Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Мода первой половины XIX века и её отражение в произведениях А.С. Пушкина

План
Введение. Мода первойполовины XIX века
1. Мужской костюмпушкинской поры
2. Женский костюмпушкинской поры
3. Роль описаний одеждыдля создания фона эпохи
Заключение. Мода и стильодежды
Библиография

Введение. Модапервой половины XIXвека
 
Тывправе мыслить иначе, чем твоя эпоха,
но невправе одеваться иначе.
МарияЭбнер-Эшенбах.[1]
«Энциклопедиярусской жизни» – так назвал Виссарион Григорьевич Белинский роман в стихах «ЕвгенийОнегин» Александра Сергеевича Пушкина. И великий русский критик, безусловно,был прав. Действительно, это бессмертное произведение лучше любого учебникаистории живописует русскую жизнь первой половины XIX века, быт и нравы отвысшего света Петербурга до патриархальной[2] деревни, тоесть «жизнь во всех ее измерениях». Пушкин сам жил в это время и знал о немвсе. Не все, конечно, так наблюдательны, как поэт, но гениальность Пушкинаименно в том, что он воссоздал историческую эпоху в целом.
Различныеисторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями,событиями, образом жизни людей. Веяние времени, идеи и мечты людей находятяркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, нои в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздатьпрошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем висторическое прошлое может стать знакомство с историей костюма.
Все, что связано с костюмом минувшего столетия,давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова,обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь спроизведениями русской литературы девятнадцатого века, сталкиваемся с тем, чтомногое в произведении так и остаётся для нас неизвестным. Обращаясь к А.С. Пушкинуили Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому или А.П. Чехову, мы, всущности, не видим многое из того, что было важно для писателя и было понятоего современниками без малейшего усилия.
Мнезахотелось исследовать моду пушкинского времени по его роману в стихах «ЕвгенийОнегин». Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющихотношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению считателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темынашего исследования, посвященного моде пушкинских времен.
Цельданной работы – исследование моды и ее направления в первой половинедевятнадцатого века.
Начинаяработу над рефератом, я поставила перед собой следующие задачи:
ü наоснове произведений Александра Сергеевича Пушкина, а также известных нам нынефактов из жизни поэта исследовать моду и ее направления в первой половинедевятнадцатого века;
ü изучитьэталоны красоты исследуемой мною эпохи;
ü сравнитьманеру одеваться Александра Сергеевича Пушкина с одеждой героев егопроизведений;
ü проследить,как меняется мода с весны 1818 года по зиму 1837 года.
Предметисследования – исследование важных деталей, имеющих отношение к внешностигероя.
Объектисследования – изменение моды первой половины XIX века.
Исследованиесостоит из следующих частей:
– введения,в котором обосновывается актуальность исследования, определяются его цели изадачи, формулируется практическая и теоретическая значимость моды пушкинскоговремени;
– основнойчасти, состоящей из 3 глав:
В1 главе говорится о мужском костюме пушкинской поры;
Во2 главе говорится о женском костюме пушкинской поры;
В3 главе говорится о роле описаний одежде для созданий фона эпохи;
– заключения,в котором формулируются основные выводы исследования;
– спискалитературы.
 

