Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Любовная лирика Владимира Владимировича Маяковского

Министерствообразования Республики Татарстан
Общеобразовательнаяшкола №15
Любовная лирикаВладимира Владимировича Маяковского
Реферат
Выполнил:
ученик 11А класса
Маннапов Раис
Проверила: Ермолаева Л.А.          
Альметьевск2009

/>Содержание
Содержание
Введение
«Долой вашу любовь» 1912 – 1917       5
«Люблю неизменно и верно!» 1917-1930
Вывод
Список используемой литературы

/>Введение
« Любовь – это жизнь, этоглавное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь – этосердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делаетсялишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем»
(Из письма Маяковского кЛ. Брик 5 февраля, 1923 г.)
Говорить об актуальностиэтой темы вряд ли имеет смысл. Тема любви вечна. С течением времени меняютсявзгляды, становятся иными представления о том, какое место занимает любовь вчеловеческой жизни, но у человека – если использовать метафору Маяковского – незатухает «пожар сердца». Тема не стареет: сменяются поколения – в жизнь входятлюди, для которых слова любви звучат впервые.
Задача моей работы,раскрыть смысл заключенный в эпиграфе, потому что именно такое, любящее ипотому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в лирикеМаяковского, увидеть настоящего Маяковского — «живого, а не мумию». Для этогомне предстоит ответить на интригующие вопросы: кого и как любил этот человек ичто ему принесло это чувство, почему «громада любовь» неотделима для него от«громады ненависти», разобраться, что скрывается за его пафосом и театральнойгрубостью.
Я выбрала эту тему,потому что для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не отграничивает их отмира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке ( «вквартирном маленьком мирке»), неотделимо для поэта от ненавистного ему старья,любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом высокий идеал любвиосуществим лишь в светлом будущем, где человек будет свободен от ещесковывающих его сегодня пут прошлого, олицетворением которых является дляМаяковского мещанство с его низменными интересами, безысходной пошлостью. Изадача поэзии – ускорить путь в грядущее, дать возможность, преодолев«будничную чушь» ( «Любовь заменяете чаем? Любовь заменяете штопкой носков?»),вбежать «по строчке в изумительную жизнь».
Чувство, связывающеедвоих, вызывает в стихах Маяковского ощущение трогательной нежности ко всемуживому, ощущение родства со всем миром и даже – вселенной.
Стихи по глубоко «личныммотивам» и в этом случае становятся стихами о всеобщем счастье – на меньшеепоэт не согласен:
Что толку –
тебе
одному
удалось бы?
Жду,
чтоб землей обезлюбленной
вместе,
чтоб всей
мировой
человечьей гущей.
Собственно любовнаялирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где речьсовсем о другом, вновь и вновь возникает слово «любовь». Потому что поэтговорит о жизни, которая пуста и бессмысленна, если нет в ней места этомучувству.
/>«Долой вашу любовь» />/>/>1912 – 1917
Творчество Маяковскогоможно условно разделить на два периода: дореволюционный(1912-1917) ипослеоктябрьский(1917-1930). Любовная тема была одной из ведущих вдооктябрьском творчестве. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральнойво «Флейте-позвоночнике», тема любви звучала и в поэме «Человек», и встихотворение «Лиличка», и во многих ранних стихотворениях молодого поэта.Маяковский всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы.Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинствадореволюционных поэм и стихотворений, позволило поэту раскрыть трагедиючеловека в мире капитализма, где все – в том числе и любовь – подчиненоденежному чистогану.
Мотивы боли и страдания,намеченные в произведениях Маяковского 1912-1913 годах, нашли воплощение и впоэме «Облако в штанах». Уже в первой части поэмы перед читателем возникаетобраз глубоко страдающего человека, раненого любовью.
Основная мысль этогопроизведения, впрочем, как и других произведений дореволюционного творчестваМаяковского («Флейта-позвоночник», «Человек»), заключается в страданиилирического героя от неразделенной любви, которое перерастает в крик протестапротив мира (четыре крика четырех частей: «Долой вашу любовь», «Долой вашеискусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию»), где деньги и богатствопревыше всего. Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, котороеобрекает человека на страдания. При этом критикуются четыре важнейшие основыбуржуазного общества – его мораль, искусство, строй, идеология. Четыре частипоэмы органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедиянеразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест противбуржуазного мира в целом.
Важное значение поэмызаключается уже в том, что здесь сделана попытка раскрыть социальную подоплекутрагедии: Мария (её прототипом являлась Мария Денисова – возлюбленнаяМаяковского) ушла к другому, так как в этом обществе действует страшная формула«деньги – любовь – страсть», согласно которой любовь зависит от властикапитала. Правда, до конца социальная природа любовного конфликта не раскрыта.Это будет сделано в последующих произведениях Маяковского. В «Облаке…» звучитлишь намек на то, почему Мария ушла от лирического героя. Но важно подчеркнуть,что уже здесь намечается тенденция, определившая характер дальнейшего развитиялюбовной темы в дооктябрьском творчестве.
Ошеломляющим в поэме быловсе: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась«Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников –апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом,возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления одобре и зле. Когда цензоры прочитали поэму, они заявили авторы: «Что вы, накаторгу захотели?» Маяковскому пришлось сменить название на «Облако в штанах».
Не смотря на то, чтопрототипом героини явилась Мария Денисова, «Облако в штанах» Маяковскийпосвятил Лиле Брик, с которой познакомился в 1915 году и сразу влюбился. С этогомомента Лиля Юрьевна Брик стала единственной музой и адресатом любовной лирикимастера.
Поэмы Маяковского 1910-х(Флейта-позвоночник (1915), Человек (1916–1917)), отталкиваясь от ситуации,реально присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифаМаяковского». К нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине,наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности Л. Брик.
В 1915 году Маяковскийвновь протестует против бездушного мира и протест его выливается в мечту о чистойлюбви в поэме «Флейта-позвоночник».
В лирическом герое «Флейты-позвоночника»нет противоречивости героя «Облака в штанах», он, любящий, но отвергнутый, –только страдающая сторона. Он, хотя и называет Бога «Всевышним инквизитором»,обращается к нему не с угрозами, а лишь с просьбой прекратить невыносимыестрадания:
Только –
слышишь! –
убери проклятую ту,
которую сделал моейлюбимою!
Мысль о калечащей силеденег в капиталистическом обществе, прозвучавшая в «Облаке в штанах»,становится ведущей и в поэме «Флейта-позвоночник»:
Знаю,
каждый за женщину платит.
Ничего,
если пока
тебя вместо шикапарижских платьев
одену в дым табака.
О том, что и потом поэтне нашел в любви счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916 — 1917годов.
В 1916 году Маяковскийпосвящает Лиле Брик стихотворение «Лиличка», призванное «вместо письма»передать «горечь обиженных жалоб». Неразделенная любовь лирического героя виситна его возлюбленной «тяжкой гирей». И снова возникает, поднятая в«Флейте-позвоночнике», тема ревности:

Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я не знаю, где ты и скем.
 «Лиличка!»
А я вместо этого до утрараннего
в ужасе, что тебя любитьувели,
метался
и крики в строчкивыгранивал,
уже наполовинусумасшедший ювелир.
 «Флейта-позвоночник»
В поэме«Человек» написанной в 1917 году, звучащей гимном человеку-творцу,любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия …
И только
боль моя
острей –
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.
Повествование в поэме «Человек»строится по модели Евангелия (Рождество, Жизнь, Страсти, Вознесение и т.д.), нона место Иисуса ставится лирический герой, которым является сам ВладимирМаяковский.
В поэме «Человек»Маяковский переходит к прославлению обычного человека, в день рождения которого«никаких не горело знаков», а не апостола как в «Облаке…» Поэт утверждаетпоистине безграничные потенциальные возможности человека. Да, говоритМаяковский, человек от рождения прекрасен, он весь «сплошная невидаль», каждоеего движение – «огромное, необъяснимое чудо», прекрасны его дивные руки,великолепен «драгоценнейший ум», превосходен «величественный комок» — сердце,весь человек – «необыкновенное чудо двадцатого века». Но жестокие,бесчеловечные законы капитализма безжалостно калечат это «чудо», превращая егов раба капитала. А для истинной любви нет места в этом уродливом мире./> «Люблюнеизменно и верно!» />/>/>1917-1930
маяковскийлирический герой
Великая Октябрьскаясоциалистическая революция, раскрепостив человека, создала условия дляторжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особеннояркое выражение в поэме «Люблю» (1922 г.). В то время, когда развертываетсяполемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимнымпереживаниям, к теме любви, Маяковский посвящает Лиле Брик эту поэму.
Это произведение очеловеческой любви во всех её проявлениях, о любви в самом широком смысле этогослова, это песнь о том, как зарождалась, расцветала и обрела свои зрелые формычеловеческая любовь. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить вниманияна то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей»,«Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер вразвитии, вернее в становлении любовного чувства.
Уже в первой главке«Мальчишкой» в лирическом герое поэмы зарождается способность любить. Но любовьздесь выступает как способность воспринимать, чувствовать мир, природу – исолнце, и реки, и «стоверстые скалы». Так Маяковский уже в начале поэмыпредельно расширяет тему: сфера любви так же безгранична, как безграничнаобласть человеческих чувств.
Такое понимание природылюбви характерно и для последующих главок, отражающих своеобразную «эволюциюсердца» героя, превращение мальчишеского «сердечка» в «сплошное сердце», когда
Комок сердечный разроссягромадой:
громада любовь,
громада ненависть.
«Громада любовь» — такопределил Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чемуоткрыто его сердце, что в него «входит страстями». Но этот же «сердечный комок»включает в себя и «громаду ненависть» ко всему отвратительному в жизни.Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюциисвоего лирического героя показывает, как его чувства становятся социальноосмысленными. Этому способствует постижение героем сущности социальныхотношений в буржуазном мире – и бездомная жизнь в капиталистическом городе,научившая его с детства «жирных ненавидеть», и раннее знакомство с глазком103-й камеры Бутырской тюрьмы, и многие другие «университеты» жизни.
Примечательно, что изодиннадцати главок поэмы «Люблю» семь посвящены чувству человеческой любви всамом широком смысле этого слова (любовь как способность вбирать, впитывать всебя окружающий мир), и лишь с восьмой главки («Ты») в поэму входит«традиционная» тема любви к «ней».
В противоположность«кучерявым лирикам», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно изпроявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно восприниматьжизнь во всех её проявлениях.
 «Люблю» заканчиваетсясвоеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественностих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно.
Лирический герой во весьголос заявляет о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новомучеловеку, строителю социалистического общества своим активным восприятиемжизни, цельностью, глубиной и постоянством чувства, неиссякаемым оптимизмом,которым пронизана вся поэма – от первой до последней строки.
Более сложно и противоречиворешение любовной темы в поэме «Про это», написанной в следующем, 1923 году.Сложность этого произведения во многом объясняется тем, что это поэма-трагедия.Образ лирического героя раскрыт здесь в предельно драматизированной ситуации, втрагическом конфликте.
Осенью 1922 г. отношения между Маяковским и Л.Ю. выдержали кризис, в следствии которого они приняли решениепрожить два месяца врозь. Лиля и Маяковский должны были пересмотреть своеотношение к быту, к любви и ревности, к инерции повседневной жизни, к«чаепитию» и т.д. Маяковский старался это сделать; тем не менеемесяцы самоиспытания не привели к большим изменениям в их жизни, да иМаяковскому это было не важно — лишь бы они были вместе и впредь. 28 февраля втри часа дня истек для Маяковского «срок заключения», они встретилисьс Лилей на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя вкупе, Маяковский прочитал ей только что законченную поэму «Про это» изаплакал …
«По личным мотивам обобщем быте» — так он характеризовал свою поэму о любви. Это определениеподходит ко всем его стихотворениям о любви. Характерный и своеобразный лиризмМаяковского проявился в том, что любая поэтическая тема, если увлекала его,была для него личной. Деление на лирику гражданскую и интимную для него несуществовало, — эти отдельные ранее жанры слились в его стихах в неразделимыйсплав. Если политическая тема становится в стихах Маяковского личной, тоодновременно с этим о самом интимном человеческом чувстве он рассказывает какпоэт-гражданин. Не случайно идея единства личного и общественного столь яркодекларируется в заключительных строках поэмы, где поэт выражает своёзаветнейшее желание:
Чтоб жить
 не в жертву дома дырам.
Чтоб мог
 в родне
 отныне
 стать
отец
 по крайней мере миром,
землей по крайней мере –мать.
Странную исповедальнуюпоэму написал Маяковский. Казалось бы, она действительно «про это», авчитаешься — все-таки больше про другое. Недаром ее тема впрямую не названа.«Про что, про это?» — спрашивает автор и слово «любовь»,подсказанное рифмой, зачем-то заменяет многоточием. Источник поэмы – угрозаразрыва с любимой, угроза почти убийственная: «Теперь я чувствую, что менясовсем отодрали от жизни, что больше ничего и никогда не будет», — восклицалавтор в письме времен создания «Про это». Все гиперболы, антитезы, градацииподчинены здесь одному – выражению необыкновенного накала чувств. Но еслиотбросить всю научную фантастику, все картины аллегорических превращений, каквсегда, искусно и многословно реализующие каждый речевой оборот, то останетсянесколько ярких и крепких моментов, где выражены те же основные мотивы, что и вдооктябрьских стихах и поэмах: обида, ревность и ненависть.
Повседневное окружениеего любимой: вороны-гости, друзья-соперники — вот главное препятствие на путиего любви. Это и названо всеми нехорошими словами, принятыми в то время купотреблению. Любовь к «ней» в условиях «будней тины» была для поэтанеприемлимой. И самое страшное, корень трагедии — в том, что ведь и самалюбимая — неотъемлемая часть всего этого, и если он ни в чем ее не обвиняет, тотолько оттого, что любит. Трагична, безысходна любовь Маяковского, неустранимопрепятствие на ее пути, по крайней мере в этой, сегодняшней жизни. Но поэмеМаяковского в 1923-м году необходим оптимистический выход, без него онасостояться не может. И Маяковский такой выход находит, убивая себя и воскресшаяв будущем, в далеком и замечательном тридцатом веке, веке коммунизма, которыйизображается как время торжества истинной любви, когда осуществится мечта поэта– «чтоб всей вселенной шла любовь». И обращаясь к людям будущего, поэтвосклицает:
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравшихмелочей.
Нынче недолюбленное
 наверстаем
звездностью бесчисленныхночей.
Понимание Маяковским природылюбви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражениев двух поэтических «письмах» — «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущностилюбви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданы стихотворения осенью 1928 года вовремя пребывания Маяковского в Париже, они навеяны сильным и глубоким чувствомк Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в Париже, куда она приехалав 1925 году из Советской России по вызову своего дяди, художника. Но (и это такхарактерно для Маяковского) его «Письмо товарищу Кострову…» — не просто олюбви, оно о сущности любви.
Обжигающей силы чувствовызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть намир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающеечеловека, буквально созидающее его, многократно увеличивающее его силы.
Как это чаще всего бываету поэта, о самом серьезном говорится с долей иронии:
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы –
только
слушать согласись.
Но стихотворениеразворачивается – и все ощутимее становится пафос стиха, стремящегося добратьсядо сути человеческой жизни, объяснить, что позволяет опять о опять запускать вработу «сердца выстывший мотор». Здесь проявляется не ослепляющая человекастрасть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. И по меретого как разворачивается эта мысль исчезают стены зала, в котором начатразговор: сюда врывается шум улицы, звездное небо раскидывается над головамивлюбленных.
Говоря о сущности любви,поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат«Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которойобращен поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множестводеталей, подробностей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси: любовь,которая вызвала к жизни эти строки, — «человеческая, простая», да и поэтический«экстаз» проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
 стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
 авто
 по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
 умницы:
человек –
 в экстазе.
Простое, земное чувствопротивопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью»: поэтговорит о том, что возвышает человека, о стихии («Ураган, огонь, водаподступают в ропоте»), обладающей живительной силой. И опять-таки, как этосвойственно способствуют буквально материализации понятий, отвлеченных уже посамой природе своей. Произнесенное здесь имя великого Коперника даетпредставление о масштабах, единственно достойных чувства, о котором идет речь.И вместе с тем – представление о силе, которой оно одаривает человека,реализуется в образе радостно-возвышенном:
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Поэт нигде не снижаетпафоса стихов о том, что позволяет человеческому сердцу работать, но искусноприглушает его. Прежде всего – с помощью иронии:
Сомн видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
В стихах о сущности любвираскрывается сущность поэтического творчества, как понимал его Маяковский. Иэто естественно, так как поэтом делает человека свободное от какой бы то нибыло корысти чувство, вызывающее к жизни слова трепетно нежные. Но они же,давая возможность «двум влюбленным на звезды смотреть из ихней беседкисиреневой», обладают силой, способной «подымать, и вести, и влечь, которыеглазом ослабли».
Примечателен тот факт,что «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» адресовано лицуофициальному – редактору «Комсомольской правды» А.С Мартыновскому. Разговор слюбимой о любви словно бы обретает общественный характер. И другим он быть неможет, в особенности если вспомнить то, что для обращения к красавице, «в мехаи бусы оправленной», возникает слово «товарищ» и обращенные к ней слова: «Вы кМоскве порвали нить». Смысл их раскрывается в «Письме Татьяне Яковлевой». Но ив первом из двух писем звучит нотка горечи, что любимая – на другом берегу.
