Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ "голоса" в творчестве Анны Ахматовой

Отдел образования администрацииЦентрального района
МОУ СОШ №4
Секция: литературоведения
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: Образ «голоса» в творчествеАнны Ахматовой
Антипьева Александра Сергеевна
Ученица 11Б класса МОУ СОШ №4
Центрального района
Руководитель
Платонова Юлия Владимировна
Новосибирск 2008

Содержание
 
Введение
1. Образ «голоса» в раннем творчествеАнны Ахматовой
2. Образ «голоса» в позднемтворчестве Анны Ахматовой
Заключение
Список литературы
 

Введение
Издревле человек придавалголосу тайный смысл, наделяя его неведомой силой, которую не мог понять иобъяснить полностью, а людей, которым было дано слышать «неслышимые голоса», называливедьмами, колдунами, волшебниками. Им верили, к ним обращались за помощью иисцелением, а их чудесного дара опасались. Однако человек находил, что и тишинахранит тайну, недосказанность, хотя кажется абсолютно пустой. Поэтому,например, в церквях люди замолкают, прислушиваясь к «голосам», пытаясьразгадать загадку, найти ответы, понять себя и свою жизнь.
Анна Ахматова вводит всвою поэзию образ «голоса», наделяет его поразительными качествами, показываетв парадоксальных комбинациях его многогранность и неоднозначность. Этот образприобретает новые звучания, меняет силу и глубину на протяжении всеготворческого пути поэта.
Данную тему в своих трудахпо исследованию поэтического творчества Ахматовой освещали В. Жирмунский, Е.Добин, Б. Эйхенбаум, С. Кормилов и другие. Они писали о силе и значении данногообраза в творчестве, его связи с событиями эпохи, в которой жила поэтесса.Например, Сергей Иванович Кормилов в своей книге «Поэтическое творчество АнныАхматовой» говорит о мнимом молчании поэта в период нападок революционнойкритики и запрета ее творчества в России.
В рамках нашегоисследования мы хотим проанализировать то, как изменяется образ «голоса» втворчестве Анны Ахматовой, его глубину и значение в ее поэзии, увидеть парадоксальность«голоса» в сравнении с тишиной и молчанием, попытаться понять и показать, чтоже поэт хотел передать в этом неоднозначном образе.

