Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


С Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...2
1. «Божественная комедия» Данте – какпредвестник новой
европейской литературы …………………………………………………………5
 1.1. Жизнь и творчество Данте А. –его шествие «по кругам ада»…………. 5
 1.2. Эпическая поэма Данте –поэтическая энциклопедия средних веков…..7
2. Художественное своеобразие«божественной комедии» Данте,
как отражение жизни и смерти всредние века………………………………...13
 2.1. Политический и психологическийсмысл поэмы Данте А …………….13
 2.2. Мысли Данте – как тема дляпоколений поэтов………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24
Приложение………………………………………………………………………25
Введение
 
Средние века – период вцивилизации, который был насыщен событиями, вносившими в жизнь людей трагедий,войн, переживаний и страданий.  Возникали они по причине борьбы за власть ипередел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвиж­ная система ценностей ипредставлений, основанная на религиоз­ных заповедях и учении церкви.Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир,интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души,достижения «Царства Божия».
 Важнымихарактерологическими особенностями данного обще­ства являются также стремлениек внутреннему единству и внеш­нему обособлению, корпоративная замкнутостьсословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
 Вместе с тем, следуетотметить, что, несмотря на консерватив­ный характер общих ценностно-мировоззренческихустановок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В немпроходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы.В период средневековья происходит зарож­дение и формирование современныхнародов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков,болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образжизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числеинституты научного познания и образования, среди которых следу­ет особовыделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок дляразвития мировой цивилизации.
Данте жил в эпохуклассического средневековья. Его творчество является отражением того, что былозаложено в его сознании, которое требовало участия в событиях и жизни тогобурного времени.
Его творчество явилосьначалом появления не только новой итальянской литературы, но и  явление в новойевропейской литературе.
 Многочисленныепроизведения великого поэта Возрождения дали начало новому направлению в поэзии– эпическому изложению происходящего, внося в религиозные сцены земное начало.
Тема данной курсовойработы «С Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века (на примерехудожественного произведения).
Рассмотрение темы жизни исмерти в средние века на примере поэмы Данте А. «Божественная комедия» являетсяактуальной. В  настоящее время существует проблема недостаточного освещениятворчества Данте А. в научной  и познавательной литературе, при написанииработы был собран исследовательский материал, рассматривающий жизнь итворчество Данте А., вышедший в свет в 70-80 годах ХХ века.
Проблемы единства, любви,жизни и смерти волновали и волнуют людей в любое время, поэтому данная темаактуальна и для меня, это и определило выбор темы.
Объект исследования:творчество Данте А.
Предмет исследования:жизнь и смерть в средние века на примере «Божественной комедии» Данте.
Цель работы: рассмотретьособенности мировоззрения А. Данте, его отношение к жизни и смерти в средниевека на примере  «Божественной комедии».
В соответствии с темой ицелью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:
— используя теоретическийматериал изученных источников рассмотреть «Божественную комедию» какпоэтическую энциклопедию средних веков;
— выявить предпосылкижизни и творчества Данте для создания эпической поэмы;
— определитьхудожественное своеобразие поэмы  в отражении жизни и смерти  средние века;
— определить политическийи психологический смысл поэмы «Божественная комедия».
Теоретическим  материаломдля работы явились работы следующих авторов: статья Борисова А.С. «Политика имораль Данте». Автор рассматривает основные направления мысли Данте принаписании поэмы – ее политический и психологический смысл.
Рассматривает поэму какисточник для рассуждений о жизни и смерти в любую эпоху.
Власинец А.А. вмонографии «Средние века в поэзии Данте» исследует исторические особенностицивилизации средних веков, как последствия инквизиции, варварства ипротивостояния религии с властью, как следствие борьбы противоположностей, вкоторой принимает участие простые смертные.
 Автор анализирует«Божественную комедию» как образец взаимосвязи трех ипостасей поэмы, каксостояний души в каждом человеке.
При написании работы использована специальная литература по дисциплине «история мировыхцивилизаций». «Мировая художественная культура», «Зарубежная литература».
Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1. «Божественнаякомедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы
 
1.1. Жизнь итворчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»
ДантеАлигьери родился во Флоренции в 1265 г. Мать его рано умерла, а отец, человексреднего достатка, был занят при­умножением своего состояния и заботами о новойсемье, в ко­торой у него родились сын и две дочери.
 Школадала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией иастрономией, историей и антич­ностью. Вергилий, Овидий, Эзоп* были первымиучителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, сбогатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещеннымифакелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегови сноси­ла мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы былисторонниками папской власти, гибеллины поддержи­вали германских императоров.Вой­на горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населен­ногоискусством и знаменитого сво­ими художественными промыслами. Юного Данте равнопривлека­ли поэзия и политическая борьба.
В юностиДанте встретил пре­красную девушку по имени Беатри­че Портинари, которую онназвал Благороднейшей. «Любовь воцари­лась над душой моей, — писал Дан­те вкниге «Новая жизнь», где рас­сказывал об истории своих отноше­ний с Беатриче, —и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным анге­лом ». Воткак описывает Данте одну из этих встреч: «Эта див­ная Донна явилась мнеоблаченной в белоснежный цвет… и, проходя по улице, обратила очи в тусторону, где я стоял, весьма оробев… Она поклонилась мне столь благостно, чтомне показа­лось тогда, будто вижу я предел блаженства… И так как в пер­выйраз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такуюсладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате истал размышлять об Учти­вейшей».[1, c. 34]
Беатричевышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смертипродолжал писать ей сонеты и покло­нялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов«Новой жизни», ис­полненный рыцарского поклонения даме сердца.
Чей дух пленен, чьесердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроетсмысл его глухой, Во имя Госпожи Любви — привет им!
Смятениесердца Данте пытается заглушить политически­ми бурями, которыми изобиловаланакаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо иизбирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он бо­рется справителями, пытавшимися лишить Флоренцию неза­висимости, и отстаивает интересыродного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мяте­жу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последова­лиза ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный при­ют у разных властителей,Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «Онародной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальян­скогонарода.
В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплаташтрафа и пуб­личное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же от­вергаетэти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы идругие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы ичести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Фло­ренцию,то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Дантеувидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал занесправедливость, продажность, пороки.[2, c. 13]
Последниесемь лет своей жизни Данте провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойнозаниматься наукой и главным делом своей жизни — «Божественной комедией».
1.2. Эпическая поэмаДанте – поэтическая энциклопедия средних веков
Возрождениеновой культуры в средние века начинается в XIV столетии на этапе Треченто и характеризуется культур­нымиинновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открылипоэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчиевоздвигли прекрасные сооружения новой архи­тектуры (собор Санта Мария дель Фиорево Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Фло­ренция иБолонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).
Измногочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов,канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значи­тельнымсчитается «Божественная комедия» — эпичес­кая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище»,«Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобнотому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Дантепри­писывают роль создателя итальянского литературного языка.
Поэма не только являетсяитогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но даетграндиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры,перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественнойкомедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологииДанте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты еготворчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь ввеличавое, гармоничное художественное целое.
Наименование поэмынуждается в разъяснении. Сам Данте назвал ее просто «Комедия», употребив этослово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлосьвсякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией –всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом.Каки другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенночеткой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части(«кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира согласноучению католической церкви, — ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантиксостоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется ещё одна песнь(первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении,находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написанатрехстрочными строфами – терцинами). «Божественная комедия» имеет также иантичные источники. Обращение Данте к ним объясняется огромным интересом кантичным писателям, что является одним из главных симптомов подготовкиРенессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшеезначение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея вТартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Дантесказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но иперенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемой путеводителем Данте вовремя странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэмеДанте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этотсмелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние векапровозвестником христианства. Данте использует форму «видений» с целью наиболееполного отражения реальной земной жизни; он творит суд над человеческимипреступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имяеё исправления, чтобы заставить людей жить, как следует. Данте не уводитчеловека от действительности, а, наоборот, погружает человека в неё.
 Дантевсе время оперирует материалом, взятым из живой итальянской действительности,материалом современным и даже злободневным для первых читателей его поэмы. Занебольшим исключением Данте выводит не легендарных персонажей, а лиц, хорошоизвестных читателю.
Данте,сопровождаемый Вергилием, потом Беатриче, проходит все сферы жизни — от порокадо покаяния и чистоты.
Уже впервых терцинах поэмы возникает желание преодо­леть адский хаос жизни.
Всередине нашей жизненной дороги
попал яв мрачный, неизвестный лес,
где путьпрямой терялся в темном логе.
Какрассказать, чтоб он в словах воскрес?
Тот лесбыл диким, мощным и суровым.
Страхпамяти доселе не исчез.
Немногимгорше быть под смертным кровом,
норасскажу, как я добро нашел
средивсего, что видел в мире новом.
