Сны в романе М.В. Булгакова «Белая гвардия»
Содержание
Введение
Глава 1.
1.1 Сон, как физическое состояние человека
1.2 Роль снов в художественной литературе
1.3 Сны в произведениях М.В. Булгакова
1.4 Изучение снов Булгаковадругими исследователями
Глава 2.
2.1 Роль снов в романе Булгакова«Белая гвардия»
2.2 Сны каждого героя романа «Белая гвардия»
Глава 3.
3.1 Роман «Белая гвардия» до издания 1998 года
3.2 Роман «Белая гвардия» после издания 1998 года
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционно сон в литературе — способхудожественно-психологического анализа, путь к постижению сокровенного вчеловеке или мотивировка фантастического поворота событий. У Булгаковаобозначение пьесы как совокупности «снов» многозначно.
Анализ черновиков пьесы, созданной по роману «Белаягвардия», позволил выявить эволюцию авторского видения данной проблемы. Сон-кошмариз эпического произведения переходит в первоначальном варианте пьесы на уровеньдействующего лица. Удушье, навязчивое состояние, постоянное состояние ожидания,нестабильность окружающего мира Булгаков пытается передать через душевноесостояние героя. «Эховая» подача реплик в диалоге Алексея с Кошмаромв пьесе «Белая гвардия» призвана расширить пространство сна ипродемонстрировать неподконтрольность бессознательного и характерный признаксна — отсутствие воли. Материализация кошмара имеет не столькопсихолого-характерологическую функцию, сколько является попыткой вывести насцене работу подсознания, спор страха и чести. Дальнейшая работа над пьесой,получившей название «Дни Турбиных», привела к драматизации действия,свертыванию ситуации внутреннего раскола в сознании Алексея Турбина итрансформации кошмара в «неотвязную мысль».
Использование формы «сна» позволяет М.А. Булгаковувоссоздать атмосферу «бега» как явления событийного, так ионтологического, кроме того, форма подачи тесно связана с основными мотивамипьесы и способствует раскрытию творческого замысла писателя во всей их сложнойвзаимосвязи друг с другом. Возможность существования в авторском сознанииразных вариантов разрешения конфликта обусловлена не только театральной судьбойпьесы, но и его спецификой.
Булгаков воплотил в своем драматургическом творчествепопытку вывести онирическую ситуацию на сюжетообразующий уровень, мотивная иформальная структуры в пьесе вступают в сложное взаимодействие, отражаяавторскую картину мира и его философию сна как обратной стороны реальности,зоны, свободной от цензуры сознания, пространства игры. От создания пьесы«Белая гвардия» до «Бега» попытка воплощения сна вдраматургической форме претерпела значительную эволюцию: от Кошмара в пьесе«Белая гвардия» до образа фантастической реальности.
Центром, организующим поэтическую систему сновидений, вромане являются сны Алексея Турбина. При этом собственно сны видят толькообитатели дома № 13 на Алексеевском спуске. Сны выполняют не толькопрогнозирующую судьбы персонажей и комментирующую события функции, но онипомогают особым образом организовать повествование. Кроме того, сны представляютдля автора возможность наиболее адекватно воплотить свое мироотношение кизлагаемым событиям, для читателей — возможность воспринять авторскую позициючерез символику снов и самим включиться в пространство романа.
Сны жителей двухэтажного дома организованны с учетомвертикальной иерархии. Образ Дома имеет черты не только всеприемности (кто быни появился, находит приют в комнатах с кремовыми шторами и лампой под абажуром),но и зоны проникновения в «иную» реальность, что выражается во снах,имеющих сходные детали. При этом разным героям сны поступают по каналам,ориентированным на уровень и степень их приобщенности к инобытию. Так как ДомТурбиных подключен к каналам «виртуальной» реальности, сны обитателейобразуют единую матрицу сновидений, кроме того, на одной «волне» работаютмысли героев и их чувственное восприятие. В романе «Белая гвардия» окнавыступают как порог, символ приближенности к потустороннему миру, причем к мируиной реальности, будущему.
Сны представляют в романе определенным образом организованнуюсистему, элементы которой находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Крометого, они выполняют своеобразную репрезентативную функцию: действующие лица в«Белой гвардии» делятся на тех, кто может быть подключен к выходу в«космическую» реальность (Турбины, Василиса, Петька Щеглов и, снекоторой оговоркой, часовой бронепоезда), и тех, для кого доступа к ней нет (те,кто находится за пределами Дома, пришлые люди — беженцы, немцы, петлюровцы). СонТурбина о рае имеет общее со снами Петьки Щеглова и Василисы и с видениемчасового у бронепоезда. Объединенные представлениями героев об идеальномпространстве и мире, они образуют единое поле.
Смена сферы деятельности (из лечащего он становитсякалечащим) выключает Алексея Турбина из сновиденческой «матрицы», дотех пор, пока он не «воскреснет» и не вернется заново к врачебнойпрактике. Дом Турбиных — связующее звено между миром живых и мертвых, а потомусон Николки о паутине (служащей «напоминанием о человеческой бренности»и также свидетельствующей о наличии в образе героя некоторого элементанадмирности) и снеге, до которого совсем близко, можно рассматривать, какпопытку затянуть его в иной мир.
Размытые границы сновидений Николки, Карася служат Булгаковув первом случае для характеристики состояния героя, во втором — для созданияэффекта онироидной реальности, описания нашествия петлюровских войск. Зыбкостьграницы временных рамок, неясность происходящего отразятся не только в подачесобытий как слухов (во сне Алексея Турбина), но и в отрицании их во снеВасилисы.
Сновидения в «Белой гвардии» выполняют функцию непросто пророческих, вещих снов, но и способствует созданию ирреальнойонироидной реальности происходящего. Открытый финал в форме снов позволяетписателю отобразить зыбкость времени и колебания героев в выборе пути, при этомизбежать навязывания своей точки зрения читателю. Сны, которые показаны вфинале, ещё не сбылись, и этот факт выполняет свою определённую функцию, таккак сон — это проекция в будущее и служит созданию особой атмосферы, предоставляячитателю возможность моделирования будущего.
Кризисность эпохи порождала внимание к нестабильным открытымсистемам, и это не могло не отразиться на стиле повествования. Булгаков визображении снов использовал и опыт предшественников — Л.Н. Толстого и особенноФ.М. Достоевского. Психологическими центрами сновидений так же, как уДостоевского, являются совесть и страх. В то же время роман Булгакова — попыткавоплотить космологическую модель сознания в момент кризиса, и сновидениявыступают в роли «выхода в вечность». Здесь проявляется установка наклассическую реалистическую модель восприятия действительности и на изображениеснов как одного из вариантов отклонения от «правильной» сочетаемостии последовательности.
Сны в «Белой гвардии» во многом наследуют традициирусской классической литературы XIX века. Сны, видения,онироидность художественного мира романа, его стиля — симптомы разрушаемогомира, а не конституанты иной его модели. Они призваны расширить картину мираперсонажей. В сновидениях реализуется авторская концепция времени.
Глава 1.1.1 Сон, как физическое состояние человека
И не иначе наш дух, когда
сном распростерты все члены,
Бодрствует, как потому, что его
в это время тревожат
Призраки те же, что ум, когда
бодрствуем мы, возбуждает.
Лукреций
Сон является неотъемлемой частью жизни людей. Человек неможет находиться в состоянии бодрствования постоянно, даже хорошо тренированныелюди нуждаются в полном расслаблении, периодически впадают в глубокое забытьё,именуемое сном. Почти треть жизни человек проводит во сне (двадцать пять лет изсемидесяти пяти). Сон воспринимается как само собой разумеющееся. Здоровые людиредко задумываются над его значением.
Науке давно было известно, что суточная смена сна ибодрствования у человека — это результат очень длительной эволюции ритмическихпроцессов, в основе которых лежали особенности течения жизненных явлений усамых простейших организмов в зависимости от смены дня и ночи.
Сон — это особое состояние человеческого организма,характеризующееся резким падением активности целого ряда физиологическихпроцессов, почти полным исчезновением реакций на внешние раздражители,частичным прекращением мыслительных процессов. Итак, некоторая часть головногомозга продолжает работать, создавая у спящего человека удивительные видения.
