ВВЕДЕНИЕ
Исследователи творчества Бунина считают, что важнейшее этапноепроизведение прозы Бунина дооктябрьского периода масштабного содержания иважнейших проблем – «Деревня». Одной из особенностей этой повестиявляется философский характер. Однако философско-романтические поиски высокойдуховности в прозе начались еще в 1890-1900 годах. Настоящая работапрослеживает рост художественного мастерства Бунина в начале 900-х гг.Лирическая проза Бунина, с одной стороны, явилась исповедью сердца самогописателя, с другой, — важной ступенью творческой эволюции Бунина в освоении новыхвозможностей познания духовного о и материального миров, в связи с чем выделяемследующие цели и задачи данной работы:
1) датьпредставление об особенностях мировосприятия Бунина
2) вначале 900-х гг. и их преломлении в его прозе;
3) осветитьстановление прозы Бунина в восприятии его современников выявить бунинскую оценку литературной ситуации 1890-1900-хгг.;
3) проследить эволюции жанра рассказа в творчестве Бунина,дать представление о жанровых особенностях лирической миниатюры;
4) рассмотреть проблему полноправного сосуществования романтическогои реалистического в прозе Бунина;
5) доказать двуединство лирического и эпического начал в прозе Бунина900-х годов, проследить их истоки;
6) охарактеризовать концепцию жизни и смерти в лирико-философскихрассказах 900-х гг. сквозь призму произведении этого периода;
7) раскрыть проблем; образа автора и лирического героя, ихсоотношения в миниатюрах 900-х гг.;
8) проанализировать место лирической прозы в становленииталанта писателя и в системе творчества современников Бунина начала века.
В работе, главным образом, раскрываются основные тенденциилирической прозы Бунина (общий лиризм, симметрия формы, отсутствие внешнейинтриги, движение чувств героя, биполярность художественной системы), котораярассматривается как подлинный; образец искусства самораскрытия от первого лица.
Проблемы исследования лирической прозы писателя поднимались вработах таких бининоведов, как В. Афанасьев («И.А. Бунин»), И.П.Вантенков («Бунин-повествователь»), А.Волков («Проза И. Бунина»),О. Михайлов («Строгий талант»), О. Кучеровский («Бунин и егопроза»), Ю. Мальцев (Иван Бунин") и других.
I. У истоков творчества
§1. Литературная ситуация конца 90-х — начала 900-х гг.
"… В судьбе и книгах Бунинапреломились острейшие противоречия и конфликты предреволюционной иреволюционной России конца XIX-началаXX вв. И преломились резкоиндивидуально, неповторимо",1 – пишет Л. Крутикова.
Конец XIX и начало XX в. в России — период революционного подъема, роста демократическихустремлений в реалистической литературе и одновременно идейных шатаний частиинтеллигенции. Предреволюционный характер эпохи наложил отпечаток на всеискусство. Когда обозначился кризис буржуазности идеологии, произошло расщепление«старой» литературы на ряд враждующих направлений, отчетливосказалось воздействие на многие значительные явления литературы идейдекадентства и в то же время, когда велись поиски выхода из круга отмирающейидеологии, совершались художественные эксперименты и открытия. В цветенииталанта находилась плеяда художников, ставших гордостью русской литературы иискусства — A.M.Горький, А. Блок, молодой В.Маяковский, А.Ахматова; живописцы И.Репин, В.Серов,Н.Рерих, М.Нестеров; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, А.Скрябин; оперныепевцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов и так далее — и одновременно само искусствопережило потрясения, едва ли не самые крупные за все время существованияреализма.
В XX в. продолжали творчество лидеры русского реализма Л.Н. Толстой,А.П. Чехов, их заветы стремились продолжить В. Вересаев, В.Г. Короленко,А.Куприн, Л.Андреев Н.Н.Бунин.
Сам Бунин оценивалсложившуюся ситуацию критически, не понимая ажиотажа публики вокругпроизведении декадентского направления.
«С начала нынешнего века началась беспримерная в русскойжизни вакханалия гомерических успехов в области литературной, театральной, оперной…Близилсябольшой ветер из пустыни… И все-таки – почему так захлебывались отвосторга не только та вся новая толпа, что появилась на русской улице, но и всятак называемая передовая интеллигенция — перед Горьким, Андреевым и дажеСкитальцем, сходила с ума от каждой премьеры Художественного театра, от каждойновой книги „Знания“, от Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого, которыйвопил о „наставшем преображении мира“, на эстрадах весь дергался,приседал, подбегал, озирался бессмысленно-блаженно, с ужимками очень опасногосумасшедшего, ярко и дико сверкал восторженными глазами? „Солнце восходити заходит — почему эту осторожную песню пела чуть не вся Россия, так же, как ипошлую разгульную “Из-за острова на стрежень»? Скиталец, некоеподобие певчего с толстой шеей, притворявшийся гусляром, ушкуйником, рычал налитературных вечерах на публику: «Вы — жабы в гнилом болоте!» ипублика на руках сносила его с эстрады; Скиталец все позировал передфотографами то с гуслями, то в обнимку с Горьким или Шаляпиным! Андреев все крепчеи мрачнее стискивал зубы, бледнел от своих головокружительных успехов; щеголялподдевкой тонкого сукна, сапогами с лакированными голенищами, шелковой рубахойнавыпуск; Горький, сутулясь, ходил в черной суконной блузе, в таких же штанах икаких-то коротких мягких сапожках"2.
Одним из спорных является вопрос о так называемом «кризисекритического реализма» в литературе и искусстве того времени. Эта проблематочно сформулирована Л.И. Тимофеевым: "…критический реализм XIX в. и критический реализмXX в. — это не однозначные понятия по отношению к общественному прогрессу.Реализм Бунина, например, или Куприна по отношению к ходу истории своеговремени стоит на ином уровне, чем реализм XIX в. …"3 Речьидет не об исчерпанности возможностей реализма в художественном отражении иизображении жизни, но из конкретно-исторического содержания его противоречивойэволюции в литературе начала XX в., об исторической позиции критическогореализма в его отношении к общественному и историко-литературному прогрессуэпохи. Эти противоречия сказались и в творчестве И.А. Бунина.
§2. Путь в «большую литературу»
Вступление Бунина в большую литератур совпало с одним изисторически насыщенных и противоречивых периодов ее развития. Сам Бунин писал: «Яувидел сразу целых четыре литературных эпохи: с одной стороны – Григорович,Жемчужников, Толстой, с другой – редакция „Русского богатства“,Златовратский; с третьей – Эртель, Чехов; с четвертой – те, которые по словуМережковского, уже „преступали все законы, нарушали все черты“.4
Требовался большой талант и стилевая чуткость, чтобы избежать какстилевого однообразия, свойственного народнической литературе, так исамодовлеющей изощренности формы, культивируемой представителями новых течений.
Как художник Бунин вырастал последовательно и целеустремленно,подчиняясь внутренним, глубоко личностным влечениям и минуя тропыотечественного декаданса. Ни общественный подъем 90-х гг., ни предреволюционнаяобстановка начала 900-х гг., ни последовавшая затем реакция не изменилиизлюбленной тематики Бунина.
Неприятие декаданса, ориентированного на обновление искусства,порожденного капиталистическим городом, делают фигуру Бунина на грани новоговека достаточно одинокой. Попытки откликнуться на злобу дня малоудачны. Онэстетизирует одиночество, замкнутость переживаний.
При всем раннем самоопределении Бунина, устойчивом кругеинтересов, его взгляды как некая система сложились лишь в середине 1910 г. Враннем творчестве обнаруживаем демократические тенденции, продолжающиеся доконца 90-х гг. (рассказ „Сны“ свидетельствует о близости Бунина демократическомукрылу литературы и передает ощущение близких перемен).
Но, тем не менее, на фоне произведений демократической литературы,таких, как „Молох“ Куприна, где впервые запечатлен протестующийпролетариат, как пронизанные пафосом революционного бунтарства „Песня оСоколе“, „Фома Гордеев“, „Мещане“, „На дне“Горького, творчество Бунина выглядит выключенным из общественной проблематики.У Бунина проявлялся консерватизм мышления и удаленность от того, что называют „запросамивремени“.
Наблюдательность, цепкая память, подвижничество обусловили нетолько художественную чистоту и совершенство, но и известную ограниченность еготворчества 1890 – начала 1900-х гг., сосредоточенного на нравственно-духовных,чисто эстетических задачах.
Именно в этот период выявились многие особенности своеобразногодарования писателя, и, по его словам, с этого момента начинается его „болееили менее зрелая жизнь, сложная внутренне и внешне“.
После выхода в сборника рассказов „На край света“молодой писатель, по его собственным словам, „внезапно надолго исчез изПетербурга, да не только исчез, а замолчал на несколько лет“. Последнееутверждение, впрочем, не совсем точно. Бунин немало пишет в стихах и прозе,помещая свои произведения в столичных и провинциальных изданиях.
Так, в 1898-1900 гг. в журналах для детей „Всходы“ и „Детскоечтение“ появляются его рассказы „В деревне“, „Кукушка“очерк „казацким ходом“. Но сам автор критически к ним относился.
Кое-что из написанного в те годы Бунин безжалостно уничтожал. „Самчувствуя свой рост и в силу многих душевных переломов, уничтожал я тогда тонемногое, что писал прозой, беспощадно...“,5 — вспоминал онвпоследствии.
Путь нахождения себя в прозе был трудным и длительным. Легче „впечатлениябытия“ молодого Бунина выражались в лирике.
Читающей публикой Бунин долгое время воспринимался как поэт. В1909 г. он был избран почетным членом Академии наук. Комментируя это событие,критик А.Измайлов писал: „Конечно, как поэта венчает И.А. Бунина академия.Как рассказчик, он сохраняет в своем письме ту же значительную нежностьвосприятия, ту же грусть души, переживающей раннюю осень. И здесь он толькоодин из многих, завороженных, зачарованных, увлеченных Чеховым. И то, что трогаетв маленьких стихотворениях, расплывается впрозаических строках“.6
Наиболее самостоятельный среди ранних прозаических опытов –рассказ „Первая любовь“ с характерным подзаголовком „Извоспоминаний детства“. Но через 40 лет в „Лике“ он с резкойоткровенностью скажет правду о небунинском у молодого Бунина: „Я написал инапечатал два рассказа, но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающихмужиках, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему опомещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написатьтолько про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедногопомещика, и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинетена шкапе и вечно, вечно смотрит вниз блестящим глазом in желтого стекла, раскинувпестро-коричневые крылья“.7
Самые первые бунинские опыты интересны тем, что это опыты вобласти чужих стилей, своеобразное творчество» по стилевому образцу.
Более самостоятельные очерки «Дементьевна» и «Судорожный»предвосхищали характерное бунинское начало в жанре бессюжетногорассказа-эпизода, где все повествование цементируется настроением непревзойденногохудожественного совершенства и мастерства.
В конце 90-х гг. Бунин много переводит, по его словам, «чужоебыло легче передавать».8 Выходит из печати бунинской перевод «Песнио Гайавате» Генри Лонгфелло, отмеченный Пушкинской премией.
В 1899 г. в Москве происходит знакомство Бунина с писателем Н.Д.Телешовым, который вводит его в незадолго до этого возникшее объединениеписателей-реалистов «Среда». Бунин становится ревностным участникомэтого объединения, а в его творчествеупрочится реалистический метод.
По словам Телешова, «Бунинпредставлял собой одну из интересных фигур на „Среде“. На „Средах“были читаны чуть ли не все рассказы и повести Бунина и большинство егостихотворений.
Интересны свидетельства Телешова об отношении Бунина к своемуписательскому делу: „Работать мог он очень много и долго: когда гостил он уменя летом на даче, то, бывало, целыми днями,затворившись, сидит и пишет; в это время не ест, не пьет, только работает;выбежит среди дня на минутку в сад подышать и опять за работу, пока не кончит.К произведениям своим всегда относил крайне строго, мучился над ними,отделывал, вычеркивал, выправлял и в начале нередко недооценивал их“.9Неслучайно исследователи считают, что в этот период „начался“Бунин-художник. Не лихорадочное биение пульса капиталистического города –»железамучительный гром", — столь ощутимое в стихах В. Брюсова, К. Бальмонта, И.Анненского, зрелого А. Блока или в прозе А Куприна, П.Шмелева, а немая «печальполей» заворожила Бунина.
Быстро определившийся круг излюбленных тем не означал, чтобунинское творчество было восхождением по прямой. Ровность мастерства быладостигнута позднее, когда выковалась цельная реалистическая система. Вконце 90-х годов бунинское творчество, при единстве миросозерцания, отличаетсякрайней художественной неравноценностью. Вслед за юношеским рассказом «Федосеевна»,рисующим крестьянскую душу в «беспощадных» традициях русскогореализма, появляется очерк «Мелкопоместные», мало чем отличающийся отбытовых очерков начала века, наводнявших местные провинциальные газеты, рядом срассказом об одном из последних из могикан дворянства — «В поле» — мывидим наивную романтическую легенду «Велга» (1895), рассказ о девушке,гибнущей ради спасения любимого.
Наибольшей художественной силы, как видно, Бунин добивался там, гдереалистическая изобразительность находилась в ладу с объектом, по
родному близким писателю, где в контрастном сопоставлении сприродой появляется деревенский человек — шире — вся Россия, крестьянская,грубо первобытная, не ведающая, что будет завтра.
Движение Бунина-прозаика от середины 90-х гг. к началу 900-х it. проявляется прежде всего в расширениимасштабности кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьянили мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям (пример: зарисовкикосной жизни, в которую ворвалась «Чугунка», перерастают в раздумья оцелой стране и ее «унылом лесном народе» («Новаядорога»)).
Становление Бунина пришлось на период, когда классическая эпохарусского реализма заканчивалась и на смену единодержавию реализма явилась беспрецедентнаяпестрота школ и направлений, отрицающих друг друга, писатель был убежден, что вего время «произошло невероятное обнищание и омертвение русской литературы»(Бунин И.А. Собрание сочинения в 9-ти томах, Т.9, С. 529). Он испытывал чувствоодиночества в литературе. Причину кризиса и разъединения писательских сил Бунинвидел в «общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения». (9,530)
Бунин был писателем, сформировавшимся на границе двух эпох, когда происходило изменение основных, фундаментальных представлений о человеке и мире. Его мировоззрение рождалосьго конфликта между духовным, «предлежащим материалом» и потребностямивремени, для которого оказывается недостаточным то, что было завещанопредшественниками.
В основе пересмотра традиционных представлений о литературе, еезадачах и средствах у Бунина были человеческие мотивы — разочарование вгуманистических ценностях. Неверие в историю стало определяющим моментов втворчестве писателя. И здесь — его разрыв с традицией русского реализма XIX в., который, однако,нельзя признавать полным, поскольку есть заветы, которым Бунин остался верен. Впервых самостоятельных прозаических произведениях Бунина проявилось характерноедля него впоследствии начало, где повествование цементируется настроениемавтора рассказчика.
Большое влияние на формирование индивидуального стиля Бунинаоказали опыты в области чужих стилей и переводы мировой литературы
II. Двуединство эпического и лирического впрозе Бунина900х гг.
§1. Место Бунина в ряду писателей рубежа веков, своеобразие бунинскихтенденций
Характеристика Бунина-художника невозможна вне установления еголитературной генеалогии, места в ряду как предшественников великих писателей XIX в. так и современников — прозаиков и поэтов нашего столетия, а, кроме того, тех, кто и сам испыталвоздействие Бунина. В сплаве эпохи, насыщенной революционными потрясениями,жизненного опыта писателя, социальных и эстетических традиций, своеобразия талантавыявляются основные тенденции бунинского творчества, заметно меняющиеся от1890-х гг. к началу 1900-х и далее — в 1910 гг.
В месте с Горьким, Куприным, Шмелевым, А.Толстым Бунин находилсяна генеральном направлении предреволюционной литературы и противостоял своимипроизведениями волне декадентства. Всех их объединяет при различии социальноговзгляда глубоко национальное начало, характерное для реализма. Однако Буниноставался крупнейшей и совершенно особой фигурой в литературе.
Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, аего поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.
В начале 900-х гг. Бунин для Горького был продолжателем традиций Тютчева,Фета, Майкова, наследником лучших традиций «усадебной культуры (в этотпериод Горький ценит у Бунина выше всего его поэзию).у Б
В рассказах 1890-х г. и рубежа 1900-х гг. заметно воздействие гоголевскойтрадиции. Несмотря на то, что для Бунина несвойственна сатира, публицистическоеобличение, разящий смех гоголевских „Мертвых душ“ ощущается преемственность авторскихотступлений гоголевскойпоэмы, а также стихотворений в прозе Тургенева.Бунин ни в коем случае не копировал Гоголя, лишь восхищался чувством ритма,точностью предметных сравнений, общей атмосферой взволнованности, эмоциональнойприподнятости. То, что у Гоголя предмет развернутого авторского отступления (»Какоестранное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!"), отливаетсяу Бунина в форме отдельного, завершенного рассказа («Новая дорога»).
Обращение к Тургеневу не случайно. Тайное, внутренне очарованиеего лирической прозы предвещало возможности качественного развития новых ещедля ХIХв. тенденций. «Записки охотника» — эпоха в развитии рассказа(разрушение типологии жанра). Тургенев заведомо избегал сюжетнойзанимательности и напряженности, его рассказы ближе к «физиологическимочеркам».
Стремительность, драматичность, сюжетность присущапушкинским «Повестям Белкина», в которых выдержано единство жанра.
Очевидно, что рассказы Пушкина и Тургенева — это два этапа вразвитии этого жанра и два полюса, к которым в какой-то мере будет тяготетьБунин, Однако его рассказы нельзя назвать ни строго эпическими, как «ПовестиБелкина», ни лирико-очерковыми, как «Записки охотника». У Бунинаобнаруживается перевес лирического начала.
Итак, Бунин находит свое3 оригинальное продолжение па
пересечении изобразительных традиций Гоголя, Тургенева, а позднее
Толстого, испытывая воздействие Чехова.
Естественно и органично влились в поэтику и стиль Бунина глубокий психологизм,ослабленная традиционная сюжетика, повышенная экспрессивность детали и образа — все эти и другие особенности искусства рубежа XIX-XX вв.
Однако Бунин не был «традиционным» писателем. «Традиционный»писатель, — пишет Золтан Кенереш — никто иной, как эпигон классиков. Более илименее традиционный писатель — это совсем другое. Он cтроит произведение сучетом традиции жанра, по не забывает, что меняющееся время надо выражать современными средствами".10
Ощущению катастрофичности бытия,суетной и нелепой обыденности бунинских рассказов 1900-х гг. можнопротивопоставить жизнелюбие, тягу к сильным натурам, душевность,мечтательность, пылкое воображение, наполняющие рассказы Куприна. Бунин познакомился сКуприным в конце 90-х г. XIX в. В их жизни и судьбе было много общего, онибыли ровесниками, поделили в 1909 г. академическую Пушкинскую премию. Художественныймир Куприна, имеющий реалистическую основу, отличается от бунинского доверием кжизни, страстностью художественного темперамента, светлыми, оптимистическимитонами. Бунин и Куприн словно два полюса восприятии окружающейдействительности. Если же рассматривается вопрос о преемственности бунинскойпрозы, то чаще всего всплывает имя А.П. Чехова. Критика рубежа века ставилапрозу этих авторов в один ряд, А Измайлов пишет: «О Бунине нельзяговорить, не беспокоя прекрасной тени Чехова, Бунин больше, чем „егошколы“. Он плоть от плоти, кровь от крови чеховского чеховского настроения,чеховских симпатий».11 Основанием служило, прежде всего, то:что Бунин, как и Чехов, — прежде всего рассказчик (сходство типовхудожественного мышления).
Однако и Чехов, и Бунин горячо и категорично отрицали такоесходство. Сам Бунин говорил: «Решительно ничего чеховского у меня никогдане было. Имел ли на меня, как на писателя, Чехов влияние? Нет».12 Вавтобиографии 1915 г. Бунин отметил, что Чехов «писал бегло, жидко»,при чтении произведений Чехова именно это его задевало. То, что Бунин понималпод «беглостью», у Чехова диктовалось его стремление, не вмешиваясь,следовать за героем и действительностью. «Компактность» и