Дантеначинает свою поэму с надеждой прорваться сквозь хаос, грязь, пороки жизни кмиру высокому, подняться от зем­ли к небу.
Общаятональность поэмы Данте сурова. Но, как в диких скалах прорастают редкие нежныецветы, так гневный стиль и мрачный колорит дантовских терцин пронизывают стихи,прон­зительные по лиризму, В языке Данте был не архаистом, а но­ватором. Онсмело включал в свои терцины разговорный язык. Устная речь со всеми еенеправильностями была для Данте по­стоянным источником его лексики. Это давалоПушкину право назвать Данте «диким». Когда поэту не хватало слов, знако­мыхитальянскому языку XIII в., Дантетворил их сам. Поэма Данте не музей, а лаборатория алхимика. Поэт вел поиск,сла­гал литературный язык, а не консервировал его застывшие формы. Простота инаивная торжественность речи, суровость и нежность Данте были не толькопоэтической музыкой поэмы, но выражением ее смысла. Жестокость жизни и низостьпоро­ков, втягивающих человека в круги ада, не отменяют для Дан­те ни теплотычеловеческого сердца, ни сострадания.
Идеяединства, любовь — корень поэмы и в политическом, и в психологическом смысле.Во вступлении к поэме растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса,ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как зве­ри(пантеры, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Чело­века спасает опора напрежний высокий опыт общения с искусст­вом (появление Вергилия), та цепнаяреакция любви, которая во 2-й песни «Ада», благодаря форме рассказа в рассказе,создает ощущение непрерывности чувства, его непрекратимости.
Во 2-йпесни «Ада» Вергилий объясняет, почему он пришел на помощь Данте,заблудившемуся в сумрачном лесу жизни. Оказывается, Мадонна призвала Лючию,чтобы расспросить, отчего Беатриче не поможет любящему ее человеку, захлебнув­шемусяв море бед. Лючия пришла к Беатриче, которая усты­дилась своего райскогоспокойствия и сошла в ад, прося Верги­лия помочь одинокому Данте. Это цепнаяреакция любви, это руки помощи, которые тянутся одна к другой, это объятия. И вполном соответствии с этой мыслью приведена поэтическая ткань «Божественнойкомедии». Она написана терцинами. В каждом трехстишии рифмуются первая и третьястроки, а окон­чание второй переходит в рифмы следующей терцины. Это цеп­наяреакция рифм, их объятия.
При этомДанте трезво знает, что высота духа не избавляет от страдания. В 6-й песни«Ада» поэт спрашивает у Вергилия, Уменьшатся ли мучения грешников послеСтрашного Суда.
 Твоейнауки истины верны,
 сказалон. — Чем созданье совершенней,
 тембольше благо, боль ему слышны.
(ПереводВ. Г, Маранцмана)
/>Гете в разговоре с Эккерманомпредупреждал, что даже чи­тать Данте почти вредно для здоровья. «Опять разговорзавер­телся вокруг стоящего перед нами бюста Данте, вокруг его жизни и еготворений. Всех нас поражал темный их смысл, непонят­ный даже итальянцам,иноземцам же тем паче невозможно было проникнуть в глубины этого мрака.
«Вам, —вдруг ласково обратился ко мне Гете, — ваш ду­ховник должен был раз и навсегдазапретить изучение этого поэта». Далее Гете заметил, что сложная рифмовка едвали не в первую очередь способствует затрудненному пониманию Данте. Вообще жеговорил о нем с благоговением, причем меня пора­зило, что он не довольствовалсясловом «талант» и вместо тако­вого употреблял «природа», чем, видимо, хотелвыразить не­что более всеобъемлющее, пророчески-суровое, шире и глубжеохватывающее мир».
Художникидонесли до нас облик этого удивительного поэ­та, который творил мир по своимзаконам.
Лицо егосурово, как барельеф из камня. Огромное напря­жение творца живет в этом лице.На севере Италии, под Триес­том, есть скала, которую жители называют профилемДанте. Но не только суровость одушевляет это лицо.
Дантебыл крещен в баптистерии, восьмиугольном здании, посвященном Иоанну Крестителюи находящемся рядом с глав­ным собором Флоренции — Санта Мария дель Фьоре.Данте любил это здание и поэтому в одной из песен «Ада» называет баптистерией«мой прекрасный Сан Джиованни? и рассказыва­ет, как он, неловко бросившись напомощь захлебнувшемуся в воде младенцу, разбил одну из крестильных чаш. Этотжест очень характерен для Данте. Вся его жизнь была подвигом любви и спасениячеловека.
