Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе "На дне" М. Горького)

“Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М.Горького
Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.
     Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает изавершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философскиевопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание илиистина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции;каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.
      Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света ивоздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разныелюди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.
     Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся,чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушаетсложившуюся обстановку.
   Прежде всего необходимо сказать, что этот маленькийсгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки.  Егонапевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина,прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают другдруга, оскорбляют.  Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”,“нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Луканазывает ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”,“матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него вселюди  одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все — черненькие, все — прыгают” — говорит он.
   Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаряэтим рассказам, мы хоть что-то узнаем  о страннике. Из его поведения внекоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можемсделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая,что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтомуу Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.
    Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер– возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Онимучительно пытаются  изменить свое положение и находят  понимание и сочувствиеименно у Луки. С его появлением  у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь,возникает надежда на выход со “дна”.  Он к  каждому человеку находит свойподход.
   Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука даритверу в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить…Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь житьснова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уженесет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку”возвышающего обмана”.
     Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение передсмертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно…Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…” Анна,которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отцачеловека и верит ему.
   Не так легко все получается у Луки с  вором и бандитомВаськой  Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание состороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” — вСибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.
Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместес ними: “ И я скажу – иди за него,  девонька, иди. Он – парень ничего,хороший!”
   С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живетмечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя  правда, а не ихняя… Колиты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”.
   Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнееправды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.
   Но не со  всеми ночлежниками у Луки складываютсязамечательные отношения. Некоторые из них –Бубнов, Барон – не пытаютсявырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать  ненужность и бесплодность попыток изменить их.
    Лука  приносит в мир страданий, унижений, несчастийочень важную идею –необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствоватьим и сострадать: “Человека  приласкать –никогда не вредно… Надо… кому-нибудь идобрым быть… жалеть  людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежкинадежду.  Он говорит  нелицеприятные слова хозяевам, вступается занесправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты, барин, зачем девкутревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”
    Однако в образе Луки не все так просто и однозначно, каккажется на первый взгляд. Главное в Луке –это ум, основанный на жизненномопыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нетобъективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В.Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.
    Особенно сложно в пьесе  взаимодействуют  Лука и Сатин.Сатин умен и понимает Луку. Он во многом  повторяет слова странника, нопо-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку,но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся волжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человекустать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужимисоками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… Акто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого –зачем тому ложь? Ложь –религия рабов и хозяев… Правда – бог свобод – кого человека!” Сатин отказываетобитателям ночлежки в праве считать себе людьми.
   Он утверждает, что жалость – это унижение человека. Лукаже во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтениенадежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказываетночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смыслпритчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актерво втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводитпараллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.
На протяжении многих лет представление о драме сводилось кразоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный,противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив,снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лукапомогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, чтонужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность житьлучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуациициником.
Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит словаутешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложьЛуки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со“дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героевне удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего всечувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжелопереживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобыотправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирьна каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам – дорогу несказал..”
И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только наминуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого неможет”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку,однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываютсяслишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многомвиноваты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы применения подводных лодок США в действиях по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане
Реферат Decembrists in Zabaikalye
Реферат Разработать систему управления автоматической линией гальванирования на базе японского программируемого контроллера TOYOPUC-L
Реферат Устройство персонального компьютера Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера
Реферат Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Реферат Расчет площади сложной фигуры с помощью метода имитацеонного моделирования .
Реферат Синергетика - двигатель модернизации детерминизма
Реферат Розробка системи менеджменту в організації малого підприємства по технічному обслуговуванню та ремонту автомобілів
Реферат Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы
Реферат Роль и место Сбербанка России в банковской системе. Основные направления деятельности
Реферат Современные иноязычные заимствования
Реферат Действие электрического тока на организм человека Оказание первой помощи Личная гигиена монтажника
Реферат Финансовый анализ хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности на примере ООО "ПЕТЕРБУРГСТРОЙРЕСУРС
Реферат Территориальные особенности организации полиграфической промышленности на примере Ульяновской области
Реферат Англия Германия Япония в начале XX столетия