Сон — это превосходнейшее изобретение, изученное еще вдревности и дошедшее до наших времен.
Влияние сна на здоровье и диагностическая роль сновиденийпризнавались и тибетской медицине, сведения о которой содержатся в обширномтруде «Жуд-Ши» (" Четыре основы"). По мере развитияестествознания возникали различные теории, пытавшиеся научно объяснитьмеханизмы сна. Так, одна из первых теорий объясняла причину наступления снаотравлением мозга особыми веществами — гипнотоксинами, накапливающимися ворганизме в период бодрствования. Другая теория связывала сон сперераспределением крови, а именно с изменением кровоснабжения мозга. Третьярассматривала сон как результат возбуждения особого «центра сна» вмозгу. Однако эти теории не дали всестороннего объяснения явлений, связанных сосном, и, в частности, не раскрывали причин чередования сна и бодрствования.
На первый взгляд, не так еще давно все казалось оченьпростым: организм не может постоянно находиться в состоянии активнойдеятельности, все его органы и системы устают и поэтому нуждаются впериодическом отдыхе или хотя бы снижении уровня этой деятельности. Именнотаким отдыхом и является сон: отдыхает мозг, отдыхают мышцы, мене интенсивноработает сердце, желудок и другие органы, происходит резкое ослабление всехвидов чувствительности — зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожнойчувствительности. И само наступление сна также представлялось легко объяснимым:за время активной деятельности в организме накапливаются различные побочныепродукты (яды), которые, циркулируя в крови, воздействуют на мозг такимобразом, что наступает его торможение, отключение. Были получены довольноубедительные экспериментальные доказательства такого предположения: еще вначале нашего столетия французские ученые Лежандр и Пьерон установили, чтосыворотка крови или спинномозговая жидкость собак, лишенных сна в течение 11суток, при введении здоровым, бодрствующим собакам вызвала у последних сон. Поэтомуи различия в состоянии мозга во время сна и бодрствования представлялись оченьпростыми: сон — это период свертывания деятельности мозга, его отдыха, покоя…
Согласно современным научным данным, сон представляет собойразлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходованиянервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периодабодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на болееглубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образования — обуславливаетуглубление сна. При этом в состоянии торможения, частичного функциональногопокоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетическийуровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящейдеятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, ониснова готовы к активной работе.
О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судитьпо сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности. Биотоки мозгаотражают биохимические процессы, происходящие в клетках, и свидетельствуют обактивной деятельности мозга. Регистрируются они при одновременном отведении измногих точек головы, и после усиления записываются в виде электроэнцефалограммы(ЭЭГ), которая в зависимости от различных физиологических состояний имеетсвоеобразный и характерный рисунок. У ученых — исследователей сна выработалсятакой же профессиональный подход к электроэнцефалограммам, как у графологов кпочерку. Электроэнцефалограммы нормального сна одного и того же человека похожидруг на друга, как и написанные им письма. Специалист может, просматриваяопределенное количество энцефалограмм, найти те, которые принадлежат одному итому же человеку. Энцефалограммы однояйцовых близнецов похожи друг на друга,как и они сами, в то время как записи сна двуяйцовых близнецов отличаются другот друга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозгаспящего человека отличаются медленной активностью: их частота колебаний — 1 — 3в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотойколебаний 8 — 13 в секунду. Вместе с тем даже при глубоком сне в коре головногомозга животных и человека остаются бодрствующие участки — так называемые «сторожевыепункты», физиологический смысл которых состоит в том, чтобы в необходимыхслучаях выводить организм из состояния сна. Так, спящий меняет во сне неудобнуюпозу, раскрывается или укрывается при изменении температуры окружающеговоздуха, просыпается при звоне будильника или других громких звуках.
Во время сна также значительно тормозятся безусловные иусловные рефлексы. Что касается дыхания при глубоком сне, то оно значительноснижено, чем во время бодрствования, частота сердечных сокращений иартериальное давление снижаются. Уменьшение поступления к тканям крови во времясна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8 — 10%,понижением температуры тела и уменьшением поглощения кислорода из окружающейсреды. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгомполучают «отдых» и все внутренние органы, обеспечивающиежизнедеятельность клеток и тканей.1.2 Роль снов в художественной литературе
Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякаятайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки стольковсего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство… Интерес кснам характерен для всех эпох человеческой культуры. Наука открыла связь снов смифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в своюочередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали,что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам былу символистов. Сны одна из самых привлекательных и распространенных сферчеловеческого духа, как для писателей, так и для читателей.
Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, вназваниях которых присутствует само слово «сон»: «Сон в летнююночь» Шекспира, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Сон смешногочеловека» Достоевского. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лириканепосредственно выражает чувства поэта. Первые, подсказанные памятью названиястихов: два «Сна» у Лермонтова, «Сон», «Сновидение»у Пушкина, «Сон на море» Тютчева, «Сон», «Сны раздумийнебывалых» Блока, «Сон и жизнь», «Смерть это ночь,прохладный сон...» Гейне, «Сон» Байрона и т.д.
Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон впроизведениях разных прозаических жанров на примере наиболее известныхпроизведений русских писателей.
Сон в художественном произведении может служить тем жецелям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Какправило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то естьнравоучение, поучение. Например, сон из «Путешествия из Петербурга вМоскву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Сон у Радищева имееталлегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва,нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет скаким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален и т.д.
Близки к этому сну и сны Веры Павловны из романаЧернышевского «Что делать?». Знаменитый четвертый сон представляетсобой утопию: Чернышевский рисует картину будущего социалистического общества. Здесьподробно говорится обо всех сферах устройства общества, о труде, отдыхе, науке,искусстве. Главная тема равенство, свобода людей, всеобщее благоденствие. Как иу Радищева, сон в романе Чернышевского рационалистичен, выстроен по логическимзаконам и тоже заканчивается призывом. «Будущее светло и прекрасно. Любитеего… работайте для него, приближайте его...» восклицает Чернышевский.
Другого рода утопия в романе Гончарова «Обломов». Этоглава «Сон Обломова», имеющая самостоятельное значение. В предисловиик роману литературовед В.И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставитьранее опубликованный „Сон Обломова“, придав ему в общей композициисвоего рода символическое значение… В составе романа „Обломов“ этотранний очерк стал играть роль предварительной истории, важного сообщения одетстве героя… Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитаниюгерой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала „стилемжизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в миргрез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и “Сон Обломова».Уникальное же его присутствие с особым заглавием в композиции романаприобретало некое символическое значение, давало читателю возможность осознать,где и в чем именно эта жизнь «обломилась»".
Другой характер имеют сны в пьесе А.Н. Островского «Гроза».Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающиевнутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сныдействительно могут присниться. Сны Катерины психологически оправданы, ониотражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, еенеспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точноя стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что»,точнее, «не за кого».
Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон олюбви, сон возможный, психологически оправданный, но… выдуманный. В этом снереальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон луг, цветы, да исам герой из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки тоговремени. К тому же «сон» оказался вещим.
Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина»близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: "… рев,хохот, свист чудовищ..."
Выше речь шла о снах-утопиях, а теперь обратимся кантиутопии, сну-предупреждению, ибо всякая антиутопия предупреждение. (Условная,«рабочая» терминология) Речь пойдет о снах-видениях больногоРаскольникова на каторге. В примечании Г.Ф. Коган к роману Достоевского сказано:«Строки навеяны Евангелием» (Откровение святого Иоанна). Многие стихиАпокалипсиса подчеркнуты или отмечены Достоевским в принадлежавшей ему книге…Сон Раскольникова скрытая полемика с Чернышевским по поводу судеб человечестваи европейской цивилизации. Мысли о вреде цивилизации и социализма, которыебеспокоили Достоевского в период работы над «Преступлением и наказанием»,повторены в фантастическом рассказе «Сон смешного человека». Теперь,в начале XXI века, когда человечество прошло через неслыханные испытания итеории избранности одних людей перед другими, одних народов перед другими,прошло через практическое применение идей фашизма, сон-бред Раскольниковавоспринимается более расширительно, чем в то время, когда роман был написан. Этотсон отражение физического и нравственного состояния героя. Он психологическиоправдан и реален, то есть такой сон мог присниться.1.3 Сны в произведениях М.В. Булгакова
"…Стать бесстрастно над белыми и красными", — такопределял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, ипетлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку«нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудьдороге, ибо так уж колдовски, устроено на белом свете, что, сколько бы он нибежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Это очень просто. Была бы кутерьма, а люди найдутся».
