Кутузов – народный полководец
Нет в русской литературе другогопроизведения, где были бы с такой убедительностью и силой, как в романе “Войнаи мир”, переданы мощь и величие русского народа. Всем содержанием романа-эпопеиЛев Николаевич Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу занезависимость, изгнал французов и обеспечил победу. Единство Кутузова с народомобъясняется тем “народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте исиле его”. Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является“представителем народной войны”.
Впервые Толстой показывает Кутузова в военнойкампании 1805-1807 г.г. на смотре в Браунау. Русский полководец не захотелсмотреть парадную форму солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, вкаком он находился, указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскуюобувь, с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог невидеть, как это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау исмотр под Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольскивычищенные и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритымии вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. “Наэтом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы Кутузова иАлександра и их отношение к солдатам, а следовательно и к народу. Если Кутузов“прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых словофицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам, то императорАлександр, проезжая на лошади, лишь останавливался иногда, чтобыпоприветствовать какой-либо полк. Если у Кутузова смотр проходил просто,естественно, по-домашнему, полководец разговаривал с солдатами, то в Ольмюце“массы войска”, “надсаживая свои груди”, “присоединялись к реву всей той линии,которую уже проезжал государь. “То есть это не та сыновья любовь солдат кКутузову, а дикий восторг толпы, “массы людей”. И вот на этом контрасте Толстойособенно ярко показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение ксолдатам и боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
ВБородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое заключалось в том,что он руководил духом армии: “Долголетним военным опытом он знал и старческимумом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борящихся со смертью нельзяодному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряженияглавнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила,называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколькоэто было в его власти”.
Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этойнародной войне превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. ТакКутузов посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, ното, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его ипосылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства,решил, что сражение было проиграно, в то время как русские солдаты стоялинасмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохойполководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок народ и этот народныйдух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состояниинаступать не могла. Но этот приказ исходил “не из хитрых соображений, а изчувства, которое лежало в душе каждого русского человека”, и, услышав этотприказ “измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились”.
Но Толстой-художник частопротиворечит Толстому-философу, так как Кутузов руководит по настоящемусражением, проявляя свою волю. Толстой-философ отрицает активную рольполководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского: “Он ничего непридумает, ничего не предпримет… но он все выслушает, все запомнит, всепоставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного непозволит”. Признание активной роли Кутузова. С одной стороны у Толстого Кутузовне делал “никаких распоряжений”, а с другой стороны “соглашался или несоглашался на то, что предлагали ему”, “отдавал приказания”, то есть все-такируководил ходом сражения. В этом и заключаются противоречия Толстого, какхудожника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителемдобра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народныйполководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты,добра и правды”.