Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Исследование творчества Ивана Бунина

Содержание
 
Введение
1.Мастер интеллектуальной прозы
2.Вечные темы в произведениях Бунина
3.Особенности поэзии автора и его гуманизм
4.Сопоставление прозы и поэзии Бунина
5.Крестьянская тематика
5.Образ женщины в творчестве писателя
Заключение
Списоклитературы


Введение
Имя Бунина ставят рядом с именами Толстого,Чехова, Горького. На первый взгляд может показаться удивительным: многие знаютБунина понаслышке, книги же названных гигантов русской литературы приходят,овладевая чувствами и мыслями, к человеку уже в детстве. Да, у Бунина нет ниодного стихотворения, рассказа, которые могли бы войти в круг детского чтения, –уж слишком он «взрослый» писатель. Но когда подростку открывается мир этогохудожника, становится очевидным: знакомство с «Листопадом», «Деревней» и«Митиной любовью» является немалым нравственным и эстетическим приобретением.На произведениях этих и других воспитывалось не одно поколение.
Великие писатели, чьим младшим современником былБунин, единодушно признавали его огромный талант. Бунин считал себя преждевсего поэтом. Вряд ли следует с ним соглашаться – масштаб его художественногомышления в прозе значительнее. Однако и стихотворный опыт Бунина былнезауряден. Вот свидетельство Блока: «Цельность и простота стихов имировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должныс его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одноиз главных мест среди современной русской поэзии».
О лучших же достижениях Бунина-прозаика можносудить по словам Горького: «Деревня» Бунина была толчком, который заставилразбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, нео народе, а над строгим вопросом – быть или не быть России? Мы еще не думали оРоссии, – как о целом – это произведение указало нам необходимость мыслитьименно обо всей стране, мыслить исторически».
Эти оценкилидера русской поэзии начала двадцатого века и писателя, открывшего своимтворчеством новую художественную эпоху, могут быть исходными в характеристикенаследия Бунина.

1. Мастер интеллектуальной прозы
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году вВоронеже, в обедневшей дворянской семье. Свое детство он провел на хуторе вОрловской губернии. Образ жизни будущего писателя по справедливости считаютскорее разночинным, нежели помещичьим. Конечно, ему была незнакома нужда, нообстоятельства сложились так, что хорошего образования молодому Бунину получитьне удалось – оно ограничилось четырьмя классами гимназии.
Когда читаешь его книги, не покидает впечатление:их автор – интеллигентный, высокообразованный человек. Это открывается вомногих смысловых подробностях повествования, сказывается в поразительном стилевомбогатстве. Мало сослаться на природные данные автора – широта мысли и речеваякультура всегда имеют опору в огромной работе художника над собственнымдуховным, интеллектуальным совершенствованием. Бунин прошел трудную, нопрекрасную школу самообразования.
В детстве Бунин мечтал стать художником, в годыгимназической учебы занимался искусством живописи, ваяния. Но в семнадцать летон напечатал свое первое стихотворение, в двадцать четыре года – первыйрассказ, причем в солидном и популярном журнале «Русское богатство». Этопредопределило будущее писателя. Решающую роль в творческом самоопределенииБунина сыграли близкие ему люди, особенно старший брат.
В 1897 году публикуется сборник бунинскихрассказов. Поощряемый похвалами критиков, он весь отдается литературномутворчеству. Кончились поиски призвания, остались позади странствия по Украине,мелкая журналистская и иная работа, давшие, впрочем, богатый материал длярассказов и повестей.
Вскоре к молодому писателю пришло официальноепризнание его литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает БунинаПушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни оГайавате» американского поэта Лонгфелло, воссоздавшего в этом произведениижизнь североамериканских индейцев. В 1909 году Академия избирает Бунина своимпочетным членом.
Но еще дороже для Бунина в эти годы былосближение с лучшими писателями того времени, особенно с Горьким и Чеховым,внимание Льва Толстого (Воспоминания о Чехове и Толстом – лучшее, что создалБунин в жанре мемуаров, они входят в этот сборник.) Наступила самая счастливаяпора в жизни Бунина. Он принят в литературных кругам – это льстит егописательскому честолюбию, как и многое другое, относящееся, к внешнему успеху.Большое чувство удовлетворения Бунин испытывает оттого, что смог окончательноосвободиться от прямых литературных влияний, обрести собственный творческийголос и что это было замечено крупнейшими художниками.
Бунина не захватили модные декадентские течения влитературе, он хранил верность реалистическим традициям русской классики. Егостиль в этом смысле казался даже несколько демонстративным на фонеразнообразных эстетических экспериментов той поры. Но, заметим, таков был путьне одного Бунина: традиция жила в великом опыте Толстого, Чехова, Куприна, другихписателей; Горький – художник новой эры – обогащал реализм. Бунин быстро вошелв большую литературу и встал на ее магистральный, реалистический путь.
