ИбрагимовГалимджан Гирфанович
Содержание
1.Биография
2.Работа в журналах и политическая деятельность
3.Литературная деятельность
4.Память
Списоклитературы
1. Биография
Даже ёмкое слово«писатель» не раскрывает многогранной личности Галимджана Ибрагимова, его ролив духовной истории татарского народа. Художник, воплотивший в своихпроизведениях основополагающие принципы социалистического реализма, крупныйкритик и теоретик литературы, выдающийся учёный, государственный и общественныйдеятель, он был пионером новой национальной культуры.
Ибрагимов ГалимджанГирфанович (1887-1938).
Родился 12 марта 1887г. в семье муллы в деревне Султан-Муратово Стерлитамакского уезда. До 11 летучился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы, откуда запротест против схоластической системы воспитания был исключен.
Схола́стика (греч.«учёный, школьный») — систематическая средневековая философия представляющаясобой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Вскоре Г. Ибрагимов переехалв Уфу и поступил в высшее восточное мусульманское учебное заведение – медресе“Галия”, из которого его тоже исключили за выступление против администрации.
Г. Ибрагимовучительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 г. приехал в Казань снамерениями поступить в университет (он жил на ул. Армянская, нынеСпартаковская, д. 15). Но двери “храма науки” для политически неблагонадежноготатарского юноши были закрыты. В 1912 г. он уехал в Киев, где в качествевольнослушателя учился в университете.
2. Работа в журналах иполитическая деятельность
ибрагимовписатель татарский творчество
С осени 1913 г. пофевраль 1914 г. Г. Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарскомлитературно-художественном журнале “Разум”. В 1917 г. совместно с Ф. Сайфи-Казанлыи Ш. Сунчалеем издавал газету “Ирек”. Г. Ибрагимов – один из организаторов ируководителей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918гг. он избирался депутатом Милли Меджлиса. В 1918 г. Г. Ибрагимов вместе с М.Вахитовым и Ш. Манатовым участвовал в организации Комиссариата по деламмусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 гг. онявлялся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременноруководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегиии редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организацийнародов Востока, сотрудничал в журнале “Красный Восток”.
С 1920 г. Ибрагимовработал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 г. он возглавилАкадемический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюрокраеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом ПрезидиумаТатЦИКа. Он сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры инародного просвещения.
С 1918 г. по 1924 г.Ибрагимов жил в доме 21 по ул. Чернышевского (ныне ул. Кремлевская). Позднеежил в доме 33 по ул. Комиссариатская (ныне ул. Муштари). В 1927 г. он уехаллечиться в Крым. Несмотря на тяжелую болезнь (туберкулез), он продолжил своюлитературную и общественную деятельность. В 1928 г. Ибрагимов избирался членомГосударственной академии художественных наук СССР. 13 августа 1928 г. ему былоприсвоено звание Героя Труда.
В 1937 г. в Ялте поподозрению в “участии в контрреволюционной националистической организации ипроведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйствареспублики”, Г. Ибрагимов был арестован и под конвоем доставлен в Казань. Вскором времени его перевели в тюремную больницу. 21 января 1938 г. писательумер в больничной палате тюрьмы .
Галимджан Ибрагимоввнес огромный вклад в развитие татарской культуры. Он был талантливымписателем. Широко известны его романы “Молодые сердца” (1912), “Наши дни”(1919), “Глубокие корни” (1928) “Дочь степи” (1934). В 1974-1987 гг. вышел8-томник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитиехудожественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью.Только за период с 1918 г. по 1935 г. художественные произведения писателявыдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Г. Ибрагимов выступал смногочисленными публицистическими статьями. Вместе с тем он много времениуделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занималсяисследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов“Татарская грамматика”, “Теория литературы” и др.
3. Литературнаядеятельность
В 1910 вышел первыйсборник рассказов «Начало весны» («Яз башы»). Написал рассказы и повести«Судьба татарской женщины», «Старый батрак» («Карт ялчы», 1912), «Дети природы»(«Табигать балалары», 1914), романов «Молодые сердца» («Яшь йэрэклэр», 1912),«Наши дни» («Безнен кеннэр», 1920) и др. Его творчество оказало влияние наразвитие художественной прозы тюркоязычных народов.
Романтические исканияГ.Ибрагимова и его современников-неотъемлемая страница духовного развитиятатарского народа. Романтическая заостренность и яркость образов дополнилась впервом романе Ибрагимова реалистической полнотой характеров. Внутренниемонологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввелименно Г.Ибрагимов. Он опиралсяна достижения русской классической литературы,особенно Л.Н.Толстого.
Ибрагимов многомуучился у Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковскиетрадиции. Ибрагимова нередко называли «татарским Горьким».
Тема романа «Дочьстепи» подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем вказахских аулах и был покорён широтой души, свободолюбием и своеобразиемкультуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы,поговорки, песни. Первые главы романа он написал в 1990, когда работал наурале, на Миасском заводе. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани ипредставил его в издательство «Вакыт». Однако рукопись романа была конфискованаи куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текстромана, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновьпопала в руки охранки. Издать своё произведение Г.Ибрагимов смог только послереволюции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления.
Роман «Дочь степи»оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первуюочередь среднеазиатских.
«Казахи считаютГ.Ибрагимова своим казахским писателем, -писал академик Сабит Муканов. -ИмяГалимджана Ибрагимова замечательного писателя и человека, навсегда вошло висторию нашей многонациональной социалистической культуры.»
В татарской критике нераз указывалось, что роман «Глубокие корни» по композиционному построениюнапоминает детективные произведения. Но это сходство чисто внешне. По своемусодержанию роман Г.Ибрагимова-это большое многоплановое эпическое полотно,показывающее напряженность классовой борьбы в деревне после победы Октябрьскойреволюции, вскрывающее «глубокие корни» социальных противоречий и проникнутоепредчувствием новых кардинальных перемен.
Широта и разнообразиечеловеческих характеров, глубина социально-философского осмыслениядействительности в богатом творческом наследии Г.Ибрагимова объясняютдолговечность и притягательную силу его произведений.
4. Память
Имя Г. Ибрагимова носитИнститут языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.
Перед татарскойгимназией № 17 (бывшей школой № 89) на ул. Восстания в 1967 г. ему установленпамятник.
Имя выдающегося общественногодеятеля в Казани носит проспект Ибрагимова, который пересекает Ново-Савиновскийи Московский районы города.
Список литературы
1.Казань1980.Галимджан Ибрагимов «Молодые сердца»
2.Москва1987. Галимджан Ибрагимов «Глубокие корни»