Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века

План
Введение
Ι. Основная часть
1. Роль дороги впроизведениях русской классики
1.1 Символическаяфункция
1.2 Композиционная исмысловая роли
2. Эволюция образадороги
2.1 Допушкинскийпериод
2.2 Золотой векрусской литературы
2.2.1 Пушкинская дорога — «карнавальное пространство»
2.2.2 Лермонтовская тема одиночествасквозь призму мотива дороги
2.2.3 Жизнь — дорога народа впроизведениях Н. А. Некрасова
2.2.4 Дорога — жизнь человека и путьразвития человечества в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.3 Развитие мотива дороги всовременной литературе
3. «Очарованные странники» и«вдохновенные бродяги».
3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина
3.2 «Скитальцы-страдальцы» — праведники
Заключение
Список литературы

Введение
 
В жизни каждого человекабывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «впрекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Нодорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дорогипредставлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогаетчитателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды нажизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажныезарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейнуюнаправленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога — это древнийобраз-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчествемногих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Тема реферата выбрананеслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражаетразличные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность даннойтемы.
Цель работы: раскрытьфилософское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХвека, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора изаканчивая современными произведениями.
Для реализации даннойцели необходимо решить следующие задачи:
— подробно познакомитьсяс произведениями заявленных писателей;
— выявить многообразиезначений понятия «дорога» в творчестве авторов;
— изучитьнаучно-критическую литературу по теме исследования;
— охарактеризовать роль дорогив раскрытии идей в произведениях классиков;
— представитьхудожественные методы изображения дороги в произведениях писателей;
— скорректировать ипровести подробный сопоставительный анализ материала.
Гипотеза: философскоезвучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений.Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.
В работе над рефератомбыли использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М.Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализмотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате япреимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «ПостигаяГоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».
Для анализа мотива дорогив произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья«Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья«Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литературав школе.
Очень интересны работыБ.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представленанализ этого произведения и в журнале Литература в школе.

1. Рольдороги в произведениях русской классики
 
1.1Символическая функция мотива дороги
Дорога — это древнийобраз-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чащевсего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного путигероя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке — пространственно-временнаяметафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многиеклассики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.
Мотив дорогисимволизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. Впоэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовноедвижение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов встихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотивадороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.
В любовной лирике дорогасимволизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такогоосмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».
Для Н. В. Гоголя дорогастала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Онасимволизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.
Образ дороги — символ,поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открываявсё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.
1.2 Композиционная и смысловая ролиобраза дороги
В русской литературе темапутешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такиепроизведения, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю.Лермонтова или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Этот мотив частоиспользовался как сюжетообразующий. Однако иногда он сам по себе является однойиз центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенныйпериод времени. Мотив дороги вытекает из способа повествования — показа страныглазами героев.
Функции мотива дороги впроизведении «Мёртвые души» разнообразны. В первую очередь, это композиционныйприем, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дорогивыполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного задругим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги,поместья. Например, вот как описывает Н. В. Гоголь путь в Маниловку: «Проехавшидве версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, ичетыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не быловидно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню запятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».
Как и в «Мертвых душах»,в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является связующей.Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки», на которой сошлись семеромужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинногоповествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.Основное действие Некрасова — повествование, развернутое во времени, но не впространстве (как у Гоголя). В «Кому на Руси жить хорошо» все время звучатнасущные вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопросполитического устройства России, поэтому тема дороги здесь второстепенная.
В обеих поэмах мотивдороги является связующим, стержневым, но для Некрасова важны судьбы людей,связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Комуна Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, в «Мертвыхдушах» — главной темой, сутью произведения.
Ещё одним характернымпримером произведения, в котором мотив дороги выполняет композиционную роль,является повесть «Очарованный странник» Н.С.Лескова. Виднейший критиклитературного народничества Н. К. Михайловский говорил об этом произведении: «Всмысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведенийЛескова. Но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни былоцентра, так что фабулы в нём нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусына нитку, и каждая бусина сама по себе может быть очень удобно вынута, замененадругою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» («Русскоебогатство», 1897, №6). [1] А соединяет эти «бусины» в одно единое целоедорога-судьба главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Здесь тесносплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующимзвеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога,то в «Очарованном страннике» — это жизненный путь, по которому, как по дороге,идет герой. Именно сложное метаморфическое сплетение ролей дороги обуславливаетмногогранное восприятие произведения.
Мотив дороги являетсястержневым сюжетообразующим компонентом таких произведений, как «Мёртвые души»Н. В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и «Очарованныйстранник» Н. С. Лескова.