В адресованном ТатьянеЯковлевой и не предназначавшемся для печати стихотворении та же, что и в«Письме товарищу Кострову…», тема предстает с иной, драматической стороны.Трудно – да и нужно ли сейчас – разбираться в том, почему взаимная, судя посвидетельствам современников, любовь не смогла принести счастья.
Вновь и вновь, в каждомстихотворении, мы убеждаемся в том, что любовная лирика оказывается уМаяковского подлинно гражданской:
В поцелуе рук ли, губ ли,
в дрожи тела близких мне
красный цвет моихреспублик
тоже должен пламенеть.
И в адресованном лишьлюбимой женщине «Письме…» «Я» неотделимо от «Мы», судьба и счастье любящих – отсудеб «ста мильонов».
Оба «Письма …» и тогда женачатое, но так и не законченное второе, лирическое, вступление в поэму опятилетке поражают сдержанностью тона, напряженностью, которая не выплескивается,но уходит в глубь стиха, — все это свидетельствует о глубине и цельностичувства. А стало быть, цельности характера, в котором это чувство находитвоплощение.
/>Вывод
Грубость формы стихов игрубость поведения Маяковского были не только средством эпатажа, стремлениемпривлечь к себе внимание, но и самозащитой, как знаменитая «желтая кофта»,«которой душа от осмотров укутана». Под маской уличного хулигана скрываласьнежная, любящая душа поэта. Невозможно не почувствовать трагическую красотубьющих по сердцу стихотворений: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову осущности любви», поэм: «Флейта-позвоночник», «Человек» и др. В них отразилосьмироощущение поэта, жаждущего любви, сочувствия, понимания, но обреченного наодиночество в этом «обезлюбленном» мире. Маяковский склонен гиперболизировать своичувства, его поэзия находится под током высокого напряжения чувств. Любовьпоэта безмерна, безгранична, это «пожар сердца», прекрасная болезнь:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
У него пожар сердца…
 
Любовная лирикаМаяковского неразрывно связана с личными переживаниями. Но нельзя отрицать, чтовся его поэзия является подлинно гражданской, что не может не сказаться и налюбовной лирике: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красныйцвет моих республик тоже пламенеть». Если политическая тема становится в стихахМаяковского личной, то одновременно с этим о самом интимном человеческомчувстве – о любви – он рассказывает как поэт-гражданин. «По личным мотивам обобщем быте» — так он охарактеризовал свою поэму о любви «Про это». Этоопределение подходит ко всем его стихотворениям о любви.
В стихах Маяковского всечувства напряжены до предела, ему не свойственны стихотворенияспокойно-описательного характера. Стих Маяковского может быть более или менеевыразительным, но никогда – вялым. Лирический – это, по Маяковскому, значитдейственный, активный, рассчитанный не только на сочувствие, но прежде всего насоучастие читателя. Его страстный, кипучий темперамент отражается в егопроизведениях: «громада – любовь, громада – ненависть». «Ему – агитатору,горлану-главарю» — мало рассказать просто о любви, ему важно убедить читателя,достучаться до его сердца. Сила лирики в ее заряженности большим чувством, большойидеей. Прав Маяковский: «Описанию, отображению действительности в поэзии нетсамостоятельного места». Поэт не рассказывает, не сообщает – он убеждает,доказывает.
Я считаю, тема любви –центральная в творчестве Маяковского, несмотря на немногочисленностьпроизведений ей посвященных.
Не смоют любовь
Ни ссоры,
Ни версты
Люблю
неизменно и верно!
 />Список используемой литературы
1. «ВладимирМаяковский» ЛЕНИЗДАТ, 1971г.
2. «Маяковский –лирик» А.С.Карпов, Москва, Просвещение, 1988г.
3. «Маяковский.Жизнь и творчество» В.Перцов, Москва, 1976г.
4. «Изучениетворчества Владимира Маяковского» П. К. Сербин, «Молодая гвардия», 1978г.
5. «Любовь — этосердце всего» Б. Янгфельдт


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средневековый город в Западной Европе
Реферат А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор: Брунер Т. Б. План урока
Реферат Жанровые особенности романа Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Bless Me Ultima Essay Research Paper Bless
Реферат Жанровое своеобразие романа Замятина Мы
Реферат Фонтан Герона Александрийского
Реферат Антикризисное управление как новая парадигма управления
Реферат Древнегреческий философ Эмпедокл
Реферат Предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области
Реферат Количественные показатели в туризме
Реферат Анализ системы управления 2
Реферат Особенности общественного и национального этикета
Реферат Понятие смешанной экономики 2
Реферат Разработка участка уборочно-моечных работ на станции технического обслуживания
Реферат Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"