Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова и А.И. Куприна

Реферат
на тему: «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского,А.П. Чехова и А.И. Куприна»

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828—1889)
Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове в семьесвященника. Предки его со стороны матери были священниками в третьем поколении.К своим родителям Чернышевский всегда относился с глубоким сыновним почтением.С ранних лет он обнаружил исключительные способности. Родители дали емудомашнее образование. Отец сам преподавал ему латынь и греческий. Дома имеласьхорошая библиотека, где были сочинения русских классиков, современные журналы.
В 1842 г. Чернышевский поступил в Саратовскую духовнуюсеминарию, в которой сразу попал в число лучших учеников. Проучившись всеминарии четыре года и не окончив ее, Чернышевский решил продолжить своеобразование в Петербургском университете и в 1846 г. отправился в столицу. Успешно выдержав приемные испытания, он был зачислен наисторико-филологическое отделение философского факультета. Вспыхнувшая воФранции в феврале 1848 г. революция оказала сильное воздействие на студента,определив круг его интересов. Он погрузился в изучение трудовсоциалистов-утопистов, в которых видели тогда развитие христианского учения. Поокончании университета в 1850 г. Чернышевский возвратился в Саратов, поступивучителем словесности в тамошнюю гимназию. Но карьера провинциального педагогавовсе не привлекала его, и в 1853 г. он вновь в Петербурге.
Здесь он печатался в журналах и начал работать наддиссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности», вкоторой, по сути, проводилась мысль о коренном переустройстве социальной жизнив стране. Защита ее состоялась в мае 1855 г. и была восторженно встречена разночинной молодежью. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован по обвинению всношениях с эмигрантами, т.е. с Герценом, и заключен в одиночную камеруПетропавловской крепости, где он находился два года и где был написан роман «Чтоделать?».
К этому роману нельзяприложить привычные мерки, как к произведениям великих писателей того времени.В произведении Чернышевского мы имеем дело с философско-утопическим романом.Мысль в этом произведении преобладает над непосредственным изображением жизни.Не случайно роман был оценен революционно-демократической интеллигенцией не каксобственно художественное произведение, а как программное произведение посоциалистическому преобразованию жизни. Глухая полемика с романом Чернышевскогоотчетливо проступает в «Войне и мире» Толстого и в «Преступлениии наказании» Достоевского. Без знания этого романа невозможно правильнопредставить и понять эпоху, в которую он создавался и которую по-своемуотобразил.
Композиция произведения строго продумана: изображение «пошлыхлюдей», изображение «обыкновенных новых людей», образ «особенногочеловека» и сны героини романа Веры Павловны. Мир «пошлых» людейпредставлен образами родителей Верочки, а также Сержа Сторешникова и другихперсонажей; мир «обыкновенных новых людей» — образами Лопухова,Кирсанова, самой Веры Павловны, в качестве «особенного человека»выведен Рахметов; в снах Веры Павловны заключена философская концепцияЧернышевского. «Новых людей» от «пошлых» отличает новоепонимание человеческой выгоды, которую они видят в возможности творить добродля других. Они называют это «теорией расчета выгод» или «разумнымэгоизмом». Это новая этика, которую «новые люди» Чернышевскогоутверждают всем образом жизни. В соответствии с ней все поступки человекадолжны совершаться не в результате принуждения, а по внутреннему влечению,должны согласовываться с желаниями и убеждениями. По мнению Чернышевского,мораль «новых идей» высвобождает творческие возможности человеческойличности. По-новому строятся у них и отношения между людьми, в том числе отношениясемейные. Прежде всего, считают они, в сфере семьи необходимо преодолетьнеравенство мужчины и женщины, что станет залогом гармонии их союза.
Образ «особенного человека» стал первым в русскойлитературе образом профессионального революционера. Чернышевский показываетпроцесс становления революционера. Главное отличие Рахметова от «новыхлюдей» в том, что у него нет личной жизни, которую ему заменяет служениеобществу, причем он сознательно пошел на это. Общее дело стало для Рахметовавысшей потребностью и смыслом существования.
Ключевое место в романе занимает четвертый сон Веры Павловны.В нем Чернышевский развертывает картину будущего, в котором интересы каждогосогласованы с интересами всех, а жизнь строится на основе всеобщего труда.Вообще тема труда — одна из важнейших в романе. В будущем человек обретаетутраченную гармоническую полноту.