2.Эволюция образа дороги
 
2.1Допушкинский период
 
Русские дороги.Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтомуобраз дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях,сказках, былинах, пословицах:
Уж по той ли дороженькепо широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдатыплачут,
Во слезах они дороженькине видят.
Уж как шло горе подороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано…
Дорога в сознаниирусского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парнейугоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; подороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Именно с фольклораначинается история развития мотива дороги, подхваченная потом писателямиХVΙΙΙ века. Ярким примером произведения с четко прослеживаемыммотивом дороги стало «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.Основная задача автора состояла в том, чтобы «заглянуть» в русскую социальнуюдействительность. Следует отметить, что сходную же цель ставил перед собой и Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души». Для решения поставленной задачи как нельзялучше подошёл жанр путешествия. В самом начале своего пути, слушая заунывнуюпесню ямщика, путник говорит о «скорби душевной» как основной ноте русскихнародных песен. Образы, которые использовал А.Н.Радищев (ямщик, песня), будутвстречаться и в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.

2.2Золотой век русской литературы
 
2.2.1Пушкинская дорога — «карнавальное пространство»
Пушкин — «солнце русскойпоэзии», великий русский национальный поэт. Его поэзия явилась воплощениемсвободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, егомогучих творческих сил. Поэзию Пушкина отличает широкий размах тем, но оченьчетко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянетсякрасной ленточкой через все творчество поэта.
Чаще всего возникаетобраз зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика итройки.
Подороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...
(«Зимняядорога», 1826)
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
(«Приметы», 1829)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(«Бесы», 1830)
В стихотворении «Зимняядорога» основной образ сопровождается попутными мотивами грусти, тоски, тайны,блужданий:
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
(«Зимняя дорога», 1826)
А сама дорога предстает перед читателем монотонной, скучной,что подтверждается следующими поэтическими строчками:
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…
Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки,колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраскугрусти, тоски, одиночества («Колокольчик однозвучный утомительно гремит…»,«Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, тосердечная тоска»)
Динамика зимнего пейзажав стихотворении «Бесы» подчеркивается размером — хореем. Именно Пушкинпрочувствовал в этом размере кружение метели. Дорога в «Бесах» сопровождаетсябураном, который символизирует неизвестность, неясность будущего, чтоподчеркивается и мотивом бездорожья («Все дороги занесло»).
Анализируя системуобразов стихотворения «Бесы», можно заметить, что здесь присутствуют те жечетыре образа, что и в стихотворении «Зимняя дорога»: дорога, тройка,колокольчик и ямщик. Но теперь они помогают создать не чувства грусти и тоски,а смятения, предчувствия перемен и страха перед ними. К четырем образамдобавляется ещё один: буря, который и становится ключевым, определяющимпоэтическую окраску дороги. Образы, мотивы, сплетаясь в целое, образуют один — нечистую силу:

Закружились бесы разны,
Сколько их! куда ихгонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Как вывод по экспрессионной совокупности мотивов звучатпоэтические строчки: «Мутно небо, ночь мутна».
Многообразие дорог создает одно «карнавальное пространство»(термин М.Бахтина), на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и«вдохновенного кудесника» («Песнь о вещем Олеге, 1822), и путника («Таврида»,1822, «Подражание Корану», 1824). На перепутье вдруг появится «шестикрылыйсерафим» («Пророк», 1826), с дороги в еврейскую хижину «входит незнакомыйстранник» («В еврейской хижине лампада», 1826), а «рыцарь бедный» «на дороге укреста» видел Марию Деву («Жил на свете рыцарь бедный», 1829).
Попробуем понять, какие дороги создают единое пушкинское«карнавальное пространство». Первая, самая важная, дорога — жизненный путь,дорога-судьба:
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
(«Товарищам», 1817)
Стихотворение относится к Лицейскому периоду, периоду юности,становления личности, именно поэтому так явно зазвучал мотив дороги какпредстоящего жизненного пути («И каждый смотрит на дорогу»). Стимулом кдвижению, к духовному росту становится «дальний света шум», который каждомуслышится по-своему, ровно, как и предстоящая дорога длиною в жизнь:
Нам разный путь судьбойназначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстроразошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
(«19 октября», 1825)
В воспоминаниях о друзьях, о тех, кто дорог и далек, вдругнезаметно, ненавязчиво появилась дорога-судьба («Нам разный путь судьбой назначен строгой»),сталкивающая и разводящая людей.
В любовной лирике дорога — это разлука или преследование:
За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной.
(«Таврида», 1822)
А поэтическая дорога становится символом свободы:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
(«Поэту», 1830)
Одна из основных тем в лирике Пушкина — тема поэта итворчества. И здесь мы наблюдаем раскрытие темы путем использования мотивадороги. «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» — говорит Пушкин собратьям по перу.Именно «свободная дорога» должна стать стезей для истинного поэта.
Дорога-судьба, свободный путь, топографическая и любовнаядороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувстваи эмоции лирических героев.
Мотив дороги занимает особое место не только в поэзииПушкина, но и в романе «Евгений Онегин» ему отводится немалая роль.
Передвижения занимают в «Евгении Онегине» исключительнобольшое место: действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет вПсковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, кудагероиня отправляется «на ярмарку невест» с тем, чтобы в дальнейшем переехать смужем в Петербург. Онегин за это время совершает поездку Москва — НижнийНовгород — Астрахань — Военно-Грузинская дорога — северокавказские минеральныеисточники — Крым — Одесса — Петербург. Чувство пространства, расстояний,сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного бытасоставляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существеннымэлементом пространственного чувства и художественного времени являются скоростьи способ передвижения.
В Петербурге время течет быстро, это подчеркиваетсядинамизмом 1- ой главы: «летя в пыли на почтовых», «К Talon помчался он...» или:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Потом художественное время замедляется:
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
По отношению к дороге противопоставляются Онегин и Татьяна.Так, «Татьяне страшен зимний путь», об Онегине же Пушкин пишет:
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
В романе поднимается и социальный аспект мотива:
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают...
Таким образом, исходя из анализа поэтического текста поэта,можно сделать вывод, что мотив дороги в лирике А. С. Пушкина достаточномногообразен, образ дороги встречается во многих его произведениях, и каждыйраз поэт представляет его в различных аспектах. Образ дороги помогает А.С.Пушкину показать и картины жизни, и усилить окраску настроения лирическогогероя.
2.2.2 Лермонтовская тема одиночествасквозь призму мотива дороги
Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она вполном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы:необыкновенно развитое самосознание, глубина нравственного мира, мужественный идеализмжизненных стремлений.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» впитало в себяосновные мотивы лирики Лермонтова, оно является своеобразным итогом вформировании картины мира и осознании лирическим героем своего места в нём.Четко можно проследить несколько сквозных мотивов.
Мотив одиночества. Одиночество — один из центральных мотивов поэта: «Остался я один — / Какзамка мрачного, пустого / Ничтожный властелин» (1830), «Одинок я — нет отрады» (1837), «И некому руку подать / В минуту душевнойневзгоды» (1840), «Один и без цели по свету ношуся давно я» (1841).Это было гордое одиночество среди презираемого света, не оставляющее путей дляактивных действий, воплощенное в образе Демона. Это было трагическоеодиночество, отразившееся в образе Печорина.
Одиночество героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — символ:человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём иприютом. Лирический герой отправляется на поиски душевного покоя, равновесия,гармонии с природой, именно поэтому сознание одиночества на дороге не носиттрагическую окраску.
Мотив странничества, пути, понимаемый не только какнеприкаянность романтического героя-изгнанника («Листок», «Тучи»), но поискцели жизни, её смысла, так и не открытого, не названного лирическим героем («Искучно, и грустно…», «Дума»).
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» образ пути,“подкреплённый” ритмикой пятистопного хорея, тесно связан с образом вселенной:создаётся впечатление, что пространство расширяется, дорога эта уходит вбесконечность, связывается с идеей вечности.
Лермонтовское одиночество, проходя сквозь призму мотивадороги, теряет трагическую окрашенность вследствие поиска лирическим героемгармонии с вселенной.

2.2.3 Жизнь — дорога народа впроизведениях Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов — самобытный певец народа. Он начал свойтворческий путь стихотворением «В дороге» (1845), а поэмой о странствиях поРуси семи мужиков закончил.
В 1846 году написано стихотворение “Тройка”. “Тройка” —это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости ещемечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она “крещеная собственность” исчастья ей “не положено”.
Стихотворение открывается риторическими вопросами,обращенными к деревенской красавице:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?..
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
По дороге жизни мчится тройка-счастье. Летит оно мимокрасивой девушки, жадно ловящей его каждое движение. В то время как у любойрусской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силахее изменить.
Поэт рисует типичную картину ее будущей жизни, до болизнакомой и неизменной. Автору тяжело сознавать, что время проходит, но неизменяется этот странный порядок вещей, настолько привычный, что не обращают нанего внимания не только посторонние, но и сами участники событий. Крепостнаяженщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару.
Дорога в стихотворении отнимает у человека счастье,которое быстрой тройкой уносится прочь от человека. Совершенно конкретнаятройка становится авторской метафорой, символизирующей быстротечность земнойжизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смыслсвоего существования и не может ничего изменить.
В 1845 году Н. А. Некрасов написал стихотворение«Пьяница», в котором описывает горькую судьбу опускающегося «на дно» человека.И вновь автор прибегает к использованию мотива дороги, который подчеркиваеттрагичность судьбы такого человека.
Покинув путь губительный,
Нашел бы путь иной
И в труд иной — свежительный -
Поник бы всей душой.
Но несчастного крестьянина окружает однанесправедливость, подлость и ложь, и потому нет ему другой дороги:
Но мгла отвсюду черная
Навстречу бедняку…
Одна открыта торная
Дорога к кабаку.
Дорога вновь выступает в роли креста человека, которыйон вынужден нести всю жизнь. Одна дорога, отсутствие выбора иного пути — судьбанесчастных, бесправных крестьян.
В стихотворении «Размышления у парадного подъезда»(1858), рассказывая о мужиках, деревенских русских людях, которые… «брели-тодолгонько… из каких-нибудь дальних губерний» к петербургскому вельможе, поэтговорит о долготерпении народа, о его покорности. Дорога уводит крестьян вобратный путь, уводит в безнадежность:
…Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками…
Образ дороги символизирует нелёгкий путьмногострадального русского народа:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Но в душе автора живёт надежда на пробуждение великогонарода:
… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…
Ещё одно стихотворение, в котором чётко прослеживаетсямотив дороги, — «Школьник». Если в «Тройке» и в «Пьянице» наблюдалосьнисходящее движение (движение во тьму, несчастливая жизнь), то в «Школьнике»можно ясно прочувствовать восходящее движение, а сама дорога дарит надежду насветлое будущее:
Небо, ельник и песок -
Невесёлая дорога…
Но нет в этих строчках безысходной горечи, а далееследуют такие слова:

Это многих славных путь.
В стихотворении «Школьник» впервые появляется ощущениеперемен в духовном мире крестьянина, которое позднее будет развито в поэме«Кому на Руси жить хорошо».
В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лежит рассказо мужицкой России, обманутой правительственной реформой (Отмена крепостногоправа, 1861). Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» со знаменательныминазваниями губернии, уезда, волости, деревень приковывает внимание читателя кбедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся настолбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причинойвозникновения спора о счастье. Поспорив, семь мужиков отправляются в дальнююдорогу по России в поисках истины и счастья. Двинувшиеся в путь некрасовскиекрестьяне не традиционные странники-богомольцы — они символ тронувшейся сместа, жаждущей перемен пореформенной народной России:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
Тема и образ дороги-пути так или иначе связаны с различными персонажами, группами персонажей, с коллективным героем произведения. В мире поэмы оказались освещенными и как бы сцепленными между собой такие понятия и образы, как путь – толпа – народ – старый и новый миры – труд – мир. Раздвижение жизненных впечатлений мужиков-спорщиков, рост их сознания, перемена взглядов на счастье, углубление нравственных понятий, социальное прозрение – все это тоже связано с мотивом дороги.
Народ в поэме Некрасова — мир сложный, многоплановый. Судьбу народа поэт связывает с соединением крестьянства и интеллигенции, которая идет тесной честной дорогой «за обойденного, за угнетенного». Только совместные усилия революционеров и народа, который «учится быть гражданином», могут, по мнению Некрасова, вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока у поэта русский народ показан на пути к «пиру на весь мир». Н. А. Некрасов видел в народе силу, способную осуществить великое:
 
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Вера в «широкую, ясную дорогу» русского народа —главная вера поэта:
…русский народ…
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Мысль о духовномпробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта ипроникает во все главы его бессмертного произведения.
Пронизывающий произведения поэта образ дороги приобретает уНекрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущениеперемен в духовном мире крестьянина. Через все творчество поэта проходитидея: жизнь — это дорога и человек постоянно находится в пути.

2.2.4 Дорога — жизнь человека и путьразвития человечества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ дороги возникает спервых строк поэмы «Мертвые души». Можно сказать, что он стоит у её начала. «Вворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…». Образом дорогипоэма и завершается: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?.. Летит мимо всё,что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народыи государства».
Но это абсолютно разныедороги. В начале поэмы это дорога одного человека, конкретного персонажа — Павла Ивановича Чичикова. В конце — это дорога целого государства, России, идаже больше, дорога всего человечества, перед нами предстает метафорический,иносказательный образ, олицетворяющий постепенный ход всей истории.
Эти два значения как двекрайние вехи. Между ними располагаются множество других значений: и прямых, иметафорических, образующих единый, сложный образ гоголевской дороги.
Переход одного значения вдругое — конкретного в метафорический — чаще всего происходит незаметно.Чичиков уезжает из города NN. «Иопять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционныесмотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойкимбородатым хозяином…» и т.д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси:«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»
Переход от конкретного кобщему плавен, почти незаметен. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечноудлиняясь, рождает мысль обо всей Руси. Далее этот монолог перебивается другимпланом: «… И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясьво глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какаясверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
— Держи, держи, дурак!-кричал Чичиков Селифану.
— Вот я тебя палашом! — кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. — Не видишь, лешийдери твою душу: казенный экипаж! — и, как призрак, исчезнула с громом и пыльютройка.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу!»
Известный русский ученыйА. Потебня находил это место «гениальным». [2] Действительно, резкость переходадоведена Н. В. Гоголем до высшей точки, один план «вдвинут» в другой: вовдохновенную речь автора врывается грубая брань Чичикова. Но затем, такженеожиданно, эта картина уступает место другой: словно и герой, и его бричкабыли всего лишь видением. Необходимо отметить, что, сменив тип рассказа — прозаический, с посторонними репликами, на вдохновенный,возвышенно-поэтический, — Н. Гоголь не изменил на этот раз характерцентрального образа — образа дороги. Он не стал метафорическим — перед намиодна из бесчисленных дорог российских просторов.
Смена прямых иметафорических образов дороги обогащает смысл поэмы. Имеет значение и двоякийхарактер этой смены: постепенный, «подготовленный», и резкий, внезапный.Постепенность перехода одного образа в другой напоминает об обобщенностиописываемых событий: путь Чичикова — жизненная дорога многих людей; отдельныероссийские большаки, города складываются в колоссальный и чудесный обликродины.
Резкость же говорит орезкой «противоположности вдохновенной мечты и отрезвляющей яви».
А теперь поговоримподробнее о метафорических смыслах образа дороги у Н.В.Гоголя. Вначале о том,который равнозначен жизненному пути человека.
Вообще-то это один издревнейших и самых распространенных образов. Можно без конца приводитьпоэтические примеры, в которых жизнь человека осмыслена как прохождение пути,дороги. Н. В. Гоголь в «Мёртвых душах» тоже развивает метафорический образдороги как «жизни человека». Но при этом находит свой оригинальный поворотобраза.
Начало VΙ главы. Рассказчик вспоминает о том, как в молодости его волновала встреча с любым незнакомым местом. «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомый деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!»
Возникает контраст конца и начала, «прежде» и «теперь». На дороге жизни утрачивается что-то очень важное, значительное: свежесть ощущений, непосредственность восприятия. На первый план в этом эпизоде выдвинуто изменение человека на жизненной дороге, что непосредственно связано с внутренней темой главы (VΙ гл. о Плюшкине, о тех поразительных изменениях, которые ему пришлось пережить). Описав эти метаморфозы, Гоголь возвращается к образу дороги: «Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»
Но дорога — это не только «жизнь человека», но и процесстворчества, призыв к неустанному писательскому труду: «И долго еще определеномне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые емуслезы!.. В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумраклица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней ибубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков».
Гоголь высвечивает в слове дорога и другие значения,например, способ разрешить какую-либо трудность, выйти из сложныхобстоятельств: «И сколько раз уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они итут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь внепроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и,влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобыпотом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?». Экспрессия слова дорогаусилена здесь с помощью антитезы. Выход, дорога противопоставлены болоту,пропасти.
А вот пример использования этого символа в рассуждении авторао путях развития человечества: «Какие искривленные, глухие, узкие,непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясьдостигнуть вечной истины...». И вновь тот же прием расширения изобразительныхвозможностей слова — противопоставления прямого, торного пути, который «всехдругих путей шире… озаренный солнцем», кривой, уводящей в сторону дороге.
В заключающем первый том «Мертвых душ» лирическом отступленииавтор говорит о путях развития России, о ее будущем:
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройканесешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остаетсяпозади… летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и даютей дорогу другие народы и государства». В этом случае выразительность словаусилена с помощью противопоставления его разных значений: путь развития Россиии место для прохода, проезда.
Образ народа метаморфически связан с образом дороги.
«Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе неродиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, гдеразвернуться и пройтись ему?
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкогонарода ты могла только родиться в той земле, что не любит шутить, аровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока незарябит тебе в очи… наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил исобрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик:борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, дазатянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг,только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон онапонеслась, понеслась, понеслась!..»
Через связь с образом «птицы тройки» тема народа в концепервого тома подводит читателя к теме будущего России: «… и мчится всявдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.Чудным звоном заливается колокольчик… и, косясь, постораниваются и дают ейдорогу другие народы и государства»
Язык стилистического многообразия образа дороги в поэме«Мертвые души» соответствует возвышенной задаче: здесь используется высокийстиль речи, средства, характерные для поэтического языка. Вот некоторые из них:
— гиперболы: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место,где развернуться и пройтись ему?»
— поэтический синтаксис:
а) риторические вопросы: «И какой русский не любит быстройезды?», «Но какая непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»
б) восклицания: «Эх, кони, кони, что за кони!»
в) обращения: «Русь, куда ж несешься ты?»
г) синтаксический повтор: «Летят версты, летят навстречу купцына облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей исосен, с топорным стуком и вороньем криком, летит вся дорога невесть куда впропадающую даль…»
д) ряды однородных членов: «И опять по обеим сторонамстолбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы,обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином….»
е) градации: «Какое странное, и манящее, и несущее, ичудесное в слове: дорога! Как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенниелистья, холодный воздух…»
Дорога много значила для Н. В. Гоголя. Сам он говорил:«Теперь мне нужны дорога и путешествие: они одни восстанавливают меня». Мотивпути не только пронизывает всю поэму, но и переходит из художественногопроизведения в реальную жизнь, чтобы возвратиться в мир вымысла.
2.3 Развитие мотива дороги в современнойлитературе
Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развиваетсяи мотив дороги. В ХХ веке он был подхвачен такими поэтами, как А. Твардовский,А. Блок, А. Прокофьев, С. Есенин, А. Ахматова. Каждый из них видел в нём всёновые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образадороги и в современной литературе.
Геннадий Артамонов, курганский поэт, продолжает развиватьклассическое представление образа дороги как жизненного пути:
Сегодня в нашем классе тишина,
Присядем перед дальнею дорогой,
Отсюда начинается она,
Уходит в жизнь от школьного порога.
«До свидания, школа!»
Николай Балашенко создает яркое стихотворение «Осень наТоболе», в котором четко прослеживается мотив дороги:
Вдоль Тобола иду по тропинке,
На душе непонятная грусть.
Невесомо плывут паутинки
В свой осенний неведомый путь.

Тонкое сплетение топографического компонента (тропинка вдольТобола) и «жизненного пути» паутинки рождает мысль о неразрывной связи междужизнью и Родиной, прошлым и будущем.
Дорога как жизнь. Эта мысль стала основополагающей встихотворении Валерия Егорова «Журавлик»:
Мы сами себе звезды выбираем,
За светом их по тропочкам бредём,
Себя в пути теряем и ломаем,
Но всё равно идём, идём, идём…
Движенье — смысл мирозданья!
А встречи — это вёрсты на пути…
Тот же смысл вложен и в стихотворение «Думы», в котором мотивдороги звучит полунамеками:
Перепутья, пути, остановки,
Вёрсты лет в полотне бытия.
В современной литературе образ дороги приобрёл новоеоригинальное звучание, всё чаще поэты прибегают к использованию тропинки, чтоможет быть связано со сложными реалиями современной жизни. Авторамипродолжается осмысление человеческой жизни как пути, который нужно пройти.

3. «Очарованные странники» и«вдохновенные бродяги»
 
3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина
Бесконечные дороги, а наэтих дорогах — люди, вечные бродяги и странники. Русский характер и менталитетрасполагают к бесконечному поиску правды, справедливости и счастья. Эта идеянаходит подтверждение в таких произведениях классиков как «Цыганы», «ЕвгенийОнегин» А. С. Пушкина, «Запечатленный ангел», «Соборяне», «Очарованныйстранник» Н. С. Лескова.
С несчастными скитальцамиможно встретиться на страницах поэмы А.С.Пушкина «Цыганы». «В «Цыганах»заложена сильная, глубокая и вполне русская мысль. «Нигде не найти такойсамостоятельности страдания и такой глубины самосознания, присущейскитальческой стихии русского духа» — говорил Ф. М. Достоевский на заседанииобщества любителей российской словесности. И действительно, в Алеко Пушкин отметилтип несчастного скитальца на родной земле, который не может найти себе места вжизни.
Алеко разочарован всветской жизни, неудовлетворен ею. Он — «отступник света», ему кажется, чтосчастье он найдет в простой патриархальной обстановке, среди свободного народа,не подчиняющегося никаким законам. Настроения Алеко — отголосок романтическойнеудовлетворенности действительностью. Поэт сочувствует герою-изгнаннику,вместе с тем Алеко подвергается критическому осмыслению: история его любви,убийство цыганки характеризуют Алеко как эгоистичного человека. Он искалсвободы от цепей, а сам пытался их надеть на другого человека. «Ты для себялишь хочешь воли», как народная мудрость звучат слова старого цыгана.
Такой человеческий тип,как описанный А. С. Пушкиным в Алеко, никуда не исчезает, трансформируется лишьнаправление побега личности. Прежние скитальцы, по мнению Ф. М. Достоевского,уходили за цыганами, как Алеко, а современные ему — в революцию, в социализм.«Они искренне верят, что достигнут своей цели и счастья не только личного, но ивсемирного, — утверждал Федор Михайлович, — русскому скитальцу необходимовсемирное счастье, меньшим он не удовлетворится». А. С. Пушкин первый отметилнашу национальную сущность.
В Евгении Онегине многоенапоминает образы кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворенжизнью, устал от неё, чувства его охладели. Но тем не менее, Онегин — социально-исторический, реалистический тип, воплощающий облик поколения, жизнькоторого обусловлена определенными личными и общественными обстоятельствами,определенной общественной средой эпохи декабристов. Евгений Онегин — дитясвоего века, он преемник Чацкого. Он также, как и Чацкий, «осужден» на«скитальчество», осужден «искать по свету, где «оскорбленному есть чувствууголок». Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его.Онегин — свободолюбивый человек. В нём есть «души прямое благородство», оноказался способен всем сердцем полюбить Ленского, но ничем не могла прельститьего наивная простота и прелесть Татьяны. Ему присущи и скептицизм, иразочарованность; в нем заметны черты «лишнего человека». Таковы основные чертыхарактера Евгения Онегина, которые заставляют его «не находящим себе местаскитальцем метаться по России».
Но ни Чацкого, ниОнегина, ни Алеко нельзя назвать подлинными «скитальцами-страдальцами»,истинный образ которых создаст Н. С. Лесков.
3.2«Скитальцы-страдальцы» — праведники
«Очарованный странник» — тип «русского скитальца» (говоря словами Достоевского). Конечно, Флягин неимеет ничего общего с дворянскими лишними людьми, но он тоже ищет и не можетобрести себя. У «Очарованного странника» есть реальный прототип — великийземлепроходец и мореход Афанасий Никитин, который в чужой земле «исстрадался повере», по родине. Так и герой Лескова, человек безграничной русской удали,великого простосердечья, больше всего радеет о родной земле. Флягин не можетжить для себя, он искренне считает, что жизнь нужно отдать за что-то большее,общее, а не за эгоистическое спасение души: «Мне за народ очень померетьхочется»
Главный герой чувствуеткакую-то предопределенность всего, что случается с ним. Его жизнь выстраиваетсяпо известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих ипутешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни Флягин — странник, беглый, гонимый, ни к чему земному в этой жизни не прикипевший; онпрошел через жестокое пленение и страшные русские недуги и, избавившись от«гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу.
Внешний облик героянапоминает русского богатыря Илью Муромца, а неуемная жизненная сила Флягина,требующая выхода, наталкивает читателя на сравнение со Святогором. Он так же,как и богатыри, несет в мир доброту. Таким образом, в образе Флягина происходитразвитие фольклорных традиций былин.
Вся жизнь Флягина прошлав дороге, его жизненный путь — путь к вере, к тому миропониманию и душевномусостоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне занарод очень помереть хочется». В самом странничестве лесковского героя есть глубочайшийсмысл; именно на дорогах жизни «очарованный странник» вступает в контакт сдругими людьми, открывает новые жизненные горизонты. Его путь начинается не срождения, переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганкеГрушеньке. Это светлое чувство и стало толчком к нравственному росту героя.Следует отметить: путь Флягина ещё не окончен, перед ним нескончаемое числодорог.
Флягин — вечный странник.Читатель встречает его в пути и расстается с ним в преддверии новых дорог.Повесть заканчивается на ноте исканий, и повествователь торжественно отдаетдань непосредственности чудаков: «провещения его остаются до временисокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего ихмладенцам».
Сравнивая между собойОнегина и Флягина, можно прийти к выводу, что эти герои — противоположности,представляющие собой яркие примеры двух типов странников. Флягин отправляется вжизненный путь, чтобы повзрослеть, окрепнуть душой, в то время как Онегин бежитот себя, от своих чувств, прикрываясь маской равнодушия. Но их объединяетдорога, по которой они следуют на протяжении всей жизни, дорога,трансформирующая души и судьбы людей.

Заключение
 
Дорога — образ,используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русскомфольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературыХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ столетия, не забыт он и сейчас.
Мотив пути можетвыполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую.Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа илицелого государства. К использованию этой пространственно-временной метафорыприбегали многие поэты и писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и«19 октября», Н. В. Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в«Кому на Руси жить хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров иГ. Артамонов.
В поэзии А. С. Пушкинамногообразие дорог образует единое «карнавальное пространство», на которомможно встретить и князя Олега с дружиной, и путника, и Марию Деву. Поэтическаядорога, представленная в стихотворении «Поэту», стала символом свободноготворчества. Исключительно большое место занимает мотив и в романе «ЕвгенийОнегин».
В творчестве М. Ю.Лермонтова мотив дороги символизирует обретение лирическим героем гармонии сприродой и с собой. А у Н. А. Некрасова дорога отражает духовное движениекрестьян, поиск, испытание, обновление. Очень много значила дорога и для Н. В.Гоголя.
Таким образом,философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержанияпроизведений.
Немыслима дорога безстранников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитиюличности.
Итак, дорога — этохудожественный образ и сюжетообразующий компонент.
Дорога — это источник перемен,жизни и подспорье в трудную минуту.
Дорога — это испособность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека ивсего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найтисовременникам.

Список литературы
1. Благой. Д. Д. А.Н. Радищев. Жизнь и творчество [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Д. Д.Благой. — М.: Знание, 1952
2. Евгеньев. Б.Александр Николаевич Радищев [«Путешествие из Петербурга в Москву»] / Б.Евгеньев. — М.: Молодая гвардия, 1949
3. Петров. С. М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества [Болдинская осень. «Евгений Онегин»]/ С. М.Петров. — М.: Просвещение, 1973
4. Лотман. Ю. М.Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Очерк дворянского быта онегинской поры]:комментарии/ Ю. М. Лотман. — Ленинград: Просвещение, 1983
5. Андреев-Кривич.С. А. Всеведенье поэта [Последний год. Последние месяцы]: жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова / С. А. Андреев-Кривич. — М.: Советская Россия, 1973
6. Бугров. Б. С.Русская литература ХΙХ — ХХ веков / Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.:Аспект-Пресс, 2000
7. Грачева. И. В.Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / И. В. Грачева. — Литература в школе. — 2001. — №1. — стр. 7-10
8. Манн. Ю. ПостигаяГоголя [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. — М.: Аспект-Пресс,2005
9. Тырина. Л. Н. В.Гоголь «Мертвые души» [Образ дороги в поэме «Мертвые души»]: в изложении дляшкольников / Л. Тырина. — М. Дрофа, 2000
10. Манн. Ю. Смелостьизобретения [Что означает гоголевский образ дороги] / Ю. Манн. — М.: Детская литература,1985
11. Манн. Ю. Впоисках живой души [Снова в дороге] / Ю. Манн. — М.: Книга, 1987
12. Дыханова. Б. С.«Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова [Пути-дороги«Очарованного странника»] / Б. С. Дыханова. — М. Художественная литература,1980 — [1]
13. Барулина. Л. Б.«Очарованный странник» Н. С. Лескова / Л. Б. Барулина. — Литература в школе. — 2007. — №10. — стр. 23-25
14. Егоров В.Любовные странности…: сборник стихов / В.Егоров. — М.: Некоммерческаяиздательская группа «Эра», 2000
15. Гоголь Н. В.Мёртвые души / Н. В. Гоголь. — М.: Правда, 1984
16. Лермонтов М. Ю.Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. — М.:Просвещение, 1984
17. Лесков Н. С.Очарованный странник: повести и рассказы / Н. С. Лесков. — М.: Художественнаялитература, 1984
18. Некрасов Н. А.Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. — М.: Детскаялитература, 1979
19. Пушкин. А. С.Стихотворения / А. С. Пушкин. — Екатеринбург: Ладъ, 1994
20. Ступина В. Н.Современная литература Зауралья последнего десятилетия: новые имена:хрестоматия / В. Н. Ступина. — Курган: ИПК и ПРО, 2005

Приложение
Валерий Егоров.
Журавлик.
Не выдернуть из прошлогостраницу,
На будущем не стоитставить крест,
Ты отпусти из пальчиковсиницу,
Журавлик где-то кружитсяокрест…
Мы сами себе звездывыбираем,
За светом их по тропочкамбредём,
Себя в пути теряем иломаем,
Но всё равно идём, идём,идём…
Движенье — смыслмирозданья!
А встречи — это вёрсты напути,
Общенье — опиум сознанья,
И мне словами самокруткузакрути.
Я сам давно уже готов кобману,
Ведь мир из слов и
предложений сотворён!
Жаль… что словаподвержены изъяну,
Ошибками путь к сутизанесён…
Не написать ли вместе намстраницу?
Скажи о чём? скажу тебезачем.
Ты отпусти из пальчиковсиницу,
В чём был ничем, в томзавтра стану всем!
Думы.
Ожидание, встречи,разлуки…
Дождик гладит щекоюстекло.
И виски потирают уставшиеруки,
Грустью душу за…волокло.
Перепутья, пути,остановки,
Вёрсты лет в полотнебытия.
И веселья самоуловки,
Чтоб в них спрятаться… отнытья.
Начинаешь — простырезультаты,
Скучноват человеческийрод,
То, что есть, всёсвершалось когда-то,
Коль родилось, то значитумрёт.
Собираю себя пословечкам,
Буква к букве — рождаетсяслог,
Бог, любовь подаривчеловечкам,
Несвершённостью занемог…
И пускаются чувства покругу:
Потеряв, больше хочетсявзять.
По взаимности райскомулугу
Мимолётностью пробежать…
Расстояние, время,невстречи,
Мы заборы собой создаём,
А не проще ли — руки наплечи,
И в бездумности водоём!..
Геннадий Артамонов
До свидания, школа!
Сегодня в нашем классетишина,
Присядем перед дальнеюдорогой,
Отсюда начинается она,
Уходит в жизнь отшкольного порога.
Не забывай друзей, незабывай!
И этот миг запомни, какпризнанье,
Не будем школе говорить«прощай»,
А скажем ей негромко «досвидания».
В мелькании крылатыхшкольных лет
Когда же мы, ребята,повзрослели?
Подумать только: детствабольше нет,
А к юности привыкнуть неуспели.
Ни золотой сентябрь, нисиний май
Не позовут нас больше вэто зданье…
И всё же мы не говорим«прощай»,
А повторим, как клятву,«до свидания».
Держись, мой однокашник,веселей,
Когда качнут житейскиеметели!
Наверное, глаза учителей
Недаром в этот вечерповлажнели.
Ты их в пути почащевспоминай,
Старайся оправдать ихожиданья,
Учителю мы скажем не«прощай»,
«Спасибо» скажем мы и «досвидания».
Наш класс сегоднянепривычно тих,
Но всё ж, друзья, неопускайте плечи!
Мы здесь оставим частьсердец своих
В залог грядущей ивеселой встречи.
Свет школьной дружбымаяком сияй!
Лети к нам сквозь года ирасстоянья!
На счастье, одноклассник,руку дай
И не прошай, мой друг, адо свидания!
Николай Балашенко
Осень на Тоболе
Вдоль Тобола иду потропинке,
На душе непонятнаягрусть.
Невесомо плывут паутинки
В свой осенний неведомыйпуть.
С вяза лист опадаетзеленый
На мерцанье холоднойволны…
И плывет онзадумчиво-сонный,
Где Ермацкие плыли челны.
Чуть в сторонкебереза-подруга
Не спешит сбросить желтыйнаряд;
На краю у пожухлого луга
Две осинки печальныхстоят.
Грустно старому тополютоже.
Он на фоне небес, чтометла.
Мы с ним чем-то немногопохожи,
Но печаль моя все жесветла.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.