Время и среда диктовали писателю правильноенаправление его художественных поисков. Бунин видел зреющие историческиеперемены в стране и, любя многое в прежней жизни, вопреки мнению некоторыхсовременников, вовсе не идеализировал уходящую эпоху. Наоборот, как реалист онобнажил жестокость, безнравственность неправедного социального порядка.
Близость к Горькому, активное участие вдемократических совместных изданиях усиливали общественную зоркость Бунина. Емуне было дано избавиться от крупных противоречий во взглядах на мир, но уйти,подобно некоторым символистам, в «башню из слоновой кости» он не хотел. Бунинне принял революцию 1905 года, но так сформулировал в дневнике своивпечатления: «…какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, чтовскоре после революции 1905 года Бунин написал свои самые лучшие произведения,нельзя назвать случайностью. Как бы на словах Бунин ни сторонился политики, всвоем главном деле – художественном творчестве – он не избежал ее. «Честность иобъективность привели писателя-реалиста к созданию в 1909–1910 годах повести«Деревня», которая принесла ему широкую читательскую известность» В нейговорила страдающая и думающая крестьянская Россия.
Бунин многого не понимал в происходящем, ногуманизм, нравственное чутье художника часто спасали его от причастности кнеправедному делу. Так, он не поддался шовинистическому угару в 1914–1916годах, хотя и не увидел всей жестокости царизма, гнавшего народ наимпериалистическую бойню. Он не изменил художественной правде в своихрассказах.
Писательтяжело перенес октябрьскую революция и не одобрив курс новой властиэмигрировал.
Началсяэмигрантский период жизни и творчества Бунина. Художник уже не знал, какпрежде, длительных периодов творческого подъема, душевного счастья.Драматическое настроение его на чужбине выразилось в стихотворении 1922 года «Уптицы есть гнездо…». Он остался писателем, были и удачи – запас художественныхсил еще не был израсходован, прежний опыт был велик и не допустил творческойкатастрофы. И все же… Д. Твардовский, любивший Бунина-художника, впревосходной статье о нем справедливо отметил историческую грань в судьбеписателя.

2. Вечные темы в произведениях Бунина
Прежние, главным образом «деревенские» повести ирассказы «на поверку оказались более долговечными, чем его произведения,посвященные собственно «вечным» темам – любви, смерти. Эта сторона его творчества,получившая преимущественное развитие в эмигрантский период, не составляет в немтого, что принадлежит в литературе исключительно Бунину».
Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победуСоветского Союза над Германией в 1945 году, был счастлив за свое отечество игромко, в печати, сказал об этом. Он с интересом читал книги советскихписателей, восторгался «Василием Теркиным» Твардовского. Писатель намеревалсявозвратиться на родину, но было уже поздно осуществить это.В 1953году Бунин умер в Париже. Но он вернулся к нам своими книгами, нашелблагодарного читателя, который осознал в полной мере место Бунина в русскойхудожественной культуре двадцатого столетия.
Чем же было вызвано внимание современников кБунину и что поддерживает ныне активный интерес к его книгам? Обращает на себявнимание прежде всего многогранность творчества большого художника. Каждыйчитатель находит в его творчестве близкие себе мотивы. Есть в книгах Бунина то,что дорого для всех духовно развитых людей во все времена. Они и в будущемнайдут дорогу к читателям, не охваченным глухотой к прекрасному, кнравственному, способным радоваться мирозданию и сострадать несчастным.
Бунин, как мы уже знаем, вступил в литературупоэтом. Первые стихотворения не были оригинальными по образному строю, они восновном повторяли темы и интонации Пушкина, Лермонтова, Тютчева, отчастиНекрасова. Но уже в юношеских сочинениях звучали мотивы, которые во многомопределят смысл позднейшего зрелого творчества Бунина. Один из них – пушкинский.Здесь, конечно, нет прямой ориентации на Пушкина, а есть неосознанная жаждатого, что можно назвать пушкинской гармонией. В чем она состоит?
Ответ найдем почти в каждом пушкинском творении,особенно наглядно – в «Повестях Белкина» и «Маленьких трагедиях». Великий поэтвидел нравственный водораздел в человеческих натурах: одни люди естественны,непосредственны, другие ненатуральны, предпочитают искусственную, фальшивуюформу бытия. Одних волнует, других не волнует красота, истинное предназначениечеловека. Первых у Пушкина олицетворяет Моцарт, вторых – Сальери. Трагедиярождает мысль: гибель гения от руки ремесленника есть следствие разорванностимира, где духовный союз труднодостижим. Но в идеале он, по Пушкину, возможен – лишьбы мир был устроен по Моцарту, а не по Сальери.
