Москвы втворчестве М.И. Цветаевой
«Москва! Какмного в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А.С. Пушкин.Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.Она обращается к московской теме не случайно. Москва – часть ее души, душиистинно русского поэта. Москва – это город, в котором она родилась, провеладетство, здесь же прошли и первые беспокойные годы после революции, которуюМарина Ивановна принять так и не сумела. Через всю жизнь пронесла она любовь ипризнательность к этому городу, который всегда был по-особому дорог еепоэтическому сердцу.
Московскаятема появляется уже в ранних стихотворениях Марины Цветаевой. Москва в еепервых сборниках – воплощение гармонии. Прозрачными акварельными краскамирисует поэт лирический образ города. В стихотворении «Домики старой Москвы»перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии:
Кудри,склоненные к пяльцам,
Взглядыпортретов в упор…
Страннопостукивать пальцем
О деревянныйзабор!
Этостихотворение в ритмическом плане напоминает старинную танцевальную мелодию. Внем воскресают слова и понятия, передающие аромат давних времен: «вековыеворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и клавесинааккорды». Но эти московские домики – «слава прабабушек томных» – исчезают,«точно дворцы ледяные по мановению жезла». А с ними старая Москва утрачиваетбылую торжественность, величавость «Домики с знаком породы» были хранителямидуши. Город беднеет с их исчезновением. Путешествие в Петроград зимой 1915–1916года позволяет М. Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом.Кратковременная разлука с родным городом заставляет взглянуть на него новымиглазами, как бы со стороны, что послужило поводом для создания одного из самыхизвестных циклов М. Цветаевой – «Стихи о Москве». Прежде всего, в циклепередается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь,доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Этот цикл можносмело назвать величальной песней Москве. Стихи звучат торжественно и радостно:
Облака –вокруг,
Купола –вокруг.
Надо всейМосквой –
Сколькохватит рук! –
Возношу тебя,бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Однако поэтчасто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой,с ее образом многоликой Москвы – города, бесконечно любимого ею, ноотвергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но иглубокой болью. М. Цветаева признавалась: «Да, я в 1916 году первая так исказала про Москву… И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнегочаса и раза. На прощанье… Эти стихи были – пророческие».
В дивномграде сем,
В мирномграде сем,
Где и мертвоймне
Будетрадостно…
М. Цветаевасумела увидеть совсем другую Москву – разоренную, страдающую, потерявшую многихсвоих сыновей. Такую Москву она проникновенно и пронзительно-точно опишет всборнике «Лебединый стан», в очерках «Октябрь в вагоне», «Мои службы», вдневниковых записях 1917–1921 годов. Мы видим, что автор переживает за судьбуродного города как за судьбу родного человека. В цикле «Москве» она с отчаяниеми нежностью обращается к любимому городу:
– Голубочкигде твои? – Нет корму.
– Кто унесего? – Да ворон черный.
– Гдекресты твои святые? – Сбиты.
– Гдесыны твои, Москва? – Убиты.
Глубокимсостраданием проникнут этот цикл. М. Цветаева обостренно чувствует боль,которую испытывает ее Москва: «Что же делаешь, голубка: – Плачу. Где же спесьтвоя, Москва? – Далече». В столице Марина Ивановна стала свидетелемреволюционных потрясений, и, размышляя о судьбе родного города, она вспоминаето событиях его прошлого, в котором, как во всей российской истории, так многотрагических страниц. Одна из них – казнь Петром I взбунтовавшихсястрельцов:
Жидкий звон,постный звон.
На всестороны – поклон.
Крикмладенца, рев коровы.
Слово дерзкоецарево.
Плеток свисти снег в крови.
Слово темноеЛюбви.
Голубиныйрокот тихий.
Черные глазаСтрельчихи.
Правда, как ив предыдущем цикле, автор подчеркивает: Москва, как гордый и сильный человек,всегда сохраняет величие духа, остается внутренне стойкой, способной защитить иотстоять свое достоинство. С образом родного города неразрывно связано у поэтаи чувство родины, и ощущение неразрывной, кровной и духовной связи междуМосквой – матерью и ее детьми. А это для нее особенно важно, потому что, неприняв революцию, М.И. Цветаева была вынуждена в 1922 году покинутьстрану, эмигрировать. Однако все долгие годы эмиграции душа поэта стремиласьназад, на родину, которой были посвящены многие печальные, полные надеждыстроки, созданные во время пребывания за границей. В сердце М. Цветаевойне было гнева или обиды на отвергнувший ее город, страну, поскольку онапонимала, что не место, а «людишки творят ее судьбу». И это помогло ей непокориться судьбе, сохранить в душе тепло, признательность и любовь к Родине,которые она завещала и своим детям:
Будет твойчеред:
Тоже – дочери
ПередашьМоскву
С нежнойгоречью
В поэзии М. ЦветаевойМосква предстает не просто величественным городом – это совершенно особоепространство для души. Здесь становится легко и просторно всякому усталому,исстрадавшемуся сердцу:
Москва! Какойогромный
Странноприимныйдом!
Всяк на Руси– бездомный
Мы все к тебепридем
Любящеесердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшим, страждущим.Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно внем проснется желание очистить свою душу. И тогда он сумеет расслышатьотдаленный, но настойчивый звон с «колокольного семихолмия»: «Издалека – далече– / Ты все же позовешь».
Неторопливая,плавная, с многочисленными повторами мелодия звучит в стихотворении, вошедшем вцикл «Стихи о Москве»: «Над синевою подмосковных рощ». В нем звон московскихколоколов бальзамом проливается на души слепцов, «во тьме поющих Бога», идуховно прозревающих под воздействием поднебесной музыки, пророчащей имспасение. Иными словами, для всякого русского человека Москва представляетсясвятыней, и люди проделывают долгий путь, чтобы, подышав московским воздухом,исцелиться.
М. Цветаеваодушевляет Москву, сознавая величие ее души. Москва чужда суетности, духовностьвозвышает Москву над волей простых смертных и даже земных владык:
Над городом,отвергнутым Петром,
Перекатилсяколокольный гром.
Гремучийопрокинулся прибой.
Над женщиной,отвергнутой тобой.
Царю Петру ивам, о царь, хвала!
Но выше вас,цари, колокола.
Пока онигремят из синевы –
Неоспоримопервенство Москвы.
И целых сороксороков церквей
Смеются надгордынею царей!
Люди творятисторию: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. НоМосква, «княгинюшка», «красавица», «разрушительница», стоит выше повседневныхчеловеческих деяний, поскольку навсегда останется святой «единственнойстолицей», «градом Духа». И тесная духовная связь с этим городом всегда будетподдерживать ее «сынов и дочерей», помогать им выстоять, не сломиться,сохранить чувство собственного достоинства. Таким образом, Москва в поэзииМарины Цветаевой – это не только истинно русский, в противовес «западному»Петербургу, город, не только историческая столица, державный град, но и нечтоболее значимое, неотъемлемое от души, то, без чего нельзя найти духовную опорув мире.