Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Избранные произведения А.С. Пушкина в аспекте его духовно-нравственного опыта

Контрольнаяработа по предмету
Христианство ирусская литература
Сочинение натему
«Избранныепроизведения А.С. Пушкина в аспекте его духовно нравственного опыта»

Введение
Каждое новое поколениечеловечества помимо великого дара в виде накопленного опыта предков обременяетсяеще и ответственностью за нравственное осмысление предыдущих времен. И чембольше поколений было испытано жизнью, тем более каждый человек должен творитьсовременность, зная историю, почти как свою «должностную инструкцию». Ведь человеческаяличность сама по себе – должность, то есть тот, кто должен что-либо делать, иза это дело нести ответственность.
Творец создал мирмерою, весом и временем. И сотворил его разумно, с любовью. Поэтому каждоеявление закономерно и законы происхождения явлений соответствуют замыслу Творца.Они Им установлены. В этом Божественном порядке, венцом творения являетсячеловек. У человека есть свободная воля и бессмертная душа. Порядком бытиячеловека (что до грехопадения, что после) становится духовно-нравственныйзакон. Данные человеку Богом, основные законы жизни человека – заповеди. Засвидетельствованныев Священном Писании, они содержат много повелений. Они даются несколько раз вразных исторических условиях, и как правило в наиболее важные этапычеловеческого бытия. Они соответствуют тому духовному состоянию, в которомнаходится человек в ту или иную эпоху…. Вот Адаму даются заповеди о невкушенииплода, вот Ною даются заповеди о невкушении крови, вот Моисею даются десятьзаповеди, первая из которых «Я – Бог твой…», а вот и заповеди блаженства…
Казалось бы, как могутменяться принципы бытия? Но Господь, пришедший в мир грешных спасти, говорит:«Я пришел не нарушить закон, но исполнить». Сам духовно-нравственный закон длячеловека не менялся, т.к. установлен он как закон Богообщения, — как вершина, скоторой Адам упал, и к которой он должен стремиться. И чем дальше человек падалс небесной высоты этого закона, тем труднее ему становилось воспринимать его. Вконце концов, человек перестал разговаривать с Богом напрямую, как это делаливетхозаветные праведники. Хоть и формулировка заповедей была всегда адекватнаэпохе, человек всегда умудрялся проживать жизнь благодаря свободной воле, в общем,по двум сюжетам: по закону Божьему и в отступлении от него.
Оставаясь разумным поприроде, человек поступал неразумно, терял Бога, потом снова искал Его, находилсам, или Бог открывал ему себя. Наконец, Сам Бог стал Человеком, чтобы дать емувозможность воссоединить Себя с ним. Но свободу при этом Бог не забрал. И хотя светБожьего Слова распространился по всему миру, в человечестве не прекратились потерии искания. Но во многом, благодаря разуму и свободе человека, его проявленнойлюбви к ближнему, Божие слово закрепилось во времени. Результаты этих поисковстали фиксироваться. С помощью устной и письменной речи стал передаваться самыйглавный духовный опыт предыдущих поколений. Поиски Бога и жажда общения с Нимне могли не встретить активное Божие содействие. Так сотворенное в Духе Святом,появилось Священное Предание и Писание.
Прожив тысячелетия смомента образования письменности, современный человек обладает несметнымсокровищем, духовным богатством, записанным Словом. Нам ныне живущим повезло,что богодухновенные тексты Писания дошли до наших дней, доступны ираспространены по миру. Но нам не менее важны духовные искания людей, которые могли,талантливо используя художественные образы, рассказать свой опыт осмыслениясвоей жизни, исторических событий, опыта других людей. Преломление через призмумировоззрения автора дает увидеть Свет в других, доселе невиданных красках. ИщущимИстину людям всегда интересны другие, ищущие, талантливые люди. Они интересны какличности, так как жизнью своей они также свидетельствуют о двух сюжетахчеловеческого жития – стремлениях к Богу и отдалению от Него. Познавая течениежизни предыдущих поколений, мы познаем себя, и пытаемся познать волю Богаотносительно себя. «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебевозношу я душу мою» (Пс. 142; 8)
Ярчайшим событием вмировой литературе, не только в момент его появления, но и с тех пор донынешних времен, является творчество А.С. Пушкина. Количество исследований,посвященных ему как личности и его творчеству сосчитать можно с трудом, но ипри этом вряд ли все аспекты жизни можно назвать изученными, и уж тем болееподвергнуть их однозначному толкованию. А.С. Пушкин – незаурядная личность,талантливейший художник, гений – «парадоксов друг». Тем не менее, подкрадываяськ занавесу тайны его литературной жизни, мы можем изучить отдельные моменты егоистории, чтобы прикоснуться к духовному опыту великого поэта.
