Московскийгосударственный университет имени М. В. Ломоносов
факультетжурналистики
Реферат
тема: Оппозицияобразов Том Джонс — Блайфил в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга
Москва 2010
Биография
ФИЛДИНГГЕНРИ, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707,предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитымдворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. Додвенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир),богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Филдингполучил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболееаристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом ПиттомСтаршим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. Послелюбовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами сзаконом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и правов университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средствзаставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), гдеон учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, впоисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургическойдеятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестококритикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.
Закон отеатральной цензуре 1737года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. Вчастности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотоеохвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон отеатральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактическиневозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были подподозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру вобласти права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. Кэтому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Емунедоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья частопретерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен, богатыйблагодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе«Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и далим образование.
Филдингникогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное емуискусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой УильямХогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех,как для печатной пьесы. Он также печатал целый ряд работ вжурналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, какправило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain HerculesVinegar). В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать своилиберальные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах. Почтислучайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 годуФилдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман«Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Этасатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириковпредыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).
Дальшепоследовал роман «Джозеф Эндрус» (1742), оригинальное произведениепредположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение изадумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некойотправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста. В 1743 годуФилдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «Историяжизни покойного Джонатана Уайльда Великого». Этот роман иногда считаетсяего первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, преждечем написал романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс». Это сатира на Уолпола, котораяпроводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом, печально известнымглаварем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов вПарламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать"«Великим Человеком»(распространенный эпитет для Уолпола) должнодостигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.
Его анонимноопубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг» (The Female Husband) являетсявыдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осужденаза принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что этатема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, онасогласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, ипритворством. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) — это тщательнопостроенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, какнайденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипомгероинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – женитьсяна бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря наэто, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церквиспособствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёйЛондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своиммладшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение«ищейки» с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многимипервым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна,они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали дляулучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлетыи запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это неозначает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, очем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушаниидела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже иприговорен к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменилсвоего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak»с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по ихголосам. В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой — выходящим раз вдве недели журналомпод названием «Ковент-Гарден», который он публиковал подпсевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» доноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с ГрабСтрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этотконфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper Warof 1752–1753).
Горячая приверженностьФилдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшениемсостояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу вПортугалию в поисках лечения. Подагра, астма и другие недуги привели кнеобходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяцаспустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища(Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневникепутешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.
О романе
Роман«История Тома Джонса, найденыша» был написан в 1749 году. В нём ярко выражаютсяноваторские принципы Филдинга. Вводные теоретико-эстетические главы «ТомаДжонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задачахудожника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивоеподражание природе — единственный источник эстетического наслаждения.Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «закрайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтовявляется человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическоезначение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба ссоциальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием —задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с еготочки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблемачеловеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVIIвека — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в«Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием.«Природа человека сама по себе далеко не плоха, — говорит один изперсонажей Филдинга. — Плохое воспитание, плохие привычки и обычаиразвращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мираответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн.IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницыбеседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где ТомДжонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничествусвоего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако,согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, какнедостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфиломраскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактнымПороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил всеправила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазногоблагоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к добромусердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критикубуржуазного общества в произведениях сентименталистов.
«Том Джонс»отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последнийпериод творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуетсяослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
филдингнайденыш роман образ
Оппозиция образов
Том Джонс и Блайфилпредставляют собой практически две противоположности. И дело не только в том,что Том Джонс добрее, красивее, благороднее Блайфила. У этих героев абсолютнопротивоположные представление о счастье и добродетели, противоположные цели вжизни. Ведь даже, несмотря на все те ужасные поступки, которые совершаетБлайфил, мы не воспринимаем его как закоренелого злодея. Он не вызываетненависти. Скорее удивление. Этому человеку абсолютно чужды какие-либо мукисовести (например, сцена, когда Том Джонс обнаруживает его рыдающим после того,как сквайру Олверти открылась вся правда. Филдинг отчётливо пишет о том, чторыдал он потому что боялся за свою судьбу, но его нисколько не волновалиморальные аспекты произошедшего), и даже, на мой взгляд, многие человеческиечувства: преданность, любовь (он хотел жениться на Софье лишь из-за денег, аведь она – хороша собой, благородна, Филдинг рисует её так, что в девушкупросто невозможно не влюбиться), дружба. Его интересуют лишь деньги, да инекоторое тщеславие (автор говорит о том, что женитьба на Софье, помимо денег,доставила бы ему ещё одно удовольствие – унижение Тома Джонса). Вся жизньБлайфила построена на расчёте, в нём практически нет эмоций, кроме самыхнизменных, как то: страх за свою жизнь и благополучие, желание материальногоблага, желание самоутвердиться, нередко и за счёт других. На протяжении всегопроизведения Блайфил не совершил ни одного необдуманного поступка, предавшисьпорыву чувств, он лишь разыгрывал их перед Олверти, чтобы тот поверил в любовьБлайфила к Софье. И каким же действительно нужно быть уравновешенным ирасчётливым человеком, чтобы на протяжении стольких лет благородный и умныйсквайр не заподозрил в нём того ничтожного подлеца, каким он был на самом деле!
Том Джонс же наоборотпереполнен чувствами, эмоциями, он полон жизни. И, хотя Филдинг и рисует наммножество дурных поступков, вытекающих именно из этой юношеской горячности инеобдуманности, он не строго осуждает нашего героя за это. Во-первых, потомучто они заключены в человеческой природе, противостоять им очень сложномолодому человеку (например, измены Тома Джонса Софье), для этого нужно уметьбороться с захлёстывающими чувствами, во-вторых, Том каждый раз после проступкамучается невероятными угрызениями совести, в-третьих, автор подчёркивает, чтовсе они делались вовсе не со зла и не намеренно, просто эти переполняющие герояэмоции иногда захлёстывают его настолько, что заставляют забыться.
Но это гораздо лучше, чембыть бесчувственным расчётливым эгоистом, как Блайфил! Ведь проступки ТомаДжонса с лихвой искупаются его добродетельностью, благородством, способностьюлюбить и быть горячо благодарным, которыми не обладает Блайфил. Так же необладает он и способностью к угрызениям совести, он просто не может измениться,его жизненные идеалы и позиции абсолютно исключают любую возможность статьлучше или хуже. Единственный человек в мире, который его волнует – он сам.Филднг подчёркивает, что гораздо лучше быть живым юношей, который поройпоступает неверно, но не из-за дурных намерений, а из невоздержанности илинеумения контролировать себя. Такой человек научиться сдерживать свои страсти,и вырастет, возможно, в благородного сквайра Олверти. Но из такого, какБлайфил, никогда не получится достойный человек.
Том Джонс добр, красив,благороден, он ничего не боится, способен к состраданию, к великой любви, емучужда ненависть, излишняя самовлюблённость, злоба. Ни одного по- настоящемубесчестного поступка не совершил он за всю свою жизнь, а за все свои проступкион мучается невероятным осознанием собственной неправоты. И по окончаниипроизведения мы верим, что он больше не станет их совершать, ведь он обрёлистинное счастье и ему открыта дорога добродетели.
Так же замечание в концепро Блайфила о том, что он копит деньги, жертвуемые ему Олверти и даже Джонсом(в тайне от сквайра, Тому абсолютно чужда злопамятность и так поражает егосострадание и человеколюбие, ведь именно Блайфил виновник всех его страданий!),чтобы купить себе место судьи, показывает, что он-то точно не изменился и неизменится.
Но почему дваединоутробных брата настолько различны? Ведь воспитание у обоих былоодинаковое, но Джонсу удалось избежать влияния наставников, которые заботилисьтолько о себе, и внушали мальчикам ложные истины, а Блайфилу нет.
Противопоставление этихдвух героев – это противопоставление расчётливого разума доброму,чувствительному сердцу. И сердце одерживает победу, ведь, по мнению Филдинга,изначально человеческая природа создана добродетельной, но влияние обществапортит её, изменяет. Таким образом, Филдинг уже предвещает недовольствобуржуазными устоями, царившим в мире.
Список используемойлитературы
1. ru.wikipedia.org/wiki
2. История Тома Джонса, найдёныша. – М.: Правда, 1982