СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «ВЕШНИЕ ВОДЫ»
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ИВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОВЕСТИ
2.1Санин – главный герой «Вешних вод»
2.2 Женские образы в повести
2.3 Второстепенные персонажи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В конце1860-х годов и первой половине 1870-х Тургенев написал ряд повестей,относившихся к категории воспоминаний о далеком прошлом («Бригадир», «Историялейтенанта Ергунова», «Несчастная», «Странная история», «Степной король Лир»,«Стук, стук, стук», «Вешние воды», «Пунин и Бабурин», «Стучит» и др.). Из нихповесть «Вешние воды», герой которых представляет собою еще одно интересноедобавление к тургеневской галерее безвольных людей, стала наиболее значимымпроизведением этого периода.
Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близкапо содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь, написанным ранее: тот жеслабовольный, рефлектирующий герой, напоминающий «лишних людей» (Санин), та жетургеневская девушка (Джемма), переживающая драму неудачной любви. Тургеневпризнавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил иперечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды»завершаются сюжетно менее драматично. Глубокий и волнующий лиризм проникает повесть.
В этом произведенииТургеневым были созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героевэпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. И хотяперсонажи повести являются типичными тургеневскими героями, в них все жепрослеживаются интересные психологические черты, воссозданные автором сневероятным мастерством, позволяющим читателю проникнуть в глубинуразнообразных человеческих чувств, самому пережить их или вспомнить. А потому,рассматривать образную систему небольшой по объему повести с небольшим наборомперсонажей нужно очень тщательно, опираясь на текст, не упуская ни однойдетали.
Следовательно, цель нашейкурсовой работы состоит в том, чтобы детально изучить текст повести дляхарактеристики ее образной системы.
Объектом изученияявляются, таким образом, главные и второстепенные персонажи «Вешних вод».
Предмет: художественноевоплощение автором образов в повести.
Цель, объект и предметопределяют следующие задачи исследования в нашей курсовой работе:
— рассмотретьидейно-тематическое содержание повести;
— выявить основныесюжетно-образные линии;
— рассмотреть образыглавных и второстепенных персонажей повести, опираясь на текстовыехарактеристики;
— сделать вывод охудожественном мастерстве Тургенева в изображении героев «Вешних вод».
Теоретическая значимостьданной работы определяется тем, что в критике повесть «Внешние воды» в основномрассматривается с позиций проблемно-тематического анализа, а из всей образнойсистемы анализируется линия Санин – Джемма – Полозова, в нашей же работе намипредпринята попытка целостного образного анализа произведения.
Практическая значимостьнашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может бытьиспользован при изучении творчества Тургенева в целом, а также для подготовкиспецкурсов и факультативных курсов, например «Повести И.С. Тургенева о любви(«Вешние воды», «Ася», «Первая любовь» и др.) или «Повести русских писателейвторой половины XIX века», и при изучении общего вузовского курса «Историярусской литературы XIX века».
ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ
И.С. ТУРГЕНЕВА «ВЕШНИЕ ВОДЫ»
Образная система произведения напрямую зависит от егоидейно-тематической наполненности: автор создает и разрабатывает персонажей длятого, чтобы донести до читателя какую-то идею, чтобы сделать ее «живой»,«настоящей», «близкой» читателю. Чем удачнее созданы образы героев, тем легчечитающему воспринимать мысли автора.
Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к анализуобразов героев, нам необходимо кратко рассмотреть содержание повести, вособенности, почему автором были выбраны именно эти, а не другие персонажи.
Идейно-художественный замысел этого произведения определилсвоеобразие положенных в его основу конфликт и особую систему, особоевзаимоотношение характеров.
Конфликт, на котором строится повесть,– столкновение молодогочеловека, не совсем заурядного, неглупого, несомненно культурного, но нерешительного,слабохарактерного, и молодой девушки, глубокой, сильной духом, целостной иволевой[1].
