Введение
В творчестве многихрусских писателей можно найти немало примеров того, как автор наделяетличностными характеристиками какой-либо населённый пункт, создавая своеобразный«портрет» города, деревни, местности. Достаточно указать на следующие произведения:«История села Горюхина» А.С. Пушкина; «Город без имени» В. Достоевского,«Патриархальные нравы города Малинова» А. Герцена; «История одного города» М.Салтыкова-Щедрина, «Городок Окуров» М. Горького; «Город Градов» А. Платонова.Мы выбрали для исследования образ города Аткарска в творчестве Ю.П.Анненкова.
Аткарчане берегут иохраняют исторические памятники, а так же любят свой город и гордятся егоисторией, которая у него очень богатая и интересная… Первые поселения вокрестностях Аткарска относятся к эпохе энеолита (4-3 тыс. до н. э.) ибронзовому веку (2-1 тыс. до н. э.). В XI-XII веках здесь кочевали воинственныеполовецкие племена. В XIII-XIY веках территория Аткарского края входила вовладения Золотой Орды. Земли в пойме Медведицы принадлежали золотоордынскомувельможе Еткаре. Его именем были названы приток Медведицы и поселение на егоберегу. В 1699 году на слиянии рек Аткары и Медведицы по распоряжению Петра Iдля защиты юго-восточных границ Российского государства от набегов степныхкочевников была основана сторожевая слобода пахотных солдат Еткара. В 1774году, во время пугачевского бунта слобода была захвачена войсками Е.И.Пугачева. 7 ноября императрица Екатерина II пожаловала слободе Еткара статусгорода. Новый город получил название Аткарск и стал центром Аткарского уезда. В1781 году был утвержден герб Аткарского уезда, изображавший летящих над рекойптиц-рыболовов. *
Цель моей работы –исследовать образ города Аткарска в творчестве Ю.П. Анненкова, чтобы достичьэтой цели я поставила перед собой следующие задачи: дать определение понятию«образ» и проанализировать стихотворения Ю.П.Анненкова, в которых встречаетсяобраз города Аткарска. Для выполнения этих задач нами были рассмотренылитературоведческие статьи, в которых дается определение понятию «образ».
Л.Чернецдаетследующее определение: «Художественный образ – это категория эстетики,характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления.Художественноеосмысление отличается от теоретического тем, что оно интересуется предметом вего единичном существовании.
Художественный образ поГегелю – результат «очищения» явления от всего случайного, заменяющегосущность, результат его идеализации. Художественный образ выполняетпознавательную функцию. Специфические черты художественного образа заключаютсяв целостности реального бытия явлений действительности. Он несет в себеотпечаток типического значе6ния, обобщения.
В художественно — документальной литературе слова могут быть неукрашенными, но художественныеобразы всё равно создаются. Художественный образ самодостаточен, он есть формавыражения содержания в искусстве. Каждый, созданный им самим образ, дорогхудожнику. Образ существует объективно как «вещь в себе», но становясьэлементом создания «других», образ обретает субъективное существование,порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
Дополнительнаяинформация о понятии «художественный образ» дается Эпштейном: В художественномобразе неразрывно слиты объективно – познавательное и субъективно – творческоеначала. Художественная специфика образа определяется не только тем, что онотражает и осмысливает существующую действительность, но и тем, что он творитновый, небывалый вымышленный мир.
Переход чувственногоотражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и еёчувственное воплощение – такова внутренняя подвижная сущность образа. Образобладает двучленностью. Образ – это пересечение предметного и смыслового рядов,словесно обозначенного и подразумеваемого. Цель образа – преобразить вещь. Разновидностии классификация образов:
а) Образы – детали.
б) Портрет. в) Образы характерови обстоятельств.
Объяснениехудожественного образа – никогда незавершимый, но постоянно идущий процесс его«Практической» реализации.