Так, очевидно, ощущал жизнь и юный Бунин.Пушкинская антитеза – светлая искренность и погибельная фальшь – получает унего конкретную социальную характеристику. Он говорит и о природе как осредоточии желанной гармонии.
Одушевление природы – излюбленный прием вбунинской лирике. В естественности бытия, по Бунину, источник главных ценностейчеловеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее вмировой, в том числе и русской лирике очеловечивание природы (антропоморфизм)повторяется Буниным настойчиво, обогащаясь новыми метафорами.
По-тютчевски звучащая поэзия грозы как символаобновления мира прямо проецируется на человеческую жизнь: она нехороша безтруда и борьбы за счастье («Не пугай меня грозою»). Но тютчевская тема неповторяется, а обретает неожиданный, новый поворот. Поэт слышит в весеннейгрозе не только гром, но и тишину: «Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твоемолчанье» («Полями пахнет…»). Бунин – лирик наблюдательный, тонко подмечаетнеоднозначность явлений.
3. Особенности поэзии автора и его гуманизм
Мышление поэта ассоциативно: наступление веснывозбуждает мысль о молодости. Все взаимосвязано: «веяло весенним ароматом» –«понял я, что юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»). Бунинское искусствоолицетворения удивительно. Он был далек от символизма, стиль которого чрезмернобогат иносказаниями, и этим гордились представители данного литературногонаправления. Однако подобный стиль был вполне доступен поэту,демонстрировавшему свою прочную приверженность пушкинской ясности стиха. Да икакой символист не оценил бы метафору Бунина: «И кто-то синими глазами глядит вмелькающей волне» («В открытом море»).
Понятно, что главное достоинство бунинской поэзиисостояло не в метафоре как таковой. Самый выдающийся русский символист – Блок(шедший, впрочем, стремительно к реализму) считал Бунина «настоящим поэтом…целомудренным, строгим к себе»; «строгость» Бунина – в отчетливости поэтическоймысли, в конкретном, «земном» характере его мировосприятия. И потому природаему видится не в туманной, призрачной дымке, как некая абстракция, рожденнаяодним воображением (что свойственно символистам), а как нечто сопричастноечеловеку и будто бы даже сотворенное им: «Ветви кедра – вышивки зеленым темнымплюшем, свежим и густым» («Из окна»).
Что роднит человека и природу? Вечнаяжизнедеятельная, жизнетворящая сила: за гибелью неостановимо идет возрождение.«Страсть буйной мощи» человека – высшее проявление этой силы. Воин может погибнутьв битвах, но там, где он пал «восстал курган» («Любил он ночи темные в шатре»).«Восстал» – поэтическая формула возрождения.
Поначалу может показаться, что тема слияния людейс естественным миром у Бунина все же несколько отвлеченна, в отношении человекак природе не выделяется момент деятельного начала. Но это не совсем так.Конечно, воспеваемая русская природа и сама по себе прекрасна. Бунинскиепейзажи, где полевые цветы удивляют «красотою стыдливою» («Полевые цветы»), где«крепко пахнет в оврагах сыростью грибной» («Не видно птиц…»), очаровали оченьтребовательных читателей, например Л. Толстого. Но ведь сама ассоциацияприроды с человеческими свойствами возникла у Бунина от убеждения: источникпрекрасного на земле – прежде всего труд человека. «Так хорошо разутыми ногамиступать на бархат теплой борозды» – прелесть этих строк не в одной сочнойметафоре, а в поэзии труда хлебопашца («Пахарь»).
Не идеализирует ли Бунин крестьянский труд? Тутдве стороны вопроса. Труд по своей созидательной сути заслуживает восторженногоутверждения. Но есть еще социальная сторона деятельности, в ее оценке нужнаиная интонация. Понимал это Бунин? Конечно. Его называли поэтом дворянскойусадьбы, оплакивающим уходящую помещичью Русь. Здесь не вся правда. В прозе,как увидим, отчетливо проявляет себя противоречивая позиция писателя, но и встихах она не однозначна.
Грусть по старине и уютным барским гостиным есть.Но почитайте стихотворение «Пустошь». Память о прошлом подсказывает поэтугорестные, полные трагизма строки, обращенные к почившим на деревенскомпогосте: «Мир вам, давно забытые! – Кто знает их имена простые? Жили – встрахе, в безвестности – почили. Иногда в селе ковали цепи, засекали, напоселенье гнали… Мир вам, неотомщенные!» Нет, Букин не зовет к отмщению, носказанное слово передает силу сострадательного чувства поэта.