1.Мужской костюм пушкинской поры
 
Перваяполовина девятнадцатого века – особое время в русской истории. Оно связано сименем Александра Сергеевича Пушкина. Неслучайно его называют «пушкинскойэпохой». Пушкин родился, когда на исходе был восемнадцатый век – веквсемирно-исторических социальных и политических переворотов, богатейшейкультуры, замечательных научных открытий: «О, незабвенно столетие! Радостнымсмертным даруешь Истину, вольность и свет…» (А.Н. Радищев, «Осьмнадцатоестолетие»).
Гениальность поэта состоит не только в том, чтоим написаны бессмертные произведения, но и в том, что в них незримоприсутствует особый «дух эпохи». Герои Пушкина настолько живы, образны,красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жил сам автор и русскоеобщество начала девятнадцатого века.
Роман «Евгений Онегин» был назван «зеркаломрусской жизни», в полной мере это можно отнести ко всему творчеству поэта.Нравы света, обычаи, приемы разговора, правила этикета, воспитания, мода эпохиярко представлены в стихах и прозе Пушкина.
Мода начала 19 века находилась под влиянием идейВеликой Французской революции[3]. Русскийкостюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью Павла I[4] рухнули запреты нафранцузский костюм. Дворяне примеряли фрак, сюртук, жилет…
Открывая страницы романа «Евгений Онегин»,погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду сОнегиным – ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишьразговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне»; переживаешь сТатьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинамирусской природы, и удивительным образом та, далекая эпоха, становится близкой ипонятной.
Наиболеечасто слова мода[5] и модныйупотребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит черезвсю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчиненамоде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следованиеновейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди[6],одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манераповедения, имеющая определенное название – дендизм[7],это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегинана поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; модапреходяща, поверхностна.
Мужскуюмоду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия.Мужской костюм пушкинскихвремен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIIIстолетием.
Какже одевались дэнди тех времен?
Поверхбелоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (вшутку его называли по-немецки «vatermorder» – «отцеубийца»), на шею повязывалигалстук[8].Слово «галстук» переводится снемецкого как «шейный платок», в то время он действительно представлял собойплаток или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли поджилет.
Короткийжилет[9] появился воФранции еще в XVII веке и получил название по имени комического театральногоперсонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразныежилеты всевозможных расцветок: однобортные[10] и двубортные[11],с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколькожилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен былвыглядывать из-под верхнего жилета.
Поверхжилета надевали фрак[12]. Эта одежда,по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века ипервоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фраканеобычный вид – короткий перед и длинные фалды[13] сзади, талияслегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет (ноэто, впрочем, необязательно). Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета,чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но онимогли быть и из узорных материалов – в полоску, «в мушку» и т.д. Пуговицы кфраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.
Впушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, чтопомогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкиеплечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!
Окостюме пушкинского времени можно судить по картине его современника художникаЧернецова[14] «Парад наЦарицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году». На ней изображены знаменитыерусские писатели – Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич[15].Все они в длинных панталонах[16], сцилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды[17].Но костюмы на писателях разные: Пушкин – во фраке, на Жуковском – сюртук[18],Крылов одет в бекешу[19], а Гнедич – вшинель[20] с пелериной[21].
Другойраспространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверхвсего». Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир[22].Он заменял современное пальто. Сюртук шили в талию. Полы его доходили до колен,а форма рукавов была такая же, как и у фрака. Уличной одеждой сюртук сделался к20-ым годам.
Какмы видим, XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. Впервой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество(порой до шестнадцати) воротников. Они рядами, наподобие пелерин, спускались,чуть ли не до пояса. Одежда эта получила свое название по имени знаменитоголондонского актера Гаррика, который первым отважился появиться в пальто стольстранного фасона.
В30-е годы прошлого столетия в моду вошел макинтош[23]– пальто из водонепроницаемой ткани. Его изобрел шотландский химик ЧарльзМакинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, которыевеками не выходили из моды. Отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин сначаланадел бекешу (утепленный кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу. Надворе в тот день было морозно…
Панталоныназваны в честь персонажа итальянской комедии Панталоне. Они держались на вошедшихв моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегатьскладок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны более светлыми.Пушкин, приведя перечень модных предметов мужского туалета в «Евгении Онегине»,отметил их иностранное происхождение:
Нопанталоны, фрак, жилет,
Всехэтих слов на русском нет.[24]
Панталоныприживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой– портами[25]. Говоря опанталонах, нельзя не вспомнить о лосинах[26]. Напротяжении всего XIX века их носили гусары[27]. На портретеКипренского[28] ЕвграфДавыдов[29] изображен вбелоснежных лосинах. На этих длинных, туго обтягивающих штанах из лосиной кожине должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегкасмачивали и посыпали внутри мыльным порошком.
Какобычно, вместе с модой на одежду менялись и прически. Волосы стригли и завивалив тугие локоны – «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставлялиузкие полоски волос, называемые фаворитом. После смерти Павла I парики носитьперестали – стал моден естественный цвет волос. Правда, иногда парики все женадевали. В 1818 году Пушкин из-за болезни вынужден был сбрить свои роскошныекудри. Ожидая, пока отрастут новые, он носил парик. Однажды, сидя в душномтеатре, поэт со свойственной ему непосредственностью использовал свой парик вкачестве веера, шокируя окружающих.
Дополнениемк мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, брегет[30],для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были имужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.На тропининском[31] портрете уПушкина на правой руке кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно,что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом,имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок любимой.
Многиемужчины, подобно женщинам, тщательно ухаживали за своими ногтями. Обратимся к «ЕвгениюОнегину»:
Изображуль в картине верной
Уединенныйкабинет,
Гдемод воспитанник примерный
Одет,раздет и вновь одет?
Янтарьна трубках Цареграда,
Фарфори бронза на столе,
Ичувств изнеженных отрада,
Духив граненом хрустале;
Гребенки,пилочки стальные,
Прямыеножницы, кривые
Ищетки тридцати родов
Идля ногтей и для зубов.[32]
Повоспоминаниям современников, и у Пушкина были длинные, ухоженные ногти,запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их,поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым нестеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто б в оправдание, писал в «ЕвгенииОнегине»:
Бытьможно дельным человеком
Идумать о красе ногтей:
Кчему бесплодно спорить с веком?
Обычайдеспот меж людей.[33]
Вначале XIX века вошли в моду «стекла» – очки и лорнеты. Ими пользовались дажелюди с хорошим зрением. Друг Пушкина Дельвиг[34], страдавшийблизорукостью, вспоминал, что в Царскосельском лицее[35]запрещалось носить очки, и поэтому все женщины казались ему тогда красавицами.Окончив лицей и надев очки, он понял, сколь глубоко заблуждался. Зная,наверное, об этом, Александр Сергеевич иронично подмечает в «Евгении Онегине»:
Вытакже, маменьки, построже
Задочерьми смотрите вслед:
Держитепрямо свой лорнет!
Нето… не то, избави боже![36]
Распространеннымголовным убором пушкинского времени был цилиндр[37].Он появился в Англии в XVIII веке и позже не раз менял цвет, высоту и форму.
В1835 году в Париже изобрели складной цилиндр – шапокляк. В помещении его носилипод мышкой в сложенном виде и, когда требовалось, расправляли с помощьювстроенной пружины.
Моданачала девятнадцатого века отражает все веяния времени. Едва дошли до Россиисведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди,носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикойПетербурга «одетым по последней моде», надевает такую шляпу:
Надевширокий боливар,
Онегинедет на бульвар…[38]
Боливар– шляпа-цилиндр с большими полями, популярная в Европе в начале 20-х гг.девятнадцатого столетия и получившая свое название по имени лидераосвободительного движения в Латинской Америке – Симона Боливара. Сам поэт тоженосил боливар.
Мужскаямода была пронизана идеями романтизма[39]. В мужскойфигуре подчеркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но модауступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости. Длявыражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Длинныебрюки, которые носили в восемнадцатом веке только представители третьегосословия, становятся основой мужского костюма, исчезают парики и длинныеволосы, мужская мода становится более устойчивой, все большую популярностьприобретает английский костюм.
Изодежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть,сукно темных гладких расцветок. Мужские костюмы шили из шерстяных тканейтабачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны – из болеесветлых шерстяных тканей. Тенденция[40] в цвете –стремление к темным тонам. Из бархата и шелка шили только жилеты и придворныекостюмы. Очень модными становятся клетчатые ткани, из которых шили брюки идругие части костюма. Сложенныеклетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледомпозировал А.С. Пушкин художнику О. Кипренскому.
Ноотгремел бал, гости разъехались по домам. Писатель имеет возможность«приоткрывать» любые двери и «заглядывать» в дома своих героев. Наиболеераспространенная домашняя одежда дворян – халат. Описывая героев, сменившихфрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простотой, размеренной жизнью,занятой мирными заботами. Предсказывая будущее Ленского, Александр СергеевичПушкин замечал:
…А может быть и то: поэта
Обыкновенныйждал удел.
Прошлибы юношества лета;
Внем пыл души бы охладел.
Вомногом он бы изменился,
Рассталсяс музами, женился,
Вдеревне, счастлив и рогат,
Носилбы стеганый халат…[41]
 