1. Образ «голоса» враннем творчестве Анны Ахматовой
 
Неотъемлемой частьючеловеческой жизни являются звуки: голоса, речь, шорохи. Некоторые из нихнаходят отклик и понимание в душах людей, другие уходят, не оставляя после себяничего. И часто забывая что-либо, человек помнит лишь голос, который хранит всебе все чувства и воспоминания.
Голос, чаще всего непоказной, не подготовленный – это чувства, мысли, воспоминания, отражениевнутреннего «я» человека. И поэтому все личное, тайное, сокровенное хранит «голосдуши», «голос памяти». Разница между голосом и речью заключается, прежде всего,в том, что голос несет более глубокие душевные переживания, а речь – это наборслов, являющийся средством передачи информации. На первый взгляд, речь бесчувственна,отчетлива, чаще всего подготовлена и продумана. Она становится маской,скрывающей внутренние переживания, потому что не способна полностью выразитьчувства так, как может передать их голос.
Каждый поэт обладаетособенным голосом, и с помощью него передает переживания, страдания, мысли.Например, Александр Блок вводит образ «голоса» в свои стихотворения, с помощьюего различных оттенков передает любовные переживания лирического героя,показывает контраст реального и неземного миров в своих произведениях. АннаАхматова же наделяет голос как теплотой, нежностью, любовью, так и болью,ненавистью, демонстрируя в своих произведениях множество его оттенков,полутонов, тембров: «лебединый», «голос ветра», «нежный» «слабый», «ломкий». Вее стихах потрясающее многоголосие: звучат голоса поэта, лирических героев,природы. Вводя речь других людей, Ахматова создает «говорящее» произведение. Б.М.Эйхенбаум писал: «Очень часто мы находим у Ахматовой ритмическую иинтонационную нецельность строки, но именно поэтому ощущается сжатость иразговорная выразительность речи». Эта речь обычно отрывочна, прерывается восклицаниямии вопросами, и, может быть это, создает ту неповторимую жизненность стиховАхматовой.
В ее лирике молчаниепарадоксально сплетается с голосом, а тишина способна говорить: «запелатишина», «тот голос с тишиной великой споря», возможно, в этом и заключаетсяпарадоксальность, глубина ахматовского образа «тишины». В ней можно явственнееощутить, услышать что-либо, она часто оживляет, заставляет глубже погружаться всебя, прислушиваться к «внутреннему голосу», позволяет острее чувствоватьпроисходящее, передает и усиливает чувства героев. Молчание же не имеет голосаи не способно «говорить», в отличие от тишины, здесь ничего услышать нельзя. Ана границе тишины и молчания находится безмолвие, вобравшее в себя их черты,поэтому оно имеет «голос», но «молчит». Однако это не значит, что люди,лишенные способности говорить, молчат. Наоборот, если нет возможности говорить,«внутренние голоса» кричат. Часто немота обостряет чувства, усиливает ощущения,пробуждает эмоции.
Говоря о безмолвиичеловеческом невозможно не упомянуть о безмолвии творческом – поэт ничего несоздает, но это не говорит о том, что он молчит, потому что молчание для негоравно смерти. Голос для поэта – это жизнь, а «петь» – жизненная необходимость,он не может молчать, ему необходимо ощущать и передавать чувства голосом. Еслиже стихи запрещают, цензурный гнет становится невыносим, – молчание становится убийственным.Поэта мучают чувства, переживания, мысли и голоса, посланные Богом. Поэт неможет жить в молчании, его дар и сила – голос, что раскрывает чувства,заставляет мыслить, позволяет жить.
Ранние стихотворения АнныАхматовой – это, прежде всего, любовная лирика. В ней переданы переживаниялирической героини, любовь для которой трагедия, страдание, пытка, мучительныйизлом души, поэтому за кажущейся простотой скрываются глубокие переживания ичувства. Уже в ранних произведениях видна многогранность образов поэта, так«голос» – это одновременно и страдания, и нежные теплые чувства. Молчание жепротивопоставлено «голосу» и показано как нечто темное, убивающее. С помощьюэтих противоположных образов Ахматова передает неоднозначные чувства лирическихгероев.
Любовь представлена черезпризму пережитых событий, которые были болезненны и страшны. Образ такой«больной» любви в ранних произведениях Ахматовой был образом больного времени,в котором жил поэт, и образом больного мира, наполненного революциями ивойнами, несущими с собой смерть и горе, что оказывает влияние на поэта инаходит отклик в его творчестве. Также в ранней лирике зарождаются, например, образы«слова», «говорящей тишины», которые будут развиваться на протяжении всеготворческого пути поэта и достигнут своего апогея в поздних произведениях.
Одно из первыхстихотворений в сборнике «Вечер» – «Читая Гамлета» (1909г.):
Ты сказал мне: «Ну что ж,иди в монастырь
Или замуж за дурака».
В этом стихотворении мывстречаем диалог между лирической героиней и ее возлюбленным, речь которого несетей страдание. Однако нет ничего прекраснее для нее, чем эти слова и героиняАхматовой бережно хранит их:
Пусть струится она стовеков подряд
Горностаевой мантией сплеч.
Эти строки говорят о потрясающейспособности «голоса памяти» сохранять чувства, и для лирической героини нетничего дороже слов, ставших самым чудным в ее жизни, несмотря на то, что они принеслиболь и мучения.
«Белой ночью» (1911г.) –стихотворение о страданиях покинутой женщины. Она, словно в бреду, и ейкажется, что вокруг звучит лишь пьянящий голос ее возлюбленного:
Пьянея звуком голоса
Похожего на твой.
Этот голос и несетпереживания и боль, но для любящего сердца героини стихотворения он – счастье инадежда.
В стихотворении «Я пришласюда, бездельница…» (1911г.) представлен образ молчания, в котором безразличие,одиночество, душевная пустота, ужас смерти:
Все равно мне, гдескучать,
Годы можно здесь молчать.
Словно итог, последниестроки стихотворения:
Влажно пахнут тополя
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой земля.
Они рисуют конец жизни,смерть, которую олицетворяет молчание. В данном стихотворении Анна Ахматова противопоставляетдвижение, радость, новизну жизни и боль, пустоту, молчание смерти, еще разподчеркивая, что все начало всему – жизнь, которой равен голос, а итог – смерть,выраженная молчанием.
Читая стихотворение «Ты поверь,не змеиное жало…» (1912г.), мы видим, что грусть и тоска лирической героини,проявляются в ее голосе, который превратился в «птичий»:

