Реферат по предмету "Разное"


1. История развития системных идей

1.История развития системных идей. 32. Состав общей теории систем. 43. Понятие системы. Подсистемы и элементы. 54. Свойства системы. 65.Входы и выходы системы. Среда. 66. Понятие связи. Прямая и обратная связь. 77. Классификация связей. 78. Принцип обратной связи. 89. Понятие связи. Положительная и отрицательная обратные связи. 810. Понятие структуры. Краткая характеристика видов структур. 911. Понятие структуры. Характеристика иерархических структур. 912. Классификация систем по признаку состояния; по степени организованности и ее роли в выборе методов моделирования. 1013. Классификация систем по характеру взаимодействия со средой; по иерархическим уровням систем. 1114. Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем. 1115. Закономерности взаимодействия части и целого. 1216. Закономерности функционирования и развития систем. 1217. Содержание и методология системного подхода. 1218. Комплексный и системный подходы: их соотношение. 1319. Сущность автоматизации процесса управления в сложных системах. Структура системы с управлением. 1420. Содержательное описание функций управления. 1421. Хозяйство. Хозяйственная организация. 1522. Системное описание организации. 1623. Предприятие как система. Системный подход в управлении текущей деятельностью организации. 1624. Понятие цикла. 1725. Циклическое развитие систем. 1826. Понятие полного жизненного цикла (ПЖЦ). 1827. Исследование, проектирование и технологическая проработка конструкции как этапы ПЖЦ. 1928. Производство, эксплуатация и ликвидация как этапы ПЖЦ. 1929. Анализ этапов ПЖЦ. Значение ПЖЦ. 2030. Цель. Закономерности возникновения и формулирования целей. 2131. Цель. Закономерности формирования структур целей. 2132. Цель. Закономерности формирования иерархических структур целей. 2233. Принципы системности и комплексности. 2234. Принцип моделирования в системном анализе (СА). 2335. Принципы и подходы к построению математических моделей. 2436. Характеристика подходов к понятию СА. 2537. Содержание СА. Область его применения. 2638.Принципы системного анализа. 2740. Структура СА. Этап декомпозиции. 3041. Структура СА. Этапы анализа и синтеза системы. 3242. Структура СА. Формирование общего и детального представления системы. 3243. Основные категории СА. 3344. Проблемы. Основные задачи СА. Определения в СА. 3345. Дескриптивные и конструктивные определения в СА. 3446. I - IV этапы СА. 3547. V - VIII этапы СА. 3648. IX-XI этапы СА. 3749. Шкала. Номинальная и интервальная шкалы. 3850. Шкала. Ординальная и интервальная шкалы. Оценивание сложных систем. 3951. Шкала. Разностная, абсолютная шкалы, шкалы отношений. 3953. Качественные методы оценивания систем. Метод дерева целей. Метод «Дельфи». 4254. Методы экспертных оценок. МАИ. Этапы МАИ. Характеристика I - V этапов МАИ. 4355. Характеристика VI-VIII этапов МАИ. 4556. Сравнения в системном экономическом анализе. 4657. Понятие и виды организационных структур управления предприятием. 46 ^ 1.История развития системных идей. Рождение понятия «система» (2500 —2000 гг. до н. э.) Слово «система» появилось в Древней Элладе и означало сочетание, организм, организация, союз. Выражало и некоторые акты деятельности (нечто, поставленное вместе, приведенное в порядок). Связано с формами социально-исторического бытия Тезисы Демокрита (460 —370гг. до н. э.), Аристотеля (384 —322 гг. до н. э) Перенос значения слова с одного объекта на другой совершается поэтапно. Метафоризация (перенос скрытое уподобление, метафораобразное сближение слов на базе их переносного значения, например: «свинцовая туча») была начата греческим философом Демокритом. Он уподобил образование сложных тел из атомов с образованием слов из слогов. Аристотель трансформировал метафору в философской системе. Важно, что именно в античной философии был сформулирован тезис — целое больше суммы его частей (Философский словарь М.: Политиздат, 1980. С. 329) Концепции эпохи Возрождения Трактовка бытия как космоса сменяется на систему мира как независимое от человека, обладающее определенной организацией, иерархией, структурой Бытие становится не только предметом философского размышления (для постижения целостности), но и специально-научного анализа (каждая дисциплина вычленяет определенную область) Идеи Н. Коперника (1473 —1543) Новая трактовка системности — в создании гелиоцентрической картины мира. Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца Идеи Г. Галилея (1564 —1642), И. Ньютона (1642 —1727) Галилей и Ньютон преодолели телеологизм (учение о конечных причинах) Николая Коперника в его астрономии, выработали определенную концептуальную систему с категориями — вещь и свойства, целое и часть... Вещь трактовалась как сумма отдельных свойств (забыли тезис античности???). Отношение выражало воздействие некоего предмета на другой, первый из которых являлся причиной, а второй — следствием. Очень важно: на первый план выдвигался каузальный, а не телеологический способ объяснения Немецкая классическая философия Глубокая и основательная разработка идеи системной организации научного знания. Структура научного знания стала предметом специального философского анализа Идеи И. Ламберта (1728 —1777) Всякая наука, как и ее часть, предстает как система, трактуемая как целое! Идеи И. Канта (1724 —1804) Кант не только осознал системный характер научного знания, но и превратил эту проблему в методологическую, выявив процедуры системного конструирования знания. Однако он считал, что принципы образования систем являются характеристиками лишь формы, а не содержания знания Идеи И. Фихте (1762 —1814) Фихте поправил И. Канта, считая, что научное знание есть системное целое. Однако он ограничил системность знания систематичностью его формы. Это привело к отождествлению системности научного знания и его систематического изложения, т. е. внимание обращалось не на научное исследование, а на изложение знания Идеи Г. Гегеля (1770 —1831) Гегель исходил из единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности. Трактовал становление системы в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Но отождествляя метод и систему, телеологически истолковывая историю знания, он не смог предложить методологические средства для формирования системных образований Теоретическое естествознание XIX — XX вв. Различение объекта и предмера познания, повышение роли моделей в познании, фиксация наличия особых интегративных характеристик, исследование системообразующих принципов (порождение свойств целого из элементов и свойств элементов из целого), возможность предсказания!!! Марксизм Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа. Теоретики марксизма выдвинули принципы анализа системности научного знания: историзм, единство содержания и формы, трактовка системности как открытой системы Идеи А.А. Богданова (1873 —1928) Богданов выразил многие важные идеи кибернетики, сформулированные Н. Виннером и У. Эшби, значительно раньше, хотя и в иной форме. Предвосхитил ОТС Л. Берталанфи в работе по тектологии (от гр. «строитель»). Основная идея — признание необходимости подхода к любому явлению со стороны его организованности (системности — других авторов). Под организованностью он понимает свойство целого быть больше суммы своих частей. Чем больше целое разнится от суммы, тем более оно организованно!!! Идеи Л. Берталанфи (1901 —1972) Берталанфи первым из западных ученых разработал концепцию организма как открытой системы и сформулировал программу построения ОТС. Проводил мысль о неразрывности естественнонаучного [биологического) и философского (методологического) Сначала создал теорию открытых систем, граничащую с современной физикой, химией и биологией. Классическая термодинамика исследовала лишь закрытые системы. Организм представляет собой открытую систему, остающуюся постоянной при непрерывном изменении входящих в него в еществ и энергии (так называемое состояние подвижного равновесия). Позже он обобщил идеи ТОС и выдвинул программу построения ОТС, являющейся всеобщей теорией организации. Проблемы организации, целостности, динамического взаимодействия были чужды классической физике. Он пришел к концепции синтеза наук, которую в противоположность «редукционизму», т.е. сведению всех наук к физике, он называет «перспективизмом». ОТС освобождает ученых от массового дублирования работ, экономя астрономические суммы денег и времени. Его недостатки: неполное определение «системы», отсутствие особенностей саморазвивающихся систем, теоретические исследования не всех видов «связи» и пр. Но главный недостаток: утверждение автора, что ОТС выполняет роль философии современной науки. Но это не так, ибо для философского учения с методах исследования необходимы совершение иные (новые) исходные понятия и иная направленность анализа: абстрактное и конкретное, специфически мысленное знание, связь знаний ОТС. Концепции современности Идеи СП нашли свое отражение в работах следующих авторов: Р. Акоффа, В. Афанасьева, С. Вира, И. Блауберга, Д. Бурчфилда, Д. Гвишиани, Г. Гуда, Д. Диксона, А. Зиновьева, Э. Квейда, В. Кинга, Д. Клиланда, В. Кузьмина, О. Ланге, В. Лекторского, В. Лефевра, Е. Липатова, Р. Макола, А. Малиновского, М. Месаровича, Б. Мильнера, Н. Овчинникова, С. Оптнера, Г. Поварова, Б. Радвига, А. Рапопорта, В. Розина, В. Садовского, М. Сетрова, В. Топорова, А. Уемова, Б. Флейшмана, Ч. Хитча, А. Холла, Б. Юдина, Ю. Черняка, Г. Щедровицкого, У. Эшби, Э. Юдина^ 2. Состав общей теории систем. Теория систем (Общая теория систем) — специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы.Целью исследований в рамках этой теории является изучение: - различных видов и типов систем; - основных принципов и закономерностей поведения систем; - функционирования и развития систем.Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 30-е годы XX-го века.[1] Его предшественником был, в частности, Богданов со своей тектологией. Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов. Фон Берталанфи также ввел понятие и исследовал открытые системы — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.Сам фон Берталанфи считал, что следующие научные дисциплины имеют (отчасти) общие цели или методы с теорией систем: Кибернетика, базирующаяся на принципе обратной связи. Теория информации, вводящая понятие информации как некоторого измеряемого количества и развивающая принципы передачи информации. Теория игр, анализирующая в рамках особого математического аппарата рациональную конкуренцию двух или более противодействующих сил с целью достижения максимального выигрыша и минимального проигрыша. Теория принятия решений, анализирующая рациональные выборы внутри человеческих организаций. Топология, включающая неметрические области, такие, как теория сетей и теория графов. Факторный анализ, то есть процедуры выделения факторов в многопеременных явлениях в психологии и других научных областях. Общая теория систем в узком смысле, пытающаяся вывести из общих определений понятия «система», ряд понятий, характерных для организованных целых, таких, как взаимодействие, сумма, механизация, централизация, конкуренция, финальность и т. д., и применяющая их к конкретным явлениям.Также выделяется коррелят теории систем в прикладной науке, которые иногда называют наукой о системах, или системной наукой (англ. Systems Science). Это направление связано с автоматикой. В прикладной науке о системах выделяются следующие области: Системотехника (англ. Systems Engineering), то есть научное планирование, проектирование, оценку и конструирование систем человек — машина. Исследование операций (англ. Operations research), то есть научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. д. Инженерная психология (англ. Human Engineering).^ 3. Понятие системы. Подсистемы и элементы. Система – совокупность элементов и отношений, закономерно связанных в единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у составляющих его элементов; относительно обусловленная, упорядоченная совокупность, обладающих особой связностью элементов, способных реализовывать определенные функции. При этом, в зависимости от поставленной последовательности задач, один и тот же объект может быть представлен как множество различных систем. Система в системном анализе — совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью. Термин используется для обозначения как конкретной системы (например, экономическая система России), так и для абстрактной теоретической модели (например, рыночная экономическая система). Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как подсистему целого (к которому рассматриваемый объект относится), выделив в нём отдельные части и определив взаимодействия этих частей, служащих какой-либо функции. Элементы – это такая часть системы, которая выполняет определенную специфическую функцию и не подлежит дальнейшему разбиению, является как бы подсистемой с точки зрения цели исследования или рассматриваемого процесса функционирования.Подсистема – относительно самостоятельная часть системы, подлежащая дальнейшему расчленению. Существует понятие компонент – если систему нельзя сразу разделить на подсистемы и элементы. Большая система включает очень большое количество относительно однородных элементов, объединенных относительно однородными связями. Сложная система состоит из большого числа разнородных элементов с разнотипными связями между ними.^ 4. Свойства системы. Связанные с целями и функциями Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов. Эмерджентность — цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы. Мультипликативность — и позитивные, и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения.^ Связанные со структурой Целостность — первичность целого по отношению к частям. Неаддитивность — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.^ Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой Коммуникативность —- существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии. Взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды. Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития). Надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной из её компонент, сохраняемость проектных значений параметров системы в течение запланированного периода.