Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ главного героя в литературных портретах К.Г. Паустовского

Курсоваяработа
 
на тему:

«Образглавного героя в литературных портретах К.Г. Паустовского»

Введение
Темакурсовой работы «Образ главного героя в литературных портретах К. Паустовского»позволила определить круг вопросов, которые необходимо осветить в процессеработы: изначально следует обратиться к истории жанра литературного портрета сцелью выявления его особенностей. Далее – аналитическое исследованиелитературно-эстетических взглядов К. Паустовского, проблематизируемоевопросом: почему писателя заинтересовал именно жанрхудожественно-документального очерка.
В главе II важным становится развернутое исследование литературных портретов К. Паустовскогос акцентуацией на художественных особенностях авторского изображения. Второйпараграф данной главы представлен в виде сравнительного анализа биографииАлександра Грина и литературного портрета К. Паустовского «ЖизньАлександра Грина». Таким образом, следует определить цели работы и задачи,которые необходимо решить.
Целиработы:
1. Изучение жизненного и творческого пути, литературно-эстетическихвзглядов К.Г. Паустовского – русского писателя-эссеиста.
2. Изучение вопросов теории литературы: структура художественногопроизведения, композиция художественного произведения и литературные жанры,особенности малых литературных жанров, персонажи в художественном произведении,главный герой художественного произведения.
3. Изучение методов лингвистического анализа художественногопроизведения. Сравнительно – сопоставительный метод, метод ассоциативного сопоставлениякак ведущие методы анализа художественного произведения.
Задачиработы:
1. Выявить особенности жанра литературного портрета
2. Определить, какую роль сыграли литературно-эстетические взгляды
К. Паустовскогов развитии жанра художественно-документального портрета.
3. Посредством метода сравнения – сопоставления выявить роль главногогероя в литературном очерке К. Паустовского «Жизнь Александра Грина».
паустовский литературныйгрин биография

1.Литературный портрет
1.1 Историяжанра литературного портрета
Состояниежанра всегда включает в себя исторически присущие ему признаки и особенности, ив этом смысле, если попытаться рассмотреть природу русского литературногопортрета в историко-типологическом аспекте, предстает интересная картина.Практика его бытования в русской художественной литературе и историческоедвижение жанровых особенностей интересны и своеобразны. Первые литературныепортреты увидели свет в журналах. «Первопроходцем» в Западной Европе стал Ш. Сент-Бёв.В 1829 году в журнале «Ревю де Пари» были напечатаны созданные им портретыКорнеля, Буало, Лафонтена. История портретирования в русской критике начинаетсяс карамзинского «Вестника Европы», в котором сам издатель опубликовал биографиюИ.Ф. Богдановича (Вестник Европы, 1803, />№9–10). Многиерусские журналы, в том числе искусствоведческие, имели специальные отделы,называющиеся «Биография» или «Биография и неврология». Так, в «Журналедраматическом на 1811 год» (Москва), «Журнале изящных искусств» (Санкт-Петербург,1823); журнале «Репертуар русского театра» (1823) журнале «Артист» (Москва,1889) и других, были специальные отделы, в которых печатались подобныепортретные очерки. Впоследствии жанр вышел за пределы критических разделов иперешагнул границы журнальных типов изданий.
Особенностьювозникновения литературного портрета является тот факт, что в Европе и в Россиион родился как жанр литературной критики и в связи с зарождением такназываемого «нового романтического />метода».
Сторонникиромантизма в литературной критике, как известно, акцентировали внимание наличностном начале: «Поставив личность в центр искусства, сосредоточив вниманиена взаимосвязях человека с обществом, новый метод требовал исторической инациональной конкретности в их />раскрытии», а это предполагало, всвою очередь, верность, правдивость в передаче жизненных обстоятельств ипсихологии героя. Эти принципы легли в основу творческой деятельностиосновоположника портретного жанра в европейских литературах />Сент-Бёва». Русскаяромантическая критика начала 20-х годов XIX века видела главную особенностьновой, романтической, литературы: ее отличие от античной, погруженной ввещественность, в изображении «духовного». Предметом искусства издатель «Московскоготелеграфа» Н.А. Полевой объявил человека в его внутренней, духовнойсущности. В этом состоит характернейшая черта его как теоретика романтизма.Созданный им жанр портрета первыми исследователями писательского наследия Н. Полевогобыл назван «критико-биографическим/> этюдом».
Фактвозникновения литературного портрета как жанра литературной критики указываетна принадлежность портрета (в момент рождения) к литературно-критическому видутворчества. Первые творческие портреты, наряду с другими критическими жанрами,как в России, так и на Западе свет увидели именно в журналах. Зависимостьистории бытования портрета (в системе с другими критическими жанрами) в русскойлитературе и критике от определенных методологических особенностей эпохи хорошопрослежена в книге Б. Егоровым. Исследователь отмечает, что в средеромантиков разрабатывались поначалу жанры, выдвинутые сентиментализмом (вчастности – и литературный портрет).