По Булгакову, «все власти, сменяющие друг друга вгражданской войне, оказываются враждебны интеллигенции…» — таккомментирует позицию писателя современный исследователь. Попробуем продолжитьмысль. Как это ни парадоксально, роман «Белая гвардия», может быть,единственный в советской литературе «деполитизированный» романреволюции и Гражданской войне. Дело в том, что большинство писателей, и этом мыуже убеждены, изображали противоборство сторон как проблему выбора. Более того,герой был, как бы обязан этот выбор совершить, и оценивался по тому, какойвыбор он сделал. Булгаков же изображает происходящее как всеобщую трагедиюименно потому, что у его героев выбора не будет. Нет выбора у братьев Турбинныхи их друзей: участвовать или не участвовать в обороне Города от войск Петлюры,нет выбора у Най-Турса… Это поняли или почувствовали первые непрофессиональныечитатели романа. Свидетельство тому — читательское письмо, сохранившееся вархиве писателя: «Возвращая мне „Белую гвардию“, один сослуживецзаметил: „Хорошая вещь, но не очень ясно, по какую сторону баррикад стоитавтор“. Не думаю, чтоб это было верно. Ваши произведения выше технебольших преград, которые называются баррикадами и которые сверху кажутсятакими маленькими. Не могу без движения сердечно, без трепета, неукладывающегося в мои грубые и слабые слова, вспомнить сон Алеши Турбина и этислова: „Для меня вы все одинаковые, все — в поле брани убиенные“. Этислова рождают чувство глубокой и светлой благодарности к тому, кто их написал».
«Сны играют для меня исключительную роль», — писалМ. Булгаков. В романе сны построены искусственно. Прямых реальных черт они неотображают. Особая атмосфера, созданная на страницах произведения, позволяетписателю сюжетно войти в художественный мир романа, «вести повествование вкругозоре непосредственного участника событий», что было несомненнымноваторством.
Особенно много снов в финале романа. Елене писатель посылаетпророческий сон о судьбе ее родных. В композиции романа этот сон играет рольсвоеобразного эпилога и переходит в прямое обращение автора к человечеству.«Финал „Белой гвардии“, — пишет исследователь, — заставляетвспомнить „звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас“ И.Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в романе „Войнаи мир“ Л.Н. Толстого. Звезды сияют в начале романа, „звездапастушеская Венера“, покровительница любви, и „красный, дрожащий Марс“,который издавна считали символом войны. Звездное небо то зримо, то скрыто, новсегда — над страданиями и радостями наших героев, надо всем и надо всеми:»Все пройдет,… а вот звезды останутся…".
В «Беге» сон — синоним миража, наваждения,отклонения от нормы, искажения действительности и в то же время синоним реакциисознания на безумие реальности. Сном представляется происходящее тем двуммолодым героям, судьба которых первоначально должна была стать сюжетной основойпьесы, — петербургской даме Серафиме Корзухиной и ее рыцарю, встретившему еепод фонарем теплушки — в момент их бега на юг к тому, кто представлялся имспасителем России, но был не в силах изменить ход истории и стал карателем,вешателем, — к командующему армией Хлудову, еще одной фигуре, скрепляющейсцены-сны. Хлудова самого терзают сны-наваждения как отражение его смятенногосознания, его больной совести, воплощенной в фигуре его условного собеседника — вестового Крапилина, дерзнувшего бросить ему в лицо правду о его злодеяниях иповешенного по его приказу. Судьбы Хлудова и Серафимы с Голубковымфантастически сплетаются, и никто иной, как Хлудов, чуть не погубив молодуюпару, спасает.
Сны в «Беге» — это не только «сны» персонажей,но, прежде всего «сон» автора ("… Мне снился монастырь...","… Сны мои становятся все тяжелее..."). «Бег» — этоувиденная Булгаковым версия собственной судьбы, ее эмигрантский вариант,несостоявшийся, в частности, по причине тифа, настигшего Булгакова в предгорьяхКавказа. Отсюда повышенно личностная интонация в изображении событий, ведущая кнарушению принципов построения канонической драмы. Булгаков создает новуюдраму, где на первый план выступают не фигуры персонажей и взаимоотношениямежду ними, а сам автор. Настроения действующих лиц представляют собойвозможные варианты интеллектуального и психологического состояния автора. Авторзаявляет о себе в такой нетрадиционной для драмы форме, как эпиграфы (к пьесе вцелом и к отдельным снам), в ремарках, которые становятся своего родаавторскими отступлениями, вводящими пейзаж, музыкальное сопровождение и предлагающимиразвернутое описание персонажей и интерьера.
В «Записках на манжетах» литературнаянаправленность рассказчика открыто декларируется и подчеркивается во всехситуациях работы сумеречного, затуманенного полу-сознания как момент рефлексииили толчок к созданию образов. В состоянии тифозного бреда (специфика этогосостояния неоднократно описывается Булгаковым, что имеет биографическуюподоплеку) возникает образ желанных лесов и «своих» гор и стремлениек тишине и покою.
Рассказы «Красная корона» и «Китайскаяистория» представляют собой разные вариации одной темы: человек игражданская война. В рассказе «Красная корона» представленасвоеобразная «ситуация-fixe»: показанопроигрывание одного и того же момента в сознании героя. Постоянное возвращениек двум ключевым моментам реализуется в разных пластах психической деятельности:образ рабочего, повешенного на фонаре в Бердянске, — на уровне осознаваемоговоспоминания и всадник в красной короне — на уровне подсознания, так каквидение это неподконтрольно рассудку. Мотив невмешательства как моментаслабости (= трусости) и стремление изменить или хотя бы попытаться исправитьто, что уже случилось, станет в дальнейшем одним из главных в творчествеписателя.
Видение всадника и сон о гостиной — два терзающих душу начала,герой оказывается во внутренней ситуации «безвременья», практическизамыкаясь в своем воспоминании, воспринимая порождения работы бессознательногокак материализацию совести. Онейросфера является здесь смыслопорождающимначалом.
В «Китайской истории» события гражданской войныпоказаны с «обратного хода»: если в «Красной короне» сильнаялирическо-исповедальная линия, то в «Китайской истории» ведущим визображении действия является прием «отстранения». Действия ходиорганизует воспоминание о доме. От ощущения неустроенности в мире — стремлениевернуться назад во времени и пространстве (неслучаен образ часов),галлюцинации, вызванные опиумом, где время можно повернуть и направо, и налево,фантастическая карьера пулеметчика-виртуоза, жаркое небо перед последним боем,видение желаемого. Перед мысленным взором ходи на протяжении всего рассказа — картинка-воспоминание-мечта. Солнце, дорога, гаолян, два дуба, тепло земли имать, несущая два ведра студеной воды, — составляющие воспоминания-грезы,стремления вернуться в детство, ощутить себя единым с окружающим миром. Мечта,которая не может быть осуществлена не только из-за огромных пространств, но ииз-за однонаправленности времени, реализуется в сознании ходи в момент смерти. Внутреннийход повествования замыкается. Мир вокруг ходи показан сквозь призму егопредставлений о желаемом. В рассказе действие происходит на уровне сложноговзаимодействие сна — яви (действительность — грезы — их преломление в яви — обретение желаемого в момент перехода в иное состояние). Заявленное авторомназвание одной из картин «Снов нет — есть действительность» подвергаетсяпереосмыслению, потому что реальность мало чем отличается от ирреальнойнаркотической грезы: то же возвышение ходи, как и в опиумном сне, добрая ивсесильная Красная Армия, где китаец — виртуозный пулеметчик. Мысль о том, чтовесь мир знает о ходе-богатыре, реализуется в неясных слухах, а потом и влегендах о прирожденной «чудесной прицельной панораме» в глазах ходи,и в присланной бумаге с приказом откомандировать ходю в интернациональный полк.Так в преломлении яви реализуются грезы ходи. Необычная история китайца — аллегорическое воспроизведение человека, стремящегося к стабильности, которомучужд ход истории и которого эта история походя «сломала».