Пользуясь образом,данным В.Ф. Одоевским — «Солнце русской поэзии», мы представим тепло этогосолнца в том духовно-нравственном содержании, которым наполнены егопроизведения. И как в старом альбоме с фотографиями, найдя красивую, особенноважную для владельца карточку, мы сможем использовать избранные произведения,чтобы рассказать историю, связанную с событиями, в ней отраженными.
пушкинпоэт стихотворение

Начало жизненного итворческого пути
Пушкин родился в деньВознесения — и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанноевосхождение к недостижимому на земле истинному идеалу Совершенства, который, вего понимании, представлял собою триединый тройственный образ Истины, Добра иКрасоты. Неслучайно и последние предсмертные слова его — «выше, пойдем выше»- звали стремиться ввысь.
Между прочим, в деньрождения Пушкина по всем церквам шли молебны, гудели колокола и на московскихулицах народ кричал «ура». Москва в этот день праздновала рождениевнучки императора Павла. Случайное совпадение двух событий (а существует ли,вообще, в Божием мире случайность?) привело к тому, что в день рождениявеличайшего гения России было народное ликование и колокольный звон.
Жизнь гения всегдатрагична. «Много дано — много и спросится». Достойное несениевеликого бремени гениальности — тяжелый крест. Жизнь Пушкина была исключительнотрагична и представляла собою, прежде всего, непрерывный нравственный подвигнепрестанной борьбы со своими страстями. От рождения Пушкин получил оченьтяжелую порочную наследственность как со стороны отца, так и со стороны матери.Чрезвычайно рано проснувшиеся страсти истязали чуткую и нежную по природе душупоэта в течение всей его жизни.
«Все складывалось так,что Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть. Но, к счастью, по милостиБожией, даны были Пушкину и благие дары свыше; посланы были и добрые влияния наего жизненном пути, начиная даже с колыбели. Среди даров, посланных свыше, надоотметить врожденное большое доброе сердце, чрезвычайно чуткую совесть,повышенную моральную самокритику, исключительную высочайшую и чистейшуюэстетическую одаренность вообще и светлый поэтический гений в особенности,особую ясность творческого ума и мужественную волю. При наличии этих врожденныхподарков с неба — невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно былоему не откликаться на благие влияния, зовущие к свету Божественной Истины,Добра и Красоты. Носителями таких благих и добрых влияний, посеявших в глубинуглубин души Пушкина с ранних лет его детства и отрочества неумирающие семенаподлинно «разумного, доброго, вечного» — были: бабушка МарияАлексеевна Ганнибал, горячо и нежно любившая внука и, в свою очередь, любимаяим; прославленная любимая няня Пушкина Арина Родионовна; диакон АлександрИванович Беликов (окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию),/> преподававшийотроку Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику (с 1809 по 1811 г.); и,наконец, дядька Никита Козлов, состоявший при Пушкине в детстве в Москве,затем, после окончания Лицея, в Петербурге; был при Пушкине в ссылке на юге и вселе Михайловском; служил камердинером после женитьбы Пушкина и отвозил сосвоим барином тело матери поэта из Петербурга в Святые Горы; а в начале февраля1837 года отвозил туда же гроб с телом самого поэта». Безверие. 1817 г.