Центральная часть сюжета – зарождение, развитие и трагическийфинал любви. К этой стороне повести и направлено основное внимание Тургенева,как писателя-психолога, в раскрытии этих интимных переживаний и проявляется попреимуществу его художественное мастерство.
В повести присутствует и привязка к конкретному историческомуотрывку времени. Так, встреча Санина с Джеммой относится автором к 1840 году.Кроме того, в «Вешних водах» есть ряд бытовых деталей, характерных для первойполовины XIX века (Санин собирается ехать изГермании в Россию в дилижансе, почтовой карете и т. п.).
Если обратиться к образной системе, то следует сразуотметить, что наряду с основной сюжетной линией – любви Санина и Джеммы, – даютсядополнительные сюжетные линии такого же личного порядка, но по принципуконтраста с сюжетом основным: драматический конец истории любви Джеммы к Санинустановится яснее от сопоставления с побочными эпизодами, касающимися историиСанина и Полозовой.
Основная сюжетная линия в повести раскрывается в обычном дляподобных произведений Тургенева драматическом плане: вначале даётся краткаяэкспозиция, рисующая среду, в которой должны действовать герои, дальше идётзавязка (читатель узнаёт о любви героя и героини), затем действие развивается,встречая иногда на пути препятствия, наконец наступает момент наивысшегонапряжения действия (объяснение героев), за которым следует катастрофа, а заней эпилог[2].
Основноеповествование разворачивается как воспоминания 52-летнего дворянина и помещикаСанина о событиях 30-летней давности, случившихся в его жизни, когда онпутешествовал по Германии. Однажды, будучи проездом во Франкфурте, Санин зашёлв кондитерскую, где помог молодой дочери хозяйки с упавшим в обморок младшимбратом. Семья прониклась к Санину симпатией и неожиданно для себя несколькодней он провёл с ними. Когда он был на прогулке с Джеммой и её женихом, один измолодых немецких офицеров, сидевших за соседним столиком в трактире, позволилсебе грубо себя повести и Санин вызвал его на дуэль. Дуэль закончиласьблагополучно для обоих участников. Однако, это происшествие сильно встряхнулоразмеренную жизнь девушки. Она отказала жениху, который не смог защитить еёдостоинство. Санин же внезапно понял, что полюбил её. Любовь, охватившая их,привела Санина к мысли о женитьбе. Даже мать Джеммы, пришедшая вначале в ужасиз-за разрыва Джеммы с женихом, постепенно успокоилась и стала строить планы наих дальнейшую жизнь. Чтобы продать своё имение и получить деньги на совместнуюжизнь, Санин поехал в Вайсбаден к богатой жене своего пансионного товарищаПолозова, которого он случайно встречает во Франкфурте. Однако, богатая имолодая русская красавица Марья Николаевна по своей прихоти завлекла Санина исделала его одним из своих любовников. Не в силах противиться сильной натуреМарье Николаевны Санин едет за ней в Париж, но вскоре оказывается ненужным и состыдом возвращается в Россию, где жизнь его вяло проходит в светской суете.Лишь через 30 лет он случайно находит чудом сохранившийся засохший цветок,ставший причиной той дуэли и подаренный ему Джеммой. Он мчится во Франкфурт,где выясняет, что Джемма через два года после тех событий вышла замуж исчастливо живёт в Нью-Йорке с мужем и пятью детьми. Её дочь на фотографии выглядиткак та молодая итальянская девушка, её мать, которой Санин когда-то предложилруку и сердце.
Как мы видим, количествоперсонажей в повести относительно небольшое, поэтому мы может их перечислить(по мере появления в тексте)
· Дмитрий ПавловичСанин – русский помещик
· Джемма – дочьхозяйки кондитерской
· Эмиль – сынхозяйки кондитерской
· Панталеоне –старый слуга
· Луиза – служанка
· Леонора Розелли –хозяйка кондитерской
· Карл Клюбер –жених Джеммы
· барон Дёнгоф –немецкий офицер, позже – генерал
· фон Рихтер –секундант барона Дёнгофа
· Ипполит СидоровичПолозов – товарищ Санина по пансиону
· Марья НиколаевнаПолозова – жена Полозова
Естественно, что героевможно разделить на главных и второстепенных. Образы и тех и других будутрассмотрены нами во второй главе нашей работы.