Позднеетворческий портрет взяли на вооружение критики-славянофилы. Их заслуга – инициативав постановке вопроса о народности, (трактуемой, естественно, в соответствии сих пониманием этой проблемы), борьбе за придание литературе этого />качества…Портрет теперь несет в себе обобщенно-проповеднический и проблемный пафос,который был свойственен литераторам указанного направления. Основополагающаямысль портретов, созданных А.С. Хомяковым, И.С. Аксаковым, И.В. Киреевским,– в оценке произведений отечественных писателей с точки зрения их пониманиянародности литературы, выражения народного взгляда на вещи, на окружающуюдействительность. В портретах И.С. Аксакова «Ф.И. Тютчев», «Несколькослов о Гоголе», И.В. Киреевского «Е.А. Баратынский» подчеркивается,что каждый из этих писателей является носителем, «двигателем» русского,народного самосознания.
Революционныедемократы 60-х годов и критики-народники (от 70-х годов до начала XX века),отмечает Б. Егоров, редко обращались к портрету, так как, по мнению автора,»…для народнической концептуальности более показателен жанр проблемной />статьи». И только в марксистской литературной критике жанр портретавышел на первое место, прежде всего благодаря «крупномасштабности» ее идеологиии практики (важно было дать с марксистской точки зрения портрет писателя вцелом и на этой основе делать обобщения, а не на анализе отдельныхпроизведений); отчасти – благодаря оперативности выступлений газет и журналов –подавляющее большинство портретов этого времени можно рассматривать какюбилейные/> открытки.
Особенностибытования жанра портрета в критике и литературе во многом обусловлены общимиособенностями развития русского искусства, поэтому видные литераторы,художественные критики того времени – В. Одоевский, А. Григорьев, Ф. Кони,А. Серов, В. Стасов – выступают с музыкально-критическими,театрально-критическими материалами и являются авторами портретов кактеатральных деятелей, так и выдающихся представителей изобразительного имузыкального искусства. В то же время появляются портретные очерки окомпозиторах и артистах, написанные их коллегами. Характерной чертой этихочерков является характеристика творческого облика композиторов, совмещающаясяс развернутыми общеэстетическими суждениями авторов. Так, в 60-х годах XIXстолетия знаменательными в этом смысле стали имена В.Ф. Одоевского, Н.А. Мельгунова,Д.А. Кюи.
Жанртворческого портрета с момента своего рождения представлен в своих основныхразновидностях:
I) какбиографический очерк (портрет-биография, портрет-некролог, юбилейный портрет);
2) каккритико-биографический очерк;
3) очерктворчества;
4)собственно портрет, передающий общее впечатление от творчества того или иногохудожника.
Закономерно,что на начальном этапе развития жанра в основном преобладала его биографическаяразновидность (портрет-биография, мемориальный портрет, юбилейный портрет).
Известнаязаслуга в критике литературы, театра, музыки, живописи и эстетики принадлежит А. Луначарскому.Методология портретирования в критике Луначарского, ее составные части выделеныА.3. />Дмитровским:
– характеристикасоциально-исторической действительности, в том числе ее политической и духовнойжизни;
– социальнаяи классовая характеристика мировоззрения художника;
– хронологияи биографический материал жизни художника;
– индивидуальныйнравственно-психологический склад художника;
– творчествохудожника в его художественном своеобразии, как результат познания ивоссоздания жизни и как выражение социальной идеологии художника и еголичности;
– значениетворчества художника для современников и для последующих поколений.
Все этикомпоненты находятся у Луначарского в определенном соподчинении и функциональнойсвязи, обеспечивая внутреннюю логику и различные уровни портрета. Происходитлишь различная акцентировка этих компонентов при выдвижении на первый планодних и ослаблении и даже выпадении других…
В некоторыхслучаях подзаголовки к портретам указывают проблематику и профиль исследования.Так, в очерке «Максим Горький» подзаголовок – «Литературно-художественнаяхарактеристика»; в очерке «Флобер» – «Общая характеристика; в очерке «Шекспир» –«Социально-идеологическая характеристика»; в очерке «Виктор Гюго» – «Творческийпуть писателя». Теоретические проблемы, затрагиваемые Луначарским при созданиипортретных характеристик, разработка методологического аппарата дляхарактеристики писательской личности и творчества (так, в очерках «Дж. Свифт»и его «Сказка о бочке», «М.Е. Салтыков-Щедрин», «Б. Шоу» разрабатываетсятеория сатиры) – важные особенности портретного жанра, в котором работалЛуначарский.
Например,литературные портреты, созданные Горьким, объединяют в себе чертыиндивидуальности и стержень поведения, выработанные средой, профессией – всё тов ней, что типично для эпохи. Когда писателем создается портрет человека, оличности которого читатель уже имеет предварительное собственное представление,– процесс типизации выступает особенно ясно.
Раскрываячерты конкретного человека, автор одновременно воссоздает крупно очерченныйсобирательный тип.
Например, втаких произведениях, как «Из воспоминаний о В.Г. Короленко», «ВремяКороленко», «В.Г. Короленко», Горький показывает, что именноразносторонняя связь человека с его временем определяет его место в жизнирусского общества. Одновременно сила и масштабность образа Короленкодостигается тем, что в этом образе выделены национальные черты внешности ихарактера. Показывается, что в этом человеке больших познаний были заложеныкачества, выработанные в народе многими веками труда и надежды. Чертывнешности, поведения – спокойная «основательность» Короленко, неторопливаясдержанность его речи, ненавязчивая простота в общении, кряжистая фигура – всеэто воссоздается Горьким как совокупность свойств национального />характера.
Наиболеепредставительные образцы в жанре творческого портрета последующих леторганически соединяют в себе строгий социолого-эстетический анализ творчествахудожника с выявлением его миросозерцания и художественного вкуса; несут в себеединство социального, логико-понятийного и образно-ассоциативного подходов ктворчеству и личности героя.
1.2 Литературно-эстетическиевзгляды К. Паустовского
Писателемможет быть только тот,
у кого естьчто сказать людям
нового,значительного и интересного,
тотчеловек, который видит многое,
чегоостальные не замечают.
К. Паустовский
Начинаяразговор об эстетике К. Паустовского, нам, прежде всего, хотелось быпривести в пример несколько высказываний писателя о своем творчестве, ведьименно благодаря автобиографиям мы более четко, ясно понимаем особенностиизображения автором действительности, героев… Почему? Хотя бы потому, что черезпризму этой своеобразной исповеди всегда проступают крупицы авторской оценкисвоего творчества. А это немаловажно. В сознании современного читателяПаустовский обычно предстает писателем-романтиком, утверждающим добро,справедливость, господство прекрасного, святость высокой мечты. Этипредставления верны. Однако слишком однобоки. Ведь эстетические воззренияписателя намного сложнее, многограннее. Все потому что они обусловлены личнымипредставлениями человека о современниках, современном ему обществе, окружающейдействительности, системе ценностей и о мире в целом. Романтическоемироощущение имеет место быть в творчестве К. Паустовского: «Мне кажется,что одно из характерных черт моей прозы является ее романтическаянастроенность. Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека,в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, – нелепо.Такое требование можно объяснить только невежеством…» Однако писатель неотказывается от важности изображения реальности, действительности, он лишьподчеркивает что в любой реальности всегда будет место прекрасному, доброму, человечному…иследовательно – вечному: «…Романтическая настроенность не противоречит остромуинтересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях деятельности ичеловеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики. Ихможно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись,украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека. Романтичностьсвойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, темполнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и темон счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, аравнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь всознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и, вконце концов, равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своимжалким благополучием…» – пишет К. Паустовский.
Кромевоззрений писателя о значении романтического восприятия в творчестве, стоитрассмотреть еще одну тему. Тема искусства является одной из сквозных,центральных тем в художественных произведениях К. Паустовского. Этонаиболее близкая, личная тема писателя. Образы художников, писателей,лирический образ самого автора с его взглядами на жизнь, задачи искусствавсегда присутствуют на страницах его произведений. Ряд своих произведений онстроит, как своеобразные эстетические трактаты, призванные в яркой образнойформе изложить определенный комплекс взглядов на литературу и искусство. Такпостроены: (книга «Золотая роза», рассказы «Равнина под снегом», «Корзина селовыми шишками», «Бег времени» и др.). Но особенно ярко литературно – эстетическиевзгляды К. Паустовского проступают в серии многочисленных литературныхпортретов, посвященных Бунину, Куприну, Пришвину, Андерсену, Фраерману,Гиляровскому, Гриневскому и другим современникам. Воспроизводя в соответствии сжизненной правдой живой облик того или иного писателя, К. Паустовскийизображает те стороны его дарования, творчества, которые особенно близки, дорогиему самому. Говоря о том, как родилась серия литературных портретов, К. Паустовскийпишет: при чтении произведений «рядом с именем каждого писателя я делалкороткие и беспорядочные заметки о тех ощущениях, какие были связаны у меня стем или иным писателем…». Это свое личное, собственное восприятие творческогооблика писателя под углом зрения того, что особенно близко самому автору. «Весьмир во всем его удивительном разнообразии должен быть повторен на страницахкниг в его полной реальности» – таков основной исходный эстетический принцип К. Паустовского.
Очевидно ито, что К. Паустовский, горячо ратует за высокую научную культуруписателя, за обширные познания его во всех областях человеческой жизни. Онутверждает необходимость пристального, кропотливого изучения жизни,подчеркивает, что только в непосредственной соприкосновении с сердцевинойжизни, а не с ее поверхностью, только в жизненном ритме очень высокой частоты,рождаются сильные приемы мастерства, создается подлинная литература. Биографияписателя, его «бывалость» является для Паустовского одной из причин,определяющих глубину реализма в его произведениях. Он выступает противнатурализма, бесстрастного копирования, против простой фиксации фактов. Мирдолжен быть пропущен сквозь «кристалл писательского ума и воображения», значительностьтого или иного произведения конкретного автора определяется тем, насколькоглубоко и верно показана в нем объективная действительность, насколько обширныпознания художника о ней.… Поэтому Паустовский так высоко оценивал творчествонекоторых своих современников, писал о них, увековечивал их животворящую тягу ккрасоте реального мира. Закономерным представляется и то утверждение, что«способность находить типичное, характерное, способность обобщать» является необходимымсвойством ума настоящих писателей. К. Паустовский не приемлет идею узостидуховного мира романтика (как бы он ни был богат и красочен) по сравнению скрасотой и богатством жизни реальной. Сам же писатель, даже в соответствии сосвоими романтическими устремлениями ратует за способность писателя, при условииего ясного представления о движении реки жизни, истории, художественновоссоздать отдельные моменты этого развития, которые, будучи внешне частными, вырваннымииз диалектического процесса развития жизни, представляли бы «полет времени»,общее течение действительности.
Отнюдьнемаловажным звеном цепи эстетических воззрений писателя является егопредставление о литературном герое. Пропущенные сквозь призму обобщающей мыслиавтора характеры людей в художественном воссоздании их в реалистическихпроизведениях искусства предстают в глубоко своеобразных формах самой жизни,проверяются, соотносятся с нею. К. Паустовский борется за объективностьиндивидуализированных характеров художественных образов, создаваемых писателем.«Герои действуют так, как это соответствует их характеру, несмотря на то, чтотворцом этих характеров является писатель. Если же писатель заставит героевдействовать не по возникшей внутренней логике…герои начнут мертветь,превращаясь в ходячие схемы…».
Не обошел К. Паустовскийстороной и проблему выражения прекрасного и объективности творчества. Ведь призывк совершенству в людях и есть та сила, без внутреннего огня которой немыслимоподлинное искусство. К. Паустовский считает, что прекрасное в жизни –объективно существующее, но для того, чтобы прекрасное стало содержаниемискусства, необходимо, чтобы художник открыл его, очеловечил. Паустовскийвыделяет две стороны в эстетическом освоении действительности художником:умение видеть, анализировать объективную действительность и способностьпропускать увиденное сквозь призму авторского осмысления, которое дает фактам иявлениям реальной жизни новое рождение в произведении искусства. Что касаетсяобъективности изображаемого писателем, то это связанно, в первую очередь, скатегорией субъективного начала, с выражением мировоззрения писателя, свыражением определенного эстетического идеала. Каждый художник имеет право насвоеобразие, более того – он обязан быть своеобразным. Анализируя творчество своихсовременников, К. Паустовский отмечает то, что для постижения романтикижизни необходима особая зоркость взгляда на мир, природу, и те, кто тонкочувствовал малейшие изменения состояния внешней среды: природной и человеческой,отмечались им как настоящие художники.
Справедливымтак же будет заметить, что К. Паустовский стремился к изображению точной,всеопределяющей детали, которая дается исчерпывающим знанием предмета, явления.Писатель умел отбирать самое значительное из массы ярких наблюдений, видеть «тохарактерное ядро, что заключается в каждой мелочи». Сколько таких мельчайших,но выразительнейших деталей мы видим, перечитывая его литературные портреты!Писатель, благодаря изображению деталей в портретах, словно по мельчайшимчастям, собирал мозаику судеб Грина, Андерсена, Фраермана, Гиляровского… Невсегда осколки жизни этих людей были светлыми, яркими – попадались и серыеоднообразные кусочки с зазубренными краями. Но, тем не менее, К. Паустовскийсумел собрать из этих мельчайших деталей неповторимый орнамент судеб. Онувековечил не только образ великих писателей – все намного глубже – онизобразил мгновения жизни этих удивительных, светлых в своих стремлениях, делахи чувствах, настоящих прекрасных душой людей.

1.3Литературный портрет как художественно-документальный жанр в творчестве К. Паустовского
Меня всегдаинтересовала жизнь замечательных людей.
Я пыталсянайти общие черты их характеров – те черты, что
выдвинулиих в ряды лучших представителей человечества.
К. Паустовский
Преждевсего, стоит отметить, что к художественно-документальным произведениямПаустовский пришел не сразу. В начале своего творческого пути он – романтик,устремленный в мир красивых грез, фантастических стран, отвлеченных идеалов.Однако в последующем, когда красота реального мира и реального человека сталадля него привлекательнее и важнее мира фантастического, писатель обратился кхудожественно-документальным жанрам. Таким как заметки, очерки.
Интересното, что расширение границ художественно-документального жанра мы наблюдаем вработе писателя над литературными портретами. Их много, и они очень разные. Это– описание горькой судьбы Александра Грина, его скитаний по жизни и личнойнеустроенности в ней. Это – короткое, как замерзший крик, слово о только чтоумершем Горьком. Это – встреча с Блоком, которой никогда не было. Очеркиразные. Но в них есть одно общее – личность самого автора. Для Паустовскоговажно передать не столько яркие факты, сколько свое видение человека, своепонимание его таланта. В «портретах» лиризм главенствует настолько, чтополностью подчиняет себе факты. Сами по себе они часто перестают насинтересовать и могут быть в жизни изображаемого человека незначительными. Это –лирические очерки – портреты дающие, прежде всего субъективную оценку человека.Однако они принадлежат к художественно – документальной литературе. В них естьочень важное качество этой литературы – исследование творчества, верноепонимание писателя. Однако эмоционально – лирическая стихия литературныхпортретов не означает полного безразличия к фактам. Напротив – здесь есть свойпринцип. «…Как в настоящей литературе, так и в жизни настоящего человека нетмелочей. Каждый, даже как будто бы пустяковый поступок или вскользь брошеннаяфраза раскрывают перед нами его облик еще в одном каком-нибудь качестве», – писалПаустовский. Итак, почти каждый факт значим, ибо способен прояснить личность.Но сама личность у Паустовского предстает, прежде всего, в его авторскомпонимании и толковании. Путь, по которому идет Паустовский, труден. Он требуетбезукоризненного вкуса, точного понимания творчества того человека, образкоторого создается. Только при этом условии субъективная оценка будетобъективно значимой. Маленький эпизод воспринимается как характерный и,следовательно, можно говорить об образе. Таким безукоризненным вкусомПаустовский обладал. Именно поэтому, при прочтении произведения, в частности,литературного портрета, посвященному конкретному современнику, мы, черезвиденье личности К. Паустовским, можем судить о личностных качествах, особенностяхтворчества и, конечно, подлинных жизненных трудностях, преградах, которыенеизбежно возникают на пути каждого художника слова, писателя, человека. Установкана анализ человеческого характера, романтика, активная защита вымысла, определенныйракурс в подаче факта – важные стороны Паустовского – очеркиста.