В теории литературыдается много трактовок понятия «художественный образ». М.М.Бахтин*дает следующее: Художественные образ – всеобщая категория художественноготворчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоенияжизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередкопонимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такойфрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Но вболее общем смысле художественный образ — самый способ существованияпроизведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии изначности. В ряду других эстетических категорий эта — сравнительно позднегопроисхождения, хотя начатки теории художественного образа. можно обнаружить вучении Аристотеля о «мимесисе» — о свободном подражании художникажизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и освязанном с этим эстетическим удовольствии. Пока искусство в своём самосознании(идущем от античной традиции) сближалось скорее с ремеслом, мастерством,умением и соответственно в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствампластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями канона, затем стиляи формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника кматериалу. Тот факт, что художественно преформированный материал запечатлевает,несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, сталосознаваться только с выдвижением на первое место искусств более«духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевскаяэстетика (в т. ч. В. Г. Белинский) широко использовала категорию художественныйобраз, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественногомышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму,умозаключению, доказательству, формуле. Универсальность категориихудожественный образ с тех пор неоднократно оспаривалась, т.к. смысловойоттенок предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось,делал его неприложимым к «беспредметным», неизобразительнымискусствам (в первую очередь, к музыке). И, однако, современная эстетика, главнымобразом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теориихудожественного образа как наиболее перспективной, помогающей раскрытьсамобытную природу фактов искусства.
Можно выделитьразличные аспекты художественного образа, демонстрирующие его причастностьсразу многим сферам познания и бытия.
В онтологическомаспекте художественного образа есть факт идеального бытия, своего родасхематический объект, надстроенный над своим материальным субстратом.Художественный образ не совпадает со своей вещественной основой, хотя узнаётсяв ней и через неё. Внеэстетическая природа материала — в отличие от содержания— не входит в эстетический объект...", с ней "… имеет делохудожник-мастер и наука эстетика, но не имеет дела первичное эстетическоесозерцание". И всё же образ теснее сращен со своим материальным носителем,чем число и любые другие идеальные объекты точных наук. Будучи до известнойстепени безразличен к исходному материалу, образ использует его имманентныевозможности как знаки собственного содержания; так, статуя«безразлична» к химическому составу мрамора, но не к его фактуре иоттенку.
В этом семиотическомаспекте художественного образа и есть не что иное, как знак, т. е. средствосмысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур. Сподобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякийраз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом»,культурным «кодом» для его опознания и уразумения. Поэтому вматериальной данности, «несущей» образ, собственно образосозидающимиоказываются те, уже выделенные из природного ряда элементы, которые принадлежатизвестному, обусловленному «культурным соглашением» языку данногоискусства или художественной традиции.
В гносеологическомаспекте художественного образа есть вымысел, он ближе всего к такойразновидности познающей мысли, как допущение; ещё Аристотель заметил, что фактыискусства относятся к области вероятного, о бытии которого нельзя сказать ни«да», ни «нет».
В эстетическом аспектехудожественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, вкотором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производитвпечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечнойосмысленности своих частей.
«Органика» и«схематика» художественного образа в их совпадении указывают надвоякое отношение образа к критерию истинности, что является едва ли не самымзапутанным и парадоксальным моментом в путях искусства с тех пор как оновыделилось в самостоятельную сферу. За художественным образом как допущением исообщением обязательно стоит их личный инициатор — автор-творец (сказанноесправедливо и в случаях анонимного, коллективного творчества, ибо здесь вэстетический объект тоже входит строящая его точка зрения). Но образ подлежитсвоему творцу не абсолютно, а лишь в «схематическом» повороте, васпекте внутренней формы, слагающейся из внедрённых художником моментовсмыслового напряжения, которые выступают на чувственной внешностихудожественного образа, властно направляя восприятие. Между тем со сторонысвоей органической цельности образ принадлежит «сам себе», он«объективирован» — отторгнут от психологически произвольногоисточника, каким является область внеэстетических соображений и намеренийавтора.
Внутренняя форма образаличностна, она несёт неизгладимый след авторской идейности, его вычленяющей ипретворяющей инициативы, благодаря чему образ предстаёт оцененной человеческойдействительностью, культурной ценностью в ряду др. ценностей, выражениемисторически относительных тенденций и идеалов. Но как «организм»,сформированный по принципу видимого оживотворения материала, со стороныхудожественности, художественный образ представляет собой арену предельногодействия эстетически гармонизирующих законов бытия, где нет «дурнойбесконечности» и неоправданного конца, где пространство обозримо, а времяобратимо, где случайность не нелепа, а необходимость не тягостна, гдепрояснённость торжествует над косностью. И в этой своей природе художественнаяценность принадлежит не только к миру релятивных социально-культурныхценностей, но и к миру жизненных ценностей, познанных в свете непреходящегосмысла, к миру идеальных жизненных возможностей нашей человеческой Вселенной.Поэтому художественное допущение, в отличие от научной гипотезы, не может бытьотброшено за ненадобностью и вытеснено другим, даже если историческаяограниченность его творца покажется очевидной.
