План
Введение
Историческая тема в творчествеТолстого в узком и широком смысле
Усложнение материала в творческомпроцессе Толстого
Влияние политической системы временина отображение исторической действительности в прозе и драме
Заключение
Список используемой литературы
Введение
…чтобы понять тайнурусского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашуисторию, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которыхзавязывался русский характер.
А.Н. Толстой
Алексей Толстой открылмир людей многих эпох, начиная от «Смутного времени» и дней Петра Первого икончая социалистическим временем. Он открыл обширное богатство человеческихобразов – всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у насбеспокойство.
Писательский размахТолстого так велик, так щедр, что, кажется, для него почти нет ничегоневозможного в области литературы Редкие писатели могут с таким совершенствомкасаться совершенно разных тем, как это делает Толстой. Здесь и история («ПетрПервый», «День Петра», «Любовь – книга золотая»), и фантастические романы(«Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), и гражданская война («Хождение помукам», «Гадюка», «Похождения Невзорова»), и детские сказки («Буратино»), ипечальная судьба простых и самоотверженных русских женщин («Маша», «Под старымилипами»), и Запад («Древний путь», «Черное золото»), и еще множество интересныхрассказов, окруженных воздухом ржаных полей, заглохших садов, многоводных рек
Он вошел в историюсоветской литературы как писатель, наиболее широко и художественно своеобразнопоставивший в своем творчестве «русский вопрос» – тему России, русского народа,его истории, его значения в мировой цивилизации. Тема России объединила всемногообразие сюжетов и жанров его творчества и обусловила многие особенностиего художественных поисков. На разных этапах деятельности Алексея Толстого этатема меняла свои очертания, но неизменно волновала писателя, сопутствовала еготернистому пути от начала крушения Российской империи через нелегкое принятиеОктябрьской революции до кануна победы страны в Великой Отечественной войне.
Классика формироваланравственный мир молодого А. Толстого, так же, как и стихия русского фольклора– пословиц, поговорок, сказок, естественно и повседневно входившая в егосознание не из хрестоматий и сборников, а из уст обитателей Сосновки –непосредственных носителей художественного опыта народа.
Жанровое многообразиеТолстого (от реалистически-бытовой повести к уголовно-политическому роману,детективной новелле, утопическому роману) увенчивается обращением кисторическому роману. Если говорить о теме истории в творчестве Толстого, то вэтом вопросе можно выделить несколько аспектов.
Аспект первый.Рассмотрение темы истории в узком и широком смысле. Если смотреть напроизведения в историческом русле с узкой точки зрения, то можно выделитьнесколько произведений, которые относятся именно к исторической прозе: «Петр I», «День Петра», «Любовь – золотаякнига», «Наваждение», «Иван Грозный». Если же брать произведения в широкомсмысле, то очень многие произведения так или иначе несут в себе оттенокисторизма.
Аспект второй. Увеличениеобъемов, усложнение исторического материала в процессе развития творчестваписателя. Если в первых своих произведениях он давал лишь историю Российскогогосударства в обрывках, то к концу не только творческого пути, но и жизни этоуже была крупномасштабная работа всей его жизни.
Аспект третий. Самыйсложный аспект в рассмотрении творчества Толстого – влияние политическойсистемы того времени на отображение исторической действительности в прозе идраме.
Основываясь навышеизложенных положениях, я буду рассматривать дальше тему истории впроизведения Алексея Николаевича Толстого.
Историческая тема втворчестве Толстого в узком и широком смысле
Исторический период,используемый в работах Толстого, охватывает ни много, ни мало триста лет,начиная со времени Ивана Грозного, проходя через Смутное время, поднимаетбольшой пласт материала по бурной деятельности Петра I, слегка освещает правлениt Екатерины II,вступает в кровавый двадцатый век и завершается незадолго до конца ВеликойОтечественной войны. Если взять историю в самом широком смысле, то начальнойвехой будет служить Древняя Русь со своими былинами богатырями.
На материале 17-18 вв.написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «ГрафКалиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922), «Петр I» (1928-1944), дилогия «Иван Грозный»(1943).
Если углубиться всодержание, то не сложно выделить и другие произведения c той или иной исторической тематикой.В 1921 в Париже написана Толстым первая часть трилогии «Хождение по мукам» –роман «Сестры», отразивший новые настроения автора. Роман, охватывая время спредвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций.Мировая война, на фоне которой развертывается действие, изображена в «Сестрах»совсем иначе, чем прежде. Фронт – бессмысленная бойня. Тыл пронизан духомразрушения и хищничества. Ценность этой книги в выразительном и рельефномвоспроизведении буржуазной действительности – идейно политического и моральногораспада буржуазии, деградации буржуазной интеллигенции в предреволюционныйпериод. В романе «Восемнадцатый год»(1926) (второй том «Хождения по мукам»)дано широкое полотно эпохи гражданской войны: здесь и белогвардейщина на Дону иКубани, черноморский флот, корниловский поход, гайдамаки и махновцы на Украине,немецкая оккупация, сорокинская армия, наступление чехословаков,контрреволюционные заговоры в Москве. «Хмурое утро» — завершение Гражданскойвойны, победа большевиков.