В белом поле я тихоюдевушкой стала
Птичьим голосом кличулюбовь.
Слово «птичий» в русскомнародном творчестве выражает страдания, переживания, это словно стоны и плач.Лирическая героиня мечется, ищет, зовет своего любимого. В стихотворении мынаходим противопоставление тишины, рожденной грустью, которая наполняет сердцелирической героини, и голоса – стона, тихого, тонкого, выражающего любовные страдания.Но героиня Ахматовой гордо смиряется с этой болью, принимает ее как неизбежное,храня все в сердце: «Я не плакала; это судьба». Она старается скрыть эмоции, переполняющиеее, остается гордой и внешне спокойной, и только голос выдает ее внутреннеесостояние – она переживает и страдает без своего любимого.
Строки произведения «Всемне видится Павловск холмистый» (1915г.), наполнены грустью, муками разлуки. В егостроках воспоминания о страстных чувствах, которые хранит голос:
И, исполненный жгучегобреда,
Милый голос как песнязвучит.
Для лирической героини важнослышать голос ее возлюбленного, несущий ей счастье и спокойствие. Всю нежностьи теплоту светлого чувства лирической героини передает эпитет «милый».
Стихотворение «В ремешкахпенал и книги» (1912г.) передает несчастную любовь героини, которую забылвозлюбленный, она страдает, вспоминая былые встречи и чувства, однако ничто неможет сделать ее счастливой:
А на жизнь мою лучомнетленным
Грусть легла, и голос мойнезвонок.

Ей теперь всебезразлично: жизнь стала безысходной, тягостной, поэтому и голос, несущий всебе жизнь – затихает, создавая грустную картину любовной трагедии. В данномстихотворении едва слышимый голос передает самые тайные переживания лирической героини,которая страдает, внутренне умирает без своего возлюбленного, а смена оттенкаголоса демонстрирует многогранность и неоднозначность поэтических образов.
«Слаб голос мой, но воляне слабеет» – стихотворение о чувствах женщины, которую разлюбили, и она,словно хочет начать жить вновь:
Слаб голос мой, но воляне слабеет,
Мне даже легче стало безлюбви.
В строках этогостихотворения голос выдает все эмоции, что бушуют внутри героини, автор говорито внутренней борьбе лирической героини с чувствами, ее желании снова начатьжить.
Ушла к другимбессонница-сиделка…
Как прошлое над сердцемвласть теряет…
Освобожденье близко…
Последние строфы выражаютверу в новую жизнь без любимого и надежду на счастье. Внешне ничто не указываетна происходящее внутри героини, и только едва слышимый голос передает истинноесостояние ее, она унижена своим возлюбленным и, как в болезни, слаба,бесчувственна.
В стихотворении «Я такмолилась…» (1913г.) Анна Ахматова приравнивает голос к жизни и раскрывает егозначение для поэта:
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!».

Ничего нет страшнее дляпоэта, чем потеря чудесного голоса свыше, который диктует стихи. Если же этотголос исчезает, то поэт засыпает, умирает душевно, не имея возможности раскрыватьи выражать свои мысли и чувства:
Коснется ли огоньнебесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной.
Данное поэтическоепроизведение показывает, насколько важен для поэта голос, поющий стихи, если жеего нет, то поэт, становится немым, медленно умирает в молчании, ведь этотнеизвестный голос несет ему жизнь, радость и счастье. Это одно из первыхстихотворений, где мы находим образ «голоса, диктующего строки», который проходитчерез все ее творчество, изменяясь и набирая силу.
В стихотворении «Был онревнивым, тревожным и нежным» (1914г.) Ахматова рисует образ «белой птицы»,голос которой звучит внутри поэта. Вообще, «белая птица» – это символ чистоты,святости, божественности, вызывающий ассоциации с ангелами и Иисусом Христом.По мнению исследователей творчества Ахматовой, для нее этот образ – самопоэтическое творчество и его муки. Лишенная возможности петь, то есть творить,лирическая героиня становится «прирученной и бескрылой», а любовь, кажущаясясчастливой, представляется для нее трагедией, ведь возлюбленный лирическойгероини убивает самое ценное в ее жизни:
Как Божье солнце менялюбил
А чтобы она не запела опрежнем,
Он белую птицу мою убил.

