Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Особенности художественной речи сатирического произведения

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генераловпрокормил». Особенности художественной речи сатирического произведения

МихаилЕвграфович Салтыков-Щедрин (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)(настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин)
Жанрсказки издавна привлекал Щедрина. Более чем кто-либо из современников, онпонимал все преимущества сказочной манеры повествования, и его обращение ксказке было вызвано не только условиями общественно-политической жизни Росиитех лет.
Каксамостояительный жанр сказка впервые появляется в его творчестве в 1869году.«Повесть о том как один мужик двух генералов провормил». Своёпроизведение он назвал именно «Повесть...» а не "Сказка...", потому что это произведение своего рода сказка для взрослых, вкотором изображены герои того времени: два генерала воплощающие собойсамодержавный строй и мужика который воплощает собой русский угнетенный народ.
Сказкабез сказочных героев, в которой не отражены реалии русского народногофольклора, не похожа на народную сказку, ни в композиции, ни в сюжете неповторяет традиционных фольклорных схем, поэтому и названа«Повестью...», в которой автор лаконично, четко и ясно раскрываетаспект русской самодержавной действительности.
«Точто г.Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, — свозмущением сообщал один из цензоров цензурному комитету,- его сказки -та жесатира, и сатира едкая, тенденциозная, более ли менее направленная противобщественного и политического нашего устройства».
Блестящиеминиатюры Щедрина представляли собой беспощадную сатиру на самодержавный строй,на реакционную правительственную политику 80-хгг.
Принципизображения жизни народа «без всяких прикрас» Щедрин положил в основувсей творческой деятельности, правдиво отражая в ней глубокие противоречиякрестьянской жизни.
Карающийсмех Щедрина не оставлял в покое представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию, действовавших под покровительством правящейполитической верхушки и в союзе с ней.
В сказке«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин по«щучьему велению, по моему хотению» переносит генералов нанеобитаемый остров, — чтобы с особой наглядностью показать их никчемность,паразитизм, полную зависимость от тех кого они эксплуатируют. Наивностьгенералов фантастична. «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, чточеловеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?— сказал один генерал»… Очутившись на необитаемом острове, в ночныхрубашках и с орденами на шее генералы впервые в жизни сталкиваются с действительностью."- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, впервоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал одингенерал. — Да, — отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал,что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!"
Приемамиостроумной сказочной фантастики Щедрин показывает, что источником не толькоматериального благополучия, но и так называемой дворянской культуры являетсятруд мужика.
Генералы-паразиты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове безприслуги, обнаружили повадки голодных диких зверей. «Вдруг оба генералавзглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, изгруди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и водно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье;генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден инемедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».
Орден, которыйодин из генералов откусил у другого, – деталь гротескная. Откусить можно частьтела (палец, ухо…). Нарушение смысловой сочетаемости слов рождает ассоциациимежду наградой и частью тела: орден как бы стал принадлежностью плоти генерала.Находящаяся сразу вслед за известием об откушенном ордене фраза о потекшейкрови эти ассоциации словно бы подкрепляет: можно понять так, что кровь потеклаиз раны, оставшейся именно на месте откушенного ордена.
Но вестественном мире необитаемого острова знаки отличия, указания на место виерархии власти теряют всякий смысл, а откушенным орденом сыт не будешь…
Участьзаброшенных на необитаемый остров генералов была бы печальной, если бы онивовремя не вспомнили о том что где то поблизости непременнно должен быть мужик" мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудьспрятался, от работы отлынивает! Мысль эта до того ободрила генералов, что онивскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика".
«Долгоони бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинногохлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложивпод голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образомуклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
— Спишь,лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут двагенерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!
Всталмужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но онитак и закоченели, вцепившись в него».
Сбольшой симпатией рисует Щедрин этого полного сил, ума и изобретательностимужика.
".Полезсперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, асебе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю;потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом изсобственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напекстолько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли итунеядцу частичку?»"
Онспособен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этотперсонаж. В то же время Щедрин заставляет задуматься над тем почему же мужикбеспрекословно не жалеючи сил, работает на тунеядцев-генералов? Вместе сСалтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденноговзваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках,способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.