В нашей работе мы будемопираться на определение М.М.Бахтина, так как оно кажется нам наиболее полным,четким, конкретным и объективным.
Основная часть
Для того чтобыисследовать образ города Аткарска, нам надо проанализировать несколькостихотворений, посвященных этому городу. Первым мы проанализируем стихотворение«Город на реке».
В этом стихотворенииАткарск представлен как город – крепость, который пережил «нападок с чужогодвора», «тревожный век – грозы носитель», «бусурманов, татар, нагайцев, прочихсил», «борьбу с невежеством за светлость». Аткарск показан здесь величественными растущим городом, он «мужает с гением Петра», становится больше и сильнее.Автор гордится своим городом, особенно это чувствуется в строчках:
Сам Петр царь сколымским ханом
Аюкой дружбу заключил.
Аткарск показансильным, стойким городом, которому пришлось многое пережить, но его история ещёне закончена, это читается в последних строчках:
…Страниц истории печали
Всегда хватало черезкрай…
Чем встретят будущиедали
В те времена Аткарскийкрай?
Стихотворение неслучайно носит название «Город на реке». В нем описано, как появлялся и рос Аткарск.Первыми поселениями были «солдатские слободки», которые появлялись на речках:
Нашел бесценные находки
По рекам, чистым какслеза…
Растут солдатскиеслободки:
Гремячка, Лох и Еткара.
Река Аткара –неотъемлемая часть образа Аткарска. Она прошла через всю жизнь и творчествопоэта. Ей он посвятил много своих стихотворений. Одно из них – «Смотрю наАткару», написанное в декабре 1995 г. Представляет собой наиболее четкоеописание образа Аткары.
Взгляд на реку с«высокого бугра» позволяет увидеть поэту весь пейзаж вокруг реки, рассмотретьего. Здесь описывается то, что не менялось долгое врямя: деревянные дома, катокна реке:
Дома в убранствахскромных и простых,
Деревянные, все скрашеным фасадом.
Участки огородов возлених,
Хлева, сараи, бани –тоже рядом…
А вдоль реки, по трасселедяной
В хоккей играет стайкаребятишек.
А рядом с ними – справапод горой –
Друг к другу тесножмутся пять домишек.
Но в последних строчкахчувствуется боль автора, потому что он видит, как уходит милая сердцу старина:
А если к горизонтупосмотреть,
Там на холме хоромы«новых русских».
Меняется картина, ккоторой он привык с детства. И в этой круговерти перемен, неизменной остаетсятолько река Аткара. Стремление удержать её от изменений чувствуется встихотворении «Аткара».
Начинается новый век имир меняется. Меняются город и люди в нем. Только Аткара пока что неизменилась. В этом стихотворении она показана «вечно молодой», дающей жизньрекой. Показать Аткару, как реку – кормилицу очень важно автору, потому что безэтого образ получился бы незавершенным. Река играет большую роль в жизни всехаткарчан. На ней стоят мельницы и из неё берут воду, на ней отдыхают, а также,что не маловажно, она является неким украшением города. Автор часто используетэпитеты, для того, чтобы нарисовать волшебную картину. Это показано в последнейстрофе:
А зимой, как бархатнымсафьяном,
Разукрашен правыйбережок…
И на грудь волнующимтуманом
Тихо опускается снежок.
Основной идеей поэтабыло показать, как дорога эта река такой, какой она была ещё в детстве. Средистихов Ю.П.Анненкова часто встречаются воспоминания из детства, среди них естьстихотворения посвященные Аткаре. Например, стихотворение «Детство на Аткаре».
Аткара в творчестве Ю.Анненкова, как Енисей в творчестве В.Астафьева. Она также прошла полосой черезвсю его жизнь. Самые светлые и радостные воспоминания об этой реке идут издетства. Счастливое и беспечное оно проходило на берегах этой реки. В этомстихотворении показана беспечность юности и образ Аткары, как колыбели, котораявырастила этих детей. Стихи, посвященные Аткаре метафоричны.
Аткара в творчествеЮ.П.Анненкова – образ многозначный. Это не просто река, это артерия города, накоторой он зарождался, которая питает его и является украшением.
Исследовав образ реки Аткары,мы переходим к исследованию образов оврагов. Их много в ландшафте местности ипоэтому автор посвящает им много стихотворений. Некоторые из них мыпроанализируем.
Овраг в стихотворениипоказан могучим, гордым, таящим в себе загадки. Он притягивал детей своей таинственностьюи величественностью, став для автора одним из ярких воспоминаний, вставая водин ряд с таким местом, как Кавказ. Он был одновременно и пугающим ипритягивающим местом. Так же овраг в какой-то степени помогает городу, так как «сокруги собирает воду, как дань для речки Аткары».
Такой же своеобразный истаринный образ оврага представлен в стихотворении «Овраг дегтярный». Оврагнекогда приносил пользу людям. В нем гнали деготь, потом там были родники, атеперь всё это разрушено и испорчено людьми. В последних строчках чувствуется больза новое поколение, не берегущее природное богатство, а в том, что оврагявлялся природным богатством, не остается сомнений, так как автор встихотворении показывает, какую роль сыграл овраг в жизни людей. А сейчас этопросто овраг, носящий по старой памяти название «дегтярный». В нём больше нетродников и берез, он грязный и глинистый.
В своих стихахЮ.П.Анненков пишет о разных оврагах, что бы из этих разных образов составитьполную картину. Одно из таких стихотворений – «Длинный овраг».
Из стихотворений,посвященных оврагам, мы видим, что каждый овраг имеет свою историю. И «Длинный»овраг, не имеющий никакой особой истории, получает легенду о том, что торон внем барин насадил.
Каждый овраг имеет своютайну. Эта таинственность оврагов изображается при помощи эпитетов: суров,могуч и так далее. Это делает город по-своему особенным и дополняет его образ.
Многие стихотворенияавтор посвящает описанию природы Аткарского края. В основном лесам и паркам, изкоторых каждый имеет историю происхождения. Например, стихотворение «Историясоснового бора».
Аткарский крайпереживал тяжелый послевоенные годы. И сосновый лес создавался в это время.Война не убила в людях человечность, её в них убило время. Сейчас о посадкахникто не заботится, люди стремятся только выживать, их не беспокоит то, что онив своем стремлении к собственному комфорту уничтожают природные богатства икультурное наследие края.
В стихотворениирассказывается создание соснового бора в городе Аткарске. Люди сажали его нежалея своих сил и времени, потому что тогда им было важно, что будет с ихродиной, а современному поколению это не важно, поэтому оно «посадку леса вовсене ведет, а рубит беспощадно, чтобы выжить». Сам автор относится к природе слюбовью, это мы видим из строк: «С реки на бор сосновый чудный вид».
Практически в каждомстихотворении описывается природа. Она – неотъемлемая часть образа города. Онапостоянно сравнивается автором с человеческой жизнью, или сравниваетсяотношение человека к природе в прошлом и сейчас. То как было и как стало. Этопротивопоставление является одной из особенностей стиля поэта.
Он сопоставляет обществои природу в стихотворении «Просека».
Как в просеке деревьялежат беспорядочно, так и в обществе – люди так же беспорядочны, только онинаходятся в постоянном движении, работе, зачастую не приносящей пользы.Создание этой просеки – вырубка десятков деревьев, но люди это делают, так какэто их работа и не более. Остальные люди просто смотрят и молчат. Они не могут ничегосказать против вырубки, общество бездушно. Мир, в котором живет общество, «рутинный,голодный и душный», вырубая леса, люди усиливают эти качества в своем мире, это«жуткое дело», но обществу уже неважно, оно делает это «на автомате», потомучто им так сказали, потому что так надо. Общество уничтожает природу, губит её.Тема общества и природы звучит ещё во многих стихотворениях Ю.П.Анненкова.
«Судьба аткарскогогоспитомника» — стихотворение, в котором автор снова обращается к теме человекаи природы. Аткарский госпитомник показан автором, «как рай в божественномсаду». Он был известен на всю страну, но люди
Постройки дикоразломали,
Круша и руша кирпичи,
Посадки всеразворовали,
А земли взяли богачи.
Некогда знаменитыйпитомник является частью образа города. Питомник напоминает о его быломвеличии.
В систему образовгорода входит городской парк. Ему автор посвящает несколько стихотворений.Начинает он с истории создания парка, которая рассказывается в стихотворении«Создание Аткарского парка». В этом стихотворении сам город показан «большойдеревней», а вместо парка были кустарники, трава, елки, пырей. Сад там создалифранцузы, в этих строках чувствуется гордость автора за свой город, ведь в егосоздании не раз принимали участие иностранцы. Это добавляет особенность городу,и вносит в его образ нечто необычное, интересное. Простой провинциальный городсразу становится примечательнее.