Она страдает и незаметнотеряет способность ощущать, потому что голос «белой птицы» – жизнь для поэта:«Но каменным сделалось сердце мое». А слова: «Услышу я сладостный голос ее»говорят об особенной способности поэта ощущать мир, чувствовать его черезнеобъяснимый голос и передавать в своих стихах. В этом произведении Ахматова пишето голосе музы, представляя ее в образе «белой птицы», который она будетиспользовать в последующих стихах, и показывает, что, только слыша этотчудесный голос, поэт, действительно, чувствует, любит, живет.
Строки стихотворения «Всеотнято и сила, и любовь» (1916г.) передают состояние поэта, которому пересталслышаться тот волшебный голос, диктующий строки:
Веселой Музы нрав неузнаю,
Она глядит и слова непроронит.
В его отсутствии поэт чувствуетсебя обессиленным, ненужным, все кажется пустым, потерявшим краски:
Все отнято: и сила, илюбовь
В немилый город брошенноетело
Не радо солнцу. Чувствую,что кровь
Во мне уже совсемпохолодела.
Это стихотворение рисуетнам состояние поэта, которому больше не поет муза. Он не понимает, зачемсуществует в мире, ведь этот особый голос был для него всем: силой, любовью,жизнью. Поэт ждет возвращения таинственного голоса, потому что иначе он умрет –погибнет его душа, неспособная жить в молчании.
В произведении «И мнитсяголос человека…» (1917г.) Анна Ахматова противопоставляет голос, несущий ссобой радость, счастье и молчание, которое хранит в себе пустоту, одиночество:
И мнится – голос человека
Здесь никогда непрозвучит.
Поэт создает тяжелую,мрачную атмосферу, где отсутствует вера в возвращение к жизни. Ахматовапередает в стихотворении боль и тоску одиночества в образе молчания, которыйрисует с помощью темных красок, а «голос» хранит надежду на новую жизнь. Смешиваниеэтих двух противоположных образов, показывает неповторимую способностьАхматовой передавать и раскрывать в своих стихах необъяснимую жизнь.
Горе и грусть находим мыв стихотворении «За озером луна остановилась…» (1922г.): «(…) лунаостановилась//(…)притихший дом // Где что-то нехорошее случилось». Уже в первыхстроках прекращение действия, которое является жизнью, пугающаянастороженность, которая объясняется во второй строфе:
Хозяина ли мертвымпривезли
Иль маленькая девочкапропала.
В этих строках молчаниепередает ужас и холод смерти, несущей с собой слезы, тоску:
(…)Страшную беду
Почувствовав, мы сразузамолчали
Заупокойно филины кричали.

