ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
по дисциплине «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА».
КРУШЕНИЕ «АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ» В РОМАНЕ
Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ».
Выполнил: студент курса ОЗО
Проверил:
Краснодар 2009
Теодор Драйзер (27.08.1871 — 28.12.1945) — американский писатель.Родился в небольшом городке Терр, штат Индиана, в семье немецких иммигрантов. Отец,Джон Пол Драйзер, ревностный католик, человека работящий и честный, принадлежалк породе неудачников. Семья терпела жестокую нужду, в поисках лучшей доли переезжалас места на место, из одной общины в другую. Теодор был последним, двенадцатым ребенком.Мать, Сарра Драйзер, женщина неграмотная, но мудрая и добросердечная, натура сильнаяи самоотверженная, старалась изо всех сил скрасить жизнь семьи, но детские воспоминанияДрайзера безрадостны.
Учеба в приходской школе для застенчивого тугодума, каким онбыл в ту пору, была сущей мукой. Сверстники сторонились долговязого, нескладногоподростка, нередко поколачивали. Он рано начал зарабатывать на жизнь: был разносчикомгазет, разносил белье, собирал квартирную плату, служил у торговца скобяными товарамии сам торговал вразнос, работал подсобным рабочим на железной дороге, мыл посудув одном из ресторанчиков Чикаго. Здесь проходит он свои «университеты».В настоящем университете в Блумингтоне, штат Индиана, ему довелось проучиться толькогод благодаря участию школьной учительницы, которая из своих скудных средств заплатилаза его обучение. Здесь он открыл для себя Толстого и впервые подумал о писательстве.
В начале 1892 г. Ему удается устроиться репортером в чикагскую«Дейли ньюс». Здесь появляются его первые заметки об изнанке городскойжизни: о трущобах, безработных бродягах, ночлежках, салунах, борделях. Меняютсягорода и редакции: Сент — Луис, Кливленд, Питсбург, Нью-Йорк. Расширяется круг тем,он успешно овладевает ремеслом газетчика.
Взгляды Драйзера роднят его с писателями объективного, или натуралистическогонаправления. Мнение о том, что Драйзер «второй Золя» ошибочно. Его кумиромбыл Бальзак. Он научил его чувствовать пульс большого города. У него он учился угадыватьисторический смысл незначительных событий, и тех перемен, которые происходили вжизни американских городов буквально на глазах, а это придавало заурядным историямвесомость и масштабность. Но главное чем он обязан Бальзаку, это открытием доминантыхарактера молодого человека, стоящего не пороге жизни, бросающего ей вызов, одержимогомечтой об успехе.
Убедившись в том, что интерес к жизни у американцев связан снетерпеливым ожиданием успеха Драйзер решает исследовать психологию обделенногои честолюбивого " солдата удачи" и объект его честолюбивых устремлений- американское общество. Первым шагом на этом пути стал роман «Сестра Кэрри»,который был встречен в штыки и тут же запрещен за «безнравственность».
В 1911 году выходит второй его роман, начатый им десять лет назад- «Дженни Герхард». В основе сюжета двух первых его романов — реальныефакты из жизни его сестер. После выхода в свет романа, Драйзер приступает к работенад масштабным романом о бизнесе. В ходе работы замысел разрастался, возникла идеятрилогии. В 1912 году появилась ее первая часть «Финансист», в 1914г.вышла вторая — «Титан», над заключительным романом «Стоик» Драйзерработал до последнего дыхания.
Открывая американцам Америку, Драйзер открывал и самого себя.Все его романы так или иначе связанны с его личным опытом, его исканиями и увлечениями.На рубеже 10-20 годов Драйзер словно подводит предварительные итоги, собирает ранеенаписанные пьесы, рассказы, очерки, дополняет их новыми, и издает несколько сборниковсреди которых «Двенадцать мужчин», «Краски большого города».Исподволь вызревает замысел нового романа, который станет его триумфом.
«Американская трагедия» (1925) родилась, как некогдастендалевский роман «Красное и черное», из нескольких строк уголовнойхроники. В начале века Американские газеты писали об убийстве неким Джиллетом беременнойвозлюбленной, оказавшейся помехой на его пути к выгодной женитьбе. Убийца был казнен.«Сенсации» такого рода время от времени появлялись в прессе. Драйзер сам,работая репортером в Сент — Луисе описал подобную историю. С той поры он стал собиратьвырезки из газет на эту тему. Он дважды начинал было разрабатывать этот сюжет. Драйзерне скрывал сходства истории его героя Клайда Грифитса с историей Джиллета.
Клайд Грифитс, юноша из бедной многодетной семьи уличных проповедников,не чуждый тщеславия, гордости, но лишенный образования, практической сметки, энергии,приобретя некоторый — весьма сомнительный — жизненный опыт во время работы в отелеКанзас — Сити, попадает в Ликург, где получает должность на фабрике богатых родственников.Здесь он знакомится и сближается с работницей Робертой Олден, милой скромной девушкой.Вскоре ему представляется возможность войти в мир хозяев Ликурга. Дочь одного избогачей, Сондра Финчли, более чем расположена к Клайду. А в это время выясняется,что Роберта ждет ребенка. У Клайда возникает намерение избавиться от нее, он продумываетплан убийства и приглашает Роберту на лодочную прогулку, во время которой она гибнет.У Клайда не хватило духу ее убить, помог случай. Вину за смерть девушки возлагаютна него, и он кончает жизнь на электрическом стуле, таков конец человека, поверившегов миф «равных возможностей»: именно так трактовали советские литературоведыроман Драйзера. Такова сюжетная канва романа.
