Введение
Впервые с Пушкиным япознакомилась в раннем детстве. Когда я ещё не умела читать и писать, мамаперед сном читала мне его сказки. Дальнейшее знакомство продолжалось уже вначальных классах, в школе. С начало мы читали сказки, стихи о природе, а потомстали изучать более объёмные произведения: поэму «Полтава»; повести«Дубровский» и «Капитанская дочка». И вот уже в этом году мы познакомились сзамечательным романом в стихах «Евгений Онегин».
Значительное место втворчестве Пушкина занимает тема любви. Именно она оказала особенноевоздействие на мою душу. Уверена, что именно в лирике она раскрывается наиболееполно. Обычно любовную лирику определяют как род поэтического творчества, вкотором с той или иной полнотой раскрывается душевная жизнь поэта. В лирикечаще всего присутствуют личные местоимения, поэт говорит от первого лица. Но вэтом заключается удивительная особенность лирики: она воздействует на тех, кточитает стихи и воспринимает их от своего лица. Также произошло и со мной,поэтому мне так дорога и близка лирика А.С. Пушкина, а особенно стихи о любви.
Для написания рефератая изучила много книг. О первом увлечении Пушкина я узнала из книги Л.И. Соболевой«А.С. Пушкина. Избранные сочинения». О его отношениях с Керн я прочитала изкниги Б. Томашевского «Пушкин». О его лучшем романе «Евгений Онегин» я узналаещё в школе, но о том, как создавался этот роман, я нашла материал в книгах С. Бонди«О Пушкине» и С.М. Петров «А.С. Пушкин».
Основная часть
Любовь – это самоедорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизньсмыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной ибогатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкинаярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало АлександраСергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до насстихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается спервым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театраграфа В.В. Толстого в царском селе:
В первый раз ещё,стыжусь, В женски прелести влюблен Целый день как ни верчуся, Лишь тобою занятя…
(«К Наталье»; 1813 год)
И от этого первогоувлечения ранней юности крепостной актрисой до прекрасной любви к тезке,великолепнейшей красавице Натальи Гончаровой. Любовь заняла основное место втворчестве Пушкина. Он на протяжении двадцати трех лет не устает свято и нежновоспевать это великое чувство:
Если в жизниподнебесной Существует дух прелестной, То тебе подобен он,…
Это писал АлександрСергеевич в альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни«Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» онпосвятил именно ей. Анна Петровна Керн – живая, красивая и обаятельная женщина.Она очень понравилась Пушкину. Он говорил: «Она была слишком блестяща». Перваявстреча поэта с Анной Петровной произошла в доме Олениных в 1819 г, когдаПушкин был в ссылке в Михайловском. Стихотворение, посвященное ей,автобиографично. Пушкин начинает его с пересмотра своего жизненного пути. Онвспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскуюобстановку 1817 – 1820 г.г, годов, проведенных
В томленьях грустибезнадежной, В тревогах шумной суеты…
События оборвали этупору жизни поэта:
Шли годы. Бурь порывмятежный Рассеял прежние мечты…
Позже, когдавозлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают всезапахи, краски, звуки. Она становится унылой:
В глуши, во мракезаточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, безжизни, без любви
И лишь только любимаяпоявляется вновь, к Пушкину возвращается полнота жизни:
И сердце бьется вупоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы,и любовь
(«Я помню чудноемгновенье…» 1825 год)
Не моментальнойвстречей был вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкинувозможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем – упоение жизнью илюбовь, венчающую эту полноту жизнеощущений. Пробужденная душа раскрылась и длятворчества, и для слез, и для любви. Позднее поэт встретился с Анной Петровнойв Петербурге, питал к ней искреннюю дружбу и принимал живое участие в еесудьбе. Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это.
В дальнейшем любовьстановится очень дорога Александру Сергеевичу, даже любовь безответная. Любовьу Пушкина – это животворящая сила:
Я вас любил: любовьеще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше нетревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, Торобостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вамБог любимой быть другим.