В очерке «Киев-город» Булгаков указывает на связьсна и слухов, этот прием служит для демонстрации атмосферы нестабильности ирасшатанности. Здесь же декларируется мотив сна — «чаемой действительности»,который является одним из основных и устойчивых вариантов сна в художественнойкартине мира писателя.
В романе “Мастер и Маргарита”" рассмотрена проблемасоотношения условности создаваемого искусством произведения: условно-реальногои фиктивного миров последнего романа М.А. Булгакова.
В особенностях использования сновидений в «Мастере иМаргарите» — две чётко прослеживаемые тенденции: во-первых, сон кактрансформация впечатлений, во-вторых, сон как выход в иную реальность, причёмэта реальность является в границах романа не менее настоящей, чемдействительность московских глав.1.4 Изучение снов Булгакова другими исследователями
О творчестве М.А. Булгакова написано множество работ какотечественными, так и зарубежными литературоведами. Существует много подходов канализу художественного мира писателя в целом или отдельных его аспектов,связано это с такими особенностями булгаковской поэтики, как многоплановостьпринципов организации текста, предполагающая сосуществование разных уровнейпрочтения и интерпретации, ассоциативность художественного мировосприятияавтора, богатство литературных реминисценций и аллюзий, сплав реалистического ифантастического элементов, нравственно-философская проблематика. Число работ,посвященных исследованию проблем художественного мира писателя (жанровойприроды, особенностей композиции и сюжета, специфики повествования, мотивики,героям, образу автора и т.д.), велико. Также пристальному изучению подлежаттакие важные составляющие, как фантастика, ирония, диалогичность,интертекстуальность и др. Появление работ, в которых внимание направлено наизучение онирических элементов и особенностей их функционирования вхудожественном мире М.А. Булгакова, отражает тенденцию, наметившуюся впоследнее десятилетие, к изучению онтологически неустойчивых сфер и их роли впроизведении. Однако проблемы соотношения сновидений и соприродных им явлений сусловно-реальной действительностью в текстах писателя затронуты мало, иисследования, посвященные им, не носят обобщающего характера. Также не попадаютв фокус пристального внимания вопросы соотнесенности и функционированияонирических элементов с жанровой природой произведений.
Исследование специфики сновидений с позиции ихфункционирования в произведениях разных родов и жанров в творчестве М.А. Булгаковаявляется актуальным и позволит проследить эволюцию взглядов писателя на рольонирического начала в художественном тексте и обозначить пути анализаонейросферы. Изучение сновидений не только на уровне мотивной структуры (хотяона, без сомнения, является важной составляющей анализа произведения вообще,поскольку мотивы «репрезентируют смыслы и связывают тексты в единоесмысловое пространство), но и на уровне образной и жанровой специфики текстапозволяет выявить устойчивые, характерные признаки онейросферы и авторскойфилософии сна, что является одной из составляющих художественной картины мираписателя, так как сон — явление онтологическое.
Гоголь Н.В. Отмечает то, что в романе прямых авторскихпоучений и нравственно-философских размышлений не дается, М.В. Булгаков оченьчасто позволяет героям прикоснуться к истине через сновидения. Так, например,Алексею Турбину снится Город. Мы знаем, что Город — полноценный герой романа.»Прекрасный в морозе и тумане..." — этот эпитет открывает «слово»о Городе и является, главным в его изображении. Образ Города излучает необыкновенныйсвет — свет жизни, который поистине неугасим, Город стал сниться Турбину подутро. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его ясны, это просто Город, но сбольшой буквы как нечто обобщенное, вечное. Описан он именно в сновиденияхгероя: «Как многоярусные соты, дымился, и мел и жил Город. Прекрасный вморозе и тумане на горах, над Днепром. Улицы курились дымкой, скрипел сбитыйгигантский снег. Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные, белым,нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира…Зимою, как ни в одном городе; мира, упадал покой на улицах и переулках иверхнего Города,/ на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучинезамерзшего Днепра… Играл светом и переливался, светился и танце-1 вали мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом итуманом». Великолепная, почти символическая картина, в которой соединилисьвоспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу каждого.
Во снах героя Город предстает истинным, настоящим, впротивовес тому измученному революцией Городу, каким его видят герои вреальности. Ключевым моментом является сон Алексея Турбина, в котором он видитрай. В раю оказываются вместе и Най-Турс и вахмистр Жилин. Булгаков хочетсказать читателю, что важно не то, к какому лагерю или политическому строюпринадлежит человеку, важно то, какой он. В раю оказываются лучшие люди, икрасные, и белые, так как они достойны этого тем, как прожили свою жизнь. Богговорит о красных и белых: «все вы для меня одинаковые, на поле браниубиенные». Это взгляд с высоты общечеловеческих позиций, который доступени автору.
Также Гоголь замечает, что один и тот же сон снится АлексеюТурбину и безымянному красноармейцу. Булгакову не важно даже имя человека,важно то, как он живет и чего достоин своими ступками.
Необходимо отметить, что эпиграфы к снам, большие ремарки,вводящие в каждый сон, имели принципиальное художественное значение.
Достоевский Ф.М. говорит о том, что в самом сновиденииТурбина сочетаются фантастика и реальность, хотя по форме оно фантастично. Фантастичнопоявление полковника Най-Турса в виде рыцаря («на голове светозарный шлем,а тело в кольчуге»). Еще более фантасмогорична фигура вахмистра Жилина(«Как огромный витязь возвышался вахмистр, и кольчуга его распространяласвет»). А самое невероятное то, что действие происходит в раю. Ад каксимвол современной жизни и рай как мечта перемешиваются в сновидениях Турбина. Най-ТурсаТурбин видит на том свете, а он ведь жив, командует батальоном юнкеров на Посту.А вот Жилина давно нет. Он был срезан пулеметным огнем вместе с эскадрономбелградских гусар в 1916 году на Виленском направлении, и Алексей Турбинсобственноручно перевязал ему смертельную рану. А судьба Най-Турса и Жилинаоказывается одинаковой. Елене писатель посылает пророческий сон о судьбе ееблизких и друзей. В композиционной структуре романа этот сон играет рольсвоеобразного эпилога.
Глава 2.2.1 Роль снов в романе Булгакова «Белаягвардия»
Обратим внимание на последнюю, XX главу романа М.А. Булгакова«Белая гвардия». «Велик был год и страшен год по рождествеХристовом 1918, но 1919 был его страшней». Сразу обращает на себя вниманиесказовая интонация этих первых строк. «За окнами расцветала всёпобедоноснее студеная ночь и беззвучно плыла над землей. Играли звезды,сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная ипятиконечная Марс. В теплых комнатах поселились сны.
Турбин спал в своей спаленке, и сон висел над ним, какразмытая картина. Плыл, качаясь, вестибюль, и император Александр I жег впечурке списки дивизиона… Юлия прошла, и поманила, и засмеялась, проскакивалитени, кричали: „Тримай! Тримай!». Беззвучно стреляли, и пытался бежать отних Турбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин".
Опять перед нами вопрос: возможен ли такой сон? Безусловно! Турбинуснится вестибюль гимназии, где теперь штаб белых. Там действительно был портретАлександра I, который «посылал улыбку за улыбкой, исполненные коварногошарма», «острием палаша указывал на Бородинские полки». Тольково сне он сидит у печурки (Александр I) и сжигает списки дивизионов. Этот сонрезультат сложных реальных переживаний, в которых, конечно, участвовал другойимператор, отрекшийся от престола. Юлия таинственная женщина, спасшая Алексея.«Беззвучно стреляли, и пытался бежать от них Турбин, но ноги прилипали ктротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин». Сон страшный,«военный», с угрозой смерти, все отражение дневной жизни… как частобывает во сне, ноги прилипали к тротуару. Надо бежать, а человек не может, надоспрятаться, а человек не может. Раскольников бьет старуху, а она смеется...
