Эволюцияличности Пьера Безухова
Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
Эволюция личности ПьераБезухова……………………………………..4
Заключение……………………………………………………………...10
Использованнаялитература……………………………………………11
Эволюцияличности Пьера Безухова
В получении человечествагр. Толстой рисует две параллели: историю индивидуального развития постепеннопрозревающего человека, нашедшего, наконец, откровение и правду жизни, и моментколлективного движения человечества, руководимого перстом Провидения. Первуюпараллель изображает гр. Пьер Безухов, вторую – наполеоновские бойни иОтечественная война 12-го года. Крупное событие выбрано не без цели: если будетдоказано, думает автор, что люди – бессмысленные муравьи в грандиозныхположениях, подобных бранной эпохе Наполеона, то уж, конечно, во всех остальныхслучаях они не заслуживают сравнения даже с тлёй.
В романе многое множестворазных действующих лиц: мужчин и женщин, седовласых екатерининских старцев иребят в пелёнках, князей, графов, мужиков, генералиссимусов и тонкихдипломатов, генералов и солдат; на сцене являются даже три императора; но всеэти лица служат лишь дополнительным доказательством неопровержимой верности идеи,олицетворяемой в гр. Безухове и наполеоновском движении.
Роман гр. Толстогоначинается изображением пустоты великосветных нравов, с которыми он знакомитчитателя, вводя его в салон Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближённойимператрицы Марии Фёдоровны. В этом же салоне автор показывает и своего героя.Пьер Безухов, толстый, неуклюжий господин, выше обыкновенного роста, широкий, согромными красными руками, не умеющий ни войти в салон и ещё меньше из неговыйти, т. е. перед выходом сказать что-либо особенно приятное. Кроме того,герой очень рассеян. Так, встав, уйти, он вместо своей шляпы захватилтреугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до техпор, пока генерал не попросил возвратить её. Но вся его рассеянность и неумениевойти в салон и говорит, что он доказал особенно своим горячим заступничествомза Наполеона и нападением на Бурбонов, — выкупалась выражением добродушия,простоты и скромности. Пьер, побочный сын графа Безухова, с десятилетнеговозраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл додвадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, граф отпустил аббата исказал молодому человеку: «Теперь поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Яна всё согласен; вот тебе письмо к князю Василию и вот тебе деньги». И вот Пьерприехал в Петербург и не знает, куда ему поместить своё большое и толстое тело.Идти в военные, но это значит воевать против Наполеона, т.е. помогать Англии иАвстрии против величайшего человека в мире. Не порешив насчёт выбора пути, Пьерпристроился к компании пьяных кутил, которыми заправлял князь Курагин. Что этобыла за жизнь, читатель может видеть из проделки Долохова, который пьяныйдержал пари, что, сев на окно третьего этажа и спустив ноги на улицу, выпьетзалпом бутылку рома. Все были в восторге, а Пьер воодушевился до того, чтопредложил повторить такую же штуку и уже полез на окно, но его стащили. Кутеж иразврат, ночные посещения каких- то барынь, потехи с медведем, к спине которогопривязали даже раз квартального надзирателя,-- вот подвиги героя, нравственнымпросветлениям которого гр. Толстой хочет определить глубину той мудрости,которая должна руководить каждым человеком. Бродит в большом теле Пьера какая-то сила, но куда она прёт — человек не знает; у него нет ничего точноопределённого, ясно выработанного. Отдавшись своей некультивированнойнеобузданности, Пьер делает всякие дикости, и как он, ни с того ни с сегопросто от разброда силы, хотел повторить штуку Долохова, так он и женится напрекрасной Элен. Зачем ему понадобилось жениться? Великосветская Анна Павловназадумала пристроить Элен, а благодушный Пьер попал, как кур вощи. Может быть,Пьер и миновал бы сетей, но уж так случилось, что на одном вечере Анны ПавловныПьер очутился так близко от Элен, что он «своими близорукими глазами невольноразличал живую прелесть её плеч, шеи, губ, и что ему стоило лишь немногонагнуться, чтобы прикоснуться до неё. Он слышал тепло её тела, запах её духов искрип её корсета при движении. Он видел не её мраморную красоту, а составляющуюодно целое с платьем; он видел и чувствовал всю прелесть её тела, котороезакрыто было только одеждою». Так хорошо рассказывает гр. Толстой. Мы толькоудивляемся, отчего Пьер женился через полтора месяца, а не в ту же секунду,когда почувствовал тепло и всю прелесть тела Элен.
Сделав одну глупость,Пьер неизбежно должен был произвести ряд ещё новых глупостей. Его пленилотолько красивое тело, а других более прочных нравственных связей с Элен у негоне было. Поэтому нет ничего удивительного, что красивое тело Элен, вышедшей заПьера по расчёту, потянулась скоро к другим, более красивым мужчинам, чем еёмуж, и Пьер начал ревновать. К чему? зачем? что у него было общего с Элен? Пьерничего не знает, ничего, не понимает. Его широкая, страстная натура, помещающаясяв огромном теле, умеет только волноваться и кипятиться. Он злится на Долохова,как на любовника своей жены, и, придираясь к пустяку, называет его негодяем.Следует дуэль, т. е. новая глупость, глупость тем более капитальная иобнаруживающая всю некультивированную ширь натуры Пьера, что он в жизнь свою недержал в руках пистолета, что он не только не знает, как заряжают пистолет, нодаже как спускается курок. Но есть над человеком силы, которые заставляют егоидти тем, а не другим путём— размышляет и усиливается доказать гр. Толстой.Пьер на месте дуэли вздумал даже оправдать Долохова в том, за что раньшеназывал негодяем. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,-- думалПьер.— Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, этоубийство? Или я убью его, или он попадёт мне в голову, в локоть, в коленку.Уйти отсюда, бежать, закрыться куда- нибудь, приходило Пьеру в голову». Инесмотря на такое справедливое размышления, Пьер на замечания секунданта,желавшего примерить врагов,-- что обиды ни с одной стороны не было и что ненужно ли переговорить с Долоховым, ответил: нет, об чём же говорить—всё равно…И так же судьба, заставившая Пьера ни с того ни с сего жениться, ни с того ни ссего выйти на дуэль, устроила так, что Пьер не умевший даже спустить курка,подстрелил известного бретера Долохова.
После дуэли Пьер, думавшийпостоянно задним умом, начал размышлять, зачем он сказал Элен до женитьбы: «Je vous aime». «Я виноват и должен нести…что? Позор имени,несчастье жизни? э, все вздор и позор имени, и честь, всё условно, всёнезависимо от меня. Людовика XVI казнили за то, как они говорили, что он былбесчестен и преступник, пришло Пьеру в голову, и оно были правы со своей точкизрения, так же как и правы те, которые за него умирали мученическою смертью ипричисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он былдеспот. Кто прав, кто виноват?— никто. А жив и живи: завтра умрёшь, как могумереть час тому назад. И стоит ли мучаться, когда жить остается одну секунду всравнении с вечностью». Затем Пьер порешил, что ему нужно «разъехаться» сженой. Он не мог оставаться под одной с ней кровлей. Он оставит ей письмо, вкотором объявит, что намерен навсегда разлучиться с нею и едет завтра же. Новот входит жена и объявляет ему, что он дурак и осёл, и что это знает весьсвет, что он в пьяном виде, не помня себя, вызвал на дуэль человека, которогоревнует без всякого основания.— Гм…гм… мычит на это Пьер. «И почему вы моглиповерить, что он мой любовник, почему? потому, что я люблю его общество? Еслибы вы были умнее и приятнее, я бы предпочла ваше». Пьер выходит из себя,схватывает со стола мраморную доску, замахивает на жену и кричит: «Я тебяубью!» Если читатель припомнит, что Пьер вдавливал гвозди в стену, то онпоймёт, что мраморная доска в руках такого Голиафа представляла некоторуюопасность. « Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен невыбежала из комнаты»,-- замечает автор.
По-видимому, не понятно,почему гр. Толстой избрал своим героем такую сырую, дикую натуру. Ведь этонеобузданный монгол. Зачем его называют графом, зачем ему давать в воспитателиаббата, зачем его посылать на десять лет за границу? Сырая сила, сердечныйпорыв—вот основа характера Пьера. Его бродящая сила, вмещаясь в теле Голиафа сумом страуса, конечно, не может прийти ни к каким европейским результатам. Ноименно это-то и нужно гр. Толстому: иначе его философия, основанная на сырой,непосредственной силе, потеряет почву. Ему именно нужен фатализм Востока, а неразум Запада.
После своего объяснения сженой Пьер поехал в Петербург и на станции, в Торжке, встретился с каким- тотаинственным господином. Таинственный господин был приземистый, ширококостный,жёлтый, морщинистый старик с седыми, нависшими бровями над блестящими,неопределённого сероватого цвета, глазами. Таинственный незнакомец, говоря,подчёркивал каждое слово и, точно пророк, знал, что случилось с Пьером. « Вы несчастливы, государь мой,-- говорил таинственный старик Пьеру.— Вы молоды, ястар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам. Но если по каким-либо причинамвам неприятен разговор со мной, то вы так и скажите, государь мой. Пьер былпоражён таинственностью и всею внешностью непостижимого старика и, как вполнесердечный человек, с робостью подчинился непонятной ему силе. Тут тольковпервые Пьер почувствовал, что всё, что он делал, было не то, что ни умом, нисердцем он не был в состоянии постигнуть жизни, и что мудрость и истина теклиключом мимо него, ни орошая его души. Высшая мудрость основана не на разуме, нена тех светских науках физики, истории и химии, на которые распадается знаниеумственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку—науку всего,науку, объясняющую все мироздания и место, занимаемое в нём человеком… Длятого, чтобы вместить в себе эту науку, необходимо очистить и обновить своеговнутреннего человека, и потому, прежде чем знать, нужно верить исовершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет божий,называемый совестью. Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека испроси самого себя: доволен ли ты собой? Чего ты достиг руководясь одним умом?Что ты такое? «Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что высделали из всех этих благ, данных вам Богом?»-- говорил таинственный старик, иПьер, прошибленный до слёз, чувствовал, что он до сих пор не делал ничего,кроме глупостей. Мало того, он даже не верил в Бога. Беседа с масоном произвелана Пьера глубокое впечатление, и первое из внешних влияний заставило его хотьнесколько заглянуть в самого себя. Пьер не был безысходный дурак, но он былширокая русская натура. Пьер не мог думать хорошо, но он мог чувствоватьхорошо, если внешнее обстоятельство тому благоприятствовали. Гр. Толстой ставитего в такие положения, которые должны олицетворять философию, убеждающую вумственном ничтожестве Запада и в превосходстве непосредственного чувстварусской широкой натуры, не нуждающейся в уме, чтобы обрести истину.
Гр. Толстой прав, когдаон приписывает большую важность личному усовершенствованию человека. Если история,о которой он говорит, есть совокупность личных произволов, то, конечно, чемвыше совершенство отдельных людей, тем счастливее судьба человечества. Но гр.Толстой впадает в противоречие, когда он преграждает путь к личномуусовершенствованию мертвящим фатализмом. Усиливаясь доказать, что отдельныйчеловек руководствуется личным произволом, он в то же время говорит, чтоколлективное человечество движется по известным, не зависящим от негопредначертаниям. Но если история создаётся личным произволом отдельных лиц, то,как, же согласить его с фатализмом? Мировой закон не допускает дуализма. Тот жезакон тяготения, который управляет малейшими атомами, управляет и громаднымителами и совокупной их жизнью. Если закон этот впадает в дуализм, мирозданиеразрушится. Как же на разрушенном мироздании гр. Толстой хочет создать своюсистему общественной гармонии?
Таинственный старик былодин из известных масонов и мартинистов. Влияние его оказалось до того сильным,что Пьер поступил в масоны. В масонстве, как ему казалось, он нашёл тот свет,который искал, нашёл то внутреннее успокоение и довольство, которого в нём досих пор не было. Пьеру казалось, что масонство есть единственное выражениелучших, вечных сторон человечества. Только масонское святое братство имеет действительныйсмысл в жизни, а всё остальное—сон. Пьер горячо отдался новому влиянию. Онустраивал столовые и надгробные ложи; вербовал новых членов, заботился осоединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньгина устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которыебольшинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один, на свои средства,поддерживал дом бедных, устроенный Орденом в Петербурге. По прошествии годаПьер, однако, начал чувствовать, что почва масонства, на которой он стоял, темболее выходила из-под ого ног, чем твёрже он старался стать на ней. Когда онприступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящегоногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполнеувериться в твёрдости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу ипровалился ещё глубже. Он разочаровался в братьях и в действительности тогосамоусовершенствования, к которому будто бы стремилось масонство. В членахОбщества он видел не братьев по труду и подвигам своего мистического ордена, акакого- нибудь Б., гр. Д.—людей слабых и ничтожных, из- под масонских фартукови знаков, которых он видел мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Онпонял всю фальшь и ложь слова, не сходившегося с делом, и затосковал. Пьер сталискать выхода в молитве и в духовно- назидательном чтении. В этот период онписал в своём дневнике: « Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господивеликий, помоги мне ходить по стезям твоим: 1. побеждать часть гневну—тихостью,медлением; 2. похоть—воздержанием и отвращением; 3. удаляться от суеты, но неотлучать себя от: а) государственных дел службы, б) от забот семейных, в) отдружеских сношений и г) экономических занятий». Несколько дальше Пьер писал:«Имел поучительный и длинный разговор с братом В,., который советовал мнедержаться брата А., Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи естьимя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя—имянеизрекаемое, имеющее значение всего. Мне ясно различие бедного учения наукобщественных с нашим святым всеобнимающим учением. Науки человеческие всеподразделяют—чтобы понять, все убивают—чтобы рассмотреть. В святой науке Орденавсё един, всё познаётся в своей совокупности и жизни. Троица—три началавещей—сера, меркурий и соль. Сера элейного и огненного свойства; она всоединении с солью огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредствомкоторого притягивает меркурий, охватывает его, удерживает и совокупнопроизводит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовнаясущность—Христова, Дух Святой, Он». Пьеру казалось, что это чепуха есть именнота истина, которую он искал, и что его мистическая химия трактует гораздо умнеео соединении серы, меркурия и соли, чем химия Лавуазье и Берцелиуса.
В прочем, у Пьера бывалииногда и светлые моменты, когда он снова обращался к своей беспутной,разгульной жизни, но эти моменты не были продолжительны. Пьер жил в каком-точаду, особенно усиливавшемся от общего патриотического воинственного настроения,ибо Наполеон, шёл уже на Москву. Нервы Пьера были натянуты в высшей степени. Ончувствовал приближение какой- то катастрофы, которая должна была изменить всюего жизнь, и во всём он отыскивал признаки этого страшного приближающегосямомента. Наполеон есть Антихрист, а имя его—звериное число 666. Кажется, зачембы идти дальше, но полубезумный Пьер захотел во что бы то ни стало найтизвериное число в своём собственном имени. Он писал своё имя по-русски ипо-французски, урезывал, пропускал буквы и наконец достиг того, что искомоечисло 666 получилось. Открытие это взволновало его. Как, какою связью онсоеденён с тем великим событием, какое было предсказано в Апокалипсисе—он незнал; но он ни минуту не усомнился в этой связи.
Катастрофа действительно наступила.Под влиянием воинственного азарта Пьер, приодетый, отправился смотретьБородинское сражение. Он побывал в компании солдат и понял, как бы вдруг, чтоони-то, эти странные, не ведомые до тех пор ему люди и есть именно настоящиелюди. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законом Бога,говорил какой-то мистический голос в Пьере. Простота есть его покорность Богу,от Него не уйдешь. И они просты. Они не говорят, что делают. Сказанноеслово—серебряное, а не сказанное—золотое. Ничем не может владеть человек, покаон боится смерти, а кто не боится её, тому принадлежит всё. Если бы не былострадания, человек не знал бы границ себе, не знал бы самого себя. Самоетрудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Вся соединить?—нет не соединить. Нельзя соединить мыслей, а сопрягать все эти мысли—вот чтонужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!»
Этот порыв больного,возбуждённого человека далеко ещё не разрешал того неразрешимого, чего искалПьер. Возбуждённый человек кидался повсюду и, предоставленный сам себе, своейумственной беспомощности и убогости, только путался в ощущениях тёмногочувства, не находя ни в чём успокоения. У Пьера не было здоровой, активнойжизни, у него не было никогда никакого дела, он решительно не знал, что емуделать со своим громадным телом, и на что направить свою силу Голиафа. Понатуре человек страстного чувства, ему надо было ворочать каменья, чтобыуспокоить сильно бродившую в нём горячую кровь. Но миллионы противоречий,сталкивавшихся в этой хаотической, не сложившейся, неустановившейся натуре,заставляли искать точки опоры, которой он ещё не нашёл. Человек простогодемократического склада, Пьер, ошибкой родившийся от графа, чувствовал себя нена месте в аристократических салонах с их чопорностью, условными приличиями, ккоторым он не мог себя приучить. И вот, побывав в солдатской компании, поевкавардачка, послушав простые солдатские речи, Пьер почувствовал в солдатахсвоих людей и в бесхитростности их умственной жизни увидел свою сферу. Вотпочему такой человек как Каратаев должен был обнаружить на Пьера громадноевлияние.
Использованнаялитература.
1. Л.Н. Толстой«Война и мир» том 1, 2, 3, 4. Москва, 1869г.
2. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике: сб. статей/ авт. вступ. статьи икомментариев Сухих И.Н. Ленинград, 1989г.
3. ШелгуновН.В.Соч.: В 2 т. Т.2. 2-е издание СПб., 1895г.
4. Страхов Н.Н.Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н.Толстом.
Т 1. Киев, 1901г.
Введение.
Я выбрала тему для своегореферата «Эволюция личности Пьера Безухова», потому что Пьер—это главное лицопятого тома, на котором всего яснее отражается нравственный процесс,совершавшийся в русских душах, своими похождениями всего лучше изображаетчувства, овладевшие тогда всеми. Его бегство из своего дворца, переодевание,попытка убить Наполеона и пр.— всё свидетельствует о глубоком душевномпотрясении, о страстном желании так или иначе разделить бедствия своей родины,страдать тогда, когда все страдают. Он, наконец, добивается своего и в плену успокаивается.Вот почему я выбрала именно эту тему для своего реферата.
Заключение.
В ходе написанияреферата, я пришла к выводу о том, что внутренний смысл пятого томасосредоточен на Пьере и Каратаеве как на лицах, которые, страдая вместе совсеми, но оставаясь без действия, имели возможность продумать и выносить в душевпечатление великого общего бедствия. Для Пьера глубокий душевный процессокончился нравственным обновлением; Наташа говорит, что Пьер моральноочистился, что плен был для него нравственною банею (том 4, стр. 136).Каратаеву нечему было учиться, он словом и делом учил других и умер завещавсвой дух Пьеру.