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ИВТОРОСТЕПЕННЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОВЕСТИ
2.1 Санин – главный герой «Вешнихвод»
Вначале, еще раз отметим, что и конфликт в повести, и подборхарактерных эпизодов, и соотношение персонажей – всё подчиняется одной основнойзадаче Тургенева: анализу психологии дворянской интеллигенции в области личной,интимной жизни[3]. Читатель видит, какзнакомятся, любят друг друга и потом расходятся главные герои, какое участиепринимают в истории их любви другие персонажи.
Главный герой повести – Дмитрий Павлович Санин, в началеповести мы видим его уже 52-летним, вспоминающими свою молодость, свою любовь кдевушке Джеме и свое несложившееся счастье.
Мы сразу очень многое узнаем о нем, автор рассказывает нам все без утайки: «Санину минул 22-й год, и он находился во Франкфурте, на возвратном пути из Италии в Россию. Человек он был с небольшим состоянием, но независимый, почти бессемейный. У него, по смерти отдаленного родственника, оказалось несколько тысяч рублей – и он решился прожить их за границею, перед поступлением на службу, перед окончательным возложением на себя того казенного хомута, без которого обеспеченное существование стало для него немыслимым».[4]
В первой части повести Тургенев показывает то лучшее, что было в характере Санина и что пленило в нём Джемму. В двух эпизодах (Санин помогает брату Джеммы, Эмилю, впавшему в глубокий обморок, а потом, защищая честь Джеммы, дерётся на дуэли с немецким офицером Дёнгофом) выясняются такие черты Санина, как благородство, прямота, смелость. Описывается автором внешность главного героя: «Во-первых, он был очень и очень недурен собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно веселое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, «отецких» сыновей, хороших баричей, родившихся и утучненных в наших привольных полустепных краях; походочка с запинкой, голос с пришепеткой, улыбка, как у ребенка, чуть только взглянешь на него… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, мягкость, – вот вам весь Санин. А во-вторых, он и глуп не был и понабрался кое-чего. Свежим он остался, несмотря на заграничную поездку: тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему мало известны»[5].
Особого внимания заслуживают своеобразные художественные средства, какими пользуется Тургенев для передачи интимных душевных переживаний. Обычно это – не характеристика автора, не высказывания героев о самих себе – по преимуществу это внешние проявления их мыслей и чувств: выражение лица, голос, поза, движения, манера пения, исполнение любимых музыкальных произведений, чтение любимых стихов. Например, сцена перед дуэлью Санина с офицером: «Раз только на него нашло раздумье: он наткнулся на молодую липу, сломанную, по всем вероятиям, вчерашним шквалом. Она положительно умирала… все листья на ней умирали. «Что это? предзнаменование?» – мелькнуло у него в голове; но он тотчас же засвистал, перескочил через ту самую липу, зашагал по дорожке»[6]. Здесь душевное состояние героя передано посредством пейзажа.