Сны в этой главе продолжаются, характерно, что это сны проходныхгероев, не играющих никакой роли в сюжете. На станции Дарница стоял бронепоезд.Скоро красные возьмут Город. Около бронепоезда в остроконечном куколе-башлыкечасовой. Он окоченел и постоянно ходит, за ним ходит его тень. «Тень, то,вырастая, то, уродливо горбатясь, но неизменно остроголовая, рыла снег своимчерным штыком. Голубоватые лучи фонаря висели в тылу человека. Две голубоватыелуны, не грея и дразня, горели на платформе». Человек никак не можетсогреться. Глаза у него были голубые, «страдальческие, сонные, томные».Он мечтает о тепле, но кругом холодный свет фонарей, а взор, устремленный внебо, видит холодные звезды. «Удобнее всего ему было смотреть на звездуМарс, сияющую в небе впереди над Слободкой… Она сжималась и расширялась, явножила и была пятиконечной». Человек погружался в полудрему. Из сна неуходила черная стена бронепоезда. «Вырастал во сне небосвод невиданный. Веськрасный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании. Душа человекамгновенно наполнялась счастьем. Выходил неизвестный, непонятный всадник вкольчуге и братски наплывал на человека. Кажется, совсем собирался провалитьсяво сне черный бронепоезд, и вместо него вырастала в снегах зарытая деревняМалые Чугры. Он, человек, у околицы Чугров...» Постовой просыпается.«Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелкомнеба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. Играла Венеракрасноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человекаответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная».
Обращая внимание на стиль, на ритмику этого отрывка, стоитотметить, что он трагически поэтичен, близок к сказовой, стихотворной речи.
Каков смысл этого сна? Он многозначен, символичен. Человекиз Чугров, видимо, крестьянский паренек, вырванный из мирной жизни, ставшийшлемоносцем, человеком войны. Он пропадает, окаменевает, но он полон веры, икак человек, охваченный верой, он смотрит в небо, а там и на земле блещуткраски, прекрасные, но холодные. В небе звезда Марс. Марс бог войны, и звездакрасная. Какой же она может видеться красному бойцу? Конечно, пятиконечной. Пятиконечнаязвезда поблескивает у него на груди. Страшен год, девятнадцатый, горит в небекрасная звезда Марс.
Последний эпизод романа. И, наконец, Петька Щеглов вофлигеле видел сон. Петька, как и боец, Жилин, никакого отношения к сюжетуромана не имеет, но, значит, он для чего-то нужен Булгакову?«Петька былмаленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном.И сон привиделся ему простой и радостный, как солнечный шар. Будто бы шелПетька по земному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар,больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле,стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы исвободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха,схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки.От удовольствия он расхохотался в ночи».
При чтении этого сна возникает неслучайная ассоциация соснами Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова, о которых мы уже говорили выше.Шар с растекающимися и сливающимися каплями символ единения, гармонии. Концовкаромана Булгакова дает надежду, как и сон ребенка. «Над Днепром с грешной иокровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крестВладимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла слилась свертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч». Ипоследний абзац: «Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь,голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и делне останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал».
2.2 Сны каждого героя романа «Белая гвардия»
Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон- это блаженная, желанная, чаемная норма, возможность «переиграть жизнь»,изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и подавленныхстремлений, осуществление мечты о мире и покое, которые никак не складываютсянаяву. Сон, наконец, это вечное кружение вокруг больной точки, о которой «грезитсердце».
Чаще всего сны в романе видит Алексей Турбин — образ сложныйи неоднозначный. Именно благодаря его снам можно оценить глубину этого образа,приглядеться к его пониманию. Первый сон Алексей видит в романе послетревожного вечера, когда, полузамёрзший, добирается к ним Мышлаевский, сбегаетв Тальберг, оставляя известие о предательстве гетмана и немцев. К заснувшемупод утро Турбину приходит «маленького роста кошмар в брюках и в рубашке вкрупную клетку» и «глумливо» говорит Алексею: "… русскомучеловеку честь — лишь лишнее бремя". Этот «кошмар» символизируетсобой мещанское начало и отсутствие духовной жизни, попрание нравственныхценностей — все это противно и непонятно врачу Турбину, поэтому он гонится за«кошмаром», но не догоняет его. Короткий и неясный сон Турбина можносчитать пророческим: такими, как привиделось Турбину, будут новые хозяеваРоссии.
Но тревожный и неспокойный сон сменяется умиротворением, когдаТурбину начинает сниться полковник Най-Турс и вахмистр Жилин. И кажется Алексею,словно полковник и вахмистр находятся в раю. Алексея oxватываетбезотчетная радость", пока вахмистр рассказывает ему, как апостол Петрпустил их в рай, он сам просится «устроиться врачом» у них в бригаде.Весь сон Турбина пронизан необыкновенным человеколюбием и братским чувством: враю стоят «хоромы» и белых, и большевиков, «которые с Перекопу».Так сон Турбина оказывается вещим: события 1920 года снятся Турбину в 1918. Длягосударства нет различия между белыми и красными, он объясняет вахмистру:«Вы у меня Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные».
Важно, что вахмистр Жилин, появившийся во сне Турбина будетсниться том, в самом конце романа, красноармейцу, охраняющему поезд морозной ночью.Сначала он представляется ему всадником в кольчуге, потом — земляком и соседом.Вахмистр Жилкин погиб ещё до начала гражданской войны, поэтому, он остается по-братскиблизок и Турбину, и красноармейцу.
В пророческом сне Турбину видится Най-Турс, которому сужденогероически погибнуть через несколько дней, защищая спины своих юнкеров конницыПетлюры. Алексею снится, что рядом с Най-Турсом оказывается неизвестный юнкерокв пешем строю". Кажется, что этим юнкерком будет Николка — ведь именно оностается с Наем у пулемета, создается ощущение, что об этом радостно хочетсообщить Жилин Турбину. Но, к счастью, Николка не погибает в романе, хотя,убегая от петлюровцев, оказывается на волосок от смерти.
Под конец романа и Елене снится тревожный сон о Николке:«В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик сиконками». Елена просыпается с плачем, ей кажется, что Николка умрет. Этоттревожный сон передает тяжелую, беспокойную атмосферу романа, котораясохраняется даже в конце романа, когда уходит из Города Петлюра и кажется, чтовсе плохое уже закончилось.
Атмосфера тревоги и запутанности появляется и во сне самогоНиколки. Ему снится «сеть паутины», за которой — «чистейшийснег, сколько угодий, равнины». Но паутина растет, мешает Николкевыбраться из нее. Образ паутины, тумана связан в романе с хаосом и неразберихойпервых революционных лет.
По-иному отражается хаос и волнения страшных 1918-1919 годовво сне Василисы. Интересы Василисы — приземленные, мещанские; председателькомитета по своей натуре труслив и осторожен, мелочен и скуп. Но его интересытоже человеческие, и хотя в Василисе нет глубокой духовной жилки, ей, как иему, тоже свойственно радоваться и огорчаться. Так и во сне Василиса чувствуется«сомнительное, зыбкое счастье»: «Будто бы никакой революции небыло, все это чепуха и вздор». Ему снился огород, дающий замечательный урожай,снилось «милое заходящее солнышко». Но и этот уютный и безобидный мещанскиймирок может быть разрушен вторжением извне. Во сне Василисы появляются поросятас острыми клыками, которые разоряют огород, а потом наскакивать и на самогоВасилису. Сон показывает, что счастье маленького безобидного, пугливогочеловека в смутное послереволюционное время тоже находится под угрозой, как исчастье смелых, независимых, бесстрашных людей. Eединственнымсном в романе, не связанным явным образом с тревожной атмосферой или реальнымисобытиями, описанными в романе, является сон Петьки Щеглова. Чтобы понятьзначение этого сна, в котором Петька видит «сверкающий алмазный шар»,брызгами рассыпающийся в его руках, следует обратиться к роману Л.Н. Толстого«Война и мир». Несомненна взаимосвязь снов Петьки и Пьера Безухова: Пьерутоже снится «шар из капель», который представляет модель вселенной,человеческих взаимоотношений и отношений с человеком и Богом. Для Пьера этотсон обладает огромным философским свойством, объясняет ему суть мироздания. Длямаленького же Петьки Щеглова «шар» становится источником радости,счастливого смеха. Но не в стремлении к детской простоте состоит главноезначение этого сна? Автор констатирует: " Во сне взрослые, когда им нужнобежать, прилипают к земле, стонут, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские женоги резвы и свободны". В такой непосредственности, счастье и любви надоискать выход из страшных событий революционного бурана. Но, к сожалению, такоевозможно только во сне.
