Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Лицейский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Министерство общего и профессионального образования РоссийскойФедерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 63
РЕФЕРАТ
По литературе /> />
Лицейский период в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Выполнила:
Ученица 9 «Ж» класса
Спиридонова Александра
Проверила:
Попова А. И.
Работа защищена
“___”  _________2003г.
­_______________
(с отметкой)
_______________
(подпись преподавателя)
Иркутск 2003г.
 Содержание:
1. Введение
2. «Вы помните, когда возник лицей…»
3. «Гроза двенадцатого года…»
4. «Наставникам, хранившим юность нашу…»
5. «Являться Муза стала мне»
6. Первая любовь
7. «Публичное испытание»
8. «Друзья! Прекрасен наш союз…»
9. Литературные влияния
10. Заключение 
11. Список литературы
А. С. Пушкин – это эталон, символ нашей культуры.
Прошло два десятилетия со дня рождения поэта, но егозначимость для России не уменьшается, она возрастает. Его жизнь, мысли, литературныеи исторические произведения – неиссякаемый океан мудрости, любви, духовности,преданности Родине, который питает нас, в трудное переходное время.     
        В истории культуры России имена Лицея и Пушкинасвязаны неразрывно. Царскосельский лицей – колыбель славы великого народногопоэта. Лицей явился для Пушкина «хранительными сенями», среди которых он«безмятежно расцветал».
       Царскосельское уединение среди прекрасных садов и богатейших дворцов, несомненно, имелосильное влияние на Пушкина. Оно развило  в нем чувство изящного, любовь кприроде. Лицей подействовал и на ум его, сообщив его мыслям определенноенаправление, и на сердце, дав возможность рано развиться нежным склонностямдружбы, чувствам чести и товарищества, одним словом, он вполне раскрыл все егоспособности. Пушкин вспоминал о Лицее, как об отеческом крове, как о родимойобители. В 1827 году, посетив Царское Село в первый раз после семилетнейотлучки, он обращался к садам его с такими стихами:                 Воспоминаньямисмущенный,
                Исполненсладкою тоской,               Сады прекрасные, подсумрак ваш священный
               Вхожу споникшею главой.
              Так отрокБиблии – безумный расточитель –
              До каплиистощив раскаянья фиал,
             Увидевнаконец родимою обитель,
             Главой поники зарыдал…
 
