План
Введение. Мода первойполовины XIX века
1. Мужской костюмпушкинской поры
2. Женский костюмпушкинской поры
3. Роль описаний одеждыдля создания фона эпохи
Заключение. Мода и стильодежды
Библиография
Введение. Модапервой половины XIXвека
Тывправе мыслить иначе, чем твоя эпоха,
но невправе одеваться иначе.
МарияЭбнер-Эшенбах.[1]
«Энциклопедиярусской жизни» – так назвал Виссарион Григорьевич Белинский роман в стихах «ЕвгенийОнегин» Александра Сергеевича Пушкина. И великий русский критик, безусловно,был прав. Действительно, это бессмертное произведение лучше любого учебникаистории живописует русскую жизнь первой половины XIX века, быт и нравы отвысшего света Петербурга до патриархальной[2] деревни, тоесть «жизнь во всех ее измерениях». Пушкин сам жил в это время и знал о немвсе. Не все, конечно, так наблюдательны, как поэт, но гениальность Пушкинаименно в том, что он воссоздал историческую эпоху в целом.
Различныеисторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями,событиями, образом жизни людей. Веяние времени, идеи и мечты людей находятяркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, нои в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздатьпрошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем висторическое прошлое может стать знакомство с историей костюма.
Все, что связано с костюмом минувшего столетия,давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова,обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь спроизведениями русской литературы девятнадцатого века, сталкиваемся с тем, чтомногое в произведении так и остаётся для нас неизвестным. Обращаясь к А.С. Пушкинуили Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому или А.П. Чехову, мы, всущности, не видим многое из того, что было важно для писателя и было понятоего современниками без малейшего усилия.
Мнезахотелось исследовать моду пушкинского времени по его роману в стихах «ЕвгенийОнегин». Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющихотношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению считателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темынашего исследования, посвященного моде пушкинских времен.
Цельданной работы – исследование моды и ее направления в первой половинедевятнадцатого века.
Начинаяработу над рефератом, я поставила перед собой следующие задачи:
ü наоснове произведений Александра Сергеевича Пушкина, а также известных нам нынефактов из жизни поэта исследовать моду и ее направления в первой половинедевятнадцатого века;
ü изучитьэталоны красоты исследуемой мною эпохи;
ü сравнитьманеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой героев егопроизведений;
ü проследить,как меняется мода с весны 1818 года по зиму 1837 года.
Предметисследования – исследование важных деталей, имеющих отношение к внешностигероя.
Объектисследования – изменение моды первой половины XIX века.
Исследованиесостоит из следующих частей:
– введения,в котором обосновывается актуальность исследования, определяются его цели изадачи, формулируется практическая и теоретическая значимость моды пушкинскоговремени;
– основнойчасти, состоящей из 3 глав:
В1 главе говорится о мужском костюме пушкинской поры;
Во2 главе говорится о женском костюме пушкинской поры;
В3 главе говорится о роле описаний одежде для созданий фона эпохи;
– заключения,в котором формулируются основные выводы исследования;
– спискалитературы.
1.Мужской костюм пушкинской поры
Перваяполовина девятнадцатого века – особое время в русской истории. Оно связано сименем Александра Сергеевича Пушкина. Неслучайно его называют «пушкинскойэпохой». Пушкин родился, когда на исходе был восемнадцатый век – веквсемирно-исторических социальных и политических переворотов, богатейшейкультуры, замечательных научных открытий: «О, незабвенно столетие! Радостнымсмертным даруешь Истину, вольность и свет…» (А.Н. Радищев, «Осьмнадцатоестолетие»).
Гениальность поэта состоит не только в том, чтоим написаны бессмертные произведения, но и в том, что в них незримоприсутствует особый «дух эпохи». Герои Пушкина настолько живы, образны,красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жил сам автор и русскоеобщество начала девятнадцатого века.
Роман «Евгений Онегин» был назван «зеркаломрусской жизни», в полной мере это можно отнести ко всему творчеству поэта.Нравы света, обычаи, приемы разговора, правила этикета, воспитания, мода эпохиярко представлены в стихах и прозе Пушкина.
Мода начала 19 века находилась под влиянием идейВеликой Французской революции[3]. Русскийкостюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью Павла I[4] рухнули запреты нафранцузский костюм. Дворяне примеряли фрак, сюртук, жилет…
Открывая страницы романа «Евгений Онегин»,погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду сОнегиным – ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишьразговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне»; переживаешь сТатьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинамирусской природы, и удивительным образом та, далекая эпоха, становится близкой ипонятной.
Наиболеечасто слова мода[5] и модныйупотребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит черезвсю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчиненамоде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следованиеновейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди[6],одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манераповедения, имеющая определенное название – дендизм[7],это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегинана поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; модапреходяща, поверхностна.
Мужскуюмоду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия.Мужской костюм пушкинскихвремен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIIIстолетием.
Какже одевались дэнди тех времен?
Поверхбелоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (вшутку его называли по-немецки «vatermorder» – «отцеубийца»), на шею повязывалигалстук[8].Слово «галстук» переводится снемецкого как «шейный платок», в то время он действительно представлял собойплаток или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли поджилет.
Короткийжилет[9] появился воФранции еще в XVII веке и получил название по имени комического театральногоперсонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразныежилеты всевозможных расцветок: однобортные[10] и двубортные[11],с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколькожилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен былвыглядывать из-под верхнего жилета.
Поверхжилета надевали фрак[12]. Эта одежда,по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века ипервоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фраканеобычный вид – короткий перед и длинные фалды[13] сзади, талияслегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет (ноэто, впрочем, необязательно). Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета,чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но онимогли быть и из узорных материалов – в полоску, «в мушку» и т.д. Пуговицы кфраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.
Впушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, чтопомогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкиеплечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!
Окостюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художникаЧернецова[14] «Парад наЦарицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году». На ней изображены знаменитыерусские писатели – Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич[15].Все они в длинных панталонах[16], сцилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды[17].Но костюмы на писателях разные: Пушкин – во фраке, на Жуковском – сюртук[18],Крылов одет в бекешу[19], а Гнедич – вшинель[20] с пелериной[21].
Другойраспространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверхвсего». Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир[22].Он заменял современное пальто. Сюртук шили в талию. Полы его доходили до колен,а форма рукавов была такая же, как и у фрака. Уличной одеждой сюртук сделался к20-ым годам.
Какмы видим, XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. Впервой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество(порой до шестнадцати) воротников. Они рядами, наподобие пелерин, спускались,чуть ли не до пояса. Одежда эта получила свое название по имени знаменитоголондонского актера Гаррика, который первым отважился появиться в пальто стольстранного фасона.
В30-е годы прошлого столетия в моду вошел макинтош[23]– пальто из водонепроницаемой ткани. Его изобрел шотландский химик ЧарльзМакинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, которыевеками не выходили из моды. Отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин сначаланадел бекешу (утепленный кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу. Надворе в тот день было морозно…
Панталоныназваны в честь персонажа итальянской комедии Панталоне. Они держались на вошедшихв моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегатьскладок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны более светлыми.Пушкин, приведя перечень модных предметов мужского туалета в «Евгении Онегине»,отметил их иностранное происхождение:
Нопанталоны, фрак, жилет,
Всехэтих слов на русском нет.[24]
Панталоныприживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой– портами[25]. Говоря опанталонах, нельзя не вспомнить о лосинах[26]. Напротяжении всего XIX века их носили гусары[27]. На портретеКипренского[28] ЕвграфДавыдов[29] изображен вбелоснежных лосинах. На этих длинных, туго обтягивающих штанах из лосиной кожине должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегкасмачивали и посыпали внутри мыльным порошком.
Какобычно, вместе с модой на одежду менялись и прически. Волосы стригли и завивалив тугие локоны – «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставлялиузкие полоски волос, называемые фаворитом. После смерти Павла I парики носитьперестали – стал моден естественный цвет волос. Правда, иногда парики все женадевали. В 1818 году Пушкин из-за болезни вынужден был сбрить свои роскошныекудри. Ожидая, пока отрастут новые, он носил парик. Однажды, сидя в душномтеатре, поэт со свойственной ему непосредственностью использовал свой парик вкачестве веера, шокируя окружающих.
Дополнениемк мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, брегет[30],для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были имужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.На тропининском[31] портрете уПушкина на правой руке кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно,что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом,имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок любимой.
Многиемужчины, подобно женщинам, тщательно ухаживали за своими ногтями. Обратимся к «ЕвгениюОнегину»:
Изображуль в картине верной
Уединенныйкабинет,
Гдемод воспитанник примерный
Одет,раздет и вновь одет?
Янтарьна трубках Цареграда,
Фарфори бронза на столе,
Ичувств изнеженных отрада,
Духив граненом хрустале;
Гребенки,пилочки стальные,
Прямыеножницы, кривые
Ищетки тридцати родов
Идля ногтей и для зубов.[32]
Повоспоминаниям современников, и у Пушкина были длинные, ухоженные ногти,запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их,поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым нестеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто б в оправдание, писал в «ЕвгенииОнегине»:
Бытьможно дельным человеком
Идумать о красе ногтей:
Кчему бесплодно спорить с веком?
Обычайдеспот меж людей.[33]
Вначале XIX века вошли в моду «стекла» – очки и лорнеты. Ими пользовались дажелюди с хорошим зрением. Друг Пушкина Дельвиг[34], страдавшийблизорукостью, вспоминал, что в Царскосельском лицее[35]запрещалось носить очки, и поэтому все женщины казались ему тогда красавицами.Окончив лицей и надев очки, он понял, сколь глубоко заблуждался. Зная,наверное, об этом, Александр Сергеевич иронично подмечает в «Евгении Онегине»:
Вытакже, маменьки, построже
Задочерьми смотрите вслед:
Держитепрямо свой лорнет!
Нето… не то, избави боже![36]
Распространеннымголовным убором пушкинского времени был цилиндр[37].Он появился в Англии в XVIII веке и позже не раз менял цвет, высоту и форму.
В1835 году в Париже изобрели складной цилиндр – шапокляк. В помещении его носилипод мышкой в сложенном виде и, когда требовалось, расправляли с помощьювстроенной пружины.
Моданачала девятнадцатого века отражает все веяния времени. Едва дошли до Россиисведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди,носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикойПетербурга «одетым по последней моде», надевает такую шляпу:
Надевширокий боливар,
Онегинедет на бульвар…[38]
Боливар– шляпа-цилиндр с большими полями, популярная в Европе в начале 20-х гг.девятнадцатого столетия и получившая свое название по имени лидераосвободительного движения в Латинской Америке – Симона Боливара. Сам поэт тоженосил боливар.
Мужскаямода была пронизана идеями романтизма[39]. В мужскойфигуре подчеркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но модауступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости. Длявыражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Длинныебрюки, которые носили в восемнадцатом веке только представители третьегосословия, становятся основой мужского костюма, исчезают парики и длинныеволосы, мужская мода становится более устойчивой, все большую популярностьприобретает английский костюм.
Изодежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть,сукно темных гладких расцветок. Мужские костюмы шили из шерстяных тканейтабачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны – из болеесветлых шерстяных тканей. Тенденция[40] в цвете –стремление к темным тонам. Из бархата и шелка шили только жилеты и придворныекостюмы. Очень модными становятся клетчатые ткани, из которых шили брюки идругие части костюма. Сложенныеклетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледомпозировал А.С. Пушкин художнику О. Кипренскому.
Ноотгремел бал, гости разъехались по домам. Писатель имеет возможность«приоткрывать» любые двери и «заглядывать» в дома своих героев. Наиболеераспространенная домашняя одежда дворян – халат. Описывая героев, сменившихфрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простотой, размеренной жизнью,занятой мирными заботами. Предсказывая будущее Ленского, Александр СергеевичПушкин замечал:
…А может быть и то: поэта
Обыкновенныйждал удел.
Прошлибы юношества лета;
Внем пыл души бы охладел.
Вомногом он бы изменился,
Рассталсяс музами, женился,
Вдеревне, счастлив и рогат,
Носилбы стеганый халат…[41]
2.Женский костюм пушкинской поры
В начале девятнадцатого века число женщинв России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, сталорасти с нарастающей быстротой. Как и в восемнадцатом веке, в первую очередь этобыли модные горожанки. И хотя костюм россиянки в деревне, а нередко и в столицепозволял догадаться о национальной и сословной[42]принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейномположении, происхождении, все же знакомая символика костюма россиянок несколькостерлась или приняла иные формы.
В первые годы девятнадцатого века женскаямода России не отличалась сложностью форм. Во всем искусстве господствовалнеоклассицизм[43] с егозаконченностью и естественностью, получивший в российской моде наименование«стиль империя» или «шемиз» (в переводе с французского – «рубашка»). В Россииэтот стиль господствовал с конца восемнадцатого века и не исчез до конца 10-хгодов девятнадцатого века. «В нынешнем костюме, – писал журнал «МосковскийМеркурий» за 1803 год – главным почитается обрисование форм. Если у женщины невидно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеетодеваться…» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышеннойлинией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницыносили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкаяюбка отнимала у такого платья всю прозрачность».