В "Сказках" Салтыков воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленногорусского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, своиглубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силународную.
Источникомпостоянных и мучительных раздумий писателя служил поразительный контраст междусильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Проявляя беспримерныйгероизм в труде и способность превозмочь любые трудности жизни, крестьянствовместе с тем безропотно, покорно терпело своих притеснителей, пассивнопереносило гнет, фаталистически надеясь на какую-то внешнюю помощь, питаянаивную веру в пришествие добрых начальников.
Сгорькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность мужика, представив здеськартину кричащего противоречия между огромной потенциальной силой и классовойпассивностью крестьянина. Громаднейший мужичина, мастер на все руки, передпротестом которого, не устояли бы генералы, если бы он был на это способен,безропотно им подчиняется. Генералы всецело зависят от мужика, а он никак независит от них. Но мужик подчиняется, а господа господствуют. Генералы – они ина необитаемом острове генералы.
" — Довольны ли вы, господа генералы?"
" — Не позволите ли теперь отдохнуть?"
Сам жеверевку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи чтобы он не сбежал. Даещё благодарен был генералам: «как бы ему своих генералов порадовать зато, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русскогонарода в эпоху самодержавия.
Сказочныйколорит необитаемого острова свободно сочетается с «пенсиями»,«мундирами», «вавилонскими столпотворениями».
«Прошелдень, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне супварить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить,что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии их всенакапливаются да накапливаются.
— А каквы думаете, ваше превосходительство, в самом ли деле было вавилонскоестолпотворение или это только так, одно иносказание? — говорит, бывало, одингенерал другому, позавтракавши.
— Думаю,ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как жеобъяснить, что на свете существуют разные языки!
— Сталобыть, и потоп был?
— Ипотоп был, потому что, в противном случае, как же было бы объяснитьсуществование допотопных зверей? Тем более, что в „Московских ведомостях“повествуют...»
Сочетаниебытового и комичного достигается присутствием в тексте таких деталей.«Культурная» же беседа насытившихся генералов о происхождении языков(было ли причиной разделения языков вавилонское столпотворение) и о реальностивсемирного потопа представлена как бестолковая болтовня, как пустопорожнее«философствование».
Такимобразом в сказке сначала звучат два голоса — это ироничный голос автора ипафосные голоса генралов, а затем присоединяется третий голос, голос мужикасимволизирующий собой голос народа.
Наряду ссатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной ирониейизобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.
Приемысатиры используемые в произведении автором:
— Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретномобразе
(Генералне может сорвать яблока с дерева).
— Гипербола – преувеличение.
(Пища втом самом виде родится, в каком ее к столу подают).
— Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.
— Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного ивозвышенного. (сцена остервенения генералов).
Заканчиваетсясказка словами: «Веселись, мужичина».Эта фраза может быть сказанатремя персонажами: непосредственно автором, и в ней звучит глубокое сочувствиек русскому крестьянину и боль оттого что крестьянин по прежнему беден, а за всеего труды- «выслали ему рюмку водки да пятак серебра».
Фразаможет принадлежать генералам и тогда это горькая ирония. Издевка над народом.«Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни всказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли». Фразаможет принадлежать самому мужику и изображает пассивность народных масс, ихпокорность и политическую темноту, «бессознательность» крестьянства.
Вывод:Салтыков-Щедрин был великим мастером иронии — тонкой, скрытой насмешки,облеченной в форму похвалы, лести, притвороной солидарности с противником(вместе с генералами возмущался поведением тунеядца — мужика. Специфическаясила иронии, которая, по выражению Щедрина, «распространяется в видетончайшего эфира» (v, 231), заключается в том, что, уязвляя противника,она сама остается неуязвимой и о неуловимиой. Недаром сатирик говорил:"… страшное орудие-ирония".
Издевательскивысмеивая носителей социального зла, изображая их в смешном виде, сатириквозбуждал к ним в обществе чувство активной ненависти, воодушевлял народ наборьбу с ними, поднимал ему настроение и веру в свои силы, учил пониманию своейроли в жизни.

Списокиспользованной литературы
1.Базанова В.И. «Сказки»М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л.,-1966г.
2.Бушмин А.С.«Салтыков-Щедрин.Исскуство сатиры». М.,1976г.
3.Горячкина М.С. «СатираСалтыкова-Щедрина» М.,1965г.
4.Бушмин А.С. «СатираСалтыкова-Щедрина» М., 1959г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Middle Ages Essay Research Paper During
Реферат Избранная рада и опричнина Ивана Грозного. Их влияние на развитие русской государственности в работах советских историков
Реферат ФСС: О некоторых вопросах порядка проведения камеральных проверок
Реферат Проблемы сексуальных отношений и планирования семьи в религиозных о
Реферат Physician Assistant Essay Research Paper What is
Реферат Самое запомнившееся мероприятие.
Реферат South Atlantic Eddies Essay Research Paper The
Реферат «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра»
Реферат Дослідження взаємозвязків між живими організмами на прикладі екосистеми озера
Реферат The Iraq Crisis Essay Research Paper The
Реферат Современная теория издержек производства и прибыли
Реферат Литература - Фармакология лекарственные средства влияющие на
Реферат On Friendship Essay Research Paper On friendshipIn
Реферат Контроль в системе управления гостиницей
Реферат Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной