Оглавление
Введение
История текста«Счастливой Москвы»
Мотивнаяструктура пролога и его функции в романе
Заключение
Список литературы
Введение
Предметомданного курсового исследования послужил роман Андрея Платонова «СчастливаяМосква». Роман с момента публикации вызвал огромный читательский интерес. Несмотряна множество научных публикаций о романе, нет специальных работ о роли прологав художественной структуре данного произведения, что делает наше исследованиеактуальным.
Существуетпроблема полноты и точности текстов Андрея Платонова, это касается какопубликованных, так и неопубликованных при жизни автора произведений. Жесткая идеологическаяцензура приводила к купюрам и к значительной трансформации текстов при ихпубликациях в советский период. Большое количество произведений было написаноавтором «в стол». Неопубликованные произведения имеют у Платонова, как правило,несколько вариантов. Только начальный фрагмент романа «Счастливая Москва» известенв четырех версиях. Роман «Счастливая Москва» остается во многом загадкой дляисследователей. Рукопись «не имеет характерной для Платонова записи «конец» напоследней странице».[1] «Записныекнижки» дают два возможных варианта финала романа, первый – самоуничтожение одногоиз героев Семена Сарториуса, второй – встреча слепого Сарториуса и «многодетнойи непобедимой» Москвы Честновой[2].
Текстологическойбазой для данного исследования послужила научая публикация текста романа подредакцией Н.В. Корниенко. В публикации представлены все варианты авторскоготекста, что позволяет проследить динамику изменения начального замыслаписателя.
Внашей работе будет применен мотивный анализ поэтической структуры романа, входе которого мы попытаемся определить значение пролога «Счастливой Москвы» вразвитии сюжета, эволюции героев, повествовательной стратегии автора.
Нашакурсовая работа, посвященная изучению экспозиционного фрагмента романа и егороли в художественной структуре произведения, состоит из Введения,исследовательской части, Заключения и Списка литературы, включающего 31источник.
Историятекста «Счастливой Москвы»
К20-му веку самым значительным открытием в истории платоноведения сталнезаконченный роман «Счастливая Москва». Он относится к так называемой«возвращенной литературе». Роман был впервые опубликован в журнале «Новый мир»в сентябре 1991 года исследовательницей Натальей Васильевной Корниенко, котораявосстановила его по рукописи из домашнего архива писателя. Роман был написанкарандашом на плохой бумаге, и работа над ним не была завершена: в рукописимного авторских вариантов предложений.[3] Частьэтих поправок была выверена в сохранившейся машинописи первых пяти глав. Послеосновного текста романа помещены четыре варианта его начала. Варианты некоторыхэпизодов. Через несколько лет этому роману была посвящена. Третья международнаяконференция по проблемам творчества Платонова в ИМЛИ РАН. Об уникальностипроизведения, его художественной сложности говорит уже тот факт, что изпятидесяти докладов, сделанных на этом съезде, ни один не повторил другой ни потеме, ни по выводам, а итоги конференции вылились в третий выпуск «Страныфилософов» Андрея Платонова.
Данныйроман создавался в тяжелейшее для писателя время, когда на него обрушивалась нетолько критика, но и сам Сталин[4]. Всоздавшейся ситуации с клеймом «кулацкого агента» и «классового врага»,Платонову было невозможно печататься, хотя он рассчитывал на публикацию своихпроизведений. На самом деле, даже при условии, что печатали Платонова мало,30-е годы были для автора плодотворными. О времени написания романа имеютсялишь опосредованные сведения: записные книжки Платонова, ответы на различныеопросы писательских организаций. Из записных книжек можно узнать, что работанад романом продолжалась в течение 1932-1936 годов. Предположительно, первыешесть глав были написаны в 1933 году, далее работа над романом прерывается.Издание романа отодвигается до конца 1934 года, но писатель не завершает работуи роман не издается.[5] Втораяглава романа публикуется отдельным произведением с названием «Любовь кдальнему», а дальнейшая работа над романом откладывается в связи с поездкойПлатонова в Туркмению. Также записные книжки писателя свидетельствуют озавершении работы над романом в 1936 году. Но в то же время Платонов оставилсвидетельства того, что работа над романом не закончена.
Работанад «Счастливой Москвой» отразилась и на созданных в то же время рассказах: вних обнаруживается много сюжетных параллелей и схожих мотивов. Из этого можносделать вывод о значимости романа для писателя и важной роли, которую сыграла«Счастливая Москва» в творчестве писателя. Во второй половине 1936 года следыромана окончательно теряются. Вместо издания романа свет увидит сборник рассказов«Река Потудань».
В1937-м году Платонов начинает работать над романом «Путешествие из Ленинграда вМоскву». По замыслу писателя роман «Счастливая Москва» должен был стать егочастью. После ленинградской командировки Платонов просит у союза писателей выделитьему средства на завершение романа, публикация которого должна была состояться в1938-м году, чего так и не случилось. Имеются свидетельства, что работа над«Путешествием…» длилась до 1941 года, но с началом войны семья Платоновыхэвакуируется в Уфу, и рукопись пропадает. Её судьба неизвестна до сих пор. Норанняя редакция рукописи романа «Счастливая Москва» была найдена и опубликованакак самостоятельное произведение.
Данныйроман переведен на многие европейские языки, в том числе и английский, польский,шведский, финский.
Сразуже после издания роман привлек внимание колоссального числа как отечественныхисследователей, так и зарубежных. Среди них, такие как Н. В. Корниенко,польский исследователь и переводчик Хенрик Хлыстовски, финская исследовательницаХелен Костов, Елена Толстая-Сигал, немецкий литературовед Ханс Гюнтер, МарияДмитровская, американский славист Эрик Найман и другие. И сразу возникли спорыпо всем позициям романа: система персонажей, образ Москвы Честновой, мотивнаяструктура, жанровая природа, сюжетно-композиционная организация и т.д. Одной изпричин такой реакции стал сложный язык романа и его фрагментарность. Нофрагментарность «Счастливой Москвы»: открытая композиция, сюжетная аморфность,наличие разных вариантов текста и т.д. – характерны и для завершенных, но так ине опубликованных при жизни автора произведений, как, например, «Чевенгур» или«Котлован».
Мотивнаяструктура пролога и его функции в романе
Такаяспешка, такие темпы, такое движение строительства, радости, что человек мчитсяпо коридору своей жизни, ничего не осознавая, живя в полпамяти, трогая работу,не свершая её, отмахиваясь от людей, от ума – и мчится, мчится, мчится,пропадая где-то пропадом, бесполезный, счастливый, удивительный. (АндрейПлатонов. Деревянное растение.)[6]
АндрейПлатонов не просто писатель, а писатель-философ. Вот, что о нем пишет впредисловии к своему переводу на польский язык романа «Счастливая Москва»Хенрик Хлыстовски: «Платонов был свидетелем и пророком рая, который превратилсяв ад, был святым и мучеником системы, которую в молодости признал засобственную, а позднее должен был с ней тяжко бороться — и в собственном сознаниии в повседневной жизни».[7] Вхудожественном мире Платонова повышена семантическая значимость начальногофрагмента – об этом пишут и Елена Толстая-Сигал и Наталья Васильевна Корниенко.Долгая работа над экспозицией и 4 варианта в рукописи говорят о серьёзности и значимостикаждой лексемы, образа и мотива в рассматриваемом фрагменте.
Толстая-Сигалсчитает, что без подробного изучения низших уровней текста невозможно правильноосветить проблему литературного генезиса Платонова и его места в типологиисовременной ему русской прозы, и опирается на концепцию «Тесноты стихотворногоряда» Юрия Тынянова. Для прозы Платонова характерна неоднородная организация,тем более что начинал Платонов как поэт (сб. стихов «Голубая глубина»)
Е.Толстая-Сигал говорит о, так называемых, «стратегических» кусках платоновскоготекста, в которых степень организации выше, чем вокруг них в тексте. Внутритакого ограниченного по объему фрагмента создается энергетическое напряжение,сообщающее теме «увертюры»[8] энергиюсюжетного повествования, повышает вес и значимость каждого слова. Слово натаком отрезке текста понимается как комплекс смыслов. На таком маленьком кускеможно выяснить модальность текста, поэтическую глубину, отношение автора,выявить основные проблемы и сюжетные линии произведения. Корниенко обэкспозиции романа «Чевенгур» пишет, что это смысловой шифр всего романа.
Экспозицияромана «Счастливая Москва» ещё не стала предметом специального анализа. Рассматриваемыйфрагмент текста занимает менее 1%, а если быть конкретнее 0,3% от всего объемаромана. Но при таком незначительном размере его временные рамки больше времениромана. Вопрос о времени имеет огромное значение для писателя, ведь в центреего внимания «важнейшие вопросы человеческого существования»[9]Платонов осознает время как разрушитель по отношению к человеку, и идеяпреодоления времени, смены эпох становится очень важной. В нашем случае этосмена дореволюционной эпохи на революцию и эпоху строительствасоциалистического мира с центром в Москве. Художественный поиск осуществляетсяв разных произведениях по-разному, и тогда категория детства становится однойиз важнейших для воплощения художественного понимания времени автором.
Какутверждает Лариса Червякова, традиционно образ ребенка или детства принятосвязывать с идеей будущего. Но здесь же она говорит о ещё одной идее, связаннойс появлением героя-ребенка, – это идея целостности времени. Таким образом,героиня символически воплощает целостность жизненного процесса и объединяетсобой прошлое, настоящее и будущее. Важен тот факт, что повествованиеначинается с раннего детства и то, что именно ребенок в платоновском пониманииспособен постичь «сокровенную тактику» жизни, её глубинное содержание. Ребенок,таким образом, не осознает, но понимает главное. Смерть осознается ребенком,как разрушение единства мира.
Вэкспозиции героиня представлена:
Ребенком:Маленькая девочка увидела его (человека с факелом)[10]из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[11];
молодойженщиной: молодая женщина сразу меняла свою жизнь[12]и «до поздних лет»[13]
Еслив романе главная героиня последний раз появляется в сюжете в 12 главе в подвалеКомягина, где «Москва спала с отчуждением, повернувшись к стене своимпрекрасным лицом»[14], где ей20 с небольшим лет, то в экспозиции говорится о жизни Москвы Честновой «допоздних лет»[15]. Вотрывке текста, занимающем по размеру меньше страницы, заключена жизнь главнойгероини, не раскрытая в сюжетном действии, занимающем примерно четыре года изжизни молодой Москвы, которые приходятся на строительство МосковскогоМетрополитена. Начало развитию метростроения в СССР было положено решениемпленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 «О строительстве Московского метрополитена»[16].В романе героиня физически не выходит за пределы молодости, хотя за четырегода, освещенных в повествовании, она прошла огромный путь: через поиски иразочарования, романы со многими героями, инвалидность (она потеряла ногу), путьот юной красивой девушки до Бабы-Яги в подвале Комягина, где она буквально скостяной ногой. Исследователь Бердяев в концепции выхода к истинному времени вего религиозном содержании говорит о преодолении разорванности земного временина прошлое, настоящее и будущее[17]. И эта разорванностьзаключает в себе злое и порочное начало, так как будущее всегда уничтожаетпрошлое, хотя в ранних работах Платонов и видел в этом смысл, ощущал радостьсоциалистической революции в окончании прошлого. Дети же в платоновском миреолицетворяют вечное начало, способное постичь мир во вневременных рамках.
Такимобразом, в экспозиции героиня представлена ребенком, юной девушкой и «до позднихлет». Исходя из вышесказанного, можно сделать первый вывод: помимо функцийпролога экспозиция включает в себя также и элементы эпилога, выходящего зарамки художественного прошлого и настоящего в будущее. В этом плане его функциисхожи с функциями пролога «Чевенгура», где также экспозиционное время ипространство выходит за рамки основного романа. Такое расширение хронотопаэкспозиции и уплотнение повествования от пролога к эпилогу свойственноПлатонову и делает каждое слово и каждый образ художественно значимыми.
ТемаМосквы, заявленная в названии романа, у Платонова во многом носит личныйхарактер. С 1926 года судьба и творчество Платонова связаны с этим городам, и,начиная с повести «Эфирный тракт», Москва появляется практически во всех егопроизведениях. Именно в этот период вокруг Москвы начинает концентрироватьсяинтерес творческих сил, так как она стала новым центром русской жизни и русскойлитературы, главным городом страны Советов, строительства социализма.
«Можноговорить о некоторых волнах движения к имени Москвы в литературе 1920 – 1930-хгодов: от отрицания Москвы как центра Святой Руси до возвращения к её имени насамых разных путях».[18]
Вназвании романа задана тема счастья. Название «Счастливая Москва» можнопонимать двояко, ведь Москва – это и имя главной героини и древний город,ставший социалистической столицей мира, в котором происходят главные событияповествования. В центре романа женский образ, который автор, используя древнююмифологему женщина-город (город-мать) накладывает на образ социалистическогогорода-столицы. Символика имени героини многослойная. Женщина – городвоплощается в мотиве очеловечивания мира, мечте автора о доме-саде,символизирующим мир и гармонию, становится символом веры. Но уже в первом жепредложении тема счастья опровергается. Платонов пишет в своих статьях о том, «какнепохожа жизнь на литературу: скука, отчаяние»[19].
Ипервым мотивом романа становится мотив скуки. Для рассмотрения мотива скуки мывзяли определения нескольких авторитетных источников. Словарь Ожеговахарактеризует скуку как тягостное чувство, от костного, праздного,недеятельного состояния души».[20] Вданном определении мы обращаем внимание на наличие бездействия души в пониманиискуки, что созвучно мотиву романа. Скучать или жить в скуке может также означатьтомиться праздностью, бездельем, положением отсутствием интереса к окружающемумиру[21] Скучнымхарактеризуется, с одной стороны, ночь: Темный человек с горящим факелом бежалпо улице в скучную ночь поздней осени[22], а сдругой стороны скука рассматривается как психологическое состояние героини-девочки:Маленькая девочка увидела его из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[23].Скучным характеризуется как внешний, так и внутренний мир, как город,дореволюционное время, настроение, в общем, так и жизнь ребенка, героини, еёмир и конкретно ночь, сон. Мотив скуки приобретает значение бытийной утраты иразлуки, связывается с ощущением нарушения единства жизни и её целостности,ощущением собственной из неё исключенности, которое будет преследовать МосквуЧестнову на протяжении всей жизни.
Вначале романа показаны исторические события октября 1917 года, но их географическогозакрепления нет, то есть мы не знаем точно, о каком городе идет речь. Мотивскуки в экспозиции закреплен в историческом времени за прошлым, что свойственноПлатонову, который и ранее в творчестве закреплял за прошлым такие устойчивыехарактеристики как рабство и сиротство.[24] Повествовательхарактеризует исторический мир дореволюционной России как мрачный и скучный. Закрепленныйза прошлым, мотив скуки в основном действии сопровождает каждого из главных героеви в историческом настоящем, где строится социализм. Ни один из героев романа впоисках счастья и смысла жизни не обретет ни одного, ни другого. У главныхгероев разные характеры и судьбы, но к концу повествования все герои приходят кразочарованию, мукам сомнений, томятся в скуке. Москва Честнова, не обретя нисемейного, ни душевного счастья покидает страницы повествования в разгар своеймолодости, примерно в 24 года, но уже не Москвой Ивановной, а просто Мусей,женой вневойсковика Комягина, единственного героя романа, олицетворяющего собойпрошлое, дореволюционное время. То есть в новой социалистической Москве героиняне нашла своего места. Вневойсковик Комягин же, как изначально мертвый геройстарого времени, скучающий на протяжении всего романа и не ищет свое место в новойжизни, в конце романа он ищет смерть, так как он знает, что его времязакончилось вместе с событиями октября 1917 года.
