Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Смерть Базарова

Смерть Базарова

Главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финалепроизведения. Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своегоотца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взглядына жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров— нигилист.
Вначале романапроисходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами.Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах сПавлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв поидеологическим соображениям.
Евгений знакомится сАнной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной.Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже некак “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцовавысоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решениерасстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделеннаялюбовь.
К «мнимым»последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, длякоторых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлостьи несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкиеему взгляды. Пошлость и ничтожество.
Базаров, приехав кродителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни сматерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, дажепоспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Новскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Людиразного поколения, разного развития.
Базарову нравитьсяработать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому онблизок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что онивидят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.
Тургенев считает своегогероя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутреннийконфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.
Смерть Базарова сталаследствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего оттифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще разпризнаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души,наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в егожизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Передсмертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобыоценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, —ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову нежалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами — обыкновенныйчеловек со своими страхами и слабостями.
Базаров — романтик в душе,но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьбасовершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, чтокогда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным насильнейшие чувства, обладающим силой духа.
Д.И. Писарёвутверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают ипосвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет и наслаждения».Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когданет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще немечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы ихолодные тундры».
Смерть Базарова — символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки,на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна.Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель».Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой».Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью,бессердечностью, безжалостной сухостью.
Он сожалеет о своейнерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятилстремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным,рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.
Согласно своимнравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуясебя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашаетсястреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подаетему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой,но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрылиистинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находяоправдание для действий обоих противников.
«Нигилизм», по мыслиТургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основамжизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежнойгибели.
Евгения Базарова ни вкоем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печоринаон не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «вдуше силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а невлачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философияжизни, ее цель. И она у него есть.
Мировоззрений двухполитических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. Напротивопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинцаБазарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнениюБазарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы.Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию кбудущему.
Читатель понимает, чтоБазарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — своиубеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет ибудущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожимна Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй,тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный,сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы намогиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...
Тургенев мог быпоказать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этогоделать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражениякрови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров покаодинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство вдостижении цели делают его героем.
Базаров ни в ком ненуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своегоодиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит нахолодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весьпоглощен собою и работою»
Перед лицом смерти дажесамые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. НоБазаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет,что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. Иэта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет,видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»
Вспомним словаБазарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, —тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы.«Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Егоявно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красныенеухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени занятьсясвоей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это «намеренноеэпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так иодеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности,иронии над собеседником, неуважение...
Рассуждая чистопо-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда,Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает вжаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признаватьавторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»;он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги». Позжедостанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде:«Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился,что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельнымчеловеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на картуженской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения»между мужчиной и женщиной...
В X главе романа вовремя диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всемосновополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. ВотБазаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя несогласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, чтохочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.
Есть ощущение, чтоТургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровскойсилы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать:«А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законыпрогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относитсяуже снисходительно, а подчас и сатирически.
Но одно делосубъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всегопроизведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде«долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попралобщечеловеческие ценности. А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь«не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительностьв дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной,людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключилиз жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях», нас питающих, оБоге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!»
Трагедия героя также вполном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует иФенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики,назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение кним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именемкоторого прикрывается: "… Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппаили Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо нескажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а изменя лопух расти будет — ну, а дальше?"
Интересно, что Базаровперед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше посуществу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, чтогерой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. Атеперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокругнего и поднимаются в нем самом.
Сначала герой романаделает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Нозатем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивноотдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждамина исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит— не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию,сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько необманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только отвремени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственнойстойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советомобратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны,поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью облизких очень возвышает Базарова.
У героя романа нетстраха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в этичасы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он.Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этойсцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицанииВасилия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика:«Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует своюмощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то,сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он своеполузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявитьсебя. «Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом какнереализованное намерение.
Очень выразительнойоказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себяи произносит слова восторга: «славная», «такая красивая»,«великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит дажео своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму»,который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этогостановится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пустьона погаснет».
Природа, поэзия,религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины илюбовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.
И тут встает вопрос:почему же Тургенев «убивает» своего героя?
Но причина гораздоглубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке техлет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществлениястремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохраняласьих оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Онине могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Онимогли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становитсяясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение игибель.
Тургенев глубоко убежденв том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когдаон летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередкозадумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени оннеожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о«собственном ничтожестве». Поразительно, что автор романа плакал,когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.
По словам Писарева,«умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великийподвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой.Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, чтородина теряет своего большого сына, настоящего титана.
И тут вспоминаютсяслова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей,напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и всцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напраснопотраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.