Шло время, и паркпереживал изменения. То, как он изменился, описывается в стихотворенииАткарский парк. Его немного изменил Павлюков и в парке помимо растительностипоявились танцплощадки, павильоны. Он стал не только место для прогулок иотдыха, но и развлечением. Уходили люди для того, чтобы посмотреть напассажиров. Поэт дает парку такие характеристики, как «райский сад», «дивныйсад». Он является украшением города. Деревья и растения усиливают впечатленияот него, как особого места в городе, где всё наполнено стариной и традициями.
Парк является живымобразом в стихотворении. Он как будто живет своей собственной жизнью, отдельноот людей. Он меняется, процветает, не замечает присутствия людей, ему они ненужны. Целью автора было показать парк как самостоятельный образ, так как парк,хоть и принадлежит городу, но живет собственной жизнью.
Ю.П.Анненков не редкообращается к образу старого Аткарска.
В начале века Аткарскбыл провинциальным городком, «большой деревней», как говорит о нем автор встихотворении «Создание аткарского парка». Жизнь в нем была более замкнутая испокойная, чем сейчас:
Здесь в целом замкнутовсе жили,
Не принимая ад и рай…
Зимой следы от зайцевбыли,
А тишину будит лишьлай.
Аткарск представленместом тихим, спокойным. Жизнь аткарчане вели религиозную, любили «праздникисвятые» и «слушать церкви перезвон». Эти описания рисуют нам картину чего-тоумиротворенного. Образ Аткарска здесь показан очень спокойным, можно сказать,что город находится во «вселенском спокойствии». Жизнь в нем течет медленно иневозмутимо.
Много места в своемтворчестве автор уделяет природе Аткарского края, особенно яркий образ мы видимв стихотворении «Природа аткарского края».
Наш край в долинах истепях,
С рельефом впрямьхолмисто ровным,
Всегда влекущее в полях–
В хлебах колышущиеволны…
При прочтении этихстрочек, мы представляем себе картину провинциального города, находящегося встепях и окутанного дымкой загадочности. Поля, покрытые хлебами и волны ветрана них, усиливают это впечатление. Автору очень дорог и близок этот пейзаж, онговорит «наш край», тем самым подтверждая и свою принадлежность к нему, этогордость автора за свой край. Природа здесь описывается очень красиво инеобычно, добавляя образу города загадочности и таинственности. Дальше идутстрочки: «Любил смотреть я в детстве днем». Детские воспоминания о городепомогают нам углубиться в образ города. Аткарск, с виду, ничем непримечательный провинциальный городок, но автор видит в нем много такого, чтосразу и не заметно, нам это увидеть помогают воспоминания из детства. В нихраскрывается весь образ города. Он предстает перед нами наполненный жизнью,незаметной, если не вглядываться, а если присмотреться, то можно заметить её,увидеть, насколько она интересна, своеобразна.
В своих стихахЮ.П.Анненков часто берет вроде бы совершенно незначительные места в городе иобращается к их легендам. Например в стихотворении «Аткарский ипподром» авторобращается к истории создания иппорома, но в конце пишет:
Но так ли было в самомделе
В аткарской праведнойглуши?
Из этих строк мы видим,что это, наверное, всего лишь легенда. Окутанный легендами, тайнами и загадкамиАткарск выглядит нестандартным и фантастическим для провинциального городка.
Но сразу же встихотворении «Рассвет на реке Аткаре» можно увидеть несколько типичную,обыденную, но красивую картину. Описывается спокойствие раннего утра, еготишина, но тишина не мертвая и тяжелая, когда не слышно ни звука, а живая,слышно пение птиц, журчание воды и так далее. Перед нами предстаетумиротворенная картина тихого городка, это стихотворение вносит в образ городановую деталь – близость к природе. В отличие от больших городов, в этом городкеприрода является неотъемлемой его частью. В стихотворении автор сравниваеткувшинки с мячами. В реке часто купались дети, играли и загорали, их мячи можносравнить с кувшинками. Из этого можно сделать вывод, что река близка людям.
