Воснове романа Ю. Бондарева «Игра» (1981-1984) поиск истины, жизнь и судьбысовременной русской интеллигенции. Особо остро прозвучало здесь предостережениеписателя «от самоуспокоенности и приукрашивания нашей жизни», от покорностиобстоятельствам и повсеместного человеческого равнодушия. В романе «Игра» –острое неприятие бездуховной потребительской «культуры» Запада, которая ведётсегодня фронтальное наступление на нашу жизнь. Остро современное звучаниеромана «Игра» именно в этом – в призыве к очищению нашего общества отпотребительской скверны. Роман «Игра» – о том, сколь опасна атмосферапотребительства для самого таланта, если он поддаётся ей, как раздваивает,искажает она душу даже такого крупного художника, каким представлен в романекинорежиссёр Крымов. И в этом отношении роман «Игра», увидевший свет 20 летназад, был провидческим: художник предвидел, каким тяжёлым последствием дляискусства, литературы, нравственности обернётся уже тогда начинавшаяся атакапотребительства на нашу жизнь.
Главныйгерой, кинорежиссер Крымов – преуспевающий человек, реализовавший свойтворческий потенциал, не знающий материальных проблем, абсолютно свободный ввозможностях, — тем не менее переосмысливает жизненные ценности, приходит кощущению собственной вины за происходящее в мире. Кинорежиссер ВячеславАндреевич Крымов духовно сближается с молодой киноактрисой, обладавшей редкойкрасотой и целомудренностью, Ириной Скворцовой. Когда девушка погибает (так ине установлено — самоубийство это или несчастный случай), вокруг Крымовавозникают сплетни. Шепчутся о том, что он был в любовной связи с Ириной и довелее до самоубийства. В результате жена его испытывает потрясение, ей кажется,что она потеряла любовь мужа. А сам Вячеслав Андреевич чувствует свою винуперед близкими, Ириной, жизнью. Этот случай заставляет его переосмыслитьценности, проникнуть в «тайну жизни и тайну смерти, которая объясняет нашипоступки».
Мысталкиваемся с Крымовым в романе в тот кризисный для него момент, когда онначинает осознавать, что многое утратил от юности военных лет, а жизнь свою вискусстве, как оказалось, в конечном счёте прожил ради успеха. Иными словами,ради самого себя. Потребовалась трагедия – гибель любимого им человека, чтобы вдуше Крымова появилась потребность в прорыве из лжесферы своего узкого личногосуществования к тем высшим ценностям, к которым он призывает людей.
Крымовпризнаётся самому себе, что из-за «интеллигентского бессилия передобстоятельствами» он изверился в людях и изменил себе. На какой-то момент емупоказалось, что «подвижники и правдолюбцы устали. Справедливцы притомились инадоели». Но в минуты прозрения в сознании его возникает образ, к которому мысльгероя возвращается снова и снова. Это протопоп Аввакум как далёкий примернеуступчивой верности самому себе, своим принципам и убеждениям. Такимпротопопом Аввакумом нашей литературы и является сам Юрий Бондарев,неукоснительно хранящий верность жизненным принципам и идеалам, выдержавшимиспытание Великой Отечественной войной.
Понять,чем же на самом деле терзается герой романа Бондарева «Игра»,известный, да что там, знаменитый кинорежиссёр Крымов трудно. Казалось бы, всёу него, как говорят сейчас, «в шоколаде», даже слишком – доприторности. Крымов возвращается из Франции, утомлённый успехом, хвалебнымирецензиями – его фильм получил какую-то очередную премию («с раздражениемначал читать одну хвалебную рецензию на свой фильм»). Париж ему настолько надоел,что он возвращается на два дня раньше положенного срока – домой, смыть с себяискусственно-парфюмерный запах заграничного мыла. Бондарев смакует значимостьфигуры героя, описывает подобострастие подчинённых. Знаменитый американскийрежиссёр почитает за честь общение с ним и яростно требует через третьих лицвстречи в Москве. Крымов нехотя, лениво соглашается.
Всемье у него тоже всё превосходно – жену свою любит, как и в молодости, добезумия, и это по-прежнему взаимно. Дети выросли умными, образованными, – онивнимательны к отцу, преданны. Так что же мутит его душу? Отчего он, в конце концов,погибает? Непонятно, и почему жизнелюбивая актриса Ирина вдруг кончает жизньсамоубийством? От безответной любви к «светилу»? Хотя, режиссёр тожевроде бы не виноват – он души не чаял в актрисе, предложив ей главную роль,много с ней общался. Но как образцовый семьянин не переступал границ. Однаколюди всё вывернули по-своему. Ирина, ранимая душа, стала жертвой подозрений.
Совестьего чиста по отношению к Ирине, ведь он любит свою жену. Так почему же онстрадает? Неужто оттого, что из-за возникших неурядиц, связанных ссамоубийством актрисы, ему запретят снимать? Проблематика романа неясна, как иневнятен сам герой, приученный испытывать вслед за русскими классиками«вселенскую печаль». Но при этом он не замечает никого вокруг,сконцентрирован на себе и своих ощущениях.
Своимидеалом Крымов считает протопопа Аввакума. Он часто обращается к нему в своихмыслях и даже совершает паломничество в Пустозёрск (деталь – его тудадоставляют на вертолёте, чтобы сиятельная персона могла лицезреть место казнимятежного старца). Однако Аввакум погиб во имя своих убеждений, оставшись имверен; в чём же идеи и убеждения Крымова, понять невозможно. Все его мысливторичны, банальны. Мы не узнаем о том, чему посвящены его фильмы, что егопо-настоящему волнует, кроме абстрактных тревог за человечество. Мы не увидимего в творческом процессе – всё вокруг да около.
Бондаревзадумал написать портрет выдающегося таланта, но не заметил, как мелок егогерой. Своей манерностью он очень похож на доктора Живаго. Крымов столь жевысокомерен. Бондарев с удовольствием рисует его барское отношение к директорукартины Молочкову. Писатель подчёркивает деревенское, плебейское происхождениеМолочкова, которое, должно быть, породило в нём рабское поведение. Крымоввсячески подавляет в себе раздражение и презрение к Молочкову. Но что егозаставляет терпеть прислужничающего Молочкова подле себя? Опять сплошныемноготочия.
Опроисхождении самого главного героя не говорится, но тут можно догадываться.Правда, в любом случае трудно себе представить, чтобы люди, пусть даже самыеинтеллигентные, изъяснялись бы столь велеречиво. А может, он от собственнойпустоты мучается, от интеллектуальной бесплодности? Ничто в жизни его неинтересует, кроме собственных треволнений. Вся его личность«расфокусирована». Может, потому и роман называется «Игра»,что он не живёт настоящей жизнью, а играет роль интеллигентного человека,«великого режиссера»?
Наверное,роман Бондарева больше понятен людям его поколения. Однако в нем есть глубокаямысль, к которой пришел Крымов и которой мне хочется закончить сочинение. Онаподходит ко всем упомянутым здесь героям: «Страх перед смертью исчезает,когда будет найден и осознан смысл жизни». Напряженно ищут писатели ответына самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? почему так многозла и жестокости? в чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам ихнравственного мира, мы становимся лучше и мудрее… Неувядающая современностьромана Юрия Бондарева именно в этом: в постоянном напоминании людям, что они несмогут счастливо жить без Бога в душе, только ради личного успеха, преуспеванияи Маммоны.
Рекомендательныйсписок литературы к роману Ю. Бондарева «Игра»
1. БондаревЮ. Записки по поводу….(Размышления русского писателя Ю. Бондарева о современномразвитии литературного процесса) // Молодая гвардия. – 1992. — №10. – С.3-35
2. БондаревЮ. Игра; Искушение: Романы. – М.: ИТРК, 2003. – 656с.
3. Буднии эпос войны (Заметки о прозе Ю. Бондарева) // В кн.: Леонов Б. Духовныйарсенал народа. – М., 1982. – С.122-137
4. БузникВ.В. Память войны (Из писем читателей к Ю.В. Бондареву) // Русская литература.– 1995. – №3. – С.96
5. ВахитоваТ.М. О творчестве Юрия Бондарева // Литература в школе. – 2005. — №6. – С.2
6. ГорбуноваЕ. Проблема выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю.Бондарева / Е. Горбунова// Октябрь. — 1988. — № 5. — С. 180-188.
7. ГорбуноваЕ.Н. Юрий Бондарев: очерк творчества / Е.Н. Горбунова. — М.: Советская Россия,1989. — 430 с.
8. ЕршовЛ. Судьба и право на выбор: (О романах Ю. Бондарева) // Ради жизни на земле. –Л.: Худож. Лит., 1986. – С.30-56
9. ЕршовЛ. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. — №3. – С.189-198
10. ИдашкинЮ.В. Грани таланта: о творчестве Ю. Бондарева / Ю.В. Идашкин. — М., 1983. — 270с. — (Советские писатели — Герои социалистического труда)
11. КазьминаЕ.Л. Художник. Мыслитель. Гражданин / Е.Л. Казьмина // Мир образования — образование в мире. — 2006. — № 4 (24). — С. 180-190.
12. ЛанщиковА.В. Еще раз о романе Ю.Бондарева «Игра» // В кн.: Ланщиков А.П. Ищусобеседника: О прозе 70-80-х годов. – М., 1988. – С.347 с.
13. НоводворскаяВ. Проигранный мир: [о творчестве писателя Юрия Бондарева] / В. Новодворская //Новое время. — 2009. — № 9 (105). — С. 64.
14. ПавловскийА. Художник и мир: (О романе Ю.Бондарева «Игра»). — // Звезда. – 1985. — № 12.– С.189.
15. ПолозоваТ.Д. В чем искать духовную силу? / Т.Д. Полозова // Мир образования — образованиев мире. — 2006. — № 4 (24). — С. 199-213.
16. СеменовВ. Любовь и пророчества Юрия Бондарева // Красная звезда. – 1995. – 5 мая. –С.4
17. ТитовК. Юрию Васильевичу Бондареву 85 лет // У книжной полки: журнал для библиотек.- 2009. — № 2. — С. 88.
18. УрновД.М. Доигравшийся герой // Урнов Д.М. Пристрастия и принципы: Спор олитературе. – М., 1991. – С.278-284 83.3Р7
19. УтихинН. Цена выбора: о социально-философских романах Ю. Бондарева // Север. – 1985.- №9. – С.105
20. ФедьН. Трагическая судьба интеллигенции в России // Молодая гвардия. – 1991. — № 4.
21. ФедьН.М. Художественные открытия Бондарева / Н. М. Федь. — М.: Современник, 1988. — 462 с.
22. ФедьН.М. Художественные открытия Бондарева. – М.: Современник, 1988. – 464 с.
23. ШестинскийО. Небесное и земное / О.Шестинский // Слово. — 2005. — № 3. — С. 42-47.