Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения А.А. Блока "О, весна без конца и без краю..."

Анализ
стихотворения А.А. Блока "О, весна без конца и без краю..."

За все, за все
тебя благодарю я:

За тайные
мучения страстей,

За горечь слез,
отраву поцелуя,

За месть врагов
и клевету друзей;

За жар души,
растраченный в пустыне.

М.Ю. Лермонтов

О, весна без
конца и без краю —

Без конца и без
краю мечта!

Узнаю тебя,
жизнь! Принимаю!

И приветствую
звоном щита!

Принимаю тебя,
неудача,

И удача, тебе
мой привет!

В заколдованной
области плача,

В тайне смеха —
позорного нет!

Принимаю
бессонные споры,

Утро в завесах
темных окна,

Чтоб мои
воспаленные взоры

Раздражала,
пьянила весна!

Принимаю
пустынные веси

И колодцы
земных городов!

Осветленный
простор поднебесий

И томления
рабьих трудов!

И встречаю тебя
у порога —

С буйным ветром
в змеиных кудрях,

С неразгаданным
именем Бога

На холодных и
сжатых губах...

Перед этой
враждующей встречей

Никогда я не
брошу щита...

Никогда не
откроешь ты плечи...

Но над нами —
хмельная мечта!

И смотрю, и
вражду измеряю,

Ненавидя, кляня
и любя:

За мученья, за
гибель — я знаю —

Все равно:
принимаю тебя!

Стихотворение
А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года,
входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом,
полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало
наступление нового периода в истории России.

А.А. Блоку были
близки поэзия М.Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая
связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из
Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в
сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических прииемов.

Стихотворение
“О, весна без конца и без краю...” написано под влиянием лермонтовской
“Благодарности”, где подводится итог отношений поэта с “не принявшим” его
миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в
последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф:

Устрой лишь
так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще
благодарил.

Сходство
стихотворений только в самом “ключе” противоре-чивого изображения, различие — в
их смысле: у Лермонтова это “благодарность” не за радости жизни, а за
страдания, у Блока — оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его
противоречивость и даже гибельность:

За мученья, за
гибель — я знаю —

Все равно:
принимаю тебя!

Композиционная
структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее
воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического
“я” и жизни (мира):

Узнаю тебя,
жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

Лирический
герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой “враждующей встрече” с
жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически
звучащими словами “И приветствую звоном щита!”), ведущей к заветной и влекущей
мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает
воплощенной в женский образ “с буйным ветром в змеиных кудрях” (“можно любить
мать, сестру и жену в едином лице Родины — России”). Блок — поэт тонкой
метафоры:

Перед этой
враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами — хмельная мечта!

Сложность и
противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных
и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия:
неудача — удача, плач — смех, ненависть — любовь и др.

Важную
конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие
необъятность времени: бессонные споры (ночь) — утро и пространства: веси —
города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты (“без конца и без
краю”).

Сложность и
противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В
стихотворении можно вьщелить так называемые ключевые слова, опорные точки
композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом
является глагольная форма “принимаю”, которая повторяется пять раз, организуя
общий подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами — контекстуальными синонимами выступают
другие языковые средства: приветствую, тебе мой привет, что взоры... пьянила
весна, встречаю, не брошу щита, кляня и любя и другие.

Целостность
стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием
изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями,
эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.

Мысли и чувства
лирического героя, его нравственная позиция получают преломления и оценку в
образе автора как высшей “поэтической инстанции”, где мозаичные детали
синтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойти
на бой (“приветствую звоном щита”), готовность отдать всего себя изнурительной
работе (“томления рабьих трудов”) и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца
ее тайны (“с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах”, “никогда не
откроешь ты плечи”), противоречивое восприятие мира (“ненавидя, кляня и любя”).
В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения “О, весна
без конца и без краю...” лирическое “я” само является, таким образом, предметом
оценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни — всего, что на
протяжении веков волновало людей, живущих на Земле.

Языковая
структура стихотворения “О, весна без конца и без краю...” мотивирована его
содержанием и композицией.

Доминирующим
изобразительным средством в стихотворении является повтор. Стихотворение
начинается выразительным повто-эм фразеологизма — определения в постпозиции и
предпозиции : определяемым словам, который экспрессивно усиливает впечатление
безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой
мечты:

(весна) без
конца и без краю

без конца и без
краю (мечта)

Повторение
синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образует
эмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием “о”, интонацией
восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов (“О, весна без
конца и без краю — Без конца и без краю мечта!”)

Сквозной повтор
глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически и структурно
организует текст стихотворения как его лейтмотив:

Узнаю тебя,
жизнь! Принимаю!

Принимаю тебя,
неудача...

Принимаю
бессонные споры...

Принимаю
пустынные веси!

Все равно:
принимаю тебя!

Жизнь
принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних
проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:

Принимаю тебя,
неудача,

И удача, тебе
мой привет!

В заколдованной
области плача,

В тайне смеха —
позорного нет!

Такова же
функция контекстуальных антонимов:

Принимаю
бессонные споры,

Утро в завесах
темных окна...

Принимаю
пустынные веси

И колодцы
земных городов!

Осветленный
простор поднебесий

И томления
рабьих трудов!

Здесь ночные
споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные деревни и многоэтажные
города, радостный простор светлого неба и вынужденный, подневольный и, может
быть, беспросветный труд без “творческого парения”.

Сложное и
противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть,
даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя,
кляня и любя.

В произведениях
поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная вторая ступень
языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение
жизни — сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое:

И встречаю тебя
у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На
холодных и сжатых губах...

Изображаемое
предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, то
разъединяются. Обычная жизнь вдруг “проступает” в облике загадочной, не
познаваемой до конца женщины — природы — сфинкса.

Общая
образно-символическая двуплановость стихотворения основана на развитии и
развертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без
краю: весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им
тайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние,
и безрассудность, и надежда (весна — весна пьянит — хмельная мечта). Образный
строй стихотворения поддержан и другими метафорами — символами (“В
заколдованной области плача, в тайне смеха — позорного нет!”), а также
метонимией (бессонные споры — то есть споры не спящих людей) и гиперболой (без
конца и без краю — о весне и мечте).

Необходимо
сказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стихов
усилен интонацией восклицания, придающей им восторженный вид и торжественность
и создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание на
восклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надо
сказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим.
Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединением
однородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные
предложения:

Узнаю тебя,
жизнь! Принимаю!

И приветствую
звоном щита!

Принимаю
пустынные веси

И колодцы
земных городов!

Обычные фразы
как бы разорваны на части, интонационно подчеркнутые (узнаю, принимаю).
Стихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступают внутренняя
тематическая законченность и метрическое единство. Стих выразителен,
четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения.

И смотрю, и
вражду измеряю,

Ненавидя, кляня
и любя:

За мученья, за
гибель — я знаю —

Все равно:
принимаю тебя!

Стихотворение
звучит ритмически широко, размерено и свободно. Оно написано трехстопным
анастопом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в.

Индивидуальный
авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока
произведением яркой художественной выразительности.

Произведение
А.А. Блока нельзя усвоить “с ходу”, не напрягая своего разума и своей души.
Стихи Блока не читаются “легко” еще и потому, что в них воплощено немало
трудных, даже, если угодно, тяжких переживаний.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вияв неореалістичних та неоромантичних рис у творах В. Винниченка
Реферат Lord Of The Flies As A Religious
Реферат Национальные проблемы в работах идеологов германской социал-демократии
Реферат Формирование сельскохозяйственной кредитной кооперации
Реферат Фёдор Абрамов. Алька
Реферат Анализ стихотворения НМ Языкова Пловец
Реферат Отчет по практике в ОАО СКБ-Банк
Реферат Релейная защита блока
Реферат Pokemon Essay Research Paper This kids phenomenon
Реферат Анализ причины утраты платежеспособности, выводы о возможности невозможности восстановления пл
Реферат Наполеон Бонапарт: государственный деятель, полководец, диктатор.
Реферат Г. Вернадский и С. Соловьев о царствовании Ивана IV Грозного
Реферат Тот, кто "не в ногу"
Реферат Характеристика и устройство ультразвукового дефектоскопа УД2-12
Реферат Применение факторного анализа в психодиагностике