Мужчины– современники находили эту моду «недурной»: «…и право, на молодых женщинах идевицах все было так чисто, просто и свежо. Не страшась ужасов зимы, они были вполупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывалипрелестные формы». Пропагандисткой «стиля империя» в Петербурге сталафранцузская портретистка Л.Е. Виже Лебрэн[44], некотороевремя жившая в России. Она носила самые короткие по тем временам юбки и самыеузкие, обтягивающие бедра, платья. Наряды ее дополняли легчайшие шали,окаймленные античным орнаментом, лебяжьим пухом или мехом.
Шали,шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще вовремена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничномгардеробе буквально всех женщин России. И если дамы высшего света предпочиталивоздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам, то в среднемсословии и в деревнях ценились яркие, цветастые шали из тонкой шерсти.
Шалии платки сохранились в костюме россиянок и при переходе от неоклассицизма кгосподствовавшему с 1810-х гг. стилю ампир. На смену изысканной простоте тонкихантичных «шемиз», пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотныхматерий. Вернулся в моду и корсет[45], высокоподнимавший грудь и сильно перетягивающий талию. Облегающий лиф при покатойлинии плеч, колоколообразная[46] юбка – типичныйсилуэт российской горожанки «пушкинской поры». Женская фигура по форме сталанапоминать перевернутый бокал. Вот как об этом у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Корсетносила очень узкий
Ирусский Н как N французский
Произноситьумела в нос.[47]
Вначале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: онистали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это былонастолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строкженским ножкам:
Музыкауж греметь устала;
Толпамазуркой занята;
Бренчаткавалергарда шпоры;
Летаютножки милых дам;
Поих пленительным следам
Летаютпламенные взоры,
Иревом скрипок заглушен
Ревнивыйшепот модных жен.[48]
Иливот, например:
Люблюя бешеную младость,
Итесноту, и блеск, и радость,
Идам обдуманный наряд;
Люблюих ножки;
Ах!долго я забыть не мог
Двеножки… Грустный, охладелый,
Явсе их помню, и во сне
Онитревожат сердце мне.[49]
Верхняячасть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырезлифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, котораясзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа[50],Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго[51],были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти.
Накаждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева вбольших количествах и хорошего качества:
Вкруг стана вьются и трепещут
Прозрачнойсетью кружева.[52]
Нашляпке каждой уважающей женщины обязательно должна была красоваться вуаль, которуюназывали на французский манер – флер:
И,флер от шляпы отвернув,
Глазамибеглыми читает
Простуюнадпись.[53]
Вэти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы,шали: «На кудри милой головы я шаль зеленую накинул»[54].В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна изних – берет:
Ктотам в малиновом берете
Спослом испанским говорит?[55]
Беретукрашался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его неснимали на балах, в театре, на званых обедах.
Самыммодным украшением в эту эпоху считается боа:
Онсчастлив, если ей накинет
Боапушистый на плечо.[56]
Поразнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «ЕвгенииОнегине» встречаем мы такие слова, как «манто»[57], «редингот»[58],«капот»[59], «салоп»[60].Все эти слова обозначают различные виды верхней женской одежды.
Вначале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений,словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами,колье, диадемами, фероньерками[61], серьгами.Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцамиукрашали чуть ли не каждый палец руки.
Дамскиетуфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокругщиколотки наподобие античных сандалий. Однако, кроме открытых туфелек, вошли вупотребление и ботинки на застежке, которые носили женщины всех слоев общества.
Наиболее распространенными аксессуарамимодной женской одежды второй половины девятнадцатого – начала двадцатых вековбыли перчатки и зонтики. Летом носили перчатки кружевные, нередко без«пальцев», зимой – трудно было обойтись без шерстяных. Функциональноебезусловное значение в дождливую русскую осень и в солнечное лето имели вРоссии и зонтики, бывшие в то же время изящным дополнением платья или костюма.Ручки зонтиков делались из кости, дерева, панциря черепахи и даже издрагоценных металлов…
Умение элегантно одеваться предполагалотакже тонкое соответствие между нарядом и прической или головным убором.Менялась мода на одежду, менялись и прически. В начале века женская прическакопировала античную. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30–40-егоды, эпоху романтизма, волосы укладывали буклями[62]на висках. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью НиколаевнуЛанскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.
