Реферат по предмету "Разное"


1. цель и задачи дисциплины

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫЦель курса: Развитие у магистрантов и аспирантов гуманитарного мышления, формирование психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной педагогической деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.Задачи курса: - охарактеризовать достижения, проблемы и тенденции развития психологии и педагогики высшей школы; - раскрыть основные психологические особенности юношеского возраста; - определить предмет и методы психологии и педагогики высшей школы; - охарактеризовать психологические основы организации совместной деятельности преподавателя и студентов; - выявить механизмы развития личности; - раскрыть сущность функционирования малых социальных групп; - раскрыть цели и задачи воспитания как общественно-исторического явления; - охарактеризовать систему образования России; - проанализировать сущность, принципы, методы и основные направления воспитания; - раскрыть сущность основных компонентов процесса обучения как дидактической системы (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации, принципы и результаты обучения). - осветить проблему учета и контроля результатов обучения и воспитания.^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Дисциплина "Психология и педагогика высшей школы" является одной из базовых в системе наук гуманитарного цикла, изучаемого магистрантами и аспирантами для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». В основу расположения материала и содержания курса были положены следующие принципы: - утверждение права каждого человека на полноценное образование в соответствии с его способностями и склонностями; - признание преимущества демократических форм воспитания и обучения над авторитарными подходами; - необходимость преемственности позитивных исторических и национальных традиций в деле образования и воспитания; - данный курс служит логическим звеном между дисциплинами «Психология и педагогика», «Философия», «Технологии профессионально ориентированного обучения», «Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения».^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПреподаватель высшей школы должен:3.1. Иметь научное представление о психолого-педагогическом подходе к личности, знать факторы ее формирования, основные закономерности и формы регуляции ее деятельности.3.2. Знать цели и задачи, принципы дидактики высшей школы, организационные формы образовательного процесса в высшей школе, основные формы контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов. - структуру современной российской системы образования; сущность, принципы, формы и методы организации различных направлений воспитания и самовоспитания; зависимость эффективности процесса обучения от его содержания, принципов, средств, методов и организационных форм; закономерности становления личности;3.3. Владеть основами навыков анализа учебно-воспитательных ситуаций; уметь применять основные принципы организации обучения и воспитания при формировании содержания обучения и воспитания; выбирать и применять адекватные педагогической ситуации методы обучения и воспитания; пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности; владеть приемами организации и планирования научно-педагогического эксперимента.^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ4.1. СП.01. Обязательный минимум содержания программы по дисциплине Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии и педагогики высшей школы, биологические и психологические основы развития и обучения; психологические особенности юношеского возраста; психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов; развитие личности студента в процессе обучения и воспитания; движущие силы, условия и механизмы развития личности; личность и коллектив; функционирование малых социальных групп; методология научного творчества; социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества; методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания; психологические проблемы формирования профессионализма; системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; структура и методы психолого-педагогических исследований; пути формирования педагогического мастерства. ^ 4.2. рАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА НА ОСВОЕНИЕ РАЗДЕЛОВ №пп Наименования раздела Бюджет времени, час ЛК (лекции) ПЗ (С) Практичес- кие занятия(семинары) СРС Самостоя-тельная работастудента I Психология и педагогика высшей школы (ВШ) как наука 2 6 II Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Научное творчество в процессе обучения 2 2 6 III Психология личности студента. Психологические особенности студенческого возраста 2 2 6 IV Основы дидактики. Организация учебного процесса в ВШ 2 2 6 V Психология профессионального образования 2 2 6 VI Психодиагностика в высшей школе 2 4 6 Итого: 12 12 36 ^ 4.3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНI. Психология и педагогика высшей школы (ВШ) как наукаПредмет, цели и задачи педагогики высшей школы. Цели и задачи обучения. Профессионально-личностное образование специалиста высшей школы как предмет педагогики высшей школы. Взаимосвязь педагогики высшей школы с другими науками: философией, психологией, акмеологией, социологией и др. История и современное состояние высшего образования в России и за рубежом. Место технического университета в российском образовательном пространстве. Интеграционные процессы в современном образовании. Информатизация образовательного процесса.