Бунин был свободен от иллюзий, связанных спрошлым, он хорошо видел тяжкие следы крепостничества в крестьянских судьбах.Страдания людей – не просто повод для сентиментальной «картинки с натуры», онипредстают у поэта в своих социальных истоках. Вот бредет по селам старый нищий,и поэту больно, что тяжкая доля страдающего от бедности и унижений выпалачеловеку, который «в долгий век свой немало… силы за тяжелой работой убил». Вэтом первом опубликованном стихотворении Бунина – «Деревенский нищий» – виденхудожник-реалист, для него мольба старого бедняка – символ общих бед: «Грустновидеть, как много страданья и тоски и нужды на Руси».
Гуманизм – драгоценное свойство многихстихотворений Бунина. Им наполнен, например, печальный рассказ о старойпокинутой няне, честно исполняющей свой нравственный долг («Няня»),стихотворение-гимн погибшему герою («Мудрым»). Гуманизм звучит в воспеваниидерзкого подвига человека, разрушавшего одряхлевшие верования во имя созиданияновых истин («Джордано Бруно»), в восхищении мужеством, трудом большогохудожника (Чехова), чувствующего свою скорую кончину («Художник»).
Не следует преувеличивать «удельный вес» подобныхмотивов в стихотворениях Бунина. Лучшие его стихотворные произведения, в томчисле посвященная Горькому поэма «Листопад», представляют собой высокуюпейзажную лирику. Они встали в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии.Но недаром Блок, как помним, в высшей мере лестно отозвавшийся о стихах Бунина,сетовал на отсутствие в них «мятежных исканий». Однако и достигнутое Буниным встихотворных жанрах – вклад в отечественную лирику. Они хороши тем, что вмятежные и для поэзии времена говорили о жизненности ясных классических форм;они обогащены фольклорной стилистикой, их изобразительные средства прекрасны, оних – поэтический культ русского слова. Бунин заслужил право на следующиезамечательные назидательные строки: «Умейте же беречь хоть в меру сил, в днизлобы и страданья, наш дар бессмертный – речь» («Слово»).
Бунин – хороший поэт, но славу ему принеслапроза. Впрочем, вряд ли могут быть вполне объяснимы его рассказы и повести безсопоставления с его лирикой. Многое в наследии Бунина-прозаика можно отнести – поаналогии с тургеневским примером – к жанру «стихотворений в прозе». Для егопрозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональнаянапряженность, ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, авторприсутствует во многих рассказах как очевидец и участник происходящего. Это неоткрытие Бунина – вспомним опять-таки Тургенева, прежде всего его «Запискиохотника». Органичная авторская сопричастность тому, что изображается, придаетбунинской прозе неповторимый лиризм.
4. Сопоставление прозы и поэзии Бунина
Нагляднее всего родство стихотворений и прозыБунина в схожести мыслей, в пафосе утверждения и отрицания, в единстве тона.Обратимся, например, к рассказу «Антоновские яблоки». Внешняя организация еготекста прозаическая, по сути же это произведение близко к стихотворномуискусству. В известной степени рассказ – символ бунинского поэтического отношенияк миру, радостный гимн природе.
Самое любимоеБуниным слово, можно сказать, опорное в его стилистике, – «свежесть». Врассказе заметим: «свежее утро», «свежие озимые», «свежий лес». Слово«свежесть» соединено здесь с другим, родственным ему по смысловойнаполненности: «осенняя свежесть». Обычное словосочетание, но для Бунина ономногозначно: осень – время полного созревания, свежесть – физическое здоровье.Плодоносящая, здоровая жизнь – вот высшее земное благо, – таковаэстетическая и, по сути, философская программа писателя. Для Бунина «праздникосени» – праздник всей жизни.
Бунин грустит по ушедшему великолепию дворянскогоусадебного быта. В этом смысле прав Горький, заметив: «Хорошо пахнут«Антоновские яблоки» – да! – но они– пахнут отнюдь не демократично». Ноу талантливого художника повествование редко ограничивается одной целью. Запределами бунинского сочувствия уходящему миру усадеб звучит торжествующаяпеснь в честь природы. Она для нас современна. Некоторые, правда, говорят:нужна «информация», в литературе пейзажи неинтересны. Жаль таких людей, они,очевидно, не читали «Антоновские яблоки», глухи и слепы к магии словеснойживописи.
Бунин не скрывает «великой грусти» по поводуисчезновения старого уклада жизни. Симптоматично название рассказа, содержащегоэти слова, – «Эпитафия». Опустела деревня. Стала мертвой лежащая вокругстепь. Перестала «говорить» природа. Но чувство автора столь же печально, скольи возвышенно. Потому естествен сказочно-фольклорный слог: «Ни души! – сказалветер, облетев деревню… Но береза не ответила ему, как отвечала! прежде… Онауже знала…» Трудно представить еще молодого, тридцатилетнего писателя, нежелающего перемен. Однако названный рассказ не говорит о консервативностиавтора. Нет, признаваясь в грусти, он столь же прямо приветствует изменения: «…нетем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении?»
