Министерствообразования Российской Федерации
Пермскийгосударственный педагогический университете
Факультет музыки
Контрольная работа
по дисциплине
«Западноевропейскоеискусство XVIII века»
Просветительскиеидеи в творчестве У. Хогарта
Студентки IV курса
заочного отделения
«Искусствоведение»
Жарковой Ольги Владимировны
Преподаватель: Мартынов
Игорь Николаевич
Пермь, 2007
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Просветительствов Англии первой половины XVIII века……………….....5
2. Первыешаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве самостоятельной оценкипо отношению к действительности………………....9
3. Сатирическиесерии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя».…15
4. Серия«Модный брак»………………………………………………..………22
5. Дидактическиециклы в творчестве У.Хогарта («Прилежание и леность», «Улица Джина» и «Четырестепени жестокости»)………………....................27
6. Критикаполитической системы Англии в серии «Выборы в парламент»..36
Заключение…………………………………………………………………….…40
Библиографическийсписок……………………………………………………..44
Введение
К первой половине XVIII века относится рождениенациональной школы живописи в Англии. Основателем отечественной художественнойшколы и одним из ярких ее мастеров был Уильям Хогарт. Своим смелым иоригинальным творчеством он положил начало нового расцвета английской живописи.
Произведения Хогарта явились правдивым отображением жизниразличных слоев английского общества и были проникнуты правдивыми активнымикритическими тенденциями. Картины и гравюры художника отличались высокиммастерством драматического повествования, новаторской самобытностью иоригинальностью художественного решения. Он активно боролся за утвержденияреализма и идей гражданственности в искусстве. В своем теоретическом трактате«Анализ красоты» (1753 г.) художник выдвигал положения демократической эстетикиреализма. Он резко осуждал лживую льстивость шаблонных светских портретов,отстаивал бытовую живопись, основанную на непосредственном наблюдении ираскрывающую сущность жизненных явлений.
С деятельностью Хогарта связано начало практикиобщественных художественных выставок. Он был готов воспользоваться любымслучаем, чтобы выступить перед широкой публикой, вынести на ее суд свои вещи.
Искусство Хогарта оказало значительное влияние наевропейскую бытовую живопись XIX века, оно несло в себе многие наиболеесущественные черты дальнейшего развития и явилось предвестником всего того, чтостало характерным для европейского искусства XIX века, в частности критическогореализма.
Важную часть творческого наследия Уильяма Хогартасоставляют его работы на бытовые и нравоучительные темы. Каждый из его циклов –это развернутое драматическое повествование о человеческих судьбах, этосвоеобразный вызов обществу, где Хогарт метко и остро показывает социальнуюсреду и типические обстоятельства английской жизни.
Предметом контрольной работы является изучение творчестваУильяма Хогарта и его произведений.
В рамках контрольной работы я также предполагаю собратьфактический и иллюстрированный материал о произведениях Хогарта, рассмотреть ихжанровую тематику и стилистические особенности.
Цель: Рассмотреть творчество У. Хогарта, характеротражения в нем просветительских идей и на основе изученного материала определитьзначение художника в изобразительном искусстве Англии XVIII века и в историимирового искусства в целом.
Задачи: 1. Ознакомиться с источниками по данной теме вцелях изучения творчества Хогарта.
2. Изучить произведения художника, входящие в коллекции крупнейшихмузеев мира (Лондонская национальная галерея, галерея Тэйт и другие).
3. Рассмотреть жанровую тематику и стилистические особенностипроизведений Хогарта отрицающих идеи Просветительства.
4. Определить роль и место художника в изобразительном искусствеАнглии XVIII века и в мировом искусстве.
1. Просветительство в Англии первой половины XVIII века
Конец 17 века и 18 век – это время, к которому относятсяформирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы.Уже к концу 17 столетия к значительным достижениям приходит английскаяархитектура. В 18 веке наблюдается расцвет английской живописи.
Интенсивное развитие английской культуры в целом в этотпериод обусловлено событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов иее итогами.
Движущей силой английской революции были городскиеплебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений ижестокостей «огораживания» — захвата лордами крестьянских наделов. Народнымидвижениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлялотличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английскойреволюции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649)сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.
После периода феодальной реакции (реставрация Стюартов,1660-1688) блок буржуазии и крупных землевладельцев окончательно закрепил засобой господство с помощью государственного переворота 1688 года – «Славнойреволюции», который заключался в установлении буржуазно-конституционноймонархии с ограниченной властью короля и верховенством парламента.
Экспроприация крестьянства, снова не получившая земли, изавоевания новых колоний – Ирландии, большой территории в Северной Америке, а в18 веке Индии – повлекли за собой приток свободных рабочих рук и огромныхсредств в промышленность Англии. Это обеспечило бурный рост ее производительныхсил.
Культура Англии конца 17-18 столетия, отражавшаяпроникновение буржуазно-капиталистических отношений во все сферы общественнойжизни, — английская материалистическая философия (Гоббс, Локк), успехи точныхнаук (Ньютон), изобретательства и политической экономики в период промышленногопереворота, наконец, английская литература и искусство – все это представлялособой как бы пролог к последующему развитию культуры в других странах,готовившихся выступить на путь капитализма.
Вместе с тем союз английской буржуазии с дворянством,которое сумело сохранить за собой ряд прежних привилегий, не мог не отразитьсяна английской культуре рассматриваемого периода: на многие явления этоткомпромисс наложил определенный отпечаток. Так политическое учение Локкапредставляло собой обоснование буржуазного по существу и монархического поформе государства.
Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже однойиз тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по путикапиталистического развития. Английская буржуазия использовала для себяреволюционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого моментазаинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направленапротив новых угнетателей.
Английское Просвещение развивалось уже после того, какотшумели бури революции. Этим, в какой то мере объясняется его сравнительноумеренный характер. Для большинства английских просветителей завоевания,закрепленные компромиссом конца 1680-х годов, казались началом подлинного«золотого века», незыблемыми устоями справедливости и благоденствия. И тольконаиболее прогрессивные деятели уже в первой половине 18 века начали беспощадноклеймить новый порядок, оказавшийся еще более жестоким и бесчеловечным, чемпрежний; в их творчестве до известной степени нашли свое выражение чаяниянарода.
Виднейшими представителями наиболее радикального крылаанглийского представительства были Джонатан Свифт и Генри Филдинг в литературеи Уильям Хогарт в изобразительном искусстве. Резкость, с которой они судилисвое время, была вызвана горьким разочарованием в устоях и порядках новогостроя Англии. Они ясно видели язвы современности: антинародность политикиправительства, разложение, царящие в армии, продажность правящих кругов,безысходную нищету и бесправие простого люда. Эти черты жизни Англии и сталицентральными темами творчества передовых писателей английского просвещения иего крупнейшего художника У.Хогарта.
Уродство нравов и политические противоречия Англии после1689 года отразила горькая сатира Джонатана Свифта – его памфлеты и бессмертнаякнига «Путешествие Гулливера». Даниель Дефо и Уильям Хогарт правдиво изображалисовременный быт, невольно выявляли не только отвратительные пережиткифеодального прошлого, но и темные стороны буржуазного уклада жизни. ГенриФилдинг, крупнейший мастер реалистического романа, талантливо и убежденносвязывал задачи просвещения, воспитания общества с защитой прав и достоинствапростолюдина.
Для английского Просвещения характерна особая«злободневность» художественного произведения. Ее создают почти обязательныеотклики на события дня, вплетенные в основной сюжет, рассказы о тех мелких икрупных происшествиях, которые волнуют горожанина – читателя газет. Эта«злободневность» встречается столь не часто в романах Филдинга, как и впроизведениях Хогарта, двух единомышленников и друзей, деятелей разных сферанглийской культуры, но борцов одного фронта.
Не менее своеобразен и выбор героя. Французскиепросветители, верившие в идеальные задатки человеческой природы, создаваливозвышение, но отвлеченные образы. В противоположность им деятели английскогоПросвещения изображали обычного человека с его достоинствами и недостатками.Они рассказывали о людях из слоев общества – от нищенки до великосветской дамы,от бродяги до состоятельного купца. При этом герои литературы становятся подчасгероями произведений изобразительного искусства и наоборот. Характерно, чтоХогарт начал серии «злободневных» картин с истории падшей женщины, профессиякоторой та же, что и у героя романа Дефо – проститутки Молл Фландерс. В своюочередь, некоторые персонажи Хогарта стали героями литературных произведений –на темы его морализующих бытописательных серий было создано несколькотеатральных пьес. Это лишний раз свидетельствует о наличии тесных связей междулитературой и искусством Просвещения, связей, которые захватывают и областьвзглядов на роль художественного творчества.
Просветители подчеркивали общественное значениелитературы и искусства, единство их задач. В течение всей творческой жизниХогарт отстаивает оценку искусства как «полезной» деятельности, выражая одну изсамых основных черт нового мировоззрения. В полном соответствии со взглядамиХогарта звучат слова Филдинга, который в одной из своих статей 1740 годапровозглашает Хогарта «одним из самых полезных сатириков всех времен».
Художник считал, что основную задачу «полезного»искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, какпередовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения –бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр –серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясностиих художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чемлюбая книга.
Творчество Хогарта также в значительной своей частипосвящено осмеянию пороков современного ему общества; но, раскрывая мрачныекартины жестокости, продажности, аморальности, духовной бедности и материальнойнищеты, художник никогда не изменяет своей вере в человека. Художник создаетпортреты. Его образы говорят о здоровье, душевной силе, внутренней красотелюдей – чертах, которые умеет видеть художник и которые являются основой егоискусства.
2. Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в еготворчестве самостоятельной оценки по отношению к действительности
К 1730-м годам в Англии появляется самобытный иудивительный художник – Уильям Хогарт.
У. Хогарт (1697-1764) родился в семье перебравшегося вЛондон сельского учителя. Его отец сначала держал школу в своем селении, затемв Лондоне, а в дальнейшем работал корректором, занимался литературой и оставилнесколько работ философического характера, которые не принесли ему материальнойобеспеченности.
Живя в семье, которая постоянно находилась в стесненныхобстоятельствах, он недолго посещал начальную школу. Затем Хогарт учился угравера по серебру Эллиса Гэмбла. В мастерской Гэмбла юный Хогарт научилсягравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое призвание Хогартвидел в графике. Ко времени смерти отца (1718) Уильям Хогарт приобрелдостаточные технические навыки в работе гравера, чтобы помогать своей семье –матери и сестрам. В двадцать три года он стал посещать художественную школу –Академию Вандербэнка на Сент-Мартинс Лейн, чтобы усовершенствоваться в рисунке.Главный предмет – копирование – Хогарт считал пустой тратой времени. Работа надживой моделью тоже не дала Хогарту того, что он ожидал. По его словам вАкадемии приучали передавать натуру как своего рода натюрморт.
Далее Хогарт стал заниматься самообучением. Он тренировалзрительную память, бегло набрасывая уличные сценки, интересные лица. В Академиюон наведывался редко, лишь, чтобы продолжать изучать анатомию. Занимаясьсамостоятельно, Хогарт постепенно выработал свой творческий метод, построенныйцеликом на жизненных впечатлениях.
О своем методе он пишет а «Автобиографии»: «Вместо того,чтобы забивать память затхлыми правилами или утомлять глаза копированиемскучных попорченных картин, — писал он, — я всегда находил, что изучение натуры– наиболее прямой и надежный путь к познанию нашего искусства».[1]
«… Я старался развить у себя своеобразную техническуюпамять и, повторяя в уме части, из которых состоят предметы, мало-помалунаучился их комбинировать и фиксировать карандашом. Так… возникло у меня односущественное преимущество перед моими соперниками, а именно ранняя привычка,которую я приобрел такой практикой: удерживать в памяти предмет, не прибегая кравнодушному копированию».
Из этих высказываний следует, что его метод сложился ссамых молодых лет. Для него предметом искусства и единственным источникомхудожественных образов была жизнь. Он считал, что следует изучать не правилапредшественников и созданные ими образы, а окружающий мир. Бессмысленнокопировать предметы и фигуры, необходимо развивать память и фиксироватьнаблюдения.
Гравюры Хогарта начала 1720-х годов представляют собойлисты, заполненные множеством фигур и предметов, организованных в динамическуюкомпозицию с единым ритмом. Отдельные сценки и фигуры – отнюдь не холодныекопии с натуры, а выразительные обобщения наблюдений над жизнью, поройдоходящие до гротеска. В произведениях этих, по мнению Кроля А.Е., Хогартсмотрит глазами репортера-сатирика, передает сюжеты повествовательно, развиваетдействие во времени, прибегает к аллегориям и надписям, разъясняющим смыслпроисходящего. Хогарт постепенно оттачивает свой художественный язык,построенный на живой передаче характерного и динамичного.
Первые же самостоятельные работы Хогарта в гравюрепоказывают, как последовательно он проводил в жизнь свой метод, фиксируя сценыи эпизоды, взятые из жизни – на улице, в доме, на прогулке. Уже в эти годырезкая критичность по отношению к самым различным общественным слоям отличаетХогарта.
В 1721 году Хогарт издает гравюру «Пузыри Южного моря»[Прил. рис. 1] или «Кто кого обскачет», в которой обрушивается на мошенническоеакционерное общество «Компания Южных морей». Это гравюра-аллегория, котораярассказывает о темных финансовых махинациях, приведших к разорению множествалюдей. Художник изображает аллегории «Честности» и «Себялюбия». Толпа людейнаправляется в дом с вывеской «Лотерея», посередине на карусели кружатсядиректора акционерной компании. Смысл всей композиции понятен глядя на памятникс надписью: «Поставлен в память разрушения этого города Компанией Южных морей в 1720 г.»
Для гравюры характерны простые приемы рисунка и четкийритм композиции.
В 1721 году Хогарт выпустил лист «Лотерея». Государствоорганизовывало лотереи с 1711 года, но они не доставляли выгоду тем, кто искалсчастья. Художник изобразил массовую сцену игры и поместил над толпой королевскиепортреты – символ правительства, равнодушно взирающего на этот обман.
В ранние годы творчества Хогарта существовала мода наиностранных актеров и художников, перед которыми преклонялись. Это послужилотемой для другой работы Хогарта – «Маскарады и Оперы», сделанной в 1727 году.Она высмеивает дурные вкусы высшего общества. Иностранцы и их подражателизаполонили английскую культуру, национальные гении – Шекспир, Драйден, Конгриваи другие, сочинения которых везут на телеге шуты – забыты и считаются хламом.
Изображая на своих листах злободневные темы современнойему жизни, Хогарт стремился посредством искусства влиять на жизнь общества,приносить пользу, разоблачая социальные пороки.
Ранние работы Уильяма Хогарта близки по характерукомпозиций, типу фигур, манере передавать движения к графическим работам Ж.Калло. Эти работы имели шумный успех у современников, но не давали художникуматериальной независимости. Оригинальные произведения Хогарта не находилипокупателей.
В 1720-х годах художник исполнил иллюстрации ксатирической поэме С. Батлера «Гудибрас», высмеивающей нетерпимость и узостьвзглядов пуритан.
В 1726 году Хогарт сделал к «Гудибрасу» две сериииллюстраций: в первой, по требованию заказчиков – книготорговцев, он довольноблизко придерживался приемов анонимных иллюстраций более раннего издания этойкниги (1710), но внес существенные изменения. Вторую же серию можно считатьсамостоятельным произведением художника. Реалистические иллюстрациисвидетельствуют о зрелости его рисунка, о богатстве творческой фантазии. Дляних характерны цельность композиции, широкий своеобразный ритм и необычайнаянасыщенность деталями бытового характера.
Лучший лист серии – Встречи Гудибраса со «Скиммингтоном»- изображает столкновение двух шарлатанов, каждый из которых стремитсяуничтожить соперника. Здесь удачно показана массовая народная сцена и впервыеприменен Хогартом его излюбленный прием – вплетение в основную тему ряда мелкихэпизодов.
В 1727 году Хогарт исполнил иллюстрацию к «ПутешествиямГулливера» Свифта – «Наказание Гулливера лилипутами». Эта работа близка кгравюре Питера Брейгеля «Лень». Ее роднят народность образов, обращение кфольклору, своеобразный юмор. Но близка она и к работе Калло «Горбуны».
В целом же среди произведений Хогарта иллюстрации занимаютнезначительное место. Художник, по видимому, не умел вдохновляться чужимзамыслом.
В ранние годы своего творчества молодой художникзанимался не только гравюрой но и живописью. Живописные работы Хогарта1729-1730 годов выполнены с высоким техническим совершенством. Многие егосовременники сомневались в причастности к ним художника. Однако некоторые изних достаточно высоко оценивали портреты Хогарта. Гравер и знаток английскойживописи Вертью сказал: «Счастлив тот, кто может иметь портрет, им написанный»(1729).[3]
В 1729 году Хогарт женился на дочери художника Торнхилла,обвенчавшись с нею тайком от ее родителей. Родители вскоре простили Хогарта имолодые супруги поселились вместе с Торнхиллами.
Художник занимался живописью уже с начала 1720-х годов,когда учился в Академии у Вандербэнка, участвуя в росписях загородного домавместе со своим учителем Торнхиллом.
К его первым живописным эскизам относятся – «Прерваннаяпартия в шашки», «Законченная партия в шашки» (Британский музей, начало 1720 г.) [Прил. рис. 2, 3]. Эти работы отличает выразительность лиц и поз, непринужденная композицияфигур, но при этом мы наблюдаем некоторую неловкость рисунка, недостаточнаяпрорисованность отдельных фигур (лишь по пояс). Аналогичные чертыобнаруживаются в незаконченном эскизе Хогарта «Консультация медиков» (собр.Агнью, Англия). Эскиз написан тонким слоем жидкой краски, размытой почти какакварель.
В 1728 году Хогарт пишет картину по мотивам «Оперы нищих»Джона Гэя (галерея Тейт, Лондон). Пьеса Гэя – язвительная сатира на английскиеправительственные круги. Она изображала эпизоды из жизни воров, бандитов ипроституток, намекая на их нравы и моральные качества, которые ни чем неотличались от нравов и моральных устоем богачей и аристократов. Злободневнаяострота пьесы, по видимому, заинтересовала художника. Сцена спектакля,зарисованная Хогартом со всей точностью передает декорации и особенностипостановки, а ее персонажи имеют сходство с актерами пьесы. Умело схвачендраматический момент – Поли и Люси молят о сохранении жизни Макхита,динамичность композиции, сильное душевное движение – делают картину одним излучших ранних живописных произведений Хогарта. Здесь ясно видны особенности егостиля – групповой портрет лиц, объединенных общим действием, это первое дляХогарта изображение драматического действия. Работа является предшественницейего нравоучительных серий.
В 1729-1730 годах художник выполнил сатирический портрет«Политик», на котором изображен владелец лавки кружев. Он читает газету и незамечает как загорелась его шляпа. Другая сатирическая картина «Спящиеприхожане» (собр. Ф. Кук, Англия, 1728) показывает с юмором проповедника ислужителя. Индивидуализированы их фигуры, жесты, мимика.
В конце 1720- начале 1730 годов Хогарт создает сериюгрупповых семейных портретов, которая дала ему заработок. «Портреты беседующих»или «разговорные» портреты художника пользовались большим спросом. К лучшим изних относятся – «Бракосочетание Бэкингэма и Мэри Кокс» (конец 1729 – начало 1730 г., Метрополитэн, Нью-Йорк), «Завоевание Мексики» (1731-1732 г., собр. Ильчестер, Англия), «Семейство Уолластон» (1730 г., собр. Уолластон, Англия), «Ассамблея в Уонстид-Хауз»(Художественный музей, Филадельфия, 1730 г.), «Семейный портрет» (около 1732 г., собр. Ф. Кук) и другие. В семейных портретах Хогарт, как правило, нестремится к созданию углубленного образа, а старается описать свои модели,сосредоточивая внимание, главным образом, на внешних признаках: жестикуляции,позе, деталях обстановки, а также мелких бытовых эпизодах.
Хогарт довольно быстро исчерпал возможности жанра«разговорных» групповых портретов, который уводил его в сферу салонногоискусства. Все больше и больше его увлекали темы общественного звучания,которые отвечали идеалам художника и особенностям его дарования. Но как сатирики автор злободневных тем он развернулся в полной мере в 1730-х годах.
Таким образом, в первый период своей деятельности молодойХогарт предстает перед нами как человек с рано сформировавшимся мировоззрением,как мастер большой творческой целеустремленности. Уже в ранние годы он делаетпервые шаги к достижению цели всей жизни – созданию полезных для обществапроизведений искусства. Юношеские работы показывают, что в листах назлободневные темы Хогарт в какой то мере нашел своих учителей, свой жанр иустановил контакт с той публикой, к которой обращался. Он брал в качествематериала события из жизни и трактовал их сатирически, давал им оценку.Используя опыт предшественников, он продолжал вырабатывать и свойхудожественный язык.
3. Сатирические серии «Карьера проститутки» и «Карьерарасточителя»
В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, какон сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию насовременные морализующие сюжеты. «… В этих композициях, — пишет художник, — тесюжеты, которые в равной мере развлекают и развивают ум, естественно, особеннополезны и должны быть поэтому поставлены выше всего…».
В этих словах – весь Хогарт. Он не думает о прибыльностисвоего искусства, не желает зависеть от заказчиков и дорожит свободой художникаи человека. Хогарт начинает искать новую тему, новую форму. Он идет к открытию,которое даст ему возможность поведать миру нечто важное и которое будетнеразрывно связано с общественной задачей искусства – с нравственнымвоспитанием зрителя художником.
Кроль А.Е. пишет, что в области создания картин «насовременные морализующие сюжеты» Хогарт действительно был в Англии пионером.Его желание быть оригинальным полностью осуществилось. Он умел выбратьзлободневный современный сюжет и раскрыть его с трезвой иронией и мастерствомпрофессионального драматурга.
В 1732 году Хогарт выпустил серию из шести картин подобщим названием «Карьера проститутки» [Прил. рис. 4, 5, 6, 7, 8, 9], явившуюсяважной вехой в его творческом формировании. Серия сделала его знаменитым иутвердила за ним репутацию «самого полезного художника».
Серия картин «Карьера проститутки», как пишет Кроль А.Е.,была первым в буржуазной Англии манифестом, выразившим на языкеизобразительного искусства нравственные идеи, уже ранее провозглашенныефилософией и литературой. Она касалась тех моральных представлений и тех сторонжизни, которые до этого времени не входили в сферу английского искусства. Целямхудожника могло служить массовое искусство, которым являлась гравюра. Хогартначинает распространять дешевые и доступные для многих гравюры со своих картин,и у него появился обширный круг потребителей. Хогарт обращает свои серии и квысокообразованным людям и к широким слоям населения. Он разговаривает созрителем простым понятным языком о вещах, способных увлечь и захватить каждого.
Хогарт, пишет Кроль А.Е., большой и оригинальныйхудожник, шел по пути совершенствования своего мастерства, безупречно ясноговыражения мыслей, подчиняя общему замыслу многочисленные детали; в то же времяон умел обилием и разнообразием этих деталей насытить произведение подлиннымдыханием жизни.
Большой интерес в его сериях представляет вопрос о том,какие образы мы видим в сериях Хогарта, вымышленный ли это образ, или чей-топортрет. Анонимный журналист, современник художника говорит о том, что у оконкнижной лавки, где висели листы Хогарта, постоянно толпились прохожие,выискивая все новые и новые знакомые лица – судью, старую сводню, знаменитогокутилу и т.д. Покупая гравюры, лондонцы покупали сатирические портреты своихзнакомых сограждан. Но надо сказать, что позднейшие исследователи считалииначе, отрицая портретность героев. Следует все же отметить, что каждыйперсонаж Хогарта реалистичен, конкретен, это типический образ, в котором вобобщенной форме переданы индивидуальные черты.
Содержание серии «Карьера проститутки» перекликается сроманом Дефо «Молль Флендерс». Но это история, взятая художником из жизни.Деревенская девушка, некая Мэри Хэкабаут, приезжает в Лондон, попадает в рукистарой сводни тетки Мидхем, становится содержанкой и оканчивает свою жизньсреди обитателей лондонского «дна».
Каждое из полотен изображает определенный узловой моментэтой типичной истории: приезд Мэри в Лондон и встречи со сводней, Мэри в домеее «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и т.д., вплоть доконца ее жизни.
Создавая из каждой сцены самостоятельное целое, художникнесколькими важными подробностями связывает ее с тем, что ей предшествовало ичто последует. Так в сцене прибытия девушки в Лондон гусь в ее корзинке спровизией служит напоминаем о деревне, откуда она приехала, а фигураджентльмена, разглядывающего ее с циничным любопытством и опустившего руку вкарман за кошельком, указывает на ее дальнейшую судьбу. Существует мнение, чтозамысел сцены подсказан художнику статьей в журнале «Наблюдатель», гдеописывалась история приезда в Лондон деревенской девушки и ее встреча схозяйкой притона. Но возможно этот сюжет Хогарту подсказала сама лондонскаяжизнь.
Картины были начаты Хогартом 1729-1730 годах, напоследней картине стоит дата 1731 год.
Героиня Хогарта – пассивная, робкая девушка, не способнаяна самостоятельную мысль или смелый поступок, что предопределяет ее дальнейшуюсудьбу, ее постепенное падение и гибель.
Художник изумительно правдиво рисует окружение Мэри вкаждой сцене: сводню – «матушку Мидхэм», развратник и мот Френсис Чатерм, еепокровитель, арестанты, свидетели казни и другие. Все эти персонажи являютсяодновременно представителями реального лондонского общества. С точностью вкаждой сцене передана обстановка интерьера дома покровителя с мебелью, посудой,картинами того времени, тюремная мастерская с кирпичными стенами и дырявойкрышей.
Первые сцены истории жизни проститутки были переданыХогартом с холодной объективностью добросовестного наблюдателя. Но уже следующиеприобретают трагический пафос. В шестой картине – похороны Мэри – дана всатирическом ракурсе. Художник бичует своей сатирой людей, пришедших напохороны, бичует и сам обряд, превратившийся в насмешку над покойницей. Вокруггроба собрались «друзья» Мэри: сводня, погубившая девушку, кричит и ломаетруки, равнодушная служанка ставит закуску для гостей на крышку гроба, кокеткаперед зеркалом, пьяный пастырь и пьяная женщина. Жалкие поминки кажутсянепристойным фарсом в доме, где лежит покойница.
Хогарт правдиво и трезво разоблачает ханжество, онподчеркивает лицемерие общества, которое делает Мэри существом все же болеевысоким, чем ее окружение. Он высмеивает и осуждает праздность, страсть кнаживе, лицемерие, которые являются для него отвратительными пороками.
Полотна серии «Карьера проститутки» погибли от пожара в1755 году, но история Мэри дошла до нас в собственноручных гравюрах Хогарта.Широким распространением их он стремился во весь голос обличать порочностьнравов своего времени, поучать, предостерегать. Гравюры были быстро распроданы,что принесло ему известность и необходимые материальные средства. Так Хогартнашел возможность избежать независимости от высокопоставленных заказчиков ипокупателей, возможность обращаться к широким кругам зрителей.
Вскоре после окончания этой серии Хогарт приступил ксерии «Карьера расточителя» (1731 год), которая имеет ярко выраженнуюсатирическую направленность. Три первые картины были написаны не ранее 1733года. Весь цикл закончен не позднее 1735 года. Он состоит из восьми картин,действие которых разворачивается на протяжении нескольких лет.
В первой картине [Прил. рис. 10] мы видим разбогатевшегопосле смерти отца-стяжателя молодого сына, который спешит воспользоваться своимнаследством. В комнате царит хаос: обойщик сдирает со стен обивку, из-подкоторой сыплются спрятанные скупцом монеты; нотариус, описывающий имущество,перебирает груду денег, наследник откупается от своей плачущей возлюбленнойподачкой. Сам же Том Рэкуэлл, будущий расточитель занят тем, чтобы не помешатьпортному снять мерки для нового костюма. Все остальные пытаются урвать частичкубогатства, доставшегося юноше. Каждому персонажу художник сообщил персональныйштрих, который будет сопровождать их повсюду. Повсюду мы будем наблюдатьбеспомощный вялый эгоизм наследника.
«Карьера расточителя» построена менее органично, чемпредыдущая серия. Это ряд эпизодов, связанных появлением единственногоположительного персонажа – обманутой девушки – служанки, которая пытаетсяспасти своего беспутного любовника.
Вторая картина [прил. рис 11] изображает утром молодогочеловека. В центре картины собрались прихлебатели нашего героя, жаждущегопревратиться в светского льва. Мы видим учителя фехтования Люка Дебуа, борца,итальянского певца Фаринелли, жокея с кубком, взятым на бегах лошадью мота,знаменитого садовода Бриджмена – создателя живописных английских парков. Настенах приемной висят картины, рассказывающие о склонностях наследника – «СудПариса» и «Бой петухов». Картины рассказывают тем самым о кутежах и грубомазарте мота, которые влекут его к гибели.
Третья картина [Прил. рис 12] изображает оргию втрактире, в которой принимает участие сам расточитель, его приятель и семьженщин. Пьяный угар, разбросанная посуда и одежда, изумление хозяина и хозяйкитрактира при виде обезумевшей женщины, которая поджигает карту на стене –усиливают впечатление сцены.
Четвертая сцена [прил. рис. 13] – мот в роскошном нарядеедет на прием во дворец, но его останавливают за долги и лишь благодаря бывшейлюбовнице он избегает тюрьмы. Эта сцена намного не вписывается в сатирическийцикл Хогарта. Появление и благородство девушки разбивает стройность сюжета.
Одним из лучших сатирических полотен является пятая сцена– женитьба на старухе [Прил. Рис. 14]. Художник резко осуждает лицемериецерковного обряда, который торжественно соединяет двух корыстных людей –разорившегося Тома Рэкуэлла и одноглазую горбунью, стремящихся каждый к своейвыгоде. Свадьба не обещает перемен в судьбе расточителя, он продолжает кутить ипроматывать деньги жены.
Картина шестая [Прил.рис. 15]. Проигравшийся иобезумевший Том Рэкуэлл сидит в игорном доме, охваченном пожаром. Хогартизображает людей, охваченных самыми низкими страстями: невозмутимый ростовщик схищным профилем дает деньги под заклад проигравшемуся неудачнику, двоепроигравшихся с искаженными лицами, два выигравших счастливчика, жадноперебирающих деньги. Художник точно и подробно зафиксировал фигуры, которыевидел в действительности.
В седьмой картине [Прил. рис. 16] расточитель предстаетво Флитской тюрьме.
Восьмая сцена [Прил. рис. 17] рисует его в Бедламе –знаменитом доме сумасшедших, куда он заключен. Он изображен на полу, голый,скованный цепями. Верная возлюбленная рыдает возле него. Это единственныйчеловек, не покинувший Тома Рэкуэлла в несчастье. Рядом представлены ещеперсонажи так же проводящие остаток жизни в Бедламе. На больных смотрят двелюбопытные дамы, которых веселит это ужасное зрелище.
Последние две картины этого цикла разоблачаютотвратительные и жестокие нравы английских тюрем и больниц во времена Хогарта.Художник наблюдал узников во время посещения Флитской тюрьмы. Наверняка Хогартбывал и внутри Бедлама. Зафиксированные художником сцены являются плодом егонаблюдения.
По мнению Кроля А.Е. эта серия менее убедительна, чем «Карьерапроститутки», так как Хогарт не искал контраста между пороком и добродетелью.Здесь художник вводит тему неумирающей любви, не мотивируя чувства нихарактером любящей девушки, ни поведением мота. Сюжет кажется немногоискусственным, надуманным. Эта серия имела меньший успех, чем первая.
Кроль А.Е. считает, что здесь не так важен этотположительный момент. Скорее важна злободневная критическая заостренность,сатира бьет здесь по порокам современности, показывает выражение сыновей тогокласса, который должен был строить «новую счастливую жизнь».
В середине 1730 годов относится одна из наиболеепопулярных работ Хогарта – серия «Четыре времени суток» (1736 год, собр.Бирстед, Англия). На картинах изображены уголки Лондона в разные часы дня.Хогарт часто изображал многие события на фоне лондонских улиц, площадей ипереулков. Все четыре Катрины рисуют различные эпизоды из жизни Лондона исоздают живое и конкретное впечатление о любимом городе художника. Хогартраскрывает социальные противоречия, раздирающие жизнь столицы, показываетмножество мелких эпизодов и строит свои произведения на контрасте сытых иголодных, работающих и бездельников, нарядных и убогих. Особенно красноречивы вэтих сценах дети, то манерные, одетые как уродливые карлики, то рыдающие от горькойобиды или по-взрослому покорно переносящие свои невзгоды.
Эта серия – яркий пример непосредственного влиянияискусства Уильяма Хогарта на литературу английского Просвещения. О ролихудожника в кругу прогрессивных деятелей литературы говорят виднейшиеанглийские писатели. В 1736 году Свифт пишет в своей поэме «Клуб легиона»
О, как ты мне нужен, насмешник Хогарт.
Я слышал, что ты большой весельчак.
Если б были с тобой знакомы,
Мы изобразили бы всех чудовищ:
Тебе бы следовало испробовать свой резец
На этой отвратительной компании дураков;
Рисуй этих скотов, как я их описываю;
Рисуй их черты, а я их буду высмеивать.
Делай их похожими; уверяю тебя,
К карикатуре незачем будет прибегать.
Изобрази их так, чтобы каждый из нас
Мог понять их души по портретам [6]
Многие фигуры Уильяма Хогарта встречаются в произведенияхФилдинга, Свифта, Гэя и других английских писателей первой половины XVIII века.
Таким образом, в 30-х годах XVIII века Уильям Хогартсоздает замечательные по остроте, нравоучительные серии «Карьера проститутки» и«Карьера расточителя».
4. Серия «Модный брак»
В первой половине 40-х годов XVIII века Хогарт создаетсвою самую знаменитую серию «Модный брак» (шесть картин, галерея Тейт, Лондон).Цикл слагается из отдельных драматических сюжетов. Заглавия сцен раскрываютзамысел серии. Хогарт неоднократно называл себя не живописцем, а «автором»серий, желая подчеркнуть этим значение литературного сюжета, положенного в ихоснову, недаром многие современники оценивают его именно как автора. Т. Готьеговорит: «Хогарт – это Аристофан кисти, который рисует свои комедии вместотого, чтобы писать их».[7]Теккерей, посвятивший художнику целый раздел в своих лекциях о комическихписателях XVIII века подчеркивает профессиональную писательскую завершенностьсюжетных циклов Хогарта.
Мысль автора становится знакомой зрителю, когда он узнаетвсю серию. Художник изображает людей в момент самого действия, его герои будторазговаривают между собой. Это удается Хогарту благодаря точной передаче мимикии жестов.
Серии картин Хогарта пользовались широкой популярностью всреде писателей, которые использовали их в драматических переделках. Чарль Лэмбв своей статье говорит: «… Другие картины мы рассматриваем – его гравюры мычитаем». Однако следует сказать, что созданные Хогартом сюжеты и характерыобрабатывались, как правило, малозначительными авторами и лишь отдельныеэпизоды.
Трудно установить и точную датировку цикла «Модный брак».Существуют две близкие друг другу серии картин на эту тему. Одна, как ужеговорилось ранее в галерее Тейт (Лондон), другая, отличающаяся от нее в деталяхи которую считают эскизами Хогарта, законченные другой рукой – в собрании Г.Р. Виллета.Существует предположение, что известная серия была написана между 1742 и 1745годами.
«Модный брак» был третьей сатирической серией Хогарта. Вкартинах этой серии зритель видит острую социальную сатиру, выставляющую напосмеяние общественный слой. Изображая сцены из жизни высшего общества Хогартпоказывает не менее уродливого и порочного, страшного и смешного, чем в сценахиз жизни бродяг, воров и проституток. Персонажи также как и в предыдущих серияхприобретают портретность.
Сюжет Уильяма Хогарта – брак по расчету. Это повесть оженитьбе разорившегося сынка на дочери богатого торговца, явлении весьмаобычном в Англии времен Хогарта, о кутежах мужа и о ничем, за исключениемлюбовной интриги, не заполненной жизни жены. История эта заканчивается трагическойразвязкой – смертью графа, заколотого любовником графини, попадающим за это нависелицу, и самоубийством графини.
Выразителен уже первый эпизод – «Брачный контракт» [Прил.рис. 18], который заключается как коммерческая сделка. Собрались заинтересованныелица. Они образую две группы. Первая изображает старого лорда с породистымпортфелем и величественной осанкой и сидящего напротив отца невесты с брачнымконтрактом в руках, который с ужасом смотрит на будущего родственника иподсчитывает, во что ему обойдется это родство. Другая группа – сидящие соскучным видом жених и невеста, олицетворяющие пассивное равнодушие. На первомплане изображены фигурки животных, связанные цепью, символизирующие такой жесоюз, который заключается в этой комнате.
Картину отличает выразительность, четка, продуманнаякомпозиция, волнистая «змеевидная» линия подчеркивает все очертания, умелосгруппированы персонажи.
Хогарт показал в этом сюжете распространенное явление изжизни английского общества. Жадные до денег и общественного положения отцы,хитрые и корыстолюбивые, ради собственной наживы заключают союз между своимидетьми, которые являются для них товаром. Отец невесты покупает себе место всреде знати и не боится переплатить. Жадность, страх, угодливость воплощены вего лице и фигуре. Бегающий хитрый взгляд подчеркивает его натуру. Старый лорд– отец жениха, оглядывающий все вокруг с высоты величия, умеющий сохранитьвысокомерный вид перед покупателем, набивает себе цену. Каждый хочет урватьлакомый кусочек. Непрочность этой сделки видна сразу каждому зрителю.
Во второй сцене («Утренний завтрак. Вскоре послесвадьбы») [Прил. рис. 19] участвуют все три персонажа. Эта композицияизображает утро в доме молодых. Опрокинутые стулья, которые лениво поднимаетзаспанный слуга, валяющиеся на полу игральные карты, музыкальные инструменты итетрадь нот – все говорит о вчерашнем празднике, окончившемся изряднойвакханалией. Довольно миловидная графиня небрежно потягивается, вот-вот зевнет,и выражает полное безразличие к своему супругу, ввалившемуся в комнаты, не снявшляпы и тяжело рухнувшемуся в кресло. Управляющий с пачкой счетов в рукеудаляется, воздев руки к небу.
Все, что происходит в картине – взаимоотношения междудействующими лицами, каждая физиономия, каждый жест – обрисовано чрезвычайноясно и наглядно.
Кроль А.Е. отмечает[9], что в обеих сценах Хогарт достигает предельнойвыразительности. Соотношение между фигурами и пространством, рисунок фигур,динамичная живописная поверхность создают целостные художественныепроизведения.
Третья сцена («У шарлатана») [Прил. рис. 20] повествует одальнейших приключениях мужа. Он пришел со своей подругой к шарлатану – врачу.Врач принимает их в эффектно убранном кабинете, где каждый предмет говорит об«учености» хозяина. Молодой кутила разоблачает шарлатана, замахиваясь на неготростью. За врача вступается известная в Лондоне сводня Бэтти Кэрлесс. Художникобъединил с помощью жестов, взглядов и общего действия, врача-шарлатана исводню в одну группу, которая как бы отдаляет фигуру беззащитной, робкой фигурыюной жертвы.
В следующей картине – «Утренний прием» [Прил. рис. 21]художник раскрывает характер развлечений молодой графини. Мы видим ее заутренним туалетом. Возле хозяйки суетится парикмахер, знаменитый в Лондонепевец поет под аккомпанемент флейты, гости оживленно о чем то беседуют, а накушетке развалился стряпчий, который ведет себя как дома. Он протягиваетграфине билеты на маскарад. Отношения между хозяйкой дома и стряпчим дают для окружающихбогатую пищу для размышлений.
Мягкие созвучия красок, розовых и серебристо-серых, илиоливковых, розоватых и коричнево-золотистых, передают внешнее благополучие инарядность этого быта, а композиция картин, полных суматошного движения,отвечает внутренней пустоте и разладу в жизни героев «Модного брака».
Следующие картины из серии «Модный брак» близят зрителя кразвязке. В пятой картине [Прил. рис. 22] показан переломный момент: падает,пораженный на смерть муж, молодая жена стоит на коленях перед лежащим мужем, алюбовник – убийца скрывается в окне. Выразительность сцены определяется еединамикой. Хогарт делает смелую попытку схватить неуловимый миг как в движенияхтак и в душевных переживаниях героев. Как и в других сценах действие опятьпроисходит в конкретной обстановке с множеством реальных деталей. Лица и фигурысцены показаны в тени.
Шестая сцена [Прил. рис. 23] окрашена горечью идраматизмом. Графиня принимает яд. У ее ног лежит лист с последними словамиказненного любовника. Через распахнутое окно мрачного старого жилищарасстилается прекрасный вид на широкую Темзу и Лондонский мост – как символжизни простирается невозмутимо текущая река, несмотря ни на какие жизненныетрагедии.
В серии «Модный брак» Уильям Хогарт затронул важнуюсоциальную проблему, за что его считали моралистом – проповедником. Художник ненаказывает зло. Не страдают жадный отец, пожертвовавший своею дочерью и старыйлорд, выгодно женивший сына. Пострадали их дети, которые стали пассивнымижертвами безжалостных общественных условий. Судьбу героев определяет в сюжетахХогарта социальная обстановка. Положительные герои в его картинах очень редки,так как художник видит главное не в торжествующей добродетели и морали, а вутверждении неизбежности пороков и несчастий.
В середине 1740-х годов Хогарт делает попыткупровозгласить положительные жизненные ценности. Он начинает серию «Счастливыйбрак» (1745). Но замысел художника не был доведен до конца, сохранилось лишьшесть эпизодов из этой начатой серии. В гравюрах сохранились первая, четвертаяи пятая картины, в живописи – третья и шестая, и в виде живописного фрагмента –вторая.
По мнению Кроля А.Е.[10] неудачен был сам сюжет и названия картин («Ухаживания»,«Свадебная процессия», «Свадебный банкет», «Помощь нуждающимся», «Праздник всаду» и «Бал»). Художник не смог связать воедино отдельные эпизоды. Герои«Счастливого брака» — типичные буржуа, которые не преступают законов и ведутспокойную зажиточную жизнь. Они не знают о нищете, развратах и несчастьях. Ихвзаимоотношения с совестью вполне улаживаются с теми крохами, которые ониотдают бедным.
«Сила искусства Хогарта – писал Кроль А.Е. – заключаласьв его беспощадной, зоркой и страстной критике, которой он с мужественной объективностьюбичевал пороки своей эпохи и своей среды. Там же, где художник пытался создатьнереальных положительных героев (серия «Счастливый брак»), его кругозороказывался суженным, а образы – лишенными убедительности».[11]
Сразу после работы над «Счастливым браком» художникделает еще одну попытку показать наряду с отрицательными типами и печальнымисудьбами положительных героев и их счастье. Он выпускает серию «Прилежание иленость».
5. Дидактические циклы в творчестве У.Хогарта(«Прилежание и леность», «Улица Джина» и «Четыре степени жестокости»)
Особое место в творчестве Уильяма Хогарта занимает сериягравюр «Прилежание и леность» (1747-1748 годы), в которой художник наиболеепространно развивает свою положительную программу.
Хогарт был сыном своего века, он безжалостно обличалпороки и в тоже время разделял те иллюзии, которые проповедали писателиПросвещения, например Дефо. К таким иллюзиям относилась мысль о том, чтосчастье и богатство – это награда человеку за добродетель и честный труд. Дефов романе «Робинзон Крузо» изображает смелого, настойчивого, трудолюбивогогероя, который своими руками построил счастье, несмотря на превратности судьбы.В дидактической серии «Прилежание и леность» Хогарт отдает дань этому идеалувремени.
Этот цикл переносит нас в обстановку ткацкой мануфактурыXVIII века. Главными действующими лицами здесь являются мастеровые. В их средехудожник пробует найти положительный образ, но в поисках идеала он не может ещеподняться выше буржуазной утопии, рисующей личное трудолюбие и добродетельничего не имеющего трудящегося как гарантию его благосостояния и благополучия.Прилежный подмастерье женится на дочери хозяина, богатеет и становитсялорд-мэром Лондона. Путь ленивого – азартные игры, воровство, убийство и смертьна виселице. В этой серии все время чувствуется искусственностьпротивопоставлений – недаром гравюры эти перегружены нравоучительныминадписями. По нижнему краю гравюры, в фигурном обрамлении даны изречения изЕвангелия.
В серии «Прилежание и леность» довольно точно изложенсюжет старой драмы, написанной тремя авторами XVIII века – Беном Джонсоном,Джорджем Чапманом и Джоном Марстаном – под заглавием «На Восток». Хогартизменил ряд деталей и профессию персонажей. В пьесе речь идет об ученияхювелира, а у художника – о ткацких подмастерьях. По замыслу Хогарта сериядолжна была служить наставлением для трудящихся.
«Хогарт писал о ней следующее: Так как гравюры былизадуманы в большой степени для пользы, чем для украшения, они были исполненытак, чтобы их могли купить люди, которых они больше всего касались; для тогоже, чтобы все гравюры были поняты правильно, вверху каждой награвировано ееназвание». [12]
Хогарт разбил серию на 12 сцен. Это интереснейшийдокумент, где зафиксированы различные стороны английской жизни. Рисунки к этимгравюрам хранятся в Британском музее. По ним можно судить о подготовленнойработе художника. Выполняя их, Хогарт много работал не только по памяти, но и снатуры.
Для большинства листов серии «Прилежание и леность»сохранились наброски и законченные серии рисунков. К моменту выполнения этойсерии художник полностью овладел передачей человеческой фигуры в движении, егорисунки отличает большая свобода композиций, высокое мастерство исполнения, егоосновной прием – короткий жирный штрих.
Приступая к работе над серией, Хогарт до мельчайшихподробностей продумал характеры действующих лиц, композицию сцен, аксессуары. Втечение творческого процесса не изменяется сюжет, лишь иногда художникисключает отдельные эпизоды, которые могут помешать основе мысли.
Например, Хогарт отказался от двух парных эпизодов –«Прилежный ученик, став купцом, помогает своим родителям» и «Ленивый ученикобкрадывает свою мать». Сохранились лишь рисунки этих эскизов (Британскиймузей).
На беглом наброске и на законченном рисунке к первомулисту этой серии видны оба ученика за стаканами. Ленивый ученик спит. На станкестоит огромная кружка пива, указывающая на причину его сонливости. Хозяин,увидев это готовится ударить палкой ленивца. В окончательном же варианте [Прил.рис. 24] более тщательно показаны станки и добавлено несколько незначительныхдеталей обстановки мастерской – моток каната на полу, ящик и другое. Позы и типывзяты с первого наброска, они соответствовали замыслу и не были в дальнейшемизменены.
Второй лист [Прил. рис. 25] подвергся более значительнымизменениям, чем первый. На нем изображен прилежный ученик в церкви.Первоначально сцена в церкви была выполнена в серьезном тоне (таким сценамранее он придавал иронический оттенок). В законченном же варианте Хогарт ввелзабавные детали: позади добродетельного ученика и его спутницы, погруженных вмолитву, художник изобразил зевающего мужчину, спящего слугу и дремлющую даму свеером в руке.
Изменению подвергаются и другие места. Так на первомнаброске к четвертому листу – «Прилежный ученик, ставший любимцем хозяина» — уног изображена собака, а на законченном наброске – кошка.
Были достаточно сильно изменены девятый лист – «Ленивыйученик, схваченный в ночном кабаке и преданный своею сообщницей» и десятый лист– «К прилежному ученику, ставшему лондонским олдерменом, приводят ленивогоученика, обвиняемого его сообщником».
Первый набросок к девятому листу еще не рассказываетполностью сюжета. На нем изображена сцена в кабаке, где ленивый ученик стоварищем делят добычу, у их ног лежат пистолеты. Женщина наливает водку длямолодого мужчины, у камина – другая женщина с ребенком.
Здесь нет всех необходимых элементов чтобы раскрыть сюжет– нет женщины, предавшей преступника, непонятна роль отдельных фигур.
На гравюре все стало понятным. Раскрыт характер ленивогоученика. Художник придал его лицу индивидуальные черты – напряженное ожидание,нерешительность, страх, жадность. Том – бездельник нервно перебирает пальцами,пока его напарник разглядывает краденые вещи. Скорее всего, его сообщник –скупщик краденого.
В окончательной версии Хогарт отказался от несколькихфигур первоначального наброска, но добавил некоторые бытовые черточки – драку вглубине кабака, посетителей за столиками, тем самым, создав выразительную иясную картину.
Десятый лист также был значительно переработанхудожником, но он уступает место девятому по силе передачи. Ленивый ученик,приведенный к своему бывшему товарищу, а ныне олдермену, молит о пощаде. Вразличных вариантах рисунка художник менял позу прилежного ученика, егоокружение, ровно как и фигуру Тома – бездельника. Но в окончательном вариантеХогарт подчеркивает нерешительность и страх, свойственные ленивому ученику,вводит различные мелкие эпизоды: мать преступника в глубоком трауре бросается ксыну; толпу, где видны другие члены шайки; молодой судейский приводит к присягесообщника преступника и т.д.; судейский чиновник получает тайком взятку от женщины,желающей спасти сообщника.
Сама сцена, при всей живости и остроте рисунка, по мнениюКроля А.Е.[13], кажетсянадуманной и мелодраматичной, и не производит того впечатления, которое хотелвызвать художник.
К лучшим сценам серии принадлежат те, которыерассказывают о жизни ленивого ученика. На третьем листе [Прил. рис. 26] Томизображен на кладбище в компании бродяг, которые играют в азартные игры прямона надгробной плите. Безупречна здесь точность построения фигур, их поз идвижений.
Наиболее точно представлены характер и эмоции героев наседьмом листе – «Ленивый ученик скрывается на чердаке у проститутки» [Прил.рис. 27]. На мансарде, лежат на кровати ленивый ученик и его подруга. Молодаяженщина увлеченно рассматривает ворованные вещи: кольца, часы, подвеску, аперепуганный Том оглядывается по сторонам. Возле кровати валяются пистолеты,дверь подперта досками, но это не уменьшает ужас и страх ленивого ученика.
Продуманные сюжеты один за другим логично составляютрассказ о жизни двух учеников и подводят к развязке.
Одиннадцатый лист показывает путь осужденного Тома Айдля(ленивого ученика) к виселице [Прил. рис. 28].
Мастерски найдена композиция многофигурного листа сизображением широкого пространства и членением его на отдельные планы. При этомХогарт сохраняет единство действия, монолитность замысла. На переднем планегирляндой расположены друг возле друга группы людей, позы и жесты которыхраскрывают их характеры. Средний план забит любопытными зрителями, средикоторых появляются карета со священником и телега с преступником. Только первыйплан на этом листе прорисован короткими, жирными, выразительными штрихами.Толпа, Том, пастор даны более беглыми и легкими линиями. Это как быподчеркивает реальность людей, находящихся впереди и занятых обычными делами иотдаленность от них всего эпизода предстоящей казни.
Лист «Путь ленивого ученика к виселице» конкретен [Прил.рис. 29]. Типы, костюмы, отдельные эпизоды почерпнуты Хогартом из жизнисовременной ему Англии. Некоторые лица портретны. Художник используеторигинальный прием размещения восторженных сцен на первом плане, а сюжетнопервоочередных – на втором. Это позволяет выделить характерные эпизоды идетали, не только не отвлекая от основной мысли, но и подчеркивая ее.
Этот прием использован художником и на двенадцатом листе– «Банкет по случаю избрания прилежного ученика лорд-мэром Лондона». Сам лордпочти не виден. Он и его окружение показаны в виде мелких фигур в глубине залы.На переднем плане художник изобразил толпу обжор, поглощающих горы лакомыхблюд. По мнению Кроля А.Е.[14]смысл этой сатирической сцены – чествование добродетели тонет здесь завыразительным осуждением животного обжорства, грубого чревоугодия.
В ряде листов Хогарт намеренно осуждает многие порокисвоего времени. Картина семейного счастья прилежного ученика, женившегося нахозяйской дочери ( лист № 6), с толпящимися под окнами музыкантами и зеваками,пришедшими на утро после свадьбы приветствовать баловня судьбы, остроумновысмеивает мещанское благополучие добродетельного ученика. А одиннадцатый лист,рисующий возбужденную толпу, собравшуюся на казнь, как на развлечение, кажетсягорькой насмешкой над законом, превращающим казни в зрелища.
Двенадцать листов «Прилежание и леность» — действительно«морализующий» по замыслу цикл Хогарта. Здесь ясно показано, что художниксчитал «дурным» и что «хорошим». Уильям Хогарт демонстрировал два пути – путьдля достижения почестей и богатства и путь, ведущий к гибели. Характерпроизведения подчеркивают и цитаты из Священного писания.
Серия гравюр о ленивом и прилежном учениках имела шумныйуспех. На ее основе была создана пантомима и поставлена пьеса, а также былиздан ряд литературных комментариев к серии.
Около 1750-1751 годов Хогарт создает еще несколькографических произведений поучительного характера: сюиту «Четыре степенижестокости» и два парных офорта «Улица Джина» и «Улица Пива» [Прил. рис. 30,31]. В них он следует той же программе, какую проводил и в своей большойдидактической серии «Прилежание и леность» [Прил. рис. 32].
В гравюрах «Улица Джина» и «Улица Пива» художникобращается к народу. Хогарт пишет: «Поскольку темы этих гравюр рассчитаны нато, чтобы воздействовать на некоторые распространенные пороки, присущие низшимклассам, то в надежнее на самое широкое распространение гравюр автор исполнилих в наиболее дешевой технике».[15]
На этот раз Хогарт выступил как общественный деятель,борющийся с пьянством, которое было настоящим бичом Англии его времени. Этосоциальное зло усиливалось вместе с ростом нищеты и болезней в среде «низших»классов. Разумеется, не в одном пьянстве коренилась причина нищеты и смертностинеимущего населения Лондона, но Хогарт, как и другие передовые умы тоговремени, не сознавал в чем источник зла. Поэтому художник вместе с другимианглийскими просветителями направлял всю силу своей критики не на основысоциального строя, а лишь на одно из сопутствующих им явлений.
Гравюры «Улица Джина» и «Улица Пива» встретилинемедленный отклик, и в 1751 году в парламенте прошел акт, запрещающийнезаконную продажу джина.
Как пишет Уильям Хогарт, на листе «Улица Джина» показаныпоследствия потребления этого напитка – «… безделье, нищета, бедность иотчаяние, доводящее до безумия и смерти».
Художник делит лист на два плана по диагонали, идущей изправого верхнего угла в нижний левый угол. Справа он изображает несколькоузловых эпизодов с немногочисленными персонажами. Слева изображены городскиестроения и улицы с толпой мелких человеческих фигур. Фоном центральных стенслужит нищий Лондон с его переполненными кораблями и полуразрушенными домами.
Безвыходность тупика, в котором гибнут обитатели «УлицыДжина», подчеркнута распространенными у Хогарта символами: вывеской ссуднойкассы с тремя тяжелыми шарами и вывеской кабатчика в виде огромного кувшина снадписью «Королевский джин».
Ч. Диккенс дает этому листу яркую характеристику: «Нетданных, что хоть один из персонажей этой мрачной сцены был когда-нибудь богаче,чем теперь. Даже наиболее зажиточные закладывают самое необходимое, а такжеорудие своего ремесла; а самые бедные – это бездомные бродяги, по которым невидно, что они раньше жили иначе. Все живут и умираю в нищете. Никто не делаетпопытки предупредить или излечить зло».[17]
«Улица Пива» представляет контраст «Улице Джина». Сценаполна веселого оживления. Художник изображает улицу с чистыми, отстроеннымидомами. По улице идут прохожие, живописец заканчивает вывеску, где изображаеттанцующих крестьян вокруг стога ячменя. За столами люди пьют пиво. Единственныйзаброшенный дом – ссудная касса, на ступенях которой стоит странствующийторговец пивом.
Если в предыдущем листе комическое служит, чтобыподчеркнуть трагическое, то «Улица Пива» вся проникнута жизнерадостным мягкимюмором. Иронично изображены Хогартом любители пива с огромными животами,держащие полные кружки пива с пышной пеной. Вывеска ссудной кассы уже некажется зловещей.
Еще одна серия нравоучительного характера была названаХогартом «Четыре степени жестокости». Она изображает жизненный путь человека,который в детстве мучает кошек и собак, затем истязает лошадей и в итогестановится убийцей. Труп казненного преступника по закону отдается врачам,которые расчленяют его на части.
Хогарт писал: «Эти листы были награвированы в надежде вкакой-то мере изменить к лучшему варварское обращение с животными, один видистязаний которых делает нашей столицы (Лондона) столь прискорбными для каждойчувствительной души. Если они окажут это действие и воспрепятствуют жестокости,я буду больше гордиться тем, что являюсь их автором, чем если бы я написалкартоны Рафаэля».[18]
«Четыре степени жестокости», как и серия «Прилежание иленость» как «Улица Джина» и «Улица Пива», пишет Кроль А.Е., раскрывают Хогартакак художника, который не проходит мило социальных бедствий и не пытаетсясмешить зрителей картинами нищеты и невежества. Хогарт не остается при этомпростым моралистом-проповедником, а шире и объективнее смотрит на мир, чембольшинство его современников. Выбирая в качестве героя графа или бродягу,знатную даму или проститутку, он осуждает в их образах те темные черты, которыесвойственны не только отдельным личностям, но и целым общественным группам.Хогарт обращал эти злободневные серии к народу и они пользовалисьпопулярностью, но публика, к которой он обращался, подчас восхищаласьзабавностью эпизода, комичностью лиц и на замечала глубокого смысла егопроизведений.
6. Критика политической системы Англии в серии «Выборы впарламент»
Последняя значительная серия картин Хогарта – «Выборы впарламент» (около 1754) представляет собой обличие системы выборов. Серия открываетсяизображением предвыборного банкета, затем показаны как борющиеся партии, небрезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном изтак называемых «гнилых местечек». Далее художник изображает сбор голосов, гдеголосовать приводят и приносят идиотов и умирающих. Завершает сериютриумфальное шествие кандидата – победителя, которого проносят в кресле поулицам. Между приверженцами и противниками продолжается борьба; мелькают кулакии положение героя событий оказывается очень шатким.
Злободневная серия состоит из четырех картин, где Хогартпоказал, приобретенный в течение многих лет талант и творческую свободу. Этикартины представляют собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы впарламент.
Положение Англии в это время было весьма тревожным.Англия терпела поражение в затянувшейся войне с Францией. Восстание шотландцевв 1745 году. Вызванное недоверием к правительству, голодом и непосильныминалогами, было лишь одним из проявлений недовольства народа, который видел выходв смене правительства и изменении политического курса. В Лондоне голодающеенаселение постоянно враждовало с войсками, их стычки заканчивались кровавымижертвами с обеих сторон. Согнанные с земли крестьяне становились дешевой ибесправной рабочей силой на производственных предприятиях.
В 1754 году парламентская власть сосредоточилась в рукахпродажного премьер-министра лорда Пелгама и его брата герцога Ньюкэслского. Закругленькую сумму продавались мета депутатов. Ряды членов законодательногоучреждения Англии пополнялись богачами-землевладельцами и финансистами. Вбольшинстве городов парламентскими местами торговали городские корпорации.Места принадлежали помещикам, владельцам «гнилых местечек». Рабочие,ремесленники и городское население в парламент не проходили.
В своем цикле о выборах Хогарт впервые дал оценкуполитической системе страны. До этого времени художник обличал лишь некоторыенедостатки современной ему жизни. Со свойственной ему трезвостью и остротойнаблюдательности Хогарт показал на четырех листах «Выборов в парламент» (музейСоун, Лондон) все уродливые стороны английского парламентаризма XVIII века.
Первый лист – «Предвыборный банкет» [Прил. рис. 33]изображает банкет в «гнилом местечке», данный кандидатом. В самом большом заледеревушки показано в полном разгаре пьянство и объединение. В огромную бадьюналит пунш, на полу разложены посуда и яства. За столом изображеныпредставители местной власти, обладающие избирательным цензом: пастор,стряпчий, лавочники, состоятельные ремесленники, администрация местечка и членысемей избирателей. Под флагом с надписью «Свобода и лойяльность» сидит молодойкандидат. Он готов стерпеть все ради своей цели. Кандидат выдерживаетприставания отвратительной старухи и шалости отпрыска одного из избирателей, тоесть соблюдает терпимость и демократичность. В разгаре пиршества в окно залалетят камни, врываются сторонники конкурирующего кандидата и начинается драка.
Вся неприглядная изнанка и ханжеская суть комедии выборовпоказаны Хогартом с обычным лаконизмом. Великолепны позы людей, умело связанныевыразительными жестами, лица их экспрессивны, мимика характерна.
По мнению Кроля А.Е.[19] картины «Выборы в парламент» показывают художественнуюэволюцию Хогарта за годы кажущегося отхода от творческой деятельности. Сохранивв полной мере дар острой и правдивой передачи, он приобрел уверенность рисунка,не всегда свойственную ему в более ранних произведениях. В четырех картинах«Выборов» нет ни одной фигуры с неверным или напряженным рисунком конечностей –недостаток, который раньше снижал художественный эффект. Художник мастерскираспределяет группы действующих лиц, связь между которыми строится напсихологических взаимоотношениях. В то же время он подчеркивает единство междуперсонажами всей сцены в целом.
Вторая сцена – «Предвыборная агитация» [Прил. рис. 34]изображает узкую улицу «гнилого местечка», где агенты разных кандидатов,принадлежащие к двум политическим партиям, подкупают избирателя-фермера. Онипредлагают ему избирательные бюллетени, подкупают деньгами. Другие избиратели,наблюдая за этой ситуацией, решают, кому выгоднее продаться. Сам кандидатвыбирает подарки у коробейника для двух дам, голоса которых ему надо получить.
Персонажи в каждой из групп объединены жестамикомпозиционным ритмом и общей мыслью – о подкупе и деньгах. С большойвыразительностью художник передает страсть к наживе, хотя не вносит при этомничего шаржированного и преувеличенного. Правдиво переданы люди, дома и пейзажи лишь сама разыгравшаяся сцена вносит в картину элемент сатирическогоразоблачения.
В третьей сцене – «Голосование» [Прил. рис. 35]чувствуется все большее нагнетание сатирической остроты. Под навесом сидятвыборные агенты. На переднем плане член выборной организации приводитизбирателей к присяге и вручает им бюллетени. В голосовании принимают участиевсе – слабоумные, параличные, слепые, больные. Больного несут на руках,слабоумного учат правильным жестам, за безрукого калеку ручается избирательныйагент. Трагикомический эпизод разыгрывается со всей яркостью чисто похогартовски.
Последняя картина – «Чествование кандидата» [Прил. рис.36] говорит сама за себя. Толпа на носилках несет в кресле избранного депутатпо деревенской улице. Толстая фигура депутата является вершиной композиционноготреугольника. Нижнюю его часть составляет группа людей и животных. Пирамидальнопостроенная группа по своим очертаниям пародийна. Новый член парламента навершине композиции находится в состоянии неустойчивого равновесия. Люди, которыедолжны быть его опорой изображены в движении, хаотично. Эта пародия напамятник, высмеивающая и героя и торжество по поводу выборного фарса, как быокружена живой рамой, где изображены – высокое здание, слуги с блюдами, неучаствующие в выборах жители городка, седобородый музыкант в лохмотьях и т.д.
Здесь нет ни малейшего преувеличения, ни намека накарикатуру. Художник правдиво трактует образы в картинах этой серии, придаваясценам комизм. Следует отметить, что если ранее персонажи выделялись острым ичетким рисунком, то в последней картине рисунок приобретает мягкость иживописность. Лица и фактура предметов переданы Хогартом плавными переливамитонов, колористическая гамма порою приобретает мягкую монохромность.
Таким образом, серия «Выборов» говорит не только охудожественной зрелости Хогарта, но и о его даре острого и наблюдательногосатирика, способного зло подчеркивать подмеченные недостатки окружающейдействительности. В этой серии художник выступает непревзойденным мастеромбольших политических тем.
В серии «Выборы в парламент» Хогарт с жестокойбеспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп и мошенничестводепутатов, тем самым, давая оценку всей политической системе Англии XVIII века.
Заключение
Итак, к 1730-м годам в Англии появился самобытный иудивительный художник – Уильям Хогарт. Он принадлежал времени, когдаукоренялись новые буржуазные законы, нормы поведения и морали и при этом ещесохранялись предрассудки феодального прошлого, когда торжествовалостяжательство и ценности с удивительной быстротой скапливались в рукахпаразитической верхушки общества, и при этом продолжалось обнищание народныхмасс.
Хогарт был, без сомнения, единственным художником, чьеискусство сыграло важную роль в становлении английского Просвещения. Он былединственным значительным живописцем-просветителем в Англии и первым – вЕвропе.
Поднимая глубокие нравственные и социальные проблемы, онвпервые сделал предметом художественного исследования конкретную, современнуюему реальность, причем показал ее не как сюжет для занимательного рассказа, ине как модель для тонких живописных наблюдений, а как часть большого мира, сего вечными трагическими проблемами, обращенными к определенным людямопределенной эпохи. При этом он сделал свою живопись эмоциональной, достигтакой виртуозной выразительности мазка, такой напряженности общегоколористического эффекта, и порой такого тонкого сплава реальности и фантазии,что многие его произведения заслужили всеобщего признания.
Хогарт оставил несколько сотен произведений живописи играфики. Основное место среди них занимают картины маслом. Славу же Хогартупринесла лишь небольшая часть его произведений – сатирические серии и бытовыесцены, известные и публике и специалистам почти исключительно по гравюрам.
Уже в ранние годы Хогарт предстает перед нами, какчеловек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческойцелеустремленности. Он стремится создавать полезные для общества произведения.Хогарт брал в качестве материала события из жизни, трактовал их сатирически,давая им оценку и обличая злободневные вопросы современности.
Вначале 30-х годов Уильям Хогарт обращается к написанию игравированию современных морализующих сюжетов и создает удивительные по остротесерии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя». Сатира здесь бьет попорокам современности: разоблачает ханжество, подчеркивает лицемерие общества истрасть к наживе, осуждает жестокие нравы английских тюрем и больниц. Художникизображает правдивые, зачастую реальные образы, в которых зрители угадываютзнакомых им людей.
Уильям Хогарт один, в сущности, выражал идеи Просвещенияязыком изобразительного искусства, и искусство его порой взрастало налитературной почве. Серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя»являются ярким примером сближения искусства Хогарта с литературой Просвещения.Следует отметить, что в его лице английская живопись сближалась не только спередовой английской литературой, но и с театром.
В первой половине 40-х годов художник создает свою самуюзнаменитую серию «Модный брак». Изображая сцены из жизни высшего обществаХогарт вновь применяет свое оружие – острую социальную сатиру. В серии «Модныйбрак» художник показывает характерное для Англии этого времени явление – бракпо расчету. Он осуждает жадность, корыстолюбие, стремление к наживе,продажность людей, безысходность и безжалостность общественных устоев,неизбежность пороков и несчастий.
Эта серия принесла Хогарту большую популярность, номногие современники стали считать его моралистом-проповедником.
Свою положительную программу Хогарт развивает в серии«Прилежание и леность», которая по замыслу художника должна была служитьнаставлением для трудящихся. Этот морализующий по замыслу цикл и жизниприлежного и ленивого учеников дополнен цитатами из Библии. Он такжерассказывает о пороках современного Хогарту общества и по своему характеруявляется нравоучительным.
Сериями нравоучительного характера являются произведенияХогарта «Улица Джина», «Улица Пива» и «Четыре степени жестокости», осуждающиепьянство, нищету, насилие и жестокость, процветающие на улицах английскихгородов.
Последняя серия Хогарта «Выборы в парламент» с жестокойбеспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп, взяточничествои мошенничество депутатов. Серия представляет собой сатиру на священные длябуржуазной Англии выборы в парламент.
Своими сериями-хрониками Хогарт прокладывал путь бытовойи политической карикатуре, но мир в его картинах не теряет чувственнойпрелести, его образы жизненны, подчас реальны. Хогарт сумел показать социальныедрамы эпохи прямо и непосредственно, не прибегая к иносказанию.
У художника не было учеников и близких последователей, иболее молодые современники не пошли по его пути. И все же его искусство внеслов среду художников дух полемики. Современники, коллеги, оппоненты или врагихудожника – все они действовали под влиянием хогартовских идей и картин,подражая им или с ними споря.
Серии Хогарта получили широкую известность еще при егожизни, но зачастую публика восхищалась забавностью сюжета, комическимизображением известных лиц, не замечая глубокого сатирического смысла.
О высоких достижениях произведений Хогарта впервыезаговорили известные критики Чарлз Лэм (в своей статье «О гении и характереХогарта») и У. Хэзлитт (статья о «Модном браке»). В начале XIX века Хогарт усебя на родине не находил достойной оценки. На рубеже XIX и XX веков началасьпереоценка творчества художника и его гравированные листы стали центромвнимания.
Его творчество, полное задора, смелости, жизненной силы,заглянуло далеко в будущее, где нашло свое достойное место. Демократичные,глубоко проницательные произведения Хогарта, полные страстной и беспощаднойкритичности, поражающие новаторской силой и смелостью, по праву входят всокровищницу мировой культуры.
Библиографический список
1. Алпатов М.З. Всеобщая история искусств. М.; Л., 1955, Т.1.
2. Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.
3. Всеобщая история искусств. Т.IV., М., 1963.
4. Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.
5. Кроль А.Е. Уильям Хогарт. М.; Л., 1965.
6. Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961.
7. Кроль А.Е. Государственный Эрмитаж. Английская живопись: Каталог.Л.,1969.
8. Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII в. Л., 1964.
9. Мастера искусства об искусстве: в 7т. М., 1967. Т.3.
10. Некрасова Е.А. Уильям Хогарт. М., 1933.
11. Хогарт В. Анализ красоты. Л., М., 1958.