3. Роль описанной одежды длясоздания фона эпохи
Одеждав романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковойфункции. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
Водежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:
Всев них на старый образец:
Утетушки княжны Елены
Всетот же тюлевый чепец;
Всебелится Лукерья Львовна.[63]
Номолодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:
Взбиваюткудри ей по моде…[64]
Вкусыпровинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:
Асам в халате ел и пил…[65]
Пушкиндает представление и об одежде простых горожан и крестьян:
Вочках, в изорванном кафтане,
Счулком в руке, седой калмык…[66]
Предметно-бытоваядеталь нужна и для создания фона эпохи.Произведение Пушкина даетвозможность определить по деталям, к какому времени относится тот или инойфакт.
Художественныефункции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать осоциальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертаххарактера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина«Евгений Онегин».
В19 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которымравнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальноедворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества иразночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальноеплатье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Распространялась моды в19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было оченьмало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовыхобразцов.
Заключение.Мода и стиль одежды
Строки поэта служат прекраснымиллюстративным материалом, читая их, живо можно представить быт и нравы людейвека, их привычки, моды и обычаи.
Почему именно костюм предстает стольважным выразительным средством, деталью, которая выявляет не толькопластический облик персонажей, но и их внутренний мир, определяет позициюсамого автора литературного произведения?
Это заложено в самой природе костюма. Едванаучились выделывать простейшие ткани и шить незамысловатые одеяния, костюмстал не только средством защиты от непогоды, но и определенным знаком. Одеждауказывала на национальную и сословную принадлежность человека, егоимущественное положение и возраст.
С течением времени увеличивалось числопонятий, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани,орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то деталей. Когдаречь шла о возрасте, то можно было указать массу подробностей – достигла лидевушка, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, ужесостоит в браке. Тогда костюм мог рассказать тем, кто не знает ее семьи, естьли у женщины дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки,поскольку они усваивались в процессе повседневной жизни, могли лишь те, ктопринадлежал к этой общности людей.
У каждого народа в каждую историческуюэпоху вырабатывались свои отличительные знаки. Они постоянно менялись. Влияликультурные контакты народа, техническое совершенствование ткачества, культурнаятрадиция, расширение сырьевой базы и т.д. Неизменна оставалась суть – особыйязык костюма.
В эпоху Пушкина мода в светской сфереотражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду, все, чтобыло модно во Франции, чуть позднее светские модницы одевали на себя. Изпроизведений классиков того времени, и прежде всего Александра СергеевичаПушкина, очень хорошо обрисовывается мода конца восемнадцатого – началадевятнадцатого веков – не только среди дворян, но и простого русского народа.
Со временем мода менялась. Таким образом,можно сказать, что каждому историческому периоду времени соответствует своя модаили стиль одежды.
Я убедилась в правоте Белинского,называвшего пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русскойжизни». Единственное, мне хотелось бы добавить к словам великого критика, что всепроизведения Александра Сергеевича Пушкина можно назвать такими«энциклопедиями», так как во всех его трудах подробно описан быт русских людей,их нравы и привычки.
Библиография
1. Арманд Т.«Орнаментация тканей». – М., 1931.
2. Берман Е. и Курбатова Е.«Русский костюм 1750–1917». М., 1960–1972.
3. Большойэнциклопедический словарь.
4.Буровик К.А.«Красная книга вещей». – М., 1996.
5. Гиляровская Н. «Русскийисторический костюм». М., 1945.
6. Готтенрот Ф.«История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудиянародов древних и новых времен». (Перевод с немецкого) СПб. – М., 1855 (1 изд.)и 1911 (2 изд.).
7. «История русскойодежды». СПб., 1915.
8. Калинская Н.М. Историякостюма. – М., 1977.
9. Киреева Е.В.«История костюма. Европейские костюмы от античности до ХХ – ого века». М., 1976(2 изд. исправленное).
10. Кирсанова Р.М. Костюм– вещь и образ в русской литературе девятнадцатого века. – М., 1989.
11. Мерцалова М.«История костюма». М., 1972.
12. Пушкин А.С.«Евгений Онегин». Роман в стихах». М., 2004.
13. Пушкин А.С.«Проза великого поэта». М., 2003.
14.Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. – М., 1987.
15.Пушкинский вечер в школе. – М., 1968.
16.Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.
17.Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М, 1990.
18.Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.
19.www.vseslova.ru
20. www.slovorus.ru