Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона

Оглавление
Введение
Глава 1. Особенностибиографии Дж.Г. Байрона
Глава 2. Развитие образаКаина в произведениях Байрона
1.1 “Паломничество Чайлд-Гарольда”
1.2 Восточные поэмы
1.3 “Манфред”
1.4 “Дон Жуан”
Глава 3. Мистерия«Каин»
Заключение
Список литературы

Введение
Девятнадцатыйвек, признанный золотым веком литературы, оставил нам множество великих имен.Жизнь каждого из замечательных литераторов той эпохи сама по себе уже целаялетопись, доносящая до нас дух времени, а произведения классиков мировойлитературы раскрывают перед нами такие далекие горизонты и ставят такиевопросы, которые вряд ли когда-либо будут исчерпаны. Одним из величайших иментого времени стало имя английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Этот человек,современник Наполеона и Пушкина, участник войны за освобождение греческогонарода от турецкого ига, изгнанник Туманного Альбиона, связанный со своейродиной узами любви и ненависти, по-прежнему остается неразгаданным для нас, аего произведения таят в себе неизведанные глубины, в которые уже более двухстолетий с неугасающим интересом всматриваются читатели. Действительно, генийБайрона многогранен, тематика его произведений необыкновенно широка, егоинтересуют как человеческие чувства, так и исторические, философские,эстетические, моральные вопросы. Очень сложным было отношение Байрона к христианскойрелигии, его произведения полны напряженных размышлений о природе Бога, смыслежизни, судьбе человека и его предназначении. Как и все великие творцы, Байронне устаревает, его произведения имеют, и всегда будут иметь огромное значениедля мировой литературы. Библейская же тематика, к которой он не раз обращаетсяв своем творчестве, универсальна, она поднимает произведение до вселенскихмасштабов, позволяя автору в самом широком смысле рассуждать о явленияхреальности и закономерностях человеческой природы. Образ Каина, которому посвященаэта курсовая работа, очень важен, не только для литературы первой половины XIX века, но и для мировой литературы вцелом. В нем находят отражение переломная эпоха, кризис просветительскогомировоззрения, разочарование в доктрине “естественного человека”, а так жедуховные искания самого Байрона. Более того, Каин – это в некоторой степениобобщенный образ всего человечества вообще и каждого его представителя вчастности. Мистерия “Каин” – одно из величайших произведений мировойлитературы, которое и сегодня читается с исключительным интересом и восхищением.
Вданной курсовой работе будет рассмотрено развитие образа “Каина” не только влитературно-историческом аспекте, но и с учетом особенностей биографии самогоБайрона, так как он – один из тех поэтов, чья личность наиболее тесно связана слирическим героем его произведений, и воспринимать их по отдельности было быневерным. Во второй главе работы из множества, безусловно, ярких и ценных схудожественной точки зрения произведений, выбраны те, которые наиболее яркоотражают развитие образа Каина. Завершается работа более или менее подробнымразбором мистерии “Каин”, в котором одноименный образ воплотился наиболееполно.

Глава1. Особенности биографии Дж. Г. Байрона
Никтов Англии не вызывал такого взрыва противоречивых чувств как Байрон. Егобоготворили и проклинали, провозглашали гением — и посредственностью, мученикомсвободы — и чудовищем разврата. Взаимоисключающие оценки Байрона во многомобусловлены контрастом в его характере, миросозерцании и соответственно в егопоэзии – контрастами, поражавшими всех, кто знал или просто читал его.
Вэтом человеке сочетались меланхолия и веселость, любовь к одиночеству иобщительность, вера в людей и скептический пессимизм. Многие из этихпротиворечий были, по сути, противоречиями самой эпохи, когда разрушалисьпрежние идеалы просвещения и классицизма, а новые еще не были определены.Многие люди того времени испытывали разочарование, скуку и безысходность.Байрон же стал выразителем того умонастроения, тех чувств и мыслей, которыеобуревали его поколение в начале 19 века. Гёте называл его «падшимангелом» и, пожалуй, это определение это весьма удачно как для самогопоэта, так и для его лирического героя, с которым он чрезвычайно близок.
ТворчествоБайрона, самого прославленного из английских поэтов 19 века, было наиболеемощным выражением переломной кризисной эпохи экономических и политическихреволюций и длительных, кровопролитных войн. Мучительные противоречия этойтяжелой поры преобразили духовный облик Байрона и характер его поэзии.
Длятого, чтобы прийти к верному пониманию и осмыслению произведений Байрона,созданных им на протяжении жизни следует, для начала, хотя бы поверхностноознакомится с основными эпизодами его биографии, с теми событиями, которыеоказывали влияние на его творчество.
Дж.Г.Байрон принадлежал к старинному роду, известному еще во времена завоеванияАнглии норманнами. К концу 18 века род этот, бывший некогда одним из самыхзначительных в Англии пришел в упадок, также как и родовое поместье Байронов — Ньюстедское аббатство. Отец Байрона, капитан гвардии Джон Байрон по расчетуженился на именитой и богатой шотландской девушке Катрин Гордон.Красавец-капитан к тому моменту был уже вдовцом, имевшим от прежней жены дочьАвгусту, которая впоследствии сыграла очень большую роль в жизни поэта. Второйбрак капитана был весьма трагичен для обоих супругов. Джон не испытывал любви кКатрин, он моментально промотал её состояние и влез в долги, доставивнесчастной женщине много страданий. В такой неблагополучной обстановке, 22января 1788 года родился их единственный сын — Дж. Гордон Байрон. Его отец,спасаясь от кредиторов, покинул семью и бежал во Францию, где через нескольколет скончался. Катрин сохранила лишь совершенно ничтожные средства и уехала изЛондона, поселившись в шотландском городе Абердине.
ДетствоБайрона было довольно тяжелым и безрадостным. Его мать отличалась труднымистеричным характером и дурно влияла на мальчика переходами от бурных ласк кяростной брани. Несмотря на бедность, она, однако, прилагала все старания,чтобы маленький Байрон учился в хорошей школе, и усердно обращалась к врачам, внадежде избавить его от врожденной хромоты. Этот недостаток, столь досадный длякрасивого и резвого ребенка, способствовал формированию специфических черт вхарактере будущего поэта, развивал в нем мнительность, склонность к уединению,гордость и злопамятность. Андре Моруа в своей серии “Литературные портреты”, вработе, посвященной Байрону, воссоздает вполне могущий иметь место эпизод издетства поэта, отражающий своеобразие его характера уже в столь юные годы. “МэйГрей [служанка] читала Библию вслух. Маленький Байрон жадно слушал. Он непонимал некоторых слов, но наслаждался…поэзией этой книги. Почему Всевышний непринял жертву бедного Каина? “Из-за греха Каина ”, — говорила Мэй Грей. Грех?Что такое грех? Ведь Каин ещё не убил Авеля? Нет, но Каин был осужден, пояснялаМэй Грей ”. Исходя из биографических данных, имеющихся на сегодня, мы можемпредполагать, что те трагические противоречия, вечные вопросы, протесты противнесправедливости зародились в сознании поэта в ещё в ранние годы его жизни ивпоследствии воплотились в его творчестве.
В1798 году умер старший лорд Уильям Байрон, его сыновья погибли ещё раньше, иДжордж Гордон унаследовал титул и владения. Мать отправила его учиться в Харроу,одну из аристократических школ Англии, где он провел пять лет до 1805 года.Первое время в школе он чувствовал себя несчастным. Рано лишившись отца, он сдетства привык презирать чей бы то ни было авторитет. Его рассудок не признавалобязанности подчинения людям, в которых он подмечал недостатки; гордость жемешала ему подчиниться из осторожности, если он не чувствовал уважения. Уже вдетстве поэта тревожила мысль о смерти. Его часто видели направляющимся кцерковному кладбищу на вершине холма Харроу.
В1803 году, во время каникул, пятнадцатилетний Байрон встретился с Мэри Чаворт,которая вызвала в нем большое и сильное чувство. Это произошло, когда юный лордприехал на каникулы в свое родовое поместье Ньюстед, с которым соседствовало неменее старинное имение Чавортов Аннслей. Байрон тогда не мог предвидеть, скольглубокой окажется его любовь. Мери Чаворт было 17 лет, она была на 2 годастарше Байрона, но присутствие влюбленного подростка не надоедало ей. Он желелеял мечты о ней, которым не суждено было сбыться. Избранником Мери былдругой, и это оставило след в сердце поэта на всю оставшуюся жизнь. Она всегдаоставалась для него идеалом женщины, символом высокой и чистой любви. Байронпосвятил Мэри Чаворт целый ряд стихотворений, но особенно волнующе он передалсвое страдание и любовь к ней в поэме «Сон», написанной в 1816 году.
В1805 году Байрон поступает в Кембриджский университет. У него появляются новыетоварищи, некоторые из них стали его верными друзьями навсю жизнь. Байрон отдаетдань молодости, веселью, наслаждениям и проказам. Но это лишь внешняя сторонаего жизни в Кембридже. Он продолжает свои систематические занятия спортом, начатыеим в Харроу: занимается плаванием (он считался впоследствии одним из лучшихпловцов мира), боксом, фехтованием, верховой ездой. По-прежнему много читает. ЗнанияБайрона, почерпнутые в эти годы из множества книг, размышления над прочитанным,были основой для быстрого и самостоятельного развития его личности.
Вся богатаямыслями и чувствами жизнь Байрона-юноши нашла свое отражение в его раннихстихах. В 1806 году, будучи студентом Кембриджа, он
анонимноиздает сборник своих стихов «Летучие наброски», но почти весьнебольшой тираж его уничтожает. В 1807 году анонимно появляется новый сборник,«Стихи по разным поводам». В том же году издан третий сборник стихов поэтауже с указанием имени автора — «Часы досуга», стихи оригинальные и переводыДжорджа Гордона, лорда Байрона. Несовершеннолетнего". 4 июля 1808 годаБайрон получил из университета диплом на звание “Magister Attium” и покинул Кембридж. Он сильно изменился за последнийгод обучения там. Харроу было временем сентиментальной и влюбленной дружбы,Кембридж посвятил его в дружбу интеллектуальную. В этой атмосфере цинизма,сухой мужественной дружбы ему дышалось легко. С новыми друзьями Хобхаузом,Девисом, Мэтьюсом он мог проявить себя таким, каким ему казалось он был насамом деле:…легким в любви и наконец-то свободным. В конце июня 1809 годаБайрон отправился в двухлетнее путешествие. Во время путешествия он пишетпутевые впечатления в стихах, которые легли в основу первых двух песен«Паломничества Чайльд-Гарольда». Путешествие, которое совершил Байронв 1809-1811 годах, имело огромное значение для развития его личности и поэтическогодара. Оно началось с Португалии, затем последовали города Испании. Из ИспанииБайрон выехал на Мальту, вслед за Мальтой он посетил Грецию, Албанию, оттуда поехалв Константинополь, вновь вернулся в Грецию.
Байронвозвращался в Англию в конце лета 1811 года. Уже на пути домой он узнал отяжелой болезни матери, которую не застал в живых. Горе поэта усугубилось еще итем, что погиб один из его близких друзей. Байрон, уединившись в Ньюстеде,тяжело переживает эти события. Но вскоре работа над поэмой «ПаломничествоЧайльд-Гарольда» полностью захватила его.
Вернувшисьна родину, Байрон начал принимать активное участие в политической жизни своейстраны. Титул давал ему право заседать в палате лордов и поэт, далеко не равнодушныйк внутриполитическим событиям выступил там с двумя речами, осуждавшимиантинародную политику тори. Одна из этих речей была направлена против смертнойказни для луддитов, чьи выступления, обусловленные экономическими причинами инаучно-технической революцией, волновали страну в ту пору. Во второй речиБайрон защищал ирландских крестьян-католиков, чье положение было весьмабедственным. Эти речи произвели сильное впечатление в Парламенте и привлекли кмолодому лорду внимание общественности. Это во многом подготовило почву дляповышенного интереса к произведениям поэта. В дальнейшем политические взглядыБайрона будут оказывать серьезное влияние на его творчество. Воззрения поэта наприроду отношений человека и власти, может быть, были не столько политическими,сколько философскими, отрицающими тиранию в любом её проявлении. Мотивытираноборчества, стремления к свободе, индивидуализма проходят через всетворчество Байрона.
Вянваре 1815 года Байрон женился на Анабелле Мильбенк, происходившей из состоятельнойаристократической семьи, строго придерживавшейся
условностейсвета и требований церкви. С самого начала семейной жизни жена Байронастремилась приобщить его к религии, была против его общественной
деятельности,которую Байрон вел, став членом Комитета по управлению театром Дрюри-Лейн. Наэтой почве в семье постоянно возникали размолвки.
Вдекабре 1815 года у Байрона родилась дочь Ада. Августа, а в январе 1816-го, тоесть через год супружества, жена Байрона уходит от него, не объяснив емупричину разрыва. Родители жены предпринимают активные действия, чтобы начатьбракоразводный процесс. Во многих работах о Байроне этот разрыв между супругамиобъясняется не только несовместимость их характеров и жизненных позиций, но искандальной связью между Байроном и его единокровной сестрой Августой. Мы небудем углубляться в подробности этого драматического эпизода из жизни поэта,навлекшему на него негодование общественности и послужившему одной из причинего отъезда из Англии. Заметим лишь, что Августа всегда оставалась для Байронадорогим и любимым человеком, почти единственным светлым воспоминанием о Родине.
Официальныеполитические круги давно уже настороженно относились к Байрону как к авторупроизведений и выступлений, обличающих внутреннюю и внешнюю политику Англии,поэтому начавшийся семейный разлад между Байроном и его женой получает резонансв высшем свете и становится поводом для злобной травли поэта. Газеты раздували скандал,кредиторы описывали имущество. Байрону нельзя было появиться на улицах. Поэтоказался перед необходимостью покинуть родину. 25 апреля 1816 года Байроннавсегда покидает Англию. Последним стихотворением, написанным на родине, были «Стансык Августе». Первоначально Байрон предполагал из Англии отправиться во Францию,а затем в Италию, но французские власти разрешили Байрону лишь проехать по стране,не останавливаясь в городах. Байрон поехал через Фландрию и вдоль Рейна вШвейцарию и поселился на берегу Женевского озера, на вилле Диодати.
Несмотряна тяжелые мысли о своей судьбе, судьбе изгнанника, в Байроне оживает присущийему интерес к жизни чужой страны. В Швейцарии он старается запечатлеть вписьмах, в дневнике все, что он видит; исторические места, природу, людей, их облики быт. Все это затем получило отражение в «Шильонском узнике»,третьей песни «Чайльд-Гарольда» и «Манфреде».
Значительнымсобытием в жизни поэта стала встреча в Швейцарии с Шелли. Эта встреча положила началоих дружбе. Поэты оказывали друг на друга взаимное влияние. Поэтов объединялиобщие позиции в осуждении реакционных политических режимов, в обличении коррупции,лицемерных нравов, господствующих в высших слоях общества. Они защищали идеи свободыи справедливости. Но Байрону были чужды социально-утопические взгляды Шелли.
Швейцарскийпериод в жизни Байрона был недолгим — с мая по октябрь 1816 года, — но за этовремя, закончив ряд произведений, Байрон приступил к
созданиюдраматической поэмы «Манфред» и написал третью песнь«Чайльд-Гарольда».
Италиястала для Байрона страной, в которой многие его творческие и жизненные замыслы воплотилисьв реальность. Байрон приехал в Италию, когда там уже началось движениекарбонариев, и принял в нем участие. В Италии Байрон обрел личное счастье,встретившись с Терезой Гвиччиоли. В 1819 году Байрон из Венеции, где прожилболее трех лет, переезжает в Равенну. Здесь поэт вместе с братом Терезы Гвиччиоли,графом Гамба, принимает активное участие в движении карбонариев, и интересынарода Италии, его свобода становятся отныне его целью. Участие в движении карбонариевне только не прервало творческую деятельность поэта, но еще более еестимулировало. Его дневниковые записи показывают, что работа над начатымипроизведениями продолжалась, возникали замыслы новых, шла подготовка к ихосуществлению. Борьба итальянского народа вдохновила его на создание трагедийиз истории Италии, таких, как «Марино Фальеро», «ДвоеФоскари». В 1821 году Байрон переезжает в Пизу, где жил Шелли. Дружба междупоэтами, начавшаяся в Швейцарии, в Италии продолжает крепнуть. Шелли свосхищением наблюдал, как развивается творчество Байрона. Шелли приезжал кБайрону в Равенну, чтобы обсудить план создания журнал «Либерал». ВПизе с участием представителя издателя Джона Ханта готовился первый номер этогожурнала. Но 8 июля 1822 года во время шторма яхта, на которой совершал морскуюпрогулку Шелли, перевернулась. Внезапная гибель Шелли явилась большим горем дляБайрона и невосполнимой утратой для английской поэзии.
ВГреции, так же, как и в Италии среди карбонариев, Байрон столкнулся сотсутствием единства в рядах повстанцев. Он начинает большую организационную работупо сплочению их, участвует в подготовке кадров для создания греческойповстанческой армии. Эта напряженная жизнь в Миссолонгах была прервана тяжелойболезнью. 19 апреля 1824 года поэта не стало.
СмертьБайрона болью отозвалась в сердцах людей. Греция отметила ее национальнымтрауром, останкам поэта были отданы воинские почести. Гроб сего телом отправилина родину. Он был похоронен в небольшой церкви, неподалеку от Ньюстеда. На надгробнойплите выбито: «Здесь… покоятся останки Джорджа Гордона Ноэля Байрона… автора»Паломничества Чайльд-Гарольда"… который умер в Миссолонгах, в ЗападнойГреции… при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу иславу".

Глава2. Развитие образа Каина в произведениях Байрона
 
Любойвыдающийся художник (в широком смысле этого слова), создающий яркий и цельныйхарактер, образ героя, которого невозможно ни с кем спутать, проходит долгийпуть, вырабатывая этот образ в своих произведениях, прежде чем придать ему ту завершенность,материальность и систему ценностей, с которой он входит в мировую литературу.Говоря о Байроне, наверное, сложно решить, какой же его герой являетсяцентральным в его творчестве, наиболее глубоко выражающим мировоззрение автораи поражающим воображение читателя. Да, Чайлд Гарольд стал фактически именемнарицательным, героем своего времени, отражением целого поколения, символомсвоей эпохи. Вместе с тем его нельзя назвать героем, несущим все принципы,эстетические установки и философские взгляды Байрона. Как нельзя сказать этогони об одном из его конкретных героев. Пожалуй, всеми этими свойствами, обладаетлишь так называемый “байронический характер”, собирательный образ, фактическиставший литературоведческим термином, обозначающий целый тип персонажей, наделенныххарактерными свойствами.
Темне менее, каждый из ярких образов, подаренных нам Байроном, имеет свою историюразвития, своих предшественников. Это касается и образа Каина, воплотившегося водноименной мистерии Байрона. Для того, чтобы прийти к более глубокомупониманию этого сложного и трагического образа, необходимо рассмотретьнесколько произведений, герои которых несут в себе зачатки будущего образаКаина. Для этого мы обратимся как к ранним произведениям Байрона, так и к тем,которые были написаны в последние годы его жизни, одновременно с мистерией“Каин”.
ТворчествоБайрона можно условно разделить на два периода: 1807-1816 гг. и 1817-1824 гг. Впервый период творчества Байрон находится ещё под влиянием английскойклассицистической поэзии. Во второй период он выступает как вполне оригинальныйпоэт-романтик. Тем не менее, черты классицизма присутствуют в произведенияхБайрона на протяжении всей его жизни, нередко вступая в противоречие смировоззрением поэта, отрицающим просветительский оптимизм. Пожалуй, классицизмБайрона, особенно в его драматических произведениях, более близокпервоисточнику, древнегреческим классическим трагедиям, чем произведениям эпохиПросвещения. Но образ Каина получил свое развитие не только в драматических произведенияхБайрона, но и в его поэмах. Первой из них, которую мы рассмотрим здесь, будетпоэма “Паломничество Чайлд-Гарольда”.
 
2.1“Паломничество Чайлд-Гарольда”
 
В1812 году появляются первые две песни лироэпической поэмы «ПаломничествоЧайлд-Гарольда». Что такое для Европы 1812 год? Он был ознаменованисторическими событиями, великими потрясениями, как политическими, так идуховными. В Англии в этот период, время наполеоновских войн, усилилисьреакционные тенденции, начались репрессии против демократических движений иирландцев. Ухудшалось экономическое положение страны, начинались выступлениярабочих, континентальная блокада влекла за собой усиление консервативныхтенденций. В Европе в это время происходят кровопролитные бои с Наполеоном, мирнаходится на грани кардинальных преобразований. Вот в такой напряженный моменти выходит поэма Байрона “Чайлд-Гарольд”.
Этапоэма произвела огромное впечатление не только на английскую публику, но и намыслящих людей всей Европы. За 1 год она выдержала несколько переизданий, что неудивительно,ведь здесь поэт затронул самые наболевшие вопросы своего времени, отразилнастроения разочарования, опасения за будущее, выразил неприятие захватническойвойны и тирании.
Итак,герой Байрона, Чайлд-Гарольд, покидает родовое поместье, Англию и отправляетсяв странствие, в надежде на новые впечатления, утомленный и разочарованныйжизнью, чувственными удовольствиями которой он пресыщен, несмотря на своююность. Перед нами с первых строк предстает человек, изверившийся в людях, испытавшийразочарование в любви, одолеваемый охотой к перемене мест.
Новдруг, в расцвете жизненного мая,
Заговорилопресыщенье в нем,
Болезньума и сердца роковая
(I,4)
Подмаской его напускного равнодушия таится глубокая душевная драма, страстная и живаянатура.
Но всердце Чайльд глухую боль унес,
Инаслаждений жажда в нем остыла,
Ичасто блеск его внезапных слез
Лишьгордость возмущенная гасила.
(I, 6)
Чайлд-Гарольдпутешествует по Португалии, Испании, Албании, Греции, повсюду становясьочевидцем политических конфликтов, национально-освободительных движений. Втретьей и четвертой песнях, написанных уже после изгнания Байрона из Англии(1817 г.) и относящихся к более зрелому периоду творчества поэта, образЧайлд-Гарольда постепенно растворяется в лирическом герое поэмы.
В днимолодости пел я об изгое,
Бежавшемот себя же самого,
Иснова принимаюсь за былое,
Ношус собой героя своего…
(III, 2)
Описываяпутешествие Гарольда по Бельгии, Байрон предается тягостному раздумью о будущемчеловечества. Поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году он расценивает кактрагедию – жертвы, принесенные народами для сокрушения тирана, повлекли засобой новую деспотию и реакцию, установившуюся в Европе после Венскогоконгресса.
Номир на самом страшном из полей
С победойполучил лишь новых королей
(III, 17)
Однакогерой – лишь пассивный наблюдатель, он не принимает участия в событиях,происходящих вокруг него. Тем не менее, поэт не делает своего героя безликим,мы можем судить о его личности и о его внутреннем состоянии. Индивидуализм,ведущий Гарольда к постоянному одиночеству, сочетается в душе героя снепримиримым протестом против всякого гнета, разочарованием в существующихидеалах, стремлением познать неизведанное, понять себя и окружающий мир.
Этодает нам основание предположить, что черты типичного байронического характера,воплотившиеся позднее и в Каине, проявлялись уже в раннем творчестве Байрона. Причинойэтому послужили, видимо, как личные переживания поэта, так и общие настроениятого времени.
Следующимважным этапом в формировании образа Каина стал цикл так называемых ‘Восточных’поэм Байрона, написанных в необычайно короткие сроки, с1813 по 1816 год.
 
2.2Восточные поэмы
 
Окружающаяпоэта действительность подтачивала классицистические идеалы, которых он внекоторой мере продолжал придерживаться, порождало романтический протестБайрона против вселенной, в которой попираются законы здравого смысла,заставляло его бунтовать против всякой регламентации в частности – в областихудожественного творчества. Бунт этот в первую очередь проявляется в новом типегероев, противостоящих миру зла и несправедливости, которую они, увы, бессильныпобедить.
Обстоятельства,как и всегда в романтических произведениях, оказываются сильнее их, и они несутвечное бремя отчаяния и страдания. Здесь мы видим черты уже во многомтипические, лежащие в основе байронического характера и присущие в дальнейшемобразу Каина.
Еслирассматривать Восточные поэмы (а это поэмы “Гяур”, “Абидосская невеста”,“Корсар”, “Лара”, “Паризина”, “Осада Коринфа”) подробнее, то стоит остановитьсяна некоторых из них, так как образы главных героев в них схожи повышеперечисленным признакам, хотя, несомненно, каждый из них создан схудожественной неповторимостью, присущей перу великого поэта.
ВВосточных поэмах углубляется конфликт героя с обществом. Например, в поэме“Корсар” Байрон подчеркивает, что не природа создала героя преступником, аобстоятельства поставили его в это положение.
Оттолкнут,оклеветан с юных дней,
Безумноненавидел он людей.
(I, XI)
Онсредь людей тягчайшею из школ –
Путьразочарования прошел (I, XI)
Отступаяот классицистических традиций, поэт рисует противоречивый образ, в которомсочетаются нежность и жестокость, крайний индивидуализм и жертвенность,благородство и преступность, меланхолическая пассивность и необузданнаяэнергия. Например, в описании Корсара
Нетзлых вполне. И он в душе таил
Живогочувства уцелевший пыл;
(I, XII)
Онбыл преступен — мы его клеймим! -
Ночистой был любовью он палим;
Ееодну, последний дар, не мог,
Вдуше холодной заглушить порок!
(I, XIII)
Главныйгерой – корсар Конрад изображен автором фигурой глубокой и неоднозначной,разительно отличающейся от героев классицистических поэм, где добро и зло четкообозначены. В Восточных поэмах в целом и в “Корсаре” в частности отражаютсясомнения автора в справедливости мироустройства, приводящие героев ктрагическому концу. В романтической обстановке (морские сражения, спасениеналожницы султана, пленение Конрада) показана обреченность героя, сочетающего всебе доброе злое начало и его неспособность реализовать свои положительныекачества в жестоком и несправедливом мире. В отличие от предшествующих“Корсару” поэм “Восточного” цикла, личность героя раскрывается перед нами черезразличные критические ситуации, с которыми он сталкивается в течение поэмы.
Неменее сложны и герои других Восточных поэм. По мысли Байрона, именно лучшие ихкачества – твердость духа, сила привязанностей, поднимает их на восстаниепротив общества, не приемлющего эти выдающиеся личности. Однако восстаниепротив общества возможно лишь через преступление, искажающее благородное началов их душах. Образ Конрада последовательно усложняется в последующих за нимпоэмах “Лара”, “Осада Коринфа” и “Паризина”.
Отвращениек реакции и ограничению свобод, прославление гордого и одинокого борца противтирании закона и обычая, защита чувства, торжествующего над мещанскойумеренностью, атмосфера таинственной печали и нечеловеческого накала страстей –вот черты, поразившие читателей поэм Байрона.
Всепоэмы Восточного цикла объединены мотивами обреченности исключительной личностиво враждебном человеку мире, а также борьбе с любого рода деспотией. Эти темыполучат развитие в последующих произведениях Байрона, в частности в “Каине”.Забегая вперед, отметим, схожесть героя мистерии “Каин”, например с Конрадом –будучи людьми мыслящими и стремящимися к добру, оба героя приходят в итоге ктрагическому финалу, причиной которому их исключительность и несовершенствоокружающего мира.
2.3“Манфред”
В1817 году великий английский поэт навсегда покинул свою Родину, унося в душепечаль и горькую обиду изгнанника. С этого переломного момента в жизни Байронаначинается второй период его творчества, на протяжении которого были созданыпоразительные по глубине и художественной силе произведения. Рассмотрим одно изних, наиболее важное для развития образа Каина. Это – драматическая поэмаБайрона “Манфред”.
Преждечем переходить к обзору ”Манфреда” стоит сказать несколько слов о драматургииБайрона вообще. Байрон увлекался театром с юных лет, в последствии, как мывидим это из его биографии, он был близок к театру Друри-Лейн, где близкопознакомился с театральной жизнью. Это не могло не вызвать у него желаниянаписать что-нибудь для сцены. Однако, фактически все драматургическиепроизведения, которые он создал, не предназначались, по его собственному мнению,для постановки в театре. По-видимому, это было связано, как с особенностями еготворений, во многом новаторских, так и с обстановкой на английской сцене тоговремени. Светская публика, наверное, была ещё не готова воспринять глубокийсоциально-философский смысл произведений Байрона, и тот опасался, что реакцияподобного рода публики вызовет в нем только “страдание, усиленное еще сомнениямив компетентности зрителей и сознанием своей неосторожности в выборе их своими судьями"(предисловие к “Марино Фальеро"). Создавая свои произведения, Байрониспытывал сильное влияние классицизма, которое особенно ярко выражено в такихдрамах, как “Марино Фальеро”, “Сарданапал” и “Двое Фоскари”. Поэт сам говорит освоей приверженности принципу трех единств и другим классицистическим принципамв предисловии к драме “Марино Фальеро”. Любопытным образом эта группапроизведений, написанных примерно в один период, сосуществовала с другой,принципиально отличающейся от неё – “Манфредом”, “Каином”, мистерией “Небо иземля”, созданными в вольной романтической форме.
Итак,“Манфред” становится фактически первым серьезным драматургическим опытомБайрона. Эта драматическая поэма начата им в год изгнания, 1817. В её созданииважную роль сыграли впечатления поэта от путешествия по Швейцарии.Величественные пейзажи, заснеженные горные вершины, прекрасная и дикая природаАльп поразили воображение Байрона, побудили его изобразить эти великолепныекартины в стихотворной форме. Вся поэма проникнута холодной красотой гор,донесенной до нас гением поэта.
Вхрустальном океане горных льдов,
Мыбез следа скользим по их изломам,
Поглыбам, взгроможденным друг на друга,
Застывшимпосреди водоворота….
(Акт II, Сцена 3)
Одновременнос этим его терзали чувства горького разочарования, одиночества, отверженности,которые он также вложил в свое удивительное произведение. Однако нет сомнений втом, что замысел “Манфреда” обусловлен не просто капризной фантазией Байрона, непросто пережитым им личным горем, но выражает существенную сторону философскоймысли эпохи. Страдания Манфреда, заточившего себя в неприступном одиночествесвоего горного замка и погибающего под бременем раскаяния и сознания своегонепреодолимого разрыва с человечеством, отражает тяжелые размышления самогоБайрона, в конечном счете порожденные…общим кризисом просветительской мысли вЕвропе.
Манфред– не очень большая поэма, в ней происходит не так уж много событий, и, побольшому счету, все происходящее является лишь иллюстрацией философской идеи,лежащей в основе произведения. Многие современники Байрона считали, что“Манфред” был написан под впечатлением от “Фауста” Гете. Действительно, напервый взгляд, кажется, что существует множество сходств – готическаяатмосфера, ученость главных героев и их обращение к потусторонним силам,мистические события, гибель возлюбленной…
ОднакоБайрон отрицал связь своей поэмы с Фаустом. Если Фауст утверждает невозможностьподлинного знания, то герой “Манфреда” убежден, что знание лишь увеличиваетстрадания человека. Эта его позиция заявлена уже в самом начале поэмы.
Скорбь– знание, и тот, кто им богаче,
Тотдолжен был в страданиях постигнуть,
Чтодрево знания – не древо жизни…
(Акт I, Сцена 1)
Этистроки напрямую связаны с проблематикой “Каина”; размышления над вопросом осущности знания и месте человека в системе мироздания в “Каине” получат особоезначение и развитие.
Другиммотивом, унаследованным от предыдущих произведений Байрона и переданным вдальнейшем “Каину”, станет уже известный нам мотив тираноборчества, отказа отпреклонения перед высшими силами. В “Манфреде” этот протест наиболее ярковыражен в конце поэмы, когда герой отказывается повиноваться властителю злыхсил Ариману и следовать за могучим духом, призванным вести его навстречу смерти.
Япрезираю вас, — я с каждым вдохом
Теряюжизнь, но презираю вас!
Я несмирюсь, покуда сердце бьется…
(Акт II, Сцена 4)
Манфред,постигший различные науки жаждет забвения и свободы от своего опыта, он мечтаето небытии.
Забвенья– лишь забвенья.
Вымне сулите многое, — ужели
Не всилах дать лишь одного?
(Акт I, Сцена I)
Еготяготит чувство вины, так как он стал причиной гибели своей возлюбленнойАстарты, подобно другим героям драматургии Байрона, он “мучительно переживаетсамый факт своего бытия”.
Итак,рассмотрев “Манфреда”, последовавшего за Восточными поэмами, мы можемпроследить за изменениями образа байронического героя и за изменениями вовзглядах самого поэта. Настроение произведений Байрона с 1817 года становитсяболее пессимистическим, вера его героя в человечество слабеет, отчуждение отобщества увеличивается, и вместе с ним возрастает его гордыня, более яростным иотчаянным становится протест против зла и несправедливости. В образе Манфредатрагизм романтического мировоззрения Байрона достигает высшей точки. Однаконаряду с типом героя, постепенно развивавшимся от Чайлд-Гарольда к Манфреду ипозднее, к Каину, великий поэт создал ещё один неповторимый образ, значительноотличавшийся от всех остальных и любопытным образом контрастировавший с образом“Каина”. Речь идет о “Дон Жуане”, одном из величайших произведений литературы XIX века.
 
2.4“Дон Жуан”
 
Этопроизведение, на каждом слове которого лежит “печать бессмертия” интересно намне только, как, пожалуй, наивысшая степень проявления таланта Байрона, но и какпоэма, работа над которой шла параллельно с созданием мистерии “Каин”. Поразительнане только байроновская трактовка образа Дон Жуана, но и несхожесть его с темтипом героев, который существовал в его творчестве прежде и о котором мырассуждали выше. И “Каин”, и “Дон Жуан” создавались в один период жизни поэта,хотя, конечно, на создание “Дон Жуана” у Байрона ушло значительно большевремени. Оба эти произведения связаны с итальянским периодом творчестваБайрона, который начался с 1818 года.
Итак,в 1818 году Байрон прибывает в Италию, где вскоре присоединяется к движениюкарбонариев, выступавших за освобождение Италии от австро-венгерского ига. Вэто время тираноборческие мотивы, всегда занимавшие значительное место в еготворчестве, усиливаются. По-разному, но с удивительной силой проявляются они ив “Каине” и в ”Дон Жуане”. В мистерии “Каин” протест возведен до космическойвеличины, философски рассматривается место человека в мире, трагическая двойственностьего природы. “Дон Жуан” же нарочито прозаичен, если можно это сказать опоэтическом произведении. Вечные вопросы трактованы здесь через жизненныеситуации и проблемы, современные поэту.
Основныемотивы “Дон Жуана” — это скорбь об унижении просветительских идеалов, обличениепороков общества, протест против захватнической войны, воспевание справедливойборьбы против любой деспотии.
Всеэти темы раскрываются в поэме при помощи массы художественных средств, многиеиз них являются новаторскими для того времени. В общем можно сказать, чтоБайрон стремится к максимальной точности фразы, он вводит в свою поэму лексикусамых разных сфер жизни, включая элементы народного творчества, что придаетпроизведению необычайную живость и разнообразие.
Геройпоэмы весьма далек от привычного для нас байронического характера, одержимогомрачными страстями и обреченного судьбой на гибель. Дон-Жуан — характермногомерный и развивающийся, в отличие от монолитных романтических героев,испытывающих смену внутренних состояний, однако остающихся самими собой досамого конца. В отличие от этих же героев, универсальных, изображенных как бы вотрыве от реального мира, Дон Жуана поэт создает в совершенно конкретныхусловиях. История героя здесь как бы опровергает принятую просветителями идеюРуссо о “естественном человеке” и раскрывает трагизм человеческогосуществования вообще.
ДонЖуан показан автором на довольно продолжительном отрезке времени; онпретерпевает самые разные приключения, в ходе которых, как в и “Корсаре”проявляется характер героя. Молодой испанец переживает и кораблекрушение, икратковременное счастье чистой любви, и рабство, и войну, а затем проходитискушение роскошной жизнью придворного – фаворита Екатерины II. Поэма не была закончена, последниееё песни переносят нас в недалекое для Байрона прошлое Англии, где Дон Жуанвращается в высших кругах в должности русского посланника. Все этимногочисленные приключения позволяют Байрону осветить в различные сферы жизниевропейского общества и обличить его пороки. Наиболее значимыми эпизодами поэмыв рамках раскрытия темы данной работы для нас являются седьмая, восьмая идевятая песни. Они повествуют об участии Дон Жуана во взятии крепости Измаилвместе с русскими войсками, а затем о его жизни при дворе Екатерины II. Любая война, кроменационально-освободительной, является для поэта безусловным злом,кровопролитием, совершаемым по прихоти бездушных тиранов. Средоточием тирании,апогеем абсолютизма для Байрона становится Екатерина II. Через описание русского двора и подробностей кровопролитнойвойны Байрон раскрывает суть любой европейской тирании и любой европейскойвойны. Именно в этих песнях звучат самые гневные реплики поэта против деспотии.Он обращается к потомкам с уверенностью в том, что в будущем тирания будет лишьпозорным воспоминанием о прошлом человечества.
Пускайже разукрашенные троны
И всена них сидевшие царьки
Вамчужды, как забытые законы

Выбудете глядеть в недоуменье –
Моглили жить подобные творенья!
(VII, 137)
Этистроки были написаны через год после создания “Каина”, но они отражают вомногом те же настроения, которые преследовали его во время создания мистерии.
Подводяитог всему вышесказанному, следует заметить, что “Дон Жуан” и “Каин” являютсякак бы различными гранями одной идеи, которую Байрон выражал в своихпроизведениях на протяжении всей своей жизни, идеи о величии личности инизвержении любой формой тирании.

Глава3. Мистерия “Каин”
Вянваре 1821 Байрону минуло 33 года. В это же время явилась к нему идея осоздании “Каина”. Прошедший 1820 год был для поэта чрезвычайно богат событиями– это и новая любовь, графиня Тереза Гвиччиоли, и участие в движениикарбонариев. Одновременно с этим политические события в Европе приковывали еговнимание – победа революции в Испании, вольнолюбивые настроения в Италии,дававшие надежду на избавление от австро-венгерского гнета и на принятиеКонституции. Эти разнообразные явления жизни послужили основой для подъема творчестваБайрона и переосмысления идей, волновавших его прежде. Он работает надпроизведениями самого разного характера, особое внимание уделяя драматическимпоэмам, в частности трагедиям. 28 января 1821 года он пишет в Дневнике:“Обдумывал сюжеты четырех будущих трагедий , а именно “Сарданапал”,уже начатый; “Каин” – метафизический сюжет, немного в духе “Манфреда”, но в 5актах, может быть с хором; Франческа да Римини в пяти актах; и возможнопопытаюсь написать о Тиберии… ”. Далее в записи от того же числа поэтрассуждает о природе страха человека перед будущим и причинах его сомнения внастоящем. Он также говорит, что лишь в Прошедшем мы можем найти ответы навопросы о Будущем, и лишь Надежда поддерживает стремление человечества вперед.В связи с этим он определяет и роль поэзии. “Что такое поэзия? – ОщущениеПрошедшего и Будущего миров”. В этой же дневниковой записи он приводит инабросок речи Люцифера для трагедии “Каин”
Когдабы смерть была лишь злом – безумец!
Житьразве я позволил бы тебе?
Живи,как я живу, как жил отец твой,
Какбудут жить и правнуки твои.
Этадневниковая запись освещена здесь так подробно, потому что из неё мы можемсделать несколько выводов, очень важных для понимания позднего периодатворчества Байрона в целом и мистерии “Каин” в частности.
Вэтой записи – ключ к пониманию Байроном сущности поэзии, а перечень сюжетовзадуманных им… трагедий говорит о том, что внимание поэта привлекли те эпизодымира Прошлого, в которых отражены разные грани деспотизма.
Изпроизведений, создать которые Байрон планировал в этой дневниковой записи,реализовались всего два – “Сарданапал”, драма о трагическом конфликте междуестественным стремлением человека к счастью и его ответственностью какгосударственного деятеля за судьбу народа, драма, в которой деспотизм героязаключается в пренебрежении обязанностями государя и попустительстве злу, итрагедия “Каин”.
Несмотряна то, что сам автор в дневнике называет “Каина” трагедией, позже, впредисловии к этому произведению он дает ему более развернутую характеристику. “Каин”определен там как мистерия, так в средневековье называли представления набиблейские сюжеты. Однако содержание произведения вовсе не носит тогонравоучительного характера, который присущ “моралитэ”, его идея вступает всерьезное противоречие с традиционной христианской трактовкой сюжета о Каине.
“Каин”посвящен Байроном другому знаменитому английскому писателю 19 века, сэруВальтеру Скотту, для которого подобный дар был, конечно, почетным, но при этомдовольно опасным, ведь отношение большей части публики к “Каину” былонегодующим.
Прекрасносознавая неподготовленность общества к восприятию такого нестандартного и вомногом провокационного произведения, Байрон стремился смягчить впечатление отнего, комментируя в предисловии те моменты, которые могли показаться егосовременникам особенно богохульственными.
Известно,что отношение Байрона к Библии и к христианской вере было чрезвычайно сложным.В течение своей жизни он не раз пытался обратиться к религии и даже отдал однуиз своих дочерей на воспитание в католический монастырь. Мы не можем сегоднясудить, к чему же все-таки пришел великий поэт в конце своей жизни, но атеистомон определенно не был. Более того, библейский текст он, по-видимому, зналпрекрасно, и предисловие к “Каину” это подтверждает. В начале предисловия поэтобъясняет, что старался по мере сил, сделать так, чтобы каждый из героеввыражался соответственным ему языком и, если брал что-либо из Священногописания, то крайне редко. Далее поэт отметает в сторону все возможныепредположения читателей и критиков, что его мистерия – лишь очередная вариацияна тему мильтоновского “Потерянного рая” или отголосок какого-либо другогопроизведения. При этом не возникает сомнений, что “Потерянный рай” с егоблизкой Байрону трактовкой Люцифера как гордого борца против тирании Бога оказалопределенное влияние на “Каина”. Сам поэт не отрицает, что Мильтон произвел нанего большое впечатление, хотя был прочитан за много лет до создания “Каина”. Впримечании к предисловию поэт упоминает о поразившей его теории Кювье,предполагающей, что «…мир был населен разумными существами, превосходившимиумом людей и по своей мощи пропорциональными мамонту».
Сегоднятакое поэтизированное описание динозавров кажется нам даже забавным, новспомним, что в первой половине XIXвека мир, стоявший на пороге великих открытий, был потрясен фактами,противоречившими библейской картине мира.
Байронже использует эту теорию, вложив её в уста Люцифера, она помогает поэту создатьфантастическую и величественную картину Царства смерти во втором акте пьесы.Мысль о существовании на Земле более развитых существ до появления человекаглубоко волновала Байрона. Например в “Разрозненных мыслях” он пишет: “ Иногдая думаю, что Человек – потомок какого-то более высокого материального существа,уцелевший от иного мира, выродившийся вследствие лишений и борьбы, через Хаос пришедшийк некоему со средой…
Эпиграфк мистерии также весьма интересен. Это- цитата из Библии:
“Змейбыл хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог”. Опираясь на этуфразу, поэт фактически отрицает признанное в христианстве положение о том, чтоЕву соблазнил дьявол. Он комментирует это и в предисловии: “Читатель, наверное,помнит, что в книге “Бытия” не сказано, что Еву соблазнил дьявол, а говоритьсяо змие, да и то потому, что он “самая хитрая из полевых тварей”. То есть,ответственность за грехопадение перекладывается на самого человека. В первомакте пьесы эта мысль прозвучит из уст Люцифера, но не будем забегать вперед.
Итак,“Каин” – это мистерия в пяти актах, в ней восемь действующих лиц: Адам, Каин,Авель, Ангел Господень, Люцифер, Ева, Ада, Села. Все персонажи – библейские, основноедействие происходит на земле, после изгнания первых людей из рая. Каноническаяистория Каина и Авеля весьма лаконична. Приведем её здесь, хотя бы радисравнения с трактовкой Байрона.
“…Каин принес от плодов земли дар господу. И Авель также принес от первородныхстада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его; А на Каинаи на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказалГосподь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешьдоброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грехлежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю,брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, иубил его”. Суть христианского предания – смирение; главный грех Каина –гордыня, вина его неоспорима. Байрон же дает совершенно другое видение этогосюжета.
ХарактерКаина начинает раскрываться перед нами с первой сцены первого акта. Адам, Ева,Авель со своей женой Селлой и жена Каина Ада возносят хвалы Иегове на восходесолнца. Внимая их молитвам, герой испытывает “раздражение и презрение, пугающиеего самого”, он не понимает, за что могут быть благодарны Иегове его близкие.
Адам
Но тымолчишь, сын Каин.
Каин
Этолучше.

Каин
Мнене о чем молиться
Адам
И неза что быть благодарным?
Каин
Нет.
(Акт I, Сцена 1)
Здесь,как в Манфреде, где герою противопоставлены фигуры Аббата и Охотника,контрастными по отношению к Каину являются фактически все персонажи, кромеЛюцифера. И ”Манфред” и “Каин” – это философские драмы, в которых ставятсявечные вопросы, но мистерия Байрона более универсальна, так как его героипредставляют собой фактически все человечество.
Каинтяготится своим существованием, он упрекает своих родителей в том, что они невкусили от древа жизни, которое позволило бы им не тяготиться страхом смерти. Внем нет и доли того смирения, которое присуще Адаму, Еве и другим их детям.Более глубоко, чем другие второстепенные герои в мистерии раскрыт образ Ады –жены Каина. Она – воплощение кротости, бесконечной любви и преданности.
Засценой молитвы следует монолог Каина, в котором тот выражает свое возмущениемироустройством, сомневается во благе Всевышнего (“Всесилен так и благ? Зачемже эта благость наказует меня за грех родителей?” Акт I, сцена 1). Читатель понимает, что эти вопросы волнуют герояуже давно, что это плоды долгих и горьких размышлений и наблюдений. Именно вэтот момент сомнения появляется фигура Люцифера. В описании его облика чувствуетсяпреемственность от мильтоновского сатаны, он очень далек от христианскойтрактовки этого образа.
Онсмотрит
Величественнееангелов; он так же
Прекрасен,как бесплотные, но, мнится,
Нестоль прекрасен, как когда-то был….
(Акт I, Сцена 1)
Люцифервоспринимается героем почти с восхищением, он сразу угадывает могущество этогодуха. Вместе с тем он отмечает что “скорбь кажется мне частью его души…”. Переднами сразу возникает образ титанический, сумрачный, таинственный.
МеждуКаином и Люцифером начинается беседа, в ходе которой Дух подводит героя к темвыводам, которые давно уже созревали в его сознании. Он утверждает, чтосострадает смертным, порицает Бога за жестокость по отношению к ним иопровергает предположение Каина о том, что дьявол под личиной змея соблазнилЕву. В его интерпретации человек из тщеславия переносит вину за своегрехопадение на злого духа; более того он заявляет, что “тварь его лишьразбудила в тех, с кем говорил язык её коварный”. Здесь – тот же мотивответственности человека за собственные деяния, о котором нам напоминаютпредисловие и эпиграф.
Вэтой первой беседе Каина и Люцифера есть несколько ключевых моментов,раскрывающих суть мистерии и образы героев. Байрон вкладывает в уста Духа такиеречи и изображает его таким образом, что этот герой внушает читателю невольнуюсимпатию в контексте данного произведения. Люцифер говорит Каину о том, что онзаботится о людях более чем Бог (“Я б создал богами вас, а он лишил вас рая…”),и поднимает тему смерти, мысли о которой давно уже преследуют Каина.Единственный способ для героя победить свой страх перед ещё неведомымчеловечеству явлением – это познать, что такое смерть. Люцифер, подталкиваетего к этому выводу, приводя в пример себя
А я,познавший все, уж не страшусь
Ниперед чем. Вот истинное знанье.
(Акт I, Сцена 1)
Каин,видящий теперь в Духе своего единомышленника и почти что союзника проситЛюцифера наставить его, на что тот, в своей сатанинской гордыне требует, чтобычеловек пал и поклонился ему, как владыке. Здесь как раз и проявляется характерКаина, гордыня которого лишь немногим уступает Люциферу. Подобно Манфреду,отказавшемуся пасть перед Ариманом, он отказывается встать на колени. Передэтим он, правда, колеблется, спрашивая у своего собеседника:
— Тыразве Бог?
Азатем:
-Такравный Богу?
(Акт I, Сцена 1)
Вответ на это Люцифер с презрением говорит, что не имеет ничего общего с Иеговойи согласится быть “чем угодно – выше иль даже ниже — только не слугоюмогущества Иеговы”.
Видя,что Каин не хочет сгибаться ни перед кем, сатана замечает: “непоклоненье Богуесть поклоненье мне’. Люцифер соглашается открыть Каину тайну его существованияи требует, чтобы тот следовал за ним. В этот момент появляется третье лицо –антипод Каина и Люцифера – Ада, самый сложный после Каина образ в мистерии. Беседатеперь идет фактически между ней и Духом, и это – кульминация первого акта.
Каинпо-прежнему остается центральной фигурой, хотя его реплики в этой частинемногочисленны, а два обрамляющих его персонажа олицетворяютпротивоборствующие силы. Ада призывает своего брата не идти вслед за Духом иостаться с ней, и, одновременно, вступает в спор с Люцифером. Последнийутверждает, что истина – благо, и змий был правдив, соблазняя Еву, а Иеговавсемогущ, но не всеблаг, он внушает не любовь, а ужас. Из этих рассуждений онвыводит главное положение: “любовь не совместима с знанием…другого нет выбора.Адам уже избрал: он почитает Бога лишь из страха”. Ада в свою очередьутверждает противоположное: “Кто всемогущ, тот и всеблаг”, “…истина несет намтолько беды”. Она умоляет Каина предпочесть любовь знанию и не покидать её. Адакротка, она не чувствует ненависти по отношению к темному духу, который хочетзабрать у неё любимого. Напротив, она плачет о Люцифере, интуитивно чувствуя,что он несчастен и одинок. Она страшиться, что, открыв её мужу доселенеизведанное, он сделает и его таким же несчастным. “Нет, не ходи за ним — заэтим духом: это дух нам чуждый” – восклицает Ада. Но Каин неумолим, он ужесделал свой выбор. Подобно предшествующим ему героям Байрона он не можетсклониться перед окончательно открывшейся ему несправедливостью мироздания, онне способен быть рабом. Он винит своих родителей в том, что те обрекли нетолько их, но и “мириады, сонмы тех, что народятся” на вечные страдания исмерть, а древо дало им единственное знание – “мы знаем лишь одно: что мынесчастны”.Каин не может продолжать прежнее существование, которое, как онговорит “унижает его дух”. Читатель понимает, что самое сильное негодование геройиспытывает против Творца, ставшего, по его мнению, причиной всех несчастий. Невнимая мольбам возлюбленной, обуреваемый жаждой знания, Каин отправляется вследза Люцифером. На этом завершается первый акт мистерии.
Изначальнокажется, что в “Каине” силы добра и зла четко обозначены, но в том изаключается сложность и достоинство этого произведения, что “полюса” егонесколько раз меняются местами и мы не получаем однозначного ответа на вопрос отом, что есть добро, а что зло.
Вфинале первого акта доводы Люцифера кажутся справедливыми, его желание открытьКаину истинное знание более или менее искренним. Но не будем забывать, чтоЛюцифер лукав.
Второйакт “Каина”, кульминационный для произведения и поражающий воображение читателяглубиной и вселенским масштабом, открывает перед нами полет Каина и Люцифера вБездне пространства, а во второй сцене – их путешествие по Царству смерти. Люциферпоказывает Каину невообразимое множество миров, движущихся в пространстве,подводит его к пониманию относительности всего сущего и осознанию ничтожностине только человека, но даже и всей Земли по сравнению со Вселенной. Владыкатьмы также напоминает Каину о том, что его дух, стремящийся к знанию, сковангрубой телесной оболочкой и обречен на смерть. Всю свою дальнейшую аргументациюЛюцифер строит на контрастах: смерть-бессмертие, ничтожество человека – величиевселенной, тиран Адонаи и он сам, бессмертие духа и неизбежность страданий.Понимая, что человек не властен бороться со смертью, несмотря на то, что частьего бессмертна, Каин не отчаивается, он не боится увидеть царство смерти:
Разгрех Адама предал всех нас смерти,
То яхочу заранее увидеть
То,что мы все увидим поневоле
Когда-нибудь.
(Акт II, Сцена 1)
Царствосмерти поражает Каина своей величественной необъятностью, он видит там мириадытеней давно ушедших существ и продолжает свою беседу с Люцифером. Тот объясняетему, что люди – не первые на Земле, что до этого её населяли иные, высшие игораздо более прекрасные существа, которых, несмотря на их величие, также постигласмерть. Всеми своими действиями Дух стремится доказать Каину его собственноеничтожество, он утверждает, что “смерть даст высшее познанье; ведь толькосмерть для смертных несомненна”. Ужасаясь столь трагической картине мироздания,открывшейся перед ним, Каин восклицает:
Зачемя существую
Ипочему несчастен ты, и все,
Чтосуществует в мире, все несчастно?
Ведьдаже тот, кто создал всех несчастных
Неможет быть счастливым…
(Акт II, Сцена 2)
Этоти последующие монологи ещё глубже раскрывают перед нами образ Каина; эточеловек вовсе не эгоистический, глубоко сострадающий, наделенный естественнымстремлением к добру и к истине. Он противится, когда Люцифер искушает его,вызывая в его душе недобрые чувства к собственному брату. Мы видим, что Каин исам давно уже задумывался, почему все, и даже всеблагой Иегова относятся кАвелю благосклоннее, чем к нему. Злой дух разжигает в герое искру неприязни кбрату, но Каин пока сопротивляется этому чувству. Он просит Люцифера открытьему его обитель или обитель Иеговы. Последующие за этим реплики Духа меняютотношение читателя к этому персонажу. Постепенно становится ясно, что он вовсене желает блага людям, а всего лишь использует их в борьбе с Иеговой за власть.Люцифер говорит, что открыть одну из великих обителей перед человеком можеттолько смерть, и что настала пора Каину вернуться на землю. Когда же геройвопрошает Люцифера, какова же была все-таки цель их путешествия, то Люциферотвечает, что Каин должен познать себя, что приводит его к желанному для Злогодуха выводу:
Увы!Я познаю,
Что я– ничто.
(Акт II, Сцена 2)
Люциферзаключает, что это – “непреложный итог людских познаний”. Здесь угадываетсязнакомый нам мотив, звучавший ещё в “Манфреде”.
Финальныймонолог Люцифера, после которого этот персонаж уже более не появится в мистерии,содержит, непримиримый вызов Богу и очередное рассуждение об относительностидобра и зла:
Онпобедил, и тот, кто побежден им,
Тотназван злом; но благ ли победивший?
(Акт II, Сцена 2)
НапоследокЛюцифер, который теперь не вызывает у нас такого почтения, как в началепроизведения, но все же остается героем неоднозначным, произносит слова,которые, пожалуй могли бы звучать из уст самого автора:
Одинлишь добрый дар
Даловам древо знания — ваш разум:
Такпусть он не трепещет грозных слов
Тирана,принуждающего верить
Наперекори чувству и рассудку.
Терпии мысли – созидай в себе
Мирвнутренний, чтоб внешнего не видеть;
Сломив себе земное естество
Иприобщись духовному началу!
(Акт II, Сцена 2)
Итак,во втором акте пьесы ещё сильнее, чем в начале звучат тираноборческие мотивы,как из уст Люцифера, так и из уст Каина. Но Каин стремиться к добру, еговосстание против Бога – результат его неудовлетворенности окружающим миром, вкотором происходит так много зла. Силой своего ума герой понимает, что Люцифер– не его союзник и равнодушен к нему и к судьбе человечества так же, как и Бог.
Свозвращения на Землю начинается третий, финальный акт философской драмы.Композиция произведения циклична и это соответствует его идее – поднявшись оттягостной повседневности до космических высот, человек вновь возвращается наЗемлю, чтобы ещё сильнее ощутить свое ничтожество.
Каинвозвращается из Бездны пространства ещё более угнетенным и мятежным, чемпрежде. Любовь кроткой Ады, которая встречает его, мирный сон его сына Энохалишь усугубляют его страдания. Каин понимает, что и его сын, и все последующиепоколения будут несчастны, что рай навеки потерян ими. Он вновь и вновьповторяет, что человек – ничтожество, а Иегова несправедлив, заставляя людейстрадать за грех, не совершенный ими. Гордыня героя в финальном акте достигаетвысшего предела. Когда он видит воздвигнутые Авелем для совершения совместнойжертвы алтари, то говорит Аде, выражая неприязнь не только к Творцу, но и ксобственному брату:
А ктоему сказал, что я согласен
Делитьего корыстные молитвы,
Вкоторых вовсе нет благоговенья,
Аесть лишь страх?
(Акт III, Сцена 1)

Мывидим, что искра ненависти, зажженная в нем Люцифером, разгорелась сильнее,теперь он уже открыто говорит, что ему не за что быть благодарным Богу, не вчем каяться перед ним, так как грех отца уже искуплен страданиями людей,живущих ныне и обреченных страдать в веках. Мольбы Ады и её доводы напрасны,она не может убедить Каина смириться.
Вэтот момент появляется Авель, чей образ до этого фактически не был раскрыт. Даавтор и не стремиться сделать этого героя глубоким, ведь он – лишь один измногочисленных антиподов Каина. Главные отличительные черты Авеля – кротость ипочтение к Иегове, проявляются во всех его действиях. Авель наивно полагает,что своими уговорами может обратить брата на путь истинный и слезно умоляет егопринять участие в жертвоприношении. Иной читатель может подметить, что, еслирассматривать ситуацию в психологическом аспекте, то Авель в некоторой степенисам виноват в случившемся, своими кроткими, но настойчивыми просьбамиразбередивший и без того неспокойную душу своего брата. Действительно, покакой-то причине благочестивый Авель не вызывает у нас такой симпатии или, покрайней мере, такого интереса, какой вызывают в этой трагедии Люцифер и Каин. Всвязи с этим заметим, что для английской литературы вообще характерна некотораяпоэтизация зла и мятежа. От Мильтона до Уайлда эта тенденция четкопрослеживается; возможно, она связана с присущей британскому светуконсервативностью и чопорностью, против которой своеобразно восстают поэты иписатели.
Вовремя жертвоприношения разворачиваются все самые драматические событиямистерии. Каин, о внутреннем состоянии которого мы можем судить по монологу,обращенному к Аде незадолго до появления брата, неохотно соглашается принестиИегове свои дары, следуя примеру Авеля. Но вот молитва, которую старший братобращает к творцу весьма отличается от смиренной благодарности младшего. Непреклоняя колен, Каин произносит совершенно богохульственные вещи. Он открытоотказывается признать Бога всеблагим, почти с насмешкой обращается к Нему,призывая разить смертного, если тот кажется дурным, ведь человек ничтожен, он вполной власти Творца. В этом монологе сливаются воедино безысходность, гордыня,протест против тирании и нереализованное стремление изменить мир к лучшему. Последнейкаплей для Каина становится то, что Иегова отвергает его дар и, в очередной разявляет благосклонность смиренному Авелю. Давно клокотавшая в душе старшегобрата ярость прорывается наружу. В порыве бешенства он хочет опрокинуть алтарьАвеля, “угодник небес” “жертвенник, залитый кровью агнцев, вскормленных ивспоенных для закланья”. Бог окончательно воплощается перед Каином в образекровожадного тирана, требующего в угоду себе заклания невинных агнцев. Сначалагнев Каина направлен на жертвенник, но когда Авель пытается препятствовать ему,то он восклицает:
ТвойБог до крови жаден, — берегись же:
Пустименя, не то она прольется!
(Акт III, Сцена 1)
Вэтот момент уже Авель, несмотря на свою кротость, проявляет мученическийгероизм. Он не позволяет брату разрушить алтарь, рискуя расстаться с жизнью.“Бог мне дороже жизни” – вот проявление высочайшей степени веры Авеля. Послеэтих слов и совершается страшный грех, первое на земле убийство. Итак, смерть,суть которой стремился постичь Каин, явилась на Землю преждевременно, и из егособственных рук. Байрон психологически очень верно описывает нам состояниеубийцы, позднее раскаяние, замешательство, предсмертные слова прощения,произнесенные неизменно кротким Авелем. Вся семья собирается над теломнесчастного, это ещё один элемент цикличности композиции – мы помним, что впервом акте они совместно возносили хвалы Всевышнему, и лишь Каин был встороне. Теперь он вновь отделен от них, все, кроме Ады отворачиваются от него.Герой обречен на вечные скитания, он проклят собственной матерью, “проклятьемвечным змия”. А “проклятье вечное змия” в контексте этой драмы – знание. Безысходныйтрагизм мистерии Байрона в том и заключается, что, прославляя восстание противугнетения, поэт одновременно раскрывает и моральную двусмысленность, которой немогут избежать те, кто вступает с ним в борьбу
Этаборьба необходима для спасения достоинства, разума и независимости человечества,но требует нравственных жертв, в свою очередь для него разрушительных, несущихстрадания и смерть.
Когдався семья покидает Аду и Каина, чтобы дать им возможность уйти, появляетсяфигура Ангела Господня, налагающего на героя проклятье и печать неприкосновенности,обрекая его на вечные странствия и муки. Зловеще предупреждение Ангела:
Но ты– убийца брата:
Ктоможет защитить тебя от сына?
(Акт III, Сцена 1)
Этонамек на безрадостное будущее человечества, на ожидающие его войны инесправедливости. Впечатление усугубляется последней фразой Каина, вернеериторическим вопросом, прозвучавшим после того, как Ада произносит “Мир ему!”над телом Авеля. Каин вопрошает: “А мне?”.
Наэтой скорбной, но весьма эффектной сцене и заканчивается мистерия “Каин”.
Можноделать разные выводы из этого, несомненно, сложного, многогранногопроизведения; верно то, что оно отражает тягостность исканий и сомнений самогоБайрона, его просветительскую веру в бесконечные возможности человеческогоразума, сочетающуюся с романтически- трагическим восприятием мира, окрашенногов темные тона. Не будем забывать, что само время написания произведениядиктовало свои условия, ведь никакое, даже самое отвлеченное от современнойавтору реальности произведение не может быть лишено политической окраски. Взаключении обзора мистерии “Каин” хотелось бы процитировать строки изсовершенно другого по характеру, но раскрывающего ту же тему произведения, окотором мы уже говорили в этой работе:
Явозглашаю: камни научу я
Громитьтиранов! Пусть не говорит
Никто,что льстил я тронам! Всем кричу я,
Потомки!Мир в оковах рабской тьмы
Таким,как был он, показали мы!
Речьидет о “Дон Жуане”, строки эти взяты из восьмой его песни, написанной в 1822году, через год после создания Каина. Мы видим, что вера в человека и его силыв борьбе против любого рода угнетения не была утрачена Байроном, напротив, онатолько укрепилась и “Каин”, несмотря на его печальный финал – очередноеподтверждение непримиримости Байрона.
Стоитдобавить, что “Каин”, конечно же, вызвал бурю негодования со стороныобщественности, после того как был опубликован, но, одновременно с этим ивосторженные отзывы современников. Вальтер Скотт, которому была посвященамистерия, несмотря на свою глубокую религиозность, дал очень высокую оценку произведению:“…но я и не предполагал, что его Муза может совершить такой величественныйвзлет. Он, без сомнения, сравнялся с Мильтоном, но следуя своим собственнымпутем”. На Шелли драма произвела не меньшее впечатление. В одном из своих писемон отмечает: “ “Каин” – это нечто апокалипсическое, откровение, которого ещё небыло”. И Гете, давно наблюдавший за творчеством великого английскогосовременника и даже занимавшийся переводом его произведений, отметил величие исложность “Каина”: “…чем глубже проникаешь в творение великого гения, темотчетливее ощущаешь, как трудно воссоздать его замысел не только для, но дажедля самого себя.”

Заключение
 
Вэтой работе мы более или менее подробно рассмотрели развитие образа Каина впроизведениях Дж.Г. Байрона. Эта тема весьма обширна, и могла бы иметь гораздобольше интерпретаций; в рамках данной курсовой работы были выбраны именно тепроизведения и те эпизоды из биографии поэта, которые по нашему мнению наиболееярко отражают зарождение и развитие этого образа.
В современноммире, к сожалению, произведениям классической литературы уделяется не оченьбольшое внимание, они кажутся многим людям чем-то устаревшим, несоответствующим реалиям XXIвека. Однако суть истинной классики заключается именно в том, что она универсальнаи не подвержена течению времени. Байрон в своих произведениях рассуждал овопросах общечеловеческих, стоящих вне времени. Человечество, увы, всегда будетсталкиваться с проблемами войны, тирании, разобщенности людей, всегда будетзадумываться над вопросами религии.
Вмистерии “Каин” поэт достиг наибольшего универсализма своих идей, применимостиих ко всему человечеству. Как и библейская притча о Каине и Авеле, байроновский“Каин” заставляет читателя задуматься о вещах, о которые являются принципиальноважными для него – о его месте в изменчивом мире, о его личной ответственностиза свое будущее и будущее потомков, о великой силе человеческого разума,позволяющей ему возвыситься над действительностью.

Списоклитературы
 
1. Аникст А… Байрон– драматург [вступительная статья] // Байрон Дж.Г. Пьесы – М: Искусство, 1959
2. Афонина О.Послесловие // Байрон Дж.Г. Избранное. – М: Правда, 1986 – с. 417 – 445
3. Богословский В.Н.и др. История зарубежной литературы XIX века. // В.Н. Богословский. – М.: Высшая школа, 1991-631 с.
4. Дьяконова Н.Я.Байрон в годы изгнания./ Н.Я. Дьяконова. – М: Правда, 1974 – 192 с.
5. Дьяконова Н.Я.Лирическая поэзия Байрона. / Н.Я. Дьяконова. – М: Правда, 1978 – 166 с.
6. Моруа А.Литературные портреты. Байрон. / А.Моруа.– М: Терра- Книжный клуб, 1998 – 397с.
7. Усманова Р.Ф. Дж.Г. Байрон [ вступительная статья ] // Байрон Дж.Г. Собрание сочинений в 4хтомах. Т.1 – М: Правда, 1981 – с. 3 — 47


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.