Описываются вполне конкретные перемены. Впустынную степь приходят люди, буравят ее. А в стилевых деталях рассказаслышится авторская опасливая настороженность: развороченная, сложенная кучамиземля напоминает могильные холмы… И все же рассказчик надеется, что люди ищут«источники нового счастья». Он не знает точно, придет ли оно, однако нет^иневерия в словах о «бодром и шумном труде» ищущих руду.
С надеждой ждать грядущее, но не исключать изпамяти ушедшее, помнить о связи времен, – эта мысль Бунина, в разных вариантах,прошла через всю русскую литературу двадцатого века. Одно из яркихподтверждений тому – наша так называемая «деревенская проза» последних лет. Нуразве не актуален Бунин?
Что несет людям индустриальный век, будет лисчастлив народ в эру новой цивилизации? Эти вопросы всегда волновали крупныххудожников, особенно тех, кто был близок деревне. Вспомним С. Есенина с его«смешным дуралеем» – жеребенком, пытающимся обогнать бегущего по стальнымрельсам «железного коня». Неодолимую силу машины поэт признает, но свою любовь,окрашенную доброй печалью, отдает жеребенку.
В рассказе Бунина «Новая дорога» грохочущий порельсам поезд представлен «гигантским драконом», который воюет с вечнойприродой, неохотно уступающей ему свое пространство. Две силы, два начала вмире, как живые существа, ведут символический диалог. Невнятному, торопливому«разговору» колес вторят столетние сосны: «Болтайте, болтайте!.. Мырасступаемся, но что-то несете вы в наш тихий край?» Композиция рассказапередает и бунинскую позицию в споре, его сочувствие. Внимание читателя частокак бы переключается с природы на автора, думающего о своем месте вновом движении жизни, о судьбе «бесконечно великой» страны. Самое сокровенное итревожное он как бы вкладывает в уста природы. Мрачные леса обступили дорогу иговорят ей: «Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова толькои сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?»
Такова философия рассказа. Но его достоинствоэтим не ограничено. Сколько в нем впечатляющих предметных и иных деталей!Каждая в отдельности вроде бы интереса не представляет: переругиваниекондукторов, тяжелые позы, в которых спят пассажиры, шум говора и споров,неистовый крик ребенка, звуки солдатской гармоники, молодой вор с бегающимиглазами, хромой разносчик лимонов, монашенки, жалобно просящие на обитель. Но,соединенные вместе, они образуют запоминающуюся картину вагонного истанционного быта на старой железной дороге, по которой бежит «захолустный»поезд с «бочкообразным паровозом». Крестьянская Россия осваивала машинныйспособ передвижения.
И так почти всегда у Бунина. Содержание его самыхнебольших рассказов многослойно: природа, лирическое «я», быт, психологиядействующих лиц и – глубокая философия. Вот «Сосны», написанные одновременно с«Новой дорогой». «Свежестью» пронизанная природа – «свежий запах январскойметели, сильный, как запах разрезанного арбуза». Рассказ – о жизни вечной, о смертикрестьянина-охотника Митрофана. Всего-то на одной странице читатель видит живымлесного следопыта и «батрака у жизни», но все в нем – и его коричневое лицо сбирюзовыми глазами, и то, как он входит в комнату, наполняя ее «свежестьюлесного воздуха», его мудрый рассказ об исполнении человеческого долга,снисходительная улыбка, с какой он говорит перед смертью в ответ на предложениесъездить в больницу: «За траву не удержишься», – все рождает ощущениедушевного здоровья.
 
5. Крестьянская тематика
Его несуетность, внутренняя величавость сроднивечной природе; Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший егопрах, видится автору «думающим и чувствующим». Аккомпанементом повествования овечном труженике звучат в конце рассказа торжественные слова о величавой жизни,«подслушанные» автором в сдержанном гуле сосен. «Очень ново, очень свежо иочень хорошо» – такова была чеховская оценка рассказа.
Бунин не смотрит на мужика глазами постороннегочеловека, равнодушно фиксирующего происходящее. Кажущаяся бестолковость внешнейжизни, несвязанность лиц и эпизодов (тесный, прокуренный вагон, перебранкапассажиров, тоскующий мужик-мещанин, у которого умирает рожающая жена,суеверные байки попутчика – (рассказ «Сны») – все объединено авторскиминтересом к быту и духовному миру простолюдинов. И в этом смысле Бунинбезусловно демократичен.
Подобный интерес и помог писателю в годы послереволюции 1905 года, всколыхнувшей страну, создать превосходные повести ирассказы из народной жизни. В них искусство художественного психологизма Бунинараскрылось в полной мере. Образы мужиков выросли до крупных художественныхтипов. Взгляд писателя стал более конкретным и социальным. Тут первой должнабыть, разумеется, названа уже упоминавшаяся повесть «Деревня», взволновавшая Горького.Ее центральный персонаж – Кузьма, о котором Горький сказал: «Умный историклитературы будет опираться на Кузьму, как на тип, впервые данный стольопределенно». Этой оценке можно верить, поскольку Горький сам, как художник,обращался к сходному типу русского правдоискателя.
Что же ищет Кузьма? Окончательного ответа вповести не найдем: он неизвестен Кузьме, да, пожалуй, и самому автору. Новедомо этому мужику, который называет себя «анархистом», не зная точного смысласлова, самому создателю повести, что так вот жить более нельзя. Такой страшнойдеревню Бунин еще никогда не рисовал. Многие читатели не одобрили автора, ибоне ожидали от него столь мрачной картины; они не разглядели за его прежнимипочти акварельными пейзажами социальную остроту художнического взгляда.
Что-то радищевское есть в «Деревне». Подобноавтору «Путешествия из Петербурга в Москву», Бунин «путешествует» со своимгероем по русской провинции, по несчастным селам и слободкам. Он рассказывает ожуткой нищете, о физических и нравственных последствиях неправедного устройстважизни. Вот трое караульщиков в огромном саду. Спят на сырой соломе, под навесомгнилого шалаша. Все больны: лихорадка, чахотка, «куриная слепота» – в сумеркахмужик становится почти совсем незрячим. И от болезней они злы на все, в томчисле и на лечебницу, где не помогли хворому, плохо говорят друг о друге. Ноничто, по мнению автора, не может истребить в русском мужике человечность: кудивлению Кузьмы, караульщики, не зная его, однако, приглашают к своему немудреномуужину. А главное, в них активно жива способность размышлять (разговор оГосударственной думе, о надеждах на получение земли).
В такой способности – суть характера самогоКузьмы. Доведенный до отчаяния неустройством собственной жизни, в тяжкие минутыон перебирает в сундучке рукописи и книжки, в них – его счастье и надежда. Это –характер! Характер нищего, темного, но задумавшегося русского человека. Он былне нов в литературе, им интересовались Лесков и Горький. Но Бунин не простоповторял своих предшественников.
История самоучки в стране, где более стамиллионов безграмотных, воспринимается как отражение истории всей мужицкой страны,тянущейся к свету. Мучительно, уродливо, но идет процесс пробуждения. Появились«базарные вольнодумцы» вроде старика-гармониста Балашкина, который снабжалКузьму книгами. Они родили в нем страсть к собственному сочинительству.Окружающие смеются над нелепыми по сюжетам и слогу рассказами и виршами Кузьмы,но не смеется автор. Высок интеллектуальный уровень бесед Балашкина с Кузьмой.Автор как бы доверяет им высказывать то, что волновало его самого.
О чем ожесточенно спорят герои? Ни мало ни много –о судьбах народа, об истории России, о ее правителях. Они ищут виноватых внациональных бедах, в трагедии лучших сынов страны. Самые сильные аргументы вспоре принадлежат Балашкину, его взглядам Бунин симпатизирует более всего.Обвинения имеют прямого адресата: самодержавные «верхи». Но и народ судим, ибоего покорность – потворство насилию. «Боже милостивый! – негодует Балашкин. –Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили…Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев?Скажешь, – правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке ишапка».
Кузьма возражает: нет, народ велик, его лучшийпредставитель, тип – толстовский Платон Каратаев, названные писатели – егодети. В свое время Бунин пережил увлечение толстовством с его непротивлениемзлу насилием. Теперь изменились его взгляды, и он вкладывает в уста Балашкинаяростные слова о непротивленце – персонаже из «Войны и мира»: «Вши съели твоегоКаратаева! Не вижу тут идеала!»
Велика духовная власть Балашкина, постепенно иКузьма соглашается со своим учителем. Жизнь излечивает его от заблуждений.Поклонник толстовского героя, он во время своих скитаний, услышав, что жгутпомещичьи усадьбы, восклицает: «И чудесно!» Конечно, это не Бунин одобряеткрестьянскую расправу, а Я лишь его литературный герой, но ведь читатель-топреисполнен сочувствием Кузьме. И тут – заслуга автора, результат объективностии искренности художника-реалиста.
