Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Чудики в рассказах Шукшина

Министерствообразования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Дебесскийполитехникум»
Реферат
На тему: «Чудики врассказах Шукшина»
Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна
Выполнил: студент 2 курса группы «Б»
Спиридонов Денис
с. Дебесы, 2009г.

Содержание
Введение
1. Биография писателя
2. Обзор творчества писателя
3. Место выбранного произведения в творчестве писателя
4. Анализ выбранного произведения
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
В современной русской литературе рассказы Шукшинаостались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью иживой, естественной в своей простоте стилистикой. Едва ли не в каждом своемпроизведении Шукшин многогранен и отнюдь не так «прост», как может показатьсячитателю, следящему лишь за развитием сюжета. Читая его рассказы, нужновдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, чточувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов – деревенские игородские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность,ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают егогероев близкими, родными нам.
Мы смеемся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчиваячтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем: веселиться нам или горевать,оставаться спокойным или негодовать?
Шукшин почти не дает портретов своих героев, нерассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного непроисходит. Но писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать ихпростотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлыедуши», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной. Именно в этойборьбе и участвуют его «чудики».

1. Биография писателя
Василий Макарович Шукшин (25.07.29 – 2.10.74) родился 25июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начиналписать, тогда сверстники звали его «Гоголь». После восьми классов поступил вБийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Иуже тогда, под его кроватью лежал мешок с рукописями. Десятый класс среднейшколы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире.Служил во флоте (1949-1952гг.), и даже там его матросы называли поэтом. Вернувшисьв родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором ввечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультетВсесоюзного государственного института кинематографии. Учился в классеизвестного кинорежиссера Михаила Ромма. Впервые выступил в печати в 1959 году вжурнале «Смена».
Шукшин долгое время считал своим основным призванием кинои работал как режиссер и актер. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитыйрежиссер, постановщик, сценарист, писатель. Фильмы с его участием в качествережиссера, сценариста, актера – «Живет такой парень», «Странные люди»,«Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину» — стализначительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г.кинофильм «Живет такой парень» получил награду Венецианского международногофестиваля «Золотого льва св. Марка».
Шукшин – автор романов «Любавины» и «Я пришел дать вамволю» — о Степане Разине. Им написаны повести «Там, вдали», «Калина красная»,«До третьих петухов», пьеса «Энергичные люди», многие рассказы, составившиесборники – «Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне».
Василий Макарович Шукшин умер 2 октября 1974 года.
2. Обзор творчества писателя, основные темы творчества,основные произведения
Свой материал для своих произведений писатель брал везде,где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои,которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобыявился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказало своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства,вызвала любовь и уважение к самому автору.
Тема деревенского человека, вырванного из привычной средыи не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказовШукшина.
Рассказы Шукшина, относясь «к деревенской прозе»,отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенноне столько на основах народной нравственности, сколько на сложныхпсихологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивалшукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием ксудьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так уменя вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасноне удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так – одна ногак берегу, другая – в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде какстрашновато…»
Эта ситуация и определила необычное поведение героевШукшина, которых он называл «странными, непутевыми людьми». В сознаниичитателей и критиков прижилось название «чудик». Именно «чудики» являютсяглавными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников«Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словноподчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» — Коля Скалкин,выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), СпиридонРасторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызываютавторского осуждения. Они наоборот умиляют их, делают ближе к простомучеловеку.
3. Место выбранного произведения в творчестве писателя
Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничемдругим больше не удивишь. В. М. Шукшин
Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачествагероев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешьрадость общения с живым человеком».
Шукшин не идеализирует деревенских жителей, но ищет вхарактерах людей из деревни светлые, здоровые стороны. Нравственные идеалыдобра и справедливости характеризуют творчество писателя.
«Чудики» Шукшина не знают за что борются, не понимаютсвоей чудности, но продолжают вести свою борьбу. Борьба эта порой смешна, нокаждый раз приводит читателя к великим выводам. В неумении выразить себя, вовнешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание,искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяниелюдей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшинне идеализировал своих персонажей. Но не смотря на это каждый его «чудик» былдля него родным, да и для читателей тоже.
4. Анализ выбранного произведения
Рассказ «Чудик» (1967г.).
Много чудных поступков совершает Василий Князев, попрозвищу Чудик, начиная с 50-рублевкой, которую он с «остроумными» словами(«Хорошо живете, граждане!»), кладет на прилавок, так как «хозяина нет», икончая разрисованной детской колясочкой племянника. Рисовал и думал; как будетприятно изумлена сноха, а кончилось все скандалом.
Рассказ «Микроскоп»(1969г.).
Еще один «чудик» — Андрей Ерин. Утаив зарплату от жены,стерпев побои, он покупает микроскоп. Рассматривая в микроскоп, каплю воды,обнаруживая в ней кишащих микробов, он радуется как дитя, и мечтает избавитьчеловечество от болезней. Но «мечта» терпит крах от столкновения с бытом: женаедет в город и продает микроскоп, потому что «детям надо купить шубки».
Рассказ «Срезал» (1970г.).
В этом рассказе с помощью «чудика» — Глеба Капустина,Шукшин раскрывает проблему конфликта между городом и деревней.
Зачем мужики водят Глеба Капустина «начитанного иехидного», к приезжим знаменитостям и устраивают «спектакль», наблюдая, какГлеб в очередной раз «срежет» интеллигента?
На первый взгляд, писатель держит в конфликтенейтралитет, но по прочтении рассказа чувствуешь, что ни автор, ни мужики нелюбят Глеба. Автор говорит об этом в конце рассказа прямо: «Глеб их по-прежнемуудивлял. Хотя любви, положим, тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто,никогда, нигде не любил еще».
А «спектакль», устраиваемый кандидату, — это как быпроверка на истинную интеллигентность. Ведь деревня насмотрелась на кичливуюпричастность к культуре и поэтому в мужиках и возникает враждебнаянастороженность к знаменитостям, особенно к тем, кто оторвался от родной землии смотрит на бывших односельчан свысока. Стал бы истинный интеллигентоткровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом довольно грубо«ТЫКАТЬ» ему, как это делает Журавлев? Следовательно, в этом конфликте нетправых.
Вообще «чудики» В. Шукшина (а их список можно продолжить)– не «маленькие люди» русской классической литературы.
Каждого из них Шукшин делает по-своему значительным, ибоони гуманны, человеколюбивы. И хотя автор посмеивается над ними, он относится кним с уважением.
Рассказы Шукшина – это целая энциклопедия типов и проблемвремени.

Заключение
Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо.Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На утро его обнаружили мертвым. А настоле в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью длятеатра: «А по утру они проснулись»...
Эти строки говорят нам о том, что не смотря на болезнь,муки и тяжести которые пережил писатель, он творил. И делал это как будто назлотем, кто не верил в него, кто уже думал, что его ничем не вернешь. Но нет! Дажеперед смертью он оставил о себе память – очередную повесть.
Он прожил 45 лет. Но и этого хватило для того чтобыостаться на веки в сердцах людей, чтобы не уйти бесследно из жизни.
«Чудики» Шукшина – яркие образы современной жизни.Кажется, что рассказы, написанные около 40 лет назад, никак не могут войти внашу жизнь, найти в ней отголоски героев. Но Шукшин был очень умен. Рассказыего уместны до сих пор. До сих пор живут на нашей земле «чудики» — люди,которые умиляют своей глупостью и учат нас трудностям жизни, дают примержизненной силы.
Читая рассказы Шукшина, я задумался над нашей жизнью, надлюдьми… Ведь герои шукшинских рассказов так близки нам. Они есть всегда и везде– будь то город или деревня. Хочется верить что на примере «чудиков» люди нашейгрубой и жестокой жизни станут мягче и добрее, откроют для себя новый мир – мирдобра и красоты.

Список литературы
1. Бахтина Н. М. «Светлые души» чудиков // Уроки литературы. – 2009. — № 6.с. 7-8.
2. Чернов Ф. Радость и тревоги бытия. Уроки по творчеству В. М. Шукшина. //Литература в школе. — 1999, №5.
3. Шукшин В. М. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1990. – 254 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.