Город любим автором ипоэтому странно читать строки: «Несчастный край, беднейший город», которыезвучат в стихотворении «Гибнущие шедевры города Аткарска». В этом стихотворенииописывается то, как город терял свои архитектурные шедевры. Город, имеющий памятникиархитектуры выглядит намного величественней, чем обычный город, где нет ничегопримечательного. Автор с болью говорит о том, что памятники разрушены, что людине смогли уберечь их. Город лишился своего украшения из-за безответственностилюдей. В городе еще остались некоторые памятники, и автор задает вопрос: «А мыих сможем сохранить?» По построению вопроса мы видим, что он риторический, испасать памятники никто не будет, потому что это людям стало не надо:
Главу нисколько нетревожит,
Чтоб эти здания спасти.
Это не надо ни главегорода, ни его жителям, никому. Сам автор ничего с этим сделать не может, онвынужден только смотреть на то, как разрушается предание старины, но он несмотрит на это молча и не закрывает глаза, а отражает творящееся вокруг него всвоих стихах.
Заключение
Мы выполнилипоставленную перед нами цель и исследовали образ города Аткарска. ОбразАткарска в творчестве Анненкова является многогранным. Он состоит из рядаобразов, куда входят: река Аткара, парк, лес, бор, овраги и так далее.
Из перечисленныхобразов наиболее яркий и значимый – образ Аткары. Так как под образом нередкопонимается элемент или часть художественного целого, то можно сказать, чтоАткара – это самостоятельный образ, состоящий в системе образов городаАткарска.
Анненков показывает намгород с разных сторон: он и красивый, он и убогий, он и богатый, он и бедный, внем много памятников архитектуры, но почти все они разрушены. Образ Аткарскаживой, город живет. Жизнь города – это его переход от старого Аткарска к новому.Образ города сплетает в себе многие другие образы и выстраивает их в систему.
В стихотворениях восновном используются такие художественные средства, как сравнение, эпитет,анафора, эпифора, метафора и оксюморон. Чаще всего они появляются во время описанийприроды. Она является неотъемлемой частью города, делает его образ богаче иярче и постоянно расширяет и дополняет его.
Образ Аткарскасимволичен, так как он складывается из фольклорных элементов, напримеробразов-символов. Также образ историчен, так как в стихах описывается прошлоегорода. Его создание, события, затронувшие его. Ещё образ Аткарска олицетворен.Город как живое существо. Поэт с ним часто разговаривает, задает риторическиевопросы, и в его обращениях чувствуется любовь к городу.
Таким мы видим образАткарска в творчестве Ю.П.Анненкова.
Приложение
«Город на реке»
В эпохи зла и истерии,
Нападок с чужого двора,
Наш край – окраинароссии
Мужает с гением Петра.
…Всё переносит молчастойко
В той жизни сложной,непростой,
Где завершается постройка
Петровска – крепостибольшой.
Тревожный век – грозыноситель,
Наш край боролся истрадал…
Булгак, Казанскийпредставитель,
Места для крепостейискал…
Нашел бесценные находки
По рекам, чистым, какслеза…
Растут солдатскиеслободки:
Гремячка, Лох и Еткара.
Спасая край отбасурманов:
Татар, нагайцев, прочихсил –
Сам Петр царь сколымским ханом
Аюкой дружбу заключил…
В борьбе с невежествомза светлость,
За торжество российскихкаст,
На Еткаре мужаеткрепость,
Что будет городом«Аткарск».
…Страниц истории печали
Всегда хватало черезкрай…
Чем встретят будущиедали
В те времена Аткарскийкрай?
Смотрю на Аткару
Смотрю я вниз свысокого бугра,
Где подо мной приречьерасстелилось,
И речка – небольшаяАткара –
Прозрачным льдом, какзеркалом покрылась.
Зимой на всё милей ичище вид,
Куда свой взгляд небросишь ненароком:
Вот из лотка бетонногошумит
Вода журчащим пенистымпотоком.
Дома в убранствахскромных и простых,
Деревянные – все скрашеным фасадом.
Участки огородов возлених,
Хлева, сараи, бани –тоже рядом…
А вдоль реки по трасселедяной
В хоккей играет стайкаребятишек.
А рядом с ними – справапод горой –
Друг к другу тесножмутся пять домишек…
Спешит народ, как будтокруговерть
На улицах не длинных ине узких…
А если к горизонтупосмотреть,
Там на холме хоромы«новых русских».
Аткара
Аткара, будь вечномолодою,
Добавляй нам радости,добра,
Жизнь давай живительнойводою
И улова рыбы серебра…
Но печальны эти буднивека,
С каждым разом всётруднее год…
Не болей болезньючеловека,
Не старей от жизненныхневзгод.
Не грусти в эпоху тыненастья,
Вспомни лик прекрасныхлилий – роз…
Были годы молодогосчастья,
Ты лилась на лопастиколес.
Детворой веселоюшумела,
Подарив загары черныйцвет…
Осенью тихонькоприсмирела
Женщиной на склонегрустных лет…
А зимой, как бархатнымсафьяном,
Разукрашен правыйбережок…
И на грудь волнующимтуманом
Тихо опускается снежок.
Овраг
Овраг таил в себезагадки –
Он был суров, глубок,могуч.
Мы часто там играли впрятки,
Скрываясь под навесомкруч.
В прибрежных с Аткаройрайонах
От скал кружиласьголова,
А на больших отвесныхсклонах
Не рос ни кустик, нитрава…
Лишь иногда тропинкивились,
Где позволяла крутизна:
Там на уступахприютились,
Как гнезда – бедныедома.
Макет, как будтоЭвереста.
Крутых и каменистых плит–
«Кавказом» звали этоместо,
Где поперек овраглежит.
Весной, в дождливуюпогоду,
Он приносил свои дары:
С округи собирая воду,
Как дань для речкиАткары.
Длинный овраг
Наш край, быть можетнезавидный
Большой историей никак…
Вот за Медведевкой естьдлинный
По полю чистому овраг.
Он пересек равниныдали,
Но тайну все ж хранитодну:
Там сплошь терновникистояли
По берегам его и дну.
Когда посадки посадили,
Чтоб склон от смывазащищать?
Мы раньше часто тамходили,
Тот торон спелыйсобирать.
Кто место дальнееглухое
Для нас, потомков,обсадил?
Предание дошло такое,
Что торон баринпосадил.
Овраг дегтярный
Овраг дегтярный сглиной вязкой,
В нем гнали деготь изберез
(Что был единственноюсмазкой
Осей тележных и колес)
Ещё ценней была здесьвлага
(Как утверждал одинстарик);
На двух ключах, на днеоврага,
Кирпичный сделалиродник.
Тогда мудрее предкибыли
Не позволяли делатьхлам…
Ту воду в бочкахразвозили
По всем зажиточнымдомам.
…А нам совет их стал ненужен
И вот итог нашим делам:
Берез уж нет, родникразрушен
И нечистоты по краям.
Судьба аткарскогогоспитомника
«Уходит жизнь ссолидной датой» -
Как говорили в старину…
Питомник наш всемидесятом
Известен был на всюстрану.
О нем стихи слагались,прозы
В года расцвета длянего:
Ель голубая, так жерозы
Являлись гордостью его.
В союзе стал такимединым –
Питомник скромный навиду:
Розарий былнеповторимый,
Как рай в боржественномсаду.
Бутоны судной редкойрозы
В Европе шли напьедестал…
…Но вот в России сновагрозы,
Питомник всем не нуженстал.
Постройки дикоразломали,
Круша и руша кирпичи,
Посадки всеразворовали,
А земли взяли богачи.
Аткарский парк
Аткарску двести слишним будет,
Руководили им всегда.
Но оставляют памятьлюдям,
Кто пользу сделал навека.
Голов в истории немало
На протяжении годов…
Хотя способных быломало,
Таких, как умныйПавлюков.
Отмечу имя человека,
Вершил дела кто всейдушой:
Парк Павлюков в началевека –
Вновь сделал редкоюкрасой,
Когда аткарскиемадонны,
Как торжества цветнойзари.
Их восхищали павильоны,
Фонтаны, клумбы,фонари…
Кругом нектарблагоухает,
И кто-то пляшет гопака,
Где духовой оркестриграет
Артиллерийского полка.
А молодежь, резвясь,кружится,
И щеки девушек горят:
В кругу все парни идевицы
Как будто в воздухепарят…
…Женатый – праведник закона,
Чтоб подавитьвлюбленный вздох,
Шел к ресторанапавильону,
Где пиво, вобла игорох…
Услышав частые удары
В вокзальный колокол омедь –
То часть народа шла квокзалу
На пассажировпосмотреть.
Создание аткарскогопарка
Когда-то в очень давнийсрок
Аткарск деревней былбольшою…
Тогда за логом навосток
Росли кустарники стравою,
Где приютились вместе селкой,
Ей замедляя быстрыйрост –
Овсяница вверху сметелкой,
Костер, люцерна,лисохвост.
Холмы усеяны пыреем
(Всяк приспособился каксмог),
А тимофеевку с репьем
Обвил навязчивыйвьюнок…
А в дни осенней зябкойстужи,
Что бы согреться коекак
Отсюда пленные французы
Несли на топливосушняк…
…И за характер добрыйрусский
(С «мусье», где каждыйвстрече рад)
То предложил капралфранцузский
Создать в Аткарскедивный сад.
И согласились аткарчане
В далекий теплый месяцмарт:
На этой девственнойполяне
Французы нам разбилипарк.
Старый Аткарск
Как подтвердитбиблиотека,
Томами истин техвремен,
Аткарск наш был вначале века
Провинциальнымгородком.
Здесь в целом замкнутовсе жили,
Не принимая ад и рай…
Зимой следы от зайцевбыли,
А тишину будит лишьлай.
Как и везде, по всехРоссии
Нужда была со всехсторон…
Любили праздники святые
И слушать церквиперезвон,
Когда от чувств в душеотрада,
С усладой звуковтишины…
Преображал всю жизньуклада
Приход красавицы весны.
В саду возводят галкикроны,
Слетев на торжищеграчей,
Весну приветствуютвороны –
Кричали с каждым днемсильней.
Природа полной грудьюдышит,
Просел на улицахснежок…
А над соломенною крышей
Чуть-чуть из труб валитдымок.
Природа аткарского края
Наш край в долинах истепях,
С рельефом впрямьхолмисто ровным,
Всегда влекущее в полях–
В хлебах колышущиеволны…
Любил смотреть я вдетстве днем,
Как горизонт спростором вместе,
Как кобчик, трепещакрылом,
Висел, как будто шар,на месте.
Табунок уток в белизне
Летел к реке привычнымклином,
Звенящей трелью ввышине
Пел жаворонок в небегимном…
В низине по траве следы–
Там ёж с ежихойобитают…
А зимородки у воды,
Нырнув, рыбешку в клювхватают.
А в приближающей ночи,
Когда последний лучуходит,
Перепела и дергачи
Вечерний громкий кличзаводят.
Рассвет на реке аткаре
В душе всегда я темзавидую,
Кто свежим утром назаре
С ведерком, удочкойнехитрою
Встречает день наАткаре.
Когда приходит зорькаранняя,
Рассветом с белойполосой –
Она, как девицарумяная,
Купается в воде речной.
Где на извилинахречушки
Кувшинок плавают мячи,
В кустах ветлы поютпичужки,
Встречая радостно лучи.
Следы извилистыхтропинок
На изумрудных берегах.
Зажглись фонарикиросинок
На листьях, травах ицветах.
Приятной свежестьюпахнуло,
Заставив морщитьсяреку…
И только солнышковзглянуло,
Раздалось радостно«ку-ку».
И шепот спереди и сзади
(То загалдели камыши)…
А на блестящей воднойглади,
Играя, плещутся лещи.
Гибнущие шедевры городаАткарска
Фасады стен, карнизовредких –
В них воплощение мечты,
Где труд и потаткарских предков,
Создавших символкрасоты.
Невольно обращаешьвзоры
На ценность из былыхгодов:
Фронтон красивый иузоры,
Орнамент каменныхцветов.
Объекты те, как терем всказке,
Сверкают бликами лучей,
Такие здания в Аткарске
Дошли в красе до нашихдней.
…Но время, дождь, зной,ветер, холод,
Ведут с собой беду икрах…
Несчастный край,беднейший город –
Шедевры гибнут наглазах.
Карниз держать кирпич неможет
(ЧП недолго принести)
Главу нисколько нетревожит,
Чтоб эти здания спасти.
В их смерти мы ведьвиноваты.
(Способны только всёгубить)…
Их Павлюков создалкогда-то…
А мы их сможемсохранить?
Список литературы
1. Л.Чернец«Введение в литературоведение».
2. Ю.П.Анненков«Аткарский край» 2001г.
3. Литературныйэнциклопедический словарь.
4. СловариЯндекса.
5. М.Бахтин«Вопросы литературы и эстетики».
6. Ю.П.Анненков«О природе, о любви, о жизни» 1999г.
7. Ю.П.Анненков«Фронтовики, наденьте ордена!» 2000г.
8. Ю.П.Анненков«Аткарский край Руси родной — частица во вселенной...»