2.Женский костюм пушкинской поры
В начале девятнадцатого века число женщинв России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, сталорасти с нарастающей быстротой. Как и в восемнадцатом веке, в первую очередь этобыли модные горожанки. И хотя костюм россиянки в деревне, а нередко и в столицепозволял догадаться о национальной и сословной[42]принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейномположении, происхождении, все же знакомая символика костюма россиянок несколькостерлась или приняла иные формы.
В первые годы девятнадцатого века женскаямода России не отличалась сложностью форм. Во всем искусстве господствовалнеоклассицизм[43] с егозаконченностью и естественностью, получивший в российской моде наименование«стиль империя» или «шемиз» (в переводе с французского – «рубашка»). В Россииэтот стиль господствовал с конца восемнадцатого века и не исчез до конца 10-хгодов девятнадцатого века. «В нынешнем костюме, – писал журнал «МосковскийМеркурий» за 1803 год – главным почитается обрисование форм. Если у женщины невидно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеетодеваться…» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышеннойлинией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницыносили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкаяюбка отнимала у такого платья всю прозрачность».
Мужчины– современники находили эту моду «недурной»: «…и право, на молодых женщинах идевицах все было так чисто, просто и свежо. Не страшась ужасов зимы, они были вполупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывалипрелестные формы». Пропагандисткой «стиля империя» в Петербурге сталафранцузская портретистка Л.Е. Виже Лебрэн[44], некотороевремя жившая в России. Она носила самые короткие по тем временам юбки и самыеузкие, обтягивающие бедра, платья. Наряды ее дополняли легчайшие шали,окаймленные античным орнаментом, лебяжьим пухом или мехом.
Шали,шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще вовремена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничномгардеробе буквально всех женщин России. И если дамы высшего света предпочиталивоздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам, то в среднемсословии и в деревнях ценились яркие, цветастые шали из тонкой шерсти.
Шалии платки сохранились в костюме россиянок и при переходе от неоклассицизма кгосподствовавшему с 1810-х гг. стилю ампир. На смену изысканной простоте тонкихантичных «шемиз», пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотныхматерий. Вернулся в моду и корсет[45], высокоподнимавший грудь и сильно перетягивающий талию. Облегающий лиф при покатойлинии плеч, колоколообразная[46] юбка – типичныйсилуэт российской горожанки «пушкинской поры». Женская фигура по форме сталанапоминать перевернутый бокал. Вот как об этом у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Корсетносила очень узкий
Ирусский Н как N французский
Произноситьумела в нос.[47]
Вначале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина: онистали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это былонастолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строкженским ножкам:
Музыкауж греметь устала;
Толпамазуркой занята;
Бренчаткавалергарда шпоры;
Летаютножки милых дам;
Поих пленительным следам
Летаютпламенные взоры,
Иревом скрипок заглушен
Ревнивыйшепот модных жен.[48]
Иливот, например:
Люблюя бешеную младость,
Итесноту, и блеск, и радость,
Идам обдуманный наряд;
Люблюих ножки;
Ах!долго я забыть не мог
Двеножки… Грустный, охладелый,
Явсе их помню, и во сне
Онитревожат сердце мне.[49]
Верхняячасть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырезлифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, котораясзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа[50],Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго[51],были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти.
Накаждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева вбольших количествах и хорошего качества:
Вкруг стана вьются и трепещут
Прозрачнойсетью кружева.[52]

Нашляпке каждой уважающей женщины обязательно должна была красоваться вуаль, которуюназывали на французский манер – флер:
И,флер от шляпы отвернув,
Глазамибеглыми читает
Простуюнадпись.[53]
Вэти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы,шали: «На кудри милой головы я шаль зеленую накинул»[54].В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна изних – берет:
Ктотам в малиновом берете
Спослом испанским говорит?[55]
Беретукрашался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его неснимали на балах, в театре, на званых обедах.
Самыммодным украшением в эту эпоху считается боа:
Онсчастлив, если ей накинет
Боапушистый на плечо.[56]
Поразнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «ЕвгенииОнегине» встречаем мы такие слова, как «манто»[57], «редингот»[58],«капот»[59], «салоп»[60].Все эти слова обозначают различные виды верхней женской одежды.
Вначале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений,словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами,колье, диадемами, фероньерками[61], серьгами.Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцамиукрашали чуть ли не каждый палец руки.
Дамскиетуфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокругщиколотки наподобие античных сандалий. Однако, кроме открытых туфелек, вошли вупотребление и ботинки на застежке, которые носили женщины всех слоев общества.
Наиболее распространенными аксессуарамимодной женской одежды второй половины девятнадцатого – начала двадцатых вековбыли перчатки и зонтики. Летом носили перчатки кружевные, нередко без«пальцев», зимой – трудно было обойтись без шерстяных. Функциональноебезусловное значение в дождливую русскую осень и в солнечное лето имели вРоссии и зонтики, бывшие в то же время изящным дополнением платья или костюма.Ручки зонтиков делались из кости, дерева, панциря черепахи и даже издрагоценных металлов…
Умение элегантно одеваться предполагалотакже тонкое соответствие между нарядом и прической или головным убором.Менялась мода на одежду, менялись и прически. В начале века женская прическакопировала античную. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30–40-егоды, эпоху романтизма, волосы укладывали буклями[62]на висках. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью НиколаевнуЛанскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической.
3. Роль описанной одежды длясоздания фона эпохи
Одеждав романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковойфункции. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
Водежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:
Всев них на старый образец:
Утетушки княжны Елены
Всетот же тюлевый чепец;
Всебелится Лукерья Львовна.[63]
Номолодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:
Взбиваюткудри ей по моде…[64]
Вкусыпровинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:
Асам в халате ел и пил…[65]
Пушкиндает представление и об одежде простых горожан и крестьян:
Вочках, в изорванном кафтане,
Счулком в руке, седой калмык…[66]

Предметно-бытоваядеталь нужна и для создания фона эпохи.Произведение Пушкина даетвозможность определить по деталям, к какому времени относится тот или инойфакт.
Художественныефункции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать осоциальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертаххарактера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина«Евгений Онегин».
В19 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которымравнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальноедворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества иразночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальноеплатье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Распространялась моды в19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было оченьмало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовыхобразцов.


Заключение.Мода и стиль одежды
Строки поэта служат прекраснымиллюстративным материалом, читая их, живо можно представить быт и нравы людейвека, их привычки, моды и обычаи.
Почему именно костюм предстает стольважным выразительным средством, деталью, которая выявляет не толькопластический облик персонажей, но и их внутренний мир, определяет позициюсамого автора литературного произведения?
Это заложено в самой природе костюма. Едванаучились выделывать простейшие ткани и шить незамысловатые одеяния, костюмстал не только средством защиты от непогоды, но и определенным знаком. Одеждауказывала на национальную и сословную принадлежность человека, егоимущественное положение и возраст.
С течением времени увеличивалось числопонятий, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани,орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то деталей. Когдаречь шла о возрасте, то можно было указать массу подробностей – достигла лидевушка, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, ужесостоит в браке. Тогда костюм мог рассказать тем, кто не знает ее семьи, естьли у женщины дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки,поскольку они усваивались в процессе повседневной жизни, могли лишь те, ктопринадлежал к этой общности людей.
У каждого народа в каждую историческуюэпоху вырабатывались свои отличительные знаки. Они постоянно менялись. Влияликультурные контакты народа, техническое совершенствование ткачества, культурнаятрадиция, расширение сырьевой базы и т.д. Неизменна оставалась суть – особыйязык костюма.
В эпоху Пушкина мода в светской сфереотражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду, все, чтобыло модно во Франции, чуть позднее светские модницы одевали на себя. Изпроизведений классиков того времени, и прежде всего Александра СергеевичаПушкина, очень хорошо обрисовывается мода конца восемнадцатого – началадевятнадцатого веков – не только среди дворян, но и простого русского народа.
Со временем мода менялась. Таким образом,можно сказать, что каждому историческому периоду времени соответствует своя модаили стиль одежды.
Я убедилась в правоте Белинского,называвшего пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русскойжизни». Единственное, мне хотелось бы добавить к словам великого критика, что всепроизведения Александра Сергеевича Пушкина можно назвать такими«энциклопедиями», так как во всех его трудах подробно описан быт русских людей,их нравы и привычки.

Библиография
 
1. Арманд Т.«Орнаментация тканей». – М., 1931.
2. Берман Е. и Курбатова Е.«Русский костюм 1750–1917». М., 1960–1972.
3. Большойэнциклопедический словарь.
4.Буровик К.А.«Красная книга вещей». – М., 1996.
5. Гиляровская Н. «Русскийисторический костюм». М., 1945.
6. Готтенрот Ф.«История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудиянародов древних и новых времен». (Перевод с немецкого) СПб. – М., 1855 (1 изд.)и 1911 (2 изд.).
7. «История русскойодежды». СПб., 1915.
8. Калинская Н.М. Историякостюма. – М., 1977.
9. Киреева Е.В.«История костюма. Европейские костюмы от античности до ХХ – ого века». М., 1976(2 изд. исправленное).
10. Кирсанова Р.М. Костюм– вещь и образ в русской литературе девятнадцатого века. – М., 1989.
11. Мерцалова М.«История костюма». М., 1972.
12. Пушкин А.С.«Евгений Онегин». Роман в стихах». М., 2004.
13. Пушкин А.С.«Проза великого поэта». М., 2003.
14.Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. – М., 1987.
15.Пушкинский вечер в школе. – М., 1968.
16.Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.
17.Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М, 1990.
18.Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.
19.www.vseslova.ru
20. www.slovorus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.