Иные Интегративность —- наличие системообразующих, системосохраняющих факторов. Эквифинальность —- способность системы достигать состояний независящих от исходных условий и определяющихся только параметрами системы. Наследственность. Развитие. Порядок. Самоорганизация. Взаимодействие элементов порождает такие свойства системы, которыми не один элемент или множество невзаимосвязанных элементов не обладает, т.е. система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов.^ 5.Входы и выходы системы. Среда. Входы и выходы системы (элемента системы, блока, модели) [inputs and outputs of a system] — совокупность воздействий внешней среды на систему и воздействий системы на среду. При системном рассмотрении объекта принято входные и выходные воздействия называть входами и выходами. Входные воздействия – импульсы. Выходные – реакция на импульсы. Параметры системы – величины, значения которых в пределах данного исследования остаются неизменными. Формализованное представление входов и выходов системы через переменные позволяет рассматривать входные величины как функции от входных. Выход одной системы неминуемо будет входом какой-то другой системы — в этом выражается всеобщая взаимосвязь явлений в мире. Следовательно, входы могут быть двух основных видов: результат предшествующего процесса, последовательно связанного с данным; и результат предшествующего процесса, случайным образом связанного с данным. Кроме того, вход может оказаться результатом функционирования той же системы, который вновь вводится в нее (обратная связь). Процесс функционирования системы иногда называют “преобразованием входа в выход”, а правило такого преобразования — оператором. Математически входы и выходы рассматриваются как наборы (векторы и кортежи) переменных величин. Если обозначить оператор через T, то воздействие на систему (вход) x, имеющее результатом (выходом) y, можно выразить формулой y = T x. Среди входных величин в управляемых системах (их называют также сигналами) можно выделить две группы, различные по характеру влияния на выходы: управляющие воздействия и возмущения (возмущающие воздействия). К первым относятся такие величины (управляющие переменные, инструментальные переменные), значения которых можно менять для получения желательного (обычно оптимального) выхода, ко вторым — воздействия на систему, нарушающие ее нормальное функционирование и развитие в желательном направлении.Всякая система функционирует в среде.Среда – совокупность объектов, процессов, явлений, факторов, воздействующих на систему, но не подконтрольных ей. Выделяют внутреннюю и внешнюю среду в соответствии с тем, параметры каких объектов рассматриваются. Соответственно выделяют внешние связи (взаимодействие системы с другими системами, воздействие среды на систему и системы на среду) и внутренние связи (действия и взаимодействия элементов).^ 6. Понятие связи. Прямая и обратная связь. Функционирование отдельных объектов, как целостных систем обеспечивается установлением связей между элементами. Вид отношений м/у элементами, кот проявляется как некоторый обмен (взаимодействие). При системном рассмотрении объекта, под связью понимаются те воздействия элементов друг на друга, которые объединяю их в единое целое, а также перемещение или преобразование вещества, энергии, инф-ии. Наличие зависимости между элементами - это также связь между ними. Модели различных систем, как правило, состоят из сопряженных через входы и выходы подсистем. Эту же модель сопряженных моделей подсистем можно представить в виде одной модели системы с новыми наборами входов и выходов. Соединение моделей между собой задается при помощи операторов сопряжений, которые указывают на наличие и отсутствие связей между отдельными входами и выходами. Сущ 2 основных вида связи: 1. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия или инф-ии с выхода одного элемента, на вход другого элемента. 2. Обратная связь, с выхода некоторого элемента на вход того же элемента. Обратная связь является средством гибкого управления, когда конкретное управляющее решение вырабатывается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Обратная связь подразумевает наличие канала для передачи инф-ии о выходе управляемой сис.*Система сопряженных моделей подсистем;*По данной схеме разрабатывается оператор сопряжения. (Люб совокупность моделей подсистем сопряженных друг с другом можно представить в виде одной модели системы с новым набором входов, вых и параметров. Исследование вх и выходов системы и их взаимодействия с помощ прям и обрат связей, направлено на поиск оптимальных путей упр-я этими системами.) В зависимости от типа используемых связей различают несколько типов управления системой: 1. С обратной связью. 2. Без обратной связи (жесткое управление). Является более простым, система полностью зависит от программы изменения входного управляющего сигнала. 3. Адаптивное. Также управление с обратной связью, отличается наличием специального приспособительного механизма, накапливающего и анализирующего информацию о прошлых управленческих ситуациях, вырабатывающего новую линию поведения на основании опыта в соответствии с заложенными целями и критериями. Адаптивное управление присуще сложным системам, которым в процессе функционирования приходится изменять программу поведения и стратегии за счет обучения. Во всех адаптивных системах действует принцип обратной связи. ^ 7. Классификация связей. 1.связи взаимодействия м/у свойствами и элементами системы. Особый их вид это связи м/у отдельными людьми, работниками в орг системах т.к. они определяются целями которые преследует каждый из участников взаимодействия. a)кооперативные, усиливающие общесистемные хар-ки; b)конфликтные, ослабляют общесистемные хар-ки.^ 2.связи порождения (генетические), один объект выступает как основание вызывающее к жизни другой, т.е. связи происхождения и развития сис. Определяют генезис (зарождение; весь процесс; и состояние на сегодня сис) любой системы.^ 3.связи преобразования: a)реализуемые через определённый объект, обеспечивающий эти преобразования; b)реализуемые путём взаимодействия 2х или более объектов в процессе кот и благодаря которому эти объекты совместно переходят из одного состояния в другое.^ 4. связи строения, определяют место одного объекта по отношению к другому и в сис в целом. Организационная структура предприятия – иерархические.5. связи функционирования, обеспечивающие жизнедеят-ть объекта или его работу, благодаря им объекты осущ-ют определенные функции. a)связи состояния, когда следующ по времени состояние является функцией предыдущего; b)связи организационные (произв-ные), когда объекты связаны единством реализуемой ф.^ 6.связи развития, преобразованные функциональные, с разницей, что процесс развития существенно отличается от простой смены состояний. Характеризуют перераспределение элементов, связей и функций в объекте, при котором каждое последующее состояние непосредственно определено предыдущим, в основе которого лежит невозможность сохранения форм и методов функцианирования сис по-старому.^ 7.связи управления - это системообразующие связи, характерны для организационных сист. В зависимости от конкретного вида, являются либо функциональными, либо развития. Строятся по определённой программе и представляют собой способ её реализации.^ 8.синэргетические связи, при кооперативных или совместных действиях элементов системы, обеспечивают увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов действующих самостоятельно.“синергетика”–увеличенный эффект^ 8. Принцип обратной связи. Принцип обратной связи – принцип коррекции входных воздействий в процессе управления на основе информации о выходе управляемой системы. Управляемая система, вместе с регулятором, корректирующем входные воздействия на основе информации о выходе, образуют замкнутый круг, называемый контуром обратной связи. Часто преобразования внутри системы можно описать некоторой функцией, которая ставит в соответствие каждому состоянию входа Х состояние выхода У. Допустим, что в системе происходит прямое преобразование, состоящее в умножении состояния входа на действительное число S. Это пропорциональное преобразование: Y=S*X. S=Y/X – пропускная способность системы. Если в регуляторе происходит также пропорциональное преобразование, то ΔX=R*Y (X+ ΔX)=X+R*Y - Вход Y = S*(X+ ΔX) = S*X+S*R*Y - Выход Отсюда: Y=S*X/(1-S*R) Это основная формула теории регулирования, показывающая связь между состояниями входа и выхода регулируемой системы, с учетом поправки, вводимой регулятором.^ Мультипликатор обратной связи: S /(1-S*R) пропускная способность системы регулирования. Наличие регулятора ведет к изменению пропускной способности системы.^ 9. Понятие связи. Положительная и отрицательная обратные связи. Связь - это те воздействия элементов друг на друга, которые объединяю их в единое целое, а также перемещение или преобразование вещества, энергии, инф-ии. Наличие зависимости между элементами - это также связь между ними. Отр.обр.связь, хар-ся тем, что вых сигнал воздействующий на вход сис имеет противоположный знак по отношению к входному, тем самым он нейтрализует в определён степени вх сигнал. Отр.обр. св. обычно предназначена для поддержания сис в заданном состоянии при неизменном значении описывающих её параметров, т.е. для достижения долговечной цели(работа механического устройства, двигателя, поддержка уровня курса валют $, производство и потребление товаров). Пол.обр.связь, хар-ся тем, что входной сигнал подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход имеет одинаковый знак с входным сигналом и поэтому усиливает его действие. Эта связь предназначена для перехода системы в новое состояние, которое зависит от сложившейся конкретной ситуации, для достижения текущей меняющейся цели. Более сложная, чем отриц и явл основой саморегулирования и развития сис. На основе Полож Обр Св развиваются законы и процессы эк-ки, потребности.^ 10. Понятие структуры. Краткая характеристика видов структур. Структура (с лат.) – строение, расположение, порядок. Отражает определённые взаимосвязи, взаиморасположение составных частей сис, её устройство. При этом в сложных системах структура отражает не все элементы и связи между ними, а лишь наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционирование сис и обеспечивают её существование,а также её основные св-ва. Одна и та же сис м.б. представлена разными структурами, в зависимости от стадии познания объекта и целей создания.^ 1.Сетевая структура (сеть)-декомпозиция системы во времени, может отображать порядок действия технической системы или этапы деятельности человека (электрическая сеть, сетевой график, модель - план).^ 2.Иерархические структуры-декомпозиция системы в пространстве, все вершины (узлы) и связи сущ-ют в них одновременно, т.е. не разнесены во времени (сильными св.-древовидные; слабыми св.; стратифицированное представление - Иер.стр может быть представлена системой моделей каждая из которых описывает поведение сис с точки зрения соотв-го уровня абстрагирования. Для каждого уровня сущ-ют свои характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне. Такое представление - стратифицированными, а уровни – стратами; Многоэшелонная сис или многоцелевая- сис со структурой представляется в виде относительно независимых взаимодействующих подсис. Уровень-эшелон.)^ 3.Структуры с произвольными связями- вид структур обычно используется на начальн этапе развития системы, когда идёт поиск способов декомпозиции системы на элементы. Нет ясности в характере взаимоотношений м/у эл-ми и не могут быть установлены не только последовательности их взаимод-я во времени, но и распределение эл-ов по уровням иерархии.^ 11. Понятие структуры. Характеристика иерархических структур. Структура (от лат.) – строение, расположение, порядок. Отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство. При этом в сложных системах структура отражает не все элементы и связи между ними, а лишь наиболее существенные компоненты и связи которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают ее существование и ее основных свойств. Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объекта и цели создания. При этом в процессе проектирования и исследования структура системы может меняться. Иерархические структуры – декомпозиция сис в пространстве, все вершины - узлы и связи существуют в них одновременно: 1. Структуры, в которых каждый элемент нижележащего ур подчинен только одному элементу вышележащего ур - наз иерарх структурами с “сильн” св или древовидными св. 2. Структуры, в кот каж элемент нижележащ ур подчинен 2ум и более узлам вышележащего -наз иерарх структурами со “слаб” св (Фирмы занимающиеся разработкой ПО, двойное и более подчинение, два начальника, малая эф-ть). 3. Иерархическая структура представлена системой моделей, каждая из которых описывает поведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования (компромисс м/у излишней детализацией и полным объемом). Для каждого уровня существуют свои характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом ур - его наз стратифицированное представление, а уровни абстрагирования – страты. Производственная система. Страта 6. Философское описание замысла сист. Теоретикопознавательное описание системы Страта 5. Представление системы на языке выбраной науч-теори-й Страта 4. Проектное представление системы Страта 3. Конструкторская документация Страта 2. Технологическая документация (технология) Страта 1. Материальное воплощение системы 4. Многоэшелонная иерархическая система – представляется в виде относительно независимых взаимодействующих между собой подсистем, где некоторое или все подсистемы имеют право принятия решений, а иерархическое расположение подсистемы определяется тем, что некоторые из них находятся под влиянием или управляются другими подсистемами. Уровень в этой системе называется эшелоном. Отличительной особенностью этих структур является предоставление некоторой свободы в выборе их собственной структуры и решений подсистем всех уровней. Эти решения могут быть не теми, что принимает вышележащий уровень, часто это повышает эффективность функционирования системы. Уровень наз. эшелоном. Подсистеме предоставляется определенная свобода в выборе собственных решений подсистем всех уровней (причем эти решения м.б. не теми, кот выбрал вышележащий уровень – это повышает эфф-ть функционирования системы), свобода в постановке при формировании целей, поэтому эти структуры называют многоцелевыми.^ 12. Классификация систем по признаку состояния; по степени организованности и ее роли в выборе методов моделирования. Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы СА и дать рекомендации для выбора методов и моделей для соответствующего класса систем.^ 1. Системы по признаку состояния: -СТАТИЧЕСКИЕ (их состояние с течением времени остается постоянным, параметры таких систем на изучаемом отрезке времени неизменны). -ДИНАМИЧЕСКИЕ (параметры и состояния системы изменяются во времени)^ 2. Системы по наличию фактора неопределенности: -ДЕТЕРМЕНИРОВАННЫЕ (параметры) (в них значения переменных параметров в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой предшествующий или последующие моменты времени, то есть состояние таких систем однозначно определяется оказанными на нее управленческими воздействиями). -СТОХАСТИЧЕСКИЕ (вероятностные) (выходы в них случайным образом зависят и определяются входными параметрами – многие случайные факторы, то решение меняется (СМО; Ж/Д)).^ 3. Системы по степени организованности и ее роли в выборе методов моделирования систем: -ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ четко определены факторы, цель, проблемная ситуация м.б. описана в виде выражения, связывающего цель со средствами, т.е. в виде Целевой Функции, Критерия Оптимальности –Критерий это показатель, показывающий достигнута ли цель или нет. Представление объекта в виде такой системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание и экспериментально показать адекватность модели в данный момент. -ПЛОХО ОРГАНИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ (ДИФФУЗНЫЕ) стохастичность поведения и нестабильность отдельных параметров; при исследовании таких систем ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и с целями системы; система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностей, которые выявляются путем изучения достаточно представительной выборки компонентов, характеризующих исследуемый процесс, получают характеристики и закономерности и распространяют их на всю систему в целом. Выявляются в течение определен времени статические закономерности, потом переводятся на всю сис в целом (СМО, пропускная способность сис)) -САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (отображение объекта в данном виде позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи, такие системы обладают как признаками диффузных систем, так и специфическими – непредсказуемость поведения, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, менять структуру сохраняя целостность, способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший. Осн конструктивная идея – разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируются известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования полученного изображения, с помощью установленных правил получают новые, неизвестные ранее взаимоотношения и зависимости, на основе которых принимаются решения; любая экономическая система).^ 13. Классификация систем по характеру взаимодействия со средой; по иерархическим уровням систем. Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенному классу приемы и методы системного анализа и дать рекомендации для выбора методов и моделей для соответствующего класса систем.^ По характеру взаимодействия со средой выделяют: -ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА (способность обмениваться со средой массой, энергией, инф-ей, осущест-е импорта и экспорта, синтез (расчленение) материальных компонент сис (среды)) -ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА (сис полностью изолирована от среды и ее элементы взаимодействуют только между собой. В природе таких сис не бывает. Её границы ничто не пересекает. С т.зр. цели исследования можно рассматривать систему как замкнутую сис)^ По иерархическому уровню выделяют: 1. Неживые системы: -СТАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (одинаковые операции, простейшие. Существуют в люб обл, яв-ся основой для исследования. Подобные системы можно выявить везде и рассматривать как фактическую основу всякого систематического знания) -ПРОСТЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С ЗАДАННЫМ ЗАКОНОМ ПОВЕДЕНИЯ (Система часовых механизмов, с детерминированным движением) -ПРОСТЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С УПР-МИ ЦИКЛАМИ ОБР СВЯЗИ (все системы где происходит передача, коммуникация и интеграция информации, то есть процессы, обеспечивающие саморегулирование системы и Т.О. поддерживать заданное состояние – термостаты, аккумулирование инф-ии и энергии для поддержания одного состояния) 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.