Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литература, рожденная войной

Литература,рожденная войной
Урок-концертк 65летию со Дня Победы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург2009

Обучающие цели
 
• показатьпанораму литературы в период военных лет;
• познакомитьс наиболее яркими творческими дарованиями в литературе изучаемого периода;
• познакомитьучеников с понятием пафоса произведений о войне;
• датьпредставление об основных темах, мотивах, конфликтах, гамме чувств, эмоций впроизведениях 1941-1945 годов;
• показатьспектр жанров в этот период;
• познакомитьс песнями периода ВОв и о ВОв;
• познакомитьучащихся с основными событиями Великой Отечественной войны;
• создавусловия для наиболее полного эмоционального постижения атмосферы военных лет,помочь понять произведения, написанные в этот период;
• учитьсамостоятельно добывать информацию по указанной теме.
 
Развивающие цели
• развиватьумение понимать творчество нескольких авторов через подготовку концертнойпрограммы;
• развиватьречь;
• совершенствоватьнавыки выразительного чтения стихотворений;
• развиватьумения выступать на публике, высказывать свою точку зрения при большой аудитории;
• развиватьмышление, воображение, память, творческие способности при подготовке кконцерту;
• развиватьумение работать в коллективе.

Воспитательные цели
• формированиеу учащихся школы патриотического самосознания;
• воспитаниеу детей и подростков любви и уважения к Родине и ее героическому прошлому;
• воспитаниеуважительного отношения к старшему поколению.
Методическая форма: урок-концерт.
 
Описание
• каждыйученик участвует в концертной программе: в танце, песне, инсценировке, чтениистихотворений; зрители – учащиеся других классов, родители, ветераны.
• детипишут сочинения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной,приглашают их, если это возможно, на концерт. Сочинения красиво оформляются наальбомном листе, развешиваются в классе;
• отдельнаягруппа занимается украшением класса, выпуском стенгазет на военную тематику,оформлением выставки с портретами писателей и их книгами (ее можно назватьсловами В. Лебедева-Кумача «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боясердце просит Музыки вдвойне»).
• выбираютсяведущие: девочка и мальчик. Все выступающие должны быть аккуратно одеты (ведущиев черно-белой одежде, остальные в костюмах или тоже в черно-белом);
• обязательномузыкальное сопровождение: аудиозаписи (см. диск-приложение), также могутисполнить какое-либо произведение сами дети (если есть учащиеся музыкальнойшколы).
Оборудование: компьютер, аудиозаписи (см. диск),лозунги и плакаты военных лет, портреты писателей (см. диск) и книги схудожественными текстами (в составе выставки), костюмы.

Сценарий концерта
Заранее выбраны ученики, которые будут встречать ирассаживать ветеранов.
Стулья красиво расставлены: отделены сцена и зрительный зал.Учитель помогает детям в подготовке мероприятия: организует, подбираетматериал. На доске тема урока:
Я – патриот. Я воздух русский
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать…
Павел Коган
Вступительное слово учителя:
— Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся! Сегодняшнийурок — концерт мы посвящаем знаменательной дате в русской истории – 65летию соДня Победы в Великой Отечественной войне! Но так ли просто она далась нашейстране?.. Давайте представим, что было до этой долгожданной даты, что пережилинаши с вами родственники. (Уходит).
Инсценировка: мирное время. На сцене появляются молодыедевушки и юноши. Они радуются жизни, танцуют под «Случайный вальс» (Л.Утесов).
Танец обрывается следующим сообщением: речь диктора ВРК (Ю.Левитан «Из сообщения о вероломном нападении»):
Ведущие:
— Так внезапно прервалась мирная жизнь людей… Мечты,любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Тогда еще никтоне знал, что продлится она 4 года. 1418 дней беспримерного народного подвига.1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерейРоссии…Исполняются первые два куплета песни «22 июня ровно в четыре часа»(сл.народные, муз. Е. Петербургского).
Выразительное чтение учениками стихотворения Б. Окуджавы «Досвиданья, мальчики»:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Уже на первых километрах нашей земли гитлеровская военная машина,хотя и казалось по-прежнему непобедимой, затормозила свое продвижение, у нее напути встал советский народ: в бой шли мужчины, юноши, женщины. Все хотелисвободы в стране, победы, мира и ради этого готовы были к любым испытаниям, дажежаждали подвига во имя Родины.
Ученики читают стихотворение Павла Когана «Изнедописанной главы»
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова —
Косая сажень, твёрдый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что путсь завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю, —
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох, как пёс, от ностальгии
В любом кокосовом раю...
 