Во многих другихстихотворениях видна та же нежная привязанность.
       Первоначальный проектЛицея принадлежал выдающемуся государственному деятелю М. М. Сперанскому. Лицейдолжен был готовить деятелей для обновленной России, и в Лицее должны былиобучаться не только дворяне, но и «молодые люди разных состояний».
       Открытие Лицеясостоялось 19 октября 1811г. в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, вприсутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высокихгосударственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвеннымдля Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и  памятикоторого Пушкин посвятил эти строки:                 Вы помните, когдавозник Лицей,                Как Царь для насоткрыл чертог Царицын,                И мы пришли, ивстретил нас Куницын,               Приветствием межцарственных гостей.
       Воспитанники,поступившие в Лицей (30 чел.) различались и по возрасту (барону Корфу было 11лет, Малиновскому 16 лет), и по степени общеобразовательной подготовки. Одниперешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другиеиз Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, какПушкин, приехали прямо из дому.
       Распорядок дня в Лицеебыл твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли намолитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десятипрогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу –прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех допяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроковили «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых(рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон. Программа Лицея была обширной ипестрой, включала множество предметов. Изучали языки – русский, латинский,французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу),русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки»,географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства игимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание,фехтование,  верховую езду и плавание.
Учились в классах по семичасов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тотже преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.
Немногочисленность учащихся,молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей,ориентированный, – по крайней мере, у лучшей части их – на внимание и уважениек личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений небыло телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества,наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, — все этосоздавало особую атмосферу.
       Обучение в Лицееделилось на два курса. Первый назывался начальным, второй – окончательным. Накаждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводилсяпубличный экзамен.
Александр Пушкин проходилвместе с товарищами начальный курс с октября 1811года по январь 1815года;окончательный – с января 1815 года до июня 1817года.
Разумеется, обширный план принеопределенности программ и требований, приводил к поверхностным знаниямучащихся. В учебном деле Лицея, по остроумному выражению Уварова, царила«роскошь полузнаний». Знаменитые стихи Пушкина из «Евгения Онегина»: «Мы всеучились понемногу, чему-нибудь  как-нибудь!» – эти стихи целиком и полностьюбыли отнесены к характеристике учебного дела в Лицее.
       Лицей был изолирован от окружающей жизни,воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях,посещения родственников ограничивались.
Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образымонастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается монах со стороныбеса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения. Поэтическоелюбование лицейскими годами пришло позднее. Во время же пребывания в Лицеегосподствующим настроением Пушкина было ожидание его окончания. Лицейпреобразуется в монастырь, где молодой послушник говорит про себя:Сквозь слез смотрю в решетки,                         Перебирая четки, —
То  окончание его рисуетсякак освобождение из заточения:
                          Новремя протечет,
                         И с каменных ворот
                          Падут,падут затворы,
                         И в пышный Петроград
                         Через долины, горы
                         Ретивые примчат;
                         Спеша на новоселье,
                         Оставлю темну келью,
                          Поля,сады свои;
                         Под стол клобук с веригой –                           И прилечу расстригой
                         В объятия твои.
       Лицейское воспитаниеПушкина и его сверстников начиналось в предгрозовое время Отечественной войны1812г. Событие это оказало огромное воздействие на идейное и нравственноестановление личности лицеистов. Мальчики-лицеисты были захвачены патриотическимвоодушевлением, жадно читали реляции с фронтов войны, гордились славнымиподвигами соотечественников, спорили о пожаре древней Москвы. Через ЦарскоеСело на запад шли войска: гвардия, гусары, ополченцы.