Естественно,герой повести не уникален в ряду других тургеневских персонажей подобного типа.Можно сопоставить «Вешние воды» например с романом «Дым», где исследователиотмечают близость сюжетных линий и образов: Ирины – Литвинова – Татьяны иПолозовой – Санина – Джеммы. Действительно, Тургенев в повести как будтоизменил романный финал: Санин не находил в себе силы отказаться от роли раба,как было в случае с Литвиновым, и следовал всюду за Марьей Николаевной. Этоизменение финала не было случайным и произвольным, а как раз определялосьлогикой жанра. Также жанр актуализировал преобладающие доминанты в развитиихарактеров героев. Санину, собственно как и Литвинову, даётся возможность«выстроить» себя: и он, внешне безвольный и бесхарактерный, удивляясь сам себе,вдруг начинает совершать поступки, жертвует собой ради другого – при встрече сДжеммой. Но повесть не довлеет этой донкихотской черте, в романе же онадоминирует, как в случае с Литвиновым. В «бесхарактерном» Литвиновеактуализируется как раз характер и внутренняя сила, реализующаяся в том числе видее социального служения. А Санин оказывается полон сомнений и презрения ксебе, он, подобно Гамлету, «человек чувственный и сластолюбивый»[7]– именно страстность гамлетовская и побеждает в нём. Он также сокрушён общимтечением жизни, не в силах противостоять ему. Жизненное откровение Санинасозвучно размышлениям героев многих повестей писателя. Суть его заключается втом, что счастье любви столь же трагически мгновенно, как и человеческая жизнь,однако она и есть единственный смысл и содержание этой жизни. Таким образом,герои романа и повести, изначально обнаруживающие единые свойства характера, вразных жанрах реализуют различные доминантные начала – либо донкихотское, либогамлетовское. Амбивалентность качеств дополняется доминированием одного из них.
Также Санина можносоотнести с Энеем (с которым он сравнивается) – главным героем произведения«Энеида», повествующего о путешествии и возвращении странника на родину. УТургенева присутствуют настойчивые и неоднократные отсылки к тексту «Энеиды»(гроза и пещера, в которой укрылись Дидона и Эней), т. е. к «римскому» сюжету.«Эней?» – шепчет Марья Николаевна у входа в караулку (то есть, пещеру). К нейведет долгий лесной путь: « тень леса накрыла их широко и мягко, и совсех сторон дорожка внезапно повернула в сторону и вдаласьв довольно тесное ущелье. Запах вереска, смолы сосновой, промозглой,прошлогодней листвы так и сперся в нем – густо и дремотно. Из расселин бурыхкрупных камней било свежестью. По обеим сторонам дорожки высились круглые бугры,поросшие зеленым мохом По верхушкам деревьев, по воздуху лесному,прокатилось глухое сотрясение шел этот путь все вглубь, да вглубьлеса Наконец, сквозь темную зелень еловых кустов, из-под навеса серойскалы, глянула на него убогая караулка, с низкой дверью в плетеной стене…».[8]
Кроме того, с ЭнеемСанина сближает еще одно: Эней в поисках дороги домой попадает в объятия царицыДидоны, забывает о своей жене и придается любви в объятиях соблазнительницы, тоже самое происходит с Саниным: он забывает о своей любви к Джемме и поддаетсястрасти роковой женщины Марьи Николаевны, которая заканчивается ничем.
2.2Женские образы в повести
Главных женских образа в повести два, это две женщины,принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и«роковая» красавица Марья Николаевна Полозова.
О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести, когда она просит Санина помочь ее брату: «В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темными кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему, схватила его за руку и повлекла за собою, приговаривая задыхавшимся голосом: «Скорей, скорей, сюда, спасите!» Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас последовал за девушкой – и как бы уперся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы»[9]. И далее, впечатление, которое девушка произвела на главного героя, только усиливается: «Санин сам тер – а сам искоса посматривал на нее. Боже мой! какая же это была красавица! Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, – и особенно глаза, темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза, – даже теперь, когда испуг и горе омрачали их блеск… Санину невольно вспомнился чудесный край, откуда он возвращался… Да он и в Италии не встречал ничего подобного!»[10]
Тургеневская героиня – итальянка, и итальянский колорит par excellence на всех уровнях, начиная с языкового и кончая описаниями итальянского темперамента, эмоциональности и т. п., всех деталей, входящих в канонический образ итальянца, дан в повести едва ли не с избыточной подробностью. Именно этот итальянский мир, с его темпераментной отзывчивостью, легкой возгораемостью, быстро сменяющими друг друга печалями и радостями, отчаянием не только от несправедливости, но от неблагородства формы, подчеркивает жестокость и низость поступка Санина. Но именно против «итальянских восторгов» Санина выступает Марья Николаевна и, может быть, в этом она не вполне несправедлива.