19 мая 1864 г. на Мытнинской площади в Петербурге состояласьгражданская казнь Чернышевского. Он был приговорен к 14 годам каторжных работ ивечному поселению в Сибири. В ссылке он начал писать роман «Пролог»,в котором получили развитие темы, затронутые в романе «Что делать? »,но это произведение не было закончено. В августе 1883 г. Чернышевскому было разрешено уехать из Сибири в Астрахань, где он жил под надзором полиции, итолько перед самой смертью писатель смог вернуться в родной Саратов.
А.П. ЧЕХОВ (1860—1904)
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге в небогатойкупеческой семье. Отец и дед его были крепостными, но в 1841 г. его дед, Егор Михайлович, выкупил себя и свою семью на волю, а отец, Павел Егорович, завел вТаганроге свое торговое дело. Из крепостных же происходили и предки материЧехова, Евгении Яковлевны. Павел Егорович стремился дать своим детям хорошееобразование. Они обучались языкам, музыке. Помогая отцу в лавке, которая былачем-то вроде клуба, Чехов имел возможность общаться с разными людьми,присматриваясь к человеческим характерам.
В 1876 г. Павел Егорович разорился и переехал в Москву, кудавскоре перебралась и вся семья. Лишь Антон остался в Таганроге, зарабатываясебе на жизнь репетиторством. Окончив в 1879 г. гимназию, он также переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. В 1880 г. появляются его первые публикации в юмористическом журнале «Стрекоза». В 1882 г. его приглашает к сотрудничеству писатель и редактор петербургского сатирического журнала «Осколки»Н.А. Лейкин.
Вся первая половина 80-хгг. связана в творчестве Чехова с юмористикой. Очень часто в раннихюмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классическойлитературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому. Так, «перевернутой»предстает в рассказе «Толстый и тонкий» тема «маленькогочеловека». Пафос чеховского повествования не в сочувствии к жертве, а ввысмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То жеотносится и к рассказу «Смерть чиновника».
К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторыйперелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки,появляются рассказы с симптоматичными заглавиями — «Горе», «Тоска»,в центре которых — человек, оставшийся наедине со своим горем. Это одиночествоотражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих иобщественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчестваэтого периода. В рассказе «Свирель» затронута трагическая темаистощающейся природы и духовно оскудевающего человека.
В апреле 1890 г. Чехов предпринимает длительное иизнурительное путешествие на Сахалин, бывший в то время преимущественно местомкаторги и ссылки. Это путешествие стало актом гражданского мужества писателя,написавшего книгу очерков «Остров Сахалин», в которой вскрытызлоупотребления тюремной и каторжной администрации. После Сахалина Чехов всечаще обращается в своем творчестве к общественно-политическим вопросам, которыеволновали его современников. Чехов не признает ни за какой общественной теориейзнания всей правды о жизни и тем более права на ее переделку. Эта тема раскрытав рассказе «Дуэль», в котором устами одного из героев Чехов прямозаявляет, что «никто не знает настоящей правды». На знание такойправды претендует другой герой этого рассказа — ученый-зоолог Фон Корен —прямолинейный и нетерпимый человек. Уверенность в непогрешимости своих идейприводит к человеческим драмам, рождает отчужденность и недоверие людей друг кдругу, ненависть.
В рассказе «Дом с мезонином» Чехов изображаетмолодую женщину Лиду Волчанинову, увлеченную «теорией малых дел»,т.е. программой русской интеллигенции, связанной с культурной работой впровинции, в деревне, с созданием школ, больниц, аптек, библиотек и прочее.Чехов сам занимался такой работой, находя ее полезной для народа. Но в Лиде егоотталкивают догматичность мышления, непоколебимая убежденность в своей правоте,нежелание признать такое право за другими, в частности, за ее оппонентом —художником, влюбленным в ее младшую сестру, Женю. Лида претендует намонопольное владение истиной, а потому плохо слышит других. В чем-топрямолинейность Лиды, заявляющей, что всем пейзажам на свете она предпочтет «самуюнесовершенную из всех библиотек и аптечек», сродни максимализму Базарова,считавшего, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.Высокомерие героини, излишне гордящейся своей филантропической деятельностью,ее самоуверенность, ложное осознание своей исключительности приводят ее кдушевной глухоте. Она считает себя вправе разлучить свою сестру с художником ипогубить молодое и прекрасное чувство.