Темасиротства дореволюционного мира также обозначена Платоновым в произведении.Главная героиня – сирота, воспитывалась в детском доме, откуда должна былавыйти в мир и стать частью единой большой социалистической семьи. Исследователиотмечают, что от темы большой социалистической семьи Платонов в творчествеотходит к теме малой естественной семье.[25] Уже вромане «Счастливая Москва» можно увидеть изменения в концепции продвиженияплатоновских героев «от частного к целому», наглядным примером служит одни изсамых важных героев романа, Сарториус. Но Москва же Честнова не обретает счастьяни в большой социалистической семье, даже не взирая на то, что именносоциалистической молодежи и их объединению посвящены самые радостные главыромана, ни в, так называемой, естественной семье с вневойсковиком Комягиным.
Ученый-хирургСамбикин, убежден в приближающемся социализме. Он вначале мечтал овладетьбессмертием, и пришел к выводу, что одна жизнь стоит другой, так как эликсирполучают из последних жизненных сил мертвого, и найти тайное место бессмертнойчеловеческой души в теле, не может помочь ни мальчику, который умирает в итоге,ни Москве, которой он спасает жизнь, но ампутирует ногу. В случае успеха своихопытов делит общество на два класса: те, которые живут и те, которые умирают.Его губит эмоциональная бесчувственность. Он обречен на неудачу, так как непонимает ни смысла своих поисков, ни цели. Не может он обрести и семейногосчастья с Москвой Честновой, так как понимает, что любовь к ней мешает емулюбить весь мир, что для данного героя неприемлемо. Представления всех героев вначале романа отличаются непоколебимой верой в скорый социализм. Но лишьСарториус эволюционирует в своем отношении к официальному плану строительствасоциализма. Он проходит развитие от техника, который желает невозможного, онсидел один над тою же задачей, над которой думал некогда Архимед, а позжеМенделеев. Задача ему не давалась, весы и так были хороши, однако нужны былидругие и лучшие, чтобы меньше тратить металла на их изготовление[26]до гуманистического реалиста, когда …большей любви Груняхину было не надо, стеснениеМатрены Филлиповны он понял как высшую нежность и кроткое доверие к нему[27].Сарториус – единственный герой романа, выходящий за рамки скуки. Сначала онсчастливый изобретатель, затем он разочаровывается в жизни, в науке, любовь кМоскве Честновой тоже приводит его к разочарованию, Он любил Москву такой,какая она есть, просто, не исходя ни из каких убеждений, но и он не находитсвоего счастья с этой женщиной. Он находит себя в помощи другим. Формула счастьядля него: счастье как совесть.
СначалаСарториус все знает, он пытается изобрести идеальные весы, чтобы справедливостьво всем мире восторжествовала, затем он знает, что ничего не знает, появляетсямотив слепоты: когда он идет днем и ничего не видит. В итоге Сарториуспереходит от жизни разума к жизни сердца. В финале он смотрит на свою спящуюжену и видит древнего ангела в ней. Именно ему посвящен финал романа, в которомчитатель возвращается в ночь, темноту, но уже другую, нежели в прологе. Темнотаночи становится важным мотивом повествования, именно ночью в романе происходятзначимые события с главными героями. Мотив темноты, заданный в прологе, оформляетсяв лейтмотив. Ночью, когда и сын уснули, Иван Степанович стоя над лицом МатреныФиллиповны и наблюдал[28], еёзвали куда-то в общий летний сумрак[29],Вечером в районном клубе комсомола собрались молодые ученые, инженеры…[30]Далекоеэлектрическое зарево небосклон отражал обратно на землю и самый бледный светдоходил до здешней ржаной нивы… Но была ещё поздняя ночь[31]
Вфинале Сарториус, ставший к этому времени уже Груняхиным, может видеть душой.Сатрориус станет единственным героем романа, душа которого открылась впривычном нам понимании. Герой трижды сменит имя, что символизируеткризисно-эволюционные моменты его жизни. Платонов показывает изменения,произошедшие с ним с момента знакомства с Москвой Честновой в 6 главе до 12главы их прощания и в 13 главе, где он окончательно меняет свое имя на ИванаСтепановича Грухяхина. Не нашедший счастья в изобретательстве, в новой социальнойжизни, не обретший своего семейного счастья, он понимает сокровенную природулюдей и полон сочувствия к ним.
Вфинале он «наблюдал, как она (жена) вся беспомощна, как жалобно было сжато всеее лицо в тоскливой усталости и глаза были закрыты как добрые, точно в ней,когда она лежала без сознания, покоился древний ангел. Если бы все человечестволежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера иможно было бы обмануться[32]». И вэтом мысли героя сходны с мыслями самого Платонова, который говорит о миреследующее: «Каждый человек с детства вырабатывает в себе социальную маску,чтобы гарантировать себе наибольший успех. Уже с детства человек впадает вуродство: все люди на самом деле замаскированы. Что если б человек был безмаски! Как хорошо!»[33] Сарториусстрадает, мучается, разочаровывается, но находит себя в любви к ближнему, впомощи страдающим, скучающим.
ИзначальноПлатонову была присуща другая точка зрения по поводу человека будущего,воплотившаяся в Божко, который строит социализм по плану Сталина, работает наблаго общества, берет на себя обязанности должности на добровольных началах,переписывается с другими социалистами для взаимопонимания во всем мире. Онгерой – воплощение любви к дальнему, но чувствует нехватку любви к ближнему ибоится в ней признаться. Это индивидуальные черты характеристики автора,Платонов в 20-е годы считал, что можно отказаться от любви во имя любвисоциалистической. «Что такое коммунисты? Это лучшие люди, которые умеют любитьбольше дальнего, чем ближнего»[34] ЛицоМатрены Филлиповны говорит о тоскливой усталости, возвращая нам тему скуки,введенную в эпилоге, но скука закреплена не за Сарториусом, а за Матреной. Оннашел смысл жизни в формуле «счастье-совесть».
Мотивсвета задан в первых строках романа светящимся факелом – средством борьбы человекас мраком и слепыми силами, ассоциируется с первыми днями сотворения мира,вспышка света среди непроглядной тьмы – это воплощение создания нового мира, среволюции началась подлинная история человечества. Мотив света сопровождаетэпизоды строительства социализма. Также образ света связан с образомАпокалипсиса. Появление человека с факелом символизировало пробуждение героиниото сна. Этот момент означал окончание этапа сонного дореволюционного прошлого,скучного. Вечный сон людей в дореволюционной деревенской России был, по мнениюПлатонова, близок к состоянию смерти. Важный образ, проходящий через весь роман– образ человека с горящим факелом, бежавшего в ночи к тюрьме, пока его бег не оборвалвыстрел. Этот символический образ символизирует собой стремление вырваться изпрошлого в будущее. Человек бежит с «горящим факелом», что символизирует дорогув новый социалистический мир. Человек с факелом соотносится с образом Прометея.Также можно считать его аллюзией легенды Горького о человеке, который вырвалсердце из груди, чтобы осветить людям дорогу из тьмы. Источник горящего сердца– религиозные представления средневековья. Появление человека с факелом сталотолчком пробуждения героини ото сна. Однажды виденный в детстве героиней образчеловека с факелом будет влиять на героиню на протяжении всей её жизни. Средиголода и сна, в момент любви или какой-нибудь другой молодой радости — вдругвдалеке, в глубине тела опять раздавался грустный крик мертвого, и молодаяженщина сразу меняла свою жизнь — прерывала танец, если танцевала,сосредоточенней, надежней работала, если трудилась, закрывала лицо руками, еслибыла одна. Память о нем будет влиять на отношения главной героини со всеми другимигероями романа – героями, с которыми у нее будут возникать романы. Неудивительно, что ее выбор остановится именно на вневойсковике Комягине, мертвомгерое романа, который претендует на роль «человека с факелом», павшего у тюрьмыненастной ночью революции. Он сам говорит о себе: «Я ведь и не живу, я толькозамешан в жизни, как-то такое, ввязали меня в это дело...» И именно в тотмомент, когда он открывает эту тайну Москве Честновой, она пропадает из полязрения читателя. Как не было места ни в старой ни в новой жизни человеку изпролога, так нет места в жизни и Комягину.
Человекс факелом из экспозиции является и символом жертвенного прорыва к новой жизни иодновременно жертвой революции. Платонов накладывает образ дореволюционногопрошлого (тьма ночи, скука, страдание, смерть) на новый социалистический мир:эти проблемы остались и в новой жизни. Возникает образ несостоявшейся революцийВедь человек с факелом не добежал до тюрьмы, чтобы освободить из нее других. Неможет человек решить всех проблем разумом, а в революции была установка именнона разум. Из записных книжек: «Глубоко заблуждаются те, кто пытается сделатьдуховный октябрь. Это ошибка и нищенство жизни. Духовное богатство выросло избогатства материального. И дух подчинен законам материи. Когда мы в семнадцатомгоду завоевали эту материю, то обеспечили себе возможность в будущем выраститьмощный интеллект — сознание».[35]
Поэтомув системе персонажей романа так важен Сарториус, который в финале не отрекаетсяот души и сердца. Потому что, по мнению Платонова, «свою душу испускать вдругих без остатка, — это тоже прекрасно, жизненно, закономерно.»
Концептдуши и её поиска вводится Платоновым, начиная с экспозиции. Душа понимаетсяплатоновскими героями чем-то находящимся «в глубине тела». Хирург Самбикинбудет искать её и её живительную силу в глубине тела рядом с кишками, в восьмойглаве. Самбикин вскрыл сальную оболочку живота и затем повел ножом по ходукишек, показывая, что в них есть: в них лежала сплошная колонка ещё необработанной пищи, но вскоре пища окончилась и кишки стали пустые. Самбикинмедленно миновал участок пустоты и дошел до начавшегося кала, там оностановился вовсе.
–Видишь! – Сказал Самбикин, разверзая получше пустой участок между пищей икалом. – Эта пустота в кишках всасывает в себя все человечество и движетвсемирную историю. Это душа – нюхай![36]
Атеисты,материалисты, ученые, они мучаются душой и не могут обойтись без нее. «Исчастливую, железную душу надо разоблачить, — и в ничтожестве есть душа, — мертвых нет нигде. То счастливая душа, то несчастная, то яркая, то печальная,но везде, в каждом человеке есть свой греющий очажок, иначе он, человек, непрожил бы и минуты»[37]. Такжеконцепт души выражается в романе через оппозицию души и тела, в которойпредставлена оппозиция конкретного – отвлеченного. С помощью тела человекупредставляется возможность изменить мир, постичь его, преодолеть действительность.Но у платоновских героев эта мечта не сбывается.
Рядгероев: Сатроиус – Божко – Самбикин являются олицетворением души. Они мучаютсяпоиском души, но уступают телу при появлении Москвы Честновой. Тело также имеетдвойной смысл. Это либо камень преткновения перед высшим знанием, либо способборьбы с пустотой. Если есть мучения – есть жизнь. Отсюда можно сделать выводы,почему все герои Платонова мучаются по жизни. Автор не представлял живую человеческуюсудьбу без души и мучений, причем мучения не обязательно душевные, но ителесные. Тело свою очередь тоже имеет двойной смысл, как пишет исследовательницаХ. Костова, оно может быть либо камнем преткновения перед высшим знанием, либоспособом борьбы с пустотой. Можно лишиться всего, но тело останется, хотя входе повествования Москва Честнова теряет и часть тела. В центре характеристикигероев также тело, причем все герои некрасивы и безобразны. Даже МоскваЧестнова, которая в начале романа кажется символом красоты, предстает «пухлой»,«лохматой», ей тоже надо было девать куда-то свое большое тело.[38]Душа – соучастница тела в человеческих страданиях, она оказывается не высшейсубстанцией, а вонючей пустотой в кишках, что станет развенчанием мифа омировой душе. Пустота в которой находятся герои романа, как представителимолодежи 30-х годов, либо развенчание собственных юношеских мифологемПлатонова. Платонов признает, что человеком управляет пол, а не душа, чему не разнаходит подтверждение на страницах романа в судьбах героев. Социалистическаядуша должна преодолеть убогость, на что надеется не только сам Платонов, но игерои его романа. Но Сарториус догадывается, что душа открытая Самбикиным непустота, нечто иное. Душа – стихийное начало в человеке, она есть у всех и увневойсковика Комягина, у которого «болит душа» и у Самбикина «вопль в душе».Мотив души, заданный с первых строк в романе пересекается с мотивом похоти. И,как итог, в романе увеличивается разобщенность, усугубляется одиночество.Пролетарская душа не отвечает на вопрос: Как преодолеть скуку и одиночество.
М.Михеев анализирует языковые средства представления души в романе и выделяетследующие: душа –
— внутренний двойник человека
— внутренняя стихия
— сердце, как механический двигатель
— материализация души
— самое нематериальное понятие
— душа – воздух, проходящий через легкие в сердце и обратно, что находитподкрепление в народных верованиях, не разделяющих дух и душу. Словарь Далятакже трактует душу как одну из частей тела.
— душа как сердце и кровь. В русском языке сердце связано с душей, так кАолицетворяет собой самые добрые и лучшие намерения. У Платонова же сердце –вещественное доказательство души.
— душа- пустота или пространство, которое вбирает в себя человек. Души у человеканет, но можно её получить как «добавочный продукт».
— душа- узник, который томится в заключении в теле человека. Человек всю жизньвымучивает из себя душу и покой приобретает только тогда, когда избавляется отнеё. Душа – тяжесть и бремя, которое человек должен нести на себе, чтобы непотерять чувство жизни. Душе необходим объект, на который она может тратитьсвои силы. Это может быть и конкретным объектом, а может быть и мечтой,воспоминанием, потеряв свой объект, душа теряет и себя. В романе таким объектомдля многих героев служит главная героиня. Душа – двойник человека и еёприсутствие переживается, как стеснение воли. Душа может переживатьперерождение, изначально злую душу можно излечить. Душа тесно связана с любовью,ведь любовь не только одухотворяет, но и является болезнью, разрушителем жизни.Важна и техника утраты души и готовность перемучиться за всех. Материальнуюоболочку сменить на другую. Отдать себя кому-то переродиться. Здесь можно найтипараллель с пониманием души Самбикиным. Душа умершего человека спасает жизньновому человеку, Примером такого героя будет Сарториус и его перерождение в Груняхина.«Душа Сарториуса испытывала страсть любопытства. Он стоял с сознаниемнеизбежной бедности отдельного человеческого сердца; давно удивленный зрелищемживых и разнообразных людей, он хотел жить жизнью чужой и себе не присущей».
Остростоит проблема подхода к разработке художественного пространства А. Платонова.К. Уокер, ставя вопрос об уместности интертекстуального подхода к творчествуписателя, пишет: «Платонов разработал оригинальную, крайне сложную системулитературных аллюзий, природа которой ещё не нашла адекватного ей подхода».[39]Это утверждение можно отнести не только к литературным, но и к культурным,мифологическим, политическим аллюзиям. Платоновские произведения 1930-х годов«сознательно включат в себя то, что можно назвать «множественной реальностью»,что бы произвести более многоплановую и верную картину действительности».[40]
Наиболеепопулярная, особенно у западных славистов, модель разработки платоновскоготекста на уровне микролексемы с последующим вписыванием её в художественный,философский и социальных контекст дополняемая исследованием структурыархетипов, символов, мифологем.
Подробныйанализ мотивов романа «Счастливая Москва» можно увидеть в статье С. Семеновой«Воскрешенный роман Андрея Платонова. Опыт прочтения «Счастливой Москвы». Однозначностьинтерпретации неприменима для метатекста Платонова. Однако во множествевариантов многоуровневого подхода можно выделить постоянный элемент — обязательную соотнесенность с социально-политической действительностьюсоциализма.
Можнотакже сделать некоторые выводы о фрагментарности и незавершенности романа, исходяиз ключевой роли экспозиции в сюжетно-композиционной организации текста уПлатонова. Вместо факела (свет внешний) в прологе романа в эпилоге появляетсявнутренний свет. Сатрориус прозревает сердцем и понимает, что жить нужно недальним, а ближним. «Не только чужой душой, но и свою душу, хотя иприобретенную из вне, «воровством», — свою душу испускать в других без остатка,- это тоже прекрасно, жизненно, закономерно, — столь же, сколь и первое». Еслиу романа нет фиксированного финала, и большинством исследователей онрассматривается как первая часть утраченной рукописи романа «Путешествие изЛенинграда в Москву», то нельзя отрицать факт наличия эстетического конца«Счастливой Москвы». Изменение внешних по отношению к человекусоциально-экономических обстоятельств не привело к творению принципиальнонового – совершенного – мира, но Сарториус принимает этот мир, как он есть инаходит свое страдательно-сердечное место в нем.
Незавершены сюжетные линии героев, но ставка делается на героя, который живет нетолько разумом, но и сердцем. Человек с факелом – это продолжение трагедии и вновом мире. Вечное счастье не состоялось, «горе человека великого времени втом, что пролетариат завоевал власть (частично, смешанно, но едко, отравленодля оригинальной, удивительной формации буржазно-аппартаной демократии. Онувидел в революции чистый свет мира, превращенный в бред. И человек – в бреду»[41],но человек продолжает искать и надеяться. Человек с факелом сопровождает линиивсех героев, но важен не внешний огонь, а человек с горящим сердцем, живущий впомощь другим. Это ещё раз доказывает исключительную важность Сарториуса, какгероя романа. Исследовательница Наира Сейрян пишет, что развитие темы любви веё христианском понимании пришло к Платонову от ощущения разлада в обществе,острого дефицита любви в её христианском и философском понимании. Писательлично страдал от этого, несмотря на то, что в обществе много говорилось окоммунизме как счастье человека, о братстве, о социалистической семье.[42]
Заключение
Входе исследования нами была рассмотрена мотивная структура роман «СчастливаяМосква», были выявлены основные мотивы и образы повествования, заявленные вначальном фрагменте. Это мотив скуки, заданный первым предложением романа, ипротивопоставленный ему мотив счастья, вынесенный в название произведения. Мотивсвета, сопровождает в сюжете строительство социалистического мира, но убываетпо ходу развития сюжета. Свет сопровождает мечту героев о «скором социализме»,наполняет мир красками, надеждой. Ночью в подвале Комягина во тьме читательтеряет из виду главную героиню романа. Антитетичный мотив тьмы сопровождает важныесобытия в жизни всех героев. Ночью в бюро Сатрориус рассуждает о жизни иразочаровывается в ней. Именно ночью происходят решающие моменты в судьбахМосквы и Сарториуса, именно ночью Сарториус прозревает во тьме и видит неглазами, а сердцем.
Такжеважен вывод о «расширении» времени экспозиционного фрагмента относительноосновного сюжетного времени романа. Так как пролог по временным рамкам выходитза временные рамки романа и включает в себя жизнь героини, не раскрытую восновном повествовании. Москва Честнова пропадает из поля зрения читателя в 12главе молодой женщиной в возрасте примерно 24-х лет, но в начальном фрагментесказано о жизни Москвы Ивановны Честновой «до поздних лет».
Понятиедуши, её поиск и наполнение важны при характеристике каждого героя романа. «Финалы»героев связаны в повествовании с их пониманием души как материальной илинематериальной инстанции. Начиная с души, как материального проявления и еёолицетворения в образе Самбикина, Платонов приходит к выводу, что душа вчеловеке нематериальна и отдает по ходу повествования и сюжета «первенство»Сарториусу-Груняхину, который является единственным героем романа,представленным в духовном развитии, а не статике.
Анализобраз человека с факелом из пролога привел нас к выводу, что в системеперсонажей вневойсковик Комягин является его двойником: как «мертвый при жизни»герой прошлого, он олицетворяет собой дореволюционную Россию и одновременнотщету революционного переустройства мира в октябре 1917 года.
Мечтыо счастье в социалистическом мире разума рушатся по ходу сюжета у всех героев,но Сарториус преодолевает скуку и находит себя в помощи ближним. Для негосчастье состоялось, и это счастье – совесть. Открывающая повествование МоскваЧестнова пропадает в середине сюжета, что говорит о незаконченности сюжетнойлинии главной героини и открытом финале романа. Но эстетически и логическироман все же завершен. Автор делает ставку не на разумного героя, а на героя соткрытым сердцем – Сарториуса, который выходит за рамки присущих другим персонажам«Счастливой Москвы» томления и скуки. Пролетарская социалистическая революция сее ставкой на классовую сознательность и общечеловеческий разума привела кразочарованию и не решила ключевых национальных и мировых проблем. Потому уПлатонова мотив света-надежды в финале закрепляется за Сарториусом,сострадающим героем, который находит своё счастье в совести, помощи ближнему. Итаким образом Москва как город всё же обретает надежду на счастье вместе счеловеком с душой и сердцем. Экспозиционный фрагмент романа выступает у А.Платонова не только в традиционной функции пролога, но и эпилога. В ходеанализа его мотивной структуры и функций в романе «Счастливая Москва» мы пришлик выводу, что Платонов показывает несостоятельность усилий разума и желаний построитьсоциалистический мир в Советском Союзе 1930-х годов. Писатель находится вборьбе между революционной романтикой и сталинской утопией, но не приемлет ниодну из них, продолжает искать выход из трагедии социализма.
Списоклитературы
Платонов А.Счастливая Москва // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества.Вып. 3. М., 1999. С. 9 – 105.
Платонов А.Счастливая Москва // Новый мир. 1991. №9 С. 5 – 78
Платонов А.П.Избранное// А. Платонов Избранное. Счастливая Москва. – М.: Терра – Книжныйклуб. 1999 С. 305 – 378
Бергер-Бюгель П.«Счастливая Москва» и новый социалистический человек в Соетском Союзе 30-х гг.// «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М., 1999. С. 193 – 200
Гюнтер Х. Любовьк дальнему и любовь к ближнему: Постутопические рассказы Платонова второйполовины 1930-х гг. // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемытворчества. Вып. 4. М., 2000. С. 304 – 312
Дебюзер Л. Тайнописьв романе «Счастливая Москва» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемытворчества. Вып. 3. М., 1999. С.630 – 639
Дмитровская М.Философский контекст романа А. Платонова «Счастливая Москва» (Платон,Аристотель, О. Шпенглер) // RussianLiterature, 1999. P.139 – 160
Дронова Т.Мифологема «конца истории» в творчестве Платонова и Мережковского // «Странафилософов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 209 – 217
Корниенко Н. накраю собственного безмолвия // Новый мир. 1991. №9. С. 58 – 74
Корниенко Н.Наследие Платонова – испытание для филологической науки // Известия АН. Сер.Лит. И яз., 1999, Т.58 № 5 – 6. С. 10 – 25
Корниенко Н.«Пролетарская Москва ждет своего художника». (К творческой истории романа) //«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М., 1999. С. 357 – 373
Копельницкая О.Мифологема «Женщина — город»: культурная тралиция «Счастливой Москвы» //«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 666 – 676
Костова Х.Московское пространство в романе «Счастливая Москва» //«Страна философов»Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 640 – 665
Михеев М.Скупость ума и жадность чувства. (Деформация привычных понятий в этикеПлатонова) // Известия АН Сер. Лит и яз. 2001 Т. 60 №1. С. 42 – 56
Мущенко Е. Имя исудьба в художественном сознании Платонова // «Страна философов» АндреяПлатонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 153 – 161
Найман Э. «Изистины не существует выхода». – Андрей Платонов между двух утопий //Ежеквартальник русской филологии и культуры Спб., 1994. С. 117 – 155
Платонов А. ОСоциалистической трагедии // Новый мир. 1991. №1. С. 145 – 147
Спиридонова И.Тема семьи в рассказах Платонова 1930-х годов// «Страна философов» АндреяПлатонова, — вып.5, — Москва, -2000 г, — с 277-291
Спиридонова И.«Узник»: образ Сарториуса //«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемытворчества. Вып. 3. М., 1999. С. 303 – 311
Семенова С.Воскрешенный роман Андрея Платонова: опыт прочтения «Счастливой Москвы» //Новый мир. 1995. №9. С. 209 – 226
Толстая-Сегал Е.О связи низших уровней текста с высшими. (Проза Андрея Платонова) // SlavicaHierosolymitana 1978. № 2. С. 162 –211
Уокер К. Заботао малолетних кадрах в «Июльской грозе» // «Страна философов» Андрея Платонова:Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 710 – 719
Фоменко Л.Краски и звуки «Счастливой Москвы» // «Страна философов» Андрея Платонова:Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 176 – 186
Червякова Л.Детство как темпоральная категория в рассказах Платонова второй половины1930-1940-х годов// «Страна философов» Андрея Платонова, — вып.5, — Москва, -2000 г, — с 266-271.
Шестерина А.«Сделать счастье»: Об эволюции героя Платонова // «Страна философов» АндреяПлатонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000. С. 314 – 317
Костова Х.«Мифопоэтика Андрея Платонова в романе ”Счастливая Москва”» Сетевой ресурс.Режим доступа: imwerden.de/pdf/o_platonove_heli_kostov.pdf
«О строительствеМосковского метрополитена» Сетевой ресурс. Режим доступа: exclav.ru/kalendar/russkiy-arhiv/15-iyunya-1931-goda-plenum-tsk-vkp-b-prinyal-reshenie-o-stroitelstve-moskovskogo-metropol-4.html
Платонов А.Деревянное растение. Сетевой ресурс. Режим доступа:lib.rus.ec/b/43130/read
СловарьВеликорусского языка Даля. Сетевой ресурс. Режим доступа:slovari.yandex.ru/dict/dal
slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03161/02200.htm?text=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%B0&stpar3=1.1
Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Сетевой ресурс. Режим доступа:lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt
Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. Сетевой ресурс. Режим доступа:tothbenedek.hu/ed2kstats/ed2k?hash=f16696e3f961ac3a86592b13bc0c43e3