2. ТворчествоПаустовского
2.1Особенности изображения литературных портретов в творчестве К. Паустовского
Кромеотдельных книг о Левитане, Кипренском, Тарасе Шевченко, у писателя есть главы романови повестей, рассказы и очерки, посвященные Ленину, Горькому, Чайковскому,Чехову, лейтенанту Шмидту, Виктору Гюго, Блоку, Пушкину, Христиану Андерсену,Мопассану, Пришвину, Григу, Гайдару, Шарлю де Костеру, Флоберу, Багрицкому,Мультатули, Лермонтову, Моцарту, Гоголю, Эдгару По, Врубелю, Диккенсу, Грину иМалышкину. В рассказах Паустовского простые люди из народа – мальчик Ленька сМалого озера, деревенская девочка Аннушка, впоследствии ставшая известнойартисткой, застенчивый стекольный мастер – мечтательны, талантливы, чутки ковсему прекрасному. В свою очередь, каждый герой – «замечательная личность» – естьтолько наиболее концентрированное выражение лучших народных черт, их носитель,что и позволяет ему «с наибольшей полнотой выразить свое время и свой народ».Целью писателя делается отыскание в каждом отдельном простом человеке его «потенциальнойспособности быть гениальным», а в каждом герое – его человеческого, егонародного. Растет по-горьковски сочувственный интерес Паустовского к «замечательнымлюдям», кто бы они ни были, вне зависимости от размеров их славы. «Собирательность»и многоликость героя обязала писателя использовать специфические способыизображения характера. Он прибегает к однолинейному сюжетному повествованию,где судьба героя прослеживается с начала и до конца, он обращается к формам «воспоминаний»,рецензии, вступительной статьи: «Молодость» – о Багрицком, «Малышкин. (Памятиписателя)», «Константин Симонов», «Алексей Толстой», «Жизнь Грина» и т.д., онсоздает и разрабатывает самостоятельный жанр своеобразного романтическогопортрета. Характеры в новеллах и последних повестях Паустовского – это чащевсего сжатые портреты, основные принципы создания которых, неоднократнодекларированы автором и осуществлены на практике. Паустовский достигаеткраткости своих портретов и единства впечатления, извлекая из каждой личностиее высшие человеческие и творческие потенции и отбрасывая все прочее.Характеризуя в одном из творческих портретов некоторые особенности Пришвина – художника,писатель очень верно формулирует также и собственные принципы изображениягероя: «Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своейпроницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что живету каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый».Благодаря сосредоточенности Паустовского на «самом заветном» в его героях,отпадает необходимость их подробного и детализированного изображения. Портретприобретает сжатость, не теряя выразительности. Таким способом писательдостигает своей цели: разнообразие портретируемых им индивидуальностей всовокупности с чертами самого повествователя создает в представлениисобирательный образ положительного героя в творчестве Паустовского.
2.2Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского«Жизнь Александра Грина»
Он жилсреди нас, этот сказочник странный,
Создавшийстрану, где на берег туманный
Спрославленных бригов бегут на заре
Высокиелюди с улыбкой обманной,
С глазами,как отсвет морей в янтаре,
С великоюзлобой, великой любовью,
С соленой,как море бунтующей кровью,
С извечной,как солнце, мечтой о добре.
В. Саянов

Вданной главе необходимо выявить путем сравнительно – сопоставительного анализаобщее в виде фактов из биографии А. Грина и очерка К. Паустовского«Жизнь Грина». Также важным становится и определение художественногосвоеобразия очерка К. Паустовского, реализованного в столь необычном исложном жанре – жанре романтического портретного очерка.
Проблематизируясодержание главы, обозначим вопросы, обусловленные темой:
1.Можно ли назвать очерк К. Паустовского «Жизнь Александра Грина»романтическим портретом?
2. Сюжетенли данный очерк? В чем заключается своеобразие сюжета?
Раскрывобозначенные выше вопросы, необходимо представить развернутый аргументированныйвывод – исследование.
Русскийписатель А. Грин родился 23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье «вечного поселенца»– ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие вПольском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать – русская;умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневскихпереехала в Вятку. «Я не знал нормального детства, – писал Грин в своей «Автобиографическойповести», – меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение,звали «свинопасом», «золоторотцем», прочили мне жизнь, полную пресмыкания улюдей удачливых, преуспевающих». Объясняя происхождение своего литературногопсевдонима, Грин говорил, что «Грин!» – так коротко окликали ребята Гриневскогов школе, а «Грин-блин» – была одна из его детских кличек. Летом 1896, послеокончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу,захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. ВОдессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалялсебя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули иопытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках «вакансии» он обходил всестоящие в гавани шхуны. В первом плавании, на транспортном судне «Платон» онвпервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, – послепервого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее быллесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, вцарской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост – 177,4,глаза – светло-карие, волосы – светло-русые; особые приметы: на грудитатуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайскийрезервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствииописанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одногоубийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежитиз батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают ктрехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Пензенские эсеры помогают емубежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют вКиев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскуюдеятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобожденияиз севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опятьпопадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г. Туринск, Тобольскойгубернии. После прибытия туда «этапным порядком» Грин бежит из ссылки идобирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице «личногопочетного гражданина» А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург,чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этотраз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда… Недаром говорилГрин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями… В Петербургвозвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги,сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать «повесть-феерию»«Алые паруса». С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральскойреволюции, вернулся в Петроград. В 1919 из Петрограда был призван в Краснуюармию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпнымтифом, привезли в Петроград, где с помощью М. Горького ему удалосьполучить академический паек и комнату в «Доме искусств». Отец рассчитывал, чтоиз его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдетнепременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худойконец, на писаря, жил бы только «как все», бросил бы «фантазии»… Первый рассказ«Заслуга рядового Пантелеева» (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в1906, в Петербурге. Подпись «А.С. Грин» впервые появилась в 1908 подрассказом «Апельсины» (по другим сведениям – под рассказом «Случай» в 1907). В1908 вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы ореволюционерах». Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин,наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.Закончив роман «Блистающий мир», весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю,бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924года поселяется в Феодосии – «городе акварельных тонов». В ноябре 1930 года,уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года вФеодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей АлександраГрина. Среди его произведений – стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры,басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы.
Изучивбиографию А. Грина, представим хронологически выдержанный жизненный итворческий путь писателя в соотнесении с очерком К. Паустовского «ЖизньАлександра Грина», чтобы подчеркнуть преимущества, своеобразие жанраромантического очерка, выявить его художественные достоинства.Биография Очерк Дата Факты Дата Факты 23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880 года Родился в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Июль 1932 года Умер в Старом Крыму 1893 год Умерла мать «Дореволюционный строй» «Старая Россия» …отняла любовь к действительности» 1896 год Уезжает в Одессу «Пришла революция»
«Дело длительное вызывало досаду»
«Грин умер на пороге социалистического общества» Весной 1902 Очутился в Пензе, в царской казарме. Семья «Отец Грина – участник польского восстания… Спился и умер в нищете» 1902–1906 гг. Киев-Севастополь-Одесса – Туринск: революционная деятельность Детские годы «Устал от безрадостного существования» 1902 год Возвращается в Вятку, уезжает в Петербург В реальном училище «Исключили за невинные стихи» 1910 год Ссылка в Архангельскую губернию Умерла мать «Богатая фантазия изменяла при столкновении с действительностью» 1912 год Возвратился в Петербург, вливается в петербургские литературные круги Годы скитаний «В полном ликовании уехал из Вятки…» «новый мир не нуждался во мне…» 1916 год В Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». «Огни Ялты… Из Херсона в Одессу… от одесской жизни в Вятку» «Опять начиналась проклятая вятская жизнь» 1919 год Из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. «Годы бесплодных поисков места в жизни» «Непрерывный холод и мрак» 1920 год Тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград Работа в эсеровской организации «Арестован…» 1920–1932 гг. Литературная деятельность Сидит в тюрьмах «Был захвачен мыслями о писательстве» 1924–1932 гг. Живет в Крыму «Многие годы его жизни почти никому не известны» 1932 год, июль Умер в Старом Крыму «Болдинская осень» «Он писал еще робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателем чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово… Грин еще боялся бури сюжетов, которая бушевала в нем и требовала освобождения» Февральская революция «Отправился пешком в Петроград…бросил даже портрет Эдгара По» «Грин был возвращен к жизни рукою Горького…» Пишет «Алые паруса», «поэму, утверждающую силу человеческого духа, просвеченную. насквозь…любовью к жизни, к душевной юности» Переехал в Феодосию… «хотелось жить в тишине, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы… Там он много писал» «Из Феодосии переехал в город цветов, тишины и развалин» «Умер в одиночестве… тяжело, как и жил» Осмысляя творческое наследие Грина «Нужны ли нам такие неистовые мечтатели, каким был он…»

Представленныев таблице материалы свидетельствуют о явных преимуществах художественноготекста. Если в биографических фактах текст хронологически выверен, тохудожественный очерк «Жизнь Александра Грина» начинается конечным фактом любойбиографии – смертью писателя. «Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский –умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековымиореховыми деревьями». Показательно, что уже первая синтаксическая конструкцияимеет особенную философско-экспрессивную нагрузку: ключевыми словами здесьявляются Грин – умер – вековыми. Читатели понимают, безусловно, что речь далеепойдет о трудной жизни писателя, ведь слово «умер» ассоциируется с потерей,трагедией, невозможностью предопределить дальнейшие события; философская трактовкабытийности раскрывается в слове «вековой», его смысловое значение явносвидетельствует о связи времен, повторяемости событий.
Всепоследующие факты биографии также представлены в хронологическом порядке, тогдакак очерковый портрет имеют философскую направленность. Время выражено недатами, К. Паустовский предлагает читателям уникальную возможностьпосредством образов – символов прожить вместе с Грином его короткую жизнь.Чтобы убедиться в правильности нашего вывода, отметим, что даты в очеркевстречаются всего лишь пять раз, тогда как в документальной биографии – семнадцатьраз.