Повесть «Хлеб» (1937) –это повесть о днях гражданской войны. На основании материалов, собранныхредакцией «Истории гражданской войны», писатель рассказал об одном из эпизодовнашего не столь далекого прошлого о походе Ворошилова из Луганска в Царицын.
В годы Мировой войны,работая в качестве корреспондента русских и союзнических фронтов, Толстой далряд военных корреспонденций («В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции»,1916), рассказов («Прекрасная дама», «Маша», «Простая душа»), в которых пыталсязатушевать страшный лик войны, изобразить ее в спокойно-будничных тонах.
Если углубиться всодеражние еще глубже, то исторические мотивы можно найти в наиболее раннихпроизведениях Толстого, а точнее, в лирике. Вторая книга стихов «За синимиреками» «это результат моего первого знакомства с русским фольклором,» — какписал 60-летний Толстой. В традициях русской поэзии изображены картиныземледельческих работ: сенокос, жатва, пахота, молотьба или деревенскихдосугов, русской праздничности: обрядовые песни, хороводы, гадания девушек.Здесь и первые проявления интереса Толстого к истории – стихотворения сдревнерусскими сюжетами.
Усложнение материала втворческом процессе Толстого
Многие писатели всю своютворческую жизнь идут к тому, чтобы написать какой-либо капитальный труд.Особенно это касается авторов, пишущих на исторические темы. Долгое времясобираются документальные материалы, по возможности опрашиваются очевидцы. Весьсобранный материал подвергается тщательному осмыслению и художественнойобработке. Такой процесс может затянуться не просто на годы, а даже надесятилетия. Достаточно часто при таком долгом акте творения можно выделитьпромежуточные произведения, которые, в какой-то мере, являются отражениемсостояния автора и его творения на данный период времени, показывают степеньего подготовленности.
Алексей Толстой не сталисключением. Путь к его главному роману на историческую тему был нелегким иочень долгим – целых шестнадцать лет. И это только путь к одному произведению.До него были и другие, которые являлись подготовительным этапом.
Первая мировая войнапривела Толстого к новому жанру – публицистике. Он сделался военнымкорреспондентом «Русских ведомостей». Результатом поездок в действующую армиюстали циклы очерков 1914-1915. гг. «По Волыни», «По Галиции», «На Кавказе».Толстой стремился показать войну без романтизации, сдержанно, ориентируясь направду жизни. В своих очерках он освещает события на различных участках фронта.При обилии местных и военных впечатлений его более всего влекли люди. Войнастала для Толстого школой жизни и писательства. Опытом работы военногокорреспондента в немалой мере подготовлен будущий успех Толстого – выдающегосяпублициста Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И это были лишь первыеопыты использования свежих исторических событий в творческой деятельности.
В эмиграции Толстойпродолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию «Любовь – книгазолотая», в которой, однако, сильна реалистически-бытовая струя:писатель-реалист обнажает всю грубость крепостнических нравов, скрывающихся подвнешне-утонченной маской галантного XVIII в.
В далеком прошлом ищетписатель ответы на современные вопросы. Он хочет отгадать «тайну русскогонарода и русской государственности». Но вначале история «не поддается»пониманию писателя, и он лишь сводит все к параллелям. Приходится изучатьисторические материалы: «Слово и дело государево», документы «Раскольничьих делXVIII века», фольклор. Все это открыло писателю язык эпохи. Он стал мыслить иговорить языком людей, живущих в эту эпоху. Только тогда раскрылся писателю духвремени.
Эпоха социальных иполитических перемен, которую пережил А.Н. Толстой в годы революции игражданской войны, «ощущение эпохи личное» во многом способствовалиформированию исторического сознания писателя, равно как и все предшествующееего творчество и связь с традициями русской классики. В результате – «историястала раскрывать перед ним свои «нетронутые богатства».
События Февральскойреволюции вызвали интерес Толстого к проблемам русской государственности, чтопобудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе сархивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образыПетра 1 и его окружения.
