Историческиекорни волшебной сказки
Введение
Под волшебными сказкамиПропп В.Я. понимает те сказки, строй которых изучен им в «Морфологии волшебнойсказки».
Здесь будет изучаться тотжанр сказки, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда, или сжелания иметь что-то и развивается через отправку горя из дома, встречу сдарителем, дарит ему волшебное ср-во. Часто уже возвращ-ся домой, братьясбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергаетсяиспытанию через трудные задачи и воцаряется, и женится в своем царстве. Этократкое схематическое изложение композиции.
Среди сказок имеютсяособая категория – волшебные. Они составляют часть фольклора. Изучениеструктуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой.Волшебные сказки для нас есть нечто целое, все сюжеты ее взаимно связаны иобусловлены.
Сказка и образ
Сказка имеет связь собластью культов и религии. Фантастические образы первоначально отражалисьтолько в таинственных силах природы, приобретая теперь и общественные атрибуты истановясь теперь представителями исторических сил.
Сказка сохранила следыочень многих обрядов и обычаев. Например, в сказке рассказывается, что девушказакапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Самый простой случай – этополное совпадение обряда т обычая со сказкой.
Сказка и миф
Миф и сказка отличаютсяне по форме, а по своей социальной функции.
Сказка и миф (особенноМИД доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой,что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называются сказками. Завязка
С первых же слов сказки –«В некотором царстве, в некотором государстве»… слушатель сразу охвачен особымнастроением, настроением эпического спокойствия.
Изоляция царских детейв сказке
Царские детисодержатся в полной темноте (««Испостроили ей темничу»»). Запретсвета здесь совершенно ясен. В грузинских и мегрельских сказках царевнаименуется mzeфunaqav. Этот термин может носить два значения: «солнцем невиденная» и «солнца не видевшая». С этим запретом света тесносвязан запрет видеть кого бы то не было.
Заключениедевушки:
· Запрет стричьволосы
· Вслед зазаключением девушки обычно следует ее брак
· Мотив заключениядевушек и женщин широко использовали в новеллистической литературе
Беда ипротиводействие
Из беды ипротиводействия создается сюжет. Какая-либо беда – основная форма заявки. Ходдействия требует, чтобы герой как-нибудь узнал об этой беде.
Пространствов сказке играет двойственную роль. С одной стороны, оно есть в сказке. С другойстороны его как бы совсем нет. Все развитие идет по остановкам и они оченьдетально разработаны.
Типы Яги
Яга оченьтрудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали,сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, несовмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает 3 разныхформы Яги.
Весь ходразвития сказки и в особенности начало, показывает, что Яга имеет какую-тосвязь с царством мертвых.
Лес
проппсказка волшебный культ
Леспостоянный аксессуар Яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет Яги(«Косоручка»), герой или героиня непременно попадают в лес.
Лес дремучий,темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный. Связьобряда посвящения с лесом настолько прочна и постоянна, что она верна и в обратномпорядке.
Лес в сказкахвообще играет роль задерживающей преграды. Лес, в который попадает герой,непроницаем. Это своего рода есть, улавливающая пришельцев. Такая функциясказочного леса ясна в другом мотиве – в бросании гребешка, который превращаетсяв лес и задерживает преследователя. Здесь же лес задерживает не преследователя,а пришельца, чужака. Сквозь лес не пройти. Мы видим, что герой получает от Ягиконя, на котором он перелетает через лес.
Избушка накурьих ножках
Некоторымиособенностями обладает избушка в женских сказках. Девушка, прежде чем идти кЯге, заходит к своей тетушке, та предупреждает ее о том, что она увидит визбушке и как себя держать.
Вамериканских охотничьих мифах можно видеть, что для того, чтобы попасть визбушку, надо знать имена ее частей. Там же избушка сохранила более ясные следызооморфности, а иногда вместо избушки фигурирует животное.
Чтобы попастьв избушку, герой должен знать слово. Есть материалы, которые показывают, что ондолжен знать имя («Али-баба и 40 разбойников»).
Лес –первоначальное непременное условие обряда, также в последствии переход в иноймир. Сказка – последнее звено этого развития.
«Напоила-накормила»
Постоянная,типичная черта Яги: «она кормит, угощает героя». Герой отказывается говорить,пока не будет накормлен. Еда имеет здесь особое значение.
«Хозяйкалеса»
Особенностьобраза Яги – это ее резкая женская физиологичность. Она всегда безмужняястаруха.
«Задачи Яги»
Наряду спроверкой магической силы умершего, стали появляться представления о проверкеего добродетели. Проверка магической силы умершего и передача ему помощника длядальнейшего следования по царству мертвых, превратилось в испытание инаграждения добродетели. Так возникла функция задавания задач.
«Изгнаниеи заведенные в лес дети»
Кода наступалрешительный момент, дети, так или иначе отправлялись в лес к страшному для нихи таинственному существу. Для фольклориста известны 3 формы: увод детейродителями, инсценировка похищения детей в лес и самостоятельная отправкамальчика в лес без участия родителей.
Если детейуводили, то это всегда делал отец или брат. Мать не могла, т.к. то самое место,где производится обряд, было запрещено женщинам.
В сказкахувод детей в лес всегда есть акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанникаили уведенного дела оборачиваются весьма благополучно.
«Похищенныедети»
Существом,похищавшим детей, была Ламия. Существа, являвшиеся из леса, были замаскированыпод животных или птиц, изображали их и подражали им. В лесу раздавался шумтрещоток, все в ужасе разбегались.
«Отрубленныйпалец»
Это видчленовредительства. В сказке герой, часто в избушке, теряет свой палец, аименно – мизинец левой руки. Потеря пальца часто встречается в следующихситуациях:
· У Яги и подобныхей существ. Палец отрубается, чтобы узнать, достаточно ли откормлен мальчик.
· У лихаодноглазого. Здесь бегущий герой прилипает пальцем к какому-либо предмету.
· В домеразбойников. Палец отрубается жертве из-за кольца.
«Знакисмерти»
Это бросаетсвет на мотив героя или героини, отправляемой в лес на смерть, причем требуетсяпоказать знаки совершившейся смерти – окровавленную одежду, вырезанный глаз,печень, сердце, окровавленное оружие.
«Печь Яги»
Сжигание,обжаривание, варка посвящаемых прослеживаются уже на наиболее ранних известныхнам ступенях обряда посвящения. Сжигание, обжигание, обжаривание во всех этихслучаях ведет к величайшему благу, т.е. к тем способностям, которые нужныполноправному члену родового общества.
«Волшебныйдар»
При помощидара достигается цель. Этот дар – какой-нибудь предмет (Кольцо, шарик) илиживотное (конь). Мы видим, как тесно образ Яги связан с обрядами посвящения.Помощник-хранитель был связан с тотемом времени.
«Травестизм»
Лицо,совершавшее обряд, представляло собой женщину. Яга и лесной учитель в сказкепредставляют собой взаимный эквивалент. Оба сжигают или варят детей в котле. Нокогда это делает или неудачно хочет сделать яга, то это вызывает отчаяннуюборьбу. Если это делает лесной учитель — ученик приобретает всеведение. Но ияга — существо благодетельное. В некоторых случаях мы видим, что здесь игралироль мужчины, переодетые в женщин. По другим свидетельствам, все члены союзовимели общую мать-старуху. В женской природе можно видеть отражениематриархальных отношений.
Присуществовании обряда инициации этот процесс должен был уже закончиться: обряд-условие приема в мужской союз. Руководителя обряда переодевали в женщину.Отсюда связь с переодетыми в женщин богами и героями (Геракл, Ахилл), кгермофродизации богов и героев.
Уход детей влес был уходом на смерть. Вот почему лес фигурирует и как жилище Ягы, и каквход в ад. С появлением земледельческой религии вся «лесная» религияпревращается в сплошную нечисть: великий маг – в злого колдуна. Тот уклад,который уничтожил обряд и его создателей и носителей: ведьма, сжигающая детей,сама сжигается сказочником, носителем эпической сказочной традиции.
При укладе,пришедшем ему на смену и превратившем святое и страшное в полугероический,полукомический гротеск.
Большойдом и малая избушка
В сказке имеетсянепосредственное возвращение из лесной избушки домой. Обычно дети или девушки.Не всегда герой встречает на своем пути «большой дом», но часто он самвыстраивается (или встречает) избушку и надолго остается жить в ней.
Братья от 2до 12, но бывает и 25, и 30.
Накрытый стол
Герой видитздесь другую подачу еды, чем ту, к которой привык.
Разбойники
Это братья.Разбой – прерогатива новопосвященного, а именно молодого героя.
Распределениеобязанностей.
Это братствоимеет свою очень примитивную организацию. Оно имеет старшего, которыйвыбирается.
Сестрица
Динамическоеначало с появлением в этом братстве девушки. В мужских домах всегда находятсядевушки, служившие братьям. Она живет в особом помещении при доме. Обращение сней рыцарское. Групповой брак имел тенденцию заключиться индивидуальным браком.Стремился брак стать индивидуальным и главную роль в этом стремлении игралидети.
Рождениеребенка
· Чудо
· Отношение к детямнеодинаково
Красавица вгробу
Все, чтоделалось в мужском доме, для женщин было тайной. Временная смерть – характерныйпризнак обряда посвящения.
Неумойка
Герой частобывает грязен, вымазан сажей. Он заключает союз с чертом и ему запрещаетсямыться. За это черт дает ему несметное богатство, после чего герой женится.
Запретныйчулан
Мотив — запретный чулан восходит к комплексу «большие дома». Имелось запретноепомещение, в котором находилось вырезанное из дерева животное. Чулан можетнаходиться в «большом доме», в доме разбойников, в родительском доме, на томсвете.
Благодарные животные
Комбинированныеперсонажи (помощники). Сказка не знает сострадания. Если герой отпускаетживотное, то он делает это не из сострадания, а на договоре.
Волшебныедары
Помощник
Помощник –выражение силы и способности. Все помощники представляют собой одну группуперсонажей.
Превращенныйгерой
Превращенныйгерой в сказке помощник может рассматриваться как персонифицированнаяспособность героя.
