Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Анна Снегина"

""Л.П. Егорова, П.К. Чекалов
Поэма«Анна Снегина» справедливо считается одним из наиболее крупных позначению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором личнаясудьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
Поэмаписалась в Батуми осенью и зимой 1924-1925 г.г., и Есенин в письмах кГ.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из всего, что оннаписал, и жанр ее определял как лиро-эпическую. Но вопрос жанра поэмы всоветском литературоведении стал дискуссионным. В.И.Хазан в книге«Проблемы поэтики С.А.Есенина» (Москва — Грозный, 1988) представляетряд исследователей, придерживающихся мнения, что в поэме превалирует эпическоесодержание (А.З.Жаворонков, А.Т.Васильковский — точка зрения последнеговпоследствии эволюционировала в сторону отнесения поэмы клирико-повествовательному жанру), и их оппонентов, признающих доминирующим впоэме лирическое начало (Э.Б.Мекш, Е.Наумов). Ученые В.И.Хазаном противопоставляютсяи по другому признаку: на тех, кто считает, что эпическая и лирическая темы впоэме развиваются рядом, соприкасаясь лишь временами (Е.Наумов, Ф.Н.Пицкель), итех, кто усматривает «органичность и сращенность» обеих линий поэмы(П.Ф.Юшин, А.Волков). Сам же автор солидаризуется с А.Т.Васильковским, которыйна примере конкретного анализа текста показывает, как «взаимозавязываясь ивзаимодействуя, органично чередуются в ней лирический и эпический способыхудожественного отображения жизни. В эпических фрагментах зарождаютсялирические „мотивы“ и „образы“, которые, в свою очередь,внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, иэтот глубоко мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереходэпического в лирическое и наоборот составляет ее основной идейно-композиционныйпринцип» (35; 162).
Воснову поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придалопроизведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с«девушкой в белой накидке» придает поэме проникновенный лиризм. Этидва взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, сообразносказываясь в стиле и интонации произведения:
«Передавчувство нежности, которое автор испытывал к некогда любимому человеку, рассказавобо всем, что пережил „под наплывом шестнадцати лет“, он далобъективное и закономерное разрешение лирической теме. „Анна Снегина“- это одновременно и „объяснение с женщиной“ и „объяснение сэпохой“, причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопрекиее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке вдеревне. При неослабном звучании лирической темы здесь достигнут широкиймасштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческиехарактеры» (41; 93).
Нов сегодняшней полимике об «Анне Снегиной» на первый план выступают нетеоретические проблемы, а вопросы современной интерпретации героев. И здесьмаятник оценок качнулся в другую крайность: из деревенского активиста Пронпревращается в преступника и убийцу:
Нов сегодняшней полимике об «Анне Снегиной» на первый план выступают нетеоретические проблемы, а вопросы современной интерпретации героев. И здесьмаятник оценок качнулся в другую крайность: из деревенского активиста Пронпревращается в преступника и убийцу:
"…Прон — преступник и убийца в глазах не только мельничихи, а и, как мне кажется,любого нравственно здорового человека. Он лишен сострадания к старой Снегиной,потерявшей на войне зятя, неуважительно относится к односельчанам, считая«тараканьим отродьем». Но к своему ничтожному, утратившемуэлементарную гордость брату странно доброжелателен, допускает его в Совет. Этоли принципиальность «вожака масс», тем более в деревне, где каждыйшаг на виду?" (18; 32)
Стаким категорическим приговором вряд ли можно согласиться.