Сны в романе «Белая гвардия» несут большуюсмысловую нагрузку. В них автор в метаморфической форме передает ощущения своихгероев, до конца не раскрываемых ими. Использование иррациональногопространства сна позволяет автору углубить проблематику произведения, утверждаявечные нравственные ценности, которые начинают терять свое значение в «реальном»мире романа.
Глава 3.3.1 Роман «Белая гвардия» до издания 1998года
«Белая гвардия» — первый роман Булгакова. В неммного автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русскойистории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именнопоэтому «Белая гвардия» так близка Булгакову, ее он любил болеедругих своих вещей.
В архиве Булгакова сохранилась девятнадцатая глава,относящаяся к финальной части романа «Белая гвардия». Глава отличаетсяпо содержанию и стилю от финала романа Булгакова, опубликованного целиком вПариже в издательстве «Конкорд», в двух томах: т.1 — 1927, т.2 — 1929,то есть основного текста произведения, известного читателю. Впервые роман«Белая гвардия» полностью был опубликован в 1966 г. в однотомникеБулгакова «Избранная проза». Глава, о которой идет речь, быланаписана до пьесы «Дни Турбиных» и генетически связана с замысломписателя написать трилогию, первая часть которой охватывает события конца1918-го и начала 1919 года в Киеве (в основном — это период петлюровщины),вторая часть — события на Дону (деникинщина) и третья — пребывание Мышлаевскогов частях Красной Армии.
Первоначально роман «Белая гвардия» носил название«Полночный крест», и недаром через весь текст произведения вокончательном варианте, варьируясь, проходит образ то сияющего электрическимсветом двухметрового креста в руках громадного Владимира на Владимирской горке,то черного, потухшего, грозящего бедой великому Городу.
Девятнадцатая глава «Белой гвардии» как разсодержит мотивы, подготовляющие переход к написанию второй части трилогии,охватывающие события на Дону.
Совсем не случайно, что в девятнадцатой главе одной иззаметных фигур была фигура Мышлаевского. Он раскрывался во многих аспектах — вотношениях с Николкой (он подшучивал над его влюбленностью в Ирину Най-Турс), вотношениях с Анютой, Еленой, Лариосиком. Напряженно развивалась ситуацияМышлаевский — Анюта. Мышлаевский воспользовался неопытностью Анюты, соблазнилее, она оказалась беременной. Это стало известно после того, как Лариосик,вообразивший, что он безумно влюбился в Анюту, сделал ей предложение черезЕлену. Анюта во всем призналась Елене. Елена резко осуждала Мышлаевского:«Знаешь, Виктор, ты все-таки свинья, — сказала Елена, качая головой».Психологическая тревога Мышлаевского, вызванная его особым отношением ксобытиям, развивающимся в Городе, обострялась беременностью Анюты. Два рядапереживаний развивались параллельно и усиливали общую для героев тревогу забудущее.
По стилю девятнадцатая глава носит черновой характер. Все вней свидетельствует о том, что работа автора над романом была в разгаре. Приэтом мысли его были заняты не завершением романа, а новыми сюжетными узлами,«ходами», которые позволили бы ему перейти к созданию второй частитрилогии, показывающей события на Дону.
После усиленной работы над пьесой «Дни Турбиных», когдаБулгаков утвердился в своих возможностях драматурга (перед взором авторазамаячил замысел «Бега»), писатель решает придать первой части трилогии
«Белая гвардия» внутренне завершенный вид. Дляэтого был и важный повод — возникла возможность издания романа в Париже нарусском языке отдельным выпуском (в двух книгах). Он пишет заново две главы (19и 20), использует в них текстуальный материал и пьесы «Дни Турбиных»,и черновой материал девятнадцатой главы (сцену с получением Еленой письма изВаршавы об измене Тальберга; появление на приеме у Алексея Турбина больногоРусакова, ударившегося в богословие; сообщение Шервинского о наступлениикрасных и бегстве петлюровцев). Булгаков создает новую двадцатую главу,начинает ее с картины зверства петлюровцев и их панического бегства подартобстрелом красных. (Автор здесь использует текст из рассказа «В ночь на3-е число», придавая ему эпическую выразительность) Он создает яркиекартины снов героев. С помощью снов автор перемежает фантастику и реальность ив емкой форме дает представление о конце петлюровщины и тревожных потрясенияхТурбиных. Сон Елены овеян предчувствием трагической судьбы Николки. В ее сне намеченмотив будущего рассказа «Красная корона».
В новых финальных главах романа Булгаков отказывается отнамеченных в черновой девятнадцатой главе сцен, в которых завязывались новыеузлы личных взаимосвязей героев: Мышлаевский — Анюта, Николка — Ирина Най-Турс,Лариосик — Анюта. Об отношении Николки к Ирине Най-Турс мы узнаем лишь изкосвенного намека (разговора Алексея Турбина с Николкой при внезапной встречена Малой Провальной: оба возвращаются со свидания). Мышлаевский как персонаждействует в одном эпизоде. Он присутствует при рассказе Шервинского онаступлении красных. Булгаков отказывается от сквозной линии Мышлаевского,намеченной в девятнадцатой главе. По-видимому, он посчитал, что решительный исмелый характер Мышлаевского с достаточной полнотой раскрыт в предшествующихглавах. Показано и его честное и открытое отношение к предательству гетмана, атакже его восхищение смелыми и решительными действиями большевиков в сцене симпровизированным митингом, которую мы уже анализировали.
При характеристике Алексея Турбина Булгаков отказывается отзамысла «окунуть» его в какие-то сложные непонятные отношения с ЮлиейРейсе (с намеками на ее участие в каких-то таинственных, кроме интимных, связяхс Шполянским, которые она тщательно скрывает). Он отбрасывает сцены объясненияАлексея Турбина с Юлией Рейсе — с психологическим надрывом, с налетомдекаденствующих метаний и мучений. Булгаков снимает возникшие противоречия прираскрытии свойств характера Турбина. В сцене объяснения с Юлией герой ведетсебя по-рыцарски благородно, дарит ей браслет покойной матери, сдержанно, ноуверенно говорит ей о своем чувстве: «Вы мне милы...» Юлия отвечаетвзаимностью, проявляет заботу об Алексее Турбине: «Пора. Обозы идут наулице. Смотрите, чтоб вас не тронули». Два страдающих сердца нашли другдруга.
Все внимание в финальных эпизодах сосредоточивается навнутренних раздумьях Турбина над своей судьбой. Ужасы, которые он пережил вовремя петлюровщины, кажутся ему кошмарным сном. Он мечтает об одном — мирнойжизни.
В финальных сценах романа сюжетные события получают емкуювыразительность, все повествование устремляется к единой цели — поэме обронепоезде «Пролетарий» и миниатюре о счастливом сне Петьки Щеглова.Мы видим, что Булгаков стягивает все сюжетные мотивы романа «Белая гвардия»в один узел. Картина получается завершенной, стиль обретает единство.
Булгаков решается в «Белой гвардии» ограничитьсебя историческими рамками — изображением гетмановщины, петлюровщины, ееразгрома и показом победы Красной Армии, вернее сказать, ее вступлением в Киевв ночь на 3 февраля 1919 года и на этом фоне раскрыть тревоги, нравственныепотрясения и судьбу Турбиных, судьбу честных интеллигентов. Избранный с самогоначала принцип опосредованного раскрытия событий — через обостренное восприятиегероев — помогает автору в сгущенном виде представить исторические события,раскрыть их внутреннюю логику.