На самом деле дело не совсем в развращающем молодого человекакапиталистическом мире, дело, видимо, в том, что в его душе не нашлось достаточносерьезных моральных принципов, которые должны были не допустить его до убийства.Искать причины надо не только в буржуазных идеалах и морали, которые «испортили»милого и нравственного Гриффитса. Весь путь его нравственного падения и развращенностипоказывает, как логично и постепенно он шел к убийству. Находясь уже в тюрьме, самКлайд не может понять: «За что?» Он совершенно растерян: разве он убилРоберту? Ведь он был в нее страстно влюблен и даже верил сначала, пока его не ослепилобогатство Сондры, что они с Робертой подходят друг другу.
Правда, он никогда не собирался жениться на простой работнице,а когда это стало неизбежным, попытался избавиться от юношеской «ошибки».Он нечаянно толкнул девушку, от неловкого движения лодка перевернулась, Робертасовсем не умела плавать — и сразу пошла ко дну. Клайд плавал превосходно, но нестал ее спасать, а направился к берегу. Перед глазами стояло лицо тонущей, взывающейо помощи… А он плыл к своей мечте, к «сладкой жизни», развлечениям«золотой молодежи», в круг которой его ввела Сондра. Нет, он не убил.Просто не стал спасать и не помог.
Образ Клайда создается путем скрупулезного наращивания деталей,мелких подробностей, которые наслаиваясь, создают образ юноши, с малых лет искушаемогожизнью, устремляющего робкие, но жадные взоры поверх «высоких стен», отделяющихжеланный, но такой недоступный мир богатых людей. Необычность романа в том, чтороль трагического героя досталась не Каупервуду, не Юджину Витле, а ординарной личности.Он стыдится родителей, потому что они «белые вороны», а он хочет бытькак все. Он не ставит перед собой грандиозных целей. В его желании выбиться наверхнет ничего экстраординарного. Показательно, что Роберта движима той же мечтой. Онаотдается Клайду, ибо брак с ним может стать ее счастливым шансом. Они оба жертвыстремления к успеху, которым охвачены тысячи их соотечественников.
Драйзер подчеркивал социальный характер романа: «Это былоисключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как личностьбессильна против нее».
«Американская трагедия» при всей масштабности, многоплановости,многофигурности очень цельная книга, подчиненная единому мощному ритму. Впечатлениемощи происходит не от фигуры героя, а от логики развития его судьбы, имя которой- Неизбежность. Художественное зрение Драйзера позволило ему разглядеть в заурядномуголовном деле трагедию судьбы. Ее трагическая предопределенность поначалу смутно,но медленно проясняется, проступая все отчетливее, и это привносит в роман драматическуюнапряженность. Логика характера вкупе с логикой обстоятельств загоняет Клайда вловушку.
Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и виныКлайда, разбирательству посвящена третья, последняя часть романа, Суд присяжных,признавший Клайда виновным, даже не задумался над тем, что именно сделало его убийцей(пусть в мыслях, но он им был). Судье перед выборами так был нужен громкий процесс,где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность,играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имении профессиональной чести.
Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан,и осужден, случайность смертного приговора Клайду — вот вопросы, отвечая на которыеДрайзер пишет социально-психологическую летопись типично американского преступления.Наиболее мрачные страницы романа посвящены описанию «Дома смерти», кудапопадает Клайд в ожидании казни.
А вот С. Эйзенштейн, которому Драйзер предложил написать сценарий,сразу определил, что преступление, на которое идет Грифитс, есть " суммарныйрезультат тех общественных отношений, воздействию которых он подвергается на каждомэтапе его развертывающейся биографии и характера…".
Эйзенштейн, как великий художник, уловил в романе то, что открылосьнемногим, — " игру рока". Беззащитность человека перед его лицом рождаетпафос сострадания, который роднит с Достоевским автора американского романа о преступлениии наказании. Если в античной трагедии рок представал как неведение, то в «Американскойтрагедии» он предстает в форме общественной системы.
Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладаетуверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткойне только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогдане работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В рядекрупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняяпочта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство,«Америка — страна равных возможностей для всех», наилучший в мире американскийгосударственных строй.
Драйзер создает роман за романом, изображая «серые будни»американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране «безграничныхвозможностей» («Сестра Керри» — путь простой американской девушкик успеху, подчеркивая случайность успеха героини, выкарабкавшейся со дна жизни фабричныхработниц).
В «Трилогии желаний» («Финансист» (1912),«Титан» (1913), «Гений» (1915)) автор показывает судьбу всейнации, оказавшейся под пятой монополий в конце 19 века на примере карьеры главногогероя Каупервуда.
Творческий путь Драйзера характеризуется в начале века нарастаниемпротеста против варварской жестокости капиталистического общества, выхода из которогоон не видит.
Драйзер считал, что американская действительность при кажущемсявнешнем благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателейявляется описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда,создание трестов и корпорация, появление новых автомобилей, но и «ад и чистилище»американской жизни.
Завершающую полноту тема Американской мечты — мифа об Америкекак земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, — получилав романе «Американская трагедия» (1925). Мечта обернулась иллюзией, подлиннаячеловечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка,обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательновыполнил официальную формулу успеха.
Путь от Американской мечты к Американской трагедии, исследованныйДрайзером, — главное художественное открытие всего творчества писателя.
Документализм истории Клайда подтвержден десятком аналогичныхслучаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они и обеспечивают нравственнуюдостоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственныхустоев Америки, всех ее институтов — от семьи до суда.
Роман «Американская трагедия» стал одной из вершинреализма Драйзера: глубокий психологизм романа тесно связан с социальным анализом,писатель показывает формирование духовного облика человека под влиянием окружающейсреды.