Орел
Переноситгероя в иное царство. Мотив кормления орла создается на основе имеющегосясобытия. Между орлом и шаманом имеется тесная связь.
Крылатый конь
Лошадьпоявилась не на смену лесным животным, а в совершенно новых хозяйственныхфункциях. Конь облачается в птичий образ. Конь и орел – единственные помощникигероя.
Когти,волосы, шкурки, зубы.
Многиеволшебные предметы представляли собой части тела животного: шкурки, волоски,зубы. При посвящении юнош получали власть над животными.
Предметы,вызывающие духов.
Представлениесилы невидимым существом – дальнейший шаг на пути к созданию понятия силы. Таксоздается концепция колец и других предметов, из которых можно вызвать духа.
Живая имертвая вода
«Живая имертвая» то же самое, что и сильная и слабая. Ворон, улетающий с двумяпузырьками, приносит именно эту воду. Мертвец, пытающийся попасть в иной мир,пользуется одной водой. Живой, желающий попасть туда, пользуется тоже всегоодной водой. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни,пользуется обоими видами.
Переправа
— подчеркнутый, выпуклый, яркий момент пространственного передвижения героя.
Переправа вобразе героя.
В сказкегерой, чтобы переправиться в иное царство или обратно, иногда превращаясь вживотное.
Птица.
· Птица вязана сморем
· Это образсвободы, покоя, гордости
В Риме присмерти императоров отпускали орла, чтобы он уносил душу властителя к небу. Вхристианстве, в образе крылатых ангелов, уносящих душу, мы имеем последниеостатки этой веры.
С отмираниемтотемизма формы меняются. Все способы переправы имеют одно новое происхождение.Они отражают представление о странствии умершего в загробный мир. Даже такиеформы как лестница, дерево и ремень, обнаруживают при сопоставлениях своюпервоначальную животную форму.
Облик змея
· Мотив змееборства
· Он иногдаассимилируется с обликом героя и представлен всадником. Под змеем коньспотыкается.
Связь сгорами
Змей живет вгорах. Такое местопребывание не мешает ему в то же время быть морскимчудовищем. Иногда он живет на горах, но когда герой к нему приближается, онвыходит из воды.
Змей-похититель
Онмолниеносно и неожиданно похищает женщин.
Обрядовоепоглощение и выхаркивание
Бой =>погоня => попытка проглотить героя
Алмазы
· Герой находит вжелудке или голове змея алмазы,
· Девушку в сказкекладут в стеклянный гроб.
· Хруст горы, вкоторой обитает змей.
· Царевна сидит настеклянной вышке.
Центр тяжестигероизма переносится от поглощения к убиению. С появлением скотоводства,земледелия этот процесс заканчивается.
Мифы
В греческоммифе нет похищения девушки драконом. Это представление могло жить в народе незасвидетельствованным в греческой литературе, через которую мы знаем миф.
Кербер
Функциональноон близок к змею нашей сказки. У него 3 собачьи головы, из пасти капаетядовитая смола, у него змеиный хвост, которым он жалит
Сказкаотражает все этапы развития, начиная от более древних, как приобрести череззмея знание птичьего языка, так и переходных, как унесение в желудке рыбы вчужие края.
За тридевятьземель.
Золото
Все, чтосвязано с тридевятым государством может принимать золотую окраску (золотойдворец). Свинка — золотая щетинка, утка — золотые перышки, золоторогий олень,золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь и др.
3 царства
Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царства.Медное и серебряное – проходные этапы, золотое – этап прибытия.
Тот свет
Никакогоединообразия нет. Есть многообразие.
Живут водворце, напоминают нам животнообразных обитателей в «большом доме». На томсвете люди – змеи, львы, медведи, мыши. Т.е. звери в тотемическом понимании.
Невеста
Иногдацаревна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге,ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания сгероем.
2 типаневесты:
· Одна освобожденагероем от змея, он — ее спаситель. Это — тип кроткой невесты.
· Другая взятанасильно. Она похищена или взята против ее воли хитрецом, который разрешил еезадачи и загадки.
Поиски
· Герой показан,что он должен искать, отправляться туда и вернуться или погибнуть.
· Достать золотуюветку
Дворец, сад,мост. Сама по себе задача построить дворец непостижима. Мотив золотого дворца,из тридесятого царства и золотой – это один и тот же дворец. Сад – загадочный,красивый. Мост – преграда, препятствие.
Испытаниебаней
Задача –просидеть в горячей бане. Это испытание может быть связано с испытанием едой.
Состязания
· Обычно передсвадьбой
· На силу иловкость героя
· Бег, стрельба
Брачная ночь
Часто на этомсказка заканчивается. Иногда все жители деревни в первую ночь таинственнымобразом умирают. Страх перед брачной ночью – страх перед еще не сложившейсявластью царь-девицы.
Сказка какцелое
Развитие идетпутем наслоений, замен, переосмыслений, с другой стороны – путемновообразования.
Сказка какжанр
Сюжет икомпозиция волшебной сказки обусловлены родовым строем на той ступени егоразвития. Сказка перешла от более ранних эпох
Фольклор, и вчастности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайнобогат и разнообразен.