Постоянный его интерес крусской истории возникает с 1916, с рассказа «Наваждение». Здесь большиеисторические события выражены однако не прямо, а в отраженной форме. Историяизмены Мазепы и политической судьбы Кочубея дана глазами смиренного послушникаТрефилия.
Тема Петра втворчестве писателя берет начало в 1917 году. Задумав широкое полотно обо всейжизни Петра, о его эпохе как переломной для русской истории и народа,А.Н.Толстой шел к увлекшей его теме постепенно и издалека. Сначала он пишетрассказы «День Петра». В этом произведении так же, как и в следующем, пьесе «Надыбе» (1921), реформы Петра, вся его деятельность рассматривается какисторически бесплодное дело. Крах, разочарование ждут одинокого деятеля. Далееидут «Первые террористы», затем «Повесть Смутного времени». И лишь какзавершение всех этих предварительных «подступов» к эпохе петровского временипринимается за работу над романом «Петр Первый».
В произведениях из временПетра, предваряющих роман, А. Толстой с разных сторон проверял материкпетровской темы, той, о которой Лев Толстой высказался в свое время весьмамногозначительно: «Весь узел русской жизни сидит тут». Тогда же возникают ирассказы, в которых находим те или иные образные элементы, предуготавливающиеобразы и ситуации трилогии. Более того, мотив исторического хождения русскогонарода по мукам впервые начинает звучать в произведениях на петровскую тему – вних появились раздумья писателя о природе государственности в ее отношении кличности. Это не трудно проследить в трилогии «Хождение по мукам».
Толстой написал в книгерассказ о жизни России периода революции и гражданской войны, о тернистом,полном опасностей пути к народу русских интеллигентов. Русский народ, как иполагается, предстает в эпопее истинным творцом истории.
Хотя в первой частитрилогии еще звучит утверждение личного счастья как высшего и неизменногоначала, но тема России и революции в конце романа становится доминирующей. Вдальнейшем у Толстого усиливается интерес к социально-политической тематике, кобщественным проблемам. Однако в романе «Хождение по мукам» много незавершенныхэпизодов, и наряду с яркими, запоминающимися сценами даются иногда беглыезарисовки – хроника событий.
Впоследствии, напротяжении 20-х и 30-х годов, работа над трилогией и романом о Петречередуется. Внешне перед нами два мощных дерева разной породы. Но под ними однатворческая почва и корни переплетаются так тесно, что порою отделить их друг отдруга крайне трудно. Происходит скрытое от читательского взора взаимодействиезамыслов и художественных структур произведений, их взаимообогащение: трилогияо совсем недавних событиях обретает дополнительную глубину историческогодыхания, роман о Петре обнаруживает острую созвучность эпохе коренной переделкимира.
Решительному пересмотруподвергает Толстой свои исторические идеи, связанные с утверждением алогизмаисторического процесса, в романе «Петр I». Роман о Петре наполнен новымсодержанием, потому что новым оказалось, прежде всего, понимание самой истории.По-иному освещена в романе роль Петра и его дела.
Что касается конкретноэтого романа, то существует мнение что, замысел его возник, возможно, еще дореволюции, во всяком случае, уже в конце 1916-го историк В.В. Каллаш, узнав онамерении Толстого написать о петровском времени, снабдил писателя одной весьмаему пригодившейся книгой – «это были собранные проф. Новомбергским пыточныезаписи XVII века...».
В романе Алексея Толстогоотражено все многообразие проблематики петровской эпохи. Исторический роман«Петр первый» обнажает перед читателем атмосферу русской жизни конца 17 века,показывая образы крестьян, бояр, придворных вельмож и даже обычных солдат.«Петр 1» — это роман о судьбе народа, о его мужестве и бескорыстной любви кРодине.
Если в более раннихпроизведениях Толстой показывал эпоху императора Петра I односторонне, то романявился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментовее развития. Замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далекойстарины, язык, близкий к народной речи, тонко передающий колорит эпохи, все этоопределяет художественную ценность романа Толстого как выдающегося произведениярусской литературы.
На протяженииповествования образ Петра совершает огромную эволюцию. И дело, разумеется, нестолько в различиях портретной характеристики, особенно важны внутренние,качественные превращения в Петре как следствие извлечения исторического опыта.
В 1941 – 1943 годах А.Толстой создает еще одно произведение на историческую тему – драматургическуюдилогию «Иван Грозный» («Трудные годы», «Орел и орлица»). В ней сделана попыткапоказать в первую очередь то положительное содержание, которое имеладеятельность Ивана Грозного по созданию единого централизованного государства.Несмотря на то, что дилогия написана уверенной рукой и содержит немало яркихсцен, в целом попытка эта удалась лишь отчасти. Писатель не смог в должной мерераскрыть противоречия в начинаниях монарха, отсутствие у него стремлениясоотносить цель с теми жертвами, которые он приносил ей. Отступлением отисторической истины выглядят и не лишенные идилличности сцены, где показаноединство царя и народа.