«Деревня» – действительно этапное произведениеБунина. Демократизм писателя стал конкретнее и многостороннее. Все внимательнееон вглядывается в мир простого человека, ищет в забитом мужике, в его кажущемсябессилии внутреннюю силу. Старый шорник Сверчок из одноименного рассказапокорно сносит насмешки своего лукавого напарника по ремеслу, молодого,здорового Василия. Поначалу трудно предположить, что за обликом боязливого,одряхлевшего сельского мастерового со «старчески-детским дыханием» скрытадушевная красота, высокая человечность. Но вот он, продолжая старательновозиться с конской сбруей, захотел поведать об одной из трагических историй всвоей жизни. Поведал он так хорошо, что покорил и грубого Василия, и всехдругих слушателей. Рассказанное, сама живая речь о том, как он пытался спастизамерзшего сына и как нес его в туманной метели, уже мертвого, – всевыдает натуру беспредельно человечную. Рассказ заканчивается словами Сверчка,отвечающего на вопрос кухарки, почему он сам-то тогда не замерз: «Не до тогобыло, матушка». Поразительно глубокое объяснение, за ним угадывается многое вчеловеческом характере.
Вообще же отцовская и материнская любовь к детямдля Бунина – мерило высшей духовности. Этому чувству, утверждает писатель, недано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не знает страха смерти,одолевает тяжкие недуги, оно беззаветно и подчас обращает обычную человеческуюжизнь в подвиг. Все прочее меркнет перед обликом любящей матери, видитсямишурой. Бунин как бы проверяет ценности жизни чувством материнской любви.
Больная Анисья (рассказ «Веселый двор») идет вдальнюю деревню, чтобы увидеть своего сына, давно покинувшего родной дом.Нельзя не сострадать старой матери, отправившейся, как) оказалось, впредсмертное путешествие к непутевому сыну. Один из эпизодов рассказапоказателен для умонастроения писателя. В поле измученная трудной дорогой,изнемогающая от голода женщина повстречала тройку в дорожной наборной сбруе, с«игривой силой» сытых лошадей. Автор замечает: «Прищурив глаза, завалившись взадок тарантаса, ленился молодой кучер, в плисовой безрукавке, в соловойрубахе, в городском картузе, в замшевых рукавицах… Какой-то особый вид у этихгладких, барских лошадей, какой-то особый вкусный запах у этих тарантасов:мягкой кожи, лакированных крыльев, теплой колесной мази, перемешанной с пылью»,В ином контексте эти «вкусные» подробности наверное бы радовали, но сейчас,рядом со старой крестьянкой, которая с грустью смотрит на несозревший, сталобыть, еще несъедобный «зелено-оловянный» горох в поле, они как быоскорбительны. Какая-то щемящая боль охватывает читателя, когда Анисья просит устарого пахаря, внешне свирепого, но – «сразу видно – редкой доброты человека»напиться, стесняясь попросить хлеба, хотя только что пыталась утолить голодклеверными и иными цветочками. Мать дошла до жалкой избушки одинокого сына и,не найдя его там, – умерла. Рассказ пессимистичен, он просто вопиет обезысходности судьбы бедного люда. За смертью матери последовало самоубийствоотчаявшегося от бестолковой жизни сына. Но редкостные по эмоциональной силе,трагичности страницы рассказа, однако, способны и обнадежить, укрепить веру вжизнь, ибо, говоря о материнской любви, возвышают человеческую душу. Переплетениесветлых и темных сторон жизни – еще одна особенность бунинской прозы.
Даровиты и красивы люди, но скверны условия ихбытия. Избыток физических сил, жажда подвига оборачиваются погибельным азартоми смертным исходом. Счастливая поначалу судьба деревенского богатыря израссказа «Захар Воробьев» вдруг обрывается неожиданно и бессмысленно. В Захаревсе время жила жажда сотворить «что-нибудь удивительное». Как все любимыеБуниным персонажи, Захар владеет мастерством рассказчика.
В сущности, все повествование – монолог героя. Мыузнаем из него, что Захар всегда, шел ли он просто по полю, нес ли сбитую с ногбыком старуху-нищенку, не переставал думать о подвиге. Но судьба и этогокрестьянина распорядилась по-своему. Она «предложила» ему хмельной угар. Срединегодяев, сгубивших Захара водкой, автор особо указывает на урядника: хоть имал полицейский чин, а все же он представляет власть. Характерный штрих: Захардаже в хмельном забытьи, в свою последнюю минуту остается человеком – уходит отвинной лавки, чтобы смертью своей не подвести кабатчика.
Бунин так никогда и не решился своим творчествомпрямо поддержать русского крестьянина в его стремлении изменить общественныйправопорядок в стране. Однако, не призывая к бунту, тем более к революции,художник стремился к честному, правдивому отражению крестьянских настроений.Так, в произведениях периода первой мировой войны он, говоря о мужицкойпокорности, воспроизводит и нечто совсем иное. В рассказе «Последняя весна»хорошо видна эта неслиянность двух голосов, звучащих в обоих случаях одинаковотвердо. Первый: «Ничего после этой войны не будет. Как же так? Если у господземлю отобрать, значит, надо и у царя, а этого никогда не допустят». Второй:«Погоди, и до царя дойдут. Что ж он весь народ на эту войну обобрал?.. Разве этодело? Вся Россия опустела, затихла!»