(«Я вас любил…»1829год)
Поэт проповедуетсамоотречением от любви ради счастья любимого человека. Пушкин благодаренженщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Он желает ейвсего, чего желал бы себе в ее положении. Стихотворение «Я вас любил…» отражаетэти убеждения Пушкина. Подобных стихов не писал никто. Впервые в русскойлитературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от всегосчастья ради спокойствия возлюбленной:
Любовь для поэта – этопрежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и к своему чувству.Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что онакогда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он.Любовь диктует Александру Сергеевичу доброе признание возлюбленной.
Строки стихотворения «Явас любил…» свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражаетсятакже в стихотворении «На холмах Грузии», написанном в 1829 году. Автор говорито том, что жизнь без любви не может быть полноценной даже в том случае, еслиэто чувство подвергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить»,потому что «не любить оно не может». Пушкин намеренно включает в лирическоеповествование элементы пейзажа. Кавказ становится полноправным участникомпроисходящего. Река Арагва – символ реки жизни, течение которой столь жестихийно и стремительно:
На холмах Грузии лежитночная мгла. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, нетревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
(«На холмах Грузиилежит ночная мгла…» 1829 год)
Другие стихотворения,относящиеся к любовной лирике – «Талисман», «Храни меня, мой талисман»,«Сожженное письмо» — посвящены Елизаветте Ксаверьевне Воронцовой, женщине, скоторой Пушкин познакомился во время южной ссылки в 1823 году и страстно ейувлекся. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом,прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбилее, но она была замужем за генерал-губернатором Новороссийского краяМ.С.Воронцовым, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэтуперстень с изображением кобалистических знаков, точно такой же перстень онаоставила у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения«Талисман» и «Храни меня, мой талисман ». В «Талисмане», написанном в 1827году, поэт говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будетспасать его от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторойиронией говорит об этом талисмане:
В бурю, в грозныйураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман
В стихотворении «Хранименя, мой талисман», написанном в 1825 году, Пушкин показывает более серьезноеотношение к Талисману:
Храни меня, мойталисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в днипечали мне был дан.
Ведь талисманАлександру Сергеевичу был подарен любимым человеком. Позже Пушкин вМихайловском получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одноиз этих писем Елизаветта Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не можетрешиться сделать этого, так как письмо возлюбленной – это единственное, что унего осталось, но просьба Воронцовой все-таки была исполнена. Это событие поэтописал в стихотворении «Сожженное письмо», написанное в 1825 г:
Прощай, письмо любви!Прощай: она велела
Как долго медлил я! Какдолго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал.Гори письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листытвои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется смолением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургучкипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле ихзаветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная всудьбе унылой, Останься век со мной на горестной груди…
Так же замечательно истихотворение «Ночь» — удивительное по силе и эмоциональности выражениестрастной любви. «Ласково и томно» звучат в ночном молчании стихи возлюбленнойпоэта; он видит перед собой в темноте блестящие глаза своей возлюбленной, ееулыбку, слышит ее голос, говорящий нежные слова. Романтическая туманность,неясность, неточность смысла, «музыка прежде всего», доведены здесь докрайности. Не сразу можно понять даже, говорится ли в этом стихотворении оночном свидании или поэт в одиночку мечтает о своей возлюбленной, читает вслухстихи, написанные для нее, и только в воображении видит ее перед собой:
Мой голос для тебя иласковый, и томный Тревожит поздное молчание ночи темной Близ ложа моегопечальная свеча Горит; мои стихи, текут, сливаясь и журча. Текут, ручьи любви,полны тобою Во тьме твои глаза блистают предо мною Мне улыбаются, и звуки слышуя: Мой друг, мой нежный друг … люблю… твоя… твоя…
(«Ночь» 1823год)«Только одно слово в стихотворении, один этикет – «печальная свеча» — указывает на то, что поэт сейчас один, и только сила влюбленной мечты создаетперед ним и облик милой и ее любовные слова… Вот типичный образ лирическогостиля настоящего романтика». Пушкин писал не только стихи о любви, но и романыо любви, и, как он сам говорил, любимым его романом был «Евгений Онегин». К егосозданию Пушкин приступил еще весной 1823 года, находясь в Южной ссылке. Первыестрофы возникли у Александра Сергеевича еще в Кишиневе, а продолжались вМихайловском. Поначалу Пушкин намеревался придать своему роману сатирическийхарактер, но позднее замысел поэта изменился. Главной его целью ставитсяизображение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русскихлюдей, современной ему действительности. Уже поначалу Пушкин чувствовал, этотроман – лучшее его произведение. Многое в «Евгении Онегине» было подготовлено иранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опытпоэта, его поэтические находки и достижения. Роман создавался так свободно, какни одно произведение Александра Сергеевича. «Евгений Онегин» писался дольше,чем любое другое произведение Пушкина – более семи лет. За эти годы многоеменялось и в России, и в самом поэте, и все эти перемены не могли не найтисвоего отражения в романе. Он как бы тек параллельно потоку русской жизни, исвоеобразной ее поэтической историей. При всем этом «Евгений Онегин»представляет собой удивительно цельное произведение. Автор неотступноприсутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения,суждения, оценки. Роман Пушкина основан на событийном сюжете. Этот событийныйузел романа необычайно прост: юная героиня встречает героя, которого она давнождала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается, холоден и не отвечаетна ее чувства. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются. На этотраз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказываетсяследовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужуи самой себе. Все это, казалось бы, просто, но в самой этой простоте заключено«зерно вечного». Социальным типом исторического значения является центральныйгерой романа – Онегин. Через него читатель узнает и начинает лучше пониматьнечто характерное, общее, что встречается ему в жизни, среди людей. Евгений –это «мужское» начало русской жизни, ее динамика, ее энергия, еенеприкосновенность и неуспокоенность, ее скитальчество. Татьяна же – ее«женское» начало, ее сила, верная, устойчивая и консервативная. Белинскийписал: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвелрусское общество того времени и в лице Онегина и в лице Ленского, показал ееглавную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том,что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Татьянаполюбила Онегина. Какая сила, и какая точность выбора. И какая смелость! Онегинпри первой встрече не узнал Татьяну, не оценил ее. И она же и тогда любилаОнегина, и потом продолжала любить, ощущая его настоящее начало, обращаясьпрямо к сердцу, в котором «есть и гордость и прямая честь». К сердцу человекунесчастного, неудовлетворенного, разочарованного, страдающего, ищущего. Татьянадолжна была полюбить и полюбила человека ищущего.
Герои пушкинского свободногоромана свободны. Они свободны по отношению к автору, но и он свободен поотношению к ним. Так свободна в своем выборе Татьяна. Она твердо говоритОнегину:
Но я другому отдана; Ибуду век ему верна.
Высказала она этоименно как русская женщина. Такова свобода любимой героини Пушкина, его«верного идеала». Вот истинная гордость женской добродетели! По мнениюБелинского, « «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшейстепени народным произведением. Пусть идет время, развивается русское общество,несет новые идеи, новые потребности, но всегда будет любить оно эту поэму,всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».Когда Пушкин расстался с романом, он расстался и с порой рассвета, с поройзрелости – с праздником жизни. Поэт становится старше, и его уже не покидаютмечты о доме, о якоре укрытия от бурь. В 1826 и 1828 годах он дважды неудачносватается. Сначала к Софье Федоровне Пушкиной, а затем к Анне АлексеевнеОлениной. Неустроенность судьбы, сложные взаимоотношения с правительством, да ислава поэта, такая зыбкая в глазах света, чуть ли не скандальная, все этоделало его «не престижным» женихом. Но появилась Наталья Николаевна Гончарова.Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828 года на одном из московских балов. Онастыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, стольредкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленногопоэта. Влюбленность Пушкина к Наталье Гончаровой была особой. ОтношениеАлександра Сергеевича к любви стало совершенно одухотворенным. И это особенноярко видно из стихотворения «Мадонна», написанном в 1830 году. Однажды Пушкин вантикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этойкартине была изображена мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкинзахотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию онпосвятил одно из своих замечательных стихотворений:
Не множеством картинстаринных мастеров «Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно имдивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков В простом углу моем, средьмедленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель Одной: чтоб на меняс холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она свеличием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, безангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желанья. Творец Творец тебя мнениспослал, тебя, моя Мадонна Чистейшей прелести чистейший образец».
Теперь женщина дляпоэта – хранительница домашнего очага, символ материнства. Пушкин сравнивает еес Богородицей. Поэт с благоговением относится к жизни, воспринимая ее, какудивительный божественный дар, а любовь – как своего рода концентрированное,обостренное ощущение к жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, таки любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, онблагодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни.
Весной 1830 года Пушкинделает предложение Наталье Николаевне, и оно было принято. Перед женитьбой поэтпрощается со всеми своими увлечениями молодости во имя супружеской верности:
В последний раз твойоблик милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негойробкой и унылой Твою любовь воспоминать пишет он в своем стихотворении«Прощание» Героиней всей его последующей любовной лирики, в основном,становится Наталья Николаевна Гончарова. Вскоре после свадьбы Пушкин писалдругу: «Я женат – счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей неизменилось – лучшего не дождусь». Чувство глубокой любви и нежности к жене поэтсохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало иуверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твоюлюблю я еще более твоего лица» — пишет Пушкин в письме к Гончаровой. К женеобращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькоепризнание: «Пора, мой друг, пора»…
Пора, мой друг, пора!покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, амы с тобой вдвоем Предполагаем жить…
(«Пора, мой друг, пора…» 1834 год)
«С тобой вдвоем» — подругой жизни. Это стихотворение, как бы «план» дальнейшего жизнеустройства ипрограмма действий. Зрелый возраст ужасает своего уединения, но блаженен тот,кто находит подругу. Пушкин бился за любовь не просто проникновенными строчкамисвоей лирики. Он дрался за любовь, за честь своей жены в прямом смысле,поступил, как рыцарь – и погиб.
По шутливому признаниюсамого Пушкина, Наталья Гончарова была его сто тринадцатой любовью: однимиженщинами он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями изаботами, восхищался талантом и красотой третьих. Но те увлечения, те порывыстрастей, что волновали его в молодости, не стали той любовью, которой насклоне короткой его жизни одарила судьба. Всеобъемлющее чувство поэта к юнойкрасавице пришло к нему вместе с наступившей зрелостью, жаждой личногосемейного счастья, стремлении быть любимым.
Заключение
Конечно, о любви писалии до, и после Пушкина. Но никто не создавал в русской поэзии ничто подобногопушкинскому образу любви. Если можно так выразится, полному ее образу: любви взародыше, в развитии, в становлении, в изжитости; любви в разнообразныхсостояниях – чувственности и духовности; любви в разнообразнейших проявлениях –ревнивой и удовлетворенной, раздраженной и умиляющейся, по – земному страстнойи почти неземно обожествляемой. И для нашей поэзии, да и для всего нормальногонационального развития, это оказалось величайшим благом. Наверно, у нас не былопоэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда,любившего постоянно.
Несмотря навлюбчивость, Пушкин, будучи семейным человеком, считал семью нравственнойосновой общества. Я, думая, что только серьезный и мудрый человек может такотносится к понятию «семья». Узнав об этой особенности отношения Пушкина к семье,я, конечно, боготворила Пушкина и как человека, и как поэта.
Работая над рефератом,я лучше узнала Пушкина, узнала о его любовных приключениях, о его отношениях кженщинам. Написав реферат, я сделала вывод о том, что Пушкин был увлекающимсячеловеком. Он уважал всех женщин, что редко встретишь в наше время. Он был длявсех школьником младших классов, как бы духовным учителем. Ведь дети узналиПушкина прежде других поэтов. И я думаю, что у каждого человека есть любимоепроизведение Пушкина. У меня тоже есть любимое произведение. Это роман в стихах«Евгений Онегин». Выполнив работу над рефератом, я стала серьезнее относится кэтому чувству. Своей любовной лирикой Пушкин учит нашу молодежь, как нужноотносится к любви и как относится к женщинам.
Список использованнойлитературы
1. БелинскийВ.Г. «Статьи о Пушкине», Москва, 1974 г.
2. БондиС. «О Пушкине», 2 издание, Москва Издательство «Детская литература», 1983 г.
3. ПетровС.М. «А.С. Пушкин», Москва, 1972 г.
4. ПушкинА.С. «Стихотворения», Москва, Издательство «Художественная литература», 1983 г.
5. СоболеваЛ.И. «А.С. Пушкин. Избранные сочинения», Издательство «Художественнаялитература», Москва, 1990 г.
6. ТомашевскийВ. «Пушкин», 2 том, Москва, Издательство «Художественная литература», 1990 г.