В 1815г. в стихотворении«Александру» Пушкин так вспоминал эти проводы, вдохновенно выразив топатриотическое настроение, которое они вызвали.
               СыныБородина, о кульмские герои!
               Я видел,как на брань летели ваши строи;
  Душой восторженной за братьями спешил…
В это время пробудилась вдуше Пушкина его горячая любовь к родине. Не раз в его стихах, глубоко личных,истинно лирических, звучал мотив горечи, даже вины за неучастие в сраженияхпротив вражеских полчищ, хотя их автору было 13-14 лет: «И в жертву не принес ямщенья вам и жизни, вотще лишь гневом дух пылал!..».
       Среди замечательнойплеяды педагогов Лицея было немало профессоров, ставших в полном смысле этогослова «властителями дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзейпо Лицею.
«Пушкин охотнее всех другихклассов занимался в классе Куницына», — писал Пущин.
Ученик Геттингенскогоуниверситета, А. П. Куницын читал в Лицее психологию, логику, философию права.Было в его характере и образе мыслей что-то внушавшее уважение даже этимветреным и насмешливым сорванцам. Куницын был убежденный сторонник теорииестественного права, на котором зиждилось политическое миросозерцаниебольшинства образованных людей того времени, включая Императора Всероссийского.
На лекциях молодой профессоруже открыто обличал крепостное право, и его негодующие речи находили горячийотклик в сердцах лицейской молодежи.
Куницыну дань сердца и вина!
                  Он создал нас, он воспитал нашпламень,
          Поставлен им краеугольный камень,Им чистая лампада вожжена…
Так торжественно вспоминал его Пушкин.
Всего лишь через год после окончания Лицея, еще неостывшийот ярких впечатлений, возникших под воздействием мятежных лекций любимогопрофессора, Пушкин напишет вечно живые, знаменитые строки:
                         Пока свободою горим,
  Пока сердцадля чести живы,
Мой друг,Отчизне посвятим
                        Души прекрасные порывы!
                        Товарищ, верь: взойдет она,
  Звездапленительного счастья,
                        Россия вспрянет ото сна,
                        И на обломках самовластья
                        Напишут наши имена!
Известно, что такие стихи Пушкина, как «Деревня»,«Вольность», «Кинжал», «К Чаадаеву», написанные им не без влияния идей иположений лицейского курса Куницына, распространялись в  рукописных списках иимели большое значение для формирования идеологии декабризма.
       Одно из первых мест среди лицейских педагогов посиле влияния на Пушкина и его товарищей после Куницына по праву принадлежит Н.Ф. Кошанскому, который преподавал русскую словесность, теорию поэзии, риторикуи латинский язык.
Н. Ф. Кошанский кончил Московский университет, где изучалдревнюю, классическую литературу и получил степень доктора философии и магистраизящных наук. Он был хороший преподаватель латыни и древней литературы, но кпреподаванию русского языка и риторики Кошанский подходил как литературныйстаровер.
Кошанский долго не сдавался перед гением Пушкина, долговидел в нем не столько поэта, сколько проказливого, подчас заносчивогомальчишку. Трудолюбивый профессор риторики не сумел угадать в своем воспитанникебудущего законодателя русской словесности. А ученик не признавал за ним праваучить литературному вкусу и тайнам стихосложения. Как противоположность легкойрадости вдохновения Пушкин описывает тяжелые потуги ремесленника:
                         Сижу, сижу три ночи сряду
          Ивысижу – трехстопный вздор…
   Так пишет(молвить не в укор)
                       Конюший дряхлого Пегаса…
    Служительотставной Парнаса,
                     Родитель стареньких стихов…
       Весь Лицей знал, о ком идет речь.
       Иные отношения установились у Пушкина со вторымпреподавателем словесности, с А. И. Галичем, который с весны 1814г. замещал,заболевшего Кошанского.
Галич учил без педантизма, без наставлений, без поучений,в живой беседе обостряя и направляя их любознательность.
В 1815г. Пушкин посвятил Галичу два послания, еще раньшеупомянул о нем в «Пирующих студентах», с которых началась его лицейскаяпопулярность. Он совершенно запросто обращается со своим профессором философии:«Ты Эпикуров младший брат, душа твоя в бокале…», «Ленивец мой, любовникнаслажденья…!», «О Галич, верный друг бокала и жирных утренних пиров… Тебязову, мудрец ленивый, в приют поэзии счастливой». Это своеобразное обращениешкольника к наставнику было в том же году напечатано в «Российском Музеуме».Только подписи Пушкина еще не было. Вместо нее стояли цифры 1…14-17.    
Для характеристики того доверия и духовной близости,которым отличались отношения Галича с лицеистами и в особенности с Пушкиным,существенным является  то обстоятельство, что «Воспоминание в Царском Селе»,прочитанные  юным поэтом в присутствии Державина и других корифеев русскойпоэзии и науки 8 января 1815г. на экзамене по словесным дисциплинам припереводе на старший курс,  были написаны под непосредственным влиянием  этогодоброго наставника, предложившего своему ученику идею и общий замыселзнаменитого стихотворения.  
Когда Галич ушел из Лицея, Пушкину не хватало его. Он звалего обратно в Царское Село.
 
Оставь же городскучный,
                           С друзьями съединись
                           И с ними неразлучно
                           В пустыне уживись.
                           Беги, беги столицы,
                           О Галич мой, сюда!..
                           И  все к тебе нагрянем –
                           И снова каждый день
                           Стихами, прозой станем
                           Мы гнать печали тень.
       Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина,заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830г. Пушкинписал: «… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени».
В те дни – вомгле дубровных сводов
                    Близ вод, текущих в тишине,
                    В углах Лицейских переходов,
                    Являться Муза стала мне.
                    Моя студенческая келья,
                    Доселе чуждая веселья,
                    Вдруг озарилась – Муза в ней
                    Открыла пир своих затей;
                    Простите, хладные науки!
                    Простите, игры первых лет!
                    Я изменился, я поэт.
 
В Лицее начинается сознательная  жизнь Пушкина и самаистория его творчества. Именно здесь в поэзии Пушкина открываются  первыебогатства – идейные и эстетические.
Появляются общественный интерес, вольнолюбивые мечты,скорбь о народном рабстве, прославление свободы.
Самые первые лицейские творения Пушкина не сохранились.Известно, что, состязаясь с Илличевским, сочинил он рыцарскую балладу наподобиебаллад Жуковского. Написал роман в прозе «Цыган» и вместе с М. Яковлевымкомедию «Так водится в свете». Писал французские  стихи: «Стансы», «Мойпортрет».
Сочинял он повсюду. «Не только в часы отдыха от учения врекреационном зале, на прогулках, но нередко и в классах и даже в церкви емуприходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилосьнеобыкновенно, то прояснялось от улыбки, смотря по роду  дум, его занимавших»,- вспоминал один из лицеистов.
На первом курсе, в 1813 – 1814 годах, Пушкин сочинил около30 стихов, среди них – послания поэту Батюшкову и лицеисту Ломоносову,эпиграммы на Кюхельбекера, меланхолические подражания Оссиану и игривые«Рассудок и любовь», «Красавице, которая нюхала табак»; начал поэмы «Монах» и«Бова».
Романс «Казак» он подарил Пущину. Надписал на листке, какзаправский поэт: «Любезному Ивану Ивановичу Пущину. От автора». Подобныенадписи он видел на книгах в отцовской библиотеке.
Талант молодого поэта зрел не по дням, а по часам. Скаждым новым произведением заметно росли сила стиха, прелесть выражения,смелость мысли, одним словом, те качества, которые впоследствии сделалисьвсегдашними, неотъемлемым его достоянием. Пушкин неудержимо предавалсяобаятельному искусству. Поэтические мечтания овладевали им совершенно.
                          Все волновало нежный ум:
      Цветущийлуг, луны блистанье,
                         В часовне ветхой бури шум,
                         Старушки чудное преданье.
                         Какой-то демон обладал
                         Моими играми, досугом;
                         За мной повсюду он летал,
                         Мне звуки дивные шептал,
      И тяжким,пламенным недугом
                         Была полна моя глава;
                         В ней грезы чудные рождались;
     В размерыстройные стекались
                         Мои послушные слова     
                        И звонкой рифмой замыкались.
Стихи грезились ему во сне.Так, в послании «К Лицинию», которое  умышленно названо переводом с латинского,два следующих стиха:
Пускай Глицерия, красавица младая,
  Равно всем общая, как чаша круговая,
сочинены во сне.
Послание «К Лицинию» относится уже к 1815г. Год этот,конечно, был памятен Пушкину. С него начинается литературная известность ислава, до этого ограниченные тесным царскосельским кружком. В этом году подстихами его находим  его полное имя. О нем заговорили…
       Особое место средилицейских стихов 1815-1816 годов занимает цикл любовных элегий, обращенных кЕкатерине Бакуниной – сестре лицеиста А. П. Бакунина молоденькой, хорошенькойфрейлине.
«Первую платоническую любовьвозбудила в Пушкине Бакунина, – вспоминает Комовский. – Она часто навещалабрата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивныйстан и очаровательное обращение произвели   всеобщий восторг во всей лицейскоймолодежи. Пушкин описал ее приметы в стихотворении « К живописцу», которое былоположено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самоговыхода из заведения».
29 ноября 1815г. Пушкин писалв дневнике:
Итак, я счастлив был, итак я наслаждался,          Отрадой тихою, восторгомупивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
Это была робкая и стыдливаяюношеская любовь – с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостьюна долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Эту свою первуюробкую отроческую влюбленность Пушкин помнил всю жизнь.                     В те дни… в те дни, когда впервые                     Заметил я черты живые                     Прелестной девы и любовь                    Младую взволновало кровь.Писал поэт почти через 15лет в «Евгении Онегине».
       Страсть к литературному творчеству пробудилась влицеистах рано и охватила наиболее даровитую группу юношей. Первый литературный кружок образовался сразу же  после открытия Лицея. Творческиевстречи и беседы послужили первоисточником для возникновения рукописных изданий(«Вестник», «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец»).
В журналах преобладалюмористический и сатирический материал. Здесь были смешные описания различныхпроисшествий из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков ипоэтов, рисунки, карикатуры на профессоров, гувернеров и воспитанников.Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков, Илличевский, Дельвиг,Кюхельбекер.
«Пушкин, — вспоминал ИванПущин, — потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах,импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы ипрочее».
Десять лет после выпускаПушкин в Михайловском вспоминал:
                     Златыедни, уроки и забавы,
  И черный стол, и бунты вечеров,
             И наш словарь, и плески мирной славы,
И критику лицейских мудрецов.
       В лицейской жизниПушкина есть два, кроме многих других, примечательных событий, противоположныхпо своему смыслу и характеру,  но единых по своему значению для понимания ролиЛицея в дальнейшей творческой и человеческой – личной и социальной судьбепоэта.
Первое событие –благославление Державиным Пушкина на поэтическую стезю жизни, передача ему –представителю молодой русской поэзии творческой эстафеты от классиковотечественной  литературы того времени.
Заканчивая свой «Гимнлироэпический на прогнание французов из отечества» (1813г.), Державин сознавал,что силы ему уже изменяют, и призывал молодых поэтов занять его место:
                         Младымпевцам греметь
                       Моивверяю ветхи струны…
Стихотворение Пушкина «Воспоминаниев Царском Селе», которое  Державин услышал на переводных экзаменах в Лицее в1815г., явилось как бы непосредственным ответом на призыв старого поэта. Визвестном послании к Жуковскому Пушкин так отозвался о посещении ЛицеяДержавиным:
      И славный старецнаш, царей певец избранный,
      Крылатый гением играцией венчанный,
      В слезах обнял менядрожащею рукой
      И счастье мнепредок, незнаемое мной.
Благославление Державинаимело для  юного Пушкина большое перспективное значение – оно раскрыло передним во всю ширь поэтический горизонты его будущего.
Юный поэт еще сильнееповерил в себя.
Второе событие отчетливораскрыло бунтарский дух Пушкина-лицеиста, его непримиримость ко всемуконсервативному, казенному, бездушному, к любым, пусть даже и не оченьзначительным, покушениям на свободу и независимость личности. В этом смыслепоказательна победа Пушкина и его лицейских друзей над ярым представителемофициальной, чиновничье-бюрократической педагогики, проводником мистицизма,«пиетизма», фанатизма – инспектором и надзирателем по учебной и нравственнойчасти Мартыном Пилецким-Урбановичем. Именно Пушкин возглавил движение противинспектора, в результате которого он был изгнан из Лицея.
       Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто.Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Сам Пушкин в «Онегине»вспоминал, что бывал очень разный:
 
                           Порой ленив, порой упрям,
                         Порой лукав, порою прям,
      Поройсмирен, порой мятежен,
                        Порой печален, молчалив,
                       Порой сердечно говорлив.
 
Неровности его характера всегда навлекали на негонеприятности, особенно среди тех, кто тяготился его умственным превосходством.Лицеисты первые почувствовали его исключительность, одни радостно, другие сраздражением.
«В лицее его называли Французом, а если вспомнить, что онполучил это прозвание в эпоху «нашествия галлов», то ясно, что этот титулзаключил в себе мало лестного. Вспыльчивый до  бешенства, вечно рассеянный,вечно погруженный в поэтические свои мечтания, с необузданными африканскимстрастями, избалованный с детства похвалою и льстецами, Пушкин ни на школьнойскамье, ни после, в свете, не имел ничего любезного и привлекательного в своемобращении», — так писал лицеист Корф о знаменитом своем товарище юных лет.
       Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А. А.Дельвиг, И. И. Пущин,  В. Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная ивечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. 
Лучшим его другом был Дельвиг,
                        Товарищ юности живой,
                        Товарищ юности унылой,
                        Товарищ песен молодых,
 Пиров и чистыхпомышлений.
 
Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговороклюбил  Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силутаинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, нопорой и во сне. Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитыйпоэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью.
Один из первых угадал Дельвиг гений Пушкина и первый впечати воспел его в стихах, написанных под ярким впечатлением экзамена, гдеПушкин читал «Воспоминание в Царском Селе». В «Российском Музеуме» (1815), подзаглавием «А. С. Пушкину», напечатано было торжественное послание Дельвига:
Пушкин! Он и влесах не укроется;
                  Лира выдаст его громким пением,
     И отсмертных восхитит бессмертного
 Аполлон наОлимп торжествующий.
 
Пушкин также был полон поэтического уважения имужественной нежности к собрату по собрату по сочинительству:
            С  младенчества дух песен в нас горел,
            И дивное волненье мы познали;
            С  младенчества две Музы к нам летали,
            И сладок был их лаской наш удел;
            Но я любил уже рукоплесканья,
            Ты, гордый, пел для Муз и для души;
Свой дар какжизнь я тратил без вниманья,
            Ты гений свой воспитывал в тиши.
 
 
           Служенье Муз не терпит суеты;
            Прекрасное должно быть величаво:
            Но юность нам советует лукаво,
            И шумные нас радуют мечты…
                                           («19 октября» 1825)
 
       Особенно  дружен Пушкин был с И. Пущиным.
Легкая перегородка отделяла комнаты друзей в лицейскомобщежитии – Пушкин жил в комнате № 14, Пущин – в комнате № 13. Это соседствоеще больше способствовало сближению мальчиков. Их объединяла, прежде всего,общность интересов и взглядов. Для Пущина, так же как и для Пушкина, Вольтер ився плеяда французских просветителей XVIII в. былиподлинными «властителями дум», определяли их юношеские воззрения  на мир.
Пущин, чьи «счастливые способности» и «редкое прилежание»единодушно отмечают преподаватели Лицея, раньше и глубже, чем все другие, сумелпроникнуть в самое существо многогранной  натуры будущего гения, сумел найти«золотой ключик» к понимаю всех тонких и порой противоречивых переживаний юногопоэта. «Чтобы  полюбить его настоящим образом, — писал Пущин о Пушкине, — нужнобыло взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видитвсе неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, чтополюбит даже и их в друге-товарище».
Память о неразлучной шестилетней дружбе с Пущиным, о годахпроведенных в лицейской среде, была священной для пота, была символом самыхчистых чувств и помыслов. Пущин первым посетил своего лицейского друга вМихайловском, куда он был изгнан царем. Вспоминая это событие, Пушкин как водно целое соединял Пущина и Лицей:
 
                 …Поэта дом опальный,
                 О, Пущин мой, ты первый посетил.
Ты усадилизгнанья день печальный,
                 Ты в день его Лицея превратил.
 
       Совсем иные, более сложные, то мальчишескиедрачливые, то сердечные и задушевные отношения сложились у Пушкина с другимлицейским поэтом, с чудаком Кюхлей, как прозвали они Вильгельма Кюхельбекера(1797-1846). «Длинный до бесконечности, при том сухой и как-то странноизвивавшийся телом, что и навлекло ему эпитет глиста, эксцентрическим умом и спылкими страстями, с необузданной вспыльчивостью, он почти полупомешанный,всегда был готов на всякие проделки. Кюхельбекер за свои странности инеловкость, и часто уморительную оригинальность был предметом беззлобных шутоки острот лицеистов», — писал Корф. Сам Пушкин, искренне любивший Кюхельбекера,не раз писал на него эпиграммы и делал по его адресу юмористические замечания.
Дружба Пушкина и его сверстников возникла и развивалась наплодородной почве творческого сотрудничества,  поэтического вдохновения юношей.Об этом красноречивее всего говорят пушкинские строки:
   Друзья мои!Прекрасен наш союз!
  Он, как душа,неразделим и вечен –
                   Неколебим, свободен и беспечен,
      Срасталсяон под сенью дружных муз!
Именно духовная близость, облагораживающее влияние поэзии,созвучие чувств и умственных запросов в пушкинском кругу лицеистов, делали ихюношескую дружбу глубокой и прочной. В послании Пущину и Кюхельбекеру –ближайшими друзьями по Лицею – Пушкин, пожалуй, с наибольшей силой чувств иточностью слова вместе с тем кратко выразил мысль об идейной, духовной основелицейской дружбы, способной выдержать самые суровые испытания Временем:
          …но с первыми друзьями
          На резвою мечтой союз твой заключен;
          Предгрозным временем, пред грозными судьбами,
          О милый, вечен он!
                                          («В альбомПущину»)
В послании Кюхельбекеру отчетливо звучит тема святостидружбы, верности ей всегда и везде, при любых обстоятельствах:  
                           Прости… где бы ни был я:
                          В огне ли смертной битвы,
                     При мирных ли брегах родимого ручья,
                          Святому братству верен я!
Дружеские связи с лицеистами завязывались трудно. Темболее заметна тяга Пушкина к людям «взрослого» мира: к  дружбе с Чаадаевым иКавериным, арзамасцами и Карамзиным, Тургеневым и Ф. Глинкой.
У Пушкина был особенныйкружок, в котором он нередко проводил свой досуг, и который состоял из офицеровлейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Пушкина всюду любили заостроту, веселый нрав, неистощимый запас шуток и более всего за стихи, которымион бросал на право и налево.
Среди царскосельских гусаровП. Я. Чаадаев заметно выделялся своим умом и смелостью суждений. С ним у юногоПушкина сложились близкие, дружеские отношения. В Чаадаеве он уважал глубину исилу мысли, решительность и возвышенность жизненных идеалов. В известнойдружеской эпиграмме юный поэт не случайно сравнивает этого гусарского офицера  с Периклом и Брутом. Через посредство Чаадаева Пушкин познакомился и вошел втесное общение и с другими офицерами – поручиком П. П. Кавериным, воспитанникомМосковского и Геттингенского университетов, и с Николаем Раевским, сыномзнаменитого генерала Отечественной войны 1812г.
Ранняя политическая лирика поэта, получившая отражение вряде стихов, посвященных Чаадаеву, Каверину и другим его новым друзьям, ярко иубедительно свидетельствуют об их действенном влиянии на развитиеантикрепостнических взглядов и чувств Пушкина в этот период. В заключениесвоего «Послания к Чаадаеву» поэт говорит:
 
         Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
      С тобою вспоминать беседы прежних лет,
                Младыевечера, пророческие споры,
                Знакомыхмертвецов живые разговоры;
        Посмотрим, перечтем, посудим, побраним,
               Вольнолюбивые надежды оживим,                 И счастлив буду я … 
 
И все же дружеские связиэтого периода далеки от равенства. Друзья Пушкина – почти всегда учителя его.Одни учат его гражданской твердости и стоицизму, как Чаадаев или Ф. Глинка,другие наставляют в политической экономии, как Н. Тургенев, третьи приобщают ктайнам гусарских кутежей, как Каверин.
В 1824г. Пушкин посвятилдружбе четверостишие, окрашенное горечью:
                Что дружба? Легкий пыл похмелья,
                         Обиды вольной разговор,
 Обмен тщеславия, безделья
 Иль покровительства позор.
Дружеские связи лицейскогопериода – с царскосельскими гусарами, с литераторами-арзамасцами – молодымиписателями, объединявшимися вокруг знамен «нового слова» Карамзина и романтизмаЖуковского, — с семьей Карамзина – давали исключительно много для формированияума и взглядов Пушкина, его общественной и литературной позиции. Но они влиялии на характер. В гусарском кружке Пушкин мог чувствовать себя взрослым, уКарамзина – вдохнуть воздух семьи, домашнего уюта – того, чего сам он никогдане знал дома.
       Огромное образовательное и нравственное значениедля становления личности поэта имели литературные влияния и личные контактыПушкина-лицеиста со знаменитыми русскими писателями. Они расширяли егоисторико-литературные познания, шлифовали его эстетические вкусы, возбуждаличистые нравственные помыслы, мечты и чувства. В этом отношении едва ли не самымсильным среди других русских поэтических влияний, было влияние Жуковского.
Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтическогозвучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был бесспорно самыйдобрый человек в русской литературе. Доброта, мягкость, отзывчивость тожетребуют таланта, и Жуковский обладал этим талантом в высшей мере. В годы ученияПушкина в Лицее Жуковский был уже призванным поэтом, и Пушкин свое стихотворноепослание к нему (1816г.) начал с обращения: «Благослови, поэт…». В этих словахбыло сознание дистанции, отделявшей автора прославленного в 1812г.патриотического стихотворения «Певец в стане русских воинов» и вызывавшихбурные споры романтических баллад от вступавшего на поэтический путь новичка.Однако в отношении Жуковского к начинающему поэта не было ни покровительства,столь нетерпимого Пушкиным, ни досаждавшей ему нравоучительности. Жуковскийнашел верный тон – тон любящего старшего брата, при котором старшинство не мешаетравенству. Это сделало дружбу Пушкина и Жуковского особенно долговечной. 
В послании «К Жуковскому» (1817) Пушкин обращается ксвоему предшественнику и учителю с такими словами, раскрывающими значение егоромантической музы для юного поэта-лицеиста:
             Неты ль мне руку дал в завет любви священной?
             Могу ль забыть я час, когда перед тобой
             Безмолвный я стоял и молнийной струей
             Душа к возвышенной душе твоей летала
   И, тайносъединясь, в восторгах пламенела.
 
Не менее  близка была юному Пушкину  и поэзия Батюшкова, сее определенными античными формами стиха, с ее воспеванием земных радостей.Поэтому на творчество Пушкина- лицеиста влияние Батюшкова, очень близкое подуху с влиянием французского поэта-лирика Парни, немало прекрасных переводовстихов, которых он сделал, не осталось бесследным.
       Осенью 1817 года Пушкин был принят в «Арзамас», вмомент, когда это общество находилось в состоянии внутреннего разлада. ДляПушкина это принятие имело глубокий смысл: его принадлежность к литературеполучила общественное признание. Зачисление в боевую  дружину молодыхлитераторов-романтиков, насмешников, гонителей «века минувшего» – подвело чертупод периодом детства и годами учения. Он почувствовал себя допущенным  в кругпоэтов общепризнанных.
       Срок пребывания в Лицее кончился летом 1817года. 9июня состоялись выпускные экзамены, в которых Пушкин читал заказанноестихотворение «Безверие». Император Александр Iприсутствовал при этом, как и шесть лет назад. Но насколько открытие былопраздничным и торжественным, настолько выпуск прошел тихо.
       Пушкин окончил шестилетний курс наук Лицея 19-м посвоим баллам учеником. Но при таких, более, чем скромных, внешних показателяхон уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которыевыразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а вего  глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, вгорячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасному сердце. Первые листки сбессмертными строчками новаторской поэмы «Руслан и Людмила», которые Пушкинвместе с выпускным аттестатом уносил из Лицея, были тем высшим из всехвозможных баллов, которые поставила самая строгая и объективная наставница –сама Жизнь, История.
       Совершенно справедливым представляется нам тосуждение  о Пушкине-ученике, которое высказал, подводя итог лицейскомуобразованию поэта, близко знавший его П. А. Плетнев: «Природа, кромепоэтического таланта, наградила его изумительной памятью и проницательностью.Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали длянего даром, они сохранялись у него на целую жизнь. Его голова, как хранилищеразнообразных сокровищ, была полна материалами для предприятий всякого рода.По-видимому, рассеянный и невнимательный, он из преподавания своих профессоровуносил более, нежели товарищи».
       Лицей и его порядки, наставники и товарищи,политические события и народные вожди, все, что кружилось и нарастало кругомПушкина, служило материалом, из которого в глубине его гениальной душистроились таинственные здания. Не он один все это видел, все это пережил. Нотолько он один, восприняв, отразил тогдашнюю жизнь такими единственными,пленительными, незабываемыми стихами.
Лицей помог ему, окружил его могучую юность красотой ипростором. До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этойрадостной свободной поре. Сколько раз в  воздушных стихах помянет он Лицей:
            Я думал о тебе, приют благословленный,
            Воображал сии сады,
            Воображаю день счастливый,
            Когда средь вас возник Лицей,
            И слышу наших игр я снова шум игривый
            И вижу вновь семью друзей.
           Вновьнежным отроком, то пылким, то ленивым,
            Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь полугам, по рощам молчаливым,
            Поэтом забываюсь я.
                          («Воспоминания в ЦарскомСеле». 1829).
 
Список литературы:
1.  В. В. Версаев.«Спутники Пушкина». Том 1, 2, Москва, 1993г.
2. И. И. Пущин. «Записки о Пушкине.Письма», Москва, 1989г.
3. Ю. М. Лотман. «А. С. Пушкин».Ленинград, 1982г.
4. З. И. Равкин. «ПедагогикаЦарскосельского Лицея Пушкинской поры (1811-1817)». Москва, 1999г.
5. М. Басина. «Жизнь Пушкина».Санкт-Петербург, 1996г.
6. П. И. Бартенев. «О Пушкине».Москва, 1992г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.