Судьба русской деревни в произведении
Ф. Абрамова “Пилагея”
… В деревне виднее природа и люди
(В.Шукшин)
Тема деревни всегда была одной из центральных в русскойлитературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин иЕсенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения,свой взгляд на эту жизнь. Как сказал Василий Белов: “Никакой чисто деревенскойзамкнутой в себе проблемы нет – есть проблемы общенародные,общегосударственные”. Они, по мнению Виктора Астафьева, решаются так: “Всегданадо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, дообщечеловеческих проблем”.
Именно так и сделалФ.Абрамов в лучших своих произведениях о деревне: “Пелагея” и “Алька”. У авторарассказ о судьбах русских крестьянских женщин перерос в решениеобщечеловеческих проблем: человек и время, связь поколений, временного ивечного.
Читаешь «Пелагею»и невольно вспоминаешь строки из стихотворения Некрасова:
Ключиот счастья женского
Затеряны- потеряны у бога самого
Вней ясно и крепко сознанье,
Чтовсе их спасенье в труде.
Доля- ты! – русская долюшка женская!
Врядли труднее сыскать…
Всю жизнь Пелагея, как итысячи таких же селянок, работала в колхозе. Пекарня обрела черты живогосущества. А как же иначе! Ведь благодаря ей, пекарне, семья Пелагеи пережилаголод, нехватку одежды, обрела полный достаток. Но в то же время работа забралавсе: силы, любовь к мужу, Альку. “Придет и уйдет потемни. Когда же за нейсмотреть”, — размышляет Пелагея.
При жизни героинюодносельчане недолюбливали, называли “железной”. Оно и понятно. В деревне всена виду. Вот пошла Пелагея в гости к нужному человеку Петру Ивановичу, а не ксестре мужа Анисье. Сразу же соседки засудачили, заговорили. А случилась беда сдочерью Алькой, так они же, односельчане, пожалели Пелагею. Наверное, внеобузданной девчонке все они увидели то, что не пришлось испытать им: “Она нетолько за себя гуляет. Она за матерь, за бабку гуляет”. По-доброму люди желаютАльке, что пусть хоть она отведает женского счастья, которое обошло их.
Ограждала Пелагея свою дочь от трудностей, надеялась, чтоАлька будет лучше, чем она, но вышло наоборот. До слез обидно, что примирениедочери с матерью произошло уже после смерти Пелагеи. Проснулась Алька от словмамы, побежала в пустой дом, который ждал ее: “Крашеный пол намыт до блеска.Занавески на окнах цвели алыми кустами иван-чая”. Ф.Абрамов сумел донести донас, читателей, весь психологизм этого эпизода. Алька многое поняла: “Мама,мама, я останусь”. Вот так она попросила прощения у близкого ей человека. Нополного раскаяния так и не произошло.
В «Пелагее» Абрамов показал две крайностидеревенской жизни: “железная”, работящая Пелагея и гуляющие бездельницы Мани. Икак пытавшаяся соединить все это – Анисья. Она одна осталась в большомродительском доме, как могла, сохраняла его. После смерти Пелагеи и ее домберегла.
В обоих произведениях Абрамова невольно чувствуешь больавтора о деревне, о ее бедах. Через образ отцовского дома мы видим, чтопроисходит в деревне. Большой Амосовский дом растащили. Виной этому война. Икак следствие всему этому пустой дом Пелагеи, решение ее дочери продать родноегнездо. Отчетливо понимаешь, что работа, которой Пелагея отдала все, некомпенсировала ей ни счастья, ни радости. Но все это было рядом: “А была лисчастлива мать? Неужели же испечь хороший хлеб – это и есть самая большаячеловеческая радость? А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости.И только в те дни добрела и улыбалась, когда хлеб удавался.
Паладьина межа… Межа родной матери… Не часто, ох, нечасто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени еематери…”
Алька пошла в другую сторону, искать свою межу.Оторвалась от родного дома, от материнской тропы. А будет ли она счастлива?Наверное, по-своему, в своей меже, да.
Есть у Абрамова по-настоящему счастливые люди. Это бывшаяподружка Альки Лида Вахромеева. Ее родители, увидев, что дочь не отличаетсябольшими способностями к наукам, отдали ее на работу. Стала Лида дояркой, вышлазамуж за Митю, который своими руками чуть ли не весь колхоз отстроил. “Хорошаяпара. А уж Митрий-то – золото!” — говорят односельчане. Встанут они, молодые,на ноги, заживут, детей будут воспитывать. Вместе с ними и деревня обрететсилу. Надолго ли? Мы-то знаем, что сыновья этой самой Лиды через двадцать летуйдут в Афганистан, а внуки в Чечню. Так что недолгое счастье у русской женщиныв деревне. И опять, как у Некрасова:
Всю ты, жизнь прожила для других,
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою,
Простояла ты, — грудью своей
Защищая любимых детей.