Далекий, едва слышимыйзвук, как предчувствие какого-то страшного и неизбежного события, которое поэтпредопределяет. В этом стихотворении, пронизанном далекими, словно случайнымишорохами, почти неслышимыми в мертвом молчании стонами и голосами, Ахматовапоказывает, что «молчание» в ее творчестве – предвестник страданий, боли,смерти, ведь оно рождается из тоски, одиночества, боли и хранит в себе ужас,холод. Также она напоминает об особой чувствительности поэта, способного ощущатьто, что неподвластно остальным людям.
В ранней лирикедоминирует тема любви, изображенная как боль, страдание, трагедия. Как отметилК. И. Чуковский в 1921 году: «Она первая обнаружила, что нелюбимой бытьпоэтично…». В «детских стихах», как называла их сама Ахматова, «отражен сложныйвнутренний мир женщины переломной эпохи, натуры, не терпящей компромиссов влюбви, стремящейся к полноте жизни», а внутри нее – борьба, слом. Именно ихотражает голос, что является хранителем чувств. Уже в первых стихотворенияхвидно, что поэт воспринимает мир несколько по-иному, чем все остальные люди,раскрывая эту особенную способность чувствовать в своих произведенияхпарадоксальностью образов. В ранней лирике ярко проявляется тема смерти, начинаютзарождаться образы «голоса», «тишины», «молчания», проявляется ихмногогранность и яркость, осознается особенность поэта и значение еготворчества – все это в поздних произведениях достигает наивысшей точки своегоразвития, приобретая новую силу и значение.
/>2. Образ «голоса» в позднихпроизведениях Анны Ахматовой
Поздние произведения АнныАхматовой – это своеобразный итог ее творчества. В них пика своего развитиядостигли темы и образы, проходящие через все ее творчество, так, например, образ«голоса», появившийся в ранних стихотворениях и изменяющий свою силу и глубинуна протяжении всего поэтического пути по–новому раскрывается в позднихстихотворениях и поэмах. Молчание передает тяжелые, мрачные чувства, а тишинаприобретает голос и способна петь, наполняясь эмоциями лирических героев. Впроизведениях появляются более глубокие выразительные средства, которые раскрываютособенную силу поэтических строк и, можно заметить, что Ахматова стала ещечувствительней и мудрее. Сама Анна Андреевна писала: «… в 1936–м я снова начинаюписать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. (...)Возврата к первой манере не может быть». Все другое: восприятие, ощущение,жизнь, а значит и творчество.
Стихотворения цикла«Тайны ремесла» (1936–1959гг.) посвящены созданию стихов, которое являетсянеобъяснимым, возвышенным, божественным. Первое в цикле стихотворение«Творчество» (1936г.), в нем Анна Ахматова говорит о возвышенности и необъяснимостинаписания стихов:
И просто продиктованныестрочки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
«Белоснежная тетрадь» – символчистоты, даже святости поэтического творчества, его нетронутости ибожественности. В этом стихотворении Ахматова показывает способность поэтапо-особому слышать и передавать ощущения своим голосом – «голосом поэта» – через«просто продиктованные» строки. Однако второе стихотворение «Мне ни к чему одическиерати…» (1940г.) полностью меняет представление о поэтическом творчестве, здесь поэтпредставляет его как нечто темное и приземленное:
Когда б вы знали изкакого сора
Растут стихи, не ведаястыда
Как желтый одуванчик узабора.

В этих строках уже неткрасоты и таинственности, нет светлого голоса, что диктует стихи, онипоявляются из «сора». Таким образом, поэт показывает, что создание стихов – этосочетание несочетаемого. Используя такие противоположности, поэт показываетдвойственность и неоднозначность таинственного процесса рождения произведения. Вдругих стихотворениях цикла Анна Ахматова также то превозносит творчество испособность поэта чувствовать, передавать: «Другое, в полночной родясь тишине, //Не знаю откуда крадется ко мне(…) // Как будто почти что не видя меня, // Струятсяпо белой бумаге(…) // Ушло, и его протянулись следы // К какому-то крайнемукраю // А я без него …умираю», то принижает, лишает необычности: «Это – выжимкибессонниц, // Это – свеч кривых нагар //(…) Это пыль, и мрак, и зной». Можнозаметить, что Анна Ахматова, говоря о светлости поэтического творчества,создает как особое возвышенное пространство, где и рождается «голос», простодиктующий строки, которые она записывает в «белоснежную тетрадь», так ипространство реальное, где в пыли растут лопухи и вместе с тем – вдохновение. Изэтого видно, что для поэта «голос» – это противоречивый образ, хранящий в себеи небесную святость, и грязь реального мира.
В цикле «Тайны ремесла»Ахматова говорит о противоречивости и многогранности поэтического творчества,демонстрируя, что стихи могут рождаться как в возвышенном, светлом пространствеи спускаться к поэту в виде голоса, диктующего строки, так и появляться в душепоэта, как отклик на жестокость и боль земной жизни.
Несколько по–другому раскрываетсязначение голоса для поэта в стихотворении «Ива» (1940г.). В нем Анна Ахматова восхищаетсяголосом, рождающим образы, и передает поэтическую звучность тишины, еетаинственность и глубину. «А я росла в узорной тишине» – прочитав первую строкуэтого стихотворения, словно переносишься в мир поэта–творца, где все живетособенной жизнью, а тишина обостряет чувства, позволяет остаться наедине ссобой и услышать «голоса»:

И не был мил мне голосчеловека
А голос ветра был понятенмне.
В этом стихотворенииголос человека не несет поэту ничего, он пуст, «не мил», мертв, а «голосветра», напротив, – «живой», рождает образы, мысли, чувства – словно диалогвозникает между поэтом и природой.
Там пень торчит, чужими голосами
Другие ивы говорят.
Когда же этот неведомыйголос исчезает, поэт чувствует боль, страдание, замолкает, творчески умирает,потому что этот голос для него есть жизнь: «И я молчу… Как будто умер брат».Здесь чувствуется, что автор живет лишь голосом, который рождает произведения,а он еще ярче и возвышеннее звучит на чистом фоне тишины. Она, в свою очередь, создаетособую атмосферу пустоты, но не безжизненности, подчеркивая силу и жизнь голоса,его значение для поэта.
Поэт в стихотворении«Подвал памяти» (1940г.) говорит о том, что значат для него воспоминания ираскрывает красоту, необычность «голоса памяти», который сохраняет все самоелучшее, а, значит, не позволяет этому исчезнуть:
Чадит фонарь, вернутьсяне могу
А знаю, что иду туда, кврагу.
Но я касаюсь живописистен
И у камина греюсь. Что зачудо?
«Голос памяти» оживляетвсе былое и позволяет лирической героине стихотворения насладиться прошедшимичувствами и переживаниями. Видно, что для Ахматовой очень важны воспоминания,ведь они согревают душу и помогают жить.
Уже названиестихотворения «Мужество» (1942г.) говорит о мощи, способности бороться, а егостроки передают неведомую спасительную силу Слова, помогающую там, где всестановится бессильным. Действительно, стихотворение написано в блокадномЛенинграде, где погибло очень много людей. Возможно, именно оно помогло АннеАхматовой выжить в то ужасное время, оно не позволило ей сломаться. Она немогла уйти в этот переломный момент для страны, потому что всегда была со своейстраной и говорила голосом народа.
Час мужества пробил нанаших часах,
И мужество нас не покинет.
В двух строках слово«мужество» повторяется два раза, говоря о сложности, тяжести событий тоговремени и о внутреннем состоянии лирической героини, которая готова бороться:
Не страшно под пулямимертвыми лечь
Не горько остаться безкрова.
Уважение и восхищениеСловом, несущим в себе спасение и жизнь, передают строки:
И мы сохраним тебярусская речь
Великое русское слово.
Они, словно призыв иподдержка для миллионов страдающих людей в мире.
В стихотворении«Мужество» мы видим, что Анна Ахматова, словно окрепла, стали глубже еетворческие образы, даже тембр ее изменился — теперь уже редко встречаетсяпрежний голос, на его месте сильное, мощное слово. Строки данного произведениянесут поддержку всему русскому народу.
В стихотворении«Тринадцать строчек» (1963г.) Ахматова возвращается к теме любви, однако здесьона представлена преображенной и более глубокой, нежели в ранних стихотворениях.
 
И наконец ты словопроизнес(…)
А так, как тот, чтовырвался из плена.
Для лирического героя этислова счастье и радость.В этом произведении голос приравнивается ксолнцу – светлому, теплому, яркому и создается особый ахматовский образ «говорящей»тишины, которая передает все те эмоции, что вызывает у лирической героини словаее возлюбленного. По мнению голландского ученого Кейса Верхейла, «тишина всмысле сосредоточенности, ожидания, – может быть, самая характерная чертапоэзии Ахматовой. Такая тишина не отрицательное качество: она – не отсутствиезначение, а присутствие напряженного внимания ко всякому бессловесному внешнемуи внутреннему бытию».
И вкруг тебя запелатишина
И чистым солнцем сумракозарился.
Эти строки передают силучувства героя, ведь после признания, тишина, наполненная любовью, начинаетпеть, усиливая его эмоции, ведь он так долго хотел сказать эти слова.