Чем жетогда обозначает К. Паустовский время в очерке? Анализируя текст «ЖизниАлександра Грина», заключаем, что в небольшом по объему произведениинасчитывается более ста пятидесяти абзацев с конкретной микротемой, образом,персонажем, художественными достоинствами. Таким образом, совершенносвоеобразной является композиция произведения: мини-сюжеты, обратноеповествование, художественное своеобразие, личность главного героя в сопряжениис косвенными персонажами ирреального характера: море-мечта-время, любимыеГрином писатели-работа-нищета, – все это формирует совершенно органичнуюлитературную структуру. Именно из нее рождается романтический очерк, созданный К. Паустовским.
Детализациясюжета позволяет делать новые выводы: сначала Грин умер, потом пришлареволюция, затем детские годы, годы скитаний и снова смерть. Что же объединяетсюжет? Безусловно, личность главного героя – писателя Александра Грина.
К. Паустовскийзамечает, что «жизнь сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ниразумного занятия». Однако, при всей эмоциональности на протяжении всегоповествования, выражающей печаль, а зачастую истинную скорбь, очерк, несмотряна это, оптимистичен: одним из главных персонажей – символов является мечта, которуюГрин пронес через всю свою тяжелую жизнь. Обращаемся к тексту очерка: «Былонепонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительноесуществование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку».Цитата взята из второй микротемы и убедительно доказывает, что в текстесуществуют ирреальные персонажи. Раскрывается в цитате и писательский талант К. Паустовского:весь абзац состоит всего из трех синтаксических конструкций, одна из которых – простоепредложение, особенно примечательное тем, что в нем ярко демонстрируется приемаллитерации: гр-р-ж-л-ж-л-ж-з-н. Звонкие согласные будто кричат о том, чтородился талантливый человек, тогда как семантика самого предложения сообщает отяжелой жизни, которая уже в прошлом (глагол употреблен в прошедшем времени – прожил).Далее следует сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия,думаем, неслучайно, так как тема очерка – образ жизни деятельного человека. Впридаточном предложении отсутствует подлежащее, выраженное именемсуществительным, хотя три лексемы именно этой части речи. Это свидетельствует,на наш взгляд, как раз о том, что тяжелая жизнь не сделала из Грина нипреступника, ни злого обывателя. Ощущаемой предметностью в его жизни стали,возможно, не собственно предметы, а предметы-идеи, мечты. Третья синтаксическаяконструкция, напротив, когда речь заходит о самом Грине, то автор очерканарочито отделяет подлежащее от сказуемого одиночным деепричастием. Этим К.Паустовский подчеркивает одаренность и одиночество Грина. Особенную роль играютв этом предложении аллитерационно оформленные эпитеты: угрюмый, мучительную,застенчивую.
Удивительнуюжизнеутверждающую силу выражают в тексте К. Паустовского пейзажныезарисовки: «Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевыецветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко». Посредствомэтого пейзажного этюда докажем, что в основе композиции художественного очеркалежит метод контраста. Воспользуемся методом ассоциативно-смыслового сопоставления:белый дом – это семья, уют, дети. Проецируем ассоциации на биографические фактыписателя А. Грина: все иначе – он одинок, лишен домашнего уюта. Полевыецветы – это скромная красота, незаметная в огромном пространстве (полевые). А вжизни снова обратное: рано постаревший Грин внешне непривлекателен, но егожизнь всегда на виду, он нищий пилигрим, постоянно конфликтующий, добивающийсяправды. Вот таким видит его К. Паустовский: «Грин был некрасив…с лицом,иссеченным тысячами морщин и шрамов…его лицо похоже на измятую рублевуюбумажку. Ходил тяжело, как ходят грузчики». В цитате в виде портретнойзарисовки есть сравнительные обороты, развернутые метафоры.
Всякаяновая микротема очерка «Жизнь Александра Грина» не последовательно сообщает опериодах жизни писателя-мечтателя, но всякий раз повествует о лишениях и нужде.«Потом были годы бесплодных поисков…
Грин былбанщиком на станции Мураши, около Вятки, служил писцом в канцелярии, писал втрактире для крестьян прошения в суд. Он жил случайным копеечным трудом:забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, вместе сбосяками нанимался гасить пожары на нефтяных вышках». В данной цитатепоказателен синтаксический параллелизм, подчеркивающий мнимую монотонность,однообразность жизни. Но в отличие от пожаров на нефтяных вышках, им гасимых,пожар воображения Грина в страданиях лишь разгорался.
А одиночествов мире людей? Эту мысль автор максимально развивает посредством сюжетногоповтора: Петроград – множество людей не понимают и не принимают Грина. «Пленительнуюи сказочную книгу «Алые паруса» Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночьнового ночлега у случайных, полузнакомых людей». Еще: «Без крова, полубольной иголодный, с тяжелыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городув поисках пищи и тепла». В представленных цитатах, взятых из различныхмикротем, большую роль играет пространство, город становится персонажем, а людибезлики и равнодушны. К. Паустовский концентрирует внимание читателей навысоких духовных силах Грина, на его умении сопротивляться обстоятельствамжизни и мечтать тогда, когда кажется уже невозможным просто жить. Большую рольиграют контрастные изобразительно-выразительные средства: эпитеты«пленительный», «сказочный» противопоставлены «обледенелый». Тема абзацев вновьаллитерационно оформлена.