Мальчик, который былвоспитан совершенно в западном духе (мама, папа его были светскими людьми,окружение все было светское, и ничего другого он не знал, то есть знал,конечно, в церковь водили, как положено, но читал в основном французскиекнижки), все усвоил так, как полагалось по законам новой России. Но вот что-тоудивительное происходит с ним – и совершенно не потому, что он так хотел, илиего так учили, или ему так посоветовали, или он сам додумался до этого. Этопросто происходит. В 1817 г., в Лицее, 18-летний мальчик, которого ещеабсолютно не интересуют духовные проблемы, пишет экзаменационное стихотворение“Безверие”, согласно заданию написать про неверующего человека. Он говорит омуках неверующего человека. O таком предмете, о котором он вряд ли думалглубоко за месяц до этого. Но перед ним стояла творческая задача, а он – оченьтворческое существо, его душа сразу стала работать. И он написал стихотворение,в котором удивительно точно описаны муки безверия. A написав его, пошелспокойно дальше – ничего с ним не случилось, потому что стихи родились из такойглубины его души, которая еще самому ему недоступна. Он еще сам не дорос досвоей интуиции
«До определенногомомента Пушкин сам считал себя неверующим, потому что его так воспитали —французская литература, Вольтер, Дидро… В Лицее их, конечно, водили вцерковь, к исповеди и причастию, но все равно это было скорее для проформы.Лицейские методики воспитания и преподавания были во многом основаны на идеяхфранцузского Просвещения. И в идеологическом плане юный Пушкин был скорееатеистом, чем верующим. Но посмотрите его стихотворение «Безверие», написанноеим в 1817 году для экзамена. Как он там описывает духовные страданияневерующего человека! Совершенно очевидно, что в этом лирическом стихотворенииПушкин изливает собственные переживания.
Напрасно в пышностисвободной простоты
Природы перед нимоткрыты красоты;
Напрасно вкруг себяпечальный взор он водит:
Ум ищет божества, асердце не находит.
Придумать такое нельзя,это искренняя печаль человеческого сердца, лишенного веры. Конечно, это былавсего лишь заданная на экзамене тема — неверие. Но если содержание этогостихотворения изложить несколько иным образом, то получилась бы прекраснаяцерковная проповедь. И все же он продолжает считать себя неверующим».
Но это нисколько незакрывает сердце поэта к ближним: к России, к своему Лицею и к школьнымтоварищам. Любить Отечество — это свойство, конечно, большинства людей, нолюбить свою школу и товарищей не только во время совместного обучения ивоспитания, но и впоследствии, во время разлуки, и не столько обличать их,сколько подчеркивать добрые стороны их характера.
«Пушкин вспомнил своихлицейских товарищей, выпил за их здоровье в одиночестве. Добрым словом он помянули своих бывших наставников:
Наставникам, хранившимюность нашу,
Всем честию, и мертвыми живым,
К устам подъявпризнательную чашу,
Не помня зла, за благовоздадим.
Пушкин также оказалсяблагосклонен и к врагам! Александр Сергеевич на смертном одре простил Дантеса,покусившегося на честь его жены, лишившего его репутации в обществе да и самойжизни — это говорит о христианстве Пушкина гораздо больше, чем любые устные иписьменные свидетельства. Когда Данзас сказал ему, что собирается вызвать Дантесана дуэль, уже умирающий в страшных мучениях Пушкин твердо сказал ему: «Нет,мир. Мир...». Он простил своего убийцу, это свидетельствует о проявлениивысочайшего христианского духа, который таким вот образом открылся в Пушкине занесколько минут до смерти. Когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позватьсвященника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевичаисповедь, вышел от него и сказал: «Я себе желал бы такой кончины».
«Для этого нужно быть внекотором смысле тем великим Пименом, который при всей своей правдивости носилв сердце примиренность с жизнью и самое благожелательное отношение ксовременникам при всех их грехах и слабостях/
Пророк. 1826г
В середине февраля 1826года Пушкин пишет Дельвигу как всегда искренно и прямо: «Никогда я непроповедовал ни возмущения, ни революции — напротив… Как бы то ни было, яжелал бы вполне и искренно помириться с Правительством… Не будем ни суеверны,ни односторонни, как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира...»Под этим Пушкин подразумевал глубину и широту исторического и политическогокругозора, уменье рассматривать совокупность многообразных фактов как целое иоценку исторических лиц и событий с высшей точки зрения философии истории(историософии).
Каков бы ни был мойобраз мыслей, политический и религиозный, — пишет он Жуковскому, — я храню егопро себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку инеобходимости". Приблизительно в таком же смысле было написано Пушкиным иписьмо самому новому Императору. Ответа долго не было, и поэт этим оченьтревожился. «Жду ответа, но плохо надеюсь», — пишет он Вяземскому 10июля. «Бунт и революция мне никогда не нравились — это правда; но я был всвязи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».
В это поистине страшноевремя Пушкин усиленно читает Библию, глубоко вдумывается в сокровенный смыслэтой Великой Святой книги. Размышляет он, как и подобает поэту, в образах. Поэти мыслитель сливаются воедино. Размышляет он и о мире, и о своей душе, и отрагедии мировой истории, и о трагедии своей души. И если на трагедию мира онсмотрит глубоким взглядом Шекспира, то на трагедию своей собственной души онсмотрит глубже Шекспира. Свои грехи он начинает понимать как одержимость, какзакон тела, «противоборствующий законам его ума», и жаждет помощиСвыше. И эта помощь приходит в виде особого, до сих пор еще небывалоговдохновения, озарения, духовного перерождения. И в таком состоянии он пишетсвоего «Пророка».
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной явлачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мнеявился.
Перстами легкими, каксон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещиезеницы,
Как у испуганнойорлицы.
Моих ушей коснулся он,-
И их наполнил шум извон:
И внял я небасодроганье,
И горний Ангелов полет,
И гад морских подводныйход,
И дольней лозыпрозябанье.
И он к устам моимприник
И вырвал грешный мойязык,
И празднословный, илукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницеюкровавой.
И он мне грудь рассекмечом,
И сердце трепетноевынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстуюводвинул.
Как труп в пустыне ялежал.
И Бога глас ко мневоззвал:
«Восстань, пророк,и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердцалюдей.
3 сентября Пушкинпровел в Тригорском и вернулся домой в полночь. Поэт чувствовал какой-топерелом в своей жизни, прощался с молодостью и предчувствовал новую жизнь.Вдруг… колокольчики тройки — и в сенях бряцанье шпор… Значит, арест?Допросы? Крепость? Кандалы? Сибирь? И, самое жуткое, — конец поэтическоготворчества?.. Поэт поспешно прячет в бумажник черновик цикла стихов на тему»Пророка", где имелись строчки о том, как пророк является к царю«с вервием на вые», в «позорной ризе», с грознымтребованием покаяния… Эти стихи остались не написанными. Само БлагоеПровидение наложило на них запретную десницу. Сохранилась только единственнаяканоническая редакция, указанная выше, заканчивающаяся словами: «Глаголомжги сердца людей».
БорисГодунов. 1826 г
«…Иэто происходит с ним часто, все время, всю жизнь. Когда он писал “БорисаГодунова”, он сам ощущал, что с ним что-то важное происходит: ни об одномдругом произведении он не высказывался так много в том смысле, что это былрешающий период его жизни. Он писал в одном наброске: “Являюсь, отказавшись отпрежней своей манеры”. В другом случае он говорит: “Я чувствую, что душа мояразвилась вполне – я могу творить”. Еще: “Передо мной моя трагедия. Я прочел ееодин, вслух, и бил в ладоши и кричал: “Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!”” То естьон прочел и был потрясен тем, что вышло из-под его пера. «Это знакомотворческим людям – изумление тем, что у тебя получилось. Семен Людвигович Франкговорил, что два основания были у пушкинской религиозности: первое – этосознание божественности своего дара, как бы взгляд снизу вверх на своеискусство. A второе – это отношение к красоте и любви как к Божественнойсущности (потому что для Пушкина – если любви нет, то и Бога нет. Тема любвисопровождала его всю жизнь, она была ему нужна как теодицея)».(Проф.И.М.Андреев А.С.Пушкин (Основные особенности личности итворчества гениального поэта). А. С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ.Издательство «Отчий дом». Москва 1996).
«А ведь когда он писал“Бориса Годунова”, нельзя сказать, что он был очень уж верующим. A написалтрагедию, которая вся проникнута религиозным, христианским духом. Не толькопотому, что там три важнейших действующих лица – инок-летописец Пимен,Патриарх, который выступает в кульминационный момент всей трагедии, и Юродивый –это люди, имеющие прямое отношение к Церкви; а потому, что там православныйвзгляд на историю. Это не “историческая трагедия”, а трагедия об истории: чтотакое история и как она получается. Все дело в том, как эта вещь построена. Нечто говорится здесь и здесь, а как между собой все связано. У Пушкина главноене сам строительный материал, а постройка. A мы очень часто и об искусствесудим по строительному материалу, из которого оно сделано, а не поархитектонике.
Известно,что в 1824 году, когда он уже работает над «Борисом Годуновым» — он пишет вписьме Кюхельбекеру: «… читая Шекспира и библию, святый дух иногда мне посердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира. — Ты хочешь знать, что я делаю — пишупестрые строфы романтической поэмы — и беру уроки чистого афеизма. Здесьангличанин, глухой философ*, единственный умный афей, которого я еще встретил.Он исписал листов 1000, чтобы доказать qu'il ne peut exister d'êtreintelligent Créateur et régulateur**, мимоходом уничтожая слабыедоказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновеннодумают, но, к несчастию, более всего правдоподобная.
Тоесть Пушкин соглашается с тем, что, скорее всего, Бога нет, но считает этоужасным фактом, который ему совершенно не нравится. И в то же время он пишет «Бориса»,в котором описывает русскую историю так, как она не могла бы идти, если бы Богане было.
После«Бориса Годунова» он меняет свои политические пристрастия. Пушкин становитсяспокойным монархистом, без всяких крайностей и истерик. Или, как потом скажет онем Вяземский, — либеральным консерватором. И тогда же он обнаруживает, чтовсе-таки верит в Бога. Пушкин понимал очень тонкое различие между личностьючеловека и его душой. Эти понятия часто сливают воедино, но Пушкин знал, чтоони — различны. Это тот самый случай, о котором Тертуллиан говорил, что душачеловека по самой природе своей — христианка. Душа Пушкина всегда былахристианкой, просто он до поры не знал этого или не хотел признавать. А потом —чем дальше, тем больше в нем начинает проявляться вера: «Борис Годунов»,«Медный всадник», «Анжело» — откровенно христианские по духу произведения.Стихотворение «Странник» — потрясающей силы свидетельство веры. Это переводанглийского автора Джона Буньяна, протестанта, но ничего специфически протестантскогов пушкинском переводе нет.
«… Познаймой жребий злобный:
Яосужден на смерть и позван в суд загробный
—И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
Исмерть меня страшит».
Дар напрасный, дарслучайный… 1828 г.
Дарнапрасный, дар случайный,
Жизнь, зачемты мне дана?
Иль зачемсудьбою тайной
Ты на казньосуждена?
Кто менявраждебной властью
Изничтожества воззвал,
Душу мненаполнил страстью,
Ум сомненьемвзволновал?..
Цели нетпередо мною:
Сердце пусто,празден ум,
И томит менятоскою
Однозвучный жизнишум.
В жизниПушкина не могла не произойти встреча со святыми людьми. Особенно в моменте егонравственных переживаний, связанных с поиском смысла жизни. Знаковая ипоказательная во всех смыслах встреча, которой можно только восхищаться иудивляться – это поэтическая встреча митрополита Филарета и Пушкина.
В 1830 году,спустя два года после написания этого унылого стихотворения, генеральша Хитровопривезла в дом на Волхонке, принадлежавший приятелю святителя Филарета СергеюМихайловичу Голицыну, свежий номер «Северных цветов» с новыми стихами Пушкина. Раскрывальманах, она с восторгом читает их гостям Голицына. Слушая горестные строки,митрополит Филарет ужаснулся бездонной глубине отчаяния и безверия,распахнувшейся пред ним. Он приехал вечером к себе на Троицкое подворье итотчас сел за перо. Привыкший проповедями исправлять людей, святитель принялсяисправлять поэзию Пушкина:
Не напрасно,не случайно
Жизнь от Богамне дана,
Не без волиБога тайной
И на казньосуждена.
Сам ясвоенравной властью
Зло из темныхбездн воззвал,
Сам наполнилдушу страстью,
Ум сомненьемвзволновал.
Вспомнисьмне, забвенный мною!
Просияйсквозь сумрак дум —
И созиждетсяТобою
Сердце чисто,светел ум!
Этотстихотворный ответ митрополита был доставлен в Санкт Петербург. Филарет моглично привезти его туда, отправившись на зимнюю сессию Святейшего Синода. Но онпоручил это сделать все той же Хитрово.
«Стихотворение«Не напрасно, не случайно…» получил не тот Пушкин, который писал «Дарнапрасный». Тогда, в конце двадцатых годов, возвращенный из ссылки Николаем I,он оказался в петербургском свете, окунулся в его суету и ужаснулся не толькосамой этой суете, но и своей собственной сопричастности ей. Прошло время,Александр Сергеевич впервые по-настоящему полюбил, душа его открылась и засиялапо-новому. Он побывал в действующей армии, увидел победоносную доблестьрусского солдата, сам рвался в бой и осознавал его упоение. В наступившем 1830году он готовился к свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой. Сей год станетгодом Болдинской осени, но уже сейчас, в январе, из-под пера гения одно задругим выходили стихи, свидетельствующие о новом великом приливе еготворчества. Он пишет:
«Что в именитебе моем?
Оно умрет,как шум печальный
Волны,плеснувшей в берег дальный,
Как звукночной в лесу глухом…»
Он пишет
Нет, я недорожу мятежным наслажденьем
Восторгомчувственным, безумством, исступленьем…
Он также пишет:
«Пора! вМоскву, в Москву сейчас!
Здесь городчопорный, унылый.
Здесь речи —лед, сердца — гранит…»

Ивот из этой самой Москвы, куда душа его летит, ему весточка от самого владыкиМосковского!»/
И попрочтении, в воскресенье 19 января 1830 года Пушкин садится писать ответноестихотворение.
В часы забавиль праздной скуки,
Бывало, лирея моей
Вверялизнеженные звуки
Безумства,лени и страстей.
Но и тогдаструны лукавой
Невольно звоня прерывал,
Когда твойголос величавый
Меня внезапнопоражал.
Я лил потокислез нежданных,
И ранамсовести моей
Твоих речейблагоуханных
Отраденчистый был елей.
И ныне свысоты духовной
Мне рукупростираешь ты,
И силойкроткой и любовной
Смиряешьбуйные мечты.
Твоим огнемдуша согрета
Отвергла мракземных сует,
И внемлетарфе Филарета
В священномужасе поэт.
С этойочищенной душой он в марте отправляется я в Москву, там и состоялась егопомолвка с Натальей Николаевной Гончаровой.

Прилежно впамяти храня… 6 мая 1830 г
Эти строкипосвящены будущей супруге
Прилежно впамяти храня
Изменпечальные преданья,
Ты безучастья и вниманья
Унылослушаешь меня…
Клянуковарные старанья
Преступнойюности моей,
И встречусловных ожиданья
В садах, вбезмолвии ночей.
В своемдуховном прозрении Пушкин расстается с грешным прошлым.
Он мечтаетвпредь сделаться верным мужем, избавиться от пагубного донжуанства. Не менееважно и то, что он вскоре произносит анафему безбожной толпе, анафему гордыне,анафему жажде славы. Эта анафема — в одном из самых лучших и главных егостихотворений:
Поэт! недорожи любовию народной.
Восторженныхпохвал пройдет минутный шум;
Услышишь судглупца и смех толпы холодной,
Но тыостанься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живиодин. Дорогою свободной
Иди, кудавлечет тебя свободный ум,
Усовершенствуяплоды любимых дум,
Не требуянаград за подвиг благородный.
Они в самомтебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строжеоценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволенли, взыскательный художник?
Доволен? Такпускай толпа его бранит
И плюет наалтарь, где твой огонь горит,
И в детскойрезвости колеблет твой треножник.
Свадьбасостоялась 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. (Чтосимволично, и даже сам Пушкин отметил, что с праздником Вознесения егосвязывает Промысел Божий). Но все же Пушкин не был и не стал человекомцерковным. В храм он ходил редко и даже писал жене, которая была весьманабожна: «Помню, как ты молилась на коленях… Я не молитвенник, так хоть тыпомолись за меня». Вера была в его сердце, но жил он очень по-разному. Поэзия –это стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле ижеланию… Поэтому, представляется возможным говорить, что Пушкин не былправославным поэтом, а скорее поэтом православного народа.
Недаром,Пушкина через некоторое время будут провожать в последний путь «не только как величайшегопоэта, но и поэта нашего народного, каким явился он если не во всех, то влучших своих произведениях. Он отозвался своею чуткою душой на все преданиярусской старины и русской истории… Он глубоко проникся русским духом и всё,воспринятое им от русского народа, перетворив своим гениальным умом, воплотил ипередал тому же народу в сладкозвучных песнях своей лиры, которыми и услаждалсоотечественников, и незаметно укреплял в чувствах патриотизма и любви ко всемуродному».
Кстати, наэтом благодеяния святителя Филарета по отношению к Пушкину не закончились.После смерти Пушкина на дуэли вполне могло статься, что его нельзя было бы отпеть в храме, похоронитьвнутри церковной ограды и поминать со всеми христианами, ведь дуэльпризнавалась не только государственным, но и православным преступлением. В отношениидуэлянтов не существовало особых постановлений, они попросту приравнивались ксамоубийцам. На исполнении этой строгости в отношении Пушкина настаивалПетербургский митрополит Серафим. Но благодаря вескому слову святителя ФиларетаМосковского государь Николай Павлович не поменял своего доброго отношения кпоэту после его смерти в угоду букве государственного и религиозного закона, иПушкин был похоронен как православный человек.
Брожу ли явдоль улиц шумных… 1829 г
Рассматриваядуховно-нравственный опыт Пушкина можно увидеть в его творчестве и другие перспективы.В указанном времени мы застаем поэта в сосредоточении своего чувства на покаяниии на неизбежности смерти:
Я говорю:промчатся годы,
И сколькоздесь ни видно нас,
Мы все сойдемпод вечны своды –
И чей-нибудьуж близок час.
Гляжу ль надуб уединенный,
Я мыслю:патриарх лесов
Переживет мойвек забвенный,
Как пережилон век отцов.
Младенца льмилого ласкаю,
Уже я думаю:прости!
Тебе я местоуступаю:
Мне времятлеть, тебе цвести.
«Отцыпустынники и жены непорочны…». 22 июля 1836 года
Это произведениенаписано в период творческой зрелости поэта, когда до его трагической гибелифактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворение не былонапечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено подномером II. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, преподобногосвятого, прошедшего тернистый путь познания Бога.
Случайно ли то, чтоименно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создавстихотворение «Отцы пустынники…»? Предчувствовал ли он смерть, или это былопросто желание зрелого поэта еще раз обратиться к Богу? А.С. Пушкина из всехмолитв умиляет одна. И ею стала молитва, которую читают «Во дни печальныеВеликого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа отмногих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего родаочищение перед всевидящим оком Господа.
Разговор человека с Богом– святая тайна, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произноситсвое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит Бога поэт?Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней небыло «духа праздности», «любоначалия», «празднословия».
И даже Пушкинпроизносит слово: «Дай!». Проникновенно, с волнением взывает ко Всевышнему: «Нодай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не приметосужденья». Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивомвсего творчества А.С. Пушкина: «И дух смирения, терпения, любви и целомудриемне в сердце оживи».
Слово «целомудрие»Пушкин оставляет в самой последней строке, скорее всего потому, что оно длянего важнее других. Можно даже сказать, актуальнее. Как и любой человек,томящийся грехом, но искренне хотящий от него избавиться, он просит Бога незастать его таким грешником, не запомнить в грехе, а дать исцеление –противоположное состояние нравственной нечистоте – целомудрие.
Можно отметить, что тонповествования соответствующий прошению — размеренный, молитвенный.Размеренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четкоорганизованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишетямбом, располагая рифму в смежном порядке. Стихотворение можно разделить на двесмысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, скоторыми люди обращаются к Богу. Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но ив ней можно выделить два начала. Поэт взывает к Богу с просьбой избавить егодушу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.
Что касаетсясинтаксической стороны произведения, то нужно отметить одну особенность. Мыувидим всего два предложения в составе стиха. Если заглянуть в любую молитву«Молитвослова», можно отметить, что они составлены в основном из сложныхпредложений.
«Поэт хорошо зналБиблию, часто ее перечитывал, он упоминает в своих произведениях книги Моисея,пророка Исаии, Екклезиаста, Иова, Песнь Песней, Псалтирь, Апокалипсис и др. Набиблейские сюжеты им написано немало стихов. Известен отзыв поэта о Евангелии:«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всехконцах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествияммира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы всенаизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже длянас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, и такова ее вечноновая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайнооткроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению ипогружаемся духом в ее Божественное красноречие». В христианской вереПушкина не сомневался и В.С. Соловьев. Общеизвестны также предсмертные словапоэта, сказанные им Данзасу: «… Хочу умереть христианином»

Заключение
Александр СергеевичПушкин до сих пор является и останется навсегда одним из грандиозных духовныхстолпов русской цивилизации. Это человек, творчество которого, как сосуд,вобрало в себя всю присущую ей систему ценностей. Не говоря уже о том, чтоПушкин — это гениальный писатель, поэт, великий гражданин России, а такжеблестящий мыслитель. Каждому из нас он дорог тем, что он жизнь и творчество егополны духовно-нравственного опыта, к которому мы всегда можем обратиться втрудные минуты жизни. Мы можем полнее попытаться осознать, в чем смыслчеловеческого существования, зачем люди приходят в этот мир и как относиться ктем или иным окружающим нас явлениям жизни. И самое главное, он до сих порявляется лучшим — можно сказать вечным — собеседником, который всегдаготовоказать нам духовную поддержку. Во многом, бурная, кипучая жизнь поэта, вкоторой много было поступков самого разного масштаба и нравственной оценки, немешает, а даже наоборот способствует пониманию его творчества, осмыслению ипереложению на эпоху современности и наши внутренние переживания.Предполагается, что жизненный опыт Пушкина будет полезен только прихристианском подходе к его осмыслению.
«Вхристианстве непререкаемо правило: ненавидь грех, но люби человека. То естьотделяй прегрешение от его носителя, поскольку Дух Божий дышит, где хочет, излодей впоследствии вполне может стать подвижником или мучеником за веруХристову. Мы чтим Пушкина за его творения, которые выразили русского человекакак никакие другие. И сопереживаем бытовой жизни поэта, в которой находим имножество высоких примеров поведения».

Список использованной литературы
1. ВересаевВ.В. Спутники Пушкина. Т.1. М. 1937.
2. НепомнящийВ.С. Пушкин. Размышления в лицейский день. // Фома. Октябрь, 2008
3. МитрополитАнтоний (Храповицкий). А. С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ. Издательство«Отчий дом». М. 1996.
4. Проф.И.М.Андреев А.С.Пушкин (Основные особенности личности итворчества гениального поэта). А. С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ.Издательство «Отчий дом». М.1996.
5. СвятительФиларет и Пушкин. Александр Сегень. Информационноаналитическое издание Фонда исторической перспективы. Интернет-газета.02.12.2010.
6. В. Лепахин.«Отцы пустынники и жены непорочны...» (Опыт подстрочногокомментария). А. С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ. Издательство «Отчийдом». М.1996
7. Даръ.Русские священники о Пушкине. М. 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :