ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДНЕВНИКОВОГО ЖАНРАГлава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДНЕВНИКОВЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПриложение 1Приложение 2Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Дневник- лицо ученика и даже более того: оказывается, многие до сих пор представляют вуме схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике.
Развитие Интернет-технологий подарилонам блог — виртуальный дневник, изначально предназначенный для чтения и обсужденияего другими людьми. Понятие дневника в рамках блога перерождается и приближаетсяк его изначальному школьному прототипу: другие люди фактически ставят вам оценкив вашем же дневнике.
Дневники видоизменялись, как и цели, мотивыведения дневниковых записей. Но одно оставалось неизменным: потребность в ведениидневника. Получается, что дневник — неотъемлемая часть письменной культуры. Именножизнеспособность дневника как жанра, его постоянные востребованность и актуальностьподвигли меня на написание этой работы.
Цельработы — исследоватьжанр дневника от истоков до сегодняшнего дня. Найти оптимальный способ использованиясовременного виртуального дневника для саморазвития, самоконтроля и продуктивногообщения.
Изпоставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Проследить эволюциюи выделить основные характеристики дневникового жанра (Глава 1).
2. Рассмотреть и описатьсовременные формы дневников – для выявления их образовательного потенциала (Глава2).
Предметисследования — дневниковыйжанр, объект – главные тенденции его развития от интимных альбомов до современныхформ дневников.
Методыисследования: 1)поискинформации в различных источниках; 2) сравнительный анализ дневниковых записей разныхэпох; 2) опрос (в том числе интернет-опрос).
Исследуяэволюцию дневникового жанра, я прочитала ряд дневников различных авторов и историческихэпох: «Записные книжки» П. Вяземского,дневник молодого Л.Н.Толстого, дневниковые записи Д.Ф.Фикельмон, А.О.Смирновой-Россет,А.А.Блока, В.Розанова, Д.Хармса, М.М… Пришвина; письма Н.Н.Пушкиной, М.И.Цветаевойи др. Изучить феномен виртуального дневника мне помогли интернет-источники,такие как Livejournal.com, Сервис дневников Live Internet, www.nlo.magazine.ru (Кобрин К. «Похваладневнику»), www.superstyle.ru («Эволюция дневника») и др.
Дневниковыйжанр как литературный изучался давно и много, но речь всегда шла исключительно оклассических (бумажных) версиях. О виртуальных дневниках-блогах написано тоже немало,но исключительно как о новом интернет-сервисе. Попытка проследить эволюцию дневникавплоть до блогов была сделана А.Колядиной в статье «Дневник как литературный жанр(Газета «Литература», 2006 г., №19, ИД «Первое сентября»). Идеи использования виртуальныхдневников для образовательных целей я не встретила нигде, поэтому считаю ее своимсобственным вкладом в изучение проблемы.
Моямиссия – показать, какой образовательный потенциал несут в себе электронные дневники,как можно с пользой для всех участников подключиться к их ведению, как посредствомблогов учителя могут общаться со старшеклассниками и их родителями, направлять ихпоиски, формировать вкусы и предпочтения, ставить новые цели, поддерживать интереск учебе. А школьники оценят реальную пользу и смысловую насыщенность такого неформальногообщения, по-другому воспримут учительские советы и охотно выполнят творческие задания.
Глава 1. История, эволюция и основные характеристики дневниковогожанра
Личныйдневник как социокультурный феномен родился, наверное, вместе с письменностью, еслине раньше. Мир сохранил много дневников, написанных на разные темы и с разными целями.Некоторые из них стали свидетелями не только частных событий, но и самой Истории.
Дневник– ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизнина фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно).Дневник представляет собой первичную форму мемуаров: общая перспектива событий здесьотсутствует, и повествование держится на молекулярной связи записей, объединенныхединством излагающего их лица, системой его воззрений[1].
Дневникомназывается «форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных,как правило, датированных записей»[2]. Это предельно общее определениене учитывает множества внутренних жанровых разновидностей дневника.
Характернаячерта дневника — неожиданное постижение, открытие ведущим дневник того, что былоскрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще.
Зачемвообще пишутся дневники? Считается, что есть две основные цели. Во-первых, для себя,для того, чтобы зафиксировать основные события жизни, размышления, встречи. Такойдневник не предназначен для посторонних глаз, хотя его можно потом использовать,например, для написания мемуаров — отобрав и переосмыслив некоторые факты. Во-вторых,для других. Тогда автор дневника изначально предполагает, что у него когда-нибудьбудет читатель, он мало пишет о себе, зато фиксирует все, что впоследствии можетпредставлять исторический интерес.
Людямсвойственно заводить и вести дневники в определенных жизненных ситуациях, душевныхсостояниях и возрастных периодах.
Простейшая(и важнейшая) функция дневника — фиксация. Следующий шаг — к свидетельству— предполагает уже не просто бессознательный отбор фактов; наоборот, этот отборпроизводится весьма обдуманно и тщательно. Таковы многие дневники сталинской эпохи,дневники путешественников, заключенных, приговоренных к казни. Цель их можно оценитькак мемориально-назидательную; потомки должны помнить об авторе и эпохе и использоватьэто знание для совершенствования себя и окружающих.
Некоторые дневники велись не только длясебя или потомков, но и для современников. Отрывки из чуть ли не самых значительныхдневников прошлого века авторы зачитывали вслух друзьям. Классик «дневникового жанра»Вяземский публиковал выдержки из своих записных книжек, поддавшись обаянию модноготогда Байрона.
Дневникпредполагает определенную интимность, доверительность («Я начинаю вести ДНЕВНИК…,я трачу бумагу и записываю сюда ВСЕ, всю мою жизнь. …. Здесь его никто никогдане прочитает кроме меня…»)[3] и одновременно «накапливаетживую память». С течением времени дневники становятся все более публичными, а значит,часто подменяют интимное самовыражение манифестациями и манипуляциями.
Помнению немецкого философа Х.Арендт, публичное пространство есть арена действий людей,совершаемых ими демонстративно, перед лицом друг друга. Целью становится интерпретациядействий другого, и перечень того, что подлежит демонстрации, увеличивается с каждымдесятилетием. Публичная сфера сегодня — это сфера «нарциссической самопрезентации»:мы обнажаем тела, чувства, мысли, намерения и желания; кажется, что нет уже ни толикисокровенного (кроме, разве что, шпионской информации, которая со временем тоже становитсяпищей для очередной сенсации)[4].
Границамежду интимностью и публичностью стерта. Подобная «публичность приватного» становитсяновой общественной ценностью. Меняется представление о частной жизни, все выставляетсянапоказ (проекты «За стеклом», «Голод», «Дом-2» и т.д.), поэтому дневник из укромногоубежища для собственных мыслей превращается в электронный проект «ВОТ Я — полюбуйтесь...».В этом смысле блог (электронный дневник) – закономерный продукт своего времени нетолько в техническом, но и в социально-психологическом смысле: откровения в глобальнойсети, тайны для всех и каждого – что может быть более характерным для общественногосознания начала XXI века?..
В контекстеизменения пропорции «приватность – публичность» с дневники можно подразделить наследующие виды, исторически сменяющие друг друга:
1. интимный дневник (если он попадает в чужие руки, это скандал);
2. дневник-альбом (куда можно заглядывать другим, оставлятьзаписи, посвящения и т.п.; в 70-80-е годы была масса таких девичьих дневников-песенниковс почти идентичным содержанием – различались только имена и вклеенные фотографии);
3. дневник-повествование (заведомо рассчитанный на читателя, являющиймиру самого автора или его вымышленного героя);
4. дневник-органайзер (или деловой дневник: здесь уже минимумпосторонних записей, «ничего личного»; все комментарии относятся к делу, лейтмотив– планы и их осуществление);
5. электронный дневник (как гибрид предыдущих плюс возможностиИнтернет-общения: здесь максимальная публичность и технологичность сочетаются свозможностью создания своего приватного мира).
Дневниквыполняет одновременно несколько функций. Одни из них явны самому автору, другиеактуализируются лишь в определенные периоды или в особых ситуациях, третьи — вообщене замечаются им. Вот наиболее важные функции личного дневника[5].
— Психотерапевтическая. Снятие эмоционального и нервного напряженияв результате письменной рационализации.
— Исповедальная. Реализует стремление поделиться самымсокровенным.
— Культурно-игровая. Дневник — своего рода излишество, прихоть,подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и не вести, он не обязателен,как всякая игра, но и, как всякая игра, доставляет удовольствие.
— Творческая. В дневнике автор волей-неволей вынужденизлагать события в литературной или квазилитературной форме. Стиль дневника такили иначе организуется в виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимостьсюжета. Недаром некоторые авторы воспринимают дневник как книгу — метафорическую«книгу жизни» или даже отчасти прототип будущей реальной…
— Аутокогнитивная. Перечитывая регулярно прошлые записи,автор начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.
— Мемуарно-архивная. Дневник выступает как культурный механизмсохранения памяти о событиях индивидуальной жизни.
— Коммуникативно-диалоговая. В данном случае имеется в виду возможностьпрочитывания дневника желаемым или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым»человеком. Автор дневника более или менее сознательно надеется найти понимание убудущего читателя.
Такимобразом, дневник можно рассматривать не просто как разновидность рукописных практик,но и как культурно-психологический феномен.
Примерыдневниковых записей различных эпох приведены в Приложениях 1 и 2.
Итак,дневники развиваются в жанровом и социально-психологическом смысле: от короткиххроникальных записей — к самостоятельному литературному жанру и от фиксации событийк «аутопедагогике» (когда дневник становится способом аналитического самоописания,действенным средством самовоспитания). Именно поэтому сегодня дневник можно и нужноподключать к решению образовательных задач. Глава 2. Современные формы дневников
В настоящеевремя, в связи с быстрым распространением компьютерной техники и Интернета, появилсяновый жанр дневника – онлайн-дневник, или Интернет-дневник. Это личное пространствозарегистрированного пользователя Интернет, где он можетразмещать какую-либо информацию и обсуждать ее с читателями. Сервис дневников обеспечиваеткаждый дневник заинтересованными в его информации читателями и дает им возможностьоперативно узнавать об обновлениях в этом дневнике. Размещая сообщения, пользователь имеетогромную свободу, которая, тем не менее, ограничена некоторыми разумными правилами.
Интернет-дневники,или блоги, (англ. blog — это сокращение от weblog, что значит сетевойжурнал, или дневник) состоят из «постов» (пост – сообщение в дневнике), каждый изкоторых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями,комментариями и именем автора. Но, в отличие от бытового дневника, представляющегособой систему записей, связанных с определенной датой, записи блогов разных пользователейвозникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временныепромежутки, реально существующие между ними, не могут быть отражены в режиме онлайн.
Главноеотличие Интернет-дневника от традиционного состоит в установке автора блога напоиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию – для общенияс ними.
Однииз первых блогов появились во «всемирной сети» благодаря американскому проекту LiveJournal.com примерно шесть лет назад. Вскорео LiveJournal узнали и в Рунете (русскоязычнойчасти Интернета), где этот проект тут же получил название «Живой журнал» (коротко«ЖЖ») и стал самым популярным блоггерским сервисом.
Любаязапись в ЖЖ может быть публичной (т.е. её способен прочесть любой), приватной (т.е.её имеет право прочесть только сам пользователь), или она может быть адресованатолько «друзьям». В последнем случае лишь некоторые специально выбранные пользователижурнала могут ее прочесть.
Поданным статистики LiveJournal.com[6], на 29 декабря 2006 года в ЖЖ зарегистрировано11,9 млн. пользователей, в то время как на 3 декабря 2005 года число пользователейбыло 8,9 млн., из которых 2,5 млн. активных. 67,4 % пользователей — женщины. Наиболеераспространенный (16,5 %) возраст пользователей — 16—20 лет.
Какбыло уже выше сказано, ЖЖ – в основном публичный дневник. А значит, у каждого пользователяесть свои друзья, называемые в ЖЖ-среде «френдами» (от английского «friend» «друг»).Легко заметить, что добавление в список друзей не обязательно означает фактическиедружественные отношения и совсем не предполагает обязательной ответной взаимности:в простейшем случае это просто прямая коммуникация между блоггером и его читателем.
Огромноеколичество судеб, бесчисленное множество переживаний. Чаще детских и наивных. Ивсе же современный ЖЖ нельзя ассоциировать только с подростковыми дневниками. Ведь,несмотря на похожую форму, содержание их бывает очень и очень разным. Так, нарядус «зеленой» молодежью, свои блоги в «Живом журнале» ведут и люди вполне почтенноговозраста, солидного образования и социального положения, которым действительно есть,что сказать миру.
СвоиЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движенийи организаций. Важнейшие мировые события моментально находят отклик в миллионахинтернет-дневников. Неудивительно, что некоторые аналитики уже окрестили блоггерствогражданской журналистикой. А наиболее талантливые блоггеры даже привлекаются к работетрадиционными СМИ.
Доминирующейпричиной, толкающей человека вести онлайн-дневник, можно считать обратную связь,отзывы и комментарии на опубликованную информацию. Внутри блога можно занимать разныепозиции:
— автора, т.е. создать собственный блог, размещатьв нем интересные для себя посты, отвечать на комментарии, заниматься дизайном.
— друга т.е. следить за постами автора, комментироватьих. Его связывают с автором общие интересы.
— случайного комментатора,который попал на этот блог и «зацепился» за какой-то пост. В зависимости от заинтересованности,он может стать другом, а может больше никогда сюда не попасть.
— просто посетителя,читающего все подряд, но не вступающего в диалог с автором. Впрочем, эта позицияможет перерасти в любую из трех вышеназванных, если общение в блогах «зацепит» неофита.
В блог-системах,как правило, отсутствует позиция педагога (наставника, советчика, тьютора).И тому есть причины: Во-первых, принципиальная открытость и демократичность блоговзачастую противоречит авторитарной позиции школьного учителя. Во-вторых, организациядеятельности в блогах предполагает совершенно новые технологии, т.е. требует новыхпрофессиональных компетенций. В-третьих, многих учителей пугает сам феномен электроннойсреды.
Конечно,блог-порталы бесконечно далеки от классно-урочной системы. Однако они формируюткультурные стереотипы, создают новые нормы общения и самовыражения – т.е. запускаютсвой (пока что альтернативный)процесс образования. Чтобы преемственностьне нарушалась, – а блоги все-таки играют роль «дневников-организаторов» – эту технологиюдолжны освоить учителя. И максимально задействовать ее плюсы, нивелируя минусы исохраняя роль экспертов и авторитетных образцов для подрастающего поколения.
Итак,благодаря своей популярности, доступности, простоте использования блоги имеют огромныйпотенциал, в частности, для образовательного процесса – в качестве электронной средыдля саморазвития, проектирования, сотрудничества учащихся и педагогов.
Намой взгляд, самым важным полюсом образовательного дневника станет взаимная коррекцияпланов и целей на учебный год (четверть, полугодие…) ученика и учителя. Подобнаяформа становится особенно продуктивной в старших классах. Старшеклассники уже достаточноответственны, чтобы самостоятельно составлять индивидуальный учебный план.
Образовательныйблог необходим для саморазвития и самоконтроля. Служа электронным органайзером,он структурирует, а, являясь модным средством коммуникации, стимулирует работу ученика.Немаловажно при этом, что такой блог создается специально для творческого саморазвития,познавательного общения и проектно-исследовательской работы.
Каждыйучастник образовательного процесса занимает свою позицию. Так что же даст электронныйдневник разным группам?
· ученикам – удобнуюэлектронную среду длясамообразования, самоконтроля и продуктивного общения, для выражения собственныхмыслей, желаний, сомнений;
· учителям – удобную технологию поддержки и сопровожденияученических инициатив;
· родителям – отличный шанс стимулировать подростка,повысить его интерес к обучению и собственным жизненным перспективам[7].
Такимобразом, электронный дневник ученика может стать одним из эффективных средств взаимодействиявсех участников образовательного процесса.
Дневник — всегда живая хроника происходящего.Его превращение его из банальных прикладных записей в литературный жанр стало возможно,когда частный человек стал интересен не только самому себе, но и окружающим. Ведьдневниковые записи фиксируют опыт, который читателем расценивается одновременнокак уникальный и всеобщий. История интересна нам, когда она воплощена в мыслях ичувствах конкретных людей – таких же, как мы сами.
Этисущностные свойства сохранились у дневников и в наше время. Система онлайн-дневниковтакже дает возможность пользователям не только фиксировать свои мысли и чувства,но и осмыслять современный мир, главные тенденции развития культуры посредствомизучения (хотя бы беглого знакомства) с сотнями и тысячами живых документов времени,открытых для чтения и коммуникации. Технология комментирования дневниковых записейи обмена «постами» очень продуктивна для создания виртуальных проектных групп итворческих союзов.
/>Заключение
Потребностьв отражении рубежных моментов жизни, в фиксации собственных поисков и сомнений сохраняетсяво все времена; дневник всегда останется и живой историей, и советчиком, и конфидентом,и менеджером. Меняются формы, стили, технологические возможности, но суть всегданеизменна: люди (особенно молодые) нуждаются в осмыслении своего собственного образа,в самопредставлении и сравнении себя сегодняшнего с собой вчерашним.
Интереск дневниковому жанру не только не угас, но возрос в сотни раз в связи с появлениемновых технологий сопровождения и развития электронных дневников – блогов.Обществу вряд ли стоит просто игнорировать тот факт, что многие тысячи подростковв России и за рубежом вечерами «зависают» на блог-порталах, именно оттуда черпаяосновные жизненные ценности и ориентиры. Электронные дневники сегодня – это самыеоперативные новости, пункты «стихийной» психотерапии, место дружеских встреч и непримиримыхспоров.
Проследивразвитие жанра дневника от истоков до сегодняшнего дня, я рассматриваю блог (электронныйдневник) в качестве потенциально эффективной модели саморазвития и самоконтроля,а также взаимодействия всех участников образовательного процесса. Использованиеблогов в школе (включение блог-систем в образовательные порталы) позволит сделатьпроцесс образования и самообразования более индивидуализированным, интерактивными мобильным.
Список литературы
Печатные издания
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма.– М.: ЦентрКом, 1996. – С.153-154.
2. Блок А.А. Дневник.– М.: Советская Россия, 1989.
3. Борисов С.Б. Рукописный девичий рассказ. М.: ОГИ, 2002. 512 с.
4. Вяземский П.А. Записныекнижки. – М.: Русская книга, 1992.
5. Колядина А. Дневниккак литературный жанр.// Газета «Литература», №19 (610), 1-15.10.2006. Издательскийдом «Первое сентября».
6. Ободовская И.М., ДементьевМ.А. Вокруг Пушкина. – М.: Советская Россия, 1975.
7. Пришвин М.М. Дневники.– СПб: Росток, 2006.
8. Розанов В.В. Уединенное.– М.: Русская книга, 2002.
9. Смирнова-Россет А.О.Дневник. Воспоминания. – М.: Наука, 1989.
10. Толстой Л.Н. Полноесобрание сочинений: В 90 тт. (Юбилейное). Т.46. — С. 5-66.
11. Цветаева М. Мне казалось,я иду по звездам… — М.: Текст, 2004.
12. Шикин В.Н. Дневник//Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
Интернет-источники
1. Дневник Долли Фикельмон(1829–1837 гг.)//«Она друг Пушкина была…»:www.pushkin-book.ru/?id=67.
2. Livejournal.com Начни свой бесплатный журнал или блог сегодня www.livejournal.com/
3. Литературная энциклопедия:feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-1312.htm)
4. Сервис дневников Live Internet wiki.liveinternet.ru/ServisDnevnikovLiveInternet?v=1d45
5. Кобрин К. Похваладневнику// Журнальный зал/ Новое литературное обозрение, 2003, №61, с. 288-295 www.nlo.magazine.ru/dog/gent/gent86.html
6. Мир Марины Цветаевойhttp://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/letter2.html.
7. Мила Пригожая. Суперстиль// Эволюция дневника, №33(88) 26.02.2006 www.superstyle.ru/26feb2006/dnevniki
8. Хармс Д. Дневник //«Русофил» www.russofile.ru/articles/article_24.php.
Приложение 1
Примерыдневниковых записей XIX, XX и XXI веков.
Вотпервые записи из дневника молодого Л.Н.Толстого (1847 год):
«Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека этаесть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне, т.е.совершенно убив чувство и не занимаясь приложением, единственно стремясь к образованиюума и наполнение памяти. Односторонность есть главная причина несчастий человека»[8].
Переднами фиксация философско-этических рассуждений, причем наблюдения над собственнойжизнью тут же осмысляются как проявления общечеловеческой нормы, и записано всеэто в стиле эссе французских мыслителей 18-начала 19 вв.
Силавпечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста,исторического и литературного. Поэтому так потрясают строчки, написанные погибшейв блокадном Ленинграде Таней Савичевой:
/>
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут 1941 года». «Бабушка умерла 25января в 3 часа дня 1942 года». «Савичевы умерли… умерли все… осталась однаТаня».
Четко,до минут, отметив время смерти своих близких, сама Таня умерла в мае 1944 года.
И,наконец, из Интернет-дневника сегодняшнего подростка: «…никогда не устануповторять: ИСКРЕННИЙ — чистосердечный, прямодушный, нелицемерный, прямой (В.Даль).Искренность порождает искренность. Все конфликты из-за того, что мы не умеем простосесть и поговорить. И все выяснить, язык нам дан не для того чтобы чупа-чупсы лизать.В последнее время очень много проблем решил, просто подойдя и поговорив по душам.Да, для этого надо иметь смелость. Только будучи искренним, ты можешь понимать другогои быть понятым. Когда слова идут от сердца, туда и попадают. Это касается не тольколюбовных отношений, но всей нашей жизни » (erwingrey.livejournal.com).
Приложение 2
Отинтимности к публичности
Отрывокиз дневника графини Дарьи Федоровны Фикельмон (Долли, как звали ее домашние и друзья):
«25 января1832 года — бал у нас. Двор отсутствовал,к большой радости многих, особенно молодежи, которую весьма стесняет присутствиеИмператора и Великого Князя Михаила. Многолюдный, оживленный, жизнерадостный балпродолжался до пяти часов утра. В этот вечер самой красивой была Шувалова. МадемуазельНовосильцева очаровательна. У нее прелестная, привлекающая внимание головка, черныеглаза, такие серьезные, с таким гордым взглядом, и такая приветливая и добрая улыбка.Смирнова (бывшая Россети) — весела и красива. Она не прикидывается ни сентиментальной,ни влюбленной в своего мужа; вообще не скрывает, что вышла замуж из дружеского кнему расположения и расчета. Со своей стороны он кажется очарованным и счастливым.»[9]
«Выпискаиз черновой тетради» МариныЦветаевой:
«Борюшка(Б. Пастернак), я еще никогда никому из любимых не говорила ты — разве в шутку,от неловкости и явности внезапных пустот, — заткнуть дыру. Я вся на Вы, а с Вами,с тобою это ты неудержимо рвется, мой большой брат.
Ты мне насквозь родной, такой же страшно, жутко родной, как я сама, без всякогоуюта, как горы. (Это не объяснение в любви, а объяснение в судьбе.)»[10].
В первомслучае многие чувства остаются «за кадром», ведь для светской дамы недопустимо обнажатьдушу, давать волю страстям. Во втором случае приоритет отдается пылкости чувств,контрастам эмоций; восторг, страсть, страдание – вот истинное содержание жизни.И говорить об этом уже не стыдно, а модно.
Приложение 3. Мой образовательный блог
/>
Пост № 1...
Пишу проект на тему «Эволюция дневникового жанра: от интимныхдневников до блогов». Надо доделать исследовательскую часть… Предлагаю делатьэто в режиме онлайн. Кстати первый шаг уже сделан -я создала этот ЖЖ. Итак, приступим.
Возможно ли использовать принципиально новое явление ЖЖ в образовательныхцелях? Почему? Как?
2. Публичность ЖЖ: за и против?
Это первые два вопросика…
Вот мои ответы ():
1. Очень даже возможно. Рассмотрим на примере. Ученик перед началомучебного года пишет у себя в дневнике свои планы, цели и задачи на этот год. Учительже читает и пытается скорректировать свой учебный план под запросы ученика. Такимобразом можно создать если не идеальный, то почти идеальный план учебы и взаимодействиясистемы учитель-ученик.
2. В ЖЖ у нас есть свобода выбора публичности. Что значит, чтомы сами же выбираем какие посты делать публичными, а какие личными. Такая вариативностьявляется огромным плюсом, ведь часто мы хотим услышать совет по тому или иному вопросу.С другой стороны при таких обстоятельствах могут повлиять специальные посты, созданныевызвать чью-нибудь реакцию, но это уже на совести каждого.
Мнениеучеников.
/> />f_up_blind_kids 2007-01-15 04:26 pm UTC
все зависит от того, что считать образовательными целями. Но вообще говоряполезно вести дневники, там психологи все ратуют за переосмысление поступков, вседела. Но если говорить именно об образовании, то именно в силу своей публичностижж может стать мощным инструментом познания. Поясняю: допустим, ученик выбираетнекоторое количество сообществ, в которых поднимаются актуальные темы, у него естьвозможность обсуждать любые вопросы и консультироваться с самыми различными людьми.В общем, если отладить эту систему, может неплохо получиться. с другой стороны вэтом кроется множество подводных камней, таких как некомпетентность, какие-то личныехарактеристики человека, которые могут помешать ему учиться таким способом, не знаю.
Чтокасается меня, то я довольно много узнаю об окружающем мире благодаря интернетув целом и жж в частности )) как и все мы, наверное. и вообще, надо гуглю памятникпоставить )_)
/>shaggy-gal.livejournal.com/profile
shaggy_gal 2007-01-16 05:52 pm
1.Мнекажется, что да, во первых, через жж можно очень хорошо обмениваться различнымиматериалами… Из серии ссылочки на учебники, худ. литературу и т.д.
опятьже там можно выложить какие-то свои сочинения или работы за несколько дней до сдачи,чтобы через коменты понять, в чем твои минусы и в чем плюсы, может то, что ты написал,понятно только тебе. Во вторых через блоги педагог может узнать о ученике больше…Как например мило делали у меня в сунце, через сообщество лицейское на тимусе учебнаячасть выходила на странички лицеистов и узнавала про них всю подноготную. Конечно,для ученика это не самый приятный момент, а вот для преподавателя… Ну ладно, этоочень спорный вопрос...
2.Как уже говорилось выше, жж-юзер может закрыть запись, если не хочет чтобы ее кто-точитал, а в остальном, через блоги, а точнее через их публичность можно найти множестволюдей с похожими интересами, даже новых друзей, а если на этом сервере куча твоихстарых знакомых, то жж = еще один способ общения с ними. Также жж, на мой взгляд,один из самых лучших способов общения с друзьями, которые находятся на данный моментдалеко от тебя… Чтобы не звонить каждый день и не узнавать как дела, можно простопрочитать пост в жж…
Мнениепедагогов
Проекто блогах (Анонимно)2007-01-16 11:03 am UTC (ссылка)
Конечно,есть смысл использовать блоги как средство связи между учеником и педагом — можетбыть, что-то лучше прояснить письменно, а не в личном разговоре. Особенно мне понравилсямомент с постановкой целей и задач и с последующей корректировкой взаимных позиций.Если для моих учеников станет нормой самостоятельная постановка целей и задач и,главное, самостоятельное достижение поставленных целей, я буду считать свою педагогическуюмиссию выполненной — дети стали взрослыми! Наконец-то:)) Это, кстати, и меня стимулируетзаняться целеполаганием, а то всё как-то не до того, а зря:)))
Чтокасается публичности — это личное дело каждого. Никто ведь не заставляет писатьв ЖЖ всё как на духу. По мне, опасней другое — как бы «Я идеальное» незатмило «Я реальное». Может быть, чаще задумываться о «Я зеркальном»?(см. урок обществознания о Я-концепции:)). Ольга Сергеевна
/>
/>
Даешьобразовательный блог-дневник!
/>sverhcheburek 2007-01-17 01:44 pm UTC
Мне кажется, идея использования блогов как электронной среды длярешения образовательных задач очень продуктивна. Во-первых, потому что блог — этогибкая форма, объединяющая индивидуальную и групповую работу. Здесь можно «творить»в одиночку (не обнародуя свои черновики), а можно совместно обсуждать развитие проектнойтемы, распределять права и обязанности, формировать временные или постоянные группы.Во-вторых, потому что блог (несмотря на свою «сетевость» и интерактивность- это индивидуальное пространство, позволяющее выразить себя, свои мысли, чувства,предпочтения: здесь можно организовать РЕАЛЬНЫЙ и НЕФОРМАЛЬНЫЙ («без галстуков»и статусов) ДИАЛОГ ученика и педагога. Что сейчас и происходит:) И, в-третьих, блоги- это среда, в которой молодые люди чувствуют себя комфортно и адекватно; т.е. этоновая форма культурной коммуникации и самопредставления. Если педагоги хотят сохранитьсвою экспертную позицию и авторитет наставников, они просто обязаны подключитьсяк конструированию электронных образовательных дневников.
Единственное возражение — или замечание? — стандартный блог вЖЖ не совсем подходит для образовательных целей. В идеале нужно спроектировать исоздать образовательный блог-портал, где сама структура блогов и вся система сервисовбудет настроена на задачи саморазвития и сотрудничества, на отработку приемов команднойработы, сетевое проектирование и т.д. Как раз такой портал (новый сайт «Корифея»)мы сейчас и создаем — он появится в сети уже к концу февраля (сначала в тестовомрежиме). Если ты, Инна, подключишься к процессу его создания и предложишь структуруэлетронного дневника, механизмы его обновления и связи с другими дневниками — этобудет ОТЛИЧНО!!!
Мнениеродителей
(Анонимно) 2007-01-16 06:21 pm UTC
1.Даже если не все педагоги согласятся рассматривать эту идею как вариант педагогическогопроцесса, она займет свое место в системе образования. Во- первых, есть большаякатегория людей, яснее излагающих свои мысли письменно, а на компе — еще лучше.Во-вторых, ЖЖ -это круто, а значит, им будут пользоваться (повышая интерес к учебе)самыепередовые и те, кто к ним желает примкнуть. Степень откровенности и честности — личное дело каждого, и это минус ЖЖ в образовательном процессе: нет достоверностиличностного участия. Второй минус истекает из первого плюса. Так можно и никогдане научиться говорить публично, а уж литературность комповского языка и орфография(чем корявее, тем круче) вовсе дискредитируют лингвистические дисциплины в ЖЖ. Авот умение вести дискуссию и аргументацию в этом режиме хороши.
2. Публичность дневников — электронных ли, рукописных ли — вопрос вкуса. Возможно,кое-кому из великих не хотелось бы обнажать душу перед читателями, но ради некоторыхинтересных мыслей, заслуживающих изучения и публикации, в них стоило покопаться.С ЖЖ даже проще — пишешь-то не в стол, а на стол — не хочешь публичного раздевания- не пиши. Ольга Марковская.
/>ЖЖ />knopka_mysh 2007-01-16 08:25 pm UTC
1.Если рассматривать образование как сотрудничество, то ЖЖ один из способов достиженияэтого. Отличная возможность обмена мнениями. Далее. Если образование — это не толькополучение знаний, но и получение умений работать в команде, то ЖЖ прекрасный полигондля командной работы. Раньше стенгазеты выпускали, сейчас ЖЖ верстать можно.
2.Что касается публичности. Хочешь публиковать — публикуй. Не хочешь — не публикуй.
С наилучшимипожеланиями. Кнопка-Мышь.