^ II. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Научное творчество в процессе обучения Психологическая структура деятельности и ее психологические компоненты. Структура и характеристики сознания. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность. Функциональная структура познавательных процессов. Учение как деятельность. Формирование умственных действий и понятий. Методология научного творчества. Творческая деятельность. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.III. Психология личности студента. Психологические особенности студенческого возраста^ 1. Психология личности студента. Понятие и структура личности в психологии. Личность и деятельность. Потребности и мотивы. Эмоционально-волевая сфера личности. Темперамент и характер. Способности. Развитие личности студента в процессе обучения и воспитания. Движущие силы, условия и механизмы развития личности. Личность и коллектив. Типология личности студента и преподавателя. Структура педагогических способностей.^ 2. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе Биологические и психологические основы развития и обучения. Психологические особенности юношеского возраста. Особенности развития и психологические характеристики личности студента в определенном возрастном периоде. Психологические особенности воспитания студентов.^ IV. Основы дидактики высшей школы. Организация учебного процесса в высшей школе1. Основы дидактики высшей школы. Сущность и принципы дидактики высшей школы. Понятие принципа и требования. Принцип самоопределения, природо- и культуросообразности, экстериоризация и интериоризация. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Классификация методов обучения и воспитания. Проблемное изложение. Лекция-диалог. Контекстное обучение. Сущность игры и типология игр. Психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системой организации учебных задач.^ 2. Психология общения. Понятие, функции, виды и структура общения. Индивидуальные параметры общения. Общение и социально-психологическое воздействие в процессе обучения. Диалогичность общения. Педагогическая коммуникация. Стили педагогического общения. Основы коммуникативной культуры педагога. Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. ^ 3. Организация учебного процесса в высшей коле. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Классификация технологий и методов обучения в высшей школе. Лекция, семинарские и практические занятия в ВШ. Самостоятельная работа студентов как развития личности обучающихся. Основы педагогического контроля в ВШ.^ V. Психология профессионального образованияПсихологические основы профессионального самоопределения. Психологические основы формирования профессионального системного мышления. Роль студенческой группы в формировании личности студента. Психология малой группы. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Пути формирования педагогического мастерства. ^ VI. Психодиагностика в высшей школеСистемный подход к исследованию педагогических явлений и процессов. Структура и методы психолого-педагогических исследований. Классификация психодиагностических методик. Малоформализованные и высокоформализованные методики. Тестирование. Тесты интеллекта. Тесты достижений. Тесты способностей. Личностные тесты. Проективные техники. Анкетирование и опросы. Социометрия. ^ 4.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИЙ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРОВ) И ИХ ОБЪЕМ № раз-дел Темы практических занятий (семинаров) Бюджет времени, час Аудиторная работа Самостоятельная работа II Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания. 2 2 III Психологическая структура личности студента и возрастные особенности 2 3 IV Общение и социально-психологическое воздействие в процессе обучения 2 2 V Профессиональная деятельность преподавателя вуза 2 2 VI Классификация психодиагностических методик 4 4 ^ 4.5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТКвалификационная выпускная работа должна представлять собой работу исследовательского или научно-методического характера. Рекомендуемый объем работы – 35-40 стр. Работа подлежит публичной защите на заседании государственной аттестационной комиссии. Профессионализм вузовского преподавателя: факторы формирования и критерии измерения. Проблемы разработки моделей выпускников вузов и профессиограмм специалистов. Воспитательная система вуза: создание и совершенствование. Проблемы экологизации высшего образования в России. Качество высшего образования: детерминанты и способы измерения. Роль производственной практики в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста в вузе. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе высшей школы. Психологические особенности студенческого возраста. Психологические основы педагогического общения. Психодиагностика в высшей школе. Психологические основы научного творчества студентов в вузе. Методы развития творческой личности в процессе обучения. Психологический климат в студенческой группе как фактор учебной деятельности. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения. Условия продуктивного общения преподавателя и студентов. Девиантное поведение студентов. Проблемы профилактики. Молодежные субкультуры в студенческой среде. Мотивация учения студентов: проблемы формирования и изучения. Проблемы активизации НИР студентов в вузе. Педагогическое руководство развитием творческих способностей студентов. Игровые методы обучения в вузе. Методы и формы активизации познавательной деятельности студентов. Пути формирования педагогического мастерства и профессионального становления начинающего преподавателя. Функция контроля обучения в деятельности вузовского преподавателя.Образовательная система в СШАОбразовательная система в АнглииОбразовательная система в ГерманииОбразовательная система во ФранцииПреподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в высшей школе европейских стран Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в технических вузах России^ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ Обширная и многоплановая программа курса “Психология и педагогика высшей школы”, состоящая из шести частей, включает как теоретические, так и прикладные аспекты психологии и педагогики ВШ. Наиболее продуктивным в учебно-методическом плане оказывается синтез теоретического и практического обучения. Этот метод синтеза применяется в процессе составления программы курса. Задача преподавателя состоит не только в обучении магистрантов и аспирантов готовым определениям и теоретическим формулам, но и выработке умений применять практические навыки в своей профессиональной деятельности, самостоятельно совершенствовать педагогическое мастерство. Для уточнения значения терминов, понятий, категорий, используемых в программе, а также в учебной и научной литературе, рекомендуется использовать Российскую педагогическую энциклопедию. М., 2003. Список дополнительной литературы составлен с учетом книжного фонда тверских библиотек. ^ 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ6.1. СПИСОК ТЕМАТИКИ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НА КАФЕДРЕ ПО ПРОФИЛЮ ДИСЦПЛИНЫ1.Майкова Э.Ю. Социальные факторы активизации научно-исследовательской1 деятельности студентов в высшей школе.2. Блохина М.В. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе.^ 6.2. ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ:А) ОСНОВНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (РЕКОМЕНДУЕМАЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. М., 2002.Педагогическая и возрастная психология. М., 1995.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003.^ Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРААзаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981.Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972.Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М., 1970.Воспитательная работа в вузе. М., 1996.Гаврилова Г.П. Воспитание нравственных чувств. М., 1984.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., 1978.Ильина Г.А. Педагогика. М., 1994.Кабанова-Меллер Е.Т. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации учебного процесса в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика). М., 1987.Калмыкова З.И. Психологические основы развивающегося обучения. М., 1979.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.Калошина И.П., Добровольская Н.А. Программированное обучение продуктивным приемам деятельности. М., 1984.Карлинская Л.И., Никандров Н.Д. Обучение как специально организованный процесс общения. – М., 1987.Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. М., 1980.Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко. Киев, 1979.Левин В.А. Воспитание творчества. М., 1977.Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.Лифшиц В.Я., Нечаев П.Н. Деятельность преподавателя вуза как развивающий процесс. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателя вузов. М., 1988.Лихачев Б.Г. Педагогика. М., 1993.Макаренко А.С. Воспитание в коллективе// Воспитание гражданина. М., 1988.Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения: В 2 т. М., 1978.Макаренко А.С. Методы воспитания//Соч. в 7 томах. Т. 5. М., 1958.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика. М., 1981.Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.Педагогика высшей школы// Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1977.Педагогика// Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.Педагогический поиск. М., 1989.Российская педагогическая энциклопедия. М., 2003.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.Цетлин В.С. Доступность и трудность в обучении. М., 1984.Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1994.^ В) ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И РЕФЕРАТИВНЫХ ЖУРНАЛОВ ПО ПРОФИЛЮ ДИСЦИПЛИНЫВысшее образование в России.Вопросы психологии.Педагогика.Вестник МГУ. Серия: психология.Психологический журнал.Альма Матер (Вестник высшей школы).Человек.6.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ1. Компьютерный класс.2. Видео и аудио техника.3. Комплект видео и аудио кассет и компакт-дисков.4. Сборники тестовых материалов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.