Влияние политической системывремени на отображение исторической действительности в прозе и драме
Любая политическаясистема откладывает отпечаток на творчество пишущих в то время писателей. Однасистема влияет сильно, другая – нет. Политическая ситуация начала 20 века былаочень сложна. В начале века была цензура царского правления, после революции –большивизма. Цензура царского периода оказала меньше влияния на творчествоТолстого, нежели социализм. Сама же историческая ситуация во многом определяланаправленность творческого труда. В данной части работы будет коротко даноописание влияния именно политической системы коммунизма на произведенияТолстого. Для периода власти коммунизма было характерно колоссальное пересмотрвсех прежних взглядов. Наиболее ярко заглавный вопрос можно рассмотреть напримере романа «Петр Первый» и дилогии «Иван Грозный»
После пьесы «На дыбе»,написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д.С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняетсвой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетиикритерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» иисторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровнябудет вызывать позитивные ассоциации.
В 1930 и 1934 выходят двечасти романа «Петр Первый». В угоду противопоставления старого и нового мировТолстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси,отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных».Отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей, не вполнепропорционально представил разные социальные круги. Например, деятелям Церквипочти не уделено внимания, тогда как для того временного периода ее влияниебыло достаточно сильным. Но объективно-историческую необходимость техпреобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразованийсоциалистических, и средства их осуществления показал, в общем, верно.
Третью книгу «ПетраПервого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается наэпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелоепоражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченностинезаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простойнарод; на всей тональности книги сказались национально-патриотическиенастроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа непотускнели, интерес событий не пропал.
Позиция Толстого в годывойны не отличается политической дальновидностью – он был далек от пониманияподлинной сущности и причин войны. Следуя за официальными идеологами войны, онсчитал ее общенародным делом и находил оправдание совершающегося на поляхсражений в идеалистических философских системах. Толстой приходил к выводу, чтовойна является велением рока, фатума. Многое из написанного им о войне – этодань времени. Впоследствии он сам правильно оценил свое творчество этогопериода, не включив в книги ряд произведений о войне.
Во время войны Толстойнаписал много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы. В этовремя Сталин дал команду к безудержному прославлению Ивана IV. Ему нужнополучить историческое подтверждение необходимости жестокости и тирании.Тотальное прославление Сталина требовало пафосного изображения палачей ипрофессиональных убийц из ближайшего окружения Ивана Грозного и в первуюочередь Малюты Скуратова. Беззакония сталинского времени обосновывались спомощью исторических аналогий. Все эти идеи вылились в драматическую дилогию«Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя.Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежноиспорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной.Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами-ретроградами,изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживаетнарод в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранниевремена, лермонтовского купца Калашникова, Василия Блаженного, который собираетпо денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрываетего от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники воплощенноеблагородство. Хилые иноземцы в латах – ничто перед русскими богатырями,польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Кстати сказать,Малюта Скуратов у Толстого – прежде всего резонер и апологет государственныхусилий царя. Именно Малюта настаивает на том, чтобы царь был последователен всвоей жестокости: «… разворошил древнее гнездо, так уж довершай дело». Одинего вид внушает ужас врагам государства.
Для того чтобыподчеркнуть обоснованность репрессий, драматург фабульно мотивирует бегствоАндрея Курбского предварительным его сговором с гетманом Радзивиллом, которыйкомандовал войсками противника. И дело не в одном Курбском: он в драматическойдилогии – лишь часть дворянской оппозиции, звено в цепи боярского заговора.Скуратов душит митрополита Филарета не по приказу царя, а по собственномуразумению – берет грех на себя, так сказать, в видах государственной пользы.Тем самым еще раз заявляет о себе писательское стремление не только оправдатьМалюту перед судом истории и литературы, но и возвеличить его службу, имвозглавляемую. Конечно, художник волен спорить и с приговорами истории, слитературной традицией, предлагать свое толкование. Толстой отступил отисторической истины. Чем больше работал писатель над дилогией, тем болеесхематичным становился образ царя. Толстой пытался возвеличить иреабилитировать образ жестокого самодержца, но писателя постигла неудача, таккак он собирался грешить против истины.
Вместе с тем дилогиюотличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающаяисторический колорит.