И здесь мы встречаемся с парадоксальными явлениями типизации.Общая картина, нарисованная в романе «Белая гвардия», оказываетсянастолько емкой, законченной и завершенной (в раскрытии исторической логикисобытий и судьбы героев), что у читателя складывается впечатление — всесовершилось, гражданская война в Киеве закончилась поражением петлюровцев ипобедой Красной Армии в ночь на 3 февраля 1919 года.
Не следует гадать, почему Булгаков не осуществил свойзамысел написать трилогию о гражданской войне. Может быть, и потому, что знал: Л.Н.Толстой (с которым он был близко знаком) в 1927-1928 годах усиленно работал надроманом «Восемнадцатый год», широко охватывающем события гражданскойвойны на юге. А исключительные возможности драматургических форм обобщения иволшебная сила театрального искусства завладела чувствами Булгакова во времяработы над пьесой «Дни Турбиных», принесшей ему славу и душевныетерзания. В 1927-1928 годах Булгаков пишет пьесу «Бег», используяприем снов (который он наметил в романе «Белая гвардия») и, убеждаясьна практике, каким могучим средством обобщения обладает драматургическоеискусство. В «Беге» Булгаков с эпической силой показывает историческийи нравственный крах белого движения, насыщая пьесу дыханием больших идей. Фактически,«Бег» с точки зрения творческих замыслов автора есть произведение,тесно связанное с романом «Белая гвардия» и завершающее замыселавтора создать большое полотно (трилогию) о событиях гражданской войны на югестраны. Таким образом, работа Булгакова над романом «Белая гвардия» явиласьцелым этапом в творчестве писателя, открывала большие перспективы в егохудожественных открытиях.3.2 Роман «Белая гвардия» после издания1998 года
По стилю девятнадцатая глава носит черновой характер. Все вней свидетельствует о том, что работа автора над романом была в разгаре. Приэтом мысли его были заняты не завершением романа, а новыми сюжетными узлами,«ходами», которые позволили бы ему перейти к созданию второй частитрилогии, показывающей события на Дону.
После усиленной работы над пьесой «Дни Турбиных», когдаБулгаков утвердился в своих возможностях драматурга (перед взором авторазамаячил замысел «Бега»), писатель решает придать первой частитрилогии
«Белая гвардия» внутренне завершенный вид. Дляэтого был и важный повод — возникла возможность издания романа в Париже нарусском языке отдельным выпуском (в двух книгах). Он пишет заново две главы (19и 20), использует в них текстуальный материал и пьесы «Дни Турбиных»,и черновой материал девятнадцатой главы (сцену с получением Еленой письма изВаршавы об измене Тальберга; появление на приеме у Алексея Турбина больногоРусакова, ударившегося в богословие; сообщение Шервинского о наступлениикрасных и бегстве петлюровцев). Булгаков создает новую двадцатую главу,начинает ее с картины зверства петлюровцев и их панического бегства подартобстрелом красных. (Автор здесь использует текст из рассказа «В ночь на3-е число», придавая ему эпическую выразительность) Он создает яркиекартины снов героев. С помощью снов автор перемежает фантастику и реальность ив емкой форме дает представление о конце петлюровщины и тревожных потрясенияхТурбиных. Сон Елены овеян предчувствием трагической судьбы Николки. В ее сненамечен мотив будущего рассказа «Красная корона».
«В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а налбу желтый венчик с иконками. Елена мгновенно подумала, что он умрет, и горькозарыдала и проснулась с криком в ночи:
Николка. О, Николка!»
В новых финальных главах романа Булгаков отказывается отнамеченных в черновой девятнадцатой главе сцен, в которых завязывались новыеузлы личных взаимосвязей героев: Мышлаевский — Анюта, Николка — Ирина Най-Турс,Лариосик — Анюта. Об отношении Николки к Ирине Най-Турс мы узнаем лишь изкосвенного намека (разговора Алексея Турбина с Николкой при внезапной встречена Малой Провальной: оба возвращаются со свидания). Мышлаевский как персонаждействует в одном эпизоде. Он присутствует при рассказе Шервинского онаступлении красных. Булгаков отказывается от сквозной линии Мышлаевского,намеченной в девятнадцатой главе. По-видимому, он посчитал, что решительный исмелый характер Мышлаевского с достаточной полнотой раскрыт в предшествующихглавах. Показано и его честное и открытое отношение к предательству гетмана, атакже его восхищение смелыми и решительными действиями большевиков в сцене симпровизированным митингом, которую мы уже анализировали.
При характеристике Алексея Турбина Булгаков отказывается отзамысла «окунуть» его в какие-то сложные непонятные отношения с ЮлиейРейсе (с намеками на ее участие в каких-то таинственных, кроме интимных, связяхс Шполянским, которые она тщательно скрывает). Он отбрасывает сцены объясненияАлексея Турбина с Юлией Рейсе — с психологическим надрывом, с налетомдекаденствующих метаний и мучений. Булгаков снимает возникшие противоречия прираскрытии свойств характера Турбина. В сцене объяснения с Юлией герой ведетсебя по-рыцарски благородно, дарит ей браслет покойной матери, сдержанно, ноуверенно говорит ей о своем чувстве: «Вы мне милы...» Юлия отвечаетвзаимностью, проявляет заботу об Алексее Турбине: «Пора. Обозы идут наулице. Смотрите, чтоб вас не тронули». Два страдающих сердца нашли другдруга.
Все внимание в финальных эпизодах сосредоточивается навнутренних раздумьях Турбина над своей судьбой. Ужасы, которые он пережил вовремя петлюровщины, кажутся ему кошмарным сном. Он мечтает об одном — мирнойжизни.
В финальных сценах романа сюжетные события получают емкуювыразительность, все повествование устремляется к единой цели — поэме обронепоезде «Пролетарий» и миниатюре о счастливом сне Петьки Щеглова.Мы видим, что Булгаков стягивает все сюжетные мотивы романа «Белая гвардия»в один узел. Картина получается завершенной, стиль обретает единство.
Заключительная двадцатая глава открывается словами: «Великбыл год и страшен год…1918, но1919 был его страшней». За сценой убийствапрохожего гайдамацкой дивизией следует многозначительная пейзажная зарисовка:«И в ту минуту, когда лежащий испустил дух, звезда Марс над Слободкой подГородом вдруг разорвалась в замерзшей выси, брызнула огнем и оглушительноударила». Марс торжествует победу. «За окнами расцветала всепобедоноснее студеная ночь… Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенновысоко в небе была звезда красная и пятиконечная — Марс». Даже голубаяпрекрасная Венера получает красноватый оттенок. «Пятиконечный Марс», царствующийна звездном небосводе, — что это, как не намек на большевистский террор? Ибольшевики не замедлили явиться: на станцию Дарницы прибыл бронепоезд «Пролетарский».А вот и сам пролетарий: «А у бронепоезда, рядом с паровозом, ходил, какмаятник, человек в длинной шинели, рваных валенках и остроконечном куколе — башлыке».Большевистский часовой чувствует кровную связь с воинственной планетой: «Вырасталво сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в ихживом сверкании. Душа человека мгновенно наполнилась счастьем… А от голубойлуны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она быламаленькая и тоже пятиконечная». С чем же пришел в Город Марсов слуга? Принесон народу «не мир, но меч»: «Винтовку он нежно лелеял в руке,как уставшая мать ребёнка, и рядом с ним ходила меж рельсами, под скупымфонарем, по снегу, острая щепка черной тени и теневой беззвучный штык». Он,пожалуй, замерз бы на посту, этот голодный, зверски «убитый усталостью»часовой, если бы не был вовремя разбужен окриком. Так неужели он остался житьтолько для того, чтобы, подпитываясь жестокой энергетикой Марса, сеять вокругсебя смерть?
Заключение
Романное творчество писателя отразило эволюцию взглядовписателя на роль сновидений в тексте. Сновидение в произведениях М.А. Булгаковаявляется «пространством промежутка», подверженным влияниюпротивоположных сил. Онейросфера выступает как медиативная зона, включающаяавтора и героя, героя, как участника, так и зрителя своего сна, порождающее ивоспринимающее сон сознания, и позволяет приобщить читателя к этой матрице.
Онейросфера — комплексный, полифункциональный феноментворчества писателя. Она позволяет осуществлять коммуникацию между мирами яви исна. Булгаков развивает «классические» традиции изображениясновидений как психолого-характерологическую, сюжетно-композиционную,креативную, мнемоническую, прогностическую, ретроспективную, репрезентативнуюсоставляющую художественной системы писателя.
Сон является неотъемлемой частью жизни людей. Человек неможет находиться в состоянии бодрствования постоянно, даже хорошо тренированныелюди нуждаются в полном расслаблении, периодически впадают в глубокое забытьё,именуемое сном. Почти треть жизни человек проводит во сне (двадцать пять лет изсемидесяти пяти). Сон воспринимается как само собой разумеющееся. Здоровые людиредко задумываются над его значением.
Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякаятайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки стольковсего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство… Интерес кснам характерен для всех эпох человеческой культуры. Наука открыла связь снов смифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в своюочередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали,что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам былу символистов. Сны одна из самых привлекательных и распространенных сферчеловеческого духа, как для писателей, так и для читателей.
«Сны играют для меня исключительную роль», — писалМ. Булгаков. В романе сны построены искусственно. Прямых реальных черт они неотображают. Особая атмосфера, созданная на страницах произведения, позволяетписателю сюжетно войти в художественный мир романа, «вести повествование вкругозоре непосредственного участника событий», что было несомненнымноваторством.
Сны в «Беге» — это не только «сны» персонажей,но, прежде всего «сон» автора.
В «Записках на манжетах» литературнаянаправленность рассказчика открыто декларируется и подчеркивается во всехситуациях работы сумеречного, затуманенного полу-сознания как момент рефлексииили толчок к созданию образов.
Рассказы «Красная корона» и «Китайскаяистория» представляют собой разные вариации одной темы: человек игражданская война.
О творчестве М.А. Булгакова написано множество работ какотечественными, так и зарубежными литературоведами.
Исследование специфики сновидений с позиции ихфункционирования в произведениях разных родов и жанров в творчестве М.А. Булгаковаявляется актуальным и позволит проследить эволюцию взглядов писателя на рольонирического начала в художественном тексте и обозначить пути анализаонейросферы.
Гоголь Н.В. Отмечает то, что в романе прямых авторскихпоучений и нравственно-философских размышлений не дается, М.В. Булгаков очень частопозволяет героям прикоснуться к истине через сновидения.
Достоевский Ф.М. говорит о том, что в самом сновиденииТурбина сочетаются фантастика и реальность, хотя по форме оно фантастично. Фантастичнопоявление полковника Най-Турса в виде рыцаря («на голове светозарный шлем,а тело в кольчуге»).
Сны в булгаковской поэтике имеют разнообразное значение. Сон- это блаженная, желанная, чаемная норма, возможность «переиграть жизнь»,изменить ее катастрофический ход. Сон — это выявление сокрытых и подавленныхстремлений, осуществление мечты о мире и покое, которые никак не складываютсянаяву. Сон, наконец, это вечное кружение вокруг больной точки, о которой «грезитсердце».
Чаще всего сны в романе видит Алексей Турбин — образ сложныйи неоднозначный. Именно благодаря его снам можно оценить глубину этого образа,приглядеться к его пониманию.
Под конец романа и Елене снится тревожный сон о Николке. Этоттревожный сон передает тяжелую, беспокойную атмосферу романа, котораясохраняется даже в конце романа, когда уходит из Города Петлюра и кажется, чтовсе плохое уже закончилось.
Сны в романе «Белая гвардия» несут большуюсмысловую нагрузку.
«Белая гвардия» — первый роман Булгакова. В неммного автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории,ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именнопоэтому «Белая гвардия» так близка Булгакову, ее он любил болеедругих своих вещей.
В заключение я хочу сказать, что роман «Белая гвардия»останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, вечны. Переднашим поколением проблема сохранения нравственности стоит наиболее остро. Нохочется верить, что наше общество не утеряет все нравственные ценности, икогда-нибудь они станут всем нам так же дороги, как лучшим булгаковским героям.
«Все пройдет…, а звезды останутся». Идействительно, нет ни одного человека, который бы этого не знал. Но это надопонимать душой. И свято верить в лучшее, так же как верил и сам художник.
Булгаков верил в естественный человеческий порядок на земле:«Все будет правильно, на этом построен мир». Но писатель постояннонапоминает о недоступности ухода от принятых норм плохого и хорошего,освященных не одним тысячелетием человеческой культуры. В любом отступлении отэтих норм виделась ему опасность. Автор «Белой гвардии» утверждает,что прежде всего и всегда должна быть соблюдена верность главным принципамчеловечности, преданность классическим понятиям, таким, как идеалыСправедливости, Добра и Красоты.
Список литературы
1. Бурмистров А.С. К биографии М.А. Булгакова (1891 — 1916). // Контекст1978. — М.: 1978. — с.259.
2. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. — М.: Худож. лит., 1990.
3. Галинская И.Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986. — с.117, с.65.
4. Зимнякова В.В. Сон — онтологически неустойчивая сфера в художественномтексте: к проблеме анализа литературного сновидения // Вестник Ивановскогогосударственного энергетического университета. Вып.1. Приложение. Иваново, 2007.0,5п. л.
5. Зимнякова В.В. Специфика приема сна в ранних произведениях М. Булгакова// Художественный текст и культура VI. Материалымеждунар. науч. конф.6-7 окт. 2005 г. Владимир, 2006.0, 3 п. л.
6. Зимнякова В.В. Онирические элементы в пьесах о крушении мира («Бег»и «Адам и Ева» М.А. Булгакова) // Филологические штудии. Сборникнаучных трудов. Вып.10. Иваново, 2006.0, 3 п. л.
7. Зимнякова В.В. Художественная функция сна в прозе М. Булгакова 20-хгодов // Куприяновские чтения — 2005. Материалы межвуз. науч. конференции. Иваново,2006.0, 3 п. л.
8. Котикова (Зимнякова) В.В. Функции «сна» в пьесе М.А. Булгакова«Бег» // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып.7. Иваново,2003.0, 3 п. л.
9. Котикова (Зимнякова) В.В. Семантика «сна» в пьесе М.А. Булгакова«Бег» // Молодая наука в классическом университете: Материалы науч. конф.студентов, аспирантов и мол. ученых, Иваново, 21-25 апр. 2003 г.: в 7 ч. Ч.6. Русскаясловесность: текст и контекст. Иваново, 2003.0, 1 п. л.
10. Котикова (Зимнякова) В.В. К вопросу об использовании элементовсновидений в цикле М. Булгакова «Записки юного врача» // Филологическиештудии. Сборник научных трудов. Вып.8. Иваново, 2004.0, 3 п. л.
11. Котикова (Зимнякова) В.В. Дом на Алексеевском спуске и сны героев вромане М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения: Материалы X Шешуковских чтений. Москва, 2005.0, 3 п. л.
12. Котикова (Зимнякова) В.В. Поэтика сновидений в романе М.А. Булгакова«Белая гвардия» // Филологические штудии. Сборник научных трудов. Вып.Иваново, 2005.0, 6 п. л.
13. Михаил Булгаков: Современные истолкования. Сборник обзоров, М., 1991г.
14. Мягков Б. Москва. По следам булгаковских героев. // Дружба, 1986, №4.
15. Новиков Василий. М.А. Булгаков-драматург // Михаил Булгаков.
16. Петелин В.В. «Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество», М.,1989г.
17. Пьесы. — М.: Советский писатель, 1987. — сс.6-10.
18. Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова. // Булгаков М.А.
19. Собр. соч. в 5-ти т. — М.: Худож. лит. — 1990. — с.583.
20. Сидоров Евгений. М.А. Булгаков. / Булгаков М.А. Избранное. — М.: Художественнаялитература. — 1982 г. — с.4 -5.
21. Чудакова М.О. «Жизнеописание Михаила Булгакова», М., 1988г.
22. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: 1983. — с.10.
23. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М. Советский писатель,1983, с.36.