Образ-символ русской полицейской государственности создалЧехов в рассказе «Палата № 6». Одержимый манией преследования,интеллигент Громов благороден, честен, остро реагирует на зло инесправедливость, протестует против насилия и верит в правду, которая современем воцарится на земле. Антиподом Громова является доктор Рагин. Онсмиряется с порядками в больнице, считая, что любой протест бессмыслен, так какзло вообще неискоренимо, потому истинно мудрому человеку надлежит отъединитьсяот мира, уйти в себя. Но Рагину приходится проверить на себе собственныетеоретические построения, философию невмешательства: по доносу своего приятеляон оказывается в палате № 6, где к нему приходит запоздалое прозрение. Рагинпытается протестовать, но умирает от жестоких побоев сторожа Никиты. Рассказнаводит на мысль о том, что в мире, живущем по извращенным законам, именносумасшедший является по-настоящему нормальным человеком. Н.С. Лесков увидел вобразе палаты № 6 образ всей России.
Картину всеобщего неблагополучия русской жизни развиваетЧехов в рассказах на крестьянскую тему «Мужики» и «В овраге».И в деревне, как и в городе, царят те же неустроенность, дикость и варварство,лишь усугубленные мужичьим невежеством. Эти произведения стали как бы ответомЧехова на те надежды, которые возлагались русскими революционными демократами,а также Толстым, Достоевским, Герценом на особый характер русской деревенскойжизни с ее общинным землевладением и стихийным социализмом, с ее патриархальнойнравственностью и " богоносностью ".
В 1898 г. появляется так называемая маленькая трилогия — рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,«О любви», в которых даны образы учителя гимназии Беликова, помещиковНиколая Ивановича Чимши-Гималайского и Алехина, ограничивших свое существованиерамками дозволенного и руководствующихся прописными истинами общепринятыхмнений, боящихся свободного слова, свободного дела и держащих в страхе других.В трилогии возникает сквозной образ «футлярного существования»,характеризующего жизнь современной России. Выразителен собирательный образколлег Беликова по гимназии, которые боятся его, добровольного доносчика, дажепосле его смерти, так как «беликовщина» вошла в их кровь, отравилавсе их существование.
Духовная деградация человека показана в рассказе «Ионыч».Земский врач Дмитрий Ио-нович Старцев, труженик и интеллигент, постепеннопревращается в стяжателя, ежевечерне пересчитывающего купюры, заработанные задень. Чехов развенчивает идею благотворности труда, если это труднеодухотворенный. Выразительны в рассказе и образы обывателей города С. — семьиТуркиных, людей, претендующих на культурность и образованность, но погрязших вобывательской тине ежедневных мелочей.
Новаторской была не только проза Чехова, но и егодраматургия. Произведения этого жанра отражают ту же атмосферу всеобщегонеблагополучия. Олицетворением всеобщей нескладицы жизни выступает приказчикЕпиходов, персонаж комедии «Вишневый сад» (1903). Чехову присущетонкое понимание драматизма жизни. Зло в пьесах Чехова не персонифицировано,отсутствует его прямой носитель, конкретный источник, уничтожив который можнобыло бы обрести счастье. Причиной всех несчастий становится сама жизнь, с еенелепостями и неурядицей. Зло скрывается в самих основах жизни, в самомустройстве ее. Поэтому в пьесах Чехова нет типичных для драм Островскогоконфликтов, выраженных в столкновении персонажей. Все приглушено, но от этогоне менее трагично. Каноны классической драмы в чеховских пьесах нарушены иотсутствием так называемого сквозного действия, ключевого события, котороеорганизует сюжетное единство драмы. Драма строится как художественное целое наоснове иного, внутреннего единства. Устраняется и классическая «одногеройность»драмы, т.е. сосредоточение сюжетного действия вокруг главного персонажа.Персонаж в пьесах Чехова раскрывается не в поступках, не в действии, как этосвойственно классической драме, а в его переживаниях, в его повседневномповедении. Особое значение приобретает не то, что герои говорят, а то, что онипри этом думают; их характеры раскрываются не в слове, а в молчании. Большуюнагрузку в пьесах Чехова несет подтекст. Новаторство пьес Чехова не сразу былопонято и оценено по достоинству, чем, в частности, объясняется провал премьеры «Чайки»на сцене Александрийского театра в Петербурге в 1896 г. Лишь Московский художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, сумел постичь тайну чеховской драматургии и донести ее дозрителя.