Все выше сказанное вкакой-то мере подтверждается отрывоки из воспоминаний Ю.П.Анненкова:
«… Алексей Толстой неинтересовался политической судьбой своей родины. Он не стремился статьофициальным пропагандистом марксизма-ленинизма… Весельчак, он просто хотелвернуться к беззаботной жизни, обильной и спокойной. Жизнь за границей, жизньэмигранта не отвечала таким желаниям, несмотря даже на успех его пьесы в Парижеи на другие возможные успехи в дальнейшем…
Пойми меня, – говорил он,– я иногда чувствую, что испытал на нашей дорогой родине какую-топсихологическую или, скорее, патологическую деформацию. Но знаешь ли ты, чтолюди, родившиеся там в 1917 году, год знаменитого Октября, и которым теперьисполнилось двадцать лет, для них это отнюдь не «деформация», а самаяестественная «формация»: советская формация...
Я циник, – продолжал он,– мне на все наплевать! Я – простой смертный, который хочет жить, хорошо жить,и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писатьпропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу! Но только это не так легко, какможно подумать. Нужно склеивать столько различных нюансов! Я написал моего«Азефа», и он провалился в дыру. Я написал «Петра Первого», и он тоже попал вту же западню. Пока я писал его, видишь ли, «отец народов» пересмотрел историюРоссии. Петр Великий стал без моего ведома «пролетарским царем» и прототипомнашего Иосифа!
Я переписал заново, всогласии с открытиями партии, а теперь я готовлю третью и, надеюсь, последнюювариацию этой вещи, так как вторая вариация тоже не удовлетворила нашегоИосифа. Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиныхреабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Этагимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом.Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбрюки — все они акробаты. Но они – неграфы. А я граф, черт подери! И наша знать (чтоб ей лопнуть!) сумела датьслишком мало акробатов! Понял?
Моя доля очень трудна...
Что это? Исповедь илиболтовня? — спросил я.
Понимай, как хочешь, –ответил Толстой»
Заключение
Рассмотрениетворчества Толстого через разные аспекты показало многогранности и особенностиего произведений. Писатель затрагивает историю России в разные периоды еесуществования. История дается не только в прямом ее описании, но и в отражениичерез судьбу какого-либо героя, пусть даже вымышленного. Осмысление единствасудьбы личности и движения национальной истории составляет основную линиютворчества Толстого, обретает новое содержание и размах в результате переходаписателя на позиции реализма.
Описания быта и нравов,поведения самых разных персонажей, тонко стилизованный разговорный языксоставляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской историческойпрозе. При этом сочные колоритные описания быта не превращаются в мертвуюдекорацию, они органически врастают в художественную ткань произведения,выполняют определенную сюжетную функцию. Реальные исторические детали неподчинены культу музейных «подлинников» – вещей, пейзажей, обрядов. Они всегдавозникают в связи с конкретными действиями, с характеристикой, с отношениямигероев.
Создавая своипроизведения, автор использовал огромное количество материалов: историческиеисследования, записки и письма русских и иностранцев, дипломатическуюпереписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы иискусства XVII – XVIII вв. Но А-Толстой нигде не следует за документом, а силойсвоей художественной фантазии перевоплощает исторические факты и документальныеисточники в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь верным правдежизни и истории. Историческая экзотика, погоня за историческим анекдотизмомчужда автору исторического романа. Писатель-реалист, в свое время умелопередававший колорит хиреющих дворянских усадеб, с еще большим проникновениемвоспроизводит стиль петровской эпохи. Но красочная бытовая деталь никогда незаслоняет у Толстого основного, не служит самоцелью, она только помогаетконкретизировать образы прошлого. Отсутствие натуралистического подходахарактеризует тонкую передачу языка XVII в. Не перегружая романа архаическойлексикой, Толстой умело вкрапливает отдельные характерные черточкиразговорно-просторечного языка того времени в речь персонажей и в авторскуюречь.
Характеры и изображениеисторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого»исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементовавантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг сдругом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе»или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит.Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтисьбез развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» данединственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца,которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить.
Основоположникарусского исторического романа, создателя эпопеи о судьбе русской интеллигенции,мастера, блестящего стилиста считают только писателем-конъюнктурщиком, писавшимв угоду вождям и на потребу времени. Подобный взгляд нельзя назвать нипримитивным, ни односторонним, в данном случае просто не учитывается сложностьпути.
Список литературы
1. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. –2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2008
2. Волков А.А. Русская литература ХХвека. Дооктябрьский период. – М.: Просвещение, 1964 г.
3. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.Цикл трагедий. Т. 2. М., 1991.
4. Мессер Р. Толстой А. Н. /Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1939.
5. Кормилов С. И. А. Н. Толстой //История русской литературы XX века (20-90-е годы): Основные имена. М., 1998.