И мир на миг преобразился
(…) И даже я(…)
Почти благоговейнозамолчала
Чтоб жизнь благословеннуюпродлить.
Здесь чувства лирическойгероини, она называет эти слова «божественными» и сама замолкает, чтобынасладиться недолгим, но восхитительным моментом любви, запечатленным тишиной.В данном стихотворении Ахматова рисует противостояние голоса и тишины, которыхсоединяет всепоглощающее чувство любви.
Если в ранней лирике «голосом»обладали лишь живые, то здесь мы находим уже «голос» тишины, передающий иусиливающий переживания героев. И теперь чувства героев передает слово. С помощьюдиалогов и различных по звучанию голосов расширяется поэтическое пространство исоздается жизненность ахматовских стихотворений. Видно, что позднее творчество наполненоглубокими, осмысленными образами и более сильными выразительными средствами.

Заключение
 
Мы рассмотрели образ«голоса» в поэзии Анны Ахматовой и пришли к выводу, что поэт наделяет егопротиворечивостью и многогранностью, раскрывая в своих произведениях различныестороны голоса, а также тишины и молчания, тем самым, говоря о неоднозначностисвоих произведений.
Проанализировав лирическиестихотворения Ахматовой, видно, что данный образ растет, изменяется,приобретает глубокое философское значение. В ранней лирике образ «голоса» чащевсего передает чувства, переживания героини, ее боль и страдания из–занесчастной любви, а позже он приобретает несколько иное значение «голоса,диктующего строки», который имеет огромную ценность для поэта. «Молчание»рисует нам неприятную, холодную картину одиночества, смерти, а «тишина»представляется, как особое пространство, позволяющее явственнее ощутить ипочувствовать что–либо. В поздних же произведениях образы достигают пика своегоразвития, становятся мощнее. Так голос становится словом – более сильным иглубоким, теперь оно передает уже чувства целого народа, молчание представляетсобой нечто темное и страшное, способное убивать, а тишина наделяется Ахматовойголосом и может говорить, передавая и усиливая чувства героев. Образы, которыминаполнены стихотворения, поражают своей неоднозначностью, многогранностью иглубиной, которые лишь приобретают все новую силу и значения на протяжениивсего творческого пути поэта.
В нашей работе мыпопытались раскрыть лишь некоторые тайны «голоса», который хранит в себе ещенемало загадок, но именно в этом и заключается красота этого образа Ахматовой.

Список литературы
 
1. Ахматова А.Примите этот дар…: Стихотворения. – М.: Летопись, 1998.
2. Ахматова А. Отцарскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Кормилов С. И.Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – 2-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
4. Мицумаса Тамура Очужом голосе в ранних стихах Анны Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовскиечтения. Выпуск 1. – М.: Наследие, 1992. – С. 119–125.
6. Невинская И. В товремя я гостила на земле… (поэзия Анны Ахматовой): монография. – М.: Прометей,1999.
7. Черашняя Д. И.Ситуации встречи в стихах О. Мандельштама 1932–33 годов: типологическаяобщность и семантические возможности // Текст и интерпретация. – Новосибирск,2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формування у старшокласників естетичного ставлення до мистецтва в процесі вивчення художньої культури
Реферат Організація процесу оцінювання та методи контролю якості продукції на базі ДП Лужанський ек
Реферат Политическая мысль в античном мире
Реферат Туристско-рекреационные ресурсы Закавказья
Реферат Філософські погляди Григорія Сковороди 2
Реферат Філософія соціального розвитку
Реферат 2. Равновесие на денежном рынке. Денежная система и кредитно-денежная политика > I. Основные вопросы темы
Реферат Разработка интегральной микросхемы истокового повторителя для слухового аппарата
Реферат Деловая этика и менеджмент
Реферат Бенедикт Спиноза и его философские воззрения
Реферат Філософські теорії Канта, Гегеля, Фейербаха
Реферат Основные психодиагностические методы исследования внимания и их назначение
Реферат Философский взгляд на формирование аскетической культуры
Реферат Гетьманщина початок занепаду вільної української преси. Зародження партійно-радянської преси
Реферат Фінансовий аналіз ВАТ Стахановський вагонобудівний завод