Все эти принципы были реализованы Чеховым в его комедии «Вишневыйсад» (1903). И жанр этой пьесы, и ее конфликт являются отступлением отнорм классической драмы. В пьесе нет ни классически положительных, никлассически отрицательных героев, но каждый персонаж дается как бы в двойномосвещении: он не лишен авторского сочувствия, но в то же время наделяетсякомическими чертами. Нарушен в пьесе классический расклад социальных сил. В нейнет столкновения пассивного и безвольного дворянства, уступающего висторической борьбе буржуазному хищнику, которого, в свою очередь, отрицаетреволюционно настроенная интеллигенция. Конфликт, основанный на противоборствесоциальных сил, у Чехова приглушен, потому что драма человеческогосуществования более глубока, чем элементарное экономическое разорение, да и самЛопахин, купивший имение, тоже не выглядит абсолютным именинником, так как и оннедоволен общим ходом жизни. Драматизм пьесы заключается не в борьбе завишневый сад, за имение, а в субъективном недовольстве жизнью, свойственномпрактически каждому персонажу. Драма жизни заключается в разладе самыхсущественных ее основ. Все в пьесе живут в ожидании неотвратимо надвигающегосяконца, рождающем в душах героев ощущение какой-то обреченности и призрачностиих существования.
Так изображал РоссиюЧехов на рубеже столетий. В ней зреют предчувствия грядущих перемен, но духовнолюди к ним не готовы и опасаются их.

А.И. КУПРИН (1870—1938)
Александр Иванович Куприн, творивший на рубеже эпох, выступилпод флагом реалистического искусства в лучших традициях русской литературы XIX в. Он завораживал правдой и красотойсвоего чувства и художественного слова.
Куприн — художник ичеловек — близок душою радостному и светлому лозунгу: «Да здравствуетжизнь!» Его современники справедливо заметили, что он чужд суровомутолстовству, мрачности психологических бездн Достоевского, вересаевскойзадумчивости, андреевскому пристрастию к неразрешимым вопросам и горьковскойреволюционности. Он любит жизнь больше смысла ее. Этот художник «сослезами восторга» («с детским восторгом», «замирая ихолодея от восторга», «с приятными слезами на глазах» —повторяет он из произведения в произведение) пропел гимн жизни — любви,природе, поэзии, ценности человеческой личности, движению, поиску,естественному человеку, не оскверненному цивилизацией.
Герой Куприна вошел в русскую литературу как правдолюбец,романтик, сильный своей одухотворенностью, тайной творческой жизни, чистотойнравственного чувства. Он привлекает к себе не только преклонением передкрасотой мира и бесконечной благодарностью сердца за существование в Божьеммире, но и бунтом против пошлости, грубости, рутины, бесчеловечности.
Повесть «Поединок», завершенная Куприным в 1905 г., — попытка художественного осмысления проблемы России и «истории души человеческой»,которая, по словам М.Ю. Лермонтова, «едва ли не любопытнее и не полезнееистории целого народа».
Художественный конфликт повести строится на отношенияхглавного героя, подпоручика Юрия Ромашова, с одной стороны, с офицерской I средой, с другой — с Шурочкой Николаевой, полковой дамой,разбудившей в нем сильное юношеское чувство. Название повести — ключ кпониманию того драматического узла, который развязать смогла только гибельгероя.
Ромашов любил ходить на вокзал. Он любовался на новенькие,блестящие вагоны курьерского поезда, увозившего пассажиров в «недоступный,изысканный, великолепный мир, где жизнь — вечный праздник и торжество». Итем самым уходил от грубой армейской повседневности, пошлой любовной связи сзамужней женщиной, от своего одиночества и затерянности среди чужих, отбедности и стыда. Там, на вокзале, в его душе закипали «мстительные,фантастические, опьяняющие мечты»: завтра засесть за книги, выдержатьблистательно экзамен в академию, стать «ученым офицером генерального штаба»и… совершить подвиг.
Снами, грезами, мечтами героев изобилует русская литература,и почти всегда они — «мостик» в другую реальность. «Диалектикадуши» Ромашова, казалось бы, должна двигать его в этом же направлении,если бы не любовь к Шурочке и бесконечная рефлексия: «я кажусь себе жалким»,«точно в горле что-то застряло», «голова робко вошла в плечи».Шурочка — простенькая, уютненькая женщина, вяжущая «филе и гипюрчики»,но мечтающая о «большом, настоящем обществе, свете, музыке, поклонении,тонкой лести, умных собеседниках».
За мечтами скрывается самолюбивая, претенциозная и прозаическаянатура, отмеченная силой воли и даже бессердечностью, когда речь пойдет о ееличном благополучии и жизни идеализирующего ее Ромашова. Читатель уже готоввынести приговор любовной драме: обыкновенный роман. Но для Куприна не можетбыть банального там, где есть целомудрие, высокий накал поэтичности,растворенность в любви, как в природе, которую Ромашов воспринимал необычайноостро.
Любовно-психологическая коллизия повести углубляет характерглавного героя и делает трагический финал неотвратимым для Ромашова, иболикующий мир любви отодвигался, а «серенький, унылый городишко с тяжелой искучной службой, с ротными школами, с пьянством в собрании, с тоской иодиночеством» наваливался, душил, заставлял плакать ночами: «Гм… аты позабыл? Отечество? Колыбель? Прах отцов? Алтари? А воинская честь идисциплина? Кто будет защищать твою родину, если в нее вторгнутся иноземныевраги?.. Да, но я умру, и не будет больше ни родины, ни врагов, ни чести. Ониживут, пока живет мое сознание. Но исчезни родина, и честь, и мундир, и всевеликие слова, — мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Яважнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви?» И он додумываетпоставленную проблему личного и общего, своего Я, своей сверхценности иофицерского долга: все военные должны отвергнуть и военную доблесть, ичинопочитание, и честь мундира и посметь громко сказать «не хочу!». Ион вспомнил новобранцев и что «их Я не хотело идти в армию, но через годони все стали длинной, мертвой шеренгой — серые, обезличенные, деревянные —солдаты!».
Так обнаружился кризис всознании Ромашова. Он с особой остротой воспринимает теперь чужое унижение,оскорбление маленьких людей. Он презирает собственную трусость и слабость. Унего вызывает ненависть самодостаточность и сытость самоуверенных людей,которых он когда-то считал идеалом. Ярким эпизодом в жизни «нового»Ромашова стала сцена учений, когда он вступился за рядового Хлебникова.Происходит перерождение героя, пробуждение от духовной спячки.Сосредоточенность на своем Я уступает место братанию с Хлебниковым и емуподобными. В его душу запали слова генерала на смотре: «Сказано в Писании:духа не угашайте, а вы что делаете? Ведь это самая святая, серая скотинка,когда дело дойдет до боя, вас своей грудью прикроет, вынесет вас из огня насвоих плечах, на морозе вас своей шинелешкой дырявой прикроет...» Духа неугашайте! Ну а если дух еще спит? Если еще сильны юношеские представления осебе как о центре мира? Кто из молодых не бывал в таком состоянии — сначалабезумной, восторженной эйфории, потом отчаяния, самоуничижения, неверия в себяи доброту окружающих? Слава, признание, всеобщая любовь, восторг слиянияличного с общим — все это неразделимо с понятием «молодость»! Купринлюбит своего героя именно за эти мечты, за его непрактичность, за полнотучувств, за незащищенность в грубом мире, за отсутствие внутреннего холода,граничащего с цинизмом.
И все-таки финал повести трагичен. Почему же погиб подпоручикРомашов? Среда заела? Запутался в любовных увлечениях? Главная причинатрагического тупика — индивидуализм, неспособность к выдержке и полнойперестройке внутреннего Я и общего направления жизни: от себя — к людям.
Подвижничество и праведничество всегда были символами жизни настоящейрусской интеллигенции и людей из народа, искавших опору в божественноймудрости, в каждодневном делании добра. И тем не менее купринский вариант «лишнегочеловека» в русской литературе вызывает щемящее чувство сострадания илюбви.