И рассказ «Последняя осень» – о том же. Причемздесь еще сильнее передано народное недовольство затянувшейся непонятнойвойной, на которую гонят и гонят мужиков. «А зачем? Чтобы последних перебить?» –произносит «дерзко и громко» немолодой крестьянин, прямо обращаясь к «барину».Последний – а это сам рассказчик – не дает ответа.
Да, Бунин не знал ответов на многие конкретныевопросы своего времени. Может быть, потому он с такой художнической страстью иобращался к «вечным» темам. Важнейшие из них – любовь и смерть.
Художник часто «не подчиняется» философу. Вистинной любви по Бунину, есть что-то общее с гармоничной природой. Прекраснотолько естественное, невыдуманное чувство любви. Такому чувству писательсложил, как и природе, подлинный поэтический гимн. С любовью и без нее – двапротивостоящих и несовместимых типа жизни.
Рассказ «Чаша жизни» всем содержанием раскрываетсмысл своего заглавия. Просто физическое существование, сколь бы длительным онони было, не имеет цены, «чаша жизни» в ее одухотворенности, в любви.
 
6. Образ женщины в творчестве писателя
Трогателен образ женщины, чей внутренний мирнаполнен радостным и святым чувством; безобразен Горизонтов со всей своейосмысленностью житейских поступков. Их «чаши жизни» разделены огромнойнравственной пропастью. Александра Васильевна всю свою жизнь уверена, чтоничего бы не пожалела за одно – пусть последнее – свидание с любимым.«Философия» Горизонтова состояла в убеждении, что все силы человека должны бытьнаправлены на продление физического существования. Бунин не скрывает своегопрезрения к пошлому человеку и сострадания к женщине, в сердце которойсохранилась «далекая, еще не истлевшая любовь».
Возвышая любовь, писатель говорит о том, какимопасностям она подвергается в жизни, какие извращенные формы может приобретать.Одна из известных, блестящих по стилю бунинских новелл «Легкое дыхание» – судхудожника над моралью взрослых, фальшивых людей, погубивших прелестное,искреннее молодое существо. Юная красавица гимназистка Оля Мещерская впредставлении писателя – само «легкое дыхание» жизни. Ей противостоитвраждебный мир взрослых: начальница гимназии с «ровным пробором в молочных,аккуратно гофрированных волосах», брат начальницы – старый распутник с бородой,«изящно разделенной на две длинные части и совершенно серебряной», казачийофицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь, и ничего не осталось от ОлиМещерской, кроме фарфорового медальона на могильном кресте.
В своей защите любви Бунин иногда переходит отнравственного суда к социальному.
Бунин изображал и чувственную любовь, но этоникогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви.Только в таком качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. Любовь – высшийсудья в человеческих отношениях, утверждает писатель в рассказе «Темные аллеи».Недостойное отношение к ней не остается безнаказанным: герой, предав любимую,не был счастлив в своей семье.
То, что писатель оставался всю жизнь верен своимлучшим убеждениям, подтверждается, в частности, его автобиографическим романом«Жизнь Арсеньева».

Заключение
Творчество Бунина – крупное художественноеявление в русской литературе двадцатого века. Наши писатели продолжают «вечные»бунинские мотивы, а главное – учатся у него владению словом. Горький называлБунина «прекрасным знатоком души каждого слова». В упоминавшейся статье охудожнике Твардовский писал: «Бунин – по времени последний из классиков русскойлитературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идтина снижение требовательности к мастерству, на культивирование серости,безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии. Перо Бунина – ближайший к нампо времени пример подвижнической взыскательности художника, благороднойсжатости русского литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждоймелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы».
Бунина долженпомнить и знать молодой читатель.

Списоклитературы
 
1. Болдырева Е.М., Леденев А.В.И.А. Бунин. Рассказы, Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. – М.:Дрофа, 2007. – 155 с.
2. Вересаев В.Литературные портреты. – М., Республика, 2000. – 526 с.
3. Краснянский В.В.словарь эпитетов Ивана Бунина. – М.: Азбуковник, 2008. – 776 с.
4. Лавров В. Холоднаяосень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Молодая гвардия, 1989. – 384 с.
5. Муромцева-Бунина В.Н. ЖизньБунина. Беседы с памятью. – М.: Советский писатель, 1989. – 512 с.
6. Сливицкая О.В.«Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т.,2004. – 270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.