Путьчеловека к совершенству, от низости к высоте, сло­жен, и в поэме Дантепоказывает, что очищение совершается страданием и любовью.
Перваячасть «Божественной комедии» — «Ад», в котором Данте собрал все пороки, живущиев людях, и расположил их в определенной последовательности.
Ад посвоей архитектонике представляет собой конусооб­разную воронку, В верхнихкругах караются невоздержанные, которые не могут обуздать своих инстинктов,пристрастий: сла­дострастники, обжоры, скупцы и расточители, гневные. Не знаяудержу в своих желаниях, они искупают порок карой, которая связана с их грехоми противоположна тому, что приносило им удовлетворение. Слепо отдавшиеся похотипреследуются адс­кой бурей, которая гонит их, словно ветер осенние листья. Об­жорызахлебываются в слякоти под ледяным дождем. Гневных прожигает дождь из огней.[4,c. 12]
В следующих кругах аданаказания более жестоки, ибо бо­лее тяжел грех: насильники над ближним и надсобой (самоубийцы), над божеством и естеством. Еще страшнее для Данте  грехиобмана, лицемерия, раздора, и они караются ниже. Но самое дно ада — ледянойпруд Коцит вмещает предателей род­ных, родины, единомышленников иблагодетелей… Таков реестр пороков, составленный Данте:
И все жепоэма дает читателю ощущение не только ужаса, но трагизма и красоты. Ведь самагармония дантовских терцин рождает катарсис — очищение от стесненногострадания, которое дарит великое искусство. Читая сурового, по выражениюПушкина, Данте, мы не только скорбим, но прозреваем и даже просветляемся.
 Можетбыть, поэтому мотив полета пронизывает многие пес­ни «Божественной комедии».Даже в «Аду» Данте в 5-й песни вспоминает летящих журавлей и голубей,стремящихся в свое гнездо, а в 17-й песни описывает полет странного зверя Гериона,у которого лицо человека и туловище змеи. Римский поэт Вергилий, который ведетДанте по кругам ада, помогает сму­щенному новичку подняться на спину Гериона.Вот описание этого полета:
Тот, ктоне раз мне помогал словами,
вливаясилы, знал, чем я смущен,
помогподняться, поддержав плечами, и говорит:
«Ну,двигай, Герион,
спускайсявниз широкими кругами.
Пойми,что новой ношей отягчен».
Какчасто происходит с кораблями,
когда,отчалив, пятятся кормой,
такснялся зверь. Потом, сменив местами перед и хвост, свободною игрой
занялся:весь, как угорь, натянулся,
сгребая лапой воздух подсобой.

2. Художественноесвоеобразие «божественной комедии» Данте, как отражение жизни и смерти всредние века
 
2.1. Политический ипсихологический смысл поэмы Данте А.
Данте показал картиныпороков, живущих в людях  для того, чтобы противопоставить их другим картинам,которые должны создавать люди для того, чтобы была гармония для осознания, егопоэме своего рода просветительская база для всех кто живет на земле.
Художественноесвоеобразие показа жизни в трех параллелях представлено приемами представлениядля читателя символических действующих лиц и деталей, мотивов разных видоввосприятия.
 И в 26-й песни «Ада»Данте рассказывает о том, как Одис­сей с малым отрядом отважился идти, внеизведанное море за Геркулесовы столбы и начал «полет безумный средь зыбей».Одиссей наделен страстью познания, и, хотя он грешен, потому что ввел вгибельное заблуждение других людей, Данте не толь­ко осуждает героя, носочувствует ему.
Данте иВергилий видят огни, которые движутся по дну долины. В каждом из огнейсжигаются грешники, которые хитросплетениями ума побудили людей к ложным путям.В одном из них заключен Одиссей. Данте любил полет, он был дерзок. Нобесконечная жажда познания ведет человека к гибели. И в этом одно изтрагических противоречий высокого на­значения человека и его натуры.
Из всейнеоглядной шири «Божественной комедии» предла­гаем познакомиться с 5-й и 26-йпеснями «Ада».
Пятаяпеснь «Ада» открывает круг, в котором томятся «не­воздержанные». Беспощадный иточный суд Миноса отсылает каждого грешника в ту щель ада, где ему уготованонаказание. Но действие песни начинается со спора Данте и Вергилия с Миносом, иэто очень существенно для понимания позиции поэта. Минос — жестокий судья,призывающий путников ни­кому и ничему не доверять в аду. История Франчески иПаоло отвергает это предостережение и вызывает у Данте не просто сочувствие, апотрясение. Диалог поэтов с Миносом и разговор Данте с Франческой представлен вкомпозиции песни как по­люсы отношения к человеку: беспощадность и милосердие. Характерно, что римский поэт Вергилий в своем рассказе ироничен по отношению кгрешникам, а разговор с Франческой ведет полный сострадания Данте, поэт новоговремени.
Адскаябуря гонит грешников с тем неистовством, с каким они отдавались своим страстям.Но грехи плоти предстают в песне в двойном освещении: похоть и любовь.Семирамида, Дидона, Клеопатра, представленные Вергилием, наказаны за разврат ипотому не вызывают сочувствия римского поэта. Данте же с самого начала песни, сописания адской бури, полон ужаса и сострадания. Поэтические сравнения, которыепредваряют рассказ Франчески (бурное море, где ветер бьется с волнами, поющиесвою жалобу журавли, голуби с трепетом их крыльев и т.д.), создают лирическуюатмосферу и подчеркивают учас­тие поэта, его близость к тем героям и событиям,о которых идет речь.
Главным мотивом всейпесни оказывается трагический по­единок: любовь ведет к гибели, но чувствачеловека неодолимы, страсть — неизбежная потребность нежного сердца.
В 26-йпесни речь идет о тех, кто вводит людей в обман из-за несдержанности своегоума, кто был увлечен хитроумием позна­ния. Пророчество беды, которая должнапасть на Флоренцию, не обнаруживает в самом Данте сдержанности. Напротив, здесьнеистовство горечи и любви. Жители Прато, городка, покорен­ного Флоренцией,ненавидят ее и терпеливо ждут беды, как и оскорбленный ею Данте. Зачин песнистановится началом внутреннего мотива, в котором сталкиваются предписанныечеловеку традиции, каноны, ограничения и безрассудный полет его разума. Визвестной степени 26-я песнь оказывается аналогом 5-й песни «Ада», где чувствавели людей к гибели. Здесь неуем­ная жажда познания, зов разума ведут к обмануи смерти.
Песнь делится на тричасти. Сначала перед нами возникает средь мрачных уступов поэтическая картинадвижущихся ог­ней. Развернутое сравнение их со светлячками, которых отды­хающийкрестьянин с крыши своего дома видит в ночной долине, создает возвышенноенастроение. Таинственный трепет огней возбуждает интерес Данте. Он едва непадает в пропасть, поглощенный этим зрелищем.
Всущности поэт так же не привык сдерживать свою страсть к познанию, какгрешники, сгорающие в адском огне. И это ему, как и им, грозит гибелью. Почемуэтим грешникам дано такое наказание? Жажда познания заслонила сдержанность иосторожность. По Библии, страсть к познанию — грех. Неда­ром Адама и Еву Богизгнал из рая не сразу после грехопаде­ния, а лишь тогда, когда Адам пыталсядать название всем ве­щам, т.е. присвоить себе привилегию Бога.[5, c. 23]
Втораячасть песни — разговор Данте и Вергилия, объясня­ющего поэту, кто и за чтомучается в языках пламени. Особый интерес у Данте вызывает «рогатый огонь» сраздвоенными языками пламени. Это тоже символический образ. Несдержан­ность умаведет к раздвоению человека, нарушению его при­родной сути полетом фантазии.Исповедь Улисса (Одиссея) Данте слышит впрямую, без перевода Вергилия. Дантеболее всего интересует, что привело Улисса к гибели. Люди, посмевшие выйти воткрытое море, за Геркулесовы столбы, означавшие конец изведанного мира,нарушили законы, данные богами. Их поступок назван безумным, но обаяние этогогордого шага пере­дано с завораживающей образностью (весла — крылья и т.д.).Человек не может довольствоваться данными ему пределами, он жаждет познания.Вот итог песни, хотя в начале ее доблестью была провозглашена сдержанность.
Бездны, в которые ведетум, более греховны для Данте, чем прямой обман, воровство. И поэтому Улисс ивсе, кто повинен в грехе использования ума для обмана, находятся в нижнем кру­геада. Но Данте, как поэт, идущий к Возрождению и готовя­щий его, любуется смелымполетом и поэтизирует безоглядное стремление человека к познанию.
2.2. Мысли Данте – кактема для поколений поэтов
Главные мотивы«Божественной комедии» Данте являются решающим для трагических поединков, впоэме любовь ведет к гибели, но чувство человека неодолимы, страсть –неизбежна, она потребность ля нежного сердца.
Связь с этими мотивами мывидим в поэзии многих поэтов более позднего времени у А.С. Пушкина, у А. блока,у А. Ахматовой.
 У Пушкина есть этагуманистическая мысль Данте, пред­вестника Возрождения, она отзовется дальним,но отчетливым  эхом в стихотворении «На холмах Грузии.-.»:
И сердцевновь горит и любит оттого,
Что нелюбить оно не может.
Пожарсердца для Данте страшен и прекрасен, для Пушки­на — неотвратим и естествен.Франческа и Паоло оказывают­ся, по Данте, невиновными. Самое страшное наказание(Каи­на) ждет их убийцу. Любовь сильнее адской кары, которая не может заставитьФранческу и Паоло отречься от своих чувств, разъединить их. Ад может мучить,заставить любящих стра­дать, но не истребит их чувства. И в этой мысли Дантеслы­шится победа гуманизма нового времени над средневековьем.
Пушкинлюбил Данте и называл его «il grand padre», план «Ада» считал гениальным.
Зорюбьют. Из рук моих
ВетхийДанте выпадает.
 Наустах начатый стих
Недочитанныйзатих — Дух далече улетает.
В 1830 г. Пушкин терцинами пишет стихотворение «В начале жизни школу помню я...», а в 1832-м в терцинахдает обоб­щенный образ Дантова ада. Это не перевод, а вариации на тему:
  И далемы пошли — и страх объял меня,
 Бесенок,под себя поджав свое копыто,
Крутилростовщика у адского огня.
Горячийкапал жир в копченое корыто,
И лопална огне печеный ростовщик.
А я:«Поведай мне, что в казни сей сокрыто?»
Вчерновиках пушкинского романа «Евгений Онегин» оста­лись эпиграфы к III и IV главам, взятые именно из 5-й песни
«Ада»:
Ma dimmi, al tempo de dolci sospiri,
A che e come concecette
Amore Che conscesre i dubbiosi dasiri?
Дословно:
Но скажимне, во время нежных вздохов, в чем и как допустила Любовь, что вы узналиопасные желания?
Как мы помним, роман орыцаре Ланчелотто и его незакон­ной, но неистребимой любви помог открытьсячувствам Фран-тески и Паоло. И у Пушкина искусство пробуждает чувства,открывает героям их внутреннюю, часто скрытую от собственных глаз природу.«Обольстительный обман» романов позволя­ет Татьяне не только присвоить «чужойвосторг, чужую грусть», но и истинно полюбить Онегина. А в VIII главе пушкинского  романа Онегин«чуть не сделался поэтом», и любовь подводит  его к границе жизни: «Идет намертвеца похожий ». Та страсть, буря чувств, которые знакомы Паоло и Франческе,эхом отра­жаются в русских героях через многие столетия, еще раз под­тверждаябессмертие поэзии Данте.
ДиалогиДанте и Беатриче в последних песнях «Чистили­ща» заметно отразились всодержании VIII главы пушкинского романа. Рассмотримсодержание этих песен «Чистилища».
Эта песньвеличава и драматична одновременно. Торжест­венно размышление о семисветильниках, которые, как звезды в первом небе и Большая Медведица в нижнемсводе, направ­ляют людей к их призванию и приюту, открывают цепь собы­тий,важнейших для поэмы. Здесь Данте расстается с Вергили­ем, трижды в горечиповторяя имя «нежнейшего отца», здесь он встречает Беатриче, явление которойсопоставлено с восхо­дом солнца. И в этом параллелизме природного ичеловеческого открывается свойство гармонии: не бить в глаза, не ослеплять, нозавораживать. Как солнце на восходе одето туманами  и не слепит, так «живойогонь» платья Беатриче прикрыт бе­лым покрывалом, зеленым плащом. Хор ангелов воблаках цве­тов делает эту картину столь притягательной по колориту, что о ней,вероятно, вспомнил Пушкин, дав в черновиках «Евге­ния Онегина» мужу Татьянытакую фразу:
И мнеявляется всегда
В сияньеангела лучистом.
Этосходство Беатриче с Татьяной возникает, как мы уви­дим, не случайно. Оноподдержано многими стилистическими параллелями в речи Беатриче и последнеммонологе Татьяны. Беатриче, плача, «заклинала» Вергилия — Татьяну «слезам!заклинаний молила мать»; Беатриче в своей исповеди Данте постоянно повторяетвопрос «Зачем?». Эти же вопросы сгуща­ются в монологе Татьяны: «от робкоговопроса в письме: «За­чем вы посетили нас?» до грозного обвинения в финале:«Зачем! у вас я на примете?» Это вопросы упрека. Но Данте не был для Пушкинаподстрочником, скорее вдохновителем. Та сложная душевная коллизия, котораявозникает в «Онегине», не раз побуждала Пушкина вспоминать «Божественнуюкомедию». Но здесь, в 30-й и 31-й песнях «Чистилища», опыт Данте оказалсявнутренне необходим. Родственна сама ситуация: обида жен­щины, любовь которойбыла отвергнута, разумеется, по раз­ным причинам в итальянской поэме и врусском романе. Боль, негодование как в Беатриче, так и в Татьяне не дают имвозможности увидеть в любимом человеке произошедшие в нем перемены. Однако иДанте, и Пушкин не согласны со своими героинями. Их несправедливость и дажежестокость («боевые» сравнения вторгаются в текст этих песен поэмы) очевидны ав­торам.И Беатриче, несмотря на ее божественное возвышение, остается в поэме страдающейи оскорбленной женщиной.
УпрекиБеатриче продолжаются и приводят Данте в заме­шательство, заставляя его рыдать.Но падает в обморок он тог­да, когда увидел дивное преображение Беатриче,высоту ее но­вой красоты. При всем различии ситуаций, душевного мира героев всеэто поразительно напоминает состояние Онегина, «его больной, угасший взор,молящий вид, немой укор». Правда, укоры Данте, слышные читателю и неведомыеушам Беатриче, резче, как, впрочем, и обвинения Беатриче. Однако в том, чтоговорит Татьяна, слышно эхо речей Беатриче:
 Зачем увас я на примете?
Непотому ль, что в высшем свете
 Теперьявляться я должна,
 Что ябогата и знатна.
Беатричетакже говорит о «соблазнительной чести» «выиг­рышей», «скидок», обещанныхложными кумирами. Эту мер­кантильную лексику, употребленную Данте, я постаралсясо­хранить в переводе. Как Татьяна сожалеет о времени, когда она «лучше,кажется, была», так Беатриче огорчена тем, что прекрасное тело, в котором онабыла заключена, не дало Данте той высшей радости, которой не могут дать природаи искусст­во. Вряд ли это система ценностей, присущих христианству. Античный,языческий характер этого рассуждения приближа­ет Беатриче к Франческе даРимини, которая в 5-й песни «Ада» почти в тех же выражениях говорит о своейземной красоте, которой она теперь лишена.
Языческийхарактер образов поэмы сказывается и в том, что символическим воплощениемХриста, как утверждают ком­ментаторы, оказывается грифон, «двоякий зверь»,сочетающий черты льва и птицы. Данте потрясен тем, что эта двойствен­ностьпоочередно отражается в глазах Беатриче. Может быть, в этом ее колебание междуземным и небесным, между Христом-человеком и Христом-богом? На этот вопроскомментаторы, к сожалению, не отвечают. Увидеть глаза Беатриче смог лишьпреображенный Данте. Матильда, погрузившая его после обмо­рока в Лету, поручаетчетырем нимфам Земного Рая, звездам, опекающим на Небе Беатриче, подвести поэтак возлюбленной. И здесь пути пушкинского романа и дантовской поэмы расходятся.И тут и там любовь неотступна в сердцах людей («Я вас  люблю, к чемулукавить?»), но в романе она грубо пресечена, в  поэме возносится к триумфу,забыв обо всех прежних бедах.
Финал песни поэтичен ипатетичен. И Данте сомневается, что кто-либо из парнасских братьев сумел быпередать это та­инственное явление новой красоты Беатриче. Он не сумел.
Александр блок в своемстихотворении «Равенна» говорит о тени Данте, как посланце с идеями НовойЖизни.
Лишь по ночам, склонясь кдолинам,
  Ведя векам, грядущимсчет,
  Тень Данте с профилеморлиным
  О Новой Жизни мне поет.
У А. Ахматовой мы прочлипослание «Данте», видим  ее отношение к жизни. Смерти, любви через призмувидения Данте. Она восхищается смелостью поэта, воплощает свои мысли о том, чтоожидает ее или  аду или в раю. Жизнь для нее – ад, смерть – рай. Преодолениетрудностей для нее  — пример Данте:
Но босой,  в рубахе покаянной,
 Со свечой зажженной не прошел
 По своей Флоренции желанной,
 Вероломной, низкой, долгожданной...
Такими представляют жизньи смерть в средние века, Данте проходит со своими героями, принимая наравне сэпохой того времени, с теми, кто жил тогда все тяготы и страдания.
Данте прошел этот путь,чтобы доказать, что путь ведущий к Возрождению Италии проходит через познания ипоэтому он воспевает и поэтизирует стремление человека к познанию.
С конца XIV до начала XVII в. в Европе была эпоха, кото­рую принято называтьВозрождением. После религиозного засилья средневековья человек вновь, как вантичном мире, ощу­тил свою мощь, свои возможности. Страсти, мысли, физичес­каякрасота человека стали для художников предметом изучения и поклонения.Историческое содержание этой эпохи отчет­ливее всего выразил Ф. Энгельс в«Диалектике природы»: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых изразвалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир —греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья;в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблес­комклассической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. ВИталии, Франции, Германии возникла новая, первая, современная литература. Англияи Испания пере­жили вскоре вслед за этим свою классическую литературнуюэпоху… Духовная литература церкви была сломлена… Это был величайшийпрогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха,которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти ихарактеру, по многосторонности и учености».

Заключение
В данной курсовой работерассматривалась проблема жизни и смерти в средние века на примере «Божественнойкомедии» А. Данте. Передо мной стояла цель работы – рассмотреть особенностимировоззрения А. Данте, его отношение к жизни и смерти в средние века и как емуудалось отобразить в  поэме.
В соответствии споставленными задачами была изучена специальная литература, учебники имонографии в которых рассматривается творчество Данте и события, происходящие вЕвропе в средние века. Выявлены предпосылки жизни и творчества А. Данте длясоздания эпического произведения такого масштаба, которое явилось новым этапомв литературе Европы.
Смерть представлена какпуть для очищения от грехов, очищение совершается страданиями и любовью.
Чтобы пройти все кругиада, необходима вера и любовь. Данте исследует причины смерти и убеждается втом, что главное из них – нарушении законов, данных богами. Поступки,совершаемые людьми, порождены разными мотивами, и от них зависит судьба послежизни.
Для того чтобы усилитькартины страданий и преодолений Данте использует символические образы,помогающие понять происходящее.
В своей работе ярассмотрела роль Данте в творчестве других поэтов, которые оставили бессмертныепроизведения.
Мотивы Данте, его мысли явижу у Пушкина, Блока, Ахматовой, Гете. Языческий характер образов«Божественной поэмы» — символичен. Данте вводит двойственность – Христос –человек и Христос – бог, чтобы понять, кто опекает героиню, на земле и внебесах.
При помощи таких приемовпоэт дает возможность понять суть жизни и смерти в средние века.

Список используемой литературы
 
1.  Буркхардт Я. Культура Италии в эпохуВозрождения. М., 1996.
2.  Баринов А.С. политика и моральДанте.// Литература в школе. 1991, № 4, с. 12-16
3.  Власинец А.А. Средние века в поэзииДанте А., М., 1976
4.  Гече Г. Библейские истории. М., 1988.
5.  Гоголь Н.В. О средних веках. В кн.:Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. Т. 8. М., 1952.
6.  Грановский Т.Н. Лекции по историисредневековья. М., 1986.
7.  Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985.
8.  Гуревич А.Я. Категории средневековойкультуры. М., 1987.
9.  Гуревич А.Я. Средневековый мир:культура безмолвствующего большин­ства. М, 1990.
10.  Гуревич А.Я. Жизнь и творчествовеликих носителей культуры Западной Европы ХII-XIII вв. М., 1980
11.  Жегин Л.Ф. Язык живописногопроизведения. М., 1970.
12.  Зарубежная литература средних веков.Хрестоматия. Вып. 1, 2, М., 1975.
13.  Культура и искусствозападноевропейского средневековья. М., 1981.
14.  Ле Гофф Ж. Цивилизация средневековогоЗапада. М, 1992.
15.  Нессельштраус Ц.Г. Искусство ЗападнойЕвропы в средние века. М.-Л., 1974
16.  Средневековый роман и повесть. Библиотекавсемирной литературы. М., 1974.
17.  Ястребицкая К.М. Западная Европа XI—ХШ в. Культура. Быт. Костюм. М., 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.