Но и уТургенева итальянское, в данном случае соответствующее всем возможнымдобродетелям, в определенном смысле, также уступает другому (русскому) образу.Как нередко бывает, отрицательный персонаж «переигрывает» положительный, иДжемма кажется несколько пресной и скучной (несмотря на свое артистическоедарование) в сравнении с ярким обаянием и значительностью Марьи Николаевны,«очень замечательной особы», обвораживающей не только Санина, но и самогоавтора.
Даже самафамилия Полозова говорит о натуре этой женщины: полоз – это огромная змея,отсюда ассоциации с библейским змеем-искусителем, следовательно Полозова – этоискусительница.
Тургеневпочти шаржирует хищность и порочность Марьи Николаевны: « на губахзмеилось торжество – а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали однубезжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманнуюптицу, такие бывают глаза»[11]. Однако такого родапассажи отступают перед гораздо более сильно выраженным восхищением преждевсего перед ее женской неотразимостью: «И не то, чтобы она была отъявленнаякрасавица ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалитьсяне могла – но что все это значило? Не перед “святыней красоте”,говоря словами Пушкина, остановился бы всякий, кто бы встретился с нею, ноперед обаянием мощного, не то русского, не то цыганского, цветущего женскоготела… и не невольно остановился бы он! “Эта женщина, когда идет ктебе, точно все счастье твоей жизни тебе навстречу несет”»[12]и т. д. Обаяние Марьи Николаевны динамично: она постоянно в движении, постоянноменяет «образы». На этом фоне особенно проступает статичность совершеннойкрасоты Джеммы, ее статуарность и живописность в «музейном» смысле слова: онасравнивается то с мраморными олимпийскими богинями, то с Аллориевой Юдифью вПалаццо Питти, то с Рафаэлевой Форнариной (но следует помнить, что это непротиворечит проявлениям итальянского темперамента, эмоциональности,артистизма). Анненский говорил о странном сходстве чистых, сосредоточенных иодиноких тургеневских девушек (Джемма, правда, в их число не входит) состатуями, об их способности превращаться в статую, об их несколько тяжелойстатуарности[13].
Не меньшеевосхищение у героя (автора) вызывает ее одаренность, ум, образование, вообщенеординарность натуры Марьи Николаевны: «Она выказывала такие коммерческие иадминистративные способности, что оставалось только изумляться! Вся подноготнаяхозяйства была ей отлично известна; каждое ее слово попадало в цель»[14];«Марья Николаевна умела рассказывать… редкий дар в женщине, да еще в русской! Санину не раз пришлось расхохотаться от иного бойкого и меткого словца.Пуще всего Марья Николаевна не терпела ханжества, фальши и лжи…»[15]и т. д. Марья Николаевна – личность в полном смысле слова, властная, волевая, икак личность оставляет далеко позади чистую, непорочную голубицу Джемму[16].
Любопытна,как иллюстрация, театральная тема в характеристике обеих героинь. Вечерами всемье Розелли разыгрывался спектакль: Джемма превосходно, «совсем по-актерски»читала «комедийку» среднего франкфуртского литератора Мальца, «корчила самыеуморительные гримасы, ежила глаза, морщила нос, картавила, пищала»; Санин «немог довольно надивиться ей; его особенно поражало, как ее идеально-прекрасноелицо принимало вдруг такое комическое, иногда почти тривиальное выражение»[17].Очевидно, примерно такого же уровня пьесу смотрят Санин и Марья Николаевна в Висбаденскомтеатре – но с какой убийственной язвительностью отзывается о ней МарьяНиколаевна: «“Драма! – произнесла она с негодованием, – немецкая драма. Всеравно: лучше, чем немецкая комедия”. То было одно из многочисленныхдоморощенных произведений, в которых начитанные, но бездарные актеры представляли так называемый трагический конфликт и наводили скуку. Поднялось опять на сцене кривлянье да хныканье»[18].Санин воспринимает пьесу ее трезвыми и беспощадными глазами и никаких восторговне испытывает.
Противопоставлениемасштабов на глубинном уровне ощущается и в том, что сообщается об обеих взаключении повести. «Она давно умерла» – говорит Санин о Марье Николаевне,отвернувшись и нахмурившись[19], и в этом подспудно ощущаетсянекий драматизм (особенно если вспомнить, что цыганка предсказала ейнасильственную смерть). Тем более ощущается этот драматизм на фоне Джеммы,благодарной Санину за то, что встреча с ним избавила ее от нежеланного жениха ипозволила найти свою судьбу в Америке, в браке с преуспевающим негоциантом, «скоторым она живет вот уже двадцать восьмой год совершенно счастливо, вдовольстве и изобилии»[20]. Отделавшись от всехсентиментальных, эмоциональных и романтических атрибутов итальянского(воплощенных в фрау Леноре, Панталеоне, Эмилио и даже пуделе Тарталье), Джеммавоплотила образец мещанского счастья на американский манер, ничем, по сутидела, не отличающегося от когда-то отвергнутого немецкого варианта (как ифамилия Слоком, заменившая Розелли, ничуть не лучше Клюбер). И реакция Санинана эти, осчастливившие его известия, описана в манере, за которой можнопредполагать авторскую иронию: «Не беремся описывать чувства, испытанныеСаниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительноговыражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка однамогла бы их передать»[21].
2.3Второстепенные персонажи
писательтургенев повесть персонаж
Главные герои «Вешних вод» сопоставляются со второстепенными персонажами,частью по сходству (Джемма – Эмиль – их мать), а ещё более по контрасту: Санин –и практичный, умеренный, аккуратный буржуа, жених Джеммы Клюбер, Санин – изадорный, пустой прожигатель жизни Дёнгоф. Это позволяет глубже раскрытьхарактер главного героя через его отношения с этими людьми.
Глубокие симпатии читателя вызывает брат Джемы Эмилио, впоследствии погибший в рядах бойцов Гарибальди. Вот как описывает его автор: «В комнате, куда он вбежал вслед за девушкой, на старомодном диване из конского волоса лежал, весь белый – белый с желтоватыми отливами, как воск или как древний мрамор,- мальчик лет четырнадцати, поразительно похожий на девушку, очевидно ее брат. Глаза его были закрыты, тень от черных густых волос падала пятном на словно окаменелый лоб, на недвижные тонкие брови; из-под посиневших губ виднелись стиснутые зубы. Казалось, он не дышал; одна рука опустилась на пол, другую он закинул за голову. Мальчик был одет и застегнут; тесный галстук сжимал его шею»[22].
В тоне добродушной ирониирисует Тургенев в «Вешних водах» престарелого отставного певца Пантелеоне: «… вкомнату, ковыляя на кривых ножках, вошел маленький старичок в лиловом фраке с чернымипуговицами, высоком белом галстуке, нанковых коротких панталонах и синих шерстяныхчулках. Его крошечное личико совершенно исчезало под целой громадой седых,железного цвета волос. Со всех сторон круто вздымаясь кверху и падая обратнорастрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатойкурицей – сходство тем более поразительное, что под их темно-серой массойтолько и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза»[23].Далее мы знакомимся с обстоятельствами жизни старика: «Панталеоне был также представленСанину. Оказалось, что он был когда-то оперным певцом, для баритонных партий,но уже давно прекратил свои театральные занятия и состоял в семействе Розелли чем-тосредним между другом дома и слугою».[24]
Этот персонаж с однойстороны комический, призванный оживлять итальянский колорит повести, делать егоболее ярким, натуралистическим, с другой позволяет нам более подробнорассмотреть семейство Джемы, ее родных и знакомых.
Сатирически изображает Тургенев «положительного человека» – жениха Джеммы немца Клюбера: «Должно полагать, что в то время в целом Франкфурте ни в одном магазине не существовало такого вежливого, приличного, важного, любезного главного комми, каковым являлся г-н Клюбер. Безукоризненность его туалета стояла на одной высоте с достоинством его осанки, с изящностью – немного, правда, чопорной и сдержанной, на английский лад (он провел два года в Англии),- но все-таки пленительной изящностью его манер! С первого взгляда становилось явно, что этот красивый, несколько строгий, отлично воспитанный и превосходно вымытый молодой человек привык повиноваться высшим и повелевать низшим и что за прилавком своего магазина он неизбежно должен был внушать уважение самим покупателям! В сверхъестественной его честности не могло быть ни малейшего сомнения: стоило только взглянуть на его туго накрахмаленные воротнички! И голос у него оказался такой, какого следовало ожидать: густой и самоуверенно-сочный, но не слишком громкий, с некоторой даже ласковостью в тембре».[25] Всем хорош Клюбер, но трус! Да еще какой, мало того, что себя запятнал позором, так еще и любимую девушку поставил в неловкое положение. Естественно, что отношение автора к нему не слишком теплое, потому и изображен он иронично.
И эта ирония задним числом превращается в сарказм, когда мы узнаем, что Клюбер проворовался и умер в тюрьме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тургенев позиционировал повесть «Вешние воды» какпроизведение о любви. Но общий тон понести пессимистичен. Все случайно ипреходяще в жизни: случай свел Санина и Джемму, случай и разбил их счастье.Однако чем бы ни кончилась первая любовь, она, как солнце, озаряет жизньчеловека, и память о ней остается навсегда с ним, как животворное начало.
Любовь – могучее чувство, перед которым человек бессилен, каки перед стихиями природы. Тургенев не освещает нам всего психологическогопроцесса, а останавливается на отдельных, но кризисных моментах, когданакапливающееся внутри человека чувство вдруг проявляется вовне – во взгляде, впоступке, в порыве. Он делает это через пейзажные зарисовки, события,характеристики других персонажей. Вот почему при небольшом наборе героев вповести каждый образ, созданный автором необычайно ярок, художественнозавершен, прекрасно вписан в общую идейно-тематическую концепцию повести.
Здесь нет случайных людей, здесь каждый на своем месте,каждый персонаж несет определенную идейную нагрузку: главные персонажи выражаютавторскую идею, ведут и развивают сюжет, «говорят» с читателем, второстепенныегерои вносят дополнительный колорит, служат средством характеристики главныхгероев, придают комические и сатирические оттенки произведению.
В целом, можно сделать вывод, что Тургенев – великий мастер визображении характеров персонажей, в проникновении в их внутренний мир, ввыражении тончайших психологических элементов повествования. Для создания своихуникальных образов в повести он использовал художественные средства, которыепозволили ему изобразить героев «живыми», «близкими» читателю, что в свою очередьпозволило донести до людей свои идеи, вступить с ними в диалог нахудожественном, образном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л.,1972.
2. Голубков В.В. Художественноемастерство И.С. Тургенева. – М., 1955.
3. Зеньковский В.В. Миросозерцание И.С.Тургенева / Зеньковский В.В. // Русские мыслители и Европа. – М., 1997.
4. Курляндская Г.Б. Эстетический мирИ.С. Тургенева. – Орёл, 1994.
5. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев.Мировоззрение, метод, традиции. – Тула, 2001.
6. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь итворчество. – М., 1968.
7. Струве П.Б. Тургенев / Публикация В.Александрова // Литературная учёба. – М., 2000.
8. Тургенев И.С. Вешние воды. / Полноесобрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. – Т. 12. – М., 1986.