Отправнойточкой для подобных трактовок образа Прона Оглоблина является нелицеприятныйотзыв о нем мельничихи как о булдыжнике, драчуне, грубияне, а затемсубъективное мнение старой женщины возводится в ранг объективной истины. Мельничихунередко считают «воплощением крестьянского здравого смысла, с которымневозможно спорить» (16; 8, 138). Однако, это не совсем так. Ведь, есливерить ее словам, то все криушане без исключения — «воровские души» и«их нужно б в тюрьму за тюрьмой». В ее оценках ощущается явноепреувеличение, тем более, что зачастую она судит не по тому, что виделасобственными глазами, а по словам «прихожан». Что же касаетсяубийства Проном старшины, видимо, здесь были свои веские основания. Автор неразворачивает эпизод в подробную сцену и не объясняет мотивов поступка Прона,но свидетель произошедшего — возница — отмечает: «В скандале убийствомпахнет И в нашу, и в их вину». И, говоря о Проне как об убийце, наверно,нельзя забывать и о том, что его самого «в двадцатом годе»расстреляли деникинцы, что придает его образу драматический оттенок. Иутверждение о «странной доброжелательности» к брату Лабуте необходимопризнать полным недоразумением, так как Прон испытывал по отношению к немусовершенно иные чувства, и об этом недвусмысленно сказано в поэме: «ОнПрону вытягивал нервы, И Прон материл не судом». А о каком-либо«допущении» Лабути в Совет в поэме вообще не упоминается.
Нужносказать, что новая интерпретация образа Прона независима от стереотипов, в нейприсутствуют бесспорные и неопровержимые наблюдения, но излишняя полемическаярезкость мешает судить о персонаже трезво и спокойно, как он этого заслуживает.Особенно это проявляется в обобщениях, которые тоже вряд ли можно признатьоправданными: "… Победа революции привлекает Прона перспективой новыхрасправ, но уже не над одним старшиной, а над «всеми» (18; 32).
Болеевзвешена и не входит в противоречие с текстом оценка А.Карпова: облик Прона впоэме «не то, чтобы снижен, но, так сказать, несколько обытовлен. Старуха-мельничихаговорит о бедняцком вожаке: „Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всехозлоблен, С утра по неделям пьян“. Но и поэт предпочитает иконописи ничемне прикрашенную правду: Прон „спьяну в печенки и в душу костит обнищалыйнарод“, говорит, не скрывая „сварливой прыти“, в его речивстречаются слова и выражения, которые способны покоробить слух, — он мастер»материть не судом..." (14; 79).
Дискуссионнымистали и ленинские строки поэмы. Со свойственной им безапелляционностью отец исын Куняевы обвиняют литературную науку в непроницательности по поводурасшифровки смысла вопроса крестьян «кто такое Ленин?» и ответалирического героя «Он — вы». Авторы жизнеописания С.Есенина переводятвопрос в иную плоскость: «Поэт признает, что Ленин — вожак народных масс,плоть от плоти их. Но каковы они, эти массы в поэме — это никому не приходило вголову: голытьба, пьяницы, люмпены, участники коллективного убийства старшины,»лихие злодеи", «воровские души». «Их нужно б в тюрьмуза тюрьмой». Далее повторяется резко негативная характеристика Прона иЛабути и делается вывод: «Вот такая картина вырисовывается нам привнимательном чтении, и если вспомнить тихую фразу героя поэмы о Ленине:»Он — вы!", то становится ясно, что мы, как говорится, просто в упорне видели всей глубины и всего драматизма, заложенного в ней" (16; 8,137).
Нельзясказать, чтобы подобное решение проблемы (буквальное прочтение метафоры)отличалось глубокомыслием, наоборот, оно слишком плоско и примитивно, чтобыпоходить на правду. Куняевы умышленно или неосознанно в ответе героя знак"-" заменяют на знак "=", и все получается очень просто:раз между Лениным и крестьянами стоит знак равенства, значит, все отрицательныеэпитеты, адресованные крестьянам, механически переносятся на образ вождя. Ноэта «простота», которая «хуже воровства». Напоминаем, чтопоэма писалась с ноября 1924г. по январь 1925г. Есенин, как известно, в«государственных» поэтах не числился и, естественно, никто не могзаставить его, специально отлучившись из больницы, провести несколько часов угроба Ленина, а затем в неоконченной поэме «Гуляй-поле» написатьискренние строки:
Ивот он умер...
Плачдосаден.
Неславят музы голос бед.
Измеднолающих громадин
Салютпоследний даден, даден.
Того,кто спас нас, больше нет.
Втом же отрывке из поэмы «Гуляй-поле» Есенин характеризует Ленина«суровым гением», что опять-таки не вписывается в предлагаемуюКуняевыми трактовку образа вождя. Более того, 17 января 1925г., то есть вмомент завершения «Анны Снегиной», Есенин создает «Капитаназемли», в котором описывает, «Как скромный мальчик Из Симбирска Сталрулевым Своей страны». Поэт со всей искренностью, не вызывающей сомнения,признается, что счастлив тем, что «одними чувствами» он с ним«дышал и жил».
Итеперь, если допустить, что Куняевы правы в интерпретации образа Ленина в«Анне Снегиной», получается, что в «Гуляй-поле» Есенинчистосердечно лгал читателю, в «Анне Снегиной» сказалзакамуфлированную правду (попросту говоря, показал кукиш в кармане), а в«Капитане земли» снова печатно обманул. Кому же верить: Есенину илиКуняевым? Признаемся, Есенин вызывает куда больше доверия и, думается, ни водном из трех произведений о Ленине он не лукавил. И ответ героя крестьянам«Он — вы!» означает не что иное, как Ленин — олицетворение вашихнадежд и чаяний. Именно такое прочтение диктует, на наш взгляд, и поэтика:подробное изложение обстоятельств беседы («отягченный думой»,«под звон головы», «тихо ответил») указывают на искренний идоброжелательный ответ. И вообще, невозможно представить, чтобы герой поэмы могбы глядящим ему в лицо крестьянам («И каждый с улыбкой угрюмой Смотрел мнев лицо и в глаза») сказать, что Ленин такой же негодяй, как они сами, какэто получается у Куняевых. Десятилетия спустя, можно прийти к выводу, что наесенинском Ленине лежит печать той эпохи, но нельзя в угоду политическойзлободневности искажать облик автора и его лирического героя.
Никакойкритики не выдерживает и некоторые современные трактовки образа Анны Снегиной:«Девушка в белой накидке» (...) изменяется в худшую сторону,явственно кокетничает с ним"; «Женщина, не принимая его чувств, какбы оправдывается, что не зашла так далеко, как хотелось бы...»; «Какбы окончательно поняв, что они говорят на разных языках, живут в разныхвременах и разными чувствами, героиня поступает так, как положеноразочаровавшейся в своих ожиданиях женщине...» (16; 8, 139).
Мыприсоединяемся к позиции тех, кто считает, что образ Анны выписан Есениным влучших традициях русской классики; он глубок, лишен схематизма и однозначности.«Героиня предстает перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своемупротиворечивой, беззлобной даже в момент потери своих земель (...)
Овдовевшая,лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, Анна не испытывает ккрестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляетее: она способна радоваться успехам своей далекой родины и с чувством светлойгрусти вспоминать поэта, все невозвратимое прошлое. „Беспричинное“письмо Анны полно тоски одинокого человека по утраченной родине. Оно»надклассово", и за взволнованными словами грешно пытатьсярассмотреть всего лишь «дочь помещицы» (18; 33).
Нельзяне согласиться и с теми литературоведами, которые считают «АннуСнегину» одним из задушевнейших созданий Есенина. Оно отмеченомонументальностью, эпической величавостью и лирической проникновенностью.Лейтмотивом через всю поэму проходят лирические строки о юности, весеннемрассвете, навсегда остающемся в памяти человека; роман с Анной написанпо-есенински тонко и нежно, а рассказ льется с той свободой, котораясвойственна эпике, воспроизводящей ничем не стесняемое течение жизни (14;76-90).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта rusjaz.da.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка модулей для БД Автоматизированная система обработки пенсионной документации на базе
Реферат Проведення топографо - геодезичних робіт при розпаюванні земель колективної власності
Реферат Модульна система навчання
Реферат Эйнштейн изобретения и эксперимент
Реферат Барсук
Реферат Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош)
Реферат 1 Цели и задачи олимпиады: повышение интереса к изучению инженерной графики
Реферат Сонеты
Реферат Социально-экономическая сущность, порядок формирования и использования средств Фондами обязательного медицинского страхования
Реферат Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Реферат Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Реферат Посібник для податківців
Реферат Конкурентноспроможність
Реферат Сонеты 3
Реферат Лирические отступления в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин