Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сказка Э.Т.А. Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" как литературное событие в моей жизни

ГОУ ВПО«Российский государственный
педагогическийуниверситет им. А.И.Герцена»
Факультетфилософии человека
Кафедратеории и истории культуры
Творческоезадание по дисциплине
«Человек всистеме культуры»
сказка э.т.а. гофмана «крошка цахес, по прозванию циннобер» как литературное событие в моей жизни
Санкт-Петербург
2007

Содержание
Эссе
Рабочие материалы
Список литературы
Лист самооценки
Оценочный лист рецензента

Эссе
Вы можете представитьсебя сидящим на крыше дома в маленьком городе крохотной европейской страны? Смотритена ручейки улиц где-то внизу, торопящихся куда-то людей, маленьких людейзанятых своими мыслями, заполненных своими амбициями, дарящих свой талант илипрячущих его, а может присваивающих чужие подвиги? Представили? Тогда япредлагаю Вам сменить столетие на нашей крыше, пусть будет век ХIХ, а теперь смотрите внимательно…
На раскаленной солнцемземле лежит женщина, она устала от забот и горестей, её жалобы на собственнуюсудьбу, слышимые любым проходящим мимо, действительно вызывают сострадание, ножелание помочь ей в нищете и бедности не вызывают. Рядом копошится странноесущество, в котором с трудом угадывается ребенок, «весь он напоминалраздвоенную редьку», он не умеет говорить, а лишь мяукает и недовольно урчит,но вид его менее всего напоминает котенка.
Пожалуй, немного отойдемот сюжета, я бы хотела снова спросить, — а Вы верите в волшебство? Разве невидели Вы на улицах своего города волшебников и волшебниц? От одного взгляда накоторых становится хорошо, или же напротив весьма скверно, которые за минутыменяют Ваше представление о чем-либо? А может в раннем детстве Вы не считаливолшебством превращение листа бумаги в самолет или кораблик? Значит, скорее Высогласитесь, что волшебство всё-таки существует, тогда есть смысл продолжать,потому, как на горизонте появляется Фройляйн фон Розеншён…
Дама высокого, ростастатной осанки и тонкой складки между бровей, предававшей ей излишнейстрогости, останавливается возле спящей женщины преисполненная сострадания ипоявившегося желания хоть чем-то приукрасить её судьбу. Фройляйн фон Розеншён изавязывает судьбу крошки Цахеса, по прозванию Циннобер…
Уродец путем присвоениячужих заслуг становится министром, разве только в те годы и в том маленькомгородке случались подобные вещи? конечно, нет. Бездари считаются талантами, аталанты прячутся за спинами более успешных, любимцев фортуны или простонаглецов и ловкачей. Только вот Цахес делал это не сознательно, а благодаряподарку волшебницы, благодаря её гребешку, распутывавшему его непослушныеволосы, винить в собственной подлости гребешки, людям, не являющимся сказочнымиперсонажами, возможности нет, потому этими самыми гребешками становятсярассказы о собственном трудолюбии и абсолютной самостоятельности в достижениикаких-либо высот. Не стоит также забывать о том, что перед смертью Циннобераего истинное лицо открывается, пусть и не намеренно, далеко не каждыйоткрывается и в последние минуты, будь то минуты триумфа, позора или признания,возможно, потому что какие из всех минут окажутся последними узнать можнотолько по их прошествии.
Кажется, что, глядя снашей крыши, мы всё меньше видим различий между нашим веком и веком ХIХ, а давайте подглядим за влюбленнымюношей, только незаметно, неизвестно что может сотворить оскорбленный, темболее в сказке.
Серьезный молодой человекидет с лекции профессора естественных наук Моша Терпина, юноша красив, строен,его тёмные глаза светятся разумностью мыслей, имя молодому человеку Бальтазар. Бальтазарстоль чувствителен и тонок душой, что лекции о природе как науке вызывают в немподавленность и печаль, потому и идет он в лес, дабы вдохнуть в себя настоящееприродное естество, однако его догоняет другой студент, более приземленный именее оскорбляемый наукой Фабиан. Их разговор складывается из борьбы разума ичувств, полету фантазий влюбленного в дочь профессора, синеглазую Кандиду, Бальтазарапротивостоит натиск сарказмичных ответов реалиста Фабиана, оставившего любовныепохождения во времена обучения в школе.
Влюбленные люди безумны,безумству их во все времена нет предела, забывая о реальности и здравом смысле,они готовы часами не только бродить по лесам и посвящать объекту поклонениястихи, но и взявшись за саблю начать бороться за своё счастье. Время меняетспособы достижения целей, но основные аспекты остаются теми же, всегда будетвлюбленный, в идеальной ситуации двое, и проблема, при её отсутствии которуювсегда можно надумать. Также практически во всех случаях с влюбленными сердцаминаблюдается третье лицо, являющееся здравым смыслом, в данном контексте этоФабиан, своими комментариями в отношении чувств они часто обижают или доводятдо остервенения витающих в облаках безумцев, чему несказанно радуются, потомукак делают это не со зла, а лишь для остужения их раскаленных нервов.
Обратим своё внимание наКандиду, возлюбленную нашего романтичного студента. Описание её, как и всехсвоих героинь имеющих в образе налет романтизма, Гофман создает, нарочитовыпукло и гладко, показывая образ так, что читатель может представить себе туили иную девушку по собственному желанию. Напоследок автор добавляет фразу«Непомерно восторженным поэтам еще многое в прелестной Кандиде пришлось бы непо сердцу, но чего они только не требуют. Такое, слегка издевательское, отношениеавтора вовсе не к девушкам, а непосредственно к авторам множества книг тоговремени изобиловавших длинными описаниями прекрасных дам, благодаря которымсмысл и сюжет легко терялся, если и вообще оные имели место быть. Нарочитостьвообще чуждая произведениям Эрнста Теодора Амадея черта, потому переизбыткомженственности или же мужественности его персонажи не страдают, хотя понегласным канонам того времени вполне могли бы, но разве для «создателясовмещенных реальностей» существуют какие-либо каноны?
Оставлю за собой право непродолжать характеристику персонажей этого произведения, сейчас нам уже и такпонятны схожести, совпадения и даже иногда идентичность современности иизображенного в сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Именно этасхожесть меня в ней и привлекла, как и в других не менее известных произведенияхГофмана, таких как «Золотой Горшок», «Эликсиры Сатаны», «Щелкунчик и мышиныйкороль», «Каменное сердце» которых в данной работе я буду касаться лишьповерхностно. Эрнст Теодор Амадей Гофман умеет касаться всего понемногу, незацикливаясь на конкретике, умеет сочетать не сочетаемое, он один из первых непобоялся добавить в повествования посвященное мистицизму, волшебству и подчастак называемой «Дьявольщине», весомую долю сарказма. Многих читателей именноэто и отталкивает, но меня же напротив, заставляет задумываться улыбаясь.
Эта сказка явилась дляменя настоящим культурным открытием, одна из тех редких книг, к которым хочетсявозвращаться вновь и после каждого прочтения оставляет всё новые и новыеэмоции, новые, но всегда положительные.
Рабочие материалы
«Гофман из тех писателей,чья посмертная слава не ограничивается шеренгами собраний сочинений, встающимиряд за рядом из века в век и превращающими книжные полки в безмолвные, ногрозные полки; не оседает она и пирамидами фундаментальных изысканий — памятникамиупорного одоления этих полков; она от всего этого как бы даже и не зависит.» А.Карельский. (статья «Эрнст Теодор Амадей Гофман»)
Гофман родился 24 января1776 года в Кенигсберге, в Восточной Пруссии, изучал право в Кенигсбергскомуниверситете, служил судейским чиновником в Германии и Польше, занималсямузыкой, в связи с чем занимал должность театрального капельмейстера Бамберге,дирижировал оркестрами в Дрездене и Лейпциге. Стоит упомянуть, что имя Амадей вполном имени автора, Эрнст Теодор Амадей Гофман, не является его собственным, авзято им в знак почтения к его любимому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту.
К литературе Гофманпришел довольно поздно, но почти сразу имел в этом неплохие успехи. Впроизведениях его прослеживался дух немецкого романтизма, представителямикоторого в литературе являются родоначальник стиля Вильгельм ГенрихВаккенродер, автор произведения «Herzensergiessungen eines kunstliebendenKlosterbruders» (Сердечные излияния монаха, любящего искусство), Людвиг ИоганнТик автор романа в письмах «Вильям Ловель» и другие немецкие писатели-философыЙенской школы. Однако романтизм Эрнста Теодора Амадея всё же в основе своейимеет не столько немецкий романтизм, а сколько его дальнейшее развитие всторону мифологических, мистический и сказочных сюжетов, особо ярко представленэтот вид романтизма у поэта Генриха Гейне и писателей-сказочников Якоба иВильгельма Гримм. Умирает Эрнст Теодор 24 июля 1822 в Берлине.
За три года до смертиавтор создает сказку, которой посвящена эта работа. По свидетельству другаГофмана, писателя-криминалиста Юлиуса Эдуарда Хитцига, задумана она была весной1818-го года, во время тяжелой болезни автора, сопровождающейся горячкой,породившей в его сознании множество фантастических образов. «Подумайте только,что за проклятые мысли лезут мне в голову. Отвратительный, глупый уродец делаетвсё наоборот, а если случается нечто особенное, необычное, то все думают, чтоэто сделал он» жаловался Гофман, будучи прикован к постели своим друзьям. Посвидетельствам того же современника «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» былнаписан сразу по выздоровлению автора в кратчайшие сроки, около двух недель.Опубликована сказка была в январе 1819 года в Берлине издательством ФердинандаДюмлера. Поскольку сказка имеет очевидный сатирический уклон, то началисьпоиски реальных людей соответствующих персонажам, так в личностиЦахеса-Циннобера обнаруживались черты референдария камерального суда в БерлинеЛюдвига Кристофа фон Хайдебрека, берлинского правоведа Фридерици, драматургаЗахарии Вернера, и наконец, самого автора. Также в студенте Бальтазареузнавался путешественник Адельберт фон Шамиссо, в профессоре Моше Терпиноберлинский литератор Август Фердинанд Бернгарди. Появлялись также и критическиезамечания в неоригинальности Гофмана связанные с якобы большим количествомзаимствований, на подобные нападки автор отшучивался и впоследствии писал отом, что поражен обилию внимания рецензентов к маловажным и непритязательнымшуткам.
«Крошка Цахес, попрозванию Циннобер» является наиболее ярким показателем гофманского романтизма,в ней зафиксировано дуалистическое видение мира, осложнение противоположныхначал, склонность к остросатирическому изображению изъянов, тяготение ксказочным образам, «театральность», разножанровость, пародийно-игровая манераписьма, романтическая ирония. Проанализировав данное произведение, даже такскупо, как сделала это я, нельзя не согласиться с его величием и культурным«весом» в литературном жанре романтизма, пусть и более узком его понятии, такомкак немецкий романтизм.

Список литературы
1 Статья А. Антонова «Крошка Цахес,по прозванию Циннобер» Статья
2 А.Б.Ботникова «Немецкий романтизм: диалог художественных форм»
3 Э.Т.А. Гофман «Сказки»
4 А. Карельский в книге «ГофманЭ.Т.А. Собрание сочинений.» 6 том 1991
5 www.krugosvet.ru «Гофман ЭрнстТеодор Амадей»

Лист самооценки
На мой взгляд, особенномне удалось эссе, очень хочется в это верить, так как с таким жанром ясталкиваюсь впервые, то его же я отнесу к наиболее трудному этапу работы. Помоему личному мнению в целом моя работа не является особо успешной, это связанос проблемным поиском информации и ограниченным собственным словарным запасом.Наиболее интересный этап работы для меня оказался поиск и разбор рабочихматериалов, открытие чего-то нового по понравившейся теме всегда увлекает. Входе выполнения проекта возникали проблемы с формулировками и вычленениемнеобходимого из имеющихся материалов, также с придумыванием названия и общейформой содеянного. Пока без ответа остается для меня вопрос о малом количествематериалов связанных с моей темой и Ваше решение о моей работе. Следующемупоколению студентов хочется посоветовать все свои мысли на тему их работы, тутже записывать при каких обстоятельствах и где бы они не появились.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.