Рассказ «Гамбринус». «Писатель должен изучать жизнь, не отворачиваясьни от чего. Скверно ли пахнет, грязно ли — иди наблюдай», — говорилКуприн, приглашая читателя в мир своих рассказов об обездоленных детях («Тапер»,«Чудесный доктор»), о трагической любви («Гранатовый браслет»),о загадочной душе человека («Олеся»), о сильных и отважных моряках («Листригоны»),о чудо-скрипаче Сашке, заставившем нас поверить, что настоящее искусство живетне только в концертных залах и артистических салонах, но и в грязных кабачках,подобных одесскому «Гамбринусу».
Пивная «Гамбринус» описана Куприным по-фламандскисочно, выпукло, с колоритными деталями. Узкие сводчатые залы, влага, сочащаясяиз-под земли и мерцающая в свете газовых рожков, настенная живопись сизображением вакханалии, соединившей в одну дружную семью, прославляющую земныеутехи, пьянство и разврат, охотников, обнимающих пышных девиц, и великосветскуюпублику в напудренных париках, жеманно резвящуюся на зеленом лугу с барашками,счастливую семью малороссиян, пляшущих гопака со штофами в руках, и двухбезобразно толстых амуров с красными лицами, жирными губами и бесстыднымимаслеными глазками. Это злачное место притягивало к себе матросов, рыбаков,портовых воров, рабочих, контрабандистов. В этом почти уголовном,деклассированном мире у Куприна царствует не пивной король Гамбринус, а «кроткий,веселый, плешивый человек с наружностью плешивой обезьяны» — скрипачСашка, любимец публики, добрый гений, душа кабачка. Сашка-скрипач, Сашка-клоун,Сашка-выпивоха опрокинул все представления об искусстве как уделе дляизбранных. Его неутомимая скрипка торжествовала над духотой, над запахомтабака, газа, пива, над грубой радостью встреч и объединяла людей, давая имнеподдельную радость постижения многообразия человеческой души.
1905 год с его революционными лозунгами, еврейскимипогромами, демагогией, жестокостью, спорами о русско-японской войне всколыхнулустойчивый мир, сложившийся вокруг Сашки. Он играл то героические песни,сопровождавшиеся криками «ура», то пародийный «Куропаткин-марш»,то «балаклавскую страдательную». Потом Сашку забрали на войну, и «Гамбринус»осиротел: Сашку заменить никто не мог, потому что большое искусство ничемзаменить нельзя. Купринский Паганини выжил на войне, в столкновении счерносотенцами, призывавшими бить жида, «отсидел по политическому» ивернулся с искалеченной правой рукой, исхудалый, бледный, чтобы сыграть навставленном в рот отростке, засвистеть оглушительно веселого «Чабана».Жалкая, наивная свистулька словно пропела: "… Человека можно искалечить,но искусство все перетерпит и победит". Настоящий музыкант, виртуоз,импровизатор, Сашка нес в себе потрясающую «небоязнь боязни» передоскорбительным «жид», перед тюрьмой, перед пытками, перед житейскойнеустроенностью. Он воплощал достоинство личности, живущей в высоком мире искусства,щедро отдаваемого людям.
Куприн и в повести «Поединок»,и в многочисленных рассказах благословил жизнь, в которой человек, вопрекиобстоятельствам, остается романтиком, способен одухотворяться общением сприродой и музыкой, быть верным в любви, не опускается до меркантильности и подлогожитейского расчета. Куприн воспевает ту жизнь, которая, вопреки войнам иреволюциям, углубляющим национальные и классовые распри, творится живыми душами,верящими в Бога, Красоту, Добро, Человечность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Реферат Использование свободного программного обеспечения для обучения векторной графике
Реферат Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве
Реферат Нефтегазоносные бассейны краевых частей платформ
Реферат Жизнь Каптерева
Реферат Софья Фамусова: "Мильон терзаний"
Реферат Сущность бюджетного процесса в Республике Казахстан
Реферат Расчет рамы скрепера
Реферат Топологія геометрична та коливальна структура фулеренів Механізм утворення фулеренів
Реферат Типы технических средств входящих в состав телевизионных систем видеонаблюдения и их выбор
Реферат Роль администрации США в урегулировании палестино-израильского конфликта
Реферат Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях недостаточной комплектации мастерских
Реферат Путь диктатуры и войны. Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период
Реферат Организация рабочего места для проведения технического обслуживания тормозной системы автомобиля
Реферат Использование космических методов при исследовании природных ресурсов