, наверное, всё женельзя жить, вовсе без лицемерия и цинизма — это как содрать кожу. Но ни каплицинизма или лицемерия нет в этой в повести. Так возможно всёэто было н а п и са т ь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Beowulf Vs Odysseus Essay Research Paper Literary
Реферат Поэтический мир Николая Гумилёва
Реферат Aids And Africa Essay Research Paper The
Реферат Good And Evil In The Crucible Essay
Реферат Психология искусства Выготского
Реферат Статистические наблюдения по валовому региональному продукту автономных образований России
Реферат Анализ эффективности использования основных фондов. Анализ косвенных затрат
Реферат Нарушения психосексуальных ориентаций
Реферат Объекты Бытия, физические вещи и сознание
Реферат Jugend und Drogen
Реферат Современное состояние исследований в области функциональных конденсационных покрытий высокой проводимости
Реферат Правовые системы мира 4
Реферат Бужор, Иосиф Аронович
Реферат Правовые модели организации и ведения бизнеса на селе и в малых городах
Реферат Комплексный дипломный проект: Проект участка по производству технологических приспособлений для электромеханического восстановления и укрепления поверхностного слоя деталей машин. Плоские поверхности.