Министерство образования и наукиРоссийской федерации
Федеральное агентство пообразованию Российской федерации
Ивановский ГосударственныйУниверситет
Исторический факультет
Кафедра истории и культуры России
Контрольная работа покурсу
Введение влитературоведение
Тема работы: Н. С.Лесков «Тупейный художник»
Выполнила:Студентка 1 курса
ФедотоваЮ.С.
Проверил:Николаев А.И.
Иваново 2009
Рассказ «Тупейныйхудожник», был написан Н.С. Лесковым в 1883 году, а также был впервыеопубликован в Художественном журнале, 1883, № 2, с датой: «С. Петербург, 19февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовенияусопших». Он вошел (с изменениями) в Собрание сочинений (т. 6. СПб., 1890). [1]Сюжет этого рассказа основан на истории о трагической любви крепостной актрисыграфа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера игримировщика).
По главной задумке писателя«Тупейный художник» служит нам верным и справедливым примером настоящегорусского характера, сравнимый с состоянием современной русской души. Недаром уЛескова рассказ главной героини обращен к ребенку. В этом раскрывается основнаяидея автора: избавить русских людей от эстетического наследия эпохи крепостногоправа, искоренить темные начала в русской душе, а также отразить в лице«тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа — верность,силу духа, мужество, талантливость, способность к настоящей любви.
Главные героипроизведения — Люба и Аркадий — олицетворяют лучшие черты национальногохарактера. Они оба красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того,каждый из героев творчески одарен. Здесь Лесков говорит о том, что художникамимогут быть не только писатели, скульпторы, или живописцы, но и самый обычныйчеловек, видящий красоту и пытающийся достигнуть в своем деле совершенства. Именнотакой и есть Аркадий. Он не просто причесывал, он «рисовал» актрис, превращаядворовых девушек в прекрасных барышень и героинь, а, при необходимости создавалблагородный образ для братьев Каменских. Его талант заключался в способности создатьоблик с помощью «макияжа» и сделать его ярким и красивым. Исполняя работу«тупейного художника», герой переживает моменты творческих озарений. Юная ЛюбовьОнисимовна предстает перед нами тихой и кроткой девушкой, не смеющейпротивостоять своему хозяину. Она не задумывается о высшем назначении человека,о своеобразии человеческого мира, но она видела счастье – испытала настоящуюлюбовь. Ее талант в блестящей актерской игре.
Совсем иными предстаютБратья Каменские. Первый «был так страшно нехорош, через свое всегдашнеезленье, что на всех зверей сразу походил», второй же «был еще собойхуже». Они почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до концаповествования.
Главные герои показаныв рассказе в самый важный момент в своей жизни. Перед ними стоит трудный выбор:покориться, стерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, или жевосстать против обычаев и законов, сковывающих человеческое достоинство, идя настрашный риск погибнуть. Именно здесь и начинают раскрываться таящиеся до сихпор решительность, смелость, гордость. Проснувшееся ощущение свободыоблагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часыпобега и позже, когда наступает жестокая расплата.
Рассказ был написан отлица литературного героя, бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. События,составляющие сюжетную основу «Тупейного художника», воспроизводятся старойбабушкой. Она рассказывает мальчику историю своей жизни, а повествователь ужезрелым человеком делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшаякрепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живоеединство времен. Возникающие в этом общении взаимопонимание между няней имальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. В первуюочередь Лесков не спешит называть точные даты, потому что эта не самая важнаячерта рассказа: при каком Каменском служил Аркадий (ведь в рассказе их упоминалосьтрое, и все слыли тиранами), в какое время это было — крепостное право икрепостники. Прототипы графов Каменских были во все времена, и так или иначеАркадия в любом случае ожидала та же судьба.
В «Тупейномхудожнике» Лесков следует художественным законам народного рассказа — сохраняет основную суть рассказа, свободно нарушает хронологию, переиначиваетдетали, подчиняя их главному замыслу. Так автор создает свой художественныйобраз, который выражает эпоху. Он не является изображением конкретного фактадействительности, и тем не менее верно отражает основную идею того времени.Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого и судьбу определенныхлюдей — он показывает эпоху крепостного права. Его рассказ закономерноприобретает черты народного эпоса.
Трогательную любовьмолодых крепостных графа Каменского ждут тяжелые испытания. Бывшая актриса Любадолжна пополнить список наложниц развратного барина. Надеясь помешать этому, Аркадиирешается на отчаянный поступок — он увозит свою возлюбленную, не думая овозможных последствиях побега, не продумав его как следует… Естественно, егонепродуманный план дает трещину и главных героев все-таки нагоняют и ловят. Перенесяпытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу,офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупитьее у барина. Казалось бы, счастье было так близко. Однако героям все-таки несуждено быть вместе. Героев губят не «хозяева жизни» — Каменские, а «свои».Вначале влюбленных предает священник, которому они доверились, а впоследствииАркадий становится жертвой простого дворника.
Автор искреннесочувствует героям. Взаимная любовь двух прекрасных людей подвергается самымстрашным испытаниям этого мира. Но хуже всего то, что нет света в душах окружавшихих людей. Ни помещики, ни крепостные не сострадают главным героям. Даже тогдакаждый человек искал выгоду только для себя. Я согласна с мнением Лескова. Дляменя тяжело еще было видеть то, что уже постаревшая Любовь Онисимовна «заливаласвое горе» выпивкой. Трудно сказать, как бы я поступила в подобной ситуации. Намой взгляд, вино, не самый лучший лекарь души.
«Души их во благихводворятся»… Эти слова, приведенные в эпиграфе говорят о том, что всехорошие поступки, совершаемые человеком, ненапрасные. Аркадий, выступал здесьза образ Добра, и когда он вел борьбу за счастье быть с любимой, он защищалдобрые, истинно человеческие начала жизни. Все то, что произошло с ними,произошло не зря, даже если эта история оказала такое моральное влияние хотя бына одного человека. Чувства сострадания и любви, к которым призывала стараяняня ("… никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведьнадо беречь, простые люди всё страдате-ли.."), запечатлевшиеся в душеребенка, на всю жизнь вооружат человека страстным стремлением к добру икрасоте.
История Любы и Аркадия,описанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, таккак это было бы не свойственно суровой действительности того времени. Героирассказа не единожды оказываются близки к достижению заветной цели, но, увы, всеих надежды рушатся. Кроме двух сложившихся неудач, автор намекает в рассказе и натретью, которая вполне могла ожидать влюбленных, если бы побег удался. Беглецыстремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, —тогда много наших людей от Каменского бежали». «Турецким Хрущуком» тогданазывали Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под властью турок. Неединожды во время русско-турецких войн того времени город был разрушен, ипоэтому никак не мог быть убежищем беглецов. Хрущук был такой же мечтой илегендой, как мифы о Беловодье. Но все-таки Лесков сохраняет в рассказе тотмифический город, как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастьев крепостническом государстве.