Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Экспрессионизм врок-поэзии»
(Творческая работа)
Выполнила:
Каткова Екатерина
2008г.
Содержание
Введение
1. Определениеэкспрессионизма
2. Основные особенностиэкспрессионизма
3. Анализ песни Ю.Шевчука «Песня о Гражданской войне
Заключение
Литература
Введение
В литературесуществует такое направление, как экспрессионизм. Это направление появилось вначале XX века. С помощью него писатель или поэт мог наиболее явно выражатьсвоё отношение к окружающей действительности.
Менязаинтересовал вопрос: может ли такое, как экспрессионизм, направлениеиспользоваться в музыке.
Наиболеечасто экспрессионизм используется в таком музыкальном направлении как рок. Ярешила выявить основные закономерности и особенности экспрессионизма. Какимисредствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на слушателя?Можно ли рок считать искусством?
Дляисследования я взяла песню Юрия Шевчука «Песня о Гражданской войне» ипопыталась выяснить, относится ли эта песня к такому направлению как экспрессионизм.
1.Определение — экспрессионизм
Экспрессионизм- это направление в искусстве, провозглашающее основой художественногоизображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких,тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения вэкспрессионизме — внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь,вера, надежда), выраженные предельно — эмоционально — как вопль отчаяния илибезудержно — восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизмастали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё.
Дляэкспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачениемеханизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистикаэкспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, остройэмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско.
Дляэкспрессионизма характерен принцип всеобхватывающей субъективной интерпретацииреальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений. В центрехудожественного мира писателя — сердце человека, истерзанное равнодушием людейи бездушием мира.
В музыкальномискусстве наиболее лучшему пониманию таких чувств и переживаний человекаспособствует сама музыка, мелодия, её темп и ритм. Певец должен сам переживатьто, о чём он поёт и понимать то, что он поёт.
Главную рольиграют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица наулицах — таково сегодняшнее состояние нашего общества. Избыток проблем в бытутребует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен сострыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляетчувство отчаяния, навеваемое жизнью.
2.Основные особенности экспрессионизма
1) Предметы,явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальныесредства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения.
2) Доминируетжестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофыкак неизвестного следствия действующих законов жизни.
3) Лирическийгерой рок — поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил: онвыразитель сильных эмоций.
4) Эстетическиеприёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной — двух черт, способность одним приёмом создавать образ.
5) Пейзаж:серая зарисовка, чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизньчеловека, его психику. Это разорение, запустение; милитаристический пейзаж,мир, теряющий жизненность.
6) Цветоваяпалитра типично — экспрессионистская, преобладают красный, чёрный, серый исиний цвета. Функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описаниесамого предмета.
7) Жизнь- выразительное перевоплощение действительности; обыденная повседневная жизньизображена как трагическая и абсурдная, в ней господствует ужас и безумие.
8) Художественныесредства: частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии.
9) Мироощущениелирического героя трагическое, напряжённое. Однако мир в представлениилирического героя способен к обновлению.
3.Анализ песни. Ю. Шевчук «Песня о Гражданской войне»
Странашвыряла этой ночью — мутной сволочью.
И,разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,
Рвануло.Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
Иокна… окна были первые, готовые.
Изло на заливном коне взмахнуло шашкою.
Добро- оно всегда без кулаков — трясло культяшками.
Пыталосьжалость убедить, помочь опомнится,
Новсё быстрее и точней летела конница.
Аплодисменты!На манеж под звёздным куполом
Повыпускаланочь зверей и замяукала,
Изаалела, вспотела, вмиг состарилась,
Ипобледнела, и струхнула, и затарилась.
ЧемБог послал, а чёрт подсунул им,
Аон ведь старый театрал, он любит грим.
Телавдруг стали все огроные да полые.
Ипьяница-сапожник в память нам остаил пленки голыми.
Правдана правду,
Верана икону,
Аземля да на цветы.
Этоя да это ты…
Странашвыряла этой ночью — мутной сволочью.
Закат,когда он на щеке, как водка с горечью.
Страхпокрывал всё матом, будто потом, страх брёл по городу.
Ночноенебо было дотом, оно ещё напоминало чью-то бороду.
Провинциязевала грустно, нервно в телевизоры,
Акто-то просто шёл домой и ел яичницу.
Дышалитрупы тихо, мерно под скальпелем провизора.
Акто-то в зеркале вертел уж своей личностью.
Странурвало, она, согнувшись пополам, искала помощи.
Апомощь танков по лоткам давила овощи.
Аплодисменты!Бис!
Вездеревело зрелище.
Стрелялоправо по беде — увидишь где ещё!
Странарыдала жирной правдой, так и не поняв истины,
Реанимациявизжала, выла бабой, последней пристанью.
Пенсионерыс палками рубились в городки с милицией,
Арепортёры с галками их угощали блицами.
Даповар — голод подмешал им в жирный суп довольно пороху.
Героикрыли тут и там огнём по шороху.
Исправедливость думала занять чью-либо сторону.
Потомрешила, как всегда:
«Пустьбудет смерти поровну».
Дапогибали эти окна, эти крыши первыми.
Всепули были здесь равны, все мысли верными.
Аплодисменты!Бис! Везде ревело зрелище.
Стрелялоправо по беде — увидишь где ещё.
Илишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане,
Гдевысота да простота, где баррикады ада нет.
Онагорела в вышине, без дыма, пламени,
Яна колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.
Правдана правду,
Верана икону,
Аземля да на цветы,
Этоя да это ты…
Странашвыряла прошлой ночью — мутной сволочью.
Странаскребла лопатой по крови, покрытой инеем.
Дапо утрам вся грязь, все лужи отражают синее.
Асфальт,когда он на щеке, как водка с горечью.
Напамять — фото пирамид с пустыми окнами — глазницами.
Аплодисменты!Чудный вид с листом кленовым да с синицами.
Абудущее, что только родилось, беззвучно плакало.
Авремя тикало себе, а сердце такало.
Правдана правду,
Верана икону,
Аземля да на цветы.
Этоя да это ты…
Этапесня о том, что люди во время Гражданской войны забывают о вере,нравственности, упиваясь войной. Шевчук изобразил войну как грандиозно — поставленноеужасное театральное представление. Шевчук олицетворил страну, где идёт этавойна. Он показал её в виде живого существа, которому плохо от этой воины.Страна страдает и ищет помощи, но этой помощи ей никто не даёт.
Странурвало, она, согнувшись пополам, искала помощи. А помощь танков по лоткамдавила овощи.
Шевчукв этой песне показывает весь ужас войны. Везде раздаются взрывы, лежат мёртвыетела. Граждане воюют друг с другом. Везде царит беспредел. Злостьперехлёстывает человека. Ради идеи люди идут на всё даже на убийства. Из-заодних страдают другие. Безвинно погибают дети, женщины, старики. Этому всемунет оправдания. Люди не понимают, к чему это всё может привести. И лишь вцеркви, как в гримёрке, спокойно и тихо здесь можно укрыться от всего этогокошмара войны.
Илишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане, Где высота да простота, гдебаррикады ада нет.
Другиелюди, которых эта война не затронула, спокойно жили, смотрели телевизор, ели,следили за своей внешностью. Они наблюдали за войной издалека и не думали отом, что сейчас кто-то страдает, голодает, о том, что кому-то нужна помощь.
Шевчукпредставил то, что за каждой войной кто-то наблюдает свыше. Это может бытьдьявол или ещё кто-либо. И этот кто-то следит, чтобы войны заканчивалисьравными потерями с обеих сторон:
Исправедливость думала занять чью-либо сторону. Потом решила как всегда: «Пустьбудет смерти поровну»
Акогда война закончилась, люди не знали, что с ними будет дальше, но оничувствовали, что последствия этой войны ужасны. Стоит серый, безжизненный городс домами, в которых выбиты стёкла. Вежде лужи крови. Шевчук часто повторяетслова:
Странашвыряла этой ночью — мутной сволочью.
Этислова заставляют слушателя обратить на эти строчки больше внимания. Самоестрашное было пережить ночь. Ночью человек не разбирается, кто идёт, а сразустреляет. Он может убить обычного человека, который не хотел сделать ничегоплохого.
Шевчуксравнивает войну с театральным представлением. Для этого он использует такойхудожественный приём как гротеск — соединение прекрасного и безобразного,комического и трагического.
Аплодисменты!Бис! Везде ревело зрелище, Стреляло право по беде — увидишь где ещё
Шевчукв своей песни использует серые, красные и чёрные цвета, что характерно дляэкспрессионизма. Музыка помогает восприятию текста. Чередование спокойного итихого пения, часто переходящего в шёпот. Певец такой манерой пения пытаетсядонести до слушателя смысл песни.
Заключение
Входе работы я выявила основные особенности экспрессионизма и проанализировалапесню Юрия Шевчука «Песня о гражданской войне». Экспрессионистская рок — поэзиязанимает важное место в музыкальной культуре. Она помогает лучше выразитьчувства людей. Многие современные музыканты, к сожалению, рабы собственногоимиджа. И их поклонники воспринимают, прежде всего, не то, что несут их глубокиеи проникновенные песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мнекажется, не просто прыгать у сцены и кричать, а следовать тому, что почерпнутоиз песен Цоя, Бутусова и Шевчука. И тогда, возможно, рок будет восприниматьсяне как нечто аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направлениеискусства. И эстетика не будет иметь ничего против.
Литература
Русская литература XXвека 11 класс часть 2 — 6-е изд., \ Сост. В.В. Агеносов. — М.: Дрофа, 2001. — 508 с.
Русский язык: журнал №29(437),статья С.Н. Никитиной — М.: издательский дом «Первое сентября», август 2004. — 12 с.
Хрестоматия по литературедля 10-11 классов \ Сост. Э.Н. Аламдарова — М.: Астраханский педагогическийинститут, 1994. — 687 с.