Ведущие:
— Павел Коган ушел на войну добровольцем и погиб подНовороссийском в 1942 году. Романтический ореол войны быстро развеялся, онапоказала свой истинный лик, с кровью, смертями товарищей и страхом, каким бысмельчаком ты ни был, умирать всегда страшно…
Чтение стихотворения Семена Гудзенко «Передатакой».
Когда на смерть идут, — поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
 
Чтение стихотворения Э. Багрицкого «ТВС».
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься — а вокруг враги;
Руки протянешь — и нет друзей;
Но если он скажет: «Солги»,- солги.
Но если он скажет: «Убей»,- убей.
Война… Какое страшное слово. Ужасно то, что она сделала сРоссией, с русским народом: нет ни одной семьи, которой бы война не причинилазло, страдание, голод, нищету, разруху. Сколько семей она разрушила, сколькоунесла жизней дочерей, сыновей, любимых...
Война стала настоящим испытанием на прочность. «Самое железокорчится от боли на полях, но не русский человек», — писал Леонид Леонов во«Втором письме неизвестному американскому другу».
Ведущие:
Я только раз бывала в рукопашной.
Раз наяву и много раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина — поэт- фронтовик)
Чтение стихотворения Иона Дегена «Мой товарищ, всмертельной агонии…»
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей,
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Мне еще наступать предстоит.
Зачитываются отрывки из писем участников войны:
•Записка 18-летнего москвича Смирнова Владимира, защитника
литовского города Симанс.
-Погибаем, остался я- Смирнов В. И Воскоеский.Скажите маме… Сдаваться не будем...22 июня 1941 года.
•Из записки партизанки В. Поршевой к матери.
-Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я –лишь 24.
Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала.Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. 29 ноября 1941 года.
Письмо Л.Х.Панерника родным.
-       Зравствуйте, дорогие. Жив, здоров, у меня по-старому.Выполняю ваш волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами,для тысячи граждан, уехавших из родных мест. Целую крепко, ваш Лазарь. 6 января1942 года.
Ведущие:
— В начале войны актуализируется публицистика. Крупнейшие умыРоссии размышляют о русской истории, о значимости текущей войны, о возможных ееисходах. Алексей Толстой в статье «Родина» пишет:
«За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы всеглубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина.
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все нашевековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда.Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистыватьтам до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку
[Фашисты]жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; оничудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать — этоединственная цель жизни: так им сказал Гитлер.
Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступитьнам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда изнашей земли, «оттич и дедич», как говорили предки наши.
На нас всей тяжестью легла ответственность перед историейнашей родины. Позади нас – великая русская культура, впереди – наши необъятныебогатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия.Но эти богатства и возможности, — бескрайние земли и леса, неистощимые земныенедра, широкие реки, моря и океаны, гигантские заводы и фабрики, все тучныенивы, которые заколосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под краснымсолнцем на склонах гор, все изобилие жизни, которого мы добьемся, вся наша воляк счастью, которое будет, — все это неотъемлемое наше навек, все это наследствонашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и необиженного талантом.
Так неужели можно даже помыслить, что мы непобедим!Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне.
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников.На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых- нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не моглапошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, такбудет.
Ничего, мы сдюжим!..»
Ученики исполняют песню на музыку и словаБ.Окуджавы «Нам нужна одна победа» (песня из к/ф «Белорусский вокзал»).
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
 
Ведущие: — Война прошла по России через каждую семью,через каждую судьбу, четко разделив всех нас на «фронт» и «тыл».
-         Фронт – это солдат, бой, огонь, порох, подвиг. Тыл- это женщины,старики, дети, дни и ночи без сна, труд, это не меньший подвиг. Тыл жил позакону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил всеневзгоды, терпел, любил, верил, ждал!
Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня».
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
 
Ведущие: — На фронте солдаты сражались за каждую пядьродной земли, за отчий дом, за своих родных и близких! Война была настоящимиспытанием для человека, для его чувств, характера. Важно было не растерятьсвоих лучших качеств среди всех ужасов войны. Справлялись с этим не все, толькосильные личности! Даже на войне существовали такие понятия как любовь, дружба,взаимопомощь, доброта...
Небольшая сценка по рассказу Л.С. Соболева«Разведчик Татьян» (слова автора выборочно говорить герой-рассказчик, он – одиниз моряков).
Ведущие: — И хоть давно отгремели взрывы, выстрелы ВеликойОтечественной, память всегда будет хранить воспоминание о ней.
- Воспоминанияо войне будут храниться и в песнях, и в стихах, в публицистике, в произведенияхна военную тему.
- Казалось,какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит вглаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем:солдатам помогали и в трудные минуту, и на привале в часы отдыха, их близким иродным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из стихотворения В. Лебедева-Кумача «Толькона фронте» отвечали потребности в песне наших бойцов. Дорогие друзья, акакие песни о войне сразу приходят на ум?.. Сейчас мы расскажем о некоторых перечисленныхпеснях.
Звучит песня «Священная война» (Музыка: А.Александров Слова: В.Лебедев-Кумач).
-         Пожалуй, самое знаковое произведение того времени.Песню знали все, с ней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат насмертный бой с фашистами. В «Священной войне» слышен голос народного гнева итой правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Стихотворение ВасилияИвановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны было прочитанопо радио. В тот же день его напечатали во многих газетах. В немпротивопоставлены русские и вражеские силы.
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Фашист уподобляется тьме, черному ворону, кружащему надРодиной – это древний образ, во все времена воплощающий врага: «фашистская силатемная», «крылья черные», «гнилая фашистская нечисть», поэтому война-борьба снечистью воспринимается как очищающая, «священная», «война народная».
Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни ипляски Борис Александрович Александров. Впервые песня исполнялась этимансамблем на площади Белорусского вокзала. Откуда постоянно уходили составы нафронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли нафронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Она прошла от стенМосквы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стенрейхстага.
Звучит песня «Катюша» (Музыка: М.БлантераСлова: М.Исаковский).
Авторы песни Матвей Исаакович Блантер и МихаилВасильевич Исаковский. Эту песню знают все. Как вы думаете, о чем этапесня?...
-         Можно сделать вывод, что это песня действительно о любви,которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свойдолг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестилгрозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейскиеминометы. Песня приобрела мировую известность, она переведена на многие языки:английский, немецкий и даже китайский, давайте прослушаем фрагмент «Катюши» накитайском языке.
Звучит первый куплет «Катюши» на китайском языке.
- Песнибыли необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяларасслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизоватьсвои силы, избавится от слабости и паники.
-Говорилось, что фронтовая песня- это вторая винтовка, что враг боитсяпесни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец — песенник будетсражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
-На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетниеюноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищатьРодину. Поэтесса Юлия Друнина. Семнадцатилетняя юная девушка с 1941 годаокунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взводмедицинской сестрой, на своих хрупких девичьих плечах вытаскивала раненыхбойцов с поля боя. Это и поэты Михаил Кульчицкий, Павел Коган, храбросражавшиеся за Родину, которые написали много великолепных стихов во времявойны.
- Нельзязабыть о подвиге, который вместе со своим народом, со своей страной совершила вэти годы наша литература. Разящую силу слова писателей вынуждены были признатьдаже наши враги.
- Довеликой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось 2186 писателей ипоэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны. На фронтах войныпогибло 48 поэтов.
В лирике военных лет видоизменился характер так называемоголирического героя: он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующегопериода. В поэзии военных лет выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую,это ода, элегия, песня, сатирическую и лирико-эпическую, этобаллады («Баллада о товарище» -А.Твардовский), поэмы(«Сын» -П.Антакольский,«Зоя» — М.Алигер.)
Сообщение ученика о прозе в годы ВеликойОтечественной войны.
— В годы Великой Отечественной войны получили развитие не толькостихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковымижанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразныпублицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.Статьи писали: Илья Эренбург, Леонид Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов,Всеволод Вишневский, Николай Тихонов.
По настроению военная публицистика была либо сатирической,либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергалисьфашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет.
Илья Эренбург в памфлете «Их исправит могила» даетхарактеристику гитлеровского солдата: «… эсэсовцы не рыцари, эсэсовцы — убийцы… Они выращены как палачи… Их идеалы — это кусок сала, это серьга,вырванная с мясом, это куртка, снятая с убитого ребенка...», «Их душиочерствели? Ложь. У них нет души. Это – одноклеточные твари, микробы, бездушныесущества, вооруженные автоматами и минометами. Они начали свою жизнь безмыслей, без чувств, без мечтаний, без порывов. Когда им весело, они отрыгивают.Когда им плохо, они чешутся. У себя они кричат: «Хайль, Гитлер!», а попав вплен, восклицают: «Гитлер капут». Десять тысяч немцев перебывало в деревнеКолицыно. К каждому из них в суровые зимние месяцы подходили русские женщины сзамерзшими детьми и просили: «Пусти ребенка в избу». И ни один из десяти тысячне пустил. Очерствели? Нет. Такими пришли в Польшу. Такими топтали Францию.Такими резвились в Греции. Бездушные выродки, человеческое мясо с ржавымжелезом вместо сердца. Их души после войны смягчат жены? Ложь. Жены не лучше.Жены из того же теста. Жены пишут своим мужьям: «Если детское платье в крови,ничего – я отмою»
Подобная характеристика фрицев дается в памфлетах «Скоты» и«Фриц-филосов».
Статьи, обращенные к родине и народу, были весьмаразнообразны по жанру: статьи — обращения, призывы, воззвания, письма,дневники. К примеру, письма Леонида Леонова «Два письма неизвестномуамериканскому другу», зачитаем отрывок (выразительно): «Когда водно бессолнечное утро девочка попросилась на улицу, мать одела ее потеплее ивыпустила с наказом не отходить далеко от дома; сама она собралась тем временемзаделать пробоину в стене.
Ставши у ворот, маленькая боязливо улыбалась всему, чтовидела. Никто не замечал присмиревшего ребенка: все были заняты своим делом.Сменные немецкие караулы чеканно направлялись к своим постам. У маленькой небыло ее пестрых, любовно связанных бабушкой перчаток. Ночью случился обыск, а унемецкого солдата, приходившего за трофеями, видимо, имелась девочка такого жевозраста в Германии.
Шум в конце улицы привлек внимание ребенка. Объемистыйавтобус с фальшивыми нарисованными окнами остановился невдалеке. Сняв рукавицыи подняв капот, шофер мирно копался в моторе. Шеренга немецких пехотинцев, какбы скучая и с примкнутыми штыками, двигалась сюда, и в центре полукольцаплелись безоружные местные жители, человек сорок, с узелками, старые и малые.Некоторые застегивались на ходу, потому что их внезапно выгнали из дому. Этопоходило на невод, который по мелкой воде тянут рыбаки. Шествие приблизилось,впереди шли дети.
Скоро мертвая петля облавы захлестнула и домик сбальзаминами, возле которого стояла моя пятилетняя героиня. Комплект былнабран, и раздалась команда. Людей стали поочередно сажать внутрь фургона;слабым или неловким охотно помогали немецкие солдаты. Одна древняя русскаястарушка, не шибко доверяя машинам и прочим изобретениям антихриста, украдкойпокрестилась при этом. Девочка удивилась не тому, что внутренность машины былаобшита гладким металлом, — ее огорчило отсутствие окон, без которых ребенкунемыслимо удовольствие прогулки. Она ничего не поняла и потом, когда худой иужасно длинный солдат под руки, как русские носят самовар, понес ее костальным, уже погруженным детям, она только улыбнулась ему на всякий случай,чтобы не уронил. В ту же минуту на крыльцо выскочила, с руками по локоть вглине, ее простоволосая мать.
Она вырвала ребенка и закричала, потому что видела наканунеэтот знаменитый автобус в работе. Она кричала, неистово распахнув рот, во всюсилу материнской боли, и это очень удивительно, если не был слышен в Америкеэтот несказанный вопль. Она так кричала, что ни один из патрульных даже непосмел ударить ее прикладом, когда она рванулась и побежала с дочкой наугад, изапнулась, и упала, и лежала в чудовищной надежде, что ее почтут за мертвую илине заметят в суматохе. Но маленькая не знала, она силилась поднять мать за рукуи все твердила: «Мамочка, ты не бойся… я поеду с тобой, мамочка».Она повторяла это и тогда, когда ее вторично понесли в цинковую коробкуфургона. Но тогда вдруг заплакали и закричали все от жалости к маленькой, агромче всех -дети. Это был беспорядок, противный нацистскому духу, и, чтобпрекратить скандал в зародыше, в автобус поднялся хорошо выбритый ефрейтор сбольшим фабричным тюбиком, что хранился в его походной сумке. Из тюбикавыползла черная змейка пасты, несколько густой, но, видимо, более удобной вперевозке. Протискиваясь в тесноте среди детей, военный смазывал этимлекарством против крика губы сразу затихавших ребят. Порой, для верности, онбез промаха вводил свой помазок в ноздри ребенка, этот косец смерти, и, какскошенная трава, дети клонились и опускались к ногам обезумевших взрослых. Наверно,у него имелось специальное образование, так ловко он совершал свою чернуюпроцедуру. Крики затихли, и солдатам уже не составило труда отнести и вдвинутьна пол камеры, в этот людской штабель, потерявшую сознание мать.
Дверь закрыли на автоматический запор, шофер поднялся насиденье и завел мотор, но машина не сразу отправилась на место назначения.Офицер стал закуривать, солдаты стояли «вольно». Все опять выгляделокрайне мирно, ничто не нарушало тишины: ни шумливые краснодарские воробьи, ни — почему бы это? — даже треск выхлопной трубы. И хотя машина по-прежнему стоялана месте, время от времени как-то странно кренился кузов, точно самый металлсодрогался от роли, предназначенной ему дьяволом. Когда папироска докурилась ипрекратились эти судорожные колыхания, офицер дал знак, и машина поплыла поподмерзшим грязям за город. Там имелся глубокий противотанковый ров, кудагерманские городские власти ежедневно сваливали свою продукцию».
Слово учителя:
Много ужасов было сотворено на войне, много вынес нашнарод…Литература запечатлела это. В годы войны между писателями и читателемустановился невиданный в истории нашей литературы сердечный контакт.
Душевная близость с народом является самой примечательной иисключительной особенностью литературы 1941-1945 годов. Родина, война, смерть ибессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь иверность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа — вот основные мотивывоенной поэзии и прозы. Литература словно вошла в войну, а война со всеми еёбатальными и бытовыми подробностями в литературу.
Невероятными усилиями, но победа была достигнута. 9 мая 1945года подписан мирный договор. Низкий поклон ветеранам за нашу мирную жизнь!Спасибо! Поздравляем с 65летием со Дня Великой Победы!
Вручение цветов. Ведущие прощаются с гостями. Звучит песня «ДеньПобеды»(сл. Вл.Харитонова, муз. Д.Тухманова).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Межкультурная коммуникация как основа обучению иностранному языку
Реферат Психология допроса и методика его проведения
Реферат ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА»
Реферат Публичные и частные деликты в римском праве
Реферат Психиатрическая экспертиза
Реферат Психология общения в судебном процессе
Реферат Обзор программных средств обработки компьютерной графики
Реферат Правові наслідки недійсності правочину
Реферат Правові підстави набуття і припинення громадянства в Україні
Реферат Правовое регулирование гражданства Российской Федерации
Реферат Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого
Реферат Технология и организация обслуживания на предприятиях питания в гостинице
Реферат Основные тенденции международной торговли товарами и услугами
Реферат Публічне і приватне право
Реферат Torture Essay Research Paper We went to