Такимобразом, проделанная практическая работа, связанная с анализом текста,сопоставлением фактов биографии с микротемами очерка, позволяет сделатьследующий вывод: созданный К. Паустовским портретный очерк, можно назватьромантическим, в первую очередь потому, что писатель Александр Степанович Грин,прожив невероятно тяжелую жизнь, сохранил «прекрасный блеск» глаз и выдумал длячитателей много необычайный историй. Созданный талантливым русским писателем К. Паустовскимлитературный портрет представляет собой уникальное произведение художественнойлитературы со своеобразным композиционным разрешением, сюжетом в сюжетах ихарактеристикой главного героя посредством ирреальных персонажей.
Очерклаконичен в объеме и невероятно емок в смысловом значении; бесспорнымукрашением его выступает эмоциональность, особенная экспрессия, художественноесвоеобразие.

Заключение
Проделаннаяработа по теме «Образ главного героя в литературных портретах К.Г. Паустовского»позволила сделать следующие выводы.
Как и самахудожественная литература, жанр литературного портрета формировался иразвивался последовательно. На процесс формирования и развития данного литературногожанра оказала влияние критическая литература: «Особенностью возникновениялитературного портрета является тот факт, что в Европе и в России он родилсякак жанр литературной критики и в связи с зарождением так называемого «новогоромантического метода».
Втворчестве русского писателя К.Г. Паустовского малые литературные жанрыраскрылись особенно талантливо. Значительное место К.Г. Паустовский отвелхудожественно-документальному портретному очерку. Для писателя важно передатьне столько яркие факты, сколько свое видение человека, свое понимание еготаланта. В «портретах» лиризм главенствует настолько, что полностью подчиняетсебе факты.
Изучаявопросы теории литературы, акцентировали внимание на роли главного героя вхудожественном произведении и личности главного героя именно в литературныхпортретах К. Паустовского. Их много, и они очень разные. Это-описаниегорькой судьбы Александра Грина, его скитаний по-жизни и личной неустроенностив ней. Это короткое, как замерзший крик, слово о только что умершем Горьком.Это-встреча с Блоком, которой никогда не было и другие.
Особенноевнимание было уделено сравнительно-сопоставительному анализу биографииАлександра Степановича Грина и литературному портрету К. Паустовского«Жизнь Александра Грина». В главе представлена развернутая цитатная таблица с биографическимифактами-датами и своеобразными философскими датами, взятыми непосредственно изтекста очерка К. Паустовского «Жизнь Александра Грина». Таблица являетсясвоего рода фактом, доказывающим философскую направленность очерка.
В процессеанализа были выявлены более ста пятидесяти абзацев, представляющих своего родамини-сюжеты, формирующие общий сюжет очерка. Этот факт свидетельствует обособенной композиционной организации, выстроенной посредством метода контраста.
Образглавного героя выступает в художественном единстве с авторской идеей иметодами, выбранными К. Паустовским для их реализации. Именно поэтому вочерке, посвященном одному человеку, появляются второстепенные персонажи,названные «ирреальные»: море – мечта-работа – нищета – время и т.д.
Показательнароль изобразительно-выразительных средств: вместе с образом главного героя,ирреальными персонажами они формируют особый романтический фон литературногоочерка.
Образглавного героя в литературных портретах К. Паустовского всегдареалистичен, поэтичен, достоверен. Создавая литературные портреты о деятеляхкультуры и литературы, К.Г. Паустовский формировал совершенно особенный,новый литературный жанр – художественно-документальный портрет, восходящий корнаментальной прозе, где при кажущемся отсутствии сюжетной направленностичетко просматривается организованная композиция.

Списоклитературы
1.  Трефилова Г.П.К. Паустовский-мастер прозы. – М.:Художественная литература, 1983. – 128 с.
2.  Яценко В.М. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского.Вопросы метода и стиля. Томск, 1963.
3.  Николаева К.С. К вопросу о спецификехудожественно-документального жанра и стиля К. Паустовского
4.  Левицкий Л.К. Паустовский. Очерк творчества. – М.:Советский писатель, 1963.
5.  Измайлов А.Ф. Наедине с К. Паустовским
6.  Касьянова Д. Литературоведение. №22, с. 76, от 28.11.2001 г.Д. Касьянова. Литературный портрет в России.
7.  Паустовский К.Г. Собр. Соч. в 6 томах. ГИХЛ, М. 1958, т.2, стр. 653)
8.  Паустовский К.Г. Собрание сочинений. Том пятый.Рассказы. Сказки. Литературные портреты. Заметки. – М.: Государственноеиздательство художественной литературы. 1958.
9.  Ковский В. Реалисты и романтики. – М.: Художественная литература.1990.
10. Ковский В. Романтический мир А. Грина. – М.: Наука. 1969. –295 с.
11. Михайлова Л.А. Грин: Жизнь, личность, творчество. 2-оеизд. Дораб. Доп. – М.: Художественная литература, 1980. – 216 с.
12. Слонимский М.Л. Книга воспоминаний. – М.: Советскийписатель. 1966. – 247 с.
13. Паустовский К.Г. Золотая роза. Сборник рассказов иповестей. Л.: Детская литература, 1987.
14. Капацинская Е.В. Консультации о принципах анализа лингвистическоготекста. // Лексика. Терминология. Стили. – Горький, 1976.
15.  Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1974.
16.  Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
17.  Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
18.  Львов С. Константин Паустовский. М., 1956.
19.  Паустовский К.Г. Повесть о жизни: